В поисках истока (Об исторических изысканиях омутнинских краеведов на рубеже XX – XXI веков)

Автор - Мирзаабдуллаева Анастасия

Около 10 лет отдел краеведения Омутнинской районной станции юных туристов вплотную работает над местной деревенской тематикой. Хотя работа еще далека от завершения, но уже имеются результаты – краеведческие находки. В  нашей работе мы поставили цель - обобщить достигнутые результаты и представить связную картину (обзор) вышеупомянутых краеведческих находок (задачи исследования).

В первую очередь это касается ранней истории Омутнинского района, которая долгое время оставалась «белым пятном» для всех интересующихся ей.

Наконец-то, установлена практически точная дата заселения и освоения просторов района первыми русскими переселенцами. В 2004 году  в Библиотеке им Герцена  в «Памятной книжке Вятской губернии и Календаре за 1904 год» была обнаружена статья протоиерея Андрея Замятина «Монастыри Слободского уезда и их значение для местного края»

Нельзя без волнения читать использованные  Замятиным документы. Приведем один из них (не самый первый!), относящийся к 1596 году. Это жалованная царская грамота монахам Преображенского Екатерининского Верховятского монастыря. В ней  говорится, что  «по сыску и по отводу городового прикащика Федора Резанцева и окольных людей [монахи наделяются] пустыми местами по реке Вятка до Белыя речки, диким лесом и железною рудою…»

Так стало окончательно ясно, что освоение пустующих территорий Омутнинского района начали монахи Преображенского монастыря, основанного в 1582 г. и  располагавшегося на месте ныне несуществующего села Екатерина. Примечательно, что свои владения монастырь расширял  на  юге: монахи продвигались вверх по течению Вятки и ее притокам – Малой и Большой Белым, Бисере  и др.  В 1614 г. впервые упоминается речка Омутная («Омутница-речка»). 

Монахи были не одиноки. Вместе с монастырской колонизацией  с ведома монастыря происходила и колонизация крестьянская. Ныне можно уверенно сказать, что основная часть сельских населенных мест Омутнинского района возникла не позднее XVII века, а самые первых из них появились  в начале  XVII и даже на рубеже XVI – XVII веков. Что это были за населенные пункты? Об их названиях можно догадаться, зная то  место, откуда началось заселение и освоение пустующих мест.

Долгие годы духовным и хозяйственным центром здешних мест являлось село Красноглинье (Никольское): здесь находились приходская церковь и волостное правление; Красноглинской стала называться и волость, возникшая на месте Преображенской пустыни. Село располагалось на правом высоком берегу Вятки, в непосредственной близости  от реки, неподалеку от впадения в Вятку речки Осиновки. Красноглинье и расположенные близ его деревни – Кулигу, Пермскую (Монастырку), Ренево, Лусники и др. – можно считать первыми населенными пунктами здешних мест.

Еще совсем недавно Кировский госархив в ответ на запросы  о времени  основания  сельских населенных мест Омутнинского района давал справки о существовании того или иного населенного пункта не ранее  начала  XIX века. Более ранних сведений на этот счет не имелось. В 1999 году омутнинским краеведам в том же ГАКО удалось обнаружить  омутнинские деревни в Ведомостях о селениях Вятского наместничества за 1781 год по округам волостям и сотням (ГАКО, ф. 583, оп. 600, д. 630). Оказалось, что уже тогда в наших местах, не считая заводы, насчитывалась около 60 населенных мест, в которых проживали 713 податных душ. [На наш взгляд, в качестве податных душ записывалась не все мужское население, а лишь работоспособные мужчины!]  Таким образом, в конце XVIII века Крсноглинская волость была довольно многолюдна. Кроме деревень немало населения проживало тогда при заводах – Песковском(48 душ), Залазнинском(100 душ) и Омутнинском(145 душ). Для сравнения: в Зюздинской волости имелось тогда всего 358 податных душ.

Откуда же взялось столь значительное население? Неужели произошел естественный прирост первопоселенцев? Чтобы ответить на вопрос пришлось более внимательно вчитаться в последнюю Жалованную грамоту монастырю, датируемую  1693 годом. Вчитавшись, мы поняли, что грамоте предшествовала жалоба иеромонаха Пахомия с братиею. Пахомий жалуется, что в их урочища приезжают «вятчане и кайгородцы разных чинов многие люди,…насильством своим лес секут и рыбу ловят, и тем их [монастырских] теснят и разоряют напрасно…»

Стало ясно, что в конце XVII века владения Преображенского монастыря подверглись наплыву стихийной колонизации. Именно в это время возникло  большинство омутнинских деревень и окончательно сложился их состав (см. карту). Просуществовали они, как известно, до 60-70-х гг. XX столетия.

Ещё более углубившись в документ,  краеведы обратили внимание на тот факт, что переселенцами в конце XVII века были  вятчане и кайгородцы. Было предположено, что и селились они в разных местах Красноглинской волости: кайгородцы – на севере, вятчане – на юге. Действительно, характеризуя своих прихожан в конце  XIX века, священники (Симеон Спасский – Красноглинский приход и Алексей Тукмачев – Бельско-Тоицкий приход) обращают внимание как на различия характера, так и на отличия хозяйственной деятельности населения. «Северяне» - более суровы, драчливы, мало склонны к занятию земледелием, зато отличные рудокопы, зарабатывающие за зиму на копке руды до 50 рублей серебром. «Южане» напротив «кротки и любезны», «в домашнем быту опрятны», «в занятиях трудолюбивы», «к церкви и школе усердны», «к пьянству и преступлениям не склонны», «к больным, бедным и пострадавшим сострадательны», «в разделах семейного имущества согласны и миролюбивы».

Стало ясно, что можно говорить об определенных этапах крестьянской колонизации земель нынешнего Омутнинского района: первый – монастырский (начало – середина XVII века), второй стихийный крестьянский (вторая половина XVII века). Но был и третий этап. Он связан с появлением железоделательных заводов.

Появление заводов практически совпало с секуляризацией монастырских земель в начале 1760-х гг., а потому не было случайным. Не следует, однако, забывать, что Песковский завод (домна) возник  в 1772 году как ответвление Кирсинского завода, который возник еще в 1729 г. и имел с монастырем договор о добыче руды монастырскими крестьянами. Что касается Залазнинского завода (построен в 1772 году), то первые рудники Максима Мосалова на монастырских землях  появились в 1747 году.  Балахнинскому купцу Ивану Осокину удалось влезть в эту компанию только в 1760-е годы. (Датой основания Омутнинского завода считается 1773 год, когда пришло официальное разрешение  Берг-коллегии на его строительство).

С появлением заводов появилось новое население. Так песковчане были преимущественно выходцами из Великого  Устюга. Вятчан они называли не иначе как «чепчанами». Омутнинцы в своем подавляющем большинстве относились к нижегородским староверам. Залазнинцы имели «акающий» московский выговор, который резал слух и вызывал насмешки всей здешней  округи.

В 1781 г. и заводы и деревни входили в Красноглинскую волость Кайской округи Слободского уезда. В конце XVIII века Красноглинская волость была передана в состав Глазовского уезда. Только в 1920 году возник Омутнинский уезд. Ныне Омутнинский район находится практически в тех же границах, что и Красноглинская волость, а еще раньше Преображенская пустынь Верховятского Екатерининского монастыря.

Литература и источники

I. Архивные: 

1. Анкетные сведения о Бельско-Троицком приходе Глазовского уезда за 1882 год. ГАКО, ф.574, оп.1, д. 950/2, лл. 191 -193.

2. Анкетные сведения о Красноглинском приходе Глазовского уезда за 1882 год. ГАКО, ф.574, оп.1, д. 950/2, лл. 176 -178.

3. Ведомости о селениях Вятского наместничества за 1781 год по округам волостям и сотням. ГАКО, ф. 583, оп. 600, д. 630.

4. Посемейный список населенных мест Пермской волости Глазовского уезда за 1915 год. Омутнинский ЗАГС (ныне ГАКО).

5. Похозяйственные книги сельских советов Омутнинского района 1937 – 1956 гг. Архив Омутнинского района.

II. Печатные:

6. Замятин Андрей - Монастыри Слободского уезда и их значение для местного края. В Памятной книжке Вятской губернии и Календаре на 1904 год. (Библиотека им. А.И. Герцена).

7. Коняев Н.М. – Рассказы о землепроходцах. Ленинград, 1987. Сс. 23 -29). 

8. «Трифон Вятский». Статья в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Электронная версия.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за публикацию, интересно!

Расставил ссылки на населенные пункты, указанные в тексте.  

Аватар пользователя Веденей

Спасибо, очень интересно! Для меня пока загадка откуда мои предки Смагины, Беляевы и Анфилатовы перебрались в Красноглинскую волость. Возможно и с Кайгородского уезда.

Аватар пользователя Владимир Александрович

Работа по Омутнинским фамилиям ещё будет продолжена, в августе планируется экспедиция в Кай. Так что будут и новые сведения.

 

С удовольствием составлю Вам компанию и поделюсь некоторыми кайскими архивами, доставшимися мне от деда, преподавателя истории кайской средней школы.

Владимир Александрович, первые деревени Красноглинского прихода есть в переписи 1710 г.

Я читал, упоминаемые анкетные сведения 1882 г., Алексей Тукмачев пишет, что с. Бельско-Троицкое основано на часовенном месте, где по преданию находился мужской монастырь, якобы Троицкий. Однако никаких подтверждений этому нет. Возможно это были какие-то постройки вотчины Екатерининского монастыря. У Вас последнее предложение можно понять так, что Преображенская пустынь и Верховятский Екатерининский монастырь - это разные монастыри?

 

Аватар пользователя ru-danko

К слову, материалы этой переписи выложены пользователем Alexender у нас на сайте в разделе "книжные издания" - 1710 Перепись Вятской губернии

Аватар пользователя Владимир Александрович

Да, Денис, спасибо за наводку. Каринские станы ещё заинтересовали...

Аватар пользователя Владимир Александрович

Последнее предложение правильнее было написать: Красноглинская волость – часть земель Екатерининского Преображенского монастыря.

До начала 1930-х гг. в селе Красноглинье (оно же Никольское) была красивая Покровская церковь (каменная), а находившуюся поблизости деревню Пермскую всегда называли Монастыркой, ясно, что это бывшие владения монахов Екатерининского мон. Интересен такой факт. В 30 – 35 км южнее Красноглинья не так давно исчезнувшая деревня Морозово также имела второе название – Монастырская. Но на этом аналогии не заканчиваются. Рядом с Морозово находилось церковное село Бельско-Троицкое (4 двора), исчезнувшее в нач. 1930-х гг., когда Троицкую церковь (также каменную) закрыли, а затем взорвали. Еще более удивительно то, что рядом с Пермской и с Морозово находятся деревни с одним и тем же названием – Ренёвские. Между тем в одном из своих значений слово «рень, рени» означало пашню… Точных данных, что в Бельско-Троицком был муж. монастырь – нет., но ясно, что это также один из церк. центров Екатерининского монастыря, возникший в первой пол. 18 в.

Деревни Ренёвские названы по фамилии жителей, а вот сама фамилия возможно возникла от слова "пашня". По деревням Монастырским согласен, названия говорят сами за себя. Но не всегда. Например, рядом с с. Суна Зуевского р-на была д. Монастырка, но монастыря там не было. Почему так назвали? Неизвестно.

Скажите пожалуйста есть какая-то информация о д. Марчата, она же поч. Ситниковский, фамилия Белоглазов, может быть оцифрованные документы по спасской церкви с. Залазна, ревиские сказки Заланинского завода?

Аватар пользователя Владимир Александрович

По первой прикидке подробностей по Марчатам нет. Ещё в деревне проживали Анфилатовы, Барышниковы.

в 1936 г. - 16 дворов, 98 жителей, колхоз "Сеятель".

Спасибо огромное! 

Аватар пользователя Томичка

Добрый день! Именно Реневская близ Монастырки(Пермской) интересует в связи с предками по отцу, Кулаковыми. Отправила запрос в Омутнинский архив почтой. Остается ждать? Или, может, есть еще какие-то возможности поиска? (Работа с ГАКО за оплату услуг пока нереальна). 

 

 

 

 

 

 

Аватар пользователя Владимир Александрович

Здравствуйте! Подождите ответа из Омутн. архива. Там должны быть похозяйственные книги по деревням, если точно указали ФИО и годы, которые интересуют. Но работы у сотрудников много, ответят не быстро.

Аватар пользователя Веденей

Насчет того, что Красноглинская волость заселялась выходцами с Кайгородского уезда, похоже это так и было. По-крайней мере удалось определить, что часть из вышеуказанных моих предков  оттуда перебралась. По линии Смагиных непосредственно в Кайгороде предок жил еще в 1678 году. Предок Беляев (который в переписи 1710 года указан в Красноглинье) в 1678 году указан в переписной книге Екатерининского монастыря за 1678 год (РГАДА, ф.1209, оп.1,  д.339,  стр.456): "За монастырем за оградой... Двор Ларушко Михайлова сына Осколкова ... у него на подворье дьякон Иван Екимов сын Беляев...", при этом и Кайгороде жил в 1678 году его предполагаемый брат Беляев Микитка Якимов сын. А вот по Анфилатовым у меня вопрос остался открытым откуда они появились. 

Аватар пользователя Tatyanal

Вопрос миграции очень интересен. Как я поняла Устюжаниновы (Южанины) (Великий Устюг), Лалетины (Лальск- река Лала), Вычегжанины (Вычегда), Двинянины (Двина) мигрировали двумя основными путями. Или через Летку, Шестаково, Слободской, далее либо на запад - в Хлыновском направлении, либо на восток - в направлении Кая и Красноглинья. Или через Кайгород в Красноглинье. Далее в Сибирь или на западное и южное направление. Так в 1678 году семья Лалетиных жила в районе современного Кирса (починок Дедовской) - вотчина Екатерининского монастыря, а в 1722 уже намного южнее, и потомки этой семьи крепко обосновались на территории юга Омутнинского (д. Белозерская и Зиминская) и севера Фаленских районов. Но в переписях Екатерининского монастыря записан и мигрант из Бобинского стана. Вот если первый вариант миграции мне понятен. То второй вариант - не понятен. Я склонна считать, что в Кайгород пришли переселенцы через Шестаково.

Очень интересная тема. Хотелось бы вынести тему миграции на форум.