Выдержки из книги этнографа В.К. Магницкого "Поверья и обряды в Уржумском уезде

Выдержки из книги этнографа Василия Константиновича Магницкого "Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии" (Вятка, 1883 год).

Только два комментария: 1) автор книги ставит диалектизмы в кавычки ("дира" - дыра, "сарапать" - царапать);
2) автор поясняет, что обряды и поверья, которые им собраны в книге - это по преимуществу обряды и поверья русского населения Уржумского уезда.

Домохозяйство.
"15. Средством истребления клопов и блох служат зубья от борон. С зубьями поступают так: выходят с зубом вслед за уходящим из дому попом (священником) и  бросают ему вслед со словами: "Куда поп, туда и клоп!"

Ожившие покойники.
"260. Случится, - оживет покойник по принесении его в церковь, - причт должен "убить" ожившего и схоронить, если же оживший успеет из деревни скрыться, то за упуск его изведется весь причт, по другим - помрет подряд 12 священников. Об этом мне довелось подслушать в Уржуме следующий рассказ: "Причт убивает оживающих покойников ломом, хранящимся для того в церкви, за печкой; конец у лома в крови. Убийство совершается так. Застав покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится, -ударяет его спрятанным ломом в загорбок. Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви скрыться, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми раскрывают гроб и капают покойнику в лицо воском  от зажженной свечи для убеждения, не ожил ли он. В том случае, когда побег совершится, причт отпевает пустой гроб и провожает его на кладбище, как бы в нем был покойник". Для большей убедительности слушателей рассказчица сообщала им случай с черемисином, бывшим хорошо известным её покойной матери. "Черемисин тот, - продолжала рассказчица, - вылезши из гроба, закрыл его крышкой, а сам в ожидании прихода кого-либо в церковь, для побега встал у двери. Прибежавши домой, он забрался на печку и притаился там. В это время семейные его продолжали готовить для поминок блины. Когда затем блины были поданы на стол, покойник с печи неожиданно попросил: "Дайте и мне блина!" (Хохот слушателей). После этого черемисин прожил еще годов 20".

Собаки и кошки.
"328. Собака, успевшая стащить в доме просвиру и съесть, как только заблаговестят к обедне - начинает выть.
335. Кошатники (закупатели кошек), убивая кошек ударом головой об сани, приговаривают: "Не я бью - хозяин!" Если этого не сказать, то кошки на том свете будут "сарапать" кошатникам глаза."

Мышь и кошка.
"368. Мышь создал дьявол. Создал ее бес нарочно, чтобы она портила хлеб. Когда бес это сделал, то Бог скорее создал кошку.
371. Во время потопа в Ноевом ковчеге мышь, как дьявольское создание, прогрызла "диру", а кошка, поймав ее, поспешила заткнуть диру своим хвостом."

Осина.
377. Осина - дерево проклятое, потому что, когда однажды Иисус Христос захотел "ести", а хлеба у него не случилось, и Он "содрал от осины" кору, чтобы напитаться ей, то она показалась Ему нестерпимо горькой; за это он и проклял ее: "Трясись ты вечно и бесконечно!" с тех пор листья у осины и трясутся постоянно."

Заговоры, ворожба и гадание.
"437. Для отмщения врагу горожане ходят в церковь, покупают свечу, отыскивают икону Касьяна Немилостивого, стоящую обыкновенно лицом  к стене, оборачивают ее, затепляют перед ней с нижнего конца купленную свечку и потом просят отслужить перед иконой молебен. После этого враг не проживет и полгода.
450. ...Одна поповна вызвалась перед подругами принести из церкви понадобившуюся для гаданья книгу. Отца поповны дома не было, поэтому она, взяв ключи от церкви, беспрепятственно отперла ее и вошла. При выходе из церкви ей встретился человек в саване, поповна предположила, что это вздумал подшутить кто-нибудь из подруг, и, сорвав с привидения саван, вместе с книгой принесла подругам и сказала: "Вот вам и ваш саван!" Подруги начали уверять поповну, что они и не думали ее пугать. И действительно в полночь явился к поповне человек и говорит: "Отдай мой саван!" С этим требованием привидение являлось к поповне несколько ночей, - до тех пор, пока о посещениях его не узнал отец. Этот последний, чтобы избавить дочь от привидения, взял крест, икону и повел дочь в церковь. Как только они вошли, поповна, указав отцу на уголь, сказала: "вот он где!" И тотчас же сама исчезла..."

Завороженные предметы.
"462.Косточка-невидимка. В полночь на святках сварить в бане в котле живую черную кошку так, чтобы кости ее разварились, - потом сесть перед зеркалом - всё в ту же полночь - и вынимать из котла разварившиеся кости одна по одной, кладя в зубы, причем - смотреться в зеркало - та кость, из-за которой себя в зеркало не будет видно - и будет "косточка-невидимка". Чтобы во время отыскивания этой косточки не задушил нечистый, на голову нужно одеть горшок. С отысканной косточкой-невидимкой приходите куда угодно - вас никто не увидит".
 

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Источник, насколько я понимаю, вот: http://tornado-84.livejournal.com/9099.html