Рязанцовы – неизвестная ветвь известного рода.

Рязанцовы (Резанцовы, Рязанцевы) – древний вятский род чиновников, купцов, промышленников, священнослужителей и землевладельцев, происходящий из города Хлынова, известен с XV века. Играли заметную роль в политической и экономической жизни Вятки в конце XVI – XVIII вв. Состоятельный род, происходящий, по семейным преданиям, от Якова Степанова сына Рязанцова (XV век, мой пра (15 раз) дед). Вероятно, объявились на Вятке сразу после ее «вывода» Иваном III и подчинения Русскому государству в 1489 году.

Истории рода вятских Рязанцовых посвящено несколько отдельных работ, например, «История рода Рязанцевых»[1] А.А. Спицына, написанная в 1884 году и современная нашим дням книга «Рязанцевы. История рода»[2] М.В. Богданова, изданная 2019 года, в которой раскрывается судьба соликамской ветви этого рода, переселившейся на Урал в конце XVII века. Обретение Рязанцовых в древе моих предков стало щедрым подарком истории, после десятков «перелопаченных» крестьянских родов с почти безымянной судьбой.

Род Рязанцовых играл особенно заметную роль в жизни Вятской земли на рубеже XVI – XVII вв. В этот период Федор Артемьев сын Рязанцов (ок. 1560 – после 1616 гг., мой пра (12 раз) дед) «из лучших людей» занимал должность городского приказчика (ок. 1595 – 1601 гг.). Известен по нескольким царским грамотам 1580-1590-х гг., касающихся обустройства Успенского монастыря и передачи оному земельных и прочих владений: Вобловицкой волости, озера Спицына и других деревень и владений. В марте 1601 года он, по указанию царя Бориса Годунова, провел «дозор» т.е. ревизию, Успенского монастыря, где, по слухам, мог скрываться тогда Григорий Отрепьев, будущий самозваный царь Лжедмитрий I, постриженный в монахи Трифоном Вятским.

Являясь крупным вятским предпринимателем, Федор Рязанцев вёл торговлю в Астрахани, владел пригородными землями, в частности, располагавшимися в окрестностях села Красного, имел лавку, мельницу, пожни. В 1616 году он с сыном Путилом и с хлыновскими посадскими людьми берет в оброк рыбные ловли на озерах Духовом и Черном (РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. №4, Л. 258):

«Декабря в 1 день дано на оброк хлыновскому городовому приказщику Федору Рязанцову да сыну его Путилу да посадцким людем… от Хлынова вниз по Вятке реке рыбную ловлю озерко Духовое да озерко Черное с ыстоки и с простьми и с логи и з заливы … а Федору Рязанцову с товарыщи в государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии казну платить старого оброку по 20 алтын с полугривною да новые наддачи по 18 алтын по 2 денги, и обоего старово оброку и новые наддачи по 40 алтын на год, а впервые им тот оброк заплатить в нынешнем во 124-м году».

Его состоятельность проявлялась и в наличии домовладения в престижном месте: «Да на посаде в острогу», рядом с воеводскими дворами и «земской съезжей для посланников»[3].

Официальный историограф вятской истории советского периода А.В. Эммаусский в очерке истории Вятской земли в XVI – начале XVII в. приводит эпизод, согласно которому Федор Артемьевич Рязанцов и будущий архимандрит, из московских дворян, Иона Мамин не желали видеть Трифона Вятского настоятелем хлыновской обители, считая его агентом семьи Строгановых, угрожавших влиянию вятских родов в борьбе за эксплуатацию ресурсов. В своем противостоянии Федор Артемьевич, якобы, дошел до прямого рукоприкладства: «Чтобы ослабить своих конкурентов, они решили изгнать Трифона из Хлынова, как строгановского агента, противопоставив ему москвича Мамина… выбрав время… они расправились с Трифоном, причем Рязанцев, пользуясь властью, как городовой приказчик, собственноручно избил Трифона и заточил его на некоторое время в тюрьму»[4].

А вот как звучит эта история в первоисточнике – Житии Трифона Вятского, написанном в конце XVII века из собрания рукописей А.А. Титова (РНБ. Ф. 775. Оп. 1. №512, Л. 191-192):

«Еще же той Иона имеяше у себе слугу зело злонравна имянем Феодора, и той немилостив бяше и жесток, лукав, и к человеком непримирителен, и годен бяше во всем архимндриту Ионе. Архимандрит же Иона, не могий терпети обличения о своем безчинии от преподобнаго отца Трифона, и повеле преждереченному слузе своему, яко да творит пакости преподобному, яко же рече апостол: «Даст ми ся ангел сатанин, да ми пакости деет». Злообразный слуга оный много преподобному досаждения творяше. Посмеянием же и укоризнами поношаху ему, и всегда яко пес лаяше, сквернословием охуждаше его, и не точию злоязычныя деяше, но и руками на святопомазанную главу дерз бываше, и в темницу преподобнаго вверже».

Если допустить, что в этом отрывке речь действительно идет о Федоре Артемьевиче Рязанцове, то совершенно понятно, что никаким «слугой» Ионы Мамина он быть не мог, так как возглавлял светскую власть в Хлынове. В описываемый период, в 1601 году, сам Иона находился в Москве, где имел аудиенцию у патриарха Иова, а в Хлынов вернулся уже в сане архимандрита и патриаршего наместника монастыря.

Впрочем, это противостояние не мешало Федору Рязанцеву делать весьма значительные пожертвования Успенскому монастырю, после того как настоятелем в 1602 году стал его давний соратник Иона Мамин. Известно, что им были «приложены» две пожни, одна - «Резанка» на реке Вятка, дававшая 100 копен сена в год, а другая - под названием «Кобыла» у Плоского озера, дававшая 110 копен сена[5]. А поминовение членов рода Рязанцовых, начиная с Фёдора Артемьевича было записано в Синодик Хлыновского Успенского монастыря. По его данным перед смертью Федор Артемьев принял монашеский постриг: «во иноцех Феодосий схимник».

Страница из Синодика Хлыновского Успенского монастыря по книге Богданова М.В.

Из этих фактов можно сделать вывод, что конфликт моего далекого предка с будущим святым Русской православной церкви, если он и имел место в той форме, как это описывает житие Трифона Вятского, носил не религиозный, а сугубо политический характер (борьба за контроль над монастырем, ресурсами, борьба сторонников Годунова со сторонниками Романовых и самозванца Григория Отрепьева).

Сын Федора Артемьева - Путилко Федоров Рязанцов (ок. 1580 – после 1615 гг.) вместе со стрелецким сотником Захаром Пановым и войском, по приказу воеводы князя Ухтомского, в 1609 году был послан на защиту города Котельнича от инородцев (вероятно для того, чтобы отбить город у сторонников Лжедмитрия II, либо для защиты накануне наступления на город черемисы). А в 1613 году, вместе с тремя церковными архиереями[6], был делегирован от Вятки в Москву на Земский собор, где решался вопрос о выборе нового царя. Его подпись стоит в решении об избрании царём Михаила Федоровича Романова: «С Вятки посацкой человек Путилко, и в товарищов своих место выборных людей, руку приложил»[7].

Подписи вятчан на Утвержденной грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 года.

"...С Вятки выборной Успенского монастыря архимарит Иона. С Вятки выборной Богоявленскои протопоп Павел. С Вятки поп Игнатей. С Вятки посатцкой человек Путилко и в товарыщев своих выборных людей место руку приложил..."

 

Кроме того, в истории еще несколько раз всплывает имя самого Федора Артемьева. В 1607 году арестованный самозванец Смутного времени Илейка Муромец, выдававший себя за «царевича» Петра, показал на допросе, что некоторое время жил на Вятке и сопровождал грузы бывших хлыновских городовых приказчиков Федора Рязанцова и Родиона Котельникова в Астрахань. В частности, рассказывая о своей жизни, Илейка пояснял: «А из Казани пошел на Вятку, нанялся на судне, в козакех, у вятченина у торгового человека у Родиона Матфеева сына Котелникова и жил де на Вятке, в Хлынове у Родиона, полтора года; а с Вятки пошел в судех, Вяткою рекою да Волгою, на низ к Асторохани с товаром, в павозках вятчан торговых людей Родиона Котелникова да Федора Рязанцова»[8].

Другой эпизод, датированный 1609 годом связан с грамотой из Перми, которая была послана Федору Артемьевичу Рязанцову, старостам, целовальникам и всем православным крестьянам Хлынова. Пермичи, обращаясь к вятчанам, намеренно опускают имя воеводы князя Михаила Ухтомского, которого подозревали в измене и переходе на сторону очередного самозванца, а первым адресатом в их грамоте назван Федор Артемьевич Рязанцов, бывший гражданский правитель Хлынова[9], что свидетельствует о его большом авторитете на Вятке и за ее пределами еще в эти годы.

Подобные свидетельства говорят об исключительном влиянии семьи Рязанцовых в Хлынове в период 1580-1610-х гг.

У Федора Рязанцева было несколько сыновей, некоторые из которых в писцовых и дозорных книгах 1615/1628 гг. прямо названы его сыновьями, в то время как другие отождествлены автором по отчеству, фамилии и упоминаниям в литературе. Из «гарантированных» Федоровых детей, кроме Путилко, можно назвать: попа Девичьего монастыря Дмитрия Федорова Рязанцова (ум. после 1628), купца Суконной сотни Третьяка (Тренку) Федорова Рязанцова (ум. после 1635). К числу предполагаемых сыновей приказчика Федора Рязанцова мы можем отнести еще одного купца Московской Суконной сотни Родиона (Родку) Федорова (Олферова) Рязанцова (ок. 1605 – после 1647 гг.), протопопа Соборной церкви Николая Чудотворца в Хлынове Ивана Федорова Рязанцова (ок. 1600 – после 1647 гг., мой пра (11 раз) дед), а также посадских людей, братьев Онисимка и Мишку Рязанцовых (возможно внуков), владевших клетью и мельницей в Хлынове в 1628 году. Родиона и Ивана уверенно причисляет к сыновьям Федора Артемьева Спицын А.А. и, вслед за ним, М.В. Богданов, о двух других предполагаемых сыновьях (или внуках) последний упоминает лишь вскользь.

Генеалогическая схема рода Рязанцовых на Вятке в XVI - XVIII вв. (указаны не все потомки и линии, начиная с "поколения внуков" Федора Артемьева Рязанцова)

Поскольку других старших «Рязанцовых» в Хлынове в 1615 году не значилось, можно предположить, что все эти пятеро «братьев» были сыновьями Федора. Интересен тот факт, что ни один из трех достоверно верифицированных по писцовым и дозорным книгам сыновей Федора не оставил известного потомства в Хлынове. Все хлыновские Рязанцовы, включая известные купеческие семьи, начиная с переписи 1646 года, являются потомками двух предполагаемых сыновей Федора – Ивана (ок. 1600 – после 1647 гг.) и Родиона (ок. 1605 – после 1647 гг.). Высокий статус их сыновей (дьячки, подьячие, купцы, попы, пономари) и многочисленные деревни, которыми они владели, свидетельствуют о привилегированном происхождении этих семей. Кроме того, сами их потомки возводили свои родословные к этому именитому предку.

Нужно оговориться, что возможно существовали два современника с именем Иван Рязанцов. Один из них назван в 1628 году посадским человеком, прежде владевшим «на оброке» двумя дрествами на реке Вятке, а другой – протопопом Никольской церкви в 1646 году. Хотя ничего не мешает им быть одним человеком, если церковная карьера Ивана началась после 1628 года.

О роде Рязанцевых написано и сказано немало, не будет же повторять того, что уже рассказали более авторитетные исследователи, а сосредоточимся на тех его представителях, что в фокус историков и краеведов не попали, либо упомянуты вскользь.

Итак, моя ветвь Рязанцевых, очевидно, происходит от Ивана Федоровича Рязанцова – протопопа Соборной церкви Николая Чудотворца в Хлынове в 1646 году. Ивана Рязанцова же А.А. Спицын ошибочно отождествляет с другим сыном – Третьяком[10], не объясняя, однако, своих выводов и игнорируя тот факт, что в писцовой книге 1628 года города Хлынова упоминаются как Иван, так и Третьяк (Тренка) Рязанцовы (записаны там - Резанцовы), хотя и различает Ивана – протопопа и Третьяка - купца. Полагаю, это все же разные люди, так как первый выбрал карьеру церковнослужителя, а второй стал известным торговым человеком, купцом Суконной сотни, который в 1630 году был вызван в Москву самим царем и отправлял большие торговые караваны в Архангельск еще в 1635 году. Хотя Третьяк мог зваться Иваном по крестильному имени.

В 1641-47 гг. Иван Федоров и Родион Федоров проводят разделение отцовского наследства, представлявшего собой местность с деревнями, где теперь расположено село Красное[11]. Родиону достаются земли со стороны Хлынова, а Иван получает их дальнюю половину. В 1645 году Иван Федоров прикупает к своим владениям пожню Изгарь, которую приобрел у хлыновца Василия Дорофеева сына Дворецкаго за 6 рублей. Он же владел «скотским двором» в Хлынове, по данным переписной книги города Хлынова 1646 года:

«…дв. протопопов Ивана Резанцова скотцкой, а люди в нем не живут, приходя скот кормятъ»[12].

В 1646 году за протопопом Иваном Рязанцовым были деревни в Березовском оброчном стане (часть отцовского наследства): деревня, что была пустошь Лянгасовская над речкой над Вяткою, деревня Пижемцовская и другое Пижимцовское (возможно и иные в других станах и уездах Вятки), в которых стояли дворы его половников (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1 №518, Л. 327 – 328, 329 об. – 330).

И Ивана Федорова Рязанцова было, по меньшей мере, четверо сыновей. Первый из них – Кузьма выбрал церковную стезю и в 1646 году служит пономарем в Соборной Богоявленской церкви города Хлынова[13], как и его сын Иван, спустя два десятилетия. Два других сына – Сава (ок. 1628 – ок. 1700 гг., мой пра (10 раз) дед) и Матвей (ок. 1632 – после 1690 гг.) в 1646 году жили отдельным двором в Хлынове на посаде:

«…во дв. Савка, да Матюшка Ивановы дети Рязанцова, Савка женат, Матюшка четырнадцати лет»[14].

Четвертый сын (по счету возможно первый или второй) – Василий Иванов Рязанцов (ок. 1630 – после 1678 гг.) стал родоначальником знаменитой Хлыновской династии купцов Рязанцовых, сам являясь купцом Суконной сотни. Его правнук Филат Михайлов Рязанцов (ок. 1726 – после 1795 гг.) тоже купец, землевладелец, активный предприниматель и основатель бумажного (ныне Косинская бумажная фабрика в пос. Косино Зуевского района) и стекольного заводов, во второй пол. 1770-х гг. занимал пост хлыновского городского головы. Его дом, построенный в конце XVIII века и сегодня стоит в Кирове, являясь украшением улицы Московской (дом №28)[15]. В здании ныне располагается военная прокуратура Кировского гарнизона.

На фото дом Филата Рязанцова, г. Киров, ул. Московская, д. 28.

Сава Иванов во второй пол. XVII века поэтапно скупает паи в деревне на Луковцеве (ныне в черте города Кирова), став к 1679 году её единоличным владельцем. Затем он хитрым, но нередко применяемым вятчанами способом, приобрел две трети оброчной, а не печишной, пожни Шеломова в Прошлецовском лугу за Вяткой. Для этого Сава в 1688 году дал в долг этому Шеломову 16 рублей денег под залог пожни. Когда наступил срок уплаты и долг не был возвращен, он предъявил закладную в таможенную избу и переписал пожню на свое имя.

В 1678 году ему с братом Матвеем принадлежала также деревня Рязанцовых, что была пустошь Переварова в Березовском оброчном стане. Что примечательно, членов этой семьи в 1678 году мы находим как живущими в самом Хлынове, так и в этой деревне, что свидетельствует о начале процесса угасания данной ветви рода и её постепенного перехода к земледелию:

В Хлынове на Воскресенской улице:

«…во дв. Савка Иванов сын Рязанцов, у него дети: Иевко осми лет, Ивашко четырех лет»[16],

В деревне Рязанцовых, что была пустошь Переварова (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. №520, Л. 456):

«… во дв. Матюшка Иванов сын Рязанцов, у него дети Ивашко 10 лет, Микишка 8 лет, Петрушка 6 лет. У него ж половник Антипка Сергеев сын Санников, у него сын Фетка женат.

двор  (в) Стенка да Демка Савины дети Рязанцовы женаты, у Стенки дети Митка 6 лет, Аверка 4 лет, Ивашко году».

Разрастание рода и постоянный раздел владений между многочисленными наследниками Рязанцовых уже к концу XVII века привели к его существенному имущественному расслоению. В то время как одни ветви сколачивали огромные состояния на торговле с Астраханью и Архангельском, владели солеварнями в Соликамске, другие беднели и переходили в сословие черносошных крестьян. Наша ветвь Рязанцевых «прирастает» к земле, живя в собственной деревне под Хлыновым. Сыновья Савы Иванова: Степан (ок. 1650 – до 1709 гг., мой пра (9 раз) дед), Дементий (ок. 1660 – 1725 гг.) и Иван (ок. 1674 – 1741 гг.) уже прочно живут крестьянской жизнью в той деревне, как и их двоюродные братья – дети Матвея Рязанцова (ок. 1632 – после 1690 гг.). Только Иев Савин Рязанцов (ок. между 1660/72 – после 1721 гг.) смог построить церковную карьеру и стал пономарем, а позже попом в церкви Архистратига Михаила на Кстининском погосте.

Средний сын Степана Савина – Аверкий Степанов Рязанцов (ок. 1674 – 1731 гг., мой пра (8 раз) дед) вынужден был сойти из дер. Рязанцовых в поч. Нелюбинский (дер. Борок в Куменском районе, ныне не существует) и устроится по найму срочным работником, который работает погодно, на монастырских землях. Его единственный сын Федор Аверкиев (ок. 1710 – после 1762 гг., мой пра (7 раз) дед) был государственным черносошным крестьянином в дер. Нелюбинской, но после 2-й ревизии перешел в займище вновь росчисное Темерязевское (дер. Колты в Верхошижемском районе, ныне не существует) в Рябиновской Богоявленской пятидесятне Куменской вотчины, где жил еще на момент ревизии 1762/63 гг.

Федор Аверкиев вступил в брак с Евфимией Ларионовой Трегубовой (ок. 1712 – после 1762 гг.), от этого союза родилась дочь Ксения (ок. 1732 – после 1762 гг., моя пра (6 раз) бабушка) и сыновья Илья (ок. 1730 – после 1762 гг.) и Никифор (ок. 1735 – 1750 гг.). Ксения Федорова Рязанцова в сер. 1750-х гг. сочетается браком с Кононом Даниловым Домрачеевым (ок. 1738 – после 1762 гг.) и переходит жить к мужу в поч. Ананьинской, их внучка Улита (Ульяна) Афонасьева Домрачеева (ок. 1793 – 1829 гг., пра (4 раза) бабушка) в 1812 году становится женой Михаила Пименова Булатова (ок. 1792 – до 1846 гг., пра (4 раза) дед), правнучка которых по женской линии (так как ее отец и мать оба происходили из этого рода) Татьяна Никифоровна Булатова (1904 – 1978 гг.) уже является прабабушкой автора.

В заключении нужно вернуться к сыновьям городового приказчика Федора Артемьевича Рязанцова. Спицын А.А. счел потомство Родиона Федоровича Рязанцова (ок. 1605 – после 1647 гг.) «затерявшимся на Вятке уже через два поколения»[17], излагая подробности судьбы только его сыновей и внуков. Вместе с тем, потомки Родиона, его сыновья Петр (ок. 1632 – до 1710 гг.) и Степан больший (ок. 1636 – до 1710 гг.) были известными купцами Суконной сотни и завели солеварни в Соликамске[18] в 1670-е гг. Пока их третий брат Степан меньший (ок. 1639 – после 1699 гг.) служит приписным дьяком в Хлынове (1675-1679 гг.), Симбирске и на Двине, всячески помогая братьям, они ведут дела на Урале. Потомки Степана большого прочно обосновались в Соликамске дав этому городу иконописца и городского старосту Петра Филипповича Рязанцова (1749 – после 1803 гг.), купца и бургомистра Егора Александровича Рязанцова (1777 – 1856 гг.), промышленника-солевара, строителя и почетного гражданина Александра Васильевича Рязанцова (1807 – 1889 гг.) и многих других заметных на страницах истории и деятельных горожан, сыгравших в жизни Урала свою роль. Подробно об их судьбе рассказал в своей книге уже упомянуты М.В. Богданов.

Таким образом, наше родство с Рязанцовыми возникает на дистанции 8 поколений в сер. XVIII века, через последовательность родов: Пепеляевы – Астраханцевы – Булатовы – Домрачеевы – Рязанцовы. Тем не менее, обрести таких заслуженных и известных предков в своем роду – большая удача, своего рода – вознаграждение за многолетние генеалогические искания.

 

#история #генеалогия #семья #предки #Вятка #Хлынов #ТрифонВятский #Рязанцевы #земскийсобор #монастырь

 

[1] Спицын А.А. История рода Рязанцевых. – Вятка. Губернская типография, 1884. 45 с.

[2] Богданов М.В. Рязанцевы. История рода. – Соликамск, 2019. – 112 с.

[3] Богданов М.В., указ. соч., С. 5.

[4] Эммаусский А.В. Очерк истории Вятской земли в XVI – начале XVII в. - Киров. Кировское областное государственное издательство. 1951. С. 51.

[5] Богданов М.В., указ. соч., С. 5.

[6] Другими участниками Земского Собора 1613 года от Вятки были архимандрит Успенского монастыря Иона (Мамин), протопоп Богоявленской церкви Павел и поп Игнатий. Судя по подписи Путилка «С Вятки посатцкой человек Путилко и в товарыщев своих выборных людей место руку приложил» были и другие выборные люди от Вятки (иногда указывают пушкаря Пармена Афанасьева), но в Утвержденной грамоте их имена не названы.

[7] Белокуров С. А. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. М., 1906. С. 90.

[8] Древние акты, относящиеся к истории Вятского края : прил. к 2 т. сб. «Столетие Вятской губернии». – Вятка, 1881. С. 58-59.

[9] Спицын А.А. История рода Рязанцевых. – Вятка. Губернская типография, 1884. С. 8-9.

[10] Спицын А.А. указ. соч., С. 10, 18.

[11] Там же, С. 10.

[12] Вятка. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – Москва. Тип. М.Г. Волчанинова, 1887. С. 20.

[13] Там же, С. 18.

[14] Там же, С. 28

[15] По материалам статьи «Купеческая Вятка» на портале Туристско-информационного центра Кировской области - http://www.visitkirov.ru/news/772/173/kupecheskaya-vyatka/

[16] Вятка. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. С. 46.

[17] Спицын А.А., указ. соч. С. 13.

[18] Богданов М.В., указ. соч., С. 12-13.

Комментарии

Аватар пользователя a-musikhin

Павел, молодец, хорошо всё исследовал! Но есть ещё над чем работать.

Братья Анисим и Михаил Рязанцовы тоже были Фёдоровичами. См.: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=1-0408

В одном сыскном деле 1636 г. многократно упоминаются "грамотки, каковы писал с Москвы поп Третьяк Рязанцов". Возможно, поэтому Спицын решил, что Третьяк и протопоп Иван Рязанцев - это одно и то же лицо. Но не факт, конечно.

Аватар пользователя Mikeros

Добрый день Алексей Леонидович!

Спасибо за ценное замечание. Первоначально так и думал насчёт Анисима и Михаила, но эту купчую не заметил и пропустил мимо. Однако, надо признать, что мы все же испытываем некоторый дефицит сведений по ранней генеалогии Рязанцовых, так как факт наличия других детей в предыдущих Фёдору поколениях Рязанцовых бесспорен, а вот их идентификация в ПК 1615 и ДК 1628 гг. затруднена. Скажем, записать всех "Федоровичей" в дети Фёдора Артемьевича - закономерное (и разумное) желание. Но, в 7 выживших детей мужского пола в нач. XVII века мне верится с трудом. Думаю, что некоторые из них могли быть двоюродными братьями или внучатыми племянниками Фёдора Артемьевича, как, например, эти Анисим и Михаил. Хотя пока не доказано обратное, ваша версия представляется самой вероятной.

Также меня смущает тот факт, что если допустить наличие 7 детей, то почему потомство известно только у двух, Ивана и Родиона? Возможно было ещё потомство Третьяка, но оно жило в Москве?

Вы правы, есть над чем работать и есть спорные моменты, которые, полагаю, так и останутся дискуссионными.

Аватар пользователя a-musikhin

Павел, насчёт Анисима и Михаила я предполагаю, что они были от второй жены Фёдора Артемьевича. Они нигде не пересекаются со старшими сыновьями Фёдора, но владения имеют в тех же местностях.

Павел, среди настоятельниц Вятского Преображенского монастыря была Анна (Рязанцева) - в 1693-1705 гг.

В грамотах ее имя записано как "игуменья Анна Родионова дочь Рязанцова": https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?id_record=15-0343

Там же упоминается ее племянник Ларион Блинов.

Если предположить, что Анна замужем не была, то Ларион - сын ее сестры. Т.о. мы имеем двух дочерей Родиона Рязанцева. Это ответ на вопрос о «затерявшимся на Вятке уже через два поколения» потомстве Родиона Федоровича Рязанцова.

Аватар пользователя Mikeros

Спасибо за информацию. Да, это вероятно его дочери. Хотя основное потомство Родиона ушло в Соликамск, где у их рода была удивительная история, полная взлетов и падений.

Здравствуйте, Павел!

С интересом познакомилась с Вашим материалом. Самая интригующая часть - это, конечно, истоки Вашего рода. Вероятно, не всё так однозначно, но не берусь судить. Просто вспомнилась родословная роспись Рязанцевых, представленная Владимиром Александровичем Любимовым в 2007 году (в книге Т.В. Малышевой "Жизнеописание на рассвете века").

Вы пишете: "Итак, моя ветвь Рязанцевых, очевидно, происходит от Ивана Федоровича Рязанцова – протопопа Соборной церкви Николая Чудотворца в Хлынове в 1646 году. Ивана Рязанцова же А.А. Спицын ошибочно отождествляет с другим сыном – Третьяком[10], не объясняя, однако, своих выводов и игнорируя тот факт, что в писцовой книге 1628 года города Хлынова упоминаются как Иван, так и Третьяк (Тренка) Рязанцовы (записаны там - Резанцовы), хотя и различает Ивана – протопопа и Третьяка - купца."

И далее: "У Ивана Федорова Рязанцова было, по меньшей мере, четверо сыновей. Первый из них – Кузьма выбрал церковную стезю и в 1646 году служит пономарем в Соборной Богоявленской церкви города Хлынова[13], как и его сын Иван, спустя два десятилетия. Два других сына – Сава (ок. 1628 – ок. 1700 гг., мой пра (10 раз) дед) и Матвей (ок. 1632 – после 1690 гг.) в 1646 году жили отдельным двором в Хлынове на посаде. Четвертый сын (по счету возможно первый или второй) – Василий Иванов Рязанцов (ок. 1630 – после 1678 гг.)..."

В росписи Любимова: действительно у Фёдора Рязанцева было два сына по имени Иван - протопоп Иван и Иван по прозвищу Третьяк (Спицин тоже вполне определённо различает этих братьев, как отдельных персон, о чём Вы, собственно, и написали).

Ивана-Третьяка дети: Василий, Савва, Матюшка (Кузьма не указан!)

Кажется вполне логичным, что у протопопа Ивана Фёдоровича и сын Кузьма выбрал духовную карьеру (впрочем, в те времена это передавалось по наследству). Но решаете, кого себе назначить в родоначальники, конечно же, только Вы сами :-)

Ах, как жаль, что Владимира Александровича нет... он бы, безусловно, аргументировал свои выкладки... Светлая память этому замечательному человеку ...

 

Аватар пользователя Mikeros

Добрый день!

Большое спасибо за дополнение! С книгой Малышевой Т.В., к сожалению, не знаком, но теперь постараюсь ее разыскать.

Что касается вашего уточнения, то оно вполне вероятно, хотя бы потому, что Василий Иванов Рязанцов стал видным купцом и родоначальником выдающейся купеческой династии Хлынова-Вятки, которая к тому же дала городу трех городских голов. Такую карьеру логично было бы строить, опираясь на опыт отца-купца, чем отца протопопа. 

Спицын, кстати, также относил этих троих в число детей Третьяка. Думаю дополнительный анализ имущества братьев и актовых материалов даст ответ в пользу той или иной версии. 

Аватар пользователя a-musikhin

Ну, честно говоря, Любимов здесь ничем не аргументирует идентификацию Ивана-Третьяка и его детей. Думаю, он здесь опирается исключительно на Спицына.