Вдоль по Лузе по реке

Вдоль по Лузе по реке.

В этом году прошло 60 лет со времени окончания мною Лальской средней школы. Увы, но круг одноклассников с каждым годом уменьшается. Выйдя на пенсию и отойдя от дел,  мы со школьным другом, одноклассником В.А. Алферовым стараемся повидаться каждый год. Вот и теперь созвонились,  и я выехал на родину в обговоренный срок. В Лузе мой друг встретил меня у поезда и уже в машине твердым тоном, как и полагается генералу, пусть и в отставке, огласил план проведения нашей встречи. – Так - сказал он, - завтра утром мы грузимся на УАЗик с прицепом, выезжаем до моста через Шелюг, что в Грибошино и сплавляемся по Лузе до Красавино. Это примерно 90 километров,  4-хместная резиновая лодка в упаковке, мотор и прочее снаряжение готово. Где-то внутренне я был готов к этому, так что в дорожной сумке у меня лежал спальный мешок, подаренный друзьями лет 5 назад. Но как говорится в известной пьесе, если ружье висит на стене, то выстрелить оно обязано. Мой спальный мешок дождался своей очереди.

Экипаж тоже уже сформировался. Сын Володи – Михаил и его сын 11-летний Петр. Наш поход или спуск по реке рассчитывался на три дня с двумя ночевками.

Мы подъехали к Лальску около 11 вечера. Удивило, что не горело ни одного фонаря, да и в окнах домов проблесков не было. В 60- годы, когда я жил в интернате, свет у торговых рядов был, пока не выключали движок. ЛЭП пришла в райцентр позже. В доме Алферовых меня уже ждал знакомый диван. Утром после быстрого завтрака начали сборы. Вещей набралось много, хотя лишнего ничего не было, в лодку, хотя она и резиновая поместить можно лишь то, что не будет мешать походу. Выбросить за борт кого-нибудь, как балласт в воздушном шаре, в планы не входило.

Нашу решимость совершить поход не поколебала и погода, которая резко изменилась. Период жары сменился довольно ощутимой прохладой.  В оговоренное время (11 часов дня ) подошла машина. Наш общий знакомый Леонид Осташов прибыл на УАЗике с прицепом. В 11-00 размещаемся в салоне, груз в прицепе. Едва миновали понтонный мост через Лузу в Красавино, пошел мелкий дождик. Он не поколебал нашей решимости, тем более, что скоро прекратился. В 12-00 мы у означенного места начала сплава. Я помог выгрузиться, до моей деревни было всего 4 километра. Экипаж дал мне 2 часа для поездки в Вымск, этого мне должно было хватить, Леонид Анатольевич любезно согласился подвезти, тем более, что на кладбище родственники его жены похоронены рядом с моим отцом. Быстро добираемся до Вымска, спускаемся на машине до кладбища, я в грусти постоял около захоронения отца, попросил прощения, что так коротко мое посещение. Поднимаемся вверх к церкви и здесь, под вновь начавшимся дождем уже у самого верха машина забуксовала, но Леонид умелый водитель и после небольшой заминки поднимаемся к церкви. Леня дает мне немного времени, я добираюсь до родительского дома, грустно стою у закрытых дверей. Дом мы с сестрой передали  местной церковной общине. Дом кругом оброс борщевиком, но все же выглядит обитаемым. Раньше я даже летом любил во время посещений, как ритуал, полежать на холодной печи, замочек на дверях мне этого не позволил, а искать ключ по деревне, времени уже не было. Возвращаемся, проезжаем церковь, руины школы и новую крытую постройку для проведения «Дня деревни», останавливаемся у дома моего деревенского друга Валентина Алферова, передаю ему  лекарство, извиняюсь, что  совсем нет времени на разговоры и вот уже волок и Шелюг. Я затратил на посещение родных мест 40 минут. Ребята были удивлены, что я так быстро навестил родные места. А они успели за это время многое. Развернули и собрали лодку. Младший Алферов- 11 летний Петя,  накачал все три отсека лодки. Достаем  из упаковки мотор, ставим его на лодку и наш «Ноев ковчег» готов к спуску. Почти под самым мостом находим удобное место и вот лодка на воде. Леня, как самый опытный механизатор, запускает мотор, благо тот заводится сразу. Это вселяет в нас оптимизм, хотя вновь пошел дождик. Грузим огромный рюкзак, палатку,  остальные вещи, теперь лодка уже не выглядит такой вместительной. Все, кроме ребенка, поднимаемся к навесу на берегу, достаем фляжку с коньяком и мочим рот жгучей влагой, понимая, что алкоголь на воде дело губительное, да из нас никто и не слыл поклонником Бахуса. Первым в лодку садится «Адмирал» этот титул безоговорочно присвоен старшему Алферову, затем его внук, я на скамейку с веслами. Михаил отталкивает лодку на «глубину», затем прыгает сам, и наше плавание началось.

Часть 2.

Началось, это хорошо сказано, но получилось немного по - другому, и это другое внесло существенные коррективы в наше путешествие. Русло Шелюга оказалось очень узким, не больше 7-10 метров от берега до берега. Обилие коряг, кочек  и мне на веслах приходилось подгребать, то левым, то правым весом выполняя указания вперед смотрящего, то есть адмирала, чтобы лодка плыла. Опустить мотор не представлялось возможным, глубина не превышала 20-30 сантиметров. Иногда просто садись на мель, и тогда Михаил выскакивал из лодки и протаскивал, до «глубины». Скажу сразу, что впоследствии, он проделал это раз 100, никак не меньше. Шло время, час, второй, а устье Шелюга не показывалось,  на корабле началась легкая паника, а существует ли оно вообще и Шелюг впадает куда-то еще. Наконец, показался справа, высокий песчаный берег и мы выдохнули. На радостях фотографируем устье и вырываемся на простор Лузы. Адмирал дергает стартер и …мотор не заводится. Плывем на весах, и вот она радость, после энной попытки мотор запыхтел, лодка набрала ход, бум и мы на мели. Михаил выскакивает в очередной раз, мы снова набираем ход, но тот, который «сверху» решает, что мы слишком рано радуемся, неожиданно мотор взревел, обороты не удается сбавить, а адмирал шарит по дну лодки, наконец ,находит ручку газа вставляет ее на место и мотор утихает. Мотор хороший, но вот заковыка,  контровочный винт сломался, не иначе из порошковой стали, и мы едва не лишились тягла из-за такой «мелочи», а если серьезно, то мелочей на воде не бывает. … Все же «адмирал» вскоре приспосабливается к спадающей ручке мотора и наше плавание продолжается. Дождик стал постоянным и мое многослойное одеяние - накидка от дождя, китайская толстовка, любезно подаренная мне Михаилом еще в Лальске, еще одна куртка, рубашка, футболка и майка, все это спасает от холода, но потихоньку намокает. По плану мы должны были заночевать около Лопотова, но постоянные поиски фарватера, выпрыгивания Михаила из лодки для стаскивания  лодки с мели, съедают время и силы «бурлака» по неволе. Сквозь пелену дождя замечаем на середине реки лодку, адмирал приветливо машет рукой. Ба, да это же Леонид Осташев с приятелем рыбачат рыбу. За то время, пока пробирались к Лузе и спускались, он уже доехал до деревни, и успел выехать на реку. Обрадованные, что ночлег близко, вглядываемся в берег, но домов и Лопотовской церкви не видим. По нашим представлениям дома в Лопотове должны стоять у самой реки, а их  нет. В прогале виднеется вдалеке большой дом, а дальше снова лес у самой реки и высоко небольшой навес над берегом. Плывем дальше, экипаж устал и требует отдыха. И что это? А это понтонный мост  через Лузу на Боровицу.  Лопотово осталось позади, мы его попросту не заметили и мы уже в 4х километрах ниже у Городка. Вот так. Дома в метрах 400. Оставлять лодку у моста не решаемся. Спускаемся ниже еще на полкилометра и причаливаем к высокому берегу. С трудом вытаскиваем лодку повыше, вязнем в мокром песке, поднимаем снаряжение. Старшие Алферовы ставят под дождем палатку, а я с Петей на дождевике раскладываем наш ужин. Еще один сюрприз: спички из набора туриста зажигаться не хотят. В инструкции они зажигаются при влажности 80%, а у нас все сто. Достаю из самой нижней куртки обычные спички, они еще не отсырели, зажигаем туристскую спичку и пытаемся поджечь «сухой» спирт. Но он тоже намок и гореть не желает. Делаем из пленки небольшой навес, вскрываем еще один набор и общими усилиями запускаем «печку». Ставим на нее кашу из набора. В это время «Адмирал» с сыном установили палатку, благо здесь конструкция не подвела и сооружение воздвигнуто. Я и адмирал от ужина отказываемся, для нас важнее съесть наши вечерние таблетки. Подходят младшие Алферовы, скидывают верхнюю одежду и забираются в палатку. Мы с Володей следуем их примеру. Все оставляем под дождем, чуть прикрыв накидкой, и все втискиваемся в палатку. Я впервые распаковываю новенький спальный мешок. Адмирал мгновенно засыпает и палатку сотрясает его богатырский храп, впрочем, остальным он не мешает. Я втискиваюсь в мешок и некоторое время пытаюсь его закрыть. Где-то минут через 20 это удается сделать. Через щель в замке-молнии палатки тянет сыростью и влагой, дождь барабанит по тенту. И тут сон слетает начисто. Приходят грустные мысли. Вот мы,  два немолодых человека,  с изрядными  прогалами в здоровье,  у обоих за плечами инфаркты, операции на сердце,  случись что, связи нет. Впрочем у нас есть палочка- выручалочка –Михаил, хотя сегодня мы его основательно измордовали.   Стараюсь отогнать эти думы,  и, в конце концов,  засыпаю с мыслями: «что день грядущий нам готовит»?

День второй.

Сквозь сон слышу стук дождя по тенту, где-то к 4 утра стук прекратился. Окончательно просыпаюсь в 5. Кряхтя, выбираюсь из мешка и палатки. Ура! Дождя нет, солнце и довольно резвый ветерок. Тороплюсь развесить промокшую одежду и все, что намокло на сучья поваленных деревьев, благо их много.

Ко мне присоединяется адмирал. Похлопали друг друга по спинам, приходим в себя и принимаем утреннюю порцию наших препаратов. На снимке Володя пьет из фляжки. Нет, это не коньяк, а холодный чай. Коньяк из маленькой фляжки совместными усилиями исчез под проливным дождем вчера. Стараемся развести костер, но спички мокрые. Все же вспоминаем туристские навыки, не буду лукавить, спустились до лодки, умылись, набрали воду в чайник и кастрюлю, и немного бензина из бака. Осторожно кропим бензином сухие сучки, и вот костер от одной из спичек задымил. Подвешиваем чайник, кастрюльку, разогреваем банки из наборов. Появляются младшие Алферовы. И мы священнодействуем над завтраком. Горячий чай - это, что нужно. Сушка одежды на ветерке идет быстро. Нам остается не терять бдительности, чтобы чего-нибудь не спалить. К 10-00 все основное высохло. На противоположном берегу две цепочки от следов. Зверь пришел, попил и ушел.  Палатка на другом берегу ему была неинтересна.  От вчерашних  мрачных мыслей нет и следа. Экипаж готов продолжить путь, планируем спуститься до избушек на берегу, в так называемых «Горках», что ниже Аникино. И вот мы все в лодке, плавание продолжается. Река она разная, то от берега до берега метров 300, а вот уже узкая протока, река разделяется на два рукава. Надо определяться, который проходим. И слева и справа бесконечные пляжи, все же река сильно обмелела и то, что было раньше под водой, теперь все на виду. Высокие берега с лесом сменяются лугами. Первая лодка с рыбаками, приветствуем, продолжаем путь до первой мели. Снова выбираем фарватер, повсюду на реке «топляки, коряги. Адмирал командует мне, чтобы не закрывал обзор, приходится лежать на спине или, повернувшись к носу, сидеть полулежа. Тут уж не до комфорта. Пока хватает зарядки, снимаю на телефон, то попадает в камеру. Очередная мель, Миша тянет нас до глубины (это, хотя бы полметра). Винт постоянно цепляет грунт. Наконец река стала поглубже, лодка набирает ход и тут новая напасть. Ветерок, который обсушил нас утром,  поднимает приличную волну. Нос лодки бьет о волну, брызги быстро набираются на одежде. Приходится снова напяливать накидку от дождя и сбавлять скорость. Так, через каждые полкилометра все повторяется. То мы идем у самого берега, то на середине реки, сидим на мели и наше тягло-бурлак, называйте, как хотите – Михаил, выводит нас на чистую воду. Вот уж кому досталось. Его сынуля - Петр ведет себя стоически. Парень не хныкнул за весь путь ни разу. Ни разу не пожаловался на неудобства. Часа в 2 дня делаем остановку на обед. Адмирал устал от борьбы с ручкой управления, когда винт цепляется за песок, поднятый мотор ревет на полном газу, поскольку ручка в руке отдельно от мотора. Все устали. Адмирал от обуздания ручки управления мотором,  (за весь путь),  он так и не выпускал ее из рук, Миша от бесконечных выпрыгиваний,  босым ногам было уже не так тепло в речной воде, я от неудобной позы. Один Петя был невозмутим. На привале костерок, изучение содержимого туристского набора – ответственный в походе за питание – Михаил и он запасся ими вдоволь, хотя они и занимали значительную часть объемного рюкзака, который опять же он же тащил.  Вот тогда Михаил робко озвучил мысль, что может в Аникино (дер. Аксеновская), погрузимся на машинку, в смысле наймем местного аборигена. Адмирал отмахнулся, де сидите в лодке, так сидите. Продолжаем наш путь. Принципиально ничего не меняется ни в окружающей среде, ни на воде. Те же коряги, мель, свободная вода полкилометра. Река почти безлюдна. Попала еще одна лодка с рыбаком и все. Показалась вдалеке первая аникинская деревня. До центра  дер. Аксеновской километров 10. Приободрились, и тут у нас кончается бензин. Между старшими Алферовыми происходит дискуссия. На тему, кто был неправ при заправке бака. Обстановка на борту накаляется. Адмирал заявляет, что все недовольные могут сойти  и уехать на машине, а он и один доберется по реке до Лальска. Разумеется бросить школьного друга я не могу,  а уж сынуля с внуком тем более. Бунт на корабле затих. Я сажусь за весла, меняемся с Михаилом несколько раз и напряженно вглядываемся в правый берег, когда же появится деревня с высокой церковью. Вот на берегу 5-6 лодок и узкая тропа через густой, высокий лес. Нет – это не может быть Аксеновской, спускаемся еще полкилометра, видим снова лодки, возле них мужчина и женщина ловят рыбу, решили с ними пообщаться, и только тут видим далеко сзади  в прогале леса купол церкви. Мы не заметили деревню и проплыли мимо, как и Лопотово. Подчаливаем. Мужчина приветливо здоровается с нами, зовут его Сергей, сам не местный, с женой приехали в гости, а это деревня Старчевская. Спрашиваем, нельзя ли разжиться бензином.  Он подробно и уважительно рассказывает нам, к кому можно обратиться. Поднимаемся на высокий угор, видим большую стоянку разной техники, обгороженную заборчиком. Из баньки выходит женщина, машем ей,  давая понять, что надо пообщаться. Она скрывается в доме и появляется с мужчиной с костылями в обеих руках. В огороде неистово лает на непрошенных гостей собака. Мы подходим ближе и робко представляемся. Мы – Михаил, Петя и я. Адмирал остался на страже плавсредства. Хозяин (Владимир Липатников) без особых разговоров решает проблему с бензином.  Сетует, что после операции на колене не может сделать сам. Хозяйка, хоть и после баньки, помогает вытащить из гаража бак с бензином и заправить наш бак. После этой процедуры возвращаемся к хозяину и как бы интересуемся, можно ли у кого-нибудь переночевать. Хозяева смущенно оглядываются, у них у самих приехало 7 гостей и тут Валентина, так зовут хозяйку, быстро нашлась, а я сейчас позвоню Саше Першину. Он только что проводил своих гостей, дом у него большой и просторный. Разговор был не долгим. Ответ – Пусть приходят. Мы спускаемся к реке,  сообщаем адмиралу новости. Он расплывается в улыбке. Все решается наилучшим образом. На берегу Сергей успокаивает нас об оставленной лодке. Здесь никто, ничего не трогает. Я осторожно спрашиваю, не может ли он на своей машина (рядом на угоре) подбросить нас до дома Першина и он незамедлительно соглашается. Через пять минут мы у дома Саши. Жалею, что в спешке не удалось достойно отблагодарить Сергея. Саша Першин – молодой мужчина, лет тридцати к нашему появлению успел сходить за водой. Холостяк, бывший моряк, работает в Лузе, а это родительский дом, приезжает в деревню на рыбалку, охоту, а тут в деревне был праздник Прокопьев день, было много гостей. Сам он через час уедет в Лузу,  дом в нашем распоряжении. Дом просторный, русская печь, из мебели -традиционная горка, комод, сундук (все это и в моем родительском  доме.) В нашем распоряжении и электрический чайник, газовая плита, холодильник, а главное 4! кровати. Через час Саша уезжает. Все разговоры об оплате за квартирование обрывает. Дает короткую инструкцию при уходе отключить свет и подпереть дверь палкой. Еще раз убеждаюсь в великодушие наших людей. И чета Липатниковых и Саша Першин и Сергей без всяких уговоров проявили все лучшие качества человека. Низкий им поклон за все. Оставшись одни, усаживаемся за стол, чаевничаем. На сотовых, у Алферовых появляется связь, Володя дает мне свой аппарат, у моих операторов в этом регионе вышек нет. Слышу голос жены и ее ледяной тон. Она уже вышла на связь с Вымском и мой деревенский друг сообщил ей, что я отправился в поход по реке, чего она, беспокоясь обо мне, категорически не приемлет. Ставлю ее в известность о  наших дальнейших планах. Располагаемся на кроватях, спальные мешки –прекрасные одела и засыпаем. Позади второй день, а завтра конец путешествию.

День третий

Просыпаемся довольно поздно, так где-то около 7 часов. Расхаживаемся, Михаил жалуется на легкое недомогание, вчера его температурило. Обстоятельно завтракаем, не спеша собираемся. Отключаем электричество, подпираем дверь палкой. Спасибо гостеприимному дому, его хозяину и всем, кто проявил к нам участие. Спускаемся к реке. Лодка и все, что в ней, в полном порядке. Я вырубаю два шеста в надежде, что они помогут сталкивать лодку с мели.  Перед продолжением пути сидим на скамейке на высоком берегу. Любуемся лесными и речными далями. Они прекрасны и из самой  деревни и со скамейки. Отчаливаем и на простор. Увы, чуда не произошло. Через полкилометра, через всю ширь реки огромная мель. Шесты здесь не помогут. Все, включая и Петю, выбираемся из лодки. Бродим по мели, не набирая воду в сапоги. Зигзагами тащим лодку к более- менее проходимому руслу. Через полчаса выбираемся из плена, плавание продолжается, но ветерок усиливается, снова сноп брызг, но уже приспособилось. Километров через 10 появляется на правом берегу избушка. Адмирал подробно рассказывает о человеке- бакенщике, смотрителе реки. Затем начинаются и так называемые «Горки». Теперь избушки (две или три), в одной из  них мы и планировали вторую ночевку, с посиделками у костра, печеной картошкой и воспоминаниями. Вздыхаем и плывем дальше. Начались места, хорошо знакомые старшим Алферовым, Володя подчаливает к берегу.  - Здесь метров в трехстах от берега сосновый бор, - пояснил он.  - Дойдем, посмотрим, есть ли грибы.-  Идем по колее, оставленной то ли трактором или вездеходом. Добираемся до бора, он чистый, видны следы пребывания людей, но ни ягод черники, брусники, да грибов, нет и следа. Возвращаемся к реке, разводим костер и обедаем, до Лальска привала у нас больше не будет. Плывем еще километров 10, появляется интернет, по навигатору, определяемся, что до Таврического километров 5. Проходим два больших плеса и видим вышки сотовой связи, ЛЭП через реку. Проходим мимо Таврического и опять у самой реки не видим признаков жилья, кроме лодок, привязанных к тросам. На обрывах бесчисленные дырки, это гнезда стрижей, которые без устали снуют от реки в гнезда и обратно. Проходим бывшую деревню Коншево, здесь в былые времена была переправа через Лузу на паузке, так назывался паром. Вспоминаю, как брали в руки палку с прорезью и передвигали ее по тросу и тем самым перемещали поперек реки  паузок. По правому борту проходим устье Шилюга. Путешествие начинали от устья Шелюга, а тут Шилюг. На левом берегу видим скопление машин, над ними Андреевский флаг. Вспоминаем: да сегодня же день ВМФ и лальские моряки его тут празднуют. Справа устье Лалы, может не такое большое, как казалось раньше,  большой песчаный пляж, показывается Красавинский бор,  подходим к понтонному мосту, переползаем в узком пространстве между  мостом и берегом. Адмирал выбрасывает надоевшие ему шесты (пару раз они нам помогли) и причаливаем. Миша привычно выпрыгивает в воду и подтаскивает лодку к берегу. Все, путешествие закончено. Без дискуссий Михаил с сыном отправляются в дом, до него по бору километра два, за машиной, благо дом у самого выхода из бора, мы с Володей начинаем вытаскивать вещи на берег. Снимаем мотор, разбираем лодку и падаем на нее без сил. Времени 17 часов, мы добрались даже раньше, чем предполагали. Через полчаса появляется Михаил на машине. Все снаряжение запихиваем в машину и катим в Лальск. Вот уже и ворота, въезжаем и просто вытаскиваем на траву, все снаряжение. Весь экипаж разлегся на диванах, но не долго. Забыв про усталось,  старшие Алферовы идут топить баню. Через час баня пышет жаром,  и мы с Володей идем париться. «В бане генералов нет» гласит надпись над дверями и я отхаживаю по мощной спине старшего Алферова дубовым веником, под его довольное пофыркивание.  Сам же ограничиваюсь блаженной негой в теплой парной. Пишу это потому, что хотелось передать чувство душевного и физического довольствования после определенных трудностей. Да, не все получилось, как задумано, что-то не сделали, но главное мы прошли намеченный путь. Конечно, обидно за реку, на памяти идущие по ней пароходы с огромными баржами. В Вымске была пристань, иногда баржи оставляли на время. Как-то отец водил наш класс на экскурсию и механик парохода рассказывал нам устройство паровой машины. Осадка пароходов и баржей была до полутора метров, а теперь лодка с осадкой 20 сантиметров ищет фарватер. Но зато в памяти все великолепие нашей северной природы, неповторимый речной запах, бесконечные луга и леса по берегам. И не будучи поэтом, я пытаюсь оставить в памяти всю эту прелесть. Спасибо школьному другу за организацию путешествия, сыну его Михаилу, выдержавшего обязанности бурлака, и Пете, который в 11 лет проявил себя стойким мужчиной. Спасибо, ребята!