Грамоты о пожаре в городе Хлынове 16 июня 1634 года

Грамоты о пожаре в городе Хлынове 16 июня 1634 года

Предисловие.

Всего 103 года назад в трудах ВУАК были опубликованы грамоты о пожаре в городе Хлынове 1634 года. Как оказалось, при печати были ошибки и неточности. Грамоты в деле РГАДА (фонд 141, опись 1634 год, дело 69) находятся не в хронологическом порядке, что затрудняет проследить ход переписки между Хлыновым и Москвой. Возможно, что царские грамоты – это черновики, т.к. в каждой из них множество исправлений, дописок, зачеркнутого текста. В представленном ниже виде они находятся в хронологическом порядке и объединены по группам, для облегчения чтения.

1) Из первой же грамоты мы узнаем, что до приезда нового воеводы Василья Петровича Чевкина, и подьячего Дорогово Одинцова, «июня против 16-го числа учинился пожар в Хлынове на посаде на дворе у подьячего у Тимофея Семенова от поварни в третьем часу ночи». Грамота состоит из отписки воеводы и двух росписей: что сгорело на посаде и сгоревшего кабацкого имущества.

1.1. Воевода докладывает: «… а таможенного, государь, и кабатцкого головы на Вятке нет. А сказали нам, холопем твоим, Хлынова города старосты и посадцкие люди, что таможенного и кабатцкого головы Дея Данилова в Хлынове не стало до нынешнего холопеи твоих приезду апреля в 13 день».

Отписка писана 20 июля 1634 г. Царю «августа в 13 день подал жилец Иван Лехов».

1.2.Роспись, «что от того пожару згорело на посаде»:

  • Церковь Происхожение Честного Креста а в неи придел апостолов Петра и Павла
  • Церковь Троицы Живоначальные а в неи придел Николы чудотворца придел святые великие мученицы Екатерины
  • Церковь Вознесения Христова а в неи придел страстотерпца Георгия
  • Церковь Жен Мироносиц а в неи придел Михаила Архангила придел страстотерпец Бориса и Глеба (вот как описывают эти церкви в 1628 году: «Да на посаде в остроге в торгу церковь теплая с трапезою Происхождение чесного и животворящего Креста Господня, да церковь студеная св. и Живоначальные Троицы, да церковь теплая с трапезою Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, да церковь стюденая св. Жен мироносиц»)
  • Таможенная изба да кабаки
  • Верхняя поварня
  • Да земские дворы двор воеводскои двор диячеи
  • Да земских же 5 дворов а на тех дворех ставились посланники и всякие гонцы
  • 3 избы земские сходилися в те избы земские люди для земских дел
  • Да згорели вряду онбары и лавки и рыбные и мясные полки все (в 1628 было более 50)
  • Да посадцких тяглых людеи 317 дворов (в 1628 году было 390 дворов)
  • Да посадцких же людеи згорело 17 кузниз (в 1628 году было 22 кузницы)
  • Поповских и дияконских и диячков церковных и пономарских 12 дворов (в 1628 году было 50 дворов).

За подписью: «соборнои Богоявленскои поп Павел», «Николскои поп Семен», «Воскресенскои поп Ларион», «Покровскои поп Василеи», «Стретенскои поп Иван», «Троецкои поп Михаило», «Вознесенскои поп Стефан»; и посадских людей «Семенка Ыванов, Елизарко Иванов, Семеика Зверев, Данилко Яковлев, Митка Алексеев, Стенка Орешников, Баженко Тимофеев»

1.2. Роспись сгоревшего кабацкого имущества:

  • «на болшем кабаке згорела изба с комнатаю»
  • «на Потероцком кабаке изба с камнатаю а в комнате … кабатцкие книги»
  • «онбар болшеи на погоребе, где пьют летнею порою» а в нем 50 куниц хмелю, пива в 2-х бочках, 106 ведер больших, пустых пивных 20 бочек
  • «онбар на погоребу казеннои»: вина 2 бочки, 60 ведр, «винных порожных 5 лагунов», «порожных запасных осмушек и шаек»
  • «да у кабаков же згорела кабатцкая тюрма»
  • «да згорела под горою верхняя винокурня»
  • там же «пивная поварня и с ызбою», а в ней тчаны, подставки мерники,  ушаты, ковши, колода «что сквозь ее пропусканы бражные и винные трубы», «винная труба медная весом 3 гривенки фунтовые», «отмерная пивная кадь», ведра, корыто, 2 винных браги
  • у поварни – житница, солоду ржаного 20 куниц, муки ржаной 10 куниц, овсяной – 30 куниц
  • у поварни же «на плошади згорело дров сосновых пол трети тысячи возов».

Всего згорело на 135 рублей 5 алтын.

После пожара осталось: 8 котлов, 4 куба, 18 труб медных, 6 тчанов, 100 возов дров сосновых, хмелю 12 куниц, меду сырцу 8 пудов, солоду ржаного 8 куниц, муки ржаной 10 куниц, овсяной 11 куниц.

Роспись подали «Хлынова города кабатцкие старосты Степанко Лосев Матюшка Калинин», но заверили роспись «Покровкой поп Василеи в сына своего духовного место старосты кабатцкого Степана» и «Волковскои Ильинскои поп Иванише в сына своего духовново место старосты кабацкого Матвея»

2) После первой (в деле) грамоты идет следующая из Хлынова, был ли ответ на первую мне не известно, ответа в деле нет. Следующие грамоты поданы 29 августа вятченином Тренкою Казариновым.

2.1. Отписка Васьки Чевкина и Дорогойко Одинцова сообщает, что «недоделано 5 башен да 2 ворота да тайничная решетка», и что «одне ворота к Успенскому монастырю велели зделать», а сколько надо лесу «велели плотникам Спешилку Конанову да Худячку Сидорову с товарищи сметить» и о том подать роспись. А сколько и какого лесу лежит на посаде «городовои приказщик Федор Шевелев и посадцкие люди подали … роспись». «А в городе государь подлазов нет и за городом околу рву никаких крепостеи, надолобы и честику нет же». И до приезда воеводы Василья Чевкина прошлый «воевода Микифор Вировскои да подьячеи Тимофеи Семенов» «к твоему государеву богомолью к Николе чюдотворцу Великоретцкому срубили колоколню» «в 8 стен а лесу пошло в стены и на мосты 1500 бревен трехсаженных, а тес де, государь, и брусье, на ту колоколню, куплен казною Николы чюдотворца Великоретцкого», но – «а колоколня государь еще недовершена»… А где были «четыре храмы … да зелеиная казна да съезжая изба да 3 тюрмы да 2 двора тяглых двор соборного диякона да 11 двориков церковных дьячков  и пономарских и просвирниных а на котором государь месте преж сего бывал двор воеводцкои – и то место порозже» и «без твоего государева указу» поставить дворы «не смеем». И не забывают добавить: «а живем государь мы, холопи твои, (Чевкин и Одинцов – сост.) за городом по конец посаду в бобылских дворех от города далече»

2.2. «Городовои прикащик Федор Шевелев, собрав посадцких людеи Ивана Коршунова, Ондрея Орлокова, Ивана Широкого, Овдокима Тотина, Гаврила Злобина, Харитона Мышина» смечали и считали «сколь которои лес мерою сажень» готовлен на Хлынов город «и тому роспись учинили»:

  • «стенного лесу лежит в кострах в Хлынове внутри града 5810 бревен, в длину по 3 сажени, в отрубе по 5 и по 6 вершков»
  • «башенных 186 бревен, в длину по 4 сажени, в отрубе по 6 вершков»
  • «310 бревен в длину по 2 сажени в отрубе по 8 вершков»
  • «30 брусов тесаных в длину по полутрете сажени»
  • «30 же брусов в длину по три сажени»

«Смету и роспис писал Митка Андреев сын Ворожцев». Но вместо Овдокима Тотина «Покровскои поп Василеи», а вместо Гаврила Злобина и Харитона Мышина «Сретенскои поп Иван» руки приложили.

2.3. Челобитная царю «Хлынова города староста Баженко Шапочник, Орлова города староста Микитка Софронов с товарыщи».

Всего тремя годами ранее, 15 сентября 1631 года, «на Вятке в Хлынове згорел город и Божии церкви и колоколни и съежая изба и тюрьмы и мосты и воевоцкои двор и церковных людеи и посацких дворы».  И по грамоте Михаила Федоровича и «по наказнои памяти воеводы князя Петра Ондреевича Хилкова да подьячево Ивана Головкова» велено было «лес розвести», и «розвели» - «город и съежую избу и на посаде воевоцкои двор в том лесу зделали», «а тот осталой лес ныне в Хлынове лежа гниет». А так как 16 июня 1634 г. вновь был пожар и все постройки сгорели, «мы, сироты твои государевы, на Вятке в Хлынове на посаде ныне в том годовом осталом лесу воевоцкого и диячья дворов без твоего государева указу вновь ставить не смеем» и дале просят «вели … воевоцкои и диячеи дворы вновь ставить безпенно, чтоб тот городовои осталои лес не изгнил. Царь, государь, смилуйся!»

За подписью посадцких людей: Семеика Парднов, Митка Алексеев, Сергеико Борников, Ивашко Игнатьев, Данилко Богданов, Ивашко Григорьев, Тимошка Ларионов, Аверка Сергеев, Харка Мамонов, Петрушка Дияконов, Баженко Тимофеев.

3) Следующие ниже царские грамоты все за приписью дьяка Дмитрия Карпова и все посланы с «вятченином Тренкою Казариновым» (который подал государю грамоты с Вятки 29 августа). Написаны с 30 августа по 5 сентября 1634г.

3.1. Недосланных кабацких денег збору 1632-го года было 184 рубля 22 алтына 5 денег. В 1634-м году их дослали, но не все, а только 129 рублей «доправя на целовалникех Митке Трегубова с товарищи». Оставшиеся 55 рублей 22 алтына 5 денег велено доправить «на тех же кабацких целовалникех на Митке Трегубове да на Юшке Попцове и на их выборных людех». А если те деньги на целовальниках и на их выборных людях «к нам не пришли им те деньги велим доправити вашу поноровку на вас (Чевкину и Одинцову – сост.) и вам бы однолично те денги доправя прислать к нам тотчас».

Писана 30 августа.

3.2. Велено, как придет грамота, воеводцкой и дьячей дворы поставить «в Хлынове на посаде блиско города, или где преж сего приказных людеи дворы были, а хором велел поставить немнозе и несамои болшие, без которых быть немочно». А «что останетца … за городовым делом и … по нашему указу велено дать на государев девичь монастырь и на монастырскую ограду». «Чево недоделано: пять башен, да двоих ворот, да таиничнои решетки велели все доделат». А какой лес после доделки останется «отписку и розпис велели отдать в Новгородцкои чети».

Писана 3 сентября.

3.3. Кабацкие запасы згоревшие на 135 рублей 5 алтын велено собрать «на кабатцких хлыновских старостах  на Степанке Лосеве да на Матюшке Калинине с товарищи, потому что они не радели нашим делом, своим переженьем те запасы сожгли. А те было запасы вынесть и от пожару убереч мочно. Да и потому, что на всяких кабакех работников и ярыжных живет немало». А если с целовальников нечего будет брать, «доправить на их выборных людех, чтоб на то смотря, иным неповадно так дуровать».

Писана 5 сентября.

4) Роспись что згорело на посаде (см. 1.2.) «августа 13 день писали ко государю … воевода Василеи Чевкин да подьячеи Дорогои Одинцов».

«Да кабатцких запасов … на 135 рублей 5 алтын».

«Послать государева  грамота (3.3?) а велет за кабацкие запасы … деньги 135 рублев 5 алтын доправит на кабатцких целовалниках. А будет на них доправить нехчево и те деньги доправит на с их выборных людех».

5) Грамота от царя. По прошлой грамоте велено (3.2) отписать городовое дело: доделаны ли 6 башень (3 с воротами, 3 глухих без ворот), крепости около города; дано ли и сколь в Преображенский девичь монастырь лес; и сколько запасов леса осталось. И про это по 6 ноября с Хлынова не писали. Всё это написать, сделать «роспись и чертеж начертили» и роспись и чертёж послать в Москву, «не дожидаясь в том к себе пресылки и прогонов».

Писана 5 ноября. За приписью дьяка Ивана Федорова. Послана с котельничанином с пушкарем с Терешкою Сысоевым.

И в заключении таблица стоимости сгоревшего кабацкого имущества.

Наименование товара

Стоимость за 1 ед.

Количество ед.

Сумма

Хмелю

2 гривны

50 куниц

10 рублев

Бочек

4 алтына

22

2 рубли 13 алтын 2деньги

Ведер вина

11 алтын

30

9 рублев 30 алтын

Ведер вина

10 алтын 4 деньги

30

9 рублев 20 алтын

Лагунов

Гривна

5

Полтина

Осьмушек и шаек

-

-

20 алтын

Тчанов больших

40 алтын

4

4 рубли 26 алтын 4 деньги

Тчанов больших

Рубль

4

4 рубли

Мерников

-

2

Рубль

Мерников

-

2

20 алтын

Ушатов

-

6

8 алтын

Ковшеи больших

-

3

10 алтын

Ковшеи малых

-

3

6 алтын

Колода

-

1

26 алтын 4 деньги

Труба винная

-

1

15 алтын

Кадь пивная

-

1

5 алтын

Ведер подставочных

-

15

5 алтын

Корыто подставочное

-

1

8 алтын 2 деньги

Ржаной рощи и муки

-

4 куницы

2 рубли 17 алтын

Овсяной муки

-

2 куницы

22 алтына

Хмелю кипного

-

2 пуда

30 алтын

Солоду ржаного

21 алтын

20 куниц

12 рублев 20 алтын

Ржаной муки

21 алтын

10 куниц

6 рублев 10 алтын

Овсяной муки

11 алтын

30 куниц

9 рублев 30 алтын

Дров сосновых

4 деньги

2500 возов

50 рублев

Итого:

 

 

135 рублев 5 алтын

 

1 рубль = 33 алтына 2 деньги

1 алтын = 6 деньги

Ссылка на архивное дело: http://rodnaya-vyatka.ru/books/1634-gramoty-o-pozhare-v-gorode-hlynove

Комментарии

"1628 году: «Да на посаде в остроге в торгу церковь теплая с трапезою Происхождение чесного и животворящего Креста Господня, да церковь студеная св. и Живоначальные Троицы..."

Получается, что уже тогда посад был и в остроге и за острогом.

Всегда думал, что Троицкая церковь была на территории кремля, где потом и стоял каменный Троицкий храм. А из этого следует, что она на посаде на торгу стояла.