Вятские беглые крестьяне в Казани.

Всем известно, что рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Так и во все времена, и теперь люди уезжают, покадая родные места, надеются на хороший заработок, лучшую жизнь.

В 1634 году с Слободском и Шестаковском уезде, в бытность воеводы Ивана Кожина, недосчитались крестьян. Как-то прознали, что они убежали в Казань, и отправили туда с государева указу, сыскную комиссию. В неё вошли «для опознаванья»: пристав Кирюшка Хаимин, выборные люди, знатцы, Федосеика Шуткин, Фадеика Зубков, Поздеика Толстиков, под руководством «сына боярского Третьяка Тургенева». Итогом сыска «в Казанском уезде в слободах и в селах беглых крестьян сыскали 15 семей с женами и с детьми». К сроку Покрова Пресвятой Богородицы Третьяк собрал их в Казани, и с ними явился в сьезжей палате к воеводам казанским Матвею Годунову и Петру Мансурову. Собрать – собрали, но в Вятку в Слободцкой не прислали. О чём написал в Москву в конце 1634 года Иван Кожин, Слободцкой воевода, и добавил, что на то смотря «многие тяглые крестьяне пометав свои дворы и пашни впусто, бежат врознь». Был указ царя – «чтоб тех Слободцких и Шестаковских беглых крестьян с Казани на Вятку отдали»…

Чем дело кончилось – не знаю, но сохранился список сысканных на Казани вятских 15 семей:

«Самылка Брагина з братом Ивашкою, Левку Романова, Баженка Ошуркова, Федотка Черезова, Офонку Плотникова з братом Трофимком, Митку Калугина, Моську Брагина з братом Фомкою, Куземку Подволотцково, Потанку Чермнухина з братом Ваською, Ульянка Кожевникова с сыном Ганкою, Ивашка Белобородова з братом Обросимком, Фетку Тарасова, Ярунку Тетерина, Митку Пономарева, Ивашка Игнатьева сына Брагина»

Комментарии

Если посмотреть переписи 1629 года в части итоговых данных, то можно увидеть, что очень много брошенных наделов. Например: "И всего в Слободцком уезде 5 станов, а в них 9 погостов, 188 тяглых деревень да 13 починков да 18 займищ. Да на посаде же и в уезде 698 дворов, живущих посадцких и уездных крестьян да 5 дв. тяглых непашенных крестья, а людей в них 1328 чел., да 117 дв. бобыльских, а людей в них 124 чел. Пустых 400 дворов да пустых 293 места дворовых." Имеем 700 дворов пашенных и 400 брошенных. Но именно такой протест крестьян и способствовал послаблению налогового бремя. Тягло заменили на оброк. Последний меньше. Появились слободки. Например Торошина слободка в Котельничском уезде. Правда на это ушло почти 100 лет.

Дворы, лежащие "в пусте" в 1629 г. - следствие Смутного времени. Ранее среди причин называются Черемисские войны.

Слободки были и раньше. Но есть разница между белыми слободами, монастырскими слободами до Соборного уложения 1649 г. и слободками после него: Торошиной, Филиповой и др. В последних льгота от налогообложения давалась только на 5 лет.

В 1634 г. действительно сложилась, ситуация, требующая налоговой реформы. Которая и была проведена Земским собором 1649 г.

Если читать перепись, то из 2-4 дворов деревни в бега подавался один двор. Что остальных смута не касалась? И в чем она проявилась: кто с кем воевал? Скорее увеличились поборы. Есть много упоминаний о переходах деревни в пустошь. Но этому скорее способствовала технология того времени. Земля просто истощалась и крестьяне переходили на новые участки. А если бы не было беглых, то в конечном счете не было бы и послаблений. Не было бы их, то Вятская губерния не стала бы второй по численности населения в Империи и 3-й или 4-й по валовому производства зерна при достаточно низком качестве большинства земель. Царское праительство нашло разумный баланс.

Уточнение. С.Н.Косарев (см.ниже). По валовому сбору зерновых Вятская губерния уступает хлеборобным губерниям Юга России: Херсонской и Екатеринославской, и областям : Кубанской и Донской.

Кто с кем воевал? Странный вопрос. На территории края в Смутное время велись боевые действия. Это факт.

Бегство крестьян - еще и форма сопротивления. Бунташный век. В Хлынове так же было восстание.

Ликвидировав в 1649 г. белые слободы, т.е. лишив их жителей налоговых льгот, за счет увеличения  налогоплательщиков, удалось сократить налоги на каждый двор. В этом и было послабление.

А тягло на оброк полностью не заменили, оно осталось. Даже в переписи 1710 г. отдельно записаны тяглые и оброчные дворы.

Связь между послаблениями в налоговой политике в 17 в. и численностью населения Вятской губернии к началу ХХ в. довольно сомнительная. Т.к. разрыв в 250 лет. И между этими периодами происходили еще более радикальные изменения налогообложения.

При Петре I произошла новая налоговая реформа.

Налоговое бремя не уменьшилось, а наоборот увеличилось. Поэтому в переписях начала 18 века беглых не меньше. А может даже и больше.

Если посмотреть перепись 1710 г., то по сравнению с 1678 г. население некоторых монастырских вотчин сократилось.

Очевидно имеете ввиду события в Котельнич 1606-1609 гг.   Но если читать перепись, то находим указания типа "сошел безвестно" и указание даты. Как правило, это от года до нескольких лет. Не видел 10-20 лет. Правда, специально и не искал.

По приведенному фрагменту на 1629 г. в Слободском уезде числилось 1552 чел. Это плательщики тягла. Если принять среднюю численность, проживающих в дворе, 10 чел., то получим население уезда 15,5 тыс. чел. В Котельничском менее 10 тыс. Хлыновский уезд не считал. Пусть будет общая численность населения  будет 50 тыс. чел. Очевидно, это численность русского населения. 250 лет - 8 поколений, и имеем 3 млн. чел. Другие народности были "выдавлены". 

 

Вы так считаете только по северной части Вятской губернии. И забываете про южную часть, относившуюся к Казанской губернии.

По ревизии 1710 г. на землях, вошедших в Вятскую провинцию, насчитывалось 10,9 тыс. крестьянских дворов. Да если добавить еще уезды Казанской губернии: Малмыжский, Яранский, Санчурский, будущие Нолинский, Елабужский, Сарапульский.

То цифры будут в разы больше.

И другие народности не "выдавлены". А живут до сих пор на своих териториях.

Все исторические источники говорят, что первобытными жителями Вятки были чудь, вотяки, черемисы. На данном сайте упоминалась Пермь великая. Есть версия, что Котельнич основан новгородцами на месте захваченного марийского городка Кокшарова. Да это было значительно раньше обсуждаемого времени. 

Численность Слободского уезда в 15 тыс. человек явно недостаточна для региона и он явно не был пустынным местом и/или незаселеным другими народами. По переписи 1897 г. более 90% 3 млн. населения губернии - русские. Потому и применил термин "выдавлены" в места, которые называете "живут на своих территориях".

Вступая в дискуссию, я хотел поддержать автора блога в том, что человек ищет где лучше с одной стороны, а с другой выразить свое мнение - без вот таких беглых не сложилась бы достаточно благоприятная ситуация: в отличие от других регионов Вятка почти не знала крепостного права, благодаря чему получила значительный приток населения из других регионов империи, стала в число первых по многим показателям.  

 

 

 

 

 

... в отличие от других регионов Вятка почти не знала крепостного права ...

Александр Фёдорович, а есть ли информация в каких уездах Вятской губернии было крепостное право и численность крепостных в таком случае?

Аватар пользователя tqromozova

В Родной Вятке есть блог про крепостное право http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3521/106205

Татьяна Геннадьевна, спасибо за подсказку! Я этот вопрос раньше не рассматривал. Ещё раз спасибо и Бог Вам в помощь!

С.Н.Косарев "Земельное усройство в Вятской губернии" (есть в Герценке):

Но зато эти двѣ послѣднія группы составляютъ незначительное количество паселенія Вятской губерніи по отношѳнію къ государственнымъ крестьянамъ. Удѣльныхъ крестьянъ насчитывается, по даннымъ 1884 года, 193.000 душъ,, а помѣщьихъ всего 50.000 душъ съ неболыпимъ, почему въ дальнѣйшемъ изложѳніи мы не будемъ разсматривать ихъ 

 

По изслѣдованію 1884 года всего государственныхъ крестьянъ насчитывается 2.353.000 душъ, т. е. они составляютъ громадное большинство крестьянскаго па- селѳнія губерніи. 

Александр Фёдорович, спасибо большое за информацию! А откуда у Вас "ять" в напечатании текста?

Просто скопировал фрагмент из книги Косарева.

Аватар пользователя skygrad

Думаю, причина переселения в Казанские пределы связана с освободившимися там землями после завоевания и замирения Казани. Много казанцев было перебито, много бежало на восток. 

Если речь зашла о соседних, то в Казанской губернии доля помещичьих  крепостных 30% и удельных  примерно 2%;  Вологодская 23%  помещичьих, удельных не помню. 

Опубликовано вс, 11/12/2016 - 23:53 пользователем skygrad

Думаю, причина переселения в Казанские пределы связана с освободившимися там землями после завоевания и замирения Казани. Много казанцев было перебито, много бежало на восток. 

 

Они, действительно, из тягла бежали, что бы в ясачных записаться. Ясак проще было заплатить и размер меньше.

А что касается освободившихся земель, то они и до завоевания Казани в большей части пустовали. Я имею ввиду Яранский, Малмыжский, Уржумский, Санчурский и будущий Нолинский уезды, т.е. территорию к югу от Казанского рубежу, что позднее из Казанской губернии передали в Вятскую губернию.

 

Аватар пользователя Alexender

Немножко фактов.

В моем распоряжении оказалось дело – часть переписной книги за ноябрь 1686 года, вотчин, которые были когда-то (ещё в начале 17 века) отданы Вятскому Успенскому Трифонову монастырю (район речек Буй, Ошкак, Чепочка).

Как было выяснено из допросов местного населения, все они сказали «вправду, деды де и отцы их родиною вятченя и жили в Вятцком уезде за Успенским Трифановым манастырем в розных вотчинах истари во крестьянстве». Во как. Читаем дальше: «а из Вятцкого уезду, из за того манастыря, деды их и отцы сошли от скудости своеи и от хлебного недороду в розных годех иные сошли лет з 20 иные лет с 30 и с 40 и больши а подлинно де сказать не знают и поселились де и дворами построились на черных лесах меж Бую реки и Чепочки речки», «и жили де деды и отцы их и они в тех деревнях за Уржумским Спаским Чепотцким манастырем во крестьянстве».

Или говорили так: «в переписных книгах 186 году и в писцовых книгах 193 и 194 годов писали с вятчанями тяглыми крестьяны а не их манастырскими, для того, чтоб де им отбыть от того Трифанова манастыря от крестьянства», «а платили де они ... на Уржуме в казну великих государей с одного ясака денег по 15 алтын по четверти ржи овса тож на год в приемную меру»

Так почему бежали монастырские крестьяне в данном случае Трифонова монастыря?

«И в нынешнем во 195 году по указу великих государей и по грамоте с тех крестьян те ясака сняты, а платить им крестьяном в казну великих государей на Вятке стрелецкого хлеба з двора по 3 четверика ржи овса тож в приемною меру». Каких ещё других налогов им платить, не сказано...

Получается кто-то бежал в ясак, кто-то в тягло, наверное из оброка?..

P.S. Дело будет вскоре доступно полностью.

Почему из оброка?

Они же не из оброчного стана.

До 1649 г. крестьяне монастырских вотчин оброк госдарству не должны были платить.

Я предполагаю, скорее всего, была высокая рента установлена самим монастырем, а после 1649 г. кроме того, еще и государственный налог (оброк) для них ввели.

Такая же ситуация была по Кырчано-Сунскому восстанию. Так же крестьяне вотчины Трифонова монастыря попытались записаться в ясачных людей Казанского уезда.

Аватар пользователя skygrad

Описаны случаи буквального выбивания долгов с крестьян монахами и их охранниками. Так что это может быть одна из причин ухода. Вторая, это то, что более южные районы удобнее для земледелия. Слободской и Казань - это большая разница.

Аватар пользователя Alexender

Про качество земель, совершенно бесспорно.

А про выбивание долгов, это интересно... Где бы можно почитать?..

Аватар пользователя skygrad

в книге Серкина "Тайны земли Вятской" есть про это. Сейчас нет ее под рукой, как будет, сразу здесь постараюсь процитировать.

Аватар пользователя Alexender

Спасибо большое.

Аватар пользователя skygrad

Серкин на стр 159 дает цитаты из статьи Спицын А. А. Подати, сборы и повинности на Вятке в 17ст. :

Подвергнутого правяжу запирали в подклети съезжей избы и держали пока не выкупала семья, временами били...

В 1669г приезжал в Вознесенское Успенского монастыря правитель с братьею, да с ними монастырских слуг с 50 и больше с ружьем, крестьян били до полусмерти, и вязали и в железо ковали, и доправили из них денег 200р. А с жен сарафаны и кресты и серги с ушей срывали, и увезли на Вятку 6 человек и мучат их. И церковь пограбили книги и казну и попа с причетниками увезли. 

Монастыри в те века были военизированными опорными пунктами власти, духовной и государевой. Монахи вербовались из зажиточных слоев, жили они вольготно, и неумеренно. Вспомним судьбу Трифона, изгнанного из своей обители пьяной братией.

Ясак платился с площади земельного надела общины. В данном примере по 15 алтын или по четверти (6 пудов) ржи или овса. 

Стрелецкий хлеб почти тотже хлебный ясак, но единицей измерения являлся двор. С двора плата 3 четверика ржи или овса. Четверик = 1/8 четверти = 6/8 пуд. 3 четверика = 18/8 = 9/4= 2 1/4 пуда. 

Чтобы оценить произошло облегчение или наоборот увеличение тягла нужно знать сколько община платила ясака и сколько в селении дворов. 

Пример для наглядности. Допустим 1 ясак и в деревне было 3 двора. Получаем стрелецкого хлеба = 3х2 1/4 = 6 3/4  - почти 7 пудов. Имеем ужесточение. Но если два двора, то облегчение. 

Принято считать, что оброк был меньше, легче тягла. В какой-то мере можно говорить, что оброк - часть тягла. 

Пользуясь случаем, прошу сообщить другие примеры налообложения. Особено интересуют выть (тягло) и оброк. 

Выть, скорее, не налог, а объект налогообложения, как и соха.

Тягло - слишком широкое понятие.

И вопрос налогообложения конкретно-исторический. Размеры от столетия к столетию изменялись.

Александр Федорович, Вы по какому году и по какой местности привели пример размера ясака?

Например, в 1614 и 1629 гг. в Хлыновском уезде оброк взимался в размере: 1 рубль 16 алтын 4 деньги с выти земли и 1 деньга с копны сена. Оброк был менее выгоден правительству, чем тягло.

Подробнее об оброке, тягле, белопоместцах, кортомщиках, половниках и т.д. можно почитать в работе А.А. Спицына "Земля и люди на Вятке в 17 столетии (Очерк истории землевладения)".

Но конкретных размеров налогов он так же приводит мало. Для этого нужно смотреть писцовые книги.

 

 

 

 

Сообщение Alexender по Трифоновского монастыря.

Спасибо за данные по Хлыновкому уезду. Согласен, что выть привязка. Сам размер менялся. Потому  попросил сообщить примеры. 

Открываем любую перепись.

Например, 1615-1616 гг.  - есть в интернете.

(Стан Великорецкий)

Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городов оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101 году

Дана пустошь на оброк в Великорецком стану починок Панфиловской четвертные пашни полвыти Великорецкого стану крестьянину Тимошке Небогатаев оброку полтина

Деревня в Великорецком стану на Медяне на оброке за Максимом Новоселовым да за Манмонком Лариовы детим Ивановская Поколева четвертной пашни пол выти оброку дватцеть шесть алтын четыре денги

...

Деревня Ортемовская на оброке за Карпиком Даниловым сыном Устюжанином а в нем пол выти оброку дватцеть три алтына две денги порука в оброке Великорецкого стану крестьяня Офоня Агалаков да Игнашка Костянтинов сын Денгин

Деревня Борисовская Коромыслова на оброке за Гришкою Марковым сыном Леванова полвыти земли оброку 25 алтын а порука по нем в оброке волковетин Ондрюша Суворов да Семеика Панфилов сын Стрелников

Деревня Фоминская Развеева Григорьевская на оброке за Илюшкой Елизарьевым четвертну пашне пол выти оброку дватцеть шесть алтын четыре денги а порука по Иванке в оброке Семеика Панфилов волковитин да Пашко Кузмин сын Чюватов слобожанин да Игнашка Ярофеев сын Анцифоров

(2) деревня Семеновская Горяинова четверной пашни пол выти на оброке за Некраской Семеновым сыном Горяином оброку 25 алтын а порука по нем...

Деревня Парфеновская на оброке за Парфенком Терентьевым сыном Красильниковым четвертной панше пол выти оброку 20 алтын з гривною...

Деревня Оксеновская на оброке за Тимошкою Исаковым сыном Бледово да за Михалком Ивановым сыном Носкавым четвертной пашне пол выти оброку 23 алтына 2 денги..."

И т.д. по каждой деревне.

Там же, если облагается не выть, а бобыльский двор, пожня, копны или озеро:

"Пожня Березовского стану крестьянина Михалка Евсевева сына Федотова (20об) вверх по Вятке повыше Бурковы слуды сена 30 копен оброку 2 гривны

Березовского стану з бобыльского двора на Мокеике Фелипове сыне Снегиреве оброку 3 алтына

Двор бобыльской Ивашка Осипова сына Казакова оброку 2 алтына 4 денги

Треть деревни Пагинские одно поле в Березовском стану дана на оброк Березовского стану крестьянину Павлику Васильеву сыну Кокшарову пашни полвыти оброку 10 алтын

Пожня Березовского стану крестьян Васки да Богдашка Карповых детей Тарасова в Волковском стану вверх по Вятке повыше Красного бору у Просницы за озерку оброку 2 алтына

Пожня Березовского стану крестьянина (21) Степанка Литвинова меж болоты прудовыми сена 4 копны оброку 4 денги..."

 

 

Еще раз спасибо. С сеном понятно. Это есть в переписях 1629 г. А вот четкой увязки выти и оброка не находил. Правда, и не искал. Искал данные по предкам. Это недавно возникла идея разобраться с жизненым уровне крестьян того времени по аналогии с 1913 г. 

viktOr просьба дать ссылку. Не нашел в интернете.

С жизненным уровнем сложно увязать, т.к. конечно можно соотнести со средними ценами, но ведь хозяйство крестьян было в большей части натуральным.

Я не помню, окуда точно скачал, посмотрите, кажется здесь: http://rodnaya-vyatka.ru/books

Если там нет, мне проще почтой послать, чем искать ссылку.

Страницы