Родина моя малая - Шурги

Впервые в деревне Шурги – на родине моего отца, я оказался, наверное, двух с половиною лет от роду. Цепкая детская память услужливо отложила в своих закоулках долгий, как мне тогда казалось, зимний путь на машине сначала по ледовой переправе, а затем по  узкой лесной дороге. С обеих сторон дороги высились величественные, почти сказочные, заснеженные ели и сосны. Дело было сразу же после Нового года.

Затем была просторная, жарко натопленная изба с огромной печью, выходящей на две стороны – в комнату и кухню. И много людей, собравшихся по поводу приезда гостей. Из них я запомнил только тетю Анфису, дядю Николая и бабушку Александру. Именно к ним домой мы приехали. Хоть я и не был застенчивым ребенком в детстве, да и в тот день оказался в самом центре внимания, мне было совсем не по себе. Не по себе потому, что все вокруг, включая родного и горячо обожаемого мною отца, вдруг заговорили на тарабарском языке, которого я не понимал вообще. Это потом уже, через время, я понял, что отец и все его родственники разговаривали на своего рода «суржике» - смеси марийского и татаро-кряшенского (а язык кряшенов  разительно отличается от языка обычных татар). Русские слова используются незначительно, в особых (сами понимаете каких) случаях.  Причем говорят они быстро, отрывисто, молниеносно и без запинки перескакивая с одного языка на другой. Мне же в тот момент показалось, что я оказался в какой-то сказке – что-то вроде «Зазеркалья». Потому-то мне было неуютно.  

Через много лет в таком же неуютном положении окажется и муж моей двоюродной сестры Светланы – Вячеслав, приехавший из Свердловска сначала в Малмыж, а затем волею судеб оказавшийся в Шургах. Все время, которое он провел в деревне, он практически молчал с открытым ртом, как-то диковато поглядывал на вроде бы хорошо знакомых ему людей, а уезжая из деревни, сакраментально произнес: «Ну вот, теперь можно сказать, что заграницей побывал"

И дело тут даже не в языке – если взрослый, типично городской человек, окажется впервые в глухой марийской, кряшенской или удмуртской деревне – его будет поражать все: манера одеваться и национальные костюмы, внешний облик людей и их манера поведения, обычаи и традиции.

Но все-таки деревня Шурги в те далекие годы имела свой особенный колорит, густо замешанный на древних языческих обычаях, переплетенных с христианством, да на многовековой ассимиляции  нескольких народностей.

Точной даты образования этой деревни уже, наверное, никто и никогда не узнает. Первое документальное упоминание о деревне, которое мне удалось найти – это карта Вятского наместничества 1792 года. На ней деревня Шурги имеется. Замечу только, что на этой же карте нет крупных по меркам Малмыжского района деревень Мелеть и Арык, нет и «Манчестера Малмыжского уезда» - села Константиновка. То есть возникла моя деревушка гораздо раньше этих населенных пунктов.

Изначально деревня Шурги (или Шурга) была исконно марийской. Думаю, что деревню в конце XVI века основали марийцы, переселившиеся на другой берег Вятки, спасаясь от русских дружин, захвативших крепость марийского князя Полтыша – Малмыж. Марийцы выбрали очень укромное место в вятских лесах – в то время на десятки верст в окресте от Шургов не было ни одной деревни. Может это объясняется и тем, что марийцы периодически воевали с прародителями нынешних удмуртов, которые практически безраздельно властвовали на левом берегу нижней части Вятки.

Кстати, Шурга (Шургыял) в переводе с марийского означает: лесная деревня, или деревня в чаще леса.

В 1950-х годах века двадцатого учительница начальных классов школы в Шургах – Лебединец Нина  Петровна, выдвигала версию, что часть марийцев, которые основали деревню Шурги, пришли из-под Уфы, также спасаясь от русских дружин. Кстати, учительница эта - Лебединец Н.П., была выслана из западных районов Украинской ССР после Победы за то, что ее муж - Лебединец Юрий Иванович, во время войны, да и после, был самым натуральным "бандеровцем".

В начале XIX века жители деревни Шурги вдруг неожиданно переселились на два километра юго-восточнее прежнего расположения. Почему – не знает никто. Домов не сжигали, да и очень близко они переселились, если бы была какая-то заразная болезнь.

Какбы-то не было, но эта марийская деревня обособленно от мира  жила недолго. Сами марийцы занимались в основном земледелием - рукомесленников среди них практически не было.  Для того, чтобы их обшить, обуть, сделать нехитрую деревенскую мебель, каждую зиму к ним приходили на заработки кряшены из других деревень. Кряшены зимой жили в Шургах, можно сказать, что квартировались, а с наступлением весны уходили в свои деревни.

Вот так и получилось, что незадолго до 1870 года марийцы уговорили несколько кряшенских рукодельных семей из села Нослы поселиться в деревне Шурги. Согласилось четыре семьи – две семьи Степановых, семья Прозоровых и семья Младшевых. Для жилья им определили северный конец деревни, отделенный оврагом. С тех пор деревня и жила двумя концами – кряшенским и марийским. Именно тогда и переселился в деревню Шурги мой прапрадед – Степанов Степан Степанович. Там и родился мой прадед – Степанов Сидор Степанович в 1870 году. Именно с тех пор деревня Шурги стала для меня малой Родиной.

Почти до самой Революции особых событий в деревне Шурги не происходило, ибо находилась она по-прежнему в глуши Малмыжского уезда в самой стороне от почтовых трактов.

Но век XX  все-таки взял свое, и события двинули лавиной. Еще незадолго до Революции двоюродный мой прадед – Степанов Степан Степанович подвез таинственного незнакомца-революционера, который выписал ему пенсию (которую ему некоторое время выплачивали).

В мае 1919 года на часть территории Малмыжского уезда вступили колчаковские войска. Сама деревня также была занята стрелковой ротой то ли 13-го Омского, то ли 16-го Ишимского полка.  А ротные офицеры решили разместиться как раз в доме Степана Степановича. Не сказать, что колчаковцы зверствовали в деревне или в округе – наоборот, вели себя достойно, даже платили за постой, но испугался Степан Степанович держать такие документы у себя и поступил просто: сжег и справку, и саму бумагу от незнакомца.

Были бои в самой деревне Шурги, я не особо знаю, но в округе деревни находили стреляные гильзы, в больших количествах.

Затем наступило затишье. …

 

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Игорь, спасибо за рассказ, очень интересно!

Я правильно понял, что ваша, на первый взгляд, русская фамилия на самом деле кряшенская?

Аватар пользователя Rage171

Да, все верно, мой отец - кряшен, мама - русская. По Шургам пишу продолжение.

Аватар пользователя ru-danko

Замечу только, что на этой же карте нет крупных по меркам Малмыжского района деревень Мелеть и Арык, нет и «Манчестера Малмыжского уезда» - села Константиновка. То есть возникла моя деревушка гораздо раньше этих населенных пунктов.

Это может быть неточно. Приведенная карта интересная, но не очень детальная. Там отмечена только часть населенных пунктов.

Аватар пользователя Rage171

Согласен. но Константиновки и Арыка точно не было. Мелеть, как населенный пункт, вполне могла быть  -в  1700 году.

 

 

Аватар пользователя Natali91

Здорово!!!Здесь целая история!!!Очень интересно!!!Благодарю...