Вятский фотохудожник А.М.Перевощиков - ученик С.А.Лобовикова.

Фотохудожник А.М.Перевощиков – ученик С.А.Лобовикова.

 

Алексей Михайлович Перевощиков (1905-1988)  - фотокорреспондент, мастер художественного пейзажа и фотомонтажа.

А.М.Перевощикова называли фотографом-поэтом, фотографом-философом.

Алексей Михайлович Перевощиков родился 24 февраля 1905 года в селе Усть-Чепца Вятского уезда (ныне г.Кирово-Чепецк Кировской области).

В юношеские годы Алексей Перевощиков  мечтал стать живописцем.

В декабре 1924 года Алексей Михайлович женился и скоро переехал в Вятку. 

 В 1926 году он становится студентом Вятского художественно-промышленного техникума.

Но попав в в лабораторию одного из крупнейших фотохудожников-реалистов, сыгравших исключительную роль в развитии нашей отечественной фотографии, Сергея Александровича Лобовикова (1870-1941), и, захваченный изобразительной силой этого художника, оставляет кисть и палитру. И берет в руки фотоаппарат навсегда, на всю жизнь.

Учеба у С.А. Лобовикова помогла юноше Алексею Перевощикову овладеть мастерством, обострила художественное чутье, но не лишила самостоятельности, не сделала его простым продолжателем дела и направления своего учителя.

В 1933 году Перевощикова приглашают в штат редакции "Вятская правда", за 9 лет работы он побывал во многих городах и селениях Кировской области. Снимал для газеты деревенских тружеников, седовласых стариков, забавную детвору и, конечно, вятские пейзажи. Публиковались на страницах "Вятской правды" его снимки и со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ - важнейшей в то время для Вятского края стройки.

В ноябре 1942 года Перевощикова призвали в армию, он стал фотографом военно-морского клинического госпиталя, эвакуированного из Ленинграда в Киров.  В ноябре 1945г. того же года он стал фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС.  Возвратившись домой, стал работать фотографом на Кирово-Чепецкой ТЭЦ.

В 1952 году начал заниматься художественной фотографией. Первый значительный успех пришел к нему в 1956 году после участия во Всесоюзной фотовыставке в Ленинграде. Вскоре многие центральные газеты и журналы опубликовали фотографии мастера. Успешно участвует он и во всесоюзных и зарубежных выставках.

Его фотокартины были включены в фотоальбом лучших фотохудожников мира (Лондон, 1983).

"Осколки мыслей". 

А.М. Перевощиков, кроме огромного количества фотокартин, оставил после себя и интересные записки, которые он называл "осколками мыслей". Примерно на двух тысячах листов им записаны свои рассуждения  об искусстве и жизни и мысли великих деятелей мировой культуры:

«Сии записки - мои заключения о моих же злоключениях. Судьба выбрала меня для эксперимента, заставила искать, блуждать, терять, находить.

Тайна в искусстве - олицетворение тайны мироздания. "Непонятные" произведения... А сколько непонятного в природе, в истории, в жизни?! Мое стремление - узнать незнаемое. Лезу в чащобу, где ждут меня шипы и колючки.

Меня интересовало и увлекало не отражение жизни, а рисование жизни. Я - фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь, найти, узнать - на что все же способна фотография. Все, что мы видим, это сырье, ждущее, требующее обработки, трансформации. Писать светом. Писать, а не описывать все, как есть. Чистая фотография - голая фотография. Не все голое прекрасно.

Что самое лживое? Это история. Историю делают историки. В истории истинны и правдивы только даты.

Я говорю искренне, но это не значит, что моими устами глаголет истина. Я только пытаюсь свое суждение иметь. Судить может каждый, а осуждать – никто.

Я не победитель, но и не побежденный. Всю жизнь я искал Синюю Птицу и не нашел. Ее никому и никогда не найти. Хвалю себя не за то, что я чего-то сумел добиться, а за то, что пытался».

В 1996 году имя Перевощикова было присвоено новой улице Кирово-Чепецка.

Фотокартины А.М.Перевощикова (все фото увеличиваются при нажатии мышкой). 

       
Зимняя сказка.    Мороз.    Узор на реке.    Купание солнца.    Фигура в пещере. Использован вид Кунгурской пещеры.
       
Снежный остров.    Невесомость.    Трио.    Древо жизни.   

Проводы скворцов. Рой птиц, светлых, как чувства Художника, снявшего шляпу перед великолепием природы.

 

Прочитать о  А.М.Перевощикове, его заметки  «Осколки мыслей» и посмотреть  фотокартины можно на сайте - http://perevoschikov.chepetsk.ru.

Фильм кировского фотохудожника Бориса Гуревича "Мои фотографии - моя песня, мой голос"  (слайды с фотокартинами А.М.Перевощикова). Ссылка ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=b50gB4qWPD4.

 

Комментарии

Поедставленные снимки на любителя. Эффект есть, безжизненый. Тут заложен принцип техники негативного фотошопа по современному. В свое время в городе проводились фотовыставки Перевощикова. Припоминаю. на Воровского, кажется, последняя. Тогда выделил только с дюжину интересных снимков. Возможно в этом была вина организаторов. В городе фотовыстовки не в почете. Рецензий на фотовыставки не видел. Замечал, что на третий, четвертый просмотр одного снимка с достаточными периодоми, появляется только тогда, интересная особенность. Может влияет настроение или накладывается свое мнение вольнодумца.

Не увидим выстовок Д.Ф. Онохина, братьев Шишкиных, художественный музей под секретом держит 400 работ С. Лобовикова. Варимся в своем соку самоучек. 

Аватар пользователя Родыгина Анна

Спасибо за ваше мнение. 

Вы правы, что снимки надо посмотреть несколько раз, чтоб понять.

Вот рецензии на его фотокартины:

 http://perevoschikov.chepetsk.ru/publ4.html;

http://perevoschikov.chepetsk.ru/publ2.html

Добавлю, что фотокартина "Конёк-Горбунок" на Всемирной выставке художественной фотографии в Гааге была удостоена бронзовой медали.

Фотокартины "Купание солнца", "Тройка", "Конёк-горбунок" вошли в фотоальбом лучших фотохудожников мира (Лондон, 1983). ​ 

 

Аватар пользователя Родыгина Анна

Об обработке фото А.М.Перевощиков писал в записках "Осколки мыслей": 

"Меня интересовало и увлекало не отражение жизни, а рисование жизни.

Я - фотограф, а не фактограф. Я стремлюсь постичь, найти, узнать - на что все же способна фотография. Все, что мы видим, это сырье, ждущее, требующее обработки, трансформации. Писать светом. Писать, а не описывать все, как есть.

Чистая фотография - голая фотография. Не все голое прекрасно".

 

  Уважаемая Анна. Добрый день.

Фотография: фото - изображение, графо – писать. Фотограф пишет изображение мгновенной экспозицией. Его мастерство заключается за счет света и теней написать – зафиксировать изображения. Проявить творчество в выборе объекта, сюжета.

   Появилось течение преукрашения фактографии (по Перевощикову) ограниченными техническими средствами.

    Представленные тут снимки однотипны. Старомодны сейчас.

   Очевидно, фактогафия относилась в то время газетным изданиям.

   Настоящие технические возможности, художественный вкус не знают предела в мастерстве получения художественного снимка. 

Аватар пользователя Родыгина Анна

Спасибо за вашу точку зрения. Она мне понятна.

Придерживаюсь мнения, что прекрасное - вечно, вне моды и времени.