Особенности христианизации удмуртов на примере деревни Зятцы Малмыжского уезда Вятской губернии

В апреле в Восточно-Европейском научном вестнике вышла моя статья о христианизации удмуртов деревни Зятцы. Полностью её можно прочитать без регистрации на academia.edu или в РИНЦ (в последнем случае требуется регистрация). Очень кратко – ниже.

В ходе исследования было установлено, что, вопреки изначальному предположению, озвученному также у В. С. Чуракова, упоминаемую в ревизских сказках деревню Ядча (Зятцы), наиболее вероятно, можно соотнести с современным селом Новые Зятцы Игринского района, а не со Старыми Зятцами Якшур-Бодьинского. Подробно аргументы описаны непосредственно в статье.

В качестве даты открытия прихода в с. Старые Зятцы в разной литературе указываются 1751, 1752, 1756 гг. Однако в третьей ревизии зафиксированы вотяки деревни Зятцы, умершие в 1749 и 1750 гг. уже крещёными. Это может означать, что христианизация удмуртов и устройство прихода в данной местности началось ранее 1750-х гг.

Проследив динамику соотношения крещёных и некрещёных жителей деревни Зятцы по ревизиям, можно выделить две волны массовых крещений. Интересно, что после первой из них в деревне стало не менее пяти Иванов Ивановых (дохристианские же их имена были абсолютно разными). Возможно, в крещении принимал активное участие некий Иван.

Позже, уже в XIX веке, за представителями одного из родов закрепляется фамилия Тарбеев, что может быть связано с участием в крещении семьи Ивана Осиповича Тарбеева – организатора переноса зятцинской церкви в село Узи.

Процесс крещения язычников деревни Зятцы длился целое столетие и, вероятно, был типичен для удмуртской деревни.

Комментарии

Екатерина, большое спасибо за статью и новых творческих открытий! По Малмыжскому уезду исторических материалов очень мало, а научных статей еще меньше.

Аватар пользователя Rinita

Благодарю за добрые слова!

Аватар пользователя ru-danko

Прочитал с интересом. Спасибо, Катя!

Аватар пользователя Rinita

Я очень рада!