Вятка-Иерусалим

Когда монастырские стены Вятского Преображенского женского монастыря в начале 1920-х годов еще продолжали защищать его обитателей (правда, эта защита уже была призрачной), заведено было органами ОГПУ первое по времени следственное дело в отношении указной послушницы пятидесятишестилетней сестры Серафимы Куклиной, хранящееся сегодня в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.

Серафима переписывалась со своей подругой Надеждой Никулиной, бывшей насельницей Преображенского монастыря. В 1913 году  Надежда была направлена в  монастырь Большая Панагия, который находился недалеко от храма Гроба Господня в самом сердце Иерусалима.

До октябрьского переворота Российская Православная Церковь владела большой собственностью в Святой Земле. К началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия насчитывала 37 участков, 8 церквей и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников. В одной из женских обителей и проживала сестра Надежда.

До Первой мировой войны Палестина находилась в составе Турции, которая во время войны выступила на стороне Германии против России. В декабре 1914 года турецкие власти в Палестине распорядились всему русскому мужскому населению покинуть Святую Землю и выехать в Александрию (Египет). Начальник Миссии, весь  ее состав, старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы закрыты, а помещения Миссии, монастыри и паломнические приюты заняты турецкими войсками. Оставшиеся в Святом Граде, но изгнанные из своих обителей, монашествующие, паломники и члены Миссии терпели немало лишений. Мы можем только догадываться, как пережила эти трудности послушница из Вятки. 

После окончания Первой мировой войны в 1919 году в Иерусалим  возвратились члены Миссии и монашествующие. К тому времени  Палестина была передана Англии, ей было передано и покровительство над всеми святыми местами. Из-за революции и гражданской войны связь с Россией, а, следовательно, и финансирование,  полностью прекратились. Дела Русской Миссии  и монашествующих находились в катастрофическом положении. Рядом шла греко-турецкая война (1919-1922). Отголоски ее доходили и до Иерусалима.

Сестра Надежда, несмотря на все мировые катаклизмы, не теряла связи с Вяткой. Переписка ее с Серафимой, отчасти сохранившаяся в следственном дела, соединяла два мира, два континента, две судьбы. Небольшие по объему, эти письма рисуют значительное полотно исторических событий 1922 года как светской, так и духовной жизни. 

Письмо Надежды является ответом на письмо подруги, мечтавшей от российской действительности уехать в Иерусалим. Начинается оно с  благословения, приветов и пожеланий:

«Благословение Святого Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и всех Святых Мест да будет над Вами, моя дорогая и неоцененная Серафима Александровна! Шлю свой сердечный привет и тысячу благих пожеланий, крепко целую много раз и от души желаю драгоценного здоровья и всего лучшего в жизни и прошу Вас не терять надежды и не падать духом, но прошу иметь немножко терпения, Бог даст, все будет по Вашему желанию...»

Далее в письме идет речь о событиях 1922 года, резне мирного греческого и армянского населения Измира (Смирны) турецкими войсками во время завершающего этапа греко-турецкой войны. Описывали это событие историки, описывал и посетивший Измир в качестве корреспондента американский писатель Эрнест Хемингуэй. Передала по-своему эти события и насельница монастыря Большая Панагия:

 «...Город Смирну всю разорили, христиан порезали. Гречанка, с которой мы живем в одном доме, получила письмо от родных. Близ Смирны в монастыре турки [христиан] порезали, а они успели убежать. Кто в Америку, кто — в Италию. Пишут, 60 священников живых бросили в одну яму и засыпали землей, а в Смирне священникам обрезали уши, нос, щеки, язык, губы и после - руки, ноги и головы. Ах, Боже мой! Сколько в этот год мучеников и какая страшная година! И вот ввиду всего этого, немножко потерпите, не трогайтесь с места... И, может быть, скоро все кончится, и тогда будет дорога безопасная, и курс денег установится...»

На вопрос  сестры Серафимы о Русском Православном женском Горнем монастыре, что расположен в пригороде Иерусалима, в письме дана далеко не радостная картина: «... Про Горнее скажу, что оно существует. Молодые живут по прислугам, кто - в Яффе, кто - в Иерусалиме. Старухи постриглись в мантию1  и сидят там. Кто держит кур, кто — коз, и этим живут, а кто и побирается. Ни рукодельных, ни трапезы нет. Служба бывает каждый день. Служит один эмигрант протоиерей Алексей, а здесь его сделали архимандритом».

Есть в письме и более радостные вести:

«...Сообщаю, что мы 1 ноября праздновали именины и двадцатипятилетие  [служения] Патриарха Дамиана (Иерусалимский Патриарх (1897-1931) – Е.Ч.). Служба была торжественная. Служил сам в сослужении архиереев и тридцати семи архимандритов и шести дьяконов и полный алтарь иеромонахов и монахов. После литургии крестным ходом все прошли в патриархию. Много говорили речей по-английски, по-гречески и говорил русский владыка Аполинарий... Потом пришел со своей свитой еврейский князь Самуил и поднес орден от английского короля. Тут же был и английский губернатор. А русские поднесли митру. Днем приходили от всех наций начальники, поздравляли маститого юбиляра. 5 ноября этот самый Самуил справлял на Элеоне в своем дворце двадцатилетие своей свадьбы. Приглашал Патриарха, архиереев и архимандритов... Ездил только Патриарх и переводчик, другие не поехали. Вот наши новости и происшествия...»

На что сестра Серафима поведала о своих новостях и происшествиях. Ее письмо -  единственный сохранившийся документ, по которому мы сегодня можем представить жизнь в стенах Преображенского монастыря в последние дни перед изгнанием. Она писала:

«Милая и дорогая Наденька! Спешу поздравить тебя со светлым праздником Р.[ождества] Х.[ристова],  хотя на душе и нет никакой радости, но забудем на время все горечи жизни, чтобы достойно встретить родившегося Христа... Сижу у моря и жду попутного ветра, но, увы! Не дождусь. Бушуют волны, ветер свистит, и, боюсь, вот-вот разобьют мою одинокую убогую ладью. А на Руси вьюга злится и воет, и не видно впереди никакого просвета. О, какие времена мы переживаем ужасные!.. Уж не антихриста ли настало время, как по-твоему, Наденька?...  Девушки из просфорной Дашенька, Аннушка и Настенька кланяются Вам, а Пашенька из-за куска насущного хлеба оставила обитель и поступила в свое село в просвирни2. Саша Малюгина давно не живет [в монастыре], еще в хорошее время ушла. Теперь Афонская Б.[ожия] М.[атерь] не ходит по деревням, а в замену ее носят Тихвинскую Б.[ожию] М.[атерь], и многие верующие получают исцеление. По деревням ходят Пр.[еподобный] Трифон и Св.[ятой] Николай, а ныне еще и Испов.[едников] Хр.[истовых]3 . На Великую реку я ходила с Надей4, да и вообще много было наших, в селе Горохове живет о.[тец] Арсений, заходила к нему напиться чаю, а на Филейке ночевала у Павловны в приемной, которая теперь находится в ограде монастыря... Монахов, как и всех, стеснили, в каменном корпусе и трапезе – приюты, и номера пустые, стоят в разбитом виде, ... собор в том же виде не достроен. Монахи только старики оставлены. Схим.[онах] Серафим умер, Пантелеймон тоже ..., а на днях скончался архим.[андрит] о.[тец] Дионисий (с 1912 г. - настоятель Александро-Невского мужского монастыря — Е.Ч.) от старости, он уже не видел совсем.

А у нас 18 ноября было причастие, и в конце благодарственных молитв по причащении, когда зачитали «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко» М.[ать] Митрофания упала и умерла (имеется в виду, очевидно, монахиня Митрофания Шишкина — Е.Ч.), ее уже не понесли домой, а положили в церкви на приготовленное место, и потом переложили в гроб и отпели. Счастлива, позавидуешь ей: сама обмылась, оделась и ушла в церковь, чтобы более не возвращаться домой. Как чувствительно это, но и весьма радостно и поучительно! Агафию Братухину увезли в больницу – захворала тифом. М.[ать] Таисия (имеется в виду, очевидно, монахиня Таисия Боброва — Е.Ч.)  давно хворает – у ней рак на лице – вот бедная страдалица – совсем измучилась. М[ать] Лидия (имеется в виду, очевидно, монахиня Лидия Копылова — Е.Ч.)  плохо видит, так что в церковь ее водят. Из четырехсот сестер, сейчас осталось только 240... Сейчас поздравили именинника пр.[протоиерея] Россихина и поднесли ему митру – работала Фарафонова (неуказная послушница —Анна – Е.Ч.), она старшая по рукодельной. Вот и наши все тебе новости сообщила... остаюсь всегда помнящая и любящая тебя Серафима Куклина».

Эту переписку и сохранило следственное дело сестры Серафимы. В деле имеются сведения и еще об одном ее письме подруге в Иерусалим, за которое она, собственно, и пострадала.  В нем она описала происшествие, случившееся в г. Вятке под Новый год, несколько приукрасив и преувеличив его.

Информационная сводка ОГПУ  по Вятской губернии с 27 января по 3 февраля 1923 года так рисует это событие: «…В ночь на 1 января во время встречи Нового года на спичечной фабрике «Красная Звезда» было происшествие следующего рода: председатель спичтреста Макаров с другими товарищами из правления, встречая Новый год в среде рабочих фабрики, хотел сделать взрыв фугаса, но это сделал так неосторожно, что из присутствующих убило двух человек, в том числе и его самого, и пять ранило. Губотделом ОГПУ приняты меры к расследованию».5

Видимо, одной из мер расследования явился арест 3 февраля 1923 года пожилой женщины, которая в письме передала событие так, как его пересказывали в городе (как известно, молва склонна к преувеличениям). Своей подруге она рассказывала, что на спичфабрике «рабочие соорудили чучело Бога Саваофа и взорвали его, бомба взорвалась, несколько человек убило, несколько ранило, а «Саваоф» остался невредим».

ОГПУ полностью отрицало наличие каких-либо чучел, но, поскольку в то время такие вещи были приняты, и уже описано немало подобных «мероприятий», трудно сказать, как было на самом деле, и что собирался взрывать фугасом товарищ Макаров. Мы только знаем, что за эти сведения, приватно сообщенные подруге, сестра Серафима  провела в тюрьме ровно полгода и была освобождена лишь 3 августа 1923 г., когда дело было производством прекращено. 6

 

Примечания 

1 Постриг монашеский - обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).

2 Просвирня - правильнее просфорня — лицо, занимавшееся изготовлением просфор для церкви, обыкновенно назначались из вдов и сирот женского пола духовного звания и входили в штат причта, пользуясь правами его члена.

3 Имеются в виду крестные ходы с соответствующими иконами.

4 Имеется в виду Великорецкий крестный ход.

5 ГАСПИ КО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 469. Л. 13.

6 Там же. Ф. Р-6799. Оп. 4. Д. СУ-4813.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Спасибо за интересную публикацию, читаешь и удивляешься, сколько страданий выпало на долю христиан в 20-м веке. Но ведь выстояла вера православная, поскольку Бог поругаем не бывает! С праздником Введения вас!!!

Аватар пользователя ele-chudinovsk

спасибо за комментарий и поздравление. И вам всего хорошего

Аватар пользователя олег78

А про эту монахиню Серафиму Куклину нет больше сведений.?(откуда она и когда умерла)