Расправа с крестьянами в 1889 году в Уржумском уезде - правда или выдумки?

Марийский писатель Ким Васин в своей книге "По памятным местам" (Йошкар-Ола 1967 г.) приводит такой интересный факт:
"Вблизи от Куженера на тракте, ведущем из Йошкар-Олы в Сернур, расположилось старинное село Токтайбеляк. Это здесь во второй половине 19 века, на плечи крестьян легли новые податные тяготы, что вызвало с их стороны протесты. Крестьяне стали сопротивляться сбору все увеличивающихся податей. В 1889 г. жители Кораксолинской волости, куда входили и мужики из Токтайбеляка, подняли бунт и отказались платить подати. Для «восстановления духа и законности» и «приведения к повиновению своевольствующих» в Токтайбеляк прибыл в вице-губернатор Ратьков-Рожнов с батальоном солдат. 4 мая посреди Токтайбеляка солдаты начали пороть розгами непокорных мужиков. Высечено было свыше полтораста человек. Среди избитых были не только токтайбелякцы, но и крестьяне близлежащих деревень. 1 из вожаков крестьянского движения Федор Фоминых был наказан 85 ударами розог. У крестьян-недоимщиков каратели конфисковали имущество и продали с торгов за бесценок. Многие бедняки, что бы срочно рассчитаться с задолженностью по податям, занимали деньги у местных кулаков, усугубив тем свою кабалу. Так печально закончилась попытка токтайбелякских крестьян освободиться от экономического гнета царского самодержавия. 
В Токтайбеляке, Корак-Соле, Токтар-Соле и других близлежащих деревнях старики и сейчас рассказывают предания о жестокости карателей, безжалостно избивавших крестьян – русских и марийцев, до нитки разграбивших их итак скудное имущество. Прошлое вспоминается как горькое и страшное время..."
Написано конечно так, что слезу прошибает )) Но... не будем забывать, что книга К.Васина была идеологическим заказом своего времени, с целью как можно больше очернить царское прошлое и восхвалить настоящее. При чтении возникли определенные сомнения. Во-первых, ни полиция, ни армия в конце 19-начале 20 веков таким крутым мерам на территории ВГ не прибегали. Даже в случае беспорядков в 1905-1906 гг. вятская полиция старалась убедить словесно и не использовать оружие, а в случае столкновения ретироваться. Эта тенденцию заметил при изучении материалов 1905-1906 гг. В случае серьезных беспорядков вызывали вооруженную жандармерию или военные части из Вятки или Казани, но в самом крайнем случае. Те наводили порядок, но конечно не таким способом. Что бы налететь на деревню, всех избить и ограбить... Это продотряд какой-то )) Во-вторых, вряд ли бы вице-губернатор поперся на юг губернии улаживать конфликт в нескольких деревнях. Неужто царская казна так обеднела )) Короче говоря, сдается, что товарищ Ким Васин сильно притянул факты за уши и насочинял с три короба, хорошо бы эту историю проверить документально... Если кто-то встречал данные об этом инциденте в архивных документах - буду очень благодарен! 

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Конкретно про это восстание ничего не знаю, но вообще восстания были, несколько примеров из первой половины XIX века приведено в книге "Столетие Вятской губернии" (том II), и подавлялись восстания весьма жёстко (там и участие губернатора, и применение войск, и конфискация имущества, и телесные наказания, и каторга). Но всё-таки это более раннее, более суровое время, и до отмены крепостного права.

Такие события скорее всего были отражены в печати. Посмотри Вятские губернские ведомости за 1889 год.

Мне когда-то пришлось заниматься историей села Пищалья Орловского уезда (ныне Оричевский район). В Трудах вятской учёной архивной комиссии не помню за какой год прочитал, что для усмирения бунта в село была послана экзекуционная команда с крупным чиновником во главе. Я пересказал эту историю в статье "Тайна лесного озера" в 1989 или 1990 году в газете "Комсомольское племя". Так что репрессивные меры действительно применялись. В Вятской губернии не было помещичьего землевладения. Сбором налогов и податей занимались государственные служащие.

Аватар пользователя Ник.

На территории Оричевского, Верхошижемского, Нолинского районов и некоторых прилегающих территориях, принадлежавших в первой половине 18 века архиерейскому дому, крупные бунты, для подавления которых применялись войска, происходили в конце марта 1751 года.

Аватар пользователя shura

В ранние времена такие методы были нередки.

В феврале 1675 г. монастырские крестьяне Нолинского уезда (принадлежавшие Вятскому Трифонову монастырю) объединились с беглыми и, избрав общим предводителем Илью Рохина, как об этом повествует грамота в Записках вятской учёной комиссии, начали восстание, предлогом  к которому послужил отказ присягать новому царю Федору Алексеевичу, вступившему на Российский престол после кончины царя Алексея Михайловича, отца Петра I. «Собрался скопом и заговором большим, учинили бунт и мятеж великий», — сообщала царская грамота. Увещевать мятежников подчиниться и присягнуть на верность новому царю в Кырчаны лично прибыл из Вятки с небольшой свитой архимандрит Иоль, но по беспечности совсем без охраны. Пастырское слово на мятежников, видимо, доведенных до последнего предела  монахами из Трифоновского монастыря, не подействовало,  и они пленили Вятского Владыку вместе со всей свитой, собираясь всех «побить кольем». Все же архимандриту повезло избежать лихой смерти: на помощь ему подоспели из села Лебяжье приказной Михайло Скориков и подьячий Калина Кондратьев с ратными людьми и, разбив мятежников, освободили его. 

В более близкие к нам времена это было уже редкостью.

Серьезный конфликт произошел в 1906 г. в Уржумском уезде во время сплава леса по реке Буй, сплошь застроенной мельницами. Из-за сплава леса крестьянские мельницы «простаивали». Крестьяне деревень Пеньбы и Тасаевой Буйской волости отказались, наконец, пропустить лес Бушковых, владевших лесными дачами, через Пеньбинскую мельницу, требуя по рублю за крестьянскую душу за простой мельницы и порчу лугов сплавщиками леса. Бушковы удивились такому абсурдному требованию и вызвали конную и пешую полицию с исправником и становым, чтобы возобновить сплав леса. Однако крестьяне не отступили. Вооружившись топорами, баграми и камнями они вышли на встречу полиции. Полиция не захотела вступать в столкновение и отступила. Через два дня сюда были подтянуты уже  казаки, прибывшие в Уржум. Сплав леса возобновился, а 4 крестьян арестовано.

   Еще один крупный инцидент состоялся в конце августа 1906 г. в деревнях Кадашниково и Зайцево Больше-Шурминской волости того же уезда, когда полиция описала имущество недоимщиков, а мелкие вещи отправила на склад в с. Шурму. В тот же день крестьяне потребовали вернуть отобранное у них имущество. Окружив в Управе исправника, они спрашивали его: «Какое ты имеешь право описывать и отбирать последнее имущество, кто тебя послал грабить нас?» Слова эти подкреплялись угрозами. В то время полагалось по одному приставу на волость, а то и на несколько, поэтому представитель порядка находился в щекотливом положении. На помощь ему из Уржума прибыл отряд полицейских. Крестьяне уже ждали «дорогих гостей», и встретили полицию градом камней, после чего та была вынуждена вернуться назад. В столкновение вступать она тоже не стала, хотя была вооружена пистолетами и шашками. Для подавления бунта был вызван эскадрон драгун из г. Вятки. 3 сентября в Уржуме получили телеграмму от Вятского губернатора Горчакова следующего содержания: «По прибытии драгун немедленно приступить к взысканию податей с крестьян Больше-Шурминской волости и, если добровольно не заплатят, взыскать принудительно, давая этим почувствовать населению законность требований и своевременность взноса податей. Всех зачинщиков арестовать, если будут оказывать сопротивление, не щадить бунтовщиков». Так и было сделано.

"В феврале 1675 г. монастырские крестьяне Нолинского уезда (принадлежавшие Вятскому Трифонову монастырю) объединились с беглыми и, избрав общим предводителем Илью Рохина, как об этом повествует грамота в Записках вятской учёной комиссии, начали восстание, предлогом  к которому послужил отказ присягать новому царю Федору Алексеевичу, вступившему на Российский престол после кончины царя Алексея Михайловича"

shura, откуда Вы это взяли?

Я этим т.н. Кырчано-сунским восстанием в свое время тоже интересовался, читал грамоты. Но у Вас тут много неточностей.

Можно ли точнее указать выходные данные упоминаемой грамоты? Хочу прочитать сам.

У Вас неточности:

Алексей Михайлович умер в 1676 году.

Не Записки вятской ученой комиссии, а Труды Вятской ученой архивной комиссии.

Нолинского уезда тогда не было.

Честно говоря, впервые слышу, что в указанных событиях стоял вопрос об отказе присягнуть царю Федору. Восстание началось в 1675 г., Алексей Михайлович был еще жив. Поэтому хочу сам прочитать первоисточник.

Там был межуездный конфликт, спор из-за территорий. Причем другая сторона вызывала на помощь отряд стрельцов из Казани.