Еще один батюшка-колчаковец…

   Копаясь в архивных судебно-следственных делах бывших царских и белых офицеров, случайно удалось найти еще одного священника, служившего в армии А.В.Колчака, помимо священника Иосифа Дектерева.  О нем писал не так давно http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/109289

   Примерно в то же время, когда Иосиф Дектерев стал личным телохранителем  Верховного Правителя России, в армию его был мобилизован еще один вятский уроженец, также ставший позднее священником – Филипп Лукоянович Кокорин, позади которого тоже стояла Первая Мировая война, т.е. в Белую армию он был зачислен уже как имевший боевой опыт.

Родина Филиппа Кокорина - Сунская земля...

   Как следует из протокола допроса Филиппа Лукояновича, составленного в Уржумском НКВД, родился он в 1892 г. в состоятельной крестьянской семье (отец считался средняком) в деревне Нижние Шаляпы Нолинского уезда (ныне Сунской район). Когда Филиппу было 16 лет, в 1908 году отец решил покинуть родные края и переехал в село Кузнецово Уфимской губернии (позднее Благовещенский  РИК Башкирской республики).  Случилось это как раз во времена замечательной Столыпинской реформы, когда царское правительство, дабы освободить крестьян от уз общины и заселять отдаленные земли, предоставляло им бесплатно землю в Предуралье, на Урале и в Сибири. Более того, переезд также осуществлялся бесплатно в вагонах, которые позднее назовут «столыпинскими», и переселенцы освобождались на три года от всяких налогов. Не случайно, вятские крестьяне хлынули заселять Урал и Сибирь… Правда, по словам Филиппа Лукояновича, отец себе землю на новом месте купил – 21 десятину земли и 2,5 десятины покоса. А может он умолчал из каких-то соображений факт, что землю отец мог получить и бесплатно. Зачем землю  покупать, если царское правительство раздавало ее даром?! Кроме этого, семья владела 2 лошадьми и 1 коровой. Словом, жила зажиточно. Столыпинское правительство формировало новый класс крепких землевладельцев, которых в советское время назовут «кулачеством».

  До 1913 года Филипп жил в хозяйстве отца, работая в нем вместе с братом. Также он получил образование (в протоколе называл его средним, т.е. мог закончить городское или реальное училище) и профессию портного, но при каких обстоятельствах это произошло, не упоминал в протоколе допроса.  В 1913 году он был мобилизован в царскую армию, а через год началась война, которую Филипп Лукоянович прошел полностью, в 1918 году демобилизовавшись в чине рядового и вернувшись домой. Жил в Уфе, где, видимо, работал портным.  Но наслаждался отдыхом  и мирным трудом он недолго. В стране разгорелась новая война – Гражданская, когда Уфимская губерния оказалась в самом ее эпицентре.

    После недолгого владычества красных, в Предуралье пришли белые. Филипп Лукоянович попадает в ряды колчаковских войск. Вот что он сам рассказывал об этом: «В 1918 г. я находился  в городе Уфе Башреспублики, где в то время находились войска Колчака. Примерно осенью  1918 г. проходила мобилизация в данную армию, куда был взят и я.  Меня зачислили в конвойную команду в пошивочной  мастерской.  Находился  в армии Колчака  с 1918 г.  по апрель  1919 гг.   В это время Колчак с Уфы отступил, я взял временный отпуск и больше  не вернулся.  Офицеров той части, где я находился не помню…. Часть сама размещалась внутри г.Уфы … в казармах».  В другом протоколе он дополнял: «Во время подступа белых на Самару  я был мобилизован  Колчаком и зачислен в конвойную команду, но использован был по своей специальности  портного, при эвакуации  белых я дезертировал  и поступил в Красную армию».

   В Красной армии Кокорин воевал до 1922 года, в составе 140 стрелкового полка. После демобилизации вернулся домой и занимался сельским хозяйством.  Вскоре он открывает для себя новый смысл жизни – духовный. С 1924 года Филипп Лукоянович – псаломщик церкви села Кузнецово. Спустя несколько лет, по каким-то причинам, он решает вернуться на свою историческую родину. С 1927 по 1930 гг. он псаломщик села Суна.

  В 1931 г. Филипп Лукоянович был рукоположен в сан священника в г.Вятке и назначен служить в отдаленный приход села Пустополья Уржумского района. Вместе с ним сюда приехала и его семья – матушка Марина Алексеевна, дети Александр, Екатерина и Татьяна. В Уржумском районе в это время как раз шла яростная борьба власти с кулачеством и «подкулачниками». Досталось и духовенству, уржумскому и лебяжскому, по которому прошелся тяжелый каток террора. Несколько священников было расстреляно, один покончил с собой прямо в тюрьме, разрезав себе горло стеклом. Остальные получили разные сроки лагерей.

   Священника Кокорина эта участь миновала. Он не высказывался открыто против коллективизации, но не мог смириться с антирелигиозной политикой власти. В частности, на своих проповедях он говорил:

 «… Молитесь господу богу, против бога идти нельзя. Советская власть захотела закончить  весь сев в 8 дней, а бог послал снег – вот вам и план. Без господа бога  делать ничего нельзя. Безбожники не верят в бога, они заблуждаются,  бог есть…»

«…Никто не может доказать, что бога нет, т.к. религия существует  во всех странах, все великие ученые  были людьми верующими, а только современные советские ученые, нахватавшись верхушек знаний, отрицают бытие бога…

…Легче построить город на воздухе, чем государство без религии…

…Кто не будет венчаться в церкви, у тех не буду крестить детей, невенчанные живут в блуде, как животные».

  Позднее ему приписали и открытую антисоветскую агитацию: «…Систематически  в течение 2 последних лет проводил контрреволюционную  деятельность, направленную на срыв  проводимых мероприятий  Партии и Советской власти». «Дальше во время богослужения в Пустопольской  церкви читал антисоветские  и контрреволюционные проповеди среди колхозников  и единоличников, посещающих церковь».   Сам батюшка это опровергал: «Агитация моя была  чисто религиозная. Проповеди говорил  по  поводу двунадесятых праздников, иногда и говорил по воскресным дням на темы евангельские».

Церковь села Пустополье, в которой когда-то звучал голос отца Филиппа Кокорина

    В 1935 году отец Филипп был арестован. Поводом для ареста стало избиение им двух сельсоветчиков, которые пришли к нему брать штраф, наложенный за «антисанитарное состояние церкви» (в это время набирали популярность различные предлоги для закрытия храмов). Батюшка как раз в это время находился в нетрезвом виде и не смог сдержать свои эмоции.  Как это было, он рассказывал: «Штраф мне был дан за антисанитарное состояние  церкви.  Штраф приходили  взыскивать 8 мая. В это время я выпивал  с псаломщиком  и  его отцом, после этого я лег спать, и меня разбудили, со слов тогда присутствовавших граждан  я узнал, что нанес оскорбления представителям власти  и даже набрасывался драться на жену, признаю, что сделал большое преступление».

  Как видим, он был так пьян, что ничего не помнил, поэтому сельсоветчики обрисовали все дело в выгодном им свете – якобы Кокорин не только оскорбил их, но и пытался избить (по его словам, он набросился только на жену): « 8 мая  1935 г. при взыскании с него штрафа секретарем  Пустопольского  сельского совета Чернышевым и представителем  того же сельсовета Куклиным, пытался ударить, схватил  Куклина за грудь  и начал трясти.  Оскорбляя их, Кокорин говорил :

« … Вы сволочи, грабители продали и обокрали всю православную церковь, все равно советская власть  с нами ничего не сделает…» Все вышеизложенное подтверждается показаниями свидетелей…» В другом документе сообщалось: «…При этом хотел Куклина ударить  кожаным сапогом, брал за грудь, но это благодаря самообороне было устранено, дальше обзывал бандитами, жуликами и т.д.».

 Случилось это 8 мая, а уже 11 мая священник был арестован и заключен в Уржумскую тюрьму.  Интересно, что на первом допросе факт служения у Колчака он умолчал, но от бдительных чекистов нельзя было ничего скрыть, и на втором допросе отец Филипп рассказал о своей службе у Колчака, обмолвившись «О службе в армии Колчака  я не говорил на допросе, потому что меня не спрашивали». Разумеется, это еще стало дополнительным пунктом его обвинения.

  12 сентября  1935 г.  состоялся суд по делу Кокорина с участием выездной  сессиии спецколлегии Киркрайсуда в г.Уржуме.

   Из текста заседания  этого сталинского суда: «Рассмотрено  в закрытом судебном заседании обвинение Кокорина Филиппа Лукояновича  43 лет, грамотного, беспартийного, русского, женатого, имеющего на иждивении жену и 3 детей, происходящего  из крестьян д.Нижние Шаляпы Больше-Перелазского сельского совета Сунского района Кировского края, служителя культа (священник ) в с.Пустополье Уржумского района, лишенный избирательного права, со слов ранее не судимый, в преступлении, предусмотренном статьей  58 п.10 УК.

Выслушав объяснения обвиняемого, показания свидетелей, а также  рассмотрев и обсудив материал  предварительного и судебного следствия Выездная сессия Спецколлегии установила:

Кокорин Филипп Лукоянович  в 1919 г. служил в конвойных частях армии  Колчака. Будучи враждебно настроенным  по отношению к партии и советской власти  Кокорин  использовал свое положение – священника  для ведения  в массах верующих антисоветской  контрреволюционной агитации. Начиная с 1933 г. к. в проповедях, произносимых им в церкви, вторгался в область политики поведения советской власти  и коммунистической партии  в деревне, критикуя  их методы по переустройству сельского хозяйства, одновременно приводя примеры, обосновывая их священным писания  и преподнося  массе верующих в таком виде, что подрывал авторитет советской власти в глазах массы.  Кроме этого, в первых числах  мая Кокорин оказал акт сопротивления представителям Пустопольского сельсовета Чернышеву  и Куклину, пришедшим  по делу в его квартиру, при этом всячески оскорблял  их и выкрикивал  по адресу советской власти  - антисоветские фразы.

Кокорин вину свою признал.  Всю виновность, а также  факты и конкретное  содействие  антисоветской  деятельности подтверждения целого ряда свидетелей.

Специальная коллегия  доказала обвинение Кокорина  в ведении  им систематической  антисоветской агитации, т.е. преступлении предусмотренном  им по ст. 58-10.

Находя, что Кокорин является  социально-опасным , а его действия  должны быть оценены как  действия, направленные против советской власти  и подрывающие авторитет  ее  в наиболее отсталой части населения.

Спецколлегия  руководствуясь  ст.ст. 319 и 320 ЦИК

Приговорила:

Кокорина Филиппа Лукояновича  подвергнуть лишению свободы сроком на 8 лет  в концлагерь  НКВД

Зачесть Кокорину Ф.Л. предварительное до суда заключение с 11 мая 1935 г.

Меру пресечения оставить прежней, т.е. содержание  под стражей».

  Окончательный приговор батюшке-колчаковцу был вынесен  Определением  спецколлегии  Верховного суда  РСФСР  5 января 1936 г.  в виде лишения свободы в концлагере НКВД сроком на 8 лет. Видимо, там он и был расстрелян по новому приговору, в 1937 году...

 

Источник:  ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп.9 д. су-10748 т.1 (судебно-следственное дело Филиппа Лукояновича Кокорина).

 

Комментарии

Зачем сам себя оговорил, сам признался, что служил у Колчака.

Дальнейшая его судьба известна.

Читайте в Книге Памяти. В 1937 г. в Караганде приговорила его тройка к высшей мере наказания...

Аватар пользователя shura

Он не оговорил. В НКВД уже знали это эпизод его жизни, и на первом допросе Кокорин этот факт скрыл. На втором уже признался под давлением неоспоримых фактов.