Репрессии против духовенства Лальского района в 1937 год

1937 год вошел в историю России как год большого террора, когда десятки тысяч жителей Советского Союза были арестованы и подвергнуты репрессиям. Лальский район (тогда Архангельской области) не был исключением. Как показывают документы Государственного архива социально-политической истории Кировской области, воспользовавшись ситуацией вседозволенности, местные власти повели решительную борьбу с религией: священнослужителей в большинстве своем арестовывали, а оставшиеся без настоятелей церкви закрыли. Так произошло в сёлах Лальского района: Учка, Верхне-Лалье, Антипово, Алёшево, Андреевское, Аксёновская слобода.

Репрессии против духовенства проводились в стране с 1917 по 1950 годы, но больше всего лальских священнослужителей пострадало в 1937 году. По нашим подсчетам, за один год было репрессировано 13 человек: 9 священников и 4 дьякона.

Аресты начались в августе 1937 года. Первым был арестован дьякон Успенской церкви села Андреевское Мелехин Зосим Алексеевич — 05 августа, за ним дьякон Троицкой церкви села Антипово Пшеницын Константин Феодосьевич - 08 августа, потом дьякон Христорождественнской церкви села Учка Шабалин Михаил Алексеевич - 09 августа. Всех троих арестованных дьяконов поместили в Лальскую тюрьму, допросили по одному разу и оставили ждать своей участи.

Вторая волна арестов началась 28 сентября 1937 года. В тот день были арестованы Баклановский Александр Авенирович, священник кладбищенской церкви села Лальск, и Истомин Леонид Николаевич, священник Воскресенского собора с. Лальск. 01 октября арестовали Сумарокова Павла Александровича, священника Христорождественской церкви села Учка, 02 октября — Уварова Ивана Федоровича, дьякона Михайло-Архангельской церкви села Верхне-Лалье, и Тюрнина Павла Александровича, священника Троицкой церкви села Антипово; 03 октября - Малиновского Василия Никандровича, священника Успенской церкви села Андреевское. Всех арестованных также допросили по одному разу.

17 октября 1937 года всем девяти арестованным священникам и дьяконам вынесли решение Особой Тройки при УНКВД по Архангельской области. Дьяконам Уварову Ивану Фёдоровичу и Пшеницыну Константину Феодосьевичу дали по восемь лет лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях, всем остальным — по десять лет.

Однако это был ещё не конец репрессий. Третья волна пошла в конце октября — начале ноября 1937 года. 30 октября были арестованы Филиппов александр Кузьмич, священник Михайло-Архангельской церкви села Верхне-Лалье, и Баклановский Авенир Александрович, священник Николаевской церкви села Алёшево, 02 ноября - Нефедовский Николай Степанович, священник Спасо-Преображенской церкви села Слобода, 03 ноября — Образцов Афиноген Павлович, священник Иоанно-Предтеченской церкви деревни Аксёновская.

Этих четверых священников осудили решением Особой Тройки при УНКВД по Архангельской области 23 ноября 1937 года. Всем дали по десять лет лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях.

Все тринадцать священнослужителей Лальского района были осуждены по статье 58 пункт 10 УК РСФСР за антисоветскую агитацию.

Архивные следственные дела на всех этих людей сформированы одинаково: два-три показания свидетелей, один протокол допроса обвиняемого и решение Особой Тройки. На всех допросах речь шла о том, что священнослужители в домах у прихожан или в церковной сторожке высказывались в 1936-1937 годах о Конституции СССР, якобы по-своему её истолковывая. Некоторым подследственным вменялось в вину ещё и высказывание против колхозов. Следователи трактовали высказывания в частных беседах как антисоветскую агитацию. Все обвиняемые отказались от предъявленных обвинений и виновными себя не признали.

Только одному арестованному священнику Сумарокову Павлу Александровичу, кроме антисоветских разговоров, было предъявлено более серьёзное обвинение. Дело в том, что он являлся благочинным по Лальскому району. У него при обыске были изъяты директивные указания архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева), который был арестован в январе 1936 года и для следователей был врагом народа, поэтому пастырские указания трактовались как контрреволюционные. Копии этих писем, хранящихся в деле П.А. Сумарокова, не содержат ничего антисоветского. Например, одно из писем посвящено вопросу крещения детей, о том, что родители новорожденных не знают святцев, церковного календаря и записывают в органах ЗАГСа часто не церковные имена. Владыка дал советы, как поступать в таких случаях, когда родители после ЗАГСа приносят ребёнка в церковь для крещения. Другие указания архиепископа касаются праздника Святого Духа, перемещения священников и других текущих вопросов церковной жизни.

Сегодня, на наш взгляд, эти послания интересны для исследователей в связи с причислением архиепископа Николая (Клементьева) к лику священномучеников Русской Православной Церкви. Конечно, все указания правящего архиепископа благочинный Павел Александрович Сумароков доводил до сведения священников и прихожан. Это ему и вменили в вину как антисоветскую агитацию.

 

Все арестованные священники и дьяконы содержались сначала в Лальской тюрьме, а после предъявления им обвинения были переведены в Великоустюжскую или Котласскую тюрьмы, а оттуда в лагеря.

В деле П.А. Сумарокова хранится письмо его жены, в котором она пишет, что Павел Александрович умер 07 января 1938 года (через три месяца после приговора) в Карелии, «ББК» (Беломоробалтийский канал?).

Известно, что вернулись из лагерей Образцов Афиноген Павлович1 и Пшеницын Константин Феодосьевич2. О судьбе других священнослужителей неизвестно.

Все они были реабилитированы в 1989 году Кировской Прокуратурой, их имена были занесены в Книгу Памяти жертв политических репрессий Кировской области.

 

 

Опубликовано: Устьнедумские встречи [Текст]: сб. материалов VI межрегион. краевед. православных чтений (Луза, 29-30 июля 2015 г.) / сост. Н.В. Лычакова; фот. Л.Ю. Назимовой; Лузская район. б-ка им. В.А. Меньшикова. - Луза, 2015. - С. 10-14

 

 

 

1Исупов М.В. Личный сайт. [Электронный ресурс]: Образцов Афиноген Павлович.URL: http://isupov69.ru/sites/default/files/family/family-tree/Obraztsov-Afinogen-Pavlovich.html (дата обращения:16.07.2015)

2Исупов М.В. Личный сайт. [Электронный ресурс]: Антипинскаяч Троицкая церковь.URL: http://isupov69.ru/search/node/Пшеницын (дата обращения:16.07.2015)

Комментарии

"умер 07 января 1937 года"

наверно все таки 1938 год имелось в виду.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Спасибо за внимательное прочтение. Поправил.

Аватар пользователя shura

Здесь ошибка с инициалами - речь идет о Баклановском Александре Александровиче и его брате Авенире Александровиче...

Опубликую материал из своей будущей книги:

В Лальском районе были арестованы священники – братья Баклановские. Старший из них  -  Александр Александрович – служил в кладбищенской церкви города Лальска. Согласно «анкете арестованного», родом он был из семьи священника села Лойма современной республики Коми, 1868 г.р. В молодости он получил среднее образование,  имел свое хозяйство, довольно справное, т.к. нанимал работников до 5 человек. Потеряв все имущество в советское время, Александр Баклановский, видимо, и стал священником, был назначен в город Лальск. Впрочем,  вскоре Лальск потерял городской статус, став обычным селом.   В 1933 г. батюшка  был штрафован 500 рублями «за порчу церковного имущества». В следственном деле про него сообщалось: «Проживая в селе Лальске Баклановский  среди прихожан вел контрреволюционную агитацию: распространял слухи о войне, голоде и гибели советской власти, клеветал на большевистскую партию и советское правительство». Сам он говорил на допросе:  «Посещать квартиры кого бы то ни было опасно, т.к. может вызвать подозрение со стороны органов НКВД. Всякая власть есть от Бога в т.ч. и советская, в этом деле никакой заслуги большевиков нет, разница между царской и советской властью та, что советская власть дана за грехи народа. В 1937 году советская власть должна погибнуть. После этого будет жестокая война. Коммунисты зашли в тупик, хвастали, что они построят коммунизм, а теперь видят, что ничего не выходит, и начали сдавать свои позиции, восстанавливать в правах всех кулаков. Опомнились, но поздно. Конец неминуем, и его не предотвратить никакими уставами и реформами». Разумеется, после такого он остаться на свободе просто не мог.

 В заключении по делу священника Баклановского говорилось: «Баклановский Александр Александрович священник, имевший до революции  земли 20 десятин, коров 4, лошадь 1, дом, амбар, скотный сарай, занимался эксплуатацией чужого труда, держал постоянно  2 человек и сезонно 4-5 человек работников. Занимая должность священника кладбищенской церкви  в с.Лальск Баклановский  систематически занимался контрреволюционной агитацией  среди прихожан своей церкви, распространял  контрреволюционные  слухи о гибели  советской власти, о голоде  и о войне. Клеветал  на партию и на правительство, призывал к подрыву мощи советской власти».

  17 октября 1937 года решением Тройки НКВД он был осужден на 10 лет лишения свободы в исправтрудлагере.

Младший Баклановский – Авенир Александрович - был арестован в том же 1937 году и осужден 23 ноября также на 10 лет. Он тоже родился в селе Лойма в 1885 году. В молодости получил среднее образование, имел до революции  собственный дом, лошадь, 3 коровы и землю, о чем указывал в своей арестной анкете. В 1930-е годы служил в церкви села Алешево Лальского района; в 1930 году был судим на 1 год лишения свободы. Перед арестом имел с матушкой Юлией Харитоновной семью с 4 детьми.

  В заключении по делу Авенира Баклановского сообщалось: «Являясь враждебно настроенным лицом к советской власти, занимался контрреволюционной агитацией против мероприятий партии и советской власти, высказывал клевету на новую сталинскую Конституцию…. Священник Алешевской церкви Баклановский на протяжении ряда лет поддерживал связь с духовенством Лальского района в контрреволюционных целях. Получил контрреволюционную директиву епископа Клементьева, в которой  высказывалась клевета на мероприятия советской власти, и по ознакомлении переслал другим священникам. Помимо этого в 1936-1937 годах проводил агитацию против колхозов и клеветал на новую советскую Конституцию.  Допрошенный в качестве обвиняемого  Баклановский Авенир Александрович  признался только в том, что он действительно знакомился с контрреволюционной  директивой епископа Климентьева и переслал ее другим священникам, в остальном свою виновность отрицает».

   Здесь следует указать, что дело против второго Баклановского было сделано с нарушением законности и на основе доносов бывших сослуживцев по церкви, сводивших этим самым личные счеты. В 1939 году матушка Юлия Харитоновна направила имя народного комиссара внутренних дел следующую жалобу:    «…Суханов Я.Г., единоличник с.Алешева, будучи церковным  старостой, церковные  деньги расходовал  на свои нужды, и муж мой был против этого и принуждал его возвратить деньги… За все вышеизложенные личные счеты  Горячевский и Суханов неоднократно грозили моему мужу доносом в НКВД. За все это они имели злобу и ненависть на моего мужа; нам приходилось лишь огорчаться что за ложное свое показание, сделанное против моего мужа они, Горячевский и Суханов почему то до сих пор находятся на свободе.

  Проводивший следствие следователь РО НКВД Т.  всячески угрозами принуждал моего мужа подписать  материал следствия и муж мой был вынужден  подписать материал, но подписывая, он указал, что в предьявленном ему обвинении виновным себя не признаю.  Следователь также отклонил  просьбу моего мужа о вызове его свидетелей, о допросе их, и отклонил просьбу об очной ставке   моего мужа и свидетелей  Горячевского и Суханова».

 Жалоба не помогла, как не возымело действия и прошение священника о пересмотре дела. 5 августа 1940 г. по пересмотру дела было вынесено следующее решение в г.Архангельске:

«Обвиняемый Баклановский, будучи враждебно  настроенным  по отношению к советской власти, на протяжении   ряда лет систематически вел среди населения  антисоветскую агитацию, высказывал клеветнические измышления о проводимых  мероприятиях советским правительством, вел контрреволюционную агитацию, направлению против колхозов и клеветал на Сталинскую конституцию.

 23 ноября  1937 г. обвиняемый Баклановский особой тройкой УНВД АО к заключению  в ИТЛ, сроком на 10 лет. Осужденный Баклановский 24/2 -39 подал заявление  на имя народного комиссара внутренних дел СССР с ходатайством о пересмотре дела, в связи с чем 19 апреля 1940 г.  дело было возвращено к доследованию.

В процессе доследования  установлено: обвиняемый Баклановский   в апреле месяце 1937 г. в беседе с церковным  сторожем Горячевским запретил ему работать в колхозной кузнице, лишь в силу того, что он служил в церкви.

Кроме этого, когда Горячевский  без разрешения  Баклановского  сдал в сельпо льноволокно, он его за это ругал и при этом заявлял: «Почему помогаешь советской власти, ты сторонник ее или церкви».

Священник Образцов  показал, что в августе месяце 1937 г. обвиняемый Баклановский  в беседе  с ним о сталинской  конституции дискредитировал  таковую и, якобы от конституции ничего хорошего ждать  нельзя.

Принимая во внимание, что контрреволюционная деятельность обвиняемого Баклановского доказана и решением  тройки при УНКВД АО по его делу соответствует  содеянному им преступлению, а поэтому  –

Руководствуясь  приказом  НКВД СССР и прокурора СССР от 23 апреля 1940 г. № 0165 постановил:

В ходатайстве  обвиняемому  Баклановскому  А.А. об отмене решения тройки УНКВД АО и пересмотре его дела – отказать».

Дальнейшая судьба братьев Баклановских неизвестна.

Использованы архивные дела:

ГАСПИ КО 

Ф. Р-6799 оп.4 д. 5793 (священника Авенира Баклановского)

Ф. Р-6799 оп.5 д. 6326 (священника Александра Баклановского).

Бакланоский Авенир Александрович является моим прадедом по отцовской линии. Бабушка Ольга Авинировна это дочка Авенира Александровича.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Значит, вы можете ознакомиться с делами на них в нашем архиве. 

Добрый вечер! Подскажите где искать архив?

 

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Архив находится по адресу г. Киров ул. Казанская 16 а, это в районе старого моста через Вятку. Читальный зал открыт для посетителей впонедельник, вторник, четверг, пятницу.

Аватар пользователя Иржда

Баклановский Авенир Александрович является моим прадедом по отцовской линии. Бабушка Ольга Авинировна это дочка Авенира Александровича.

Алексей, Зайцева Ольга Авенировна была двоюродной сестрой моей бабушки - Поповой Ольги Павловны, дочери Павла Александровича Баклановского (брата Авенира).
Ольга Авенировна (мы её звали тётя Лёля) дважды к нам приезжала. Хотя я тогда была ещё маленькая, но хорошо помню тётю Лёлю.
Мой прадед - брат Авенира, Павел Александрович Баклановский.
Более 40 лет назад к нам в гости приезжала дочь Ольги Авенировны. Могу предположить, что это Ваша тётя ?