Горел пароход на Вятке...

4-5 сентября 1941 года в городе Кирове выездной сессией Линейного суда Камского бассейна с участием прокурора Вятского участка было рассмотрено дело об аварии парохода «С. Баранов».

 

Судом приговорены: первый помощник капитана парохода «С. Баранов» Н.М. Колотов к высшей мере наказания — расстрелу, капитан парохода С.С. Хоробрых — к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах на 3 года, шкипер баркаса ГП-4110 П.И. Баринов — к 10 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 3 года.

Что же случилось тогда, в первый год войны в далеком от фронта крае?

29 июля 1941 года пароход “С. Баранов” совершал обычный рейс вниз по реке Вятке до поселка Медведок с двумя баркасами: железным ГП-08 с пассажирами и деревянным ГП-4110 с грузом льнокудели.

Ниже Советска, возле села Петропавловского, на Сельдюгском перекате пароход сел на мель. На баркасе команда об отдаче якорей была отдана поздно, поэтому баркасы пришли на один траверз с пароходом и встали рядом с ним. Это случилось в 7 часов утра. В течение восьми часов речники пробовали снять судно с мели, но у них ничего не получалось.

Все три судна, как уже было отмечено, стояли рядом, поэтому пассажиры свободно переходили со своего баркаса через груженый куделью на пароход, где продавалось спиртное. Вынужденное безделье привело к тому, что среди пассажиров вскоре появились пьяные, а затем начались танцы под гармошку. Команда была занята авральными работами, и за порядком никто не следил.

Неожиданно в 3 часа дня все увидели дым, поднимающийся из-под палубы носовой части грузового баркаса. Как потом установило следствие, тушение пожара было организовано плохо. Механические противопожарные средства парохода были вынуждены действовать против ветра, поэтому эффективность их оказалась незначительной. Тушение загорания ведрами не подавляло огня.

Как посчитали проверяющие, не организовал капитан парохода и спасение пассажиров, которых находилось на баркасе человек 60-80. Лодка с судна для этого совсем не использовалась. Людей снимали с баркаса и ловили в воде на своих лодках старшина обстановочного участка Корсуков и бакенщик Кошкин.

Поданным следственного материала видно, что очевидцы пожара с большой похвалой отзывались о самоотверженных действиях при ликвидации огня матроса баркаса ГП-08 А. Ямщиковой, утонувшей вместе со своим тринадцатилетним сыном, и бывшего капитана парохода «Плеханов» Крысова, который случайно оказался рядом, прибежал на горящие суда и принимал самое активное участие в тушении пожара.

 

Однако с огнем справиться не смогли, и все три судна сильно пострадали. Как записано в документах, «сгорели товаро-пассажирский пароход “С. Баранов” за исключением корпуса и других стальных деталей... и деревянный баркас ГП-4110 за исключением днища... ,а также 65,3 тонны льнокудели, 13 тонн льносемян, 15 тонн муки и 14 тонн разного груза, отдельных вещей пассажиров и команды». Причиной пожара предположили небрежное обращение с огнем курильщиков, а если не забывать о времени действия, допускалась и версия поджога. Главным виновным был признан первый помощник капитана. Он был вахтенным, и ему в вину ставилось то, что баркасы встали рядом с находящимся на мели пароходом. Шкипер обвинялся в потере бдительности, а также в том, что не организовал охрану груза и не следил за порядком. А капитан, хотя и имел стаж водника с 1918 года и безупречную репутацию, нес ответственность за все, в том числе и за противопожарное состояние и подготовку команды. В административном и партийном порядке были наказаны и руководители пароходства.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Мдаа не за двух погибших Колотова растреляли, а за: " товаро-пассажирский пароход “С. Баранов” за исключением корпуса и других стальных деталей... и деревянный баркас ГП-4110 за исключением днища... ,а также 65,3 тонны льнокудели, 13 тонн льносемян, 15 тонн муки и 14 тонн разного груза, отдельных вещей пассажиров и команды»