Лихой промысел недобрых молодцев или легенды и предания о Верхнекамской вольнице.

В Вятской губернии, кроме берегов Камы, нигде столько не передавалось рассказов о разбойниках и оставленных ими кладах, как в Зюздинском и Кайском краях. Разбойничий промысел в этих местах особенно развился в XVII веке, благодаря их близости к трем самым бойким тогда дорогам северо-востока(Старый сибирский тракт на Двину и Москву и водный камский путь из Москвы в Сибирь).

Безжалостное разграбление Кайгорода шайкой разбойников и их зверства.

Беда эта, коснувшаяся также коменданта города, которого я еще застал, приключилась следующим образом. Однажды в воскресный день, примерно в полдень, к Кайгороду по Каме подплыло несколько судов с большим экипажем и распущенными знаменами, барабанным боем и дудками. Команда высадилась у города на берег. Не подозревая никакой опасности в мирное время и в спокойной стране, население решило, что это прибыли друзья и соседи, собравшиеся из деревень, чтобы повеселиться. Но прибывшие подожгли город с юга, с севера напали на жителей, рубили всех, кто им попадался, разграбили двор воеводы, причинили его слугам всяческое зло, издевались над ними, забрали все, что понравилось, направились к своим суденышкам и беспрепятственно отплыли вниз по Каме.

( Избрант Идес- голландский купец, путешественник, глава русской дипломатической миссии в Китай в 1692-95)

6 апреля прибыли мы благополучно в лежащий на Каме Кайгород, в котором теперь имеется сильный гарнизон. Здесь проживает воевода, которому эти места поручено их царскими величествами особенно охранять, так как зырянам, которым они принадлежат, нельзя доверять ни на волос. Город часто подвергался нападениям со стороны разбойников из среды этого народа. Местный воевода Иван Никитич Лопухин, уважаемый правитель области, рассказал нам, что в первый же год после его вступления в должность, т. е. в 1690 г., тридцать разбойников сговорились и решили напасть на Кайгород со стороны реки, а город тогда не имел никаких средств защиты. Приготовив все, что нужно было для этого предприятия, вооруженные единственной большой, но грубой пушкой, мушкетами, пиками и саблями, на оснащенных судах они неожиданно напали на город ночью. Они хотя и православной веры, говорят на своем особом языке, ничего общего не имеющем с русским. Не встретив сильного сопротивления, так как все предавались сладкому покою, они легко проникли в город, грабили, убивали и насиловали жителей, увели бы и упомянутого воеводу, если бы он не сумел разбудить и поднять на ноги своих людей, после чего этот сброд опрометью бросился бежать вместе с захваченным добром. И хотя была послана по воде погоня, догнать этих хищных птиц не удалось.….Вскоре после нашего приезда распространился слух, что в последнее время много разбойников соединилось с целью напасть на нас и похитить наше имущество, так что некоторое время мы жили в постоянном беспокойстве и страхе за свою жизнь.

( Адам Бранд-немецкий купец, путешественник, секретарь русского посольства в Китай в 1692-95)

Разбойники на службе у купца Аверкия Трапицина.

Местное предание гласит, что, в конце XVII века (1689 год) хлыновский купец, владелец винокуренного завода Аверкий Трапицин, согнав купленных в губернии несколько десятков мужчин в дремучий лес, на одном из лесных притоков речки Б. Чудовка возвёл плотину и развернул производство железа. Место завода обнёс высоким забором – «крепостью» из вкопанных в ряд бревен вышиной в полторы сажени. Загнал в «крепость» рабочих и поставил стражу из бывших разбойников. Выход из неё под страхом самого жестокого наказания был запрещён. Надсмотрщиками и стражей руководил жестокий человек с темным прошлым, из беглых разбойников. Его рода и имени никто не знал. Жестокость и безжалостное отношение к людям заставляло их думать, что их начальник, облеченный титулом «приказчик», имеет связь с потусторонней черной силой, поэтому его все боялись и звали Колдуном.

Разбойный стан на речке Песковке.

Еще одно предание утверждает, что на месте Песковского завода когда-то добывала железо шайка разбойников, а сам разбойничий притон находился тут же, прямо на берегу Вятки, там где в неё впадает река Песковка. Строительство Песковского завода было расценено ими как незаконное вторжение на их территорию. 14 августа 1773 г. в пятом часу дня разбойники на 16 лошадях сделали набег на строящийся завод, захватив в качестве заложника писчика (приказчика) Егора Ляпунова. Окончание этой истории нам уже скорее всего никогда не узнать, но в конце XIX века старики все еще надеялись отыскать разбойничьи вешлаки (выработанные гнезда), наполненные рудой и оружием...

Разбойничьи притоны Зюздинского края.

На реке Большом Колыче, на Клименском городище существовало некогда дворище крестьянина Климы, державшего у себя разбойничий притон. Предание рассказывает, что атаман шайки жил отдельно, в другом месте. Когда воинская команда начала преследовать разбойников, их атаман, надев сапоги "назад носками", бежал в Пермь. В середине XIX столетия возле дороги из села Лесновские починки (у которого расположено Клименское городище) в Пермь стояла старая, огромных размеров сосна, а на ней была видна надпись, гласящая: "На это место выбежал из лесу атаман".

На месте бывшего разбойничьего дворища имелась яма, про которую рассказывали, что в ней скрыто много драгоценностей, главным образом различной церковной утвари. Эти вещи якобы были награблены в Казани, а сверху там лежит Казанская икона Божьей Матери, обложенная золотой ризой. Были попытки добыть этот клад, но все они кончились неудачей. Рассказывают, что один человек даже держал в руках этот клад, но так как не твердо знал слова завета, то клад ему не дался и до сих пор продолжает поджидать счастливца.

Клад, закопанный разбойниками, указывали и у речки Созими; находящаяся тут же старая дорога называлась "Разбойничьей". Здесь, близ деревни Носковой, крестьянином Василием Носковым много лет назад был найден котелок "мелких серебряных монет".

 

Много легенд о разбойничьих кладах передавалось в селе Христорождественском(Савинцы). Один из кладов якобы зарыт под большим сосновым пнем, находящимся на восток от сельской церкви, близ проезжей дороги. Неподалеку от села, вниз по Каме, есть городище в лесу, где прежде жили разбойники. Эти разбойники были переловлены во время своего набега на Омутницкий завод. А на месте бывшего их "притона" находились остатки провалившейся избы или землянки, под которой также укрыта "поклажа". В окружающих городище соснах в XIX веке видели несколько врубленных в них разбойниками ружейных стволов. Одним крестьянином из Христорождественского, близ реки Колыча была найдена кожаная рукавица, наполненная серебряными монетами. А богатство известных в здешнем краю крестьян Васильевых народная молва приписывала кладу, найденному их прадедом, Мироном Васильевичем, в сосняке по речке Лаптахе, где он оставлен был жившими тут разбойниками.

В 1776 году в окрестностях омутнинского завода  и в Зюздинской волости (южная часть Кайского края) собралось более 30 человек – разбойников с дерзкими намерениями напасть на  Кайгород. Они совершили уже много преступлений: грабили деревни и убивали крестьян, пока специальный отряд их не разогнал.

 

Литература:

И. Идес и А. Бранд. «Записки о русском посольстве в Китай» (1692-1695)

Ф. Туманский «Собрание разных записок и сочинений о деяниях Петра Великого» , II, СПб., 1787,// «Отписка от Соли Камской на Верхотурье о разбойниках на Каме и Кайгороде 7199 г. (1691)» 

А. Низовский «Зачарованные клады России»

Н. Аристов «Разбойники и беглые времени Петра Великого (1682-1725)»

 В.А. Фофанов «Омутнинский край»

Е.Н.Осколков «Озеро Ад» //  «Прикамская новь» , 1992.

«Неизвестное путешествие в Сибирь иностранца в XVII веке» // Исторический архив. № 1, 1939

 

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Александр Чувашев

14.12.1745 г.

  1. « По челобитной города Хлынова гостиной сотни партику-

 лярного Кирсинского железного заводчика Григория

                           Вязимского Кайгородского уезда села Егорьевского на    

                           попова сына Ивана Гаврилова Леонтьева в подвозе им на тот            

                           завод разбойников».

 

Аватар пользователя Алексей Русских

Спасибо,Александр! Очень интересное и познавательное дополнение!

Аватар пользователя Алексей Русских

"Вят.Губ.Вед." отдел второй часть неофициальная №40 6 октября 1862 год.

Аватар пользователя Алексей Русских

«Вятские губернские ведомости» в 1872 году (№ 79 за 30 сентября): «Давно в народе ходят предания о кладах, зарытых грабителями из шайки Пугачева… Предания эти особенно распространены в восточной части губернии — уезде Глазовском, где в среде населения местности села Мудровского, Малой Суны и до Великорецкого и далее передаются любопытные сведения о живших здесь разбойниках и скрытых ими в этих местностях награбленных деньгах. Назад тому лет 20 прошел слух о том, что найден будто бы и самый памятник, указывающий действительно на существование (клада) в сказанной местности. Памятник этот до настоящего времени оставался известным только немногим личностям, к которым он постепенно переходил… Весною нынешнего года крестьянин Котельнического уезда З. С. Бобров, человек весьма любознательный и известный по своему самообразованию и занятиям химией, технологией и механикой, между прочим, предпринимая труд изыскания о кладовом памятнике и месте, где первоначально был он взят, представил (его) губернатору… З. С. Бобров рассказывает, что первоначально памятник был найден тому лет 20 назад (1852 г.) женщиною из дер. Пометенки, близ села Верхосветитского, и передан ею бывшему того села священнику и что можно верить тому, что камень этот действительно был положен разбойниками и под ним скрыты их богатства…

Памятник этот есть опочный камень четырехугольной формы величиною 4 вершка длины, 2 — ширины и 1 вершок толщины с довольно сохранившейся надписью следующего содержания: «Этот камень заветный. Установлен сибирским пугачевским военным отрядом в количестве 28 человек на поклажу с казной. Там монет червонным золотом 56 тысяч штук достоинством 5 рублей золотом каждая, а также в этой поклаже серебром 44 тысячи монет достоинством порублю. Если этот камень счастливчик найдет, то и казну нашу возьмет, если наш завет разгадает, то и казну нашу поделит. Казну возьмите и по себе делите — друг друга не обижая. Есаулом Макаровым, атаманом Сухопаровым и всеми нами завещано следующее: вместо нашей казны положите по завету нашему: 30 аршин тонкого холста, да на каждый полуаршин по три монеты да черного петуха. Над этим холстом и деньгами станут стоять сторожа бессрочно — многие годы. Если нашли нашу поклажу, в ту яму положите исправный завет, а если нашли этот камень — ищите отговорщика, который может знать, как справиться с нашими сторожами. Слушается отговорщика кладенная поклажа с 1774 году, мая 4 числа».

Поправьте название деревни, в которой жила женщина, нашедшая кладовой камен: Политёнки.

Интересовался я этим камнем, особенно после выхода книги А. Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды». Проверял изложеные в ней легенды и выдумки.

Материал здесь: http://www.falenki.ru/blog/pugachevskii-klad

Фотография моя. Следует ссылку делать.

Да и не только я интересовался и писал. Писал о нем еще в советские времена краевед Н. Шулепов.

И на обложке книги о кладах В.А. Бердинских "История кладоискательства в России" так же фото именно этого камня, я всю книгу пролистал, а про наш клад там ни слова не нашел.

Кстати, среди вятских кладоискателей есть мнение, что камень - подделка.

 

Только какое отношение этот камень имеет к Верхнекамской вольнице?

 

Аватар пользователя Алексей Русских

К Верхнекамской вольнице никакого отношения этот камень не имеет. Я это выложил сюда, чтобы не затерялось, всё же клад разбойничий. Вы считаете что камень кто-то подделал в 1872 году или его подделали после Октябрьской революции и в настоящий момент камень уже подделка?

В данном случае клада то и нет. Нашли только камень. Не я считаю, читал на кировском сайте кладоискателей, что камень - подделка 19 века. Сомневаются они, что описанный в нем клад где-то есть.

Из того, что я выяснил (по ссылке в статье написано), среди пугачевцев ни в описании историками, в т.ч. А.С. Пушкина не упоминается есаул Макаров. Не нашел его и в следственном деле по Пугачеву.

Камень нашли неизвестно где, т.к. женщину эту опросить не удалось. А деревня находилась на дороге из Нолинска в Глазов (по этой дороге в Казань ездили). Так что неизвестно кто и откуда его привез и выбросил. Ну и про сам кладовой камень. Каково его назначение? Приходилось ли кому еще встречать подобные камни?

Где он должен был находиться: в самом кладе или где еще? Я понимаю еще, если бы это была записка. А тут, сколько сил и времени нужно было потрптить, что бы вырезать надпись на этом камне. Зачем?

Камень уникален, других таких нет. Не было, выходит, традиции делать такие камни.

Аватар пользователя Алексей Русских

Спасибо. Всё понятно.

Нашел упоминаемую выше информацию с форума "КировКлад"

"ANTIK 23.01.2011, 17:53:05 Цитата:

Сообщение от Burandt Посмотреть сообщение Газета "Источник новостей" за 21 янв 2011 №03 (203) Статья есть о кладе Пугачева в Фаленках...фото статьи, почему то не получается загрузить..

О камне знают все.
Первыми подвергли сомнению существование клада лица, его обнаружившие, в т.ч. и лже-ворожец Бобров. Именно он доставил камень губернатору, в раппорте воспроизвел текст надписи, осветил историю его обнаружения. В советское время описание этого любопытного экспоната, сохранившегося в запасниках областного краеведческого музея, произвела сотрудница, художник Елена Маскалец. Ее статья была опубликована в сборнике "По родному краю".
В 60-70-е гг. к освещению этой темы в областной прессе обращались разные авторы по одному штампу.
Воспользовался этой замечательной легендой и наш великий сказочник и фантазер, журналист Анатолий Фокин в книге "Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды", выдержавшей 2-е издание.
Публично в сети, спустя более века после обнаружения артефакта, попробовал
- оценить вероятность существования клада,
- "раскинуть" карты на местности
- и поколeбать авторитет г-на Фокина (обозначив его ошибки) фаленский краевед, простой сельский учитель истории Виктор Сычев (см. его блог на сайте: http://www.falenki.ru/blog/pugachevskii-klad).

Господа наверняка помнят и статью в последнем номере "КиЗ" (№2 (29), сентябрь 2010). Там также приведены неоспоримые аргументы в пользу версии о рукоблудии кого-то с целью наживы (продажа) или баловства (что менее вероятно) кладовой росписи "в камне".

По поводу указанной статейки в "ИН" (http://www.kipov.ru/?id=88914). Oчередная утка журналистов "для палочки". Персонаж "геолог" А. Русских - скорее вымышленный. На его месте любой ученый муж (геолог, антрополог или дядька-фармацевт) такую фигню пороть не стал бы. Для красного словца ляпнули о короне, которая ни в одном письменном источнике/зафиксированном устном предании местных жителей не упоминается. Ожидать следует одного: подобная статья формата еженедельника "Про-город" по теме не первая и не последняя.

P.S. Кому интересно, в Котельничском календаре-альманахе, в некрологе З.С. Боборова, имеется пересказ его воспоминаний о поисках клада. Секретную переписку с администрацией губернии найдете в ГАКО.

Последний раз редактировалось ANTIK, 23.01.2011 в 20:54:58.

 

Ссылка: на источник http://www.kirovklad.ru/forum/showthread.php?t=1775&page=2  

 

(Упоминаемый материал о короне Пугачева (по ссылке выше не находится), но скорее всего вот этот: http://kirov.bezformata.ru/listnews/zoloto-i-koronu-emelyana-pugacheva/1...

Разумеется, это выдумка журналистов кировской желтой прессы).

 

 

Всё так, всё так, Виктор.
Поправлю малеха. 
Формат заказной статьи для печатного издания не предусматривал версий, в беседе с ловцами счастья тоже как-то позабыл отметить пару моментов.

Есаул Макаров мог быть прозван по отчеству "Макров сын". Для разбойной шайки-лейки, состоящей из беглого люда, в т. ч. и крепостного, разного рода крещеных инородцев (башкир и проч.) - вполне уместно. Что среди пугачевцев есаула Макарова не выявлено - слабый аргумент. 

Интерес представляет больше текст, а точнее акциональная часть обряда снятия завета, его детали. Черные петухи и холст - вполне архаичные символы в борьбе с нечистой силой, покойниками. У Д. К. Зеленина, Н. И. Костомарова, в работах этнографов, специалистов по фольклористике и семиотике найдете упоминания о чп. Опять же "стражники", занимательные числа: 56 тыщ, 40, 28, странная дата (04.05.1774). 
Быль ли ещё камушки на Руси-матушке? Категоричное "нет" излишне. Если всерьез рассматривать местом изготовления исключительно Вятскую губернию,  Кукарка и Жерновые Горы совсем под боком. В соседних волостях также были выходы известняка (мергеля). 
Наконец, в сельских храмах с кон. XVIII в. - мощение пола опочным камнем - явление вполне распространенное. Набожная крестьянка ушла в монастырь, предпоследние два владельца - причетники. Прям подбивает проверить, когда в Верхосвятицкой церкви мостили пол. Не плутовал, не пьянствовал ли по-черному кто-то из попов местных в 1800-1850-е? ;) Озорники в этой среде водились всегда.
Что в тираж чьё-либо творчество( чит., рукоблудие) не пошло, не обнаружено аналогичных - на то могут быть разные причины.
В целом, не важно, сколько одвориц и сельских завалинок перекопали крестьяне. Сколько ушибленных следует их примеру ныне.
Если брать шире, в пределах нескольких губерний, откуда принесли за пазухой настоящий артефакт - остается гадать.

За кодефикацию и текстологический анализ с 2011-го, насколько известно, никто из учёных не брался. Брязги в интернете: состряпал для тематического портала аналогичную статейку кировский журрналист А. Фоминых, да в прибыток - копипасты прочих пишуших машинок. По делу нового - ноль.

А то уважаемый геолог Алексей Русских чем удивит? Вашему вниманию.

 «СЕї КАМЕНЬ ЗАВЕТНЫї/ КЛАДЕНАЯ СїЯ ПОКЛА/ ЖА СїБїРСКїМЪ ПУГА/ ЧЕВСКїМ ВОїНАМї/ 28 ЧЕЛОВЕКАМї ВОїСКАМї  ДА/ СЕї ПОКЛАЖї ЗЛА/ ТОЮ КАЗНОЮ ЧЕРВ/ ОНОЮ МОНЕТОЮ/ 56 ТЫСЯЧЪ КАЖ/  ДОї ЧЕРВОНОї Щ/ ї ТАЯ ПОПЕТї РУ/ БЛЕї А ПОКЛАЖї/ СЕРЕБРОМЪ 44/ ТЫСЯЧї МОНЕТ/ АМї КАЖДОї/ МОНЕТЪ  ЩїТАЯ/ ПОРУБЛЮ/ ДА ХТО СЕї/ КАМЕНЪ ЩЕ/ СЛїВОї РАБЪ/ НАїДЕТЪ ТОТ/ ТЪ ТКАЗНУ/ НАШУ ВОЗМЕ/ ТЪ ДАХТО НА/ ШЪ ЗАВЕТЪ/ їСПРАВїТЪ/ ТОТЪ ї КАЗН/ У НАШУ РА/ ЗДЕЛїТ НА/ ШУ КАЗНУ В/ ОЗМїТЕ їПО/ СЕВЪ ДЕЛїТЕ/ ДРУГ ДРУГА . . . . ./ їТЕ ЕСАУЛЪ МАКАР/ ОВЪ АТАМАНОМЪ/ СУХОПАРОВЫМЪ/ НАМї ЗАВЕЩЕНО ТА/ КО НОВМЕСТО НА/ ШЕї КАЗНЫ ПОЛО/ ЖїТЕ ПО ЗАВЕТУ/ НАШЕМУ ЗО АРШ/ їНЪ ТОНКОГО ХО/ ЛСТА ДА НА КАЖ/ ДОї ПОЛУАРШїН/ Ъ ПО ТРї МОНЕ/ ТА ДА ЧЕРНАГО/ ПЕТУХА/ НАДСїМЪ/ ХОЛСТОМЪ/ ЇДЕНГАМї/ СТАНУТЪ/ СТОЯТЪ СТ/ ОРОЖА СТР/ ОЧНЫЕ ГОДЪ/ ПО НАїДЕНїЮ/ НАШЕї ПОК/ ЛАЖї ВЪ ТУ/ ЯМУ ПОЛОЖ/ їТЕ ИСПРАВ/ НАї ї ЗАВЕТЪ/ А ПО НАїДЕН/ їЮ СЕГО КАМНЯ їЩї/ ОДГОВОРЩїКА А ОДГОВО/ РЩїКЪ ЗНЕТЪ ЗНАЕТЪ/ УПРАВЛЯТСЯ С НАШИї/ МЪ СО СТОРОЖАМ/ СЛУШАЕТСЯ ОДГО/ ВОРШїКА КЛАДЕ/ НАЯ ПОКЛАЖА/ 1774 ГОДА/ МАїЯ 4 ЧїСЛА».

 

Аватар пользователя Алексей Русских

Геолога то Андрей Русских зовут и ко мне он никакого отношения не имеет) Я увидел статью в "Вятских Губернских Ведомостях"" скинул сюда на время,чтобы не затерять и откуда мне знать было что об этом камне знают все.)

Ну что ж, я тоже не "сельский учитель". Но это не существенно.

Алексей Русских, может и не зря Вы эту тему подняли. Я вчера, в очередной раз копаясь в этой истории, наткнулся на факт существования еще одного кладового камня.

Вот,  post-ANTIK, новое по факту появилось.

Читайте там же в моем блоге последний комментарий.

Есть над чем подумать.

Ранее у нас считалось, что этот камень - уникальный, т.к. других находить не удавалось. И среди части местных даже сложилось мнение, что камень - подделка 19 века.
А данное сходство с крестом дает возможность теперь сделать предположение, что традиция оставлять такие кладовые камни все-таки у пугачевцев была? Возможно, эти 2 изделия принадлежат одному автору. Текст надписи местами один в один...

 

vikt0r, не скромничайте. Отдельно взятый земец, сельский учитель-краевед, порой, пограмотнее, благороднее, полезнее для общества буде, чем целый проректор по науке, депутат, дохтор наук и ловкач. Тут как повезет: в какой из советских семей родиться, с какими талантами, как относиться к учёбе, в какой партийной организации состоять, как родину любить, насколько она ответит взаимностью:).

Если маркшейдер, должно быть, полный тезка топикстартера, появится, с удовольствием готов узнать нечто новое о короне. Дети у меня такие истории любят послушать. Сериалы-документалки про четкие AIR MAXы из новой коллекции, поместья в плесе, и исчезающие часики уже наскучили. Тянет молодежь на ретро и фэнтези.

Про крест как раз известно давненько. Мы обменивались мнениями на ревью с товарищами. Но это крест, а не камень. Что, согласитесь, вносит ещё бОльшую путаницу. По отношению к нашему артефакту из Леденцовской волости, есть три версии. Не оригинальных.
Сначала по камню.
1. Внешняя критика источника. Виктор, Вы представляете размеры половых плит из опоки  в церквях? Имею ввиду толщину? Это может быть сработанный обломок подобной плиты. Из разряда "такое нам и не снилось": взять на анализ (химический состав, наличие включений, плотность породы и проч.) образцы музейного экспоната и плиты из Верхосвятицкой церкви (к слову, нач. XIX в. постройки). А вдруг?:) Кремниевые орудия, понятно, куда ценее. Но хотелось б локализовать производство. О кресте даже боюсь заикаться!
В РФ петрологов - пересчитать по пальцам, дяденьки очень занятые, но безумно преданные своему делу. Правда, насколько им будет интересен XVIII-XIX вв.?)))
2. Внутренняя. Сделать 3-D скан и комп. моделирование камня. Заинтересовать-замотивировать редкого специалиста по эпитафиям, изделиям из каменя (институт археологии РАН, ГИМ, Эрмитаж). В РФ петрологов - пересчитать по пальцам, дяденьки очень занятые, но безумно преданные своему делу. Правда, насколько им будет интересен XVIII-XIX вв.?)))
Интересно начертание букв (подготовка поверхности, инструмент, угол и глубина резьбы, особенности заполнения поля текстом).
К коллегам из РАН - соответствие букв по стилю кон. XVIII века, насколько типично орфоэпическое и фонетическое употребление, в словах сложных и простых - сокращения и пропуски, удвоение букв и проч. Вместе с правописанием на рубеже XVIII - XIX вв. менялось произношение звуков, бытование отдельных слов. Чтобы понять, в 1770-е гг. жил резчик, либо на 2-3 поколения позже, требуется придирчивый текстологический анализ, употребление отдельных слов, построение словосочетаний и предложений, всего "завета" вцелом. 
С т. з. фольклористики насколько оригинален завет, атрибуты и последовательность действий:  холст, по 3 монеты, петухи.
Как не специалисту, не понятно употребление излишних слов в тексте "щитая <...> щитая", многочисленные повторения "сей камень <...> сей камень", "да хто <...> да хто", особенно выделю "знает знает". Это вполне типично для письма на бумаге. Но перед нами - камень. Резчик, он же автор завета - небрежно подошел к составлению текста, подбору фраз. Либо главную задачу ставил иную: максимально заполнить буквами поверхность всех шести (!) граней. Надо отметить, весьма преуспел!))) 

Цель рукоблудия.
1. Розыгрыш знающего грамоту умельца-камнереза или даже одного из свящцеркслужителей. Обратите внимание на свидетельство Боброва, как по злой иронии дьякон Филимонов после обнаружения камня перерыл всю свою одворицу. Ночь, дьяко с наперстным крестом и свечой, его детёнки, знахарь-удмурт бродят по огороду, убитые черные петухи разложены меж гряд огурцов и морквы, стук деревянных с железными накладками лопат... Лунный пейзаж под утро, и... "отпусти, мне, батюшка, грехи..." Бу-га-га:) . 
2. Изделие на продажу, по тем или иным причинам не поставленное на поток. На ряду с бытовавшими "бумажными" кладовыми росписями. С утилитарной точки зрения - более практичное решение. Бумага дорогая и горит, намокает. Камень - долговечен, легче спрятать. Стало быть, стоит дороже! Оригинально.
Всерьез рассматривать вероятность сокрытия клада и оставления такого привета от пугачевских пиратов нет смысла. Что это тогда, ориентир-указатель? Лежал в дупле дерева, на другом куда большем камне. С вырезанным "атаманом и есаулом" уточняющим заветом:)? Иль в чистом поле, в пещере, в громадной яме, на вершине кургана?  Бред.
Тут Фокина, Федяева, краеведов-сектантов из Слободского не хватает. 
3. ​Детская шалость (поповский-дьяконский сынок-подросток, крестьянский мальчик, обучающийся грамоте). Наши  руки не для скуки... Деревянная шашка, камень, пыштоль из палки. Тра-та-та-та!))))

Волость не Леденцовская, а Балахнинская.

С образцами опоки долгая история, т.к. церквей рядом было несколько. И все с конца 18 по начало 20 в. строились или перестраивались. Да и завозной, возможно, этот кладовой камень. Еще сложнее получить в музее кусочек его на экспертизу.

Я бы для начала сравнил почерк на камне и кресте. Одних рук дело или нет? Или по какому-то общему образцу писались.

Очень смущают дословно сходные части текста.

На кресте такое писать, что в конце 18, что в 19 веке не каждый бы рискнул. Тем более, поповский сын.

И я не специалист, но на кресте конкретно-исторические названия монет екатерининской эпохи (империалы, полуимпериалы, бумажные (ассигнации). А на нашем камне таких точных названий нет, но по эквиваленту (щитая) монеты того же периода: золотые по 5 рублей (полуимпериалы) и рубли (серебром).

Мальчик, обучающийся грамоте, вряд ли мог это знать.

 

"Волость не Леденцовская, а Балахнинская".

Ахга. Принимается. Сп. за замечание.
История камня нам известна примерно с середины XIX века. По кресту доподлинно известно очень мало. 
В продолжение.
Верхосвятицкие попы только в 1806 году получили грамоту на строительство:
(ГАКО. Ф. 237. Оп. 109. Д. 176. О позволении в селе Верхосвятицкое построить вместо ветхой деревянной церкви каменную. 2 марта 1806 г. - 20 марта 1806 г.). При наличии свободного времени, по делам консистории можно попытаться найти и точную дату настилки пола, имя мастера, с которым по благословению арихерея был заключен контракт. Т. е. с 1774 годом никак не соотносится. Подобный разбор можно проделать с другими храмами. 

Для справки. Умерший св. Николай Захарьин Курочкин стал первым настоятелем вновь выстроенной каменной церкви с 1812 года по 1854 год, затем уступил свое причетническое место сыну Николаю же, после чего выведен за штат. На 1862 год был ещё жив, в возрасте 74 лет от роду. (ЦГА УР. Ф. 380. Оп. 1. Д. 6. Л. 12об., 13). Уточнить дату его смерти не составит труда. Тем самым сократить промежуток с десятилетия еще на пару лет. Если забиться целью, можно установить и ФИО крестьянки, ушедшей на богомолье (обязана была взять паспорт на отлучку). Только что нового это даст?

Краеведение и выковыривание фактов из архивных документов здесь принесет мало пользы. Надо работать с камнем. 

 

Можно отталкиваться от дат освящения храмов. У меня записаны.

Село Верхосвятицкое. В 1806 г. - храмозданная грамота на постройку каменного храма во имя Богоявления Господня с двумя приделами (Сборних храмозданных грамот). Строился он поэтапно и получил другое наименование. В 1818 построены и освящены приделы Святого Пророка Ильи и Святителя Дмитрия митрополита Ростовского. А 18 октября 1848 года освящен главный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Но еще многие храмы перестраивались и расширялись в конце 19 века. Колокольни достраивали.

Я так же считаю, что камень серьезно еще никто из специалистов анализу не подвергал.

 

 

Антиресныя рассуждения читать приятственно.

Ребяты, а вот сами, в реальных условиях чинили ль Вы сыск сиих тайн ?

Нет, я не искал. Не верю в успех поисков клада, не романтик)

Свой искал. Нашел. С десяток лет у тестя с тещей аналогичный завет (инструкцию по эксплуатации и технику безопасности) выпрашиваю. Не выдают.
В погоне за пугачевскими империалами, золотом Колчака и горшком прадеда, эт вам сначала в клуб к профессионалам: [ссылка удалена - Администрация]
25 тыс. деревень, миллионы судеб. Где-то лежит именно ваш. 

Это Вы свою жену кладом называете?! Тогда согласен.

А 99,9% кладов монет и золота находятся случайно и случайными людьми, не профессионалами.

"А 99,9% кладов монет и золота находятся случайно и случайными людьми, не профессионалами".

Спорно. Смотря что Вы вкладываете в понятие "профессионализмъ".

Золото. По отношению к золотодобыче и нелегальному старательству Ваши 99,9% превращаются в 0,01. На приисках и старых полигонах работают одиночки и команды, имеющие соответствующую подготовку,поисковое оборудование. Здесь людей случайных не бывает. Это профессия ($).

Клады и артефакты. Соотношение процентов явно иное, но от технологий и информационного пресса не спрячешься. От крестьянской сохи, разбивавшей котелки и сгнившие берестяные бураки, до металлодетекторов с мощными микропроцессорами - пропасть. Остальное - оставим за кадром эпохи. Или кто-то из краеведов-любителей, бабушков-родоведов всерьез думает, что "Родную Вятку" с великим удовольствием регулярно не пользуют сотни и сотни копателей области, Удмуртии, Марий Эл, Татарстана? Обмотав косу на кулак?
Здесь создан инструментарий, кагорта создателей-администраторов, горе-популяризаторов - также романтики, порой слишком наивные, неготовые смотреть на пару шагов дальше. Информация - как вода, ручей, речной поток, море. Можно утолить жажду, облагородить родник, выстроить плотину, либо утопить кого-нибудь, самому утопиться, сесть на мель:).
Не удивляйтесь, что по приезду в родную деревню, на кладбищах и округ заброшенных храмов Вас будут ждать сюрпризы. Для ленивых, неискушенных артподготовкой в домашних условиях данный ресурс - громадное подспорье в деле. Остальное - на совести ищущего, его понимании дозволенного. 
Можно удалить ссылки, оправдаться "Правилами" и иными намерениями, игнорировать свои в этом "заслуги", отрицать сам факт. Иль слезть с коня, снять шляпу в поклоне перед инкогнито:). Но клады ждут своих потомков, на чье имя с подобными устными "заветами" их зарывали предки в трудные времена. 
Отсюда и любопытен камень: как памятник, на котором запечатлен старый фольклорный мотив. Разбойники, большая поклажа и жажда наживы, обычный человеческий порок, страсть.

Кстати, пообщались с коллегой. В Екатеринбурге есть на хранении ещё один заветный камень. Именно камень. За сим удаляюсь. Прошу прощения у А. Русских за флуд. Более в дискуссии участвовать не намерен.