О заселении Вятки удмуртами

Журнал « Иднакар: методы историко-культурной реконструкции» №1(5) 2009г.

Бородовский, В. Н. О статье В. С. Чуракова «Проблемы расселения пермских народов».

По поводу статьи В. С. Чуракова «К проблеме расселения пермских народов в конце I- первой половине II тыс. н. э.» (Иднакар № 1(3) 2008г. С. 4-20).

 

Автор данной статьи считает, что удмуртская народность сформировалась в низовьях Камы и Вятки. Отсюда во 2 пол XV- 1 пол. XVI вв. удмуртские роды заселили бассейн р. Чепцы. Переселение это автор связывает с деятельностью каринских князей, привлекавших на свою территорию выходцев из Казанского ханства. Приведенные доводы мне кажутся довольно убедительными. Но и «западная» гипотеза расселения удмуртов, пользующаяся большой популярностью в современной науке, также имеет свои аргументы. В частности, ее придерживается М. Г. Атаманов (М. Г. Атаманов. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1998. По следам удмуртских воршудов. Ижевск. 2001.) Не вдаваясь в подробный анализ этой хорошо известной специалистам гипотезы и ее доказательств, приведу в основном свои соображения.

Сведения о проживании на Средней Вятке удмуртов дают еще  первые произведениях вятской историографии. Это- «Повесть о стране Вятской (далее- ПСВ) (Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров,1993г. С.7), «Сказание о вятчанех, како и откуду приидоша  на Вятку крещеныя люди  и в той Вятцкой земли насельници быша» (далее- СВ)  (Шведы и Русский Север. Материалы научно- практической конференции. Киров, 1997г. с. 348), «О вятчанех како они поселись на Вятке» (далее- СП)// О собрании относящихся до губернии Вятской разных сведений. 1796г.ГАКО Ф. 582 – оп. 2Е - Д. 59 л.19об. Примечательно название соответствующей статьи СВ: «В лето 6682-е из Великаго Новагорода приидоша новгородцы на Вятку и в той Вятской земли насельници быша, отяцкие грады взяша и инии грады поставиша».

О проживании удмуртов в районе современного г. Кирова  свидетельствуют  данные топонимики.  Это- русские названия поселений, указывающие на проживание здесь удмуртов (Вотское, Отяцкая), названия, происходящие из воршудно- родовых  (Дуркино, Дурни, Бони, Бонево, Кушовы, Югрино) и происходящими из удмуртского языка (Матанцы (матыны- приближаться), Люльченка (лулпу- ольха), Корчомкино , Чумовица (чом, кер чом- охотничья избушка). Таких названий вокруг г. Кирова значительно больше, чем здесь перечислено. Неподалеку от пунктов с указанными названиями к западу от г. Кирова находится с. Русское, а в южной части городской территории- д. Русская, соседство которых с вышеназванными позволяют предполагать, что поселения вокруг были нерусскими. Обращает на себя внимание, что в южной части города находится Чижевское городище еманаевской археологической культуры.

На территории современного города было известно 3-4 урочища под названием «Болясково поле» (то есть «общинное поле» от удмуртского боляк - община).  Одно из них находилось на месте хлыновского кремля, как об этом говорит ПСВ (с.7), СВ, СП  приводит это название в еще более близкой к удмуртскому языку форме: заготовленный для постройки лес оказался «на болякоскове поле» (Л.20) Как сообщает “Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859-1873 годов. Т. Х. Вятская губерния”. СПб. 1876. С. XXV, место за Трифоновым монастырем  называлось «Балясково поле». А. Вештомов называет так урочище «за рекой и селом Хлыновкою» (Вештомов, П. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке. Казань, 1907. С. 22, прим.) (район современной ул. Верхосунской). И.В. Берова называет так территорию Трифонова монастыря (Берова, И. В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. Киров, 1989. С. 7). Если в последнем случае возможно ошибочное толкование вышеназванного источника, то во втором и третьем случаях это название, как указывается в источниках, еще бытовало в XIX веке. Существование в приречной части города нескольких урочищ с этим названием может  свидетельствовать о существовании здесь нескольких удмуртских поселений.

 О проживании удмуртов на территории современного г. Кирова и их переселении в район Карино говорят и удмуртские предания, записанные Б. Гавриловым в Глазовском и Малмыжском уезде (Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии.Казань,1880. С.144, 152.) и М. Г. Атамановым в Слободском районе Кировской области (История Удмуртии в географических названиях. С.174) , а также М. П. Сорокиным (Сорокин, М.П. О расселении удмуртских родов. /Иднакар№1 2007г. С.82-86, 87). Если в некоторых удмуртских преданиях могла иметь место путаница р. Вятки и г. Вятки, то как объяснить следующее предание. В д. Старый Ошмень  Малмыжского у. (сейчас- в Удмуртии) удмурты рода Какся сохранили предание о переселении из- под с. Красное около г. Вятка (Сорокин, М.П.О расселении удмуртских родов./Иднакар№1 2007г. С86). Село это  (сейчас- в черте г. Кирова) вроде бы ничем не примечательно, а вокруг него особенно много удмуртских названий.

Достоверность удмуртских преданий подтверждает, в частности, следующее соображение. По легенде, опубликованой Б. Гавриловым (Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии. Казань, 1880. С.152.), великая  куала располагалась на месте  площади г. Вятки. До XIX в. здесь находился овраг, по которому тек ручей, имелись родники. В таких местах обычно и размещались удмуртские святилища. В том числе, сходную топографию имели святилища у с. Карино и д. Омсино, которые, согласно легендам, являлись преемниками хлыновского.

Удмуртская легенда о происхождении названия городка Кылно от крика птицы (Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1998. С.174) повторяет рассказ «Повести о стране Вятской» начала XVIII в. о происхождении названия р. Хлыновица (Повесть о стране Вятской. Киров,1993. С.8.). Подобные удмуртские легенды о происхождении географических названий записаны и в других местах (Атаманов, М.Г. По следам удмуртских воршудов. С.25). Поэтому возможно, что и хлыновская легенда также имеет удмуртское происхождение.

Археологические материалы начала II тыс. н. э. на Вятке довольно редки и маловыразительны. Выявление преемственности между средневековыми археологическими культурами в бассейне Вятки и Чепцы и позднесредневековыми удмуртами осложняется тем, что на Вятке и Чепце неизвестны удмуртские поселения XIV-XV вв. Это можно объяснить тем, что с вторжением русских, а впоследствии- монголо- татар- слабоукрепленные городища потеряли свое военное значение. Одни из них были заняты русскими, создавшими на их месте свои поселения, другие- захвачены марийцами, в это время продвигавшимися на Вятку с юго- запада. Спасаясь от вражеских нападений, жители переселялись с берегов рек в леса, где обнаружить следы поселений маловероятно. Этот процесс достоверно зафиксирован археологами на юге современной Удмуртии. (Голдина, Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. С.289.). Видимо, он имел место и в бассейне Вятки. Кроме того, вероятно, что значительная часть удмуртских поселений продолжала функционировать и позднее, вплоть до новейшего времени, а жители их постепенно ассимилировались в среде русских, а также марийцев, татар и других народов, перенимая у них язык и материальную культуру. Древний культурный слой таких поселений, видимо, полностью разрушен многолетней застройкой и распашкой. Возможно, что некоторые поселения этого времени, считающиеся русскими, принадлежали удмуртам, заимствовавшим в это время у русских гончарный круг и способы изготовления на нем посуды русских типов. Часть посуды, возможно, приобреталась у русских ремесленников. Тем не менее, находки удмуртских вещей на русских поселениях этого времени могут свидетельствовать о проживании удмуртов поблизости от этих поселений (Н.Е. Соколова, И.Ю. Трушкова. Охранные работы в городе Орлове Кировской области. АО 1999г. С. 209.).

 Датировать время проживания дорусского населения в черте г. Кирова позволяют клады монет IXв (Макаров, Л. Д. История археологического изучения города Вятки (Хлынова)//Европейский Север в культурно- историческом процессе. С.49. Марков, А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб, 1910. С. 7.) и XI в.  (Редкая находка. // Кировская правда, 24 сентября 1935г.).) То есть, археологические источники свидетельствуют о заселенности Средней Вятки и, в частности, территории современного г. Кирова и его окрестностей в дорусскую эпоху, в то время как предания, записываемые начиная с конца XVII века и до наших дней, а также - данные топонимики,  говорят, что этим народом были удмурты.

Существует также мнение, что до русских Вятка была заселена прибалтийскими финнами, балтами или каким- то другим народом (Ухов, С. В. История Вятки как часть этнической истории Восточной Европы. Лекция, прочитанная на «краеведческом четверге» в кировской областной библиотеке им. Герцена 28.10.2006- к сожалению, не опубликована.). Он же. Чепца и удмуртский вопрос. // Герценка: Вятские записки. Выпуск №18. Киров. 2010. С.147-165. (Низов, В.В. Биармия и вятская чудь. // Шведы и Русский Север: историко- культурные связи: (к 210- летию А.Л. Витберга). Материалы международного научного симпозиума. Киров. 1997. С. 160-190), - проживание на одной территории разных по происхождению народов вполне возможно. С. В. Ухов доказывает это положение на основе данных топонимики. Но  географические названия формировались на протяжении тысячелетий - очевидно, что за это время через Вятку прошло множество народов, оставив здесь названия на своих языках. Доказательств заселения этой территории непосредственно перед приходом русских преимущественно каким- то другим народом, кроме удмуртов, пока нет. А точка зрения, согласно которой окрестности с. Карино заселялись и удмуртами со Средней Вятки, в том числе- с территории современного г. Кирова, кажется весьма убедительной. Конечно же, понятие «удмурты» здесь является несколько условным. Современная удмуртская народность окончательно сложилась в новое время. В данном случае под удмуртами следует понимать этнические группы, представители которых впоследствии частью переселились на Чепцу, где вместе с более ранним населением и переселенцами из других районов Прикамья стали основой формирования современных северных удмуртов, а частью, оставшись на местах первоначального проживания, была ассимилирована русскими, татарами, марийцами, чувашами.

Таким образом, я считаю, что заселение удмуртами бассейна Чепцы никак нельзя связывать только с деятельностью каринских князей, которым были «пожалованы» уже имевшие какое- то население земли земли по Чепце «со всеми ее крестьянами- арами и русскими, татарами черемисами», где «до этого не было мусульман» (Усманов, М.А. Татарские исторические источники XVII- XVIII вв. Казань. 1972г. С.182). Это заселение носило более сложный характер и, вероятно, происходило в течении длительного времени как с юга, так и с запада- со Среднй Вятки. Считаю, что две гипотезы- «западную» и «южную»- следует увязать между собой. Можно предположить, что переселение удмуртов с юга на Среднюю Вятку, где до того проживало родственное им, но малочисленное население,  началось еще до прихода русских и продолжалось в 13-15 веках параллельно с заселением Вятки русскими. Переселение удмуртов, вероятно, было вызвано давлением марийцев, нашествием Батыя и другими причинами. Тогда же началось и переселение удмуртов со Средней Вятки на Нижнюю Чепцу, о чем говорят удмуртские предания. Переселение могло сопровождаться встречным движением отдельных групп населения, возвращением на старые земли и т. д.

Я- не специалист и, вдобавок, вопросом расселения удмуртского народа специально не занимался. Все- таки я считаю, вышеприведенные аргументы в пользу более раннего – в дорусский период и период существования Вятской республики- проживания удмуртов на Средней Вятке весьма существенными, требующими объяснения в рамках предложенной В. С. Чураковым гипотезы.

Комментарии

Владимир Николаевич, по Вашей хронологии заселения,  т.н. дорусский период проживания здесь удмуртов когда начинается?

Я- не историк, своей теории заселения Вятки у меня нет. Занимаясь вопросом, что было на месте города Кирова до русских, пришел к выводу, что тут жили предки слободских и глазовских удмуртов. Жили, вероятно, и одновременно с русскими - примерно до времени Ивана Грозного. Как долго жили и когда поселились - не знаю. Археологи считают, что  поселились еще в мезолите. За это время здесь много какие народы появлялись - индоевропейцы из южных степей, выходцы из Восточной Сибири, с Кавказа, готы, тюрки и мало ли кто еще. Все они оставляли следы в топонимике. Ученые считают, что, по крайней мере, с пьяноборского времени (2в до н.э.) здесь не было резких изменений в материальной культуре. Поэтому предполагают, что не менялось и население. Но на каком языке говорили жители, существует он сейчас или исчез полностью - достоверно, конечно же, сейчас не определить.

Современные ученые считают, что на Чепце в 12-13 вв жили предки коми пермяков. Из-за татарского нашествия они переселились на Верхнюю Каму, где после этого население уже не менялось, пока не было ассимилировано русскими.

Могу предположить, что балто-славянские топонимы на Вятке могли остаться от индоевропейцев, пришедших сюда в начале 2 тыс. до н.э. Они принесли сюда скотоводство, металлургию, оказав большое культурное влияние на местных жителей. Это привело к росту численности населения. Прибалто- финское население здесь также могло проживать- предполагается, что оно заселяло нынешние Архангельскую и Вологодскую области по соседству. Остальное не берусь ни утверждать, ни опровергать,- своего мнения у меня нет.

Я тоже не ученый-историк, а краевед.

Мне кажется мало вероятным, что на Вятке могли сохраниться топонимы с таких древних времен (с эпохи Великого переселения народов или со 2 тыс. до н.э.). Для этого должна бы прослеживаться преемственность культур, этносов. А здесь имеются большие временные  пробелы между разными культурами.

Что касается удмуртской топонимики, но кроме таких слов, как вотяцкий, вотский или отяцкий - это же не удмурты давали такие названия, а русские, и эти топонимы, действительно, указывают на проживание удмуртов в этих местах. Но они более позднего происхождения, времени постепенного вытеснения (или ассимиляции удмуртов) с правобережья средней Вятки и нижней Чепцы.

А вот чисто удмуртские топонимы, которые Вы приводите, про них еще большой вопрос, удмуртские ли они? Потому, что разница между удмуртским и, например, коми-зырянским, коми-пермяцким языками не большая, они из одной языковой группы пермских языков. Поэтому, применительно к рубежу 1 и 2 тыс-летия сложно отделить удмуртов от коми и соответственно удмуртские и пермяцкие топонимы.

К тому же, совершенно нам неизвестно, что осталось в топонимике от упоминаемого в русских письменных источниках загадочного народа чудь.

 

 

Конечо же, изменения происходили. Тот же В. С. Чураков считает, что в начале 2 тыс. н. э. существовали 3 финно- пермских народа: южные удмурты; единый народ северные удмурты- южные коми; северные коми. И тогда, и сейчас эти народы делились на более мелкие этнические группы. Могли здесь проживать и группы неродственных им народов, перенимая у соседей материальную культуру и привнося что- то свое. Тем более, что вместе с русскими и перед ними восточные земли осваивали и другие народы Поволжья, в т. ч. – и ныне исчезнувшие. В местах, где преобладало удмуртское или татарское население, ассимиляция ими русских, селившихся среди них, происходила еще и в 17 в. То же происходило и раньше.

Преемственность народонаселения, может быть, и действительно существовала в течение тысячелетий. Все- таки, Вятка всегда была глухим углом и относительно спокойным краем, полной или почти полной смены населения, скорее всего, здесь не происходило. В разных странах мира такая преемственность в названиях известна.

Чудью первоначально русские называли эстонцев. Потом, двигаясь на восток, русские стали называть так разные древние народы, жившие до них на этих землях, и следы проживания которых находили, от предков коми- пермяков до народов, оставивших памятники бронзового века.  В 18-19 вв. чудскими народами называли народы финно- угорские. Именно в этом смысле это слово употребляется в «Повести о стране Вятской»,  там, где перечисляются народы, от которых вятчане «утеснение и разорение имели».

Господа, сразу скажу, что я не историк, и не краевед. Свою родословную удалось проследить до рубежа XVII-XVIII вв, а именно до переписи 1710 года. Колыбель моего рода - село Тарасово, что на Каме южнее Сарапула, впервые упоминается в «Писцовой книге Казанского уезда 1647—1656 г.» как деревня в дворцовой Сарапульской волости Арской дороги Казанского уезда: «Деревня Тарасовы: пашни и розчистеи мерою пять длинников, двенатцать поперечников, итого шестьдесят десятин в поле, а в дву по тому ж». Название Сарапул же впервые упоминается в 1579 году в отношении местности или речки, на которой располагалось село Вознесенское — будущий город.

Приблизившись в поисках к моменту возникновения селения, естесственным путем задаешься вопросом - а откуда же здесь появились эти люди?

С юга или севера? С запада или востока? Имеют ли какое-нибудь отношение финны к финно-угорской группе? Они произошли от нас или мы от них, если можно так выразиться, или мы вовсе отдельные племена? Подскажите, добрейшие, какие я могу изучить источники, почитать книги, где смогу найти ответы на свои вопросы. Благодарю.

Простите, у меня всегда так: пока не задам вопрос кому-нибудь вслух - тут же нахожу на него ответ сам.

В принципе все ответы на мои вопросы (в глобальном плане) есть по ссылкам:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%83%D0%B...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80...(Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B...

Аватар пользователя skygrad

В целом согласен с автором статьи. Население Вятки до появления здесь явного славяно-русского контингента в конце 12в. было достаточно самобытно и отлично от синхронного Чепецкого и нижневятского (собственно праудмуртского). Население средневятских городков 13-15 веков имело смешаный славяно-вотский характер.  Крестившиеся постепенно стали русскими, хотя еще лет 200 назад вятские коренные жители себя таковыми не считали. Оставшиеся в язычестве примкнули к мари или удмуртам или коми пермякам ( на сев вост региона).  Часть под влиянием булгар и татар обесерменилась.