О книгах Серкина С.П. (3 часть)

4. С. Серкин широко пользуется цитатами из 2 тома булгарского свода ДТ, где собраны современные комментарии, часто, на мой взгляд, сомнительные. Авторы их явно незнакомы с местными вятскими реалиями, что окончательно запутывает и самого С. С. и его читателей. По этой причине мною при написании Истории Страны Вятской эти сообщения почти не использовались.
   'Подавив в 1172 г. восстание в провинции Бийсу (центром ее был город Нукрат, переименованный затем в честь эмира Селима в Колын, а ныне называющийся 'Киров'), вызванное повышением дани Болгару, царь посадил бийсуйского губернатора Мер-Чуру с его биями в булярский зиндан и принялся заменять ополчения окраинных губерний булгарскими гарнизонами. Тяжелая, полная лишений служба на окраинах Булгара - как в пустынях юга, так и в северных таежных дебрях Бийсу и Сибири была невыносима даже для суровых, закаленных алпаров. В условиях нарастающего всеобщего ропота Отяк отправился в свой последний поход на Шир (Дон) в 1178 г. и при возвращении из него погиб'.
   В основном тексте (1 том, История Гази Бараджа) дата похода на Колын отсутствует (по моим прикидкам получается зима 1175-76 года), а переименование города идёт в обратную сторону - из Колына в Нукрат. Булгарский кан в ходе карательной экспедиции захватил губернатора Колына Мер-Чуру вместе с тысячей его людей и держал в заточении, и лишь в 1182 году уцелевших (300 человек) освободили восставшие жители города. Как видим, Мер-Чура и его воины не были булгарами и мусульманами. Новый кан пожаловал Мер-Чуру и его людей: отпустил домой на Вятку в прежнем качестве управителей края. 'Царь извлек некоторые уроки из Булярского восстания 1182-83 гг. В частности он несколько ослабил налоги, взимавшиеся с игенчеев-мусульман, а также прекратил посылки алпаров на службу в отдаленные губернии Булгарии и вернул на службу в этих илях местных ополченцев. Удмуртские ополченцы вместе со своим предводителем - Мер-Чурой - были прощены и приняли ислам. Они сильно булгаризировались и консолидировались в особую этногруппу бесермен'.
   Последняя реляция про 'удмуртских ополченцев' вызывает улыбку, население Вятки той поры не имеет прямого отношения к удмуртам или их предкам, это был особый народ, славяно-вотские метисы. Как мы видели, на Вятке существовало не менее двух отдельных волостей. По археологическим данным Чуршинское городище было заселено русскими, булгарских находок (в основном керамики) здесь много меньше, чем на Моломе и в Кирове. Судя по грамотам 16 века, вотины проживали в окрестностях Чуршинского городища и Слободского. 'Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе, с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата'.
    []
   Тамга Дуло похожа на букву Пси. В разные времена этот символ трактовали и как месяц со свездой или крестом, и как вилы, и как сокол в падении, и как натянутый лук-арбалет. Но в основе его лежит древний символ соединения мужского и женского начал. Род Дуло возглавил движение гуннов на запад в 4 веке. Первоначально они обосновались в Вятко-Камье, часть осталась здесь, подчинив местных финнов, остальные ушли в Зап. Европу. Не отсюда ли сходство символики Вятки и Скандинавской династии возглавившей Русь?
  
   О принятии ислама Мер-Чурой можно сказать следующее. Сделал он это по принуждению, к тому же, язычество уходило в прошлое. Известно, что булгары стали активно распространять ислам среди своих окраинных подданных только в 14 веке (когда хан Азбяк обесерменился), хотя представители местных правящих кланов могли перейти в государственную веру и ранее. Отсидев несколько лет в зиндане и потеряв две трети своих людей, случайно получив свободу, - уходить снова в подземелье не хотелось.
   Обратим внимание, в последней цитате главный город назван (с 13 века) Нукратом. Богатырская-Балуанская тамга была изображена на стене мечети этого города (возможно, это был составной крестово-лунничный символ, известный до сих пор как древнерусский крест). Серкин сообщает, что в прошлом Чуршинское городище местным населением именовалось Богатырской горой, а жили на ней самые сильные во всей округе богатыри (сильнее были только победившие их Никулицкие). С другой стороны, согласно ПСВ, новгородцы в 1181 году штурмом взяли Чудской Болванской городок на прекрасной горе. Серкин предположил, что слово 'Болванской' является искажением от 'Балуанский'. Однако основное название Чуршинского городища (на что указывает сам Серкин) - Чуршина или Чуршин городок. Чурша вариант имени Чура, известного у русских. Оно явно связано со словом джура, рыцарь-богатур у булгар и других тюркских народов. Кстати, у казаков оно означает молодой воин. Мер-Чура, таким образом, можно перевести как Мари-воин. Это был предводитель потомков берладников поселившихся на Вятке. По сообщению ДТ первоначально некоторое время они жили в крепости Аркоч на Волге (Важнангерское городище, Горномарийский район Мари Эл), затем захватили крепость Алабугу (Елабужское городище на нижней Каме), но были вытеснены булгарами и уплыли вверх по Каме, где у городка Каргатун (Рождественское городище на Обве) их догнали и разгромили. Уцелевшие могли по Чепце достичь Вятки и устроиться на Чуршине. Это важный аргумент в доказательстве отождествления городка Мер-Чуры именно с Чуршинским городищем.
  
   5. На основании ДТ Серкин делает вывод о том, что никакой Вятской вольницы не существовало, а была почти мирная передача Вятской провинции из-под власти Булгарии (Казанского царства) - Москве. При этом, он считает, что вятские города после вывода населения пришли в запустение. Разумеется, во все времена сильные мира сего делят между собою шкуру ещё не убитого медведя, но это не означает, что сам Медведь будет спокойно ждать, когда за ним придут и снимут шкуру.
   В Архангелогородской летописи фигурируют 700 татар присланных из Казани. В ДТ Колын в ходе его осады покинули 500 казаков Урака и 200 колынцев, всего также 700 человек. Совпадение не случайное. Запустение Ковровской крепости после ухола 700 колынцев вполне обьяснимо. Шабалинское городище мною отождествляется с городом Вятка 13-15 веков. В начале 16 века в связи с войнами Москвы и Казани город был перенесён вглубь Вятской земли и стал известен как Хлынов.
   Мер-Чуру и его воинов Серкин (вслед за татарским комментатором ДТ) считает удмуртами, которые после принятия ислама стали зваться бесерменами. Но археологические данные свидетельствуют, что замена угро-финского населения на славяно-русское началось на Вятке в конце 12 века, то есть именно в период первых упоминаний Вятки-Нукрата и Мер-Чуры в ДТ. Другими словами, города на Вятке были построены людьми среди которых, осторожно говоря, был значительный процент русских (по крайней мере, по культуре).
  
   6. К сожалению автор поддался обаянию рассказов ДТ и поверил во всё, что там есть. Реальность же такова. После разгрома русами Хазарии в конце 10 века Булгар во многом перехватил её посредническую роль в торговле, булгарские купцы, среди которых было много русов, перекупали восточные товары привозимые на Каспий и транспортировали их в Новгород, Прибалтику и Скандинавию. Разумеется, за проход мимо устья Камы им приходилось не только платить булгарам, но и сотрудничать с ними. С таким положением не могли мириться крепчающие балынцы (суздальцы-владимирцы). С 12 века они стали постоянно нападать на булгарские города, с этого начался упадок Волжской Булгарии. О критической ситуации свидетельствует сама ДТ: сражения в этой войне с 1162 до 1220 года идут в основном на её исконной территории. Нашествие монголов подорвало этнос булгар, но одновременно спасло их от полного разгрома русскими. Появилась третья сила, которую каждая из строн попеременно склоняла на свою сторону.
   Один из авторов ДТ - Гази Барадж - в 1232 году ездил в Монголию к великому хану и договорился о сотрудничестве и личной преданности за обещание получить пост правителя Булгарии. По многим признакам, аналогично действовал и русский князь Ярослав Всеволодович. Именно эта 'сладкая парочка', за которой пошла часть их соплеменников, получив от монголов войска татар и китайскую осадную технику, устроила погром городов Булгарии и Руси в 1236-41 годах, а затем вторглась в Западную Европу. Любопытно, что умерли оба в один год, вероятно, были убраны (отравлены) как отработанный материал. На их место заступили другие, более молодые и не столь славные победами, а потому более сговорчивые и не столь опасные для верховной власти великого хана.
   Булгария достигла своего экономического расцвета в середине 14 века, но с началом смуты в улусе Джучи подверглась новому и уже окончательному разгрому от ушкуйников (1360-92), московитов (1399) и Тамерлана (1391). После всего этого уцелела только её северная часть с центром в Казани, в которой засели Ордынские ханы, временами ставленники Москвы. Правящий слой Булгарии, собственно булгары, частью был перебит, частью смешался с татарами (основной народ Золотой орды). Булгарский суперэтнос рассыпался на составные части. Впрочем, отпадение северо-западной Вятки произошло ранее других территорий, ещё в середине 13 века. Через сотню лет ушкуйники поселились в северо-восточной части - Арской земле.
  
   7. Серкин вслед за ДТ отвергает роль ушкуйников в деле колонизации Вятской земли. Они, якобы, временно жили лишь в верховьях Камы и оттуда нападали на Булгар (Кашан и Жукотин) и Вятку. При этом к началу 15 века были полностью уничтожены. Впрочем, в ДТ упоминаются лояльные власти Казани потомки знаменитого ушкуйника Анфала поселившиеся в Нукрате.
    []
   По данным археолога Л. Макарова на Вятской земле в 12-15 веках существовали 4 отдельные территории (волости).
   1. Никулинская - 4 селища (Никульчино-2, Родионово, Кривоборье, Вятское), 3 городища (Слободское, Чуршинское и Никульчинское), керамика славяно-финноугорская.
   2. Котельничская - 6 селищ (Шабалинское, Искра и др.), 3 городища (Ковровское, Шабалинское, Орловское), помимо славяно-финноугорской есть булгаро-татарская.
   3. Пижемская - 8 селищ и городище Подрелье, керамика в основном славянского типа.
   4. Лебяжско-Уржумская - 3 селища (Покста-2 и др.), керамика в основном славянского типа.
   Всего известно около 30 поселений 13-15 веков площадью от 0,3 до 3 га. Городки русских на верхней Каме были также невелики (от 0,4 до 1,3 га) и притом их было вдвое меньше, самые ранние датируются рубежом 14-15 веков, при этом в них заметно сохраняется местный пермский элемент. Среди историков считается, что первым поселением здесь был Анфалов городок (предводитель ушкуйников Анфал Никитин погиб на Вятке в 1421 году). Поэтому утверждения ДТ о существовании многотысячной колонии ушкуйников на Каме уже в 14 веке никак не подтверждаются. На памятниках Камы обнаружено заметное количество булгарских вещей 10-14 века. Л. Макаров отмечает значительную перестройку укреплений и планировки Вятских городов во второй половине 14 века, вызванную, по его мнению, нападениями ордынцев и ушкуйников. Отметим также заметное военное усиление Вятки в 15 веке, выход её на политическую арену, что может объяснятся только быстрым увеличением населения. Из сказанного логически вытекает мысль о поселении на Вятке в 14 веке ушкуйников.
   Ушкуйниками предводительствовали люди опытные и знатные. Это были профессиональные воины и мореходы - ватаманы. Именно они набирали ватаги рядовых ушкуйников, которые под их руководством строили небольшие корабли, ковали оружие. Часть их проживала на Вятке, часть в Новгороде. Скорее всего, с помощью ушкуйников произошло вытеснение вотинов и бесермен из северной части Арской земли (правобережье Вятки от Кирова до Шестаково).
   Заметим, что от верховий Камы до верховий Вятки 15 км, в весеннее половодье водораздел рек кое-где можно преодолеть на мелководных судах, а зимой на санях за один переход. До сих пор в районе Дымного болота просматривается канал соединяющий две северные реки. Отсюда же недалеко до истока Сысолы, притока Вычегды. Кайгородская волость входила в Вычегодскую (Усть-Вымскую) данническую территорию, основной ареал расселения ушкуйников, очень близкий к бассейну Вятки.
   Отсутствие чётких сведений о Вятке в русских летописях до конца 14 века говорит о независимости этого региона от русских князей, но это не исключает зависимости от Орды. С конца 13-го до конца 14 веков Вятка была отдельной территорией, платившей дань напрямую Орде. ДТ говорит об этом в отношении западной части Нукрата с центром Колын (Ковровское городище). Есть предания, о том, что Каринские князья имели прямые сношения с ханом Узбеком (по другим сведениям, с Иваном Калитой). Это может свидетельствовать о существовании ещё одной (восточной) самостоятельной волости на Вятке.
   В конце 14 века на Булгар обрушились ушкуйники. Постепенно они стали вовлекать вятчан в свои походы и селиться на Вятке. С их помощью вятчане-христиане совершили переворот, в результате чего язычники (к тому времени это были в основном финно-угры) и мусульмане (обулгарившиеся Арские князья и их воинское окружение) были потеснены на левый берег Вятки. Так появилась Вятская республика. В середине 15 века она стала объектом притязаний Казанского и Московского царств, возникших на развалинах Улуса Джучи. Пока эти два монстра боролись между собой, вятчанам удавалось удерживать свои позиции. Но к 70-м годам Москва на время приструнила Казань. Одновременно с этим был разгромлен Великий Новгород, что вызвало приток сил на Вятку и продлило её независимое существование. В 1478 году была присоединена к Москве Вятская волость на Моломе, а в 1489 году состоялся большой поход на Микулицкую (Слободскую) и Арскую (Каринскую) земли. Впрочем, остатки вольностей и самоуправления сохранялись до взятия Казани в 1552 г.
  
    []
   Карта кладов арабских монет в бассейне Волги. Их связают с торговой деятельностью русов. Вятка и Ока дают много ранних находок дирхемов, но при этом почти полное отсутствие скандинавских артефактов, "этноопределяющих" для древних русов.
  
   8. В своей книге 2015г. "Аргументы и факты..." Серкин затронул историческую ситуацию в Прикамье 1 тыс. н. э. В частности происхождение имени Нукрат, - по его версии, от племени Угров живших здесь в 5-10 веках. Именно с ними, как властным сословием Прикамских финнов, связывает он появление монетного и художественного серебра. Вопрос этот был рассмотрен отдельно, здесь же лишь отмечу, что народ нугра, нукрат или нукарда мною связывается с деятельностью Волго-Камских русов, артефакты которых присутствуют в языках и археологии народов Прикамья. Карта находок арабских монет ясно очерчивает Вятский регион как отдельную область деятельности этих русов.
   "Весьма вероятна на этом раннем этапе ведущая роль в 'восточной торговле' не славянского, а финноязычного, восточнофинского компонента формирующегося раннегосударственного образования. Летописная 'весь', народ Вису восточных источников известен арабским авторам ближе и ранее славян как активный торговый партнер булгар, появляющийся в поле зрения исламского мира вместе с Югрой... Весь наряду с чудью (thiudos), мерей (merens), мордвой (mordens) выступает на Волжском пути уже во времена готов Германариха... Волжская торговля, направленная и к финно-уграм Прикамья и, безусловно, включавшая в свою сферу мордву, мерю, весь, на раннем этапе далеко не предполагала ни славянского, ни скандинавского доминирования".- Лебедев Г. С.
   По сообщению Аль-Масуди (нач. 10в.):"Первым из царей ас-сакалиба есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из царей ас-сакалиба живет царь Аванджа (ал-Олванг), имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем (франки), Нукабардом (лонгобарды?) и с другими народами, но войны эти нерешительны. Затем с этим царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из Сакалиба лицом, большее из них числом и храбрейшее из них силой'.
   Под сакалиба историки подразумевают славян, но есть обоснованное мнение, что арабские авторы могли понимать под этим именем и финноугорские народы русского севера, а тем более, смешанное славяно-финское население Вятки и Оки. Описанная ситуация относится к 9 веку, времени существования трех видов руси. Турками арабы звали известных им угров-маджар, на Дунай они пришли в 870-х годах, поэтому во времена Олега и Дира говорить о венгерском государстве еще рано.
   "Поколение Дира (840-860) уступило место 'поколению Аскольда', киевского князя и современника Рюрика в Ладоге и Новгороде, через двадцать лет (882 г.) устраненного с исторической арены Олегом Вещим, объединившим Новгород и Киев в границах единого Русского государства". - Лебедев Г.С.
   Итак, у народов "сакалиба" в середине 9 века было три царя: Дир (потом Аскольд), Рюрик (позже Олег) и Турка. Первого можно отождествить с ранним Киевским правителем, Рюрик и Олег - скандинавские конунги Ладоги, а вот третий царь и его воинственный народ - это угорский (маджарский) правитель Волго-Камских финнов. С появлением на Волге булгар, угры (вероятно, проиграв им войну) разделились. Часть их вслед за именьковцами начала переселение в западном направлении. Нукратцы обосновалась на Оке, где жили потомки ославяненных именьковцев, так появилось своевольное племя Вятичей. Мадьяры ушли дальше на Дунай, и там появилось еще одно славянское царство. Оставшиеся в бассейне Вятки ославяненные финноугры создали самобытные Еманаевскую и Чепецкую культуры, - центры стран Вису и Ару. Арские русы действовавшие в пределах финноугорского мира имели свои фактории на Вятке, Каме и Печоре, а также поселения в городах Булгарии.
    []
  
    []
   Учебная карта. Северная часть Булгарии (Приказанье) отнесена к слабозаселенным районам. В домонгольский период следов массового проживания здесь булгар-мусульман не выявлено. Вместе с тем, здесь имелись хорошо укрепленные каменные крепости не характерные для булгар.
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ
   Отрывки из работы А.Г. Бахтин 'Казанская украина' на рубеже XV-XVI вв.
   "В источниках XV-XVI вв. встречается понятие южной 'крымской' и восточной 'казанской украины' (окраины). Последняя представляла собой буферную зону шириной от нескольких десятков до нескольких сотен километров... В целом граница определялась лишь приблизительно, по принципу уплаты населением ясака. Условно от устья Суры ее можно провести на север через Ветлуж- ско-Унженское междуречье к Средней Вятке и далее к Каме выше устья реки Белой, на юг - вдоль русла Суры к Дикому полю, где находилась 'крымская украина'. В зависимости от результатов военных действий граница сдвигалась в том или ином направлении...
   Полная опасностей жизнь жителей 'казанской украины' - вятчан, унжан, галичан и нижегородцев - закаляла характер, сплачивая их в борьбе за существование. В первой половине ХVI в. немало русских беглых людей скрывалось на 'казанской украине', где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. Герберштейн писал, что Вятская земля 'служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев'...
   Пограничье требовало создания и сохранения там особых административных образований. По периметру восточной границы в силу особой политической ситуации и целенаправленной государственной политики сложились полунезависимые политические образования. На севере это была Вятская земля, на юге - Касимовское царство, Темниковское княжество и др., южнее начинались казачьи области...
   У вятчан была налажена торговля с Казанью. Оттуда они получали хлеб. Вятская земля для выживания использовала не только силу, которой не всегда было достаточно для противостояния сильным соседям, но и политические контакты. Временами вятчане платили дань в Казань. Такие отношения существовали и после подчинения Вятки Москве. Об этом свидетельствуют сепаратные переговоры вятчан с казанским ханом Сафа-Гиреем в 40-е гг. XVI в...
   По свидетельству краеведов XIX в., многие жители Вятской земли и Поветлужья вели свою родословную от местного мерянского, марийского или удмуртского населения... Во время восстания народов Поволжья в 1582 г. 'казанская украина' упоминается в разрядной книге. Последний раз это понятие употреблялось в Смутное время".
  
   История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
   "По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватаманами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно, т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источнике - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г...
   В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствую-щих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирования населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание крестьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охватывавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии у вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового"... "Взаимодействие вятского славянского населения с Волжской Булгарией в домонгольское время (по археологии) прослеживается очень слабо, однако, можно предполагать, что в отличие от чепецкого населения, и населения юга Вятско-Камского междуречья (удмурты), вятчане сохраняли полную экономическую и политическую независимость от Булгарского государства".
  
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
   Этот очень краткий обзор моих расхождений с точкой зрения Сергея Павловича на историю Вятской земли хочу завершить следующим. Очень многое в его работах находит моё понимание, со многими моментами могу согласиться полностью или с оговорками. Прежде всего, речь идет о нагромождение устаревших заблуждений и полная неразработанность данной темы в исторической науке. Вместо этого процветают идеологизированные мифы вроде заселения региона в 12 веке ушкуйниками, или беглыми новгородцами, или включенность Вятки в Киевскую и Владимирскую Русь с тех же времен. При этом явные связи с соседней Волжской Булгарией опускаются. А они неизбежно были, правда, знак и значение их в разные века был различный: от полного подчинения до полного разрыва. Кроме того, надо иметь в виду, что Вятка-Нукрат географически тяготела к северной Арской (Казанской) части Булгарии, заметно отличной от внутренней с городами Булгар и Биляр. Археология этого региона заметно отличается от традиционно булгарской при полном отсутствием мусульманских артефактов до второй половины 13 века. Окраинное положение Вятки между русскими и булгарами и другими народами привело к формированию здесь особого народонаселения, смешанного по этническому происхождению, но русского по менталитету. Вольная вятская молодежь стала основой русского казачества.
   Е. Харин
   Народный историк, Слободской город.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.