К вопросу о возникновении "Погоста над рекою Моломою"

К вопросу о возникновении «Погоста над рекою Моломою»

Своей  малой родиной мои предки считали Спаскую волость Котельнического уезда, поэтому в ходе  генеалогических изысканий  возник  вопрос о преемственности села и погоста.

Понятие «погоста» известно нам со времён Древней Руси – считается, что в это время он  выступал местом  сбора дани на подвластной князю  территории. С течением времени  функции погоста  постепенно изменялись –  к началу 17 в. под «погостом»  понималась совокупность  населённых пунктов, среди которых может  быть  выделен центр  и округа, тяготеющая к нему (погост-центр, погост-округа). Поэтому под  возникновением  погоста  следует понимать процесс, который имеет двойственный характер. До наших дней дошёл ряд  письменных документов, содержащих сведения об указанной  местности, а именно:  

1. Книга «Вяцкие всех Вяцких пяти городков оброчным и лготным  деревням и починкам и сенным покосам и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101 году» (РГАДА 1113-1-4)

Под 1607г. в книге имеется запись: - «Генваря в 25 день ( 7115г.)  дано на оброк Котельницкого уезда крестьяном Онтонку Дмитрееву сыну Неганову да Федотку Клевцову да Вахрушу Васильеву да Шестачку Таскаеву вверх  по Моломе  реке  выше Покрова  Пречистые  Богородицы 15 верст новоросчистной починочек на пашню да наволочки для сенных покосов да озерко Кобылье на рыбную ловлю, оброку с пашни и с покосов 14 алтын 2 денги со 115-го году». Запись  свидетельствует о начале  освоения  земель из состава  округи  будущего  Спаского  погоста крестьянами соседней  Куринской волости.  Озерко Кобылье  существует и сегодня,  починок  будет развиваться  и зафиксирован  будущими переписями.  

Под 1614г. в  книге имеется  запись: - «Того ж дни (генваря в 17 день) дал на лготу а после  лготы на оброк  Котельницкого  уезда  крестьянину Никитке Иванову сыну Серебряникову в Котельницком  уезде  в Куринской волости  вверх по Моломе  за  Спаским  погостом  черной  лес под пашню промеж двема  речками Ночною да Спаскою речкою и ему Никитке дано того лесу на пол-чети выти, да ему ж Микитке дано для сенного покосу подле реку Молому лоза  Сениковская на Орловской стороне, а лготы ему Никитке дано на 2 годы от лета 7122-го генваря с 15-го числа да по лето 7124-й год генваря по то же число, а в те  лготные  лета на том черном лесу пашня  роспахати и двор поставити и поля огородити и лоза на сенной покос  розчистити, а как лготные лета отойдут и ему Никитке с того займища с пашни и с сенного покосу в государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии  казну оброку платить по 10 алтын на год да с того оброку пошлины по государеву указу, а впервые ему тот оброк и пошлины заплатить во 124-м году с ыными оброчными денгами вместе да и вперед ему тот оброк  и пошлины  платить ежегод  безпереводно,  а порука по нем по Никитке в роспаши и в оброке Котельницкого  уезда  крестьяня Кокорка Михайлов сын Загайнов да Шестачко Сидоров сын Таскаев». Запись содержит самое  раннее  упоминание  Спаского  погоста -   но вверх по  Моломе это не единственное  место с таким  названием,   для однозначной идентификации  необходимы  дополнительные сведения. В целом, процесс формирования погоста- округи  носит более сложный характер и требует отдельного рассмотрения.

  2.«Дозорная книга оброчных деревень, монастырских вотчин  и оброчных лавок, пожень, кузниц, рыбных ловель» за 1615г.    (РГАДА 1209-1-1030)

Краткие сведения о дозоре и  должностных лицах – старшим  дозорщиком выступает князь, воевода и окольничий  Федор Андреевич Звенигородский (первое  упоминание  на Вятке  30 декабря 6014г.), в  товарищах у него были   второй  воевода  Жемчужников (на Вятке  с апреля 1614г.) и дьяк Михайло Ордынцов ( с 1612/13 г.).  Дозор окончен к 1 июля 1615 г.  – приправочными  при его проведении выступали сведения переписей 1590, 1595 и 1607 годов, не дошедшие до наших дней.  В свою очередь, сведения дозора 1615 г.   выступают  приправочными при составлении  сметных списков обложения последующих лет  (приходные  книги Новгородской четверти  РГАДА 137-1-13,14).  В 1616г.  «князь с това- рищи» отъехал с  Вятки, очередным  воеводой назначен  князь Приимков - Ростовский.

На  л.393 – 393об.  книги  записано: - «Погост над рекою Моломою  стал  внове а на погосте стала  церковъ  боголепного преображения  а в церкве  божье милосердие  образы и книги и колокола строенье мирское. Да на церковной земле дворы церковные  - (д) попа Луки Иванова    (д) церковного дъячка Васки Попова    (д) пономаря Пятки Прохирева  (д) просвирницы Огрофенки Ивановы. Пашни паханые церковные земли попа Луки с крылосом  добрыя  земли одна  четь с полуосминою в поле  а в  дву  потому ж, а в ней полчети  выти».

Из записи мы видим, что название погоста обезличено.  С момента обретения  христианством  титула господствующей религии,  её распространение  сопровождалось  строительством  культовых сооружений, -  без церкви нет погоста.  Наличие церкви на погосте в 17 в. фактически является обязательным. Названия погостских церквей  выступают дополнительным идентификатором и  позволяют  нам отличить погост «на Курине» от погоста  «на Спасе», которые оба  записаны под  одинаково обезличенным  названием. Запись во всей её полноте   позволяет   идентифицировать  погост  однозначным способом - настоящую запись следует принимать в качестве первого  письменного упоминания «Спаского погоста».    

На л. 393об. - 394 книги имеется запись: -  «Починок Онтонка Неганова до Федотка Клевцова  с товарищы вверх моломы реки выше покрова пречистые богородицы. (д) Шестачка Таскаева,  (д) Хрисанко Клевцов,  (д)Якушко Рыбин, (д) Курбатко Кроткого. Пашни паханые добрые земли одна четь  с полуосминою да перелогом пять четей в поле да в дву потому же. А в нем полчети  выти  а в пусте  полвыти. А оброку платить шесть алтын полторы деньги».

Упомянутый  под 1607г. починок продолжает своё существование . На момент проведения  дозора 1615 г. «начальные товарищи» разделились  - оброк  в размере 3 алтына 2 денги  за рыбную ловлю и покос теперь учитывается отдельно.

На  л.  398об.- 399  имеется запись: -  «Починок Никитки Иванова  сына  Серебряни- кова. Во дворе Микитко Серебряников пашни паханые добрыя земли  четь с полуосминою  в поле  да в дву потому же а в нем полчети  выти а оброку ему платить шесть алтын полторы денги».

Никитка продолжает освоение  участка, полученного ранее  на льготу.  Оброк  не , а разнесён по разным  оброчным статьям. Обе записи показывают – продолжается  процесс формирования  округи, тяготеющей к погосту.

Челобитная грамота, сведения  Патриаршего  приказа.

 

«Память воеводы Петра Ивановича Мансурова Котельническаго уезда Спаского прихода  «с Верх Моломы» церковному  старосте, об  отдаче  Спаскому  попу с крылошаны  наволочка  над курьей  Глубовской  и клети  для  поварни,  7133  октября  17»:

- «Лета 7133 октября в 17 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу, память в  Котелницкой  уезд с Верх Моломы Спасково приходу церковному старосте Семену Головкову. В нынешнем во 133 году октября в 16 день били челом государю царю и великому  князю Михаилу Федоровичу всеа  Руссии Спассково приходу крестьяне Микитка Тарасов, да Ивашко Шилов, да Филка Бовыкин, да Олешка Терентьев, да Данилко Капустин, да Игнашка Онтипин, да Петрушка Демаков, да Микитка Солоницын, и во всех прихожан место Спаского приходу, а сказали: по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу, воздвигнули они в той волостке на  оброчной земле храм во имя Боголепного Преображенья Господня, и попа и дьяка и пономаря призвали, да розчистили де им всеми приходскими  людми подле речки Моломы, на Котелницкой стороне, над Глубоковскую курейкою, наволочек на сенной покосец, и тот де они сенной покосец отдали попу с крылошаны на кормленье, а тот де сенной покос на оброчном же месте, а ныне де Спаские ж волости бобыль  Семенка кузнец бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу  всеа  Русии ложно, а сказал, что де будто тот наволочек пустой и не владеет им нихто, и положил де на тот церковной наволочек два алтына оброку, и тот де наволочек от церкви отнимает, и от них де поп с крылашаны хотят отойти прочь, и церковь де Божия будет без пения, что де им прожить и прокормитца будет нечем; да приложил де к церкве  Боголепному Преображению Якушко Зырянин кузнец  клетишко на поварню, и тот де Семейка кузнец в той прикладной клети зделал кузницу, и положил на ту прикладную клеть оброк, а та де клетишка  близко церкви Божьи; и Микитка Тарасов  с товарыщи, во  всех прихожан место, государю бил челом, чтоб государь царь и великой князь Михайло Федоровичь всеа Русии их пожаловал, не велел тому кузнецу Семенке того  сенного покосу от церкви отнимати, чтоб государево богомолье церковь Божья не была без пения, а им бы без отца духовнаго не быть.

И как к тебе ся память  придет, и ты б тем сенным церковным покосом, что  розчищали  приходские  люди, велел владети,  до государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии  указу,  попу с крылошаны  по прежнему, а у Семенки кузнеца отнять, а ему Семенке в то место  велеть приискать иной сенной пустой безоброчной покос  и велети  владети за тем же оброком, и клеть прикладная у него  взяти и отдати  к церкве  ж по прежнему, а  ему  велети  поставити  кузницу  вново  подале  от церкви  за тем же оброком».

Пояснение к грамоте.  Идёт второй этап колонизации Котельнического уезда, что   в терминах  классической схемы  именуется   «освоение притоков».  Действия старосты с выборными  обоснованы – хоть  кузнец и является важной фигурой в жизни сельской общины, но без причта  церковь будет стоять «без  пения». Крестьяне нуждаются  в осуществлении  обрядовых действий на постоянной основе (венчание,  исповедь, крещение, завещание). Без разрешения описанной в грамоте конфликтной  ситуации   новая община  рискует быть приписанной  за  удалённым  погостом,  что обернётся  значительными  временными  потерями  при обязательном посещении  церковных служб  и сельских сходов.  Из  переписи  1629 г. мы узнаём об урегулировании конфликта  - за  Семейкой Кузнецовым  из  Куринской  волости  отписан  «на оброк  из  наддачи  покос  пониже  Глубоковской  курьи  вдоль  реки  Моломы».  Кузница учтена в Курино  - оброку 4 алтына. Семейка  персонально  упомянут  в грамоте –  его далёкие потомки и  сегодня  проживают в одном из  н.п. Спасского сельского поселения  (женская линия – смена фамилии).

 

При патриархе Филарете (правление с 24 июня 1619г. по 1 октября 1633г.) в Вятской десятине состояло 58 «жилых» церквей (т.е.  «с пением» -  имеющих  одновременно  и  причт  и приход).   Вопрос  поставления  новой  церкви  подлежал  согласованию как с церковны- ми, так и со светскими властями (пошлина). Когда построенная церковь впервые вписывалась в приходную книгу -  она именовалась «новоприбылой» и писалась в конце списка.

 В приходной  книге Патриаршего казённого приказа за 1627 г. (РГАДА 235-2-2),  в последней строке  раздела по Котельническому уезду  указано:  – «Церковь Преображение Господне в Котелницком  уезде над Моломою  рекою на Спаском.  Дани  4 алтына  вдвое,  десятильничьих  и  заезда  4 гривны. А та церковь новоприбыла.  Генваря  в 30 день на  ныняшний  на 136 год  взято».

 

Перепись 1629 г. письма и меры Афанасья Михайловича Толочанова да подъячего Ондрея Иевлева содержит сведения об изменениях на «Спаском погосте»:

Да на церковной земле дворы церковные:  (д) попа Давида Иванова; (д) пономаря Нифонтко Черепанова; (д) просфирьицы Дарьицы; (д) трапезника Пятка Прохина. Сменился причт,  Пятко теперь  не пономарь, а трапезник.

Да на церковной земле дворы бобыльские а дают оброк к церкве с двора по пяти алтын на год  -  (д)Ивашко Капустин;(д) Меншинко Зубарев; (д)Пятунка Поскребышев; (д)Филка Гордеев;  (д)Петрушка Кротов; (д)Максимко Лобанов; (д) вдова нищая Катеринка; (д)Митка Юженин; (д)Офонка Вологженин; (д)Микифорко  Першин;

(д) Посинко Пенеженин; (д)Гришка Заонеженин. И всего бобыльских 12 дворов а людей в них тож, да церковныя поповой земли с крылошаныпашни паханые доброй земли 3 четверти в поле а в дву потому ж сена подле реку молому на Котелницкой стороне над Глубокою курейкой сорок копен да на погосте же двор оброчной Курбатка Кротова оброку платить государю с двора  по 8 алтын на год.

Регистрация  церкви в установленном порядке  упрочила  правовое  положение её  причта, что позволило   спаскому  попу  Давыды  Важенину   развить  бурную хозяйственную  деятельность - он нашёл  и разместил на погосте  бобылей с уплатой оброка в пользу церкви,  почти в 3 раза увеличил  размер  церковной  земли, к ранее полученному  сенному  покосу добавил  новые - «один за Моломою за Спаским церковным  лугом, а другой за Кобыльим истоком в межах с Ивашкой Шиловым, а третей с Сергушкой  Поскребышевым,  оброку десят  денег».

В период с 1627 по 1629 годы практически все вятские церкви назывались «двойными»  и платили дань «вдвое», т.е. по грамоте от патриарха имели право самостоятельного сбора и уплаты денег в Казённый приказ. Но несмотря на вышеуказанную деятельность и   удовлетворению приходом  требования о минимальном числе дворов (40 – для уезда, 20 – для города), -  самостоятельная доставка церковных даней  в Москву была  для него непосильна. Сбором и администрированием  окладных и неокладных сборов на Вятке занимались -  хлыновский протопоп Илларион (ведал конкретными делами по управлению Вятской десятиной, координировал действия  с Патриаршим  приказом), священники Никольской Воскресенской, Богоявленской, Троицкой, Вознесенской и  других  (не хлыновских) церквей, архимандрит Успенского монастыря. С образованием в 1657 г. самостоятельной Вятской и Великопермской епархией структура сбора претерпит изменения.

 

                                                   Общий  вывод

В ходе дозора  1615 г.  был  учтён «Погост над рекою Моломою, стал внове». Регистрация  Спаской церкви  в 1627 г. в  Патриаршем  казённом  приказе   завершила  процесс его  формирования - без церкви  нет  погоста. 20 лет  потребовалось на  освоение  прилегающей  местности, на  осознание  необходимости  выделения в самостоятельную податную единицу, на  её  введение  в деловой оборот в условиях  Смуты и войн  первой четверти 17 века. С течением лет сольются в один населённый пункт погост,  починки Спаский и Спаский церковный  - появится село Спасское, далее известное под именами Спаское Замоломское и Спасопреображенское.  Сегодня  село является центром  Спасского сельского поселения Котельнического района Кировской области. Датой  возникновения  Спасского  погоста  следует  считать 1615  год.  Фактические  действия, необходимые для  введения  в оборот  новой  административно-территориаль- ной  единицы  оброчного стана  Котельнического  уезда  произведены   в период  1607 - 1627 годов.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.