что случилось на рубеже 1700 года?

23 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Андрей1972

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 26.10.2024 - 10:05

Друзья, подскажите что случилось на Вятской земле в районе 1700 года? Если почитать ревизорские сказки, то в 16хх годах в деревнях жило прилично народу, а вот после 1700 года сплошь пустые дворы. Какую деревню ни посмотри. ну и до кучи сгорают все кремли и больше не восстанавливаются.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Андрей, в 1700 г. ревизских сказок еще не было. Может Вы делаете выводы по переписи 1710 г.? По ней не только на Вятке, по всей России население вдруг сократилось. Из Вики: "От переписи 1678-го до переписи 1710 года численность податных хозяйств сократилась на 19,5 %. Пётр I отверг результаты переписи 1710 года и приказал принимать подати по книгам 1678-го."

Население массово уклонялось от переписи, утайки, объединение дворов, скрывали возраст сыновей и т.п.

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 17 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

В моей деревне на момент переписи 1710 года проживали 5 семей, а числится 2 жилых двора: в одном - двое двоюродных братьев, а в другом - три семьи, причём, совершенно не родственники. Ещё один двор записан пустым, но его земля обрабатывалась владельцами жилого двора. Крестьяне быстро раскусили особенности подворной переписи и подобные "махинации" наблюдались повсеместно. Именно поэтому и была введена подушная система налогообложения.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Андрей1972

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 26.10.2024 - 10:05

ну вот по бабушкиной деревне. в 1628 году было 5 дворов.

в 1706 году всего один двор. думаете реально столько Христиан сбежало от налогов? Пишу Христиан, потому что нехристей тогда не считали, их могло быть больше. Деревня могла быть, нехристи могли жить, но налог брать не с кого. 

и вот где то с 1720 года начинается прирост населения. судя по фамилиям много пришлых. 

и так поглядел много деревень, везде провал в 1700 году. 

pawlina
Аватар пользователя pawlina

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 26 минут назад
Регистрация: 23.02.2015 - 00:28

Народ в этот период времени массово мигрировал на свободные территории, а также переселялся в связи с развитием промышленности и освоением государством новых земель

Андрей1972

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 26.10.2024 - 10:05

куда это мигрировал? в 1700 году? целыми деревнями? там чуть ли не 90 процентов людей не стало, это так выглядит миграция? и потом через 30 лет опять деревни наполнились, эти то откуда мигрировали?

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 17 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Деревня, действительно, могла запустеть и снова быть заселена новыми жителями. До введения подушной подати черносошные крестьяне, а половники - тем более, не были привязаны к земле и часто переходили из деревни в деревню, основывали новые починки, либо просто бежали в Сибирь. Деревня, соседняя с моей, за свою историю как минимум трижды заселялась. Из-за этого даже в 19 в., будучи жилой, в документах она иногда именовалась Пустошью.  

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

1628 г. - опечатка, Вы имели ввиду 1678?  Конец 17 - начало 18 в. Время Петровских реформ. Людей забирали на войну (Азовские походы, Северная война), на строительство флота под Воронежем в 1696 г., на строительство Таганрога, строительство Новодвинской крепости в Архангельске, судоверфи и кораблей в Архангельске. С 1703 г. - на строительство Санкт-Петербурга и т.д. И в каждом случае Вятская земля должна была выставить энное количество людей. Кроме того, налоговое бремя выросло в разы. Поэтому просто скрывались от переписи. Не случайно, многие семьи, бывшие в деревнях по перписи 1678 г. потом исчезают и вновь появляются в первую ревизию. Они, возможно, никуда и не уезжали.

Вот в 1710 г. написано: "Два места дворовые пустые Семена Старикова да Данила Чюракова, они бежали в Казанской уезд тому 20 лет". Сбежали, недалеко, но что бы платить там ясак.

 

 

А это про каких "нехристей" Вы написали? Кто это не платил налоги?

Дмитро
Аватар пользователя Дмитро

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 43 минуты назад
Регистрация: 08.01.2015 - 18:19

В Казанскую губернию все бежали, на ясачные земли. Мари "сместились" подальше от русских, освободились земли и русские начали их заселять. Часто встречаются дела о том, как землю и крестьян делят между монастырем и казанской губернией. Нет оснований разводить коспирологические версии и на пустом месте строить детективные истории - по документам движение крестьянства и причины запустения предельно прозрачны.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Да, пока не в Казанскую губернию, а в Казанский уезд.  И, чаще всего, это недалеко - на территорию современной Кировской области - в пограничные районы Казанского уезда. Достаточно вспомнить или погуглить про Кырчано-Сунское восстание. В Кукарку так же многие сошли.

Дмитро
Аватар пользователя Дмитро

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 43 минуты назад
Регистрация: 08.01.2015 - 18:19

Соглашусь с Вашими уточнениями. Русские шли по реке Вятке, многие оседали на Кукарке, но она была дворцовая, что не всех устраивало. Не мало сошло на будущую Лебяжскую волость. Отсюда как клещами - с севера (Кукарка) и с востока (Лебяжье) пошло расселение русских по бывшим марийским землям. Последняя четверть 17го века.

Андрей1972

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 26.10.2024 - 10:05

я не историк, всех документов не вижу, меня заинтерисовало внезапное запустение Вятской земли. Поэтому решил спросить более знающих людей. для этого вроде и форумы существуют. И как я понял в результате правления Петра 1, и его реформ Русское население начало массово уходить с Вятской земли.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Я бы сказал,  это была одна из миграционных волн. Еще до Петра она началась.  В 17 веке население Вятской земли после Смуты (в Смуту тоже сократилось население) выросло значительно. Старостин В.А. как-то сказал, что имел место быть демографический взрыв... Они уходили не потому, что на Вятке стало жить хуже, а потому, что в Казанском уезде на ясаке жить лучше и по природным условиям, и по налогам. А потом в результате петровскхи реформ Россия была закрепощена еще сильнее.

Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 55 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Из Петербурга (  стройка века) взятые с Вятки возвращались назад на Вятку и жили там же ( как мой орловский родственник ).   И в Сибирские городы  уходили,  и   возвращались обратно,   как мой родственник из Сольвычегодского  уезда,   близ Устюга,   хотя считается, что оттуда был  массовый сход на Вятку,  как видно   не все горели  желанием уйти,  вот наш  ушел и вернулся  туда же , откуда ушёл в родную деревню ( из сибирских городов) .    И с Орловского уезда   в Кукарку  уходили и вернулись обратно в  родную деревню ( спустя ~ 60 лет)  внуки тех, кто ушел.     Был ход с Вятки в Устюжский уезд,  встречаются такие записи.     А в сумме, подозреваю,  население не вымирало и земля  не запустевала,   укрывалось от переписи больше народу, чем мигрировало.  

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 55 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

п.с.:     Из этой темы узнал про уход в Лебяжье , Кырчановскую волость,    а мы недавно своих  как раз тут нашли,  в  250км от дома, путешественников,   вот значит   как оно было!  Спасибо.   

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

п.с.:     Из этой темы узнал про уход в Лебяжье , Кырчановскую волость,    а мы недавно своих  как раз тут нашли,  в  250км от дома, путешественников,   вот значит   как оно было!  Спасибо.   

В двухтомнике "Столетие Вятской губернии, 1780-1880: сборник материалов к истории Вятского края..." опубликованы документы.

Андрей1972

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 26.10.2024 - 10:05

спасибо всем откликнувшимся. Меня лежащего на мягком диване немного смутила большая убыль крестьян. Но почитав сообщения, поразмышляв пришёл к такому выводу.. Не зря ведь появилась поговорка, - нам в путь пойти, только подпоясаться. Скажем так крестьяне были небогаты, очень небогаты. И целыми общинами кочевали на новые земли. Там приходили подряжались работать на местных князьков, или владельцев земель. Жили наверно в полуземлянках, хозяйством особо не разживались. Если что-то не устраивало, снимались и уходили в другое место. Такой дом бросать не жалко было. В царствие Петра 1 его политика сделала невыгодной проживание на Вятке, вот люди и массово ушли в другие места. Ну а после того как крестьян привязали к земле пришлось жить на одном месте. 

Конечно, я раньше слышал про то что крестьяне часто переходили от одного помещика к другому, Но что это происходило в таких масштабах меня поразило.

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 41 минута назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Конечно, я раньше слышал про то что крестьяне часто переходили от одного помещика к другому, Но что это происходило в таких масштабах меня поразило.

Это уже другая история. Помещичьи крестьяне - крепостные. Они переходили от одного помещика к другому в 15-16 веках. Затем им было запрещено после введения заповедных лет и увеличения срока сыска беглых. А окончательно запрещено Соборным уложением 1649 г. Беглые крепостные были. Но срок их сыска стал бессрочным. Только с Дона выдачи не было до Петра I.

У в вышеперечисленных случаях речь шла о крестьянах черносошных (тяглых или оброчных станов) или монастырских.

TAnka
Аватар пользователя TAnka
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 19 часов назад
Регистрация: 01.03.2018 - 10:11

Андрей Петрович, мне кажется, Вам имеет смысл найти исследования по истории крестьянства. Тогда многие вопросы могут отпасть. Например, про разницу в условиях жизни крепостных и государственных крестьян (моих предков продавали и переводили из деревни в деревню в каждом поколении до 1850-х), или про то, как брали налоги (ясак) с тех, кого Вы числите в нехристи (как потомок этих самых нехристей говорю), и про землянки и курные избы в 19 веке. 

А беглых/сокрытых от налогов было очень много в среде крестьянства. Оттуда произошло даже выражение "Иван не помнящий родства" - можно же назвать себя Иваном, чтобы на новом месте на старое не вернули.

Katze
Аватар пользователя Katze

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 4 часа назад
Регистрация: 26.12.2018 - 15:17

Здравствуйте, Анна. А Вы уверены что у выражения "Иван, не помнящий родства" именно такое объяснение? В РС пару раз встречалось у жен вместо отчества, фамилии и деревни, из которой она происходит именно такое объяснение: "непомнящая родства своего". Может быть, это касается , например, подкидышей или еще какие-то причины?.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 14 часов 53 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Конечно же, Иван из примера Анны должен был расписывать своё вымышленное родство в подробностях. Иначе - кутузка. А на старое место не вернут, если "перешед собою". Среди Родигиных возвращали только монастырских крестьян, а черносошных и ясашных - никогда.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
TAnka
Аватар пользователя TAnka
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 19 часов назад
Регистрация: 01.03.2018 - 10:11

Екатерина Сергеевна, например, вот откуда информация: Иван не помнящий. И я просматривала Костромские и Вятские губернские ведомости середины 19 века, искала информацию о родственниках помещиков моих предков (чтобы понять, кто кому мог продать/завещать/дать в приданое крепостных). Там много объявлений об отловленных беглых, которые "родства не помнят".

Katze
Аватар пользователя Katze

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 4 часа назад
Регистрация: 26.12.2018 - 15:17

Да, Анна, согласно Вашему примеру, предположение резонное, но, все-таки, только лишь предположение, одна из гипотез. Хотя, думаю, смысл этого выражения понятен всем и неоспорим.