О книгах Серкина С.П. (1 часть)

  • Замечания о трактовке истории Вятской земли 9-16 веков.
    []
   'Тайны земли Вятской' (2008),
   'Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах' (2009),
   'О древней истории земли Вятской IX-XVI вв. (2012),
   'Аргументы и факты к пониманию реальных событий древней истории земли Вятской' (2015)
  
   Аннотация к книге 'Аргументы и факты...':
   'Историк-краевед, член Союза краеведов России Сергей Павлович Серкин на основании многочисленной и разноплановой информации, имеющейся в настоящее время в распоряжении исторической науки, продолжает представлять читателям факты, свидетельствующие о властвовании на Вятке татарских князей по 1489 г. (по мнению д.и.н. Саляма Алишева 1478 г.). Город Вятка, так же как и река, имел в тот период тюркское наименование Нукрат (Нохрат) и располагался на месте современного города Слободского.
   Представленные автором материалы позволяют сделать вывод, что Вятская земля находилась с древних времен сначала под протекторатом Камской Болгарии, затем Золотой Орды, позднее Казанского царства. Великие князья Московские в XV веке делали неоднократные попытки присоединения Вятки к своим территориям. Но все они положительного результата не дали. Даже взятие Вятки в 1489 (1478) г. не явилось окончательным вхождением в состав Московского государства. В конце 30-х годов XVI в. Вятская земля оказалась под властью казанского царя Сафа-Гирея'.
  
   Заметка из газеты "Кировский обозреватель": Вятка была на месте Слободского?
   В то время, как в областном центре ведутся бурные дебаты по поводу переименования города, слободской краевед Сергей Серкин написал две книги, в которых изложил свою точку зрения на тему первоначального местонахождения города Вятки. По его мнению, с 1478-го по 1505 год так называлось поселение, которое располагалось на месте бывшего булгарского городка Нукрат и стояло на землях современного города Слободского. Больше того, на тот период поселение было главным на Вятской земле, точно так же, как и в период булгарского владения под наименованием Ко- лын (Нукрат) с 1150 года оно являлось центром Нукратской про- винции. Убедительным подтверждением этого, по мнению Серкина, служат средневековые карты и исследовательские труды иностранных путешественников, которые указывают, что 'главный город Вятка' находился выше устья реки Чепцы, то есть там, где сейчас стоит Слободской.
   Книга Сергея Серкина 'Тайны земли Вятской в этнографических и географических картах' содержит комплекс выдержек из трудов современных историков и западных средневековых ученых- исследователей, два десятка карт XV-XVIII веков, а также подробные комментарии автора к ним. Все это делает ее увлекательной для прочтения, дает пищу для раз- мышлений, а также позволяет за- глянуть в те времена, о которых не упоминается в официальной истории Слободского. - Новая книга явилась продолжением вышедшей в ноябре 2008-го, в которой я в противовес официальной истории постарался доказать, что до 1478 года на землях около реки располага- лись поселения булгар с двумя городами на месте современных Слободского и Кирова, - рассказывает Сергей Павлович. - Когда Нукратская земля была в первый раз присоединена мирным путем к землям Московии в 1478 году, Нукрат стал именоваться Вяткой. Карты дают достаточно ясную информацию в отношении того, что Вятка и Хлынов - это совершенно разные города, расположенные в разных местах. Кроме того, перечисляя города, находившиеся в начале XVI века на вятской земле, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн все их называет крепостями, но особо выделяет одну 'государеву крепость Вятку'. Вероятно, именно здесь размещались войска. В 1505 году булгары снова завоевали вятские земли, и они вошли в состав Казанского ханства, а чуть позже, после повторного присоединения к русской территории, московская велико- княжеская власть переименовала Вятку в Слободской, а центр переместила на место современного Кирова, назвав город Хлынов.
   Что же касается русских поселений на Нукратской земле, то они здесь тоже были, но возникали не самостоятельно. Их создавали булгары из населения, выведенного из русских княжеств, используя пленников как вооруженную, обслуживающую и рабочую силу, а также для проведения торговых операций на русских землях и за их пределами. Все вышеизложенное звучит поразительно и необычно. 'В том- то и дело, - резюмирует С.П. Серкин, - кому хочется верить в мифы, пусть верят, а кто хочет знать реальную историю или приблизиться к ее пониманию, пусть почитают мою новую книгу, она есть в городских библиотеках. Время установит настоящую истину'. Надежда МОКЕРОВА 3 июля 2009 года
    []
  
   Книга "Тайны земли Вятской" вышла в 2008г. Примерно тогда же мною был написан черновик критических замечаний по этой работе. Однако я не стал присоединяться к сонму критиканов обрушившихся на Сергея Павловича. В своих дальнейших изданиях Серкин продолжал отстаивать свою точку зрения, во многом принципиально отличающуюся от моей. Именно это обстоятельство побудило меня вернуться к рассмотрению спорных, на мой взгляд, моментов в изложении этим краеведом истории Вятки ранних веков.
   Начну с того, что Серкин придерживается мнения, что население вятских городов булгарской эпохи было полностью выселено в конце 15 века, в результате чего они пришли в запустение, а потому прибывшее на Вятку спустя какое-то время русское население построило новые города, часто на другом месте. К запустевшим городам он относит известные древневятские городища (Чуршинское, Никульчинское, Вятское, Ковровское и др.), а вновь построенные в 16 веке города - это Котельнич, Хлынов, Орлов и Слободской. Летописи, в которых во второй половине 15 века упомянуты эти города он считает недостоверными ввиду позднейшего тотального переписывания, с чем, отчасти, можно согласиться. Но есть очень веский аргумент в пользу того, что часть домосковского русского населения всё-таки сохранилась. Дело в том, что наблюдается поразительное сходство характерных вятских фамилий с фамилиями проживающих в областях южнее Москвы, там где были расселены вятчане, выведенные в 1489г. А.С. Верещагин: "покоритель Вятки знал, где эти "кроволитые" сведенцы пригоднее и нужнее, и расселил их по аванпостам тогдашней оборонительной линии от набегов татар, именно - на реке Луже, впадающей в Протву, - в Кременске (ныне село Калужской губ., в 15 верстах к северу от г. Медыни), на реке Протве, впадающей в Оку - в Олексине на Оке".
    []
   Речь идёт о вятчанах, переселённых в Боровск, Кременск, Алексин и Козельск во время 'развода' Вятки. Данные города на протяжении XV-XVI веков были важными форпостами западного участка 'Берега' - оборонительной системы, созданной вдоль течения Оки от Коломны до Калуги. Алексин был разорен ханом Ахматом в 1472г., а потому нуждался в жителях. Аналогично - остованный в 1480г. Кременск (в год стояния на Угре). В таком пограничном расселении на самых опасных участках наблюдается использование вятчан в качестве казачества. Любопытно, что данная местность являлась центральной территорией проживания племени вятичей в 9-11 веках. Так как границы Московии расширялись, то ныне потомки вятских "сведенцов" проживают несколько южнее и шире первоначальных мест.
    []
   Кроме того, мною обнаружено сходство примерно 160 фамилий тульских Дедиловских казаков конца 16-го - начала 17 веков с вятскими жителями по описям той же поры (в скобках указан вятский аналог в случае значительного расхождения):
   Дергилев (Дёргачев), Дорощин (Дороничев, Доронин), Демин (Демин, Демков), Бабичев (Бабин, Бабинцев, Бабищев), Васильев (Васильевых), Грязен (Грязных), Гогаринов, Долматов, Леденев, Харин, Харкин (Каркин), Шилов, Мачехин, Уколов, Чорной (Черных), Рослаков (Росляков), Колесников, Котерин(?), Ишин (Ившин), Полуской (Полушкин), Негев (Неганов), Лихачёв, Онохин, Проскурин, Боранников (Бронников), Бородин, Бубнов, Бредихин, Истомин, Глазатов, Глухов, Грешной (Грехнев, Грехов), Ерин, Кононов, Копаев (Копанев), Косицин (Косицкий), Мальцов (Мальцев), Луков (Лукин), Матеха (Матехин), Лосков (Носков?), Помелев (Помелов), Полухин, Резанцев (Рязанов), Репин, Свиридовской (Свиридов), Софонов, Стукалов, Тотаринов, Федосов, Черницов, Арестов, Бурцов (Бурков), Девятов, Есипов, Костиков, Куприн, Ларин, Лопаткин, Лунев, Марфин, Микитин (Никитин), Нестеров, Обухов, Огеев (Агеев), Полуской (Полушкин), Расев (Рысев), Родогин (Родыгин), Савин, Скоков, Скореков (Скорев), Филипов, Хохунов - Хохлунов (Холунов), Нестеров, Радыгин, Рыков, Ясютин (Евсютин), Шемякин, Ширяев, Максимов, Шавереньев (Шавырдин?), Морозов, Кузмин, Аникеев, Воробьев, Бурцов (Бурков), Карпов, Собакин, Трухин, Раков, Романов, Тарасов, Титов, Якимов, Чиков (Чирков?), Юдин, Шилин, Колотой (Колотов), Колобков (Колобов), Якунин, Жуков, Угеев (Агеев), Сезенев, Стрельников, Мезин (Мезенцев), Малой (Малых), Маковлев, Зуев, Зубарев, Кашин, Сысоев, Путятин, Маврин, Куврин (Гаврин?), Шушин (Шошин), Кодлоков, Окулин (Окулов), Логвинов, Седелник (Сидельников), Киреев, Чеботарев, Ширяев, Филимонов, Шамров (Шаромов), Манин (Минин), Кислинский (Кислицын), Красношеин (Кривошеин?), Шмакав (Шмаков), Якимов, Хавкин (Халевин?), Колепанов (Корепанов), Пущин (Гущин?), Карадин (Кардин, Хардин), Костиков, Ябузов (Арбузов?), Ушеков (Ужегов, Ожегов), Долгов, Иахрин (Вахрин), Калуев (Холуев), Шилин (Шилов), Торушененин (Трушнин), Девочкин (Деулин), Выростов (Выродов?), Лепехин (Лепунов, Ляпустин?), Лунев, Телпин (Тюпин?), Михолищев (Михонин?), Платов (Платунов), Чемордвинов (Шеморданов?), Дудолад (Дудоладов), Весна (Веснин), Кошкаров, Желтиков, Колинин, Котелнин (старое название г. Котельнич), Микулин, Батищев (старое название Лальска - Ботище), Подосиной (городок на р. Юг) Белобрагин (в деревне Белой жили Брагины)
   От имен: Миня (Минин), Елка (Елкин, Елькин), Злоба (Злобин), Полушко (Полушкин), Булгак (Булдаков), Худяк (Худяков).
   В перечне участников похода на Югру 1499г. Серкин видит лишь вятчан "жильцов", то есть переселенных с Вятки на жительство в Московию. Однако при внимательном изучение выясняется, что войска шли двумя походными колоннами, помимо основного отряда действовал еще другой, в котором были "200 вятчан, 100 арян, татар и отяков". Последние наверняка были с Вятки, как и весь этот относительно небольшой отряд. Так что вятчане у нас частично сохранились после 1489г.
   Серкин недоверяет многим источникам, в том числе, Повести о стране Вятской (ПСВ), летописям, летописным сказаниям и устным преданиям. В эту же категорию, как видно, он относит и археологические сведения Советского периода. Вместе с тем, он слепо верит всему, что написано в непризнанной официальной исторической наукой булгарской хронике Джагфар Тарихы. Дело в том, что 'История Джагфара' - это, в сущности, идеалогизированный текс созданный неизвестно кем и когда, но при этом явно составленный на основе старых булгарских летописных записей и устных преданий. Поэтому этот безусловно ценный кладезь всевозможной исторической информации нуждается в основательной проверке и осмыслению.
  
   По предположению Серкина, запустение большинства Вятских городищ связано с завоеванием края Москвой. Он считает, что всё их население было перебито или выведено за пределы Вятки. Лишь спустя какое-то время началось заселение территории другими людьми, ничего не знавшими о прошлом, а древние предания сохранили только уцелевшие вотяки и Каринцы-бесермене. Даже если это так, то нужно помнить, что заметная часть русских проживавщих на территории бывшего Слободского уезда имеют в своих предках вотинов и каринцев.
   На мой взгляд такая радикальная позиция слишком упрощает реальность. Выводу с Вятки подверглось, скорее, только население городов оказавших сопротивление. Слободской город уцелел именно по этой причине. Под эту схему лучше подходит археологическая судьба Никульчинского городища: жизнь на нём, действительно, прекратилась в конце 15 века, однако на посадах продолжали жить и в 16-ом. Ковровское и Шабалинское городища датируются 13-ым - нач. 16-го, но со второй половины 15 века жизнь на них уже не столь интенсивна. С Чуршинским городищем дела обстоят примерно так же (о существовании его в 15 веке туманные мнения). Вообще, в литературе датировка времени прекращения жизни на Вятских городищах очень расплывчата. При некотором желании ее можно трактавать в духе Серкина. Возможно, в частных встречах с историками он получил какие-то сведения на этот счёт.
   Так или иначе, автор книги полностью исключил из своих выкладок и обозрений археологические данные по Вятскому краю накопленные за последнюю сотню лет. Даже находки на его любимом Чуршинском городище упомянуты весьма поверхностно и без анализа их происхождения и датировки. Серкин сделал это сознательно, так как, очевидно, полагает, что археологические описания, произведённые в основном в советское время, подстраивались под общепринятые исторические каноны, а необъяснимые, а потому неудобные находки, попросту скрывались. Да, археологи, а более те, кто заказывает 'историческую музыку', в долгу перед Вяткой, раскопки и исследования собранного материала не проведены и наполовину. Но кое-что, все-таки, есть. Кратко изложу факты о времени основания русскими поселений на средней Вятке по работе археолога Макарова Л. Д. 2010г.
   Никульчино городище. В домонгольский период славяне поначалу селились здесь в небольшом финноугорском городке. Во второй половине 13-го - начале 14 века поселение расширяется до 1 га, ограждение в виде частокола, жилища полуземлянки вдоль берега реки. В целом, это типичный славяно-русский городок на береговом мысу. В конце 14 века происходит перепланировка: появляются стены в виде срубных клетей, наземные жилища в ряд параллельно напольной стороне в 4-5 улиц, три посада. Город запустел на рубеже 15-16 веков.
   Ковровское городище. Поселение 13 века площадью 1 га огражденное частоколом. В 14-ом и до середины 15 века стены в виде жилых срубов с башнями, в начале 16 века жизнь прекращается. Примерно то же можно сказать о соседнем Шабалинском городище, но расположено оно выше на береговом холме, его площадь больше втрое, но укрепления не столь значительны (вал только с севера, ров-овраг неполной длины). Внизу под ним на невысокой пойме Моломы селище-посад.
   Котельнич появляется как поселение площадью 1,5 га в 13 веке (полуземлянки, частокол), мощные укрепления приобретает в конце 15 века. Макаров считает, что тогда же он перенял у Ковровского городища статус центра волости.
   Орлов изучен слабо, ранние находки конца 12-нач.13 веков на городище 0,6 га. В 14 веке приобретает черты города-крепости. В 16 веке городище уже не заселено.
   Слободское городище площадью 1,5 га, стены изначально в виде жилых (и хозяйственных) срубов построены в 13-14 веке, в 15-16 веках на их месте насыпан земляной вал, очевидно, с деревянными стенами на нем. В конце 14 или в 15 веке рядом с ним появляется отдельный огражденный (с башнями) посад (окольный город, острог) площадью до 3 га. "Жилые стены" (казармы воинов) характерные для пограничной юго-западной Руси обнаружены и на других вятских городищах: Ковровском, Шабалинском, Никульчино и Подчуршинском.
   Шестаковское городище площадью около 2 га имело две линии валов, не изучалось, находки и упоминания с 16 века, но возможно и более раннее поселение.
   Ситуация с древним Хлыновым остается неясной. Раннее поселение (селище) с находками 12-13 веков располагалось на небольшой площади мыса оврага Засора. Следов границ его укреплений неизвестно. Время появления кремля площадью 4 га остается спорным, на его территории находок ранее 16 века не обнаружено.
  
   Игнорирование археологии привело к досадным ошибкам в трактовке такого сложного и во многом спорного и не введённого еще в научный оборот источника как Джагфар Тарихы (ДТ), в замысловатых водах которого автор находит истину в последней инстанции. Разрушая одни застарелые мифы он остаётся в плену других. Каждое сообщение ДТ (как и любого другого документа) необходимо проверять, сравнивать с другими данными, в том числе, в первую очередь, с археологическими. Рассмотрм несколько спорных моментов в его трактовке булгарских источников.
  
   1. Речь идет, прежде всего, о географической привязке сообщений ДТ о городах и селениях на Вятке. Путаница возникает с автоматическим (вслед за комментаторами ДТ) отождествлением главного и единственного известного булгарам города на Вятке в 12-15 веках - Колына - с нынешним Кировым (в прошлом звался Вятка и Хлынов). Автор сам видит возникающие после принятия на веру этого 'пастулата' несообразности, - местоположение 'Колына' неизбежно раздваивается и даже расстроивается. При этом, под Колыном в первом сообщении ДТ Серкин почему-то понимает Слободской город, а балик Нукрат - это, по его мнению, Чуршин городок. Вот эта цитата из ДТ, приводимая в книге Серкина.
   'В 1150 году сын Джурги Хан-Тюряй (князь Всеволод Юрьевич) осмелился отказаться от выплаты джирской дани. Одновременно галиджийцы (новгородцы) стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат... (пропуск в рукописи) и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печоре), куда заходили из Чулманского моря садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племен Туная (Севера) - тунайцы...
   А Туймас-Артан основал болгарский купец Туймас, торговавший с Артаном (Прибалтикой), в то время, когда Угыр Башту (киевский князь Игорь) закрыл Артанский путь через Галидж (Новгород или Ладога). Охрану острога нес шудский род куян, славившийся торговлей превосходными шкурками зайцев. А Якуб писал, что при Маре (основатель первого булгарского города Марджан на Волге в 9 веке) эти шкурки служили деньгами и назывались 'бармал' - так, как именовали шудцы Булгар. И первые монеты, чеканенные по настоянию Микаиля при Бат-Угыре Шамси-Малике, тоже назывались 'бармалами'... Встревоженный поведением ульчийцев Колын вызвал Курная и сказал ему: 'Я помог тебе и твоим людям в трудное время ради благополучия Державы. Теперь приспело время вам расплатиться со мной и совершить большой поход на Тунай'...
   Зимой 1150 года они выступили вдвоем во главе курсыбая и ак-чирмышей (постоянного войска и ополченцев-черемисов) на Тунай, где заложили новый центр Бийсу - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (реке Вятке), разгромили несколько острогов галиджийцев на реке Тун (Сев. Двина) и в завершение осадили Ар-Аслап (Ярославль) и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора'.
   Можно видеть, что Булгар в середине 12 века потеснили Новгородцы, поэтому им пришлось уйти из бассейна Сев. Двины, и основать на Вятке новый город-крепость для сохранения контроля за торговым путём со Скандинавией.
   До того центром провинции Бийсу был город Гусман на реке Юг, - булгарский форпост на важнейшем пути из Булгарии на север. Путь этот проходил через нижнюю Вятку, Молому, Юг и далее к северному побережью по С.Двине, а после ее перехвата новгородцами, - по Вычегде и Печоре, в устье которой был портовый городок Артан (Ортинское городище). Помимо этого маршрута на карте в книге Серкина есть также пути на Печору по Каме и верхней Вятке. Однако у историка Б. Рыбакова указан только путь по Моломе и далее через Устюг с развилкой на Белоозеро и Ладогу, Сев. Двину, а также по Вычегде на Печору, что точно соответствует описанию в ДТ:
    []
   Вероятно, дело в том, что скорость течения Моломы и Вычегды в 2-3 раза меньше, чем Вятки Камы. Поэтому плавание вверх по Вятке и Каме было затруднительно. Логично, что булгары, утратившие контроль за западной Северодвинской частью Вису-Бийсу, нашли обходной путь к северному морю по Вычегде и Печоре, а свою новую крепость построили на этом же пути, но южнее, на Вятке. Таким местом может быть только Ковровское городище в устье Моломы, на развилке водных путей. Дальнейший анализ рукописи подтверждает отождествление Колына с Ковровским городищем, а расположенное рядом с ним более крупное Шабалинское городище - с городом Вятка.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

http://e-koncept.ru/teleconf/65294.html книга слободского краеведа С.П.Серкина Неизвестные факты... Много иллюстраций.

Неизвестные факты историографии Вятского края свидетельствуют…

Аватар пользователя дядя Женя

С похожестью фамилий я согласен лишь в той части, когда это именные фамилии. И они никак не указывают на родство их носителей в разных регионах. Окончание на -ов и на -ых тоже ни о чём не свидетельствует, поскольку даже одна фамилия в одном роду в разных документах писалась по-разному: дер. Резановская, Савка Матвеев сын Савин, а него сын Юдка (1646 г.), Юдка Савиных, у него дети... (1678 г.). Аналогично: чей сын? - Петров, чьи дети? - Петровых. Фамилии от прозвищ: Седой, Лысой, Смирной и т.п. тоже могли возникнуть в любом месте и никак не связаны с Вяткой. Но даже не в этом дело. Суть в том, что фамилия появилась благодаря фискальным органам, которые вели учёт оброчных статей. И массово на Вятке фамилии возникли при подушном налогообложении в средине 17 в. Только в переписи 1646 г. вместе с отцами стали записывать и детей мужского пола с указанием возраста, как потенциальных налогоплательщиков. При сошном письме такого не было. В дозоре 1615 г. ещё встречается много прозвищ, а кто-то из крестьян записан по имени и по отцу. Отчество потом могло перейти в фамилию, но совсем не обязательно. И записи по имени, отчеству с добавкой устюжанин, двинянин и прочее показывали только, что это выходец с Устюга, Двины. Сведенцы были вывезены с Вятки в 1489 г., когда о фамилиях и не помышляли, так что, говорить о сходстве фамилий тульских дедиловских казаков и строить на этом версию о том, что однофамильцы - выходцы одного рода, не корректно.

Аватар пользователя skygrad

У нас старый спор о времени появления фамилий на Вятке)). Я уверен, что всех вятчан во время "вятского взятия" переписали, присвоив фамилии. Другое дело, что позже на Вятку прибывали русские из других регионов, часто нелегально, скрывая свои фамилии, на новом месте их писали под иными. Окончания их, ых отражают местный говор, появление таких фамилий на засечной полосе свидетельствует о перемещении масс людей с северной территории, скорее, с Вятки, она в центре ареала распространения и к тому же, зафиксирован факт самого переселения вятчан. Что касается появления фамилий вообще, то это процесс неоднозначный, в  разные времена у разных групп населения они могли появлятся различно. Есть поразительный факт: нашли более 300 абсолютно схожих по звучанию фамилий восточной европы, русских в основном, с фамилиями восточных немцев! Около 50 из них вятские, в частности моя. Попробуйте это обьяснить!

Аватар пользователя skygrad

В http://lujicajazz.narod.ru/toponimy_podrobno.html обсуждаются явно славянские топонимы сохранившиеся в восточной Германии. Многие из них совпадают с распространенными славянскими и русскими фамилиями. Например (из списка выбраны в основном вятские фамилии): Battin (Батин), Below (Белов), Bobbin (Бобин), Buhrkow (Бурков), Witzin (Вицин), Wolkow (Волков), Gallin (Галин), Glasow (Глазов), Karrin (Карин), Karpow (Карпов), Kolbow (Колобов), Koppelow (Копылов), Kossin (Косин, Кассин), Kotelow (Котелов), Kuschkow (Кушков), Leddin (Ледин, Леденец), Malzow (Мальцов), Kleinmachnow (Малый Махнов), Rakow (Раков), Russow (Русов), Chorin (Хорин, Харин), Schutow (Шутов)... Устойчивость данных фамилий в протяжении веков может означать только то, что первоначально это были имена родов.

А что тут удивительного? Восточная Германия - территория проживания поморских и полабских славян.

Аватар пользователя skygrad

Удивительно, что фамилии или имена родов сохранились со времен переселения западных славян в вост европу, это примерно не позже 12 века. 

Да не переселились они, а до сих пор там и живут, швабы, например. Остальные ассимилировались с немцами.

Аватар пользователя skygrad

О переселении части западных славян на восток есть много свидетельств, летописных, генетических и топонимических.

Откуда у Вас такая уверенность, что была роведена перепись после "вятского взятия"? Известны ли Вам переписи населения по другим территориям Русского государства  15 века?

Аватар пользователя skygrad

В летописи сказано "и писались вятчане слугами великому князю". Под вятчанами понималось, прежде всего, активное в военном и политическом отношении население городов, городское оседлое казачество, лучшие большие люди. Уж таких то обязательно надо переписать, особенно, в случае переселения. Возможно, с них со всех взяли подпись при крестном целовании, присяге новой власти.

Аватар пользователя skygrad

Что касается переписей, то они проводились еще монгольской администрацией в 13 веке. Москвичи многое переняли у Орды.

Про то, что переписи ордынцы проводили, это известный факт. Но никто не видел эти переписи, что в них написано то было? С чего Вы взяли, что там был записан каждый житель? Может только общее количество жителей по городам и административным единицам.

А то, что москвич переняли от орды - не факт, что переписи стали проводить. Где тогда они эти переписи 15 века?

Аватар пользователя skygrad

http://www.aroundspb.ru/perepisnaya-kniga.html

Здесь ссылки на ранние конца 15в. переписи Новгородских земель, составлены уже при московской власти. Так что и на Вятке они наверняка проводились в то время.

Монголы переняли административно бюрократические наработки у Китая ими завоеванного. В Орде велся строгий учет всего мужского населения, включая русское, было проведено деление на десятки  и сотни и тысячи для нужд мобилизации и сбора налогов, а также, коллективной  ответственности.

Да про Новгородские переписи я знаю, Вы мне Московские покажите...

Аватар пользователя skygrad

Указанные переписи проводились уже новой московской администрацией. Всех более менее знатных новгородцев выслали или казнили, а их владения прибрал себе великий князь московский, часть раздал своим людям. Подобное происходило и на Вятке. 

Есть недавняя работа Мусихина А. где он выискивает упоминания в документах 17в. имен и фамилий прежних владельцев земельных угодий на Вятке в окрестностях Хлынова и Слободского до 1489г.

ЕЕ я читал и даже выкладывал ссылку здесь.

Аватар пользователя дядя Женя

Можно ли утверждать, что сселенцам давали фамилии, когда такого понятия не существовало? Зачем давали? Чтобы посчитать количество населения? В чём вообще смысл фамилии? Если проанализировать первые переписи на Вятке, начиная с 1615 г., видно, как изменялось прозвание человека. Но это надо анализировать на конкретных примерах по конкретным населённым пунктам, что я и делал. Фамилия - это не единожды упомянутая запись в документе, а повторяющееся из переписи в перепись прозвание человека. Не будуте же вы утверждать, что фамилия Грозных идёт от Ивана Грозного. Это абсурд. Такой же абсурд утверждать, что сселенцам дали фамилии, и на новом месте они вдруг совпали с вятскими фамилиями, которые появились только на рубеже 16 -17 вв. Да, если это именные фамилии, они могли совпасть, но они не имеют ни какого отношения к одному роду. Возьмите перепись черемисских бортных ухожаев писца Безобразова 1685 г. Записанные там черемисы по имени и отчеству не идентифицируются по фамилии с живущими в этих деревнях марийцами в 18 в. Если говорить о новгородцах, многие ещё в начале 18 в. записаны типа Ивашка Петров сын Кошкодав или Рыбной ловец, то есть, по профессии или прозвищу.
На Вятке известны переписи 1570, 1590 и 1595 гг., но они не сохранились. Самыми старинными фамилиями, видимо, следует считать повторившиеся в переписи 1590 г. прозвания предков, записанных в переписи предыдущей (по прозвищам, отчествам от старославянских имён). Суть переписей - учёт фискальными органами налогоплательщиков. При "сошном письме" в этом не было большой необходимости,  как и переписи крепостных крестьян, поскольку налог платил помещик; при "подушном окладе" возникла необходимось учитывать и потенциальных налогоплательщиков - стали переписывать детей мужского пола с указанием возраста. Если у переписей была другая задача, почему женщин не переписывали?

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Внесу свои три копейки в эту полемику. Наша фамилия (Молкеров-так она звучала) с 1593 года по 1710 год не менялась. Принадлежала ну самым простым крестьянам. Не могу пока понять когда с 1710 по 1859 потеряла одну букву, хотя постоянно встречается пара-Молкеров-Малкеров.

Аватар пользователя skygrad

Что вам известно о происхождении и значении фамилии Молкеров? Молкер по звучанию напоминает германское.

Аватар пользователя skygrad

Я считаю, что всех вятчан в 1489 сразу после взятия переписали, присвоив фамилии, у кого их не было по типу Котелнин, из Котельнича. Но у многих фамилии были и до того. Прежде всего у знатных родовитых, из которых выходили воеводы и другие командиры. Интересно всвязи с этим рассмотреть упомянутый в документах род Путьиных. Младшего вывели с Вятки. Возле Слободского в 17в числилась деревня Путиновская, но Путиных уже не было. Про это в своей работе на данную тему Мусихин из осторожности умолчал:)) Переписи на Вятке проходили и ранее 1570г. В грамоте 1546г. упомянуты Болшие писцы. Мужчин переписывали в основном для военного учета. 

Аватар пользователя skygrad

Женщины изредка попадаются в ранних переписях, когда нет мужчины хозяина. В сохранении устойчивой фамилии были заинтересованы состоятельные люди для наследственных прав. Поэтому зависимое крепостное население долго не имело фамилий, часто не имело и семей. На Вятке иное дело, это особый регион (бывшая республика), к нему сложился особый подход и в части фамилий.

 Выше вами приведена ссылка на новгородские писцовые книги. В "О пятинах..." есть: 1646 г. - при царе Алексее Михайловиче был издан указ "переписать в уездах крестьянские и бобыльские дворы и в них людей по именам, с означением отцов и прозвищ" - мера для отыскания беглых крестьян и дворцовых людей. Там же к 1500 г. большинство крестьян, независимо от их категории, имели фамилии. И на территориях,  испытывающих влияние Новгорода, в том числе и Вятке, с небольшим отставанием фамилии или прозвища были. Дозор 1615 г. это подтверждает. Не знаю, как дело было в южно-русских территориях, не изучал. Но, очевидно, царский указ ускорил процесс "офамиливания" по всему государству. 

Здесь, на сайте, обсуждаем события на Вятской земле, поэтому говорить о зависимом крепостном крестьянстве где-то неуместно, так как вносит путаницу.