Писали ли на Вятке до прихода русских?

С удмуртским святилищем на реке Убыть, существовавшим у современного г. Глазов, связана интересная легенда. Будто бы там хранилась священная книга удмуртов, написанная на бересте особыми знаками. Книга была уничтожена жрецом во время крещения удмуртов из страха перед православными миссионерами.[1] Казалось бы, эта легенда абсолютно фантастична и возникла чтобы объяснить отсутствие у удмуртов, в отличие от христиан и мусульман, своей священной книги. Ученые знают, что подобные легенды бытовали как раз у народов, своей письменности не имевшие. Очень может быть, что так оно и было, ведь грамотные люди всегда оставляли надписи на бытовых предметах, а ни одной древней удмуртской надписи до нас не дошло. Известны только пусы- знаки собственности- и знаки, обозначающие числа. Но существование у удмуртов своей письменности не является невозможным. Занимаясь торговлей и общаясь с народами, имеющими письменность- болгарами, татарами, русскими, скандинавами, удмурты вполне могли создать свою. Учитывая уровень их общественного развития, который был не ниже, чем у германцев, славян и болгар в период возникновения у них письменности, потребность в ее создании уже была. Конечно, грамотными могли быть очень немногие- купцы и жрецы. Подтверждает возможность знакомства с письменностью финно- угорских народов и находка в Новгороде берестяной грамоты с текстом религиозного языческого содержания, написанной по- карельски кириллицей.

Предметы с знаками, напоминающими письмена, находили еще в прошлом веке в погребениях Ананьинского могильника 7-3вв до н.э. Известно, что в это время у степных кочевников письменность уже была- в кургане Иссык в Казахстане найдена серебряная чаша с тюркской надписью, относящаяся к 4 в до н.э. В конце 14в. Стефан Пермский, крестивший коми, создал письменность для народа коми. В этот алфавит наряду со знаками кириллицы и глаголицы вошли и неизвестные знаки- не применялись ли они и до появления христианства? В Глазовском уезде Н.Г. Первухин нашел металлическую бляху со знаками, не похожими ни на какие известные в то время письмена.

 Широко распространены и другие варианты вышеприведенной легенды. По одному из них, священную книгу корова языком слизнула (в буквальном смысле). Конечно, это- явная сказка. Но у чуваш- современных потомков волжских болгар- есть поговорка, что «чувашскую книгу корова языком слизнула». А достоверно известно, что у них письменность существовала, хотя и была впоследствии забыта и до нас не дошла.[2] Известно, что некоторое количество болгар проживало среди удмуртов. Их приток усилился после монголо- татарского нашествия. Переселялись они и во время существования Казанского ханства. А на одном из притоков Средней Каме, на крупнейшем здесь Рождественском городище, найден даже светильник из мечети.[3] Здесь существовало и мусульманское кладбище. А если была мечеть, то были и грамотные священнослужители. Еще больше переселялось на Чепцу удмуртов, проживавших до того на территории Волжской Болгарии и знакомых с культурой болгар. Их потомки- современный народ бесермяне. В 16-17 веках их называли чувашами. Наверное, они и принесли эту легенду. А может быть, что принесли и письменность. А слова «читать и считать» и «писать» в удмуртском языке, как и в чувашском, не являются  заимствованиями из русского.

У удмуртов существовали металлические бляхи- дэмдоры, являвшиеся культовыми предметами, на которых были нанесены непонятные знаки. На городище Иднакар была найдена костяная печать с знаками, напоминающими буквы «м» и «с». Подобные знаки изображены на кирпичах их Смоленска 12в[4] и русской печати. На другой печати были знаки, похожие на две запятые (вероятно, изображение стерлось). В удмуртских погребениях (в том числе- в Концовском могильнике около Кирова)[5] находят металлические стержни, похожие на древнерусские писала, которые носили в костяных футлярах на поясе. Но их находят много, в то время как надписей нет. Видимо, эти стержни использовали в основном для каких- то других целей. На удмуртских поселениях по Чепце находили предметы (чаша, кувшинчик, надгробный камень) с тюркскими и арабскими надписями. Очевидно, что они были привезены или изготовлены проживавшими здесь болгарами. Но проживавшие здесь удмурты этими предметами, несомненно, пользовались и обращали внимание на надписи, сделанные на чужом языке, а, возможно, и читали их. [6] Так что удмуртская письменность могла существовать. А учитывая, что именно на месте Кирова существовало главное удмуртское святилище, перенесенное потом на Убыть, очень хочется надеяться, что именно у нас в Кирове будут когда-нибудь найдены такие надписи.

 

 

[1]              Первухин, Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз IV: Следы языческой древности в образцах произведений устной народной поэзии вотяков. Вятка. 1889г. С.12.

Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань. 1880. С.150.

[2]              Чуваши. Этническая история и традиционная культура. М. 1999. с.13.

[3]              Белавин, А. М. Камский торговый путь. Пермь. 2000г. С.136.

[4]              Комплексный метод датировки памятников архитектуры на основе натурных исследований. М,1992г.

[5]              Иванов, А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья Ижевск. 1997.  с.81. Рис.20. Также- Материалы по истории Удмуртии с древнейших времен… Ижевск. 1995г. (к сожалению- точнее этот источник указать не могу).

[6]              Гамирзан Давлетшин. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. Казань, 2004, с.238-239. Иванов, А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья. Ижевск. 1997. С.229.

 

Комментарии

Да, вопрос, конечно, интересный.

Но 16-17 век и священная книга удмуртов во время крещения их у г. Глазова (18 век?) - это не совсем "до прихода русских".

Письменность славян (восточных), дунайских болгар и коми создана не славянами, болгарами и коми, а греками и Стефаном Пермским.

Какое-то протописьмо у удмуртов наверняка было. Но что бы священные книги, сомнительно.

 

Аватар пользователя a-musikhin

Проезжавший в 1740 г. через Вятскую провинцию в составе экспедиции Делиля академический студент-немец Т. Кёнигфельд (Кёнигсфельс) записывал свои наблюдения в дневник, в том числе и о населяющих территорию народах. Вот выдержка из его записи об удмуртах:

"Они не знают письменности, но сохраняют и передают сведения о прошлом друг другу в крайне скудных преданиях – достойным сожаления способом".

Материалы экспедиции Ж.-Н. Делиля в Берёзов в 1740 г.: Дневник Т. Кёнигфельса и переписка Ж.-Н. Делиля / вступ. ст. и сост. Н. В. Кирющенко, П. А. Кротов; отв. ред. С. А. Козлов. СПб., 2008.  С. 217. (Библиотека Фонда памяти светлейшего князя А. Д. Меншикова. Вып. 1).

Аватар пользователя skygrad

Удмурты имеют довольно сложную систему религиозного мировоззрения. Вполне вероятно, что была попытка как то это всё записать теми же пусами или пасами или писами:)) О грамоте среди северных (от булгар) народов Вису сообщал еще Фадлан 10в. 

Долго не решался опубликовать эту и предыдудущую статью- они содержат скорее призыв соприкоснуться с тайнами начальной вятской истории, чем конкретную информацию. Решил все- таки представить их на всеобщее обозрение. Конечно же, в период, предшествующий христианизации, удмурты какую- либо свою систему письма не использовали.  В 16- 18 вв грамотных вообще было крайне мало. Письменная система Стефана Пермского, насколько я знаю, имела очень ограниченное распространение, в основном- не как полноценная система письма, а как тайнопись. Все- таки, очень может быть, что легенда об удмуртской книге- не просто наивная попытка угнетенного народа объяснить, почему у него нет своего священного писания, а еще и воспоминание о более ранних временах, когда в результате контактов с соседними народами некоторые удмурты овладевали грамотой. Происхождению легенды об удмуртской книге посвятил свою работу ижевский ученый Владимир Сергеевич Чураков. К сожалению, в сети я с первой попытки ее не нашел. Он обратил внимание, что в языке родственных удмуртам коми "небег"- "книга"- слово иранского происхождения. И обозначает оно именно книгу в современном понимании. А гибель литературных памятников в бурных исторических событиях- факт общеизвестный. Например, от исторической литературы волжской Болгарии и Казанского ханства до нас не дошло практически ничего. Достоверность "Джагфар тарихы" и подобных сочинений вызывает, мягко говоря, очень большие сомнения.  Но ведь в таких развитых государствах такая литература явно была.

Аватар пользователя skygrad

На сохранившемся посохе Стефана Пермского вырезаны эпизоды его жизни. На одном из них некие крещеные им аборигены передают свой закон - книгу.