Славяне на Вятке. Кто они?

  Из статьи: Л.Д. МАКАРОВ 'К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ЗАСЕЛЕНИИ РУССКИМИ ВЯТСКОГО КРАЯ':
   Самая первая из известных нам гипотез о заселении Вятки была выдвинута еще во второй половине XVI в. польским хронистом Матвеем Стрыйковским, который связал происхождение восточнославянского племени вятичей и вятчан от общего прародителя - легендарного князя Вятко ("...и Вятко, от которого вятчане над рекою Волгою и Вяткою"). Авторитет "Хроники Польской" повлиял на распространение этой гипотезы в русском обществе XVII-XVIII вв., представители которого заимствовали ее практически без изменений.
   Вторая гипотеза связана с "Повестью о стране Вятской" - памятником провинциальной вятской письменности конца XVII в., произведением чрезвычайно сложным и противоречивым. Изложенная в "Повести" версия называла первыми русскими поселенцами на Вятке выходцев из Новгорода, оказавшихся здесь в 1181 г. после 7-летнего пребывания в городке на Нижней Каме основавших два города.
   В.В.Низов попытался связать постройку г.Хлынова с новгородцами, но не с ушкуйниками, а со специально направленным руководством Новгорода отрядом, призванным закрепиться на Вятке в противовес притязаниям Москвы. Им выдвинута версия о вывозе вятского архива после покорения Вятской земли в 1489 г. в Москву, где по заказу великокняжеской власти содержавшиеся в вятских летописях известия о начале русского заселения бассейна средней Вятки в 1374 г. были переработаны столичными редакторами летописных сводов в свете, угодном московским политикам. В результате походу новгородцев был придан грабительский характер.
   Гипотеза В.В.Низова чрезвычайно интересна, однако оставляет массу вопросов. Во-первых, реальность проведения в жизнь столь откровенной летописной фальсификации все же маловероятна. Во-вторых, если "Повесть о стране Вятской" - источник достоверный, то в ней должна фигурировать закладка г.Хлынова сразу после появления новгородцев на Вятке. Однако на деле это не так: Хлынов строится выходцами из двух уже существующих здесь русских общин - Никулицына и Котельнича...".
  
  
   Л. Д. Макаров (из диссертации)
   Древнерусское население Прикамья в X-XV веках :
  
   "Средняя Вятка, начала заселяться славянами и ославяненными финнами во второй половине XII - начале XIII в. Население Пижемской и Лебяжско-Уржумской волостей состояло, судя по керамике, в основном из славянских поселенцев. Монголо-татарское нашествие усилило поток переселенцев с территории Владимиро-Суздальской и Южной Руси, принесших с собой традиции постройки полуземляночных жилищ и оборонительных укреплений, а также предметы киевского происхождения. Набеги новгородских ушкуйников и золотоордынских отрядов на вятские поселения обусловили их значительные перестройки, выразившиеся в усилении оборонительных укреплений и изменении планировки на ряде памятников. В 1489 г. Вятская республика была ликвидирована, часть ее руководства казнена, а оставшаяся переселена в подмосковные земли. С конца XV в. на Вятку переместилось значительное количество переселенцев из северо-русских земель, что нашло отражение в особенностях языка, фольклора, топонимики, материальной культуры.
   Древнерусские предметы найденные на Вятке имеют аналогии в Новгороде, в Рязано-Окском вятичском регионе и Киевской Руси. Начало древнерусского заселения относится к домонгольскому времени, что подтверждается археологическими данными и сведениями местных источников. Колонизация вятского бассейна носила характер сочетания двух основных форм: стихийной (крестьянской) и дружинной (из новгородских и великокняжеских земель). Первоначально на Вятке сложилось несколько (от двух до четырех) древнерусских общин. Предполагается участие в сложении и управлении Вятской земли представителей аборигенной знати. Большинство городов на Вятке возникает в конце XII-XIII в., хотя их городской статус фиксируется в документах конца XIV - начала XV в.
   Период X-XI вв. - время начального появления выходцев из Древней Руси в Волжской Болгарии. По некоторым упоминаниям в письменных источниках и археологическим материалам древнерусские люди пришли сюда из земель Южной Руси. Не исключено, что после разгрома Волжской Булгарии Батыем часть древнерусского населения мигрировала в Марийско-Чувашское Поволжье, на среднюю и нижнюю Вятку, в среднее Прикамье".
  
   По данным Л. Макарова на Вятской земле в 12-15 веках существовали 4 отдельные славяно-русские волости.
   1. Никулинская - 4 селища (Никульчино-2, Кривоборье, Хлыновское, Вятское), 4 городища (Слободское, Родионовское, Чуршинское и Никульчинское), керамика славянская, пермская и славяноидная.
   2. Котельничская - 6 селищ и городища (Ковровское, Шабалинское, Орловское, Подрельское), керамика славяноидная, славянская, пермская и булгарская.
   3. Пижемская - 8 селищ и городище, керамика в основном славянского типа.
   4. Лебяжско-Уржумская - 3 селища и городище, керамика в основном славянского типа.
  
   Особенностью наземных жилищ Вятской земли, выделяющей ее из числа других древнерусских земель, является довольно частое помещение печи не в углу, а у середины одной из стен.
   "На укрепленных поселениях Вятской земли выявлены остатки 74 жилищ - землянка, полуземляночные и наземные. Землянка конца XIII - начала XIV в. подквадратной формы размером 4х4, углубленная на 1,8-2,0м, имела бревенчатые стены, двускатное перекрытие, дощатый пол и следы печи у середины стены. Полуземлянки (20 сооружений XIII-начала XIVв.) делятся на две группы. Одна объединяет 4 постройки квадратных очертаний со стороной 4-6 м, углубленных на 0,3-0,6 м, внутри которых зафиксированы подпольные ямы и следы глинобитных печей у середины стены. Вторая разновидность полуземлянок (16 построек) состоит из двух частей: жилой камеры (1,7-2,5 м в поперечнике), углубленной на 0,4-0,7 м, и тамбура аналогичных размеров, вход из которого в жилой отсек шел по земляным ступенькам). В жилой камере обнаружены следы глинобитных печей и каменок, располагавшихся чаще (глинобитные) в дальнем от входа углу, иногда на останце или (каменки) справа от входа у середины стены. Зафиксированы как столбовая, так и срубная конструкции полуземлянок. Сооружение двухкамерных полуземлянок со входом через дополнительное помещение характерно для района Среднего Поднепровья в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а). Наличие их на Средней Вятке свидетельствует о появлении здесь во второй половине XIII в. южнорусского населения".
  
   Другой важной особенностью Вятских крепостей 12-15в. является использование под жилье внутривальных укреплений, срубных клетей, в сущности, тех же полуземлянок, но выстроенных вряд в плотную к земляному валу и составляющие с ним единую конструкцию. Эти жилые стены описаны в Повести о стране Вятской: "где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены". Жилые стены обнаружены на многих Вятских городищах.
   Л. Д. Макаров, Слободской и слобожане, Материалы IV научно-практической конференции, 2001:
   "В 1984 г. нами была проведена частичная прорезка вала и рва кремля г. Слободского, при этом удалось выделить 8 условных строительных периодов существования укреплений. Два наиболее древних периода приходятся на XIII-XV вв., когда укрепления представляли собой срубную стену, вероятно разделенную на отсеки для жилья и хозяйственного использования, подобно укреплениям Подчуршинского городища".
   "Крепостные сооружения исключительно дерево-земляные (прорезка произведена на Хлыновском, Слободском и Ковровском городищах, при этом на первых двух под насыпями валов зафиксированы более ранние жилые и хозяйственные срубные конструкции). Следы укреплений в виде срубных клетей выявлены также по периметру площадок крепостей (Подчуршинское, Ковровское, Никульчинское, Шабалинское городища). В XV-XVII вв. расспространяется традиция сооружать укрепления в виде клетей, забутованных глиной (Хлынов, Слободской, Котельнич, Подрелье). Обнаружение жилых и хозяйственных оборонительных клетей свидетельствует о живучести домонгольских традиций крепостного зодчества на Средней Вятке, а также о связях с Южной Русью, где аналогичные сооружения строились в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а), а с XIII-XIV вв. распространились на Русском Севере".
  
    []
  
   Итак, чтобы ответить на вопрос, откуда пришли на Вятку первые славяне, нужно поискать эти характерные особенности жилищ на древнерусских городищах 12-13в. Для этого воспользуемся справочником Раппопорт П.А., Древнерусские жилища, 1975г., в котором описаны жилища более 300 городищь. Жилые стены выявлены в очень немногих из них. В основном это хорошо укрепленные крепости на юго-западной границе Киевской Руси, - в Галицкой земле (верховья Днестра и Юж. Буга) и на Днепре ниже Киева:
   *Ленковецкое городище (Черновцы) Во внутреннем валу окольного города и внешнем валу детинца обнаружены остатки деревянных клетей, служивших жилыми и хозяйственными помещениями,
   Городище Галица (г.Кучелмин в Черновицкой области) Основу конструкции вала составлял ряд дубовых срубов не засыпанных землей, а приспособленных для жилья и хозяйственных нужд,
   Городище на р. Згар (верх. Юж. Буг) На валу два ряда срубных клетей. Наружные забутованы глиной. Внутренние - жилые и хоз. помещения (4,7 на 4м),
   *Колодяжин на правом берегу реки Случь (Житомирская обл.) Срубные клети (3,6 на 3,2м), вплотную примыкавшие к валу по всему периметру городища,
   Райковецкое городище (Житомирская обл.) Срубные клети по всему периметру, с напольной стороны забиты грунтом,
   Судовая Вишня (Львовская обл.), Изяславль (на Киево-Галицко-Волынском пограничье),
   Иван-гора на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала. Во внутреннем ряду жилые клети чередовались с целиком засыпанным грунтом,
   Щучинка (Балыко-Щучинское городище возле г. Ржищев на Днепре) Срубные жилые клети примыкающие к основным клетям вала,
   *Замковище у с. Кононча на р.Рось, приток Днепра. Срубные полуземлян (2,5 на 3,5м), располагались двумя рядами вдоль рва, в 2 из 7 жилищ печи стоят у сер. стены,
   Воинская Гребля (г.Воинь на Днепре в устье Сулы) Срубные жилые клети на валу, внешний ряд клетей забит грунтом.,
   Коростень (Житомирская обл.) Основу конструкции валов составлял ряд деревянных срубов, забитых камнями и землей, ним примыкал изнутри ряд жилых клетей,
   *Слободка (г.Домагощ, замок русского феодала на Оке в земле вятичей) Жилища с досчатыми полами, наземные, полуземлянки и привальные срубные клети 4 на 2,5м,
   Телиженцы в Хмельницкой обл, на мысу правого берега реки Иквы (пр. Ю. Буга), в валу ряд деревянных клетей жилого и хоз. назначения, на площадке городища жилища-полуземлянки и хозяйственные постройки,
   Матвеевка в Полтавской обл., внутри вала срубная конструкция из 2-х рядов клетей, внешний ряд забит землей, внутренние клети - пустые,
   Головно в Волынской области, основу вала составляли два ряда клетей, внешний был забит землей, а внутренний приспособлен для жилья и хоз. нужд,
   Городное в Харьковской обл., основу вала составляла деревянная конструкция из клетей,
   Каменное в Сумской обл., городище, на правом берегу реки Псел, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей,
   Миклашевский, Полтавская обл., основу вала составляли три ряда дубовых срубов, 2 внутренних ряда не заполнялись грунтом и использовались под жилища и хоз. нужды,
   Процев в Киевской обл., в валу деревянные конструкции, жилые и забитые землей клети,
   Ржищев, город в Киевской области на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала, во внутреннем ряду жилые клети чередовались с засыпанными грунтом,
   Ходоров в Киевской области на Днепре, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, во внутреннем ряду жилые помещения чередовались с целиком засыпанным грунтом,
   Гринчук в Хмельницкой обл., на мысу высокого левого берега реки Днестр, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей, приспособленных для жилья,
   Старая Ушица в Хмельницкой обл. на р. Днестр, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, один из них был забит землей, а второй (внутренний) - пустой, пригодный для жилья и хозяйственных нужд.
   Мерешевка (р-н Окница, Молдова) в урочище Четэцуе на высоком мысовидном холме вдоль правого берега Днестра, наличие жилищно-хозяйственных клетей с тыльной стороны оборонительного вала позволяет интерпретировать данное городище в качестве самой южной сторожевой крепости Галицкой Руси.
   Звёздочкой (*) выше отмечены городища, внутри которых есть полуземлянки с печами у середины стены. Такая особенность встречается также на городищах: Осовик в Брянской области; Спас на Оке; Каневское на Днепре, Городск в Житомирской обл.
  
   Итак, подобные Вятским особенности жилищ (полуземлянки с печами у сер. стены, срубные жилые клети внутри вала) были характерны исключительно для крепостей Южной Руси с профессиональным военным гарнизоном (находки на Оке в земле вятичей будут объяснены ниже). Такая конструкция жилищ отвечает требованиям жизни мужчин-воинов. Если в семейном жилище печь-очаг обычно ставили в угол (больше свободного места) и служит она не только для обогрева, но и для приготовления пищи, то у воинов еду готовили в общих котлах на улице. Поэтому печь удобно расположить у стены и устроить над ней невысокие полати - лежанку для отдыха. Такая конструкция известна у казаков в 16-18в. Полуземлянки в сравнении с наземными домами более просты, требуют меньше стройматериалов и дров, и, что самое важное, менее пожароопасны. Попытаемся прояснить обстоятельства появления на Вятке южнорусских воинов. Но сначала обсудим одно важное обстоятельство.
  
   Основным индикатором той или иной археологической культуры является керамика - черепки, обломки глиняной посуды. Есть характерная (по форме и технологии изготовления) керамика и у славянских народов. Так вот, значительная часть Вятской керамики 13-15в. славянского вида имеет важную особенность: анализ глины показал, что она была замешана по методу Прикамских народов. В ней имеются добавки не свойственные славянским гончарам (толченая раковина, шамот и др.). Так как гончарным ремеслом в ту пору занимались женщины, то было сделано предположение, что женами некоторой части вятских славяно-русов были местные женщины. Керамика эта получила название 'славяноидная'.
   Вроде бы всё ясно и понятно, но создалась парадоксальная и даже скандальная ситуация. Дело в том, что подобная керамика обнаружена также на городищах Камской части Волжской Булгарии и горной Мари-Эл. Если с первыми можно найти какое-то объяснение (в городах Булгарии могли жить русские мастеровые и пленные), то появление таковой на пограничных городищах горных черемис требует осмысления. Некоторые марийские историки причисляют славяноидную керамику к марийской, по их мнению, в Вятских городках 12-15в. жили черемисы-марийцы.
  
    []
   Карта распределения славяноидной керамики. Из нее просматриваются 4 региона: два на Вятке - Никулицкий (от 6,7 до 25%) и Моломский (от 30 до 43%), Горномарийский (20-40%) и в отдельных городах Волжской Булгарии (от 0,1 до 20%).
   Для объяснения перечисленных фактов мною была выдвинута гипотеза о том, что славяноидную керамику можно связать с прибытием в Прикамье бродников, профессиональных воинов-наемников, живших в домонгольский период в пограничье Киевской Руси с половцами (низовья Дуная, Прута, Днепра и Дона). Точных сведений о них нет, за недостатком сообщений и археологических находок многое остается предположительным (места обитания, этническое происхождение и судьба). Ясно следующее: бродники вели достаточно самостоятельную жизнь, под водительством князей-изгоев участвовали в крупных сражениях и княжеских разборках, отстаивали свои интересы. Были они христианами, но часто союзничали с половцами, а позже с монголо-татарами. В сер. 13в. сообщения о них пропадают.
  
    []
   Карта расселения половцев. 3 - граница степи, 4 - кочевья, 5 - половецкие "бабы", 6 - летописные города-крепости половцев, 7 - русские города: 1-Киев, 2-Чернигов, 3-Переяславль, 4-Новг. Северский.
   Западных бродников звали берладники, вероятно, по прозвищу их предводителя Ивана Берладника, жившего одно время в местности Бырлад (Сиретско-Прутское междуречье, пограничье Галицкой Руси, венгров, половцев и Византии, ныне вост. Румыния).
  
   Историк Рыбаков Б.А. из книги "Рождение Руси":
   "Последним представителем мелких князей-изгоев был Иван Ростиславич Берладник, внук Володаря. В 1144 году он княжил в небольшом Звенигороде (на севере от Галича), а галичане, воспользовавшись тем, что их князь Владимир Володаревич был на охоте, пригласили Ивана и "введоша к собе в Галич". Когда Владимир осадил Галич, весь город отстаивал Ивана, но, в конце концов, ему пришлось бежать на Дунай, а Владимир, войдя в город, "многы люди изсече". На Дунае Иван Ростиславич по области Берлади и получил прозвище Берладника.
   В 1156 году мы видим Берладника в вятических лесах (отсюда артефакты присутствия воинов-галичан на Оке - Е.Х.), где он за 12 гривен золота и 200 гривен серебра служит неудачливому союзнику Юрия Долгорукого - Святославу Ольговичу. Затем он перешел в другой лагерь, и сразу его судьбой заинтересовались и Юрий Долгорукий, которому удалось схватить его и заточить в Суздале, и на другом конце Руси, в Галиче, - Ярослав Осмомысл, помнивший вражду Берладника с его отцом. Он посылает целое войско к Юрию, чтобы доставить Берладника в Галич и казнить. Но на пути неожиданно дружины черниговского князя Изяслава Давыдовича отбили Берладника у суздальских войск.
   В 1158 году он уезжает от гостеприимного Изяслава, ставшего уже великим князем киевским, так как дипломатический конфликт из-за него принял европейский масштаб: к Изяславу в Киев прибыли послы Галича, Чернигова, Венгрии и Польши, требуя выдачи Ивана Берладника. Он снова вернулся на Дунай, а оттуда во главе шеститысячного войска пошел на Галицкое княжество. Смерды открыто переходили на его сторону, но союзные половцы покинули его, так как он не разрешил им грабить русские города. Изяслав и Ольговичи поддерживали Берладника и затеяли поход на Галич, но галицкие войска Ярослава опередили их, оказались под Киевом и скоро овладели столицей. Ярослав "отворил ворота Киеву", а Изяслав и Берладник бежали к Вырю и Вщижу.
   Спустя три года, в 1161 году, Иван Берладник оказался в Византии и умер в Салониках; ненависть князей настигла его здесь: "Инии тако молвяхуть - яко с отравы бе ему смерть". Князь, за которого горожане Галича целый месяц сражались насмерть, князь, не допускавший половецких грабежей, князь, к которому "смерды скачут через заборола", конечно, интересная фигура для XII века, но слишком односторонне обрисованная враждебными летописями.
   Сторонников князя Ивана звали берладниками, были они, в основном, беглыми галичанами. В 1160 г. берладники ограбили киевский порт Олешье с устье Днепра. "Посла Ростиславъ ис Киева Гюргя Нестеровича и Якуна в насадехъ на Берладники, иже бяхуть Олешье взяли, и постигше я оу Дциня избиша я и полонъ взяша.." (Дичин - город в низовьях Дуная). В 1174 г. Андрей Боголюбский разгневался на Ростиславичей и велел им передать: "не ходите в мое воли. ты же Рюриче поиди вь Смолньскь кь брату во свою отчиноу, а Давиду рци - а ты поиди вь Берладь, а в Руськои земли не велю ти быти". В 1189 г. овладеть галицким престолом попытался сын Ивана Берладника Ростислав. Галицкие бояре призвали его, но в самый решительный момент изменили. Он был ранен в бою с венграми и взят в плен. Венгры приложили смертельный яд к ранам Ростислава, отчего он умер. http://papacoma.narod.ru/articles/rabinovich_berladniki.htm#ch02
  
   В комментарии к булгарской хронике Джагфар Тарихы есть интересные сведения:
   "Аркоч - булгарский город, построенный зимой-весной 1171 года по просьбе Кочубия - сына украинско-молдавского князя Ивана Берладника. После смерти отца Кочубий нанялся с тремя тысячами анчийцев (украинцев) на булгарскую службу. Царь Отяк поселил кочубийцев в Аркоче и его округе, где они занимались судостроением, судовождением, охраной речных путей и караванов, служили в булгарском флоте... Недовольные повышением налогов при Чельбире аркочцы заволновались, и кан бросил Кочубия (в начале 1181 года) в зиндан. В отместку аркочцы пропустили мимо своего города отряд новгородских разбойников. Когда к Аркочу прибыло карательное войско, кочубийцы бежали в глубь Ветлужских лесов и пробыли там до лета 1183 года. После набега Всеволода Суздальского Чельбир, нуждаясь во флоте, простил Кочубия и его людей и обещал им понижение налогов. Однако очень скоро кан нарушил обещание, и аркочцы в 1186 году вновь восстали. Царское войско и помогавший Чельбиру суздальский флот осадили Аркоч, и аркочцы сдались. Бывшие среди них беглые русские были выданы Чельбиром Всеволоду. Аркочцы принимали участие в походе 1219 года на Раджиль (Радилов), но весной 1220 года вновь восстали против царских поборов. Заступничество Газана, женатого на дочери Кочубия, спасло аркочцев от расправы после суздальского набега на Учель... В 1242 году Гази-Барадж пригласил большую часть аркочцев на службу Кыпчаку. Позднее они участвовали в разгромах Сарая, Нижнего Новгорода, Владимира, Устюга (1446 год) и в других походах".
   Аркоч - это крупнейшее на Волге в Горно-марийской округе Важнангерское городише 13-15в. с 40% славяноидной керамики. Поселившиеся там берладники отстаивали свои права, часто боролись с соседними булгарами. Сообщения комментатора не всегда надежны. В частности, в самой летописи о событиях 1181г. сказано: "в этот год обнаглевшие галиджийцы, притворившись балынскими рыбаками, проследовали в Нукрат-Идель (нижняя Кама) и разграбили замок кана Ибрагима 'Аламир-Султан'. От замка уцелела лишь башня Алабуга". Комментаторы перевели слово "галиджийцы" как "новгородцы". Но дело в том, что под галиджийцами в основном тексте ДТ изначально понимаются западные славяне, а уже потом новгородцы (в основе выходцы из зап. славянства). Поэтому отряд "галиджийцев" напавший на Булгарию в 1181г. и захвативший Елабужскую крепость, - это сами аркочцы. Поселившиеся на Волге галицкие берладники со всеми основаниями могли зваться галиджийцами.
   Верховья Сиретско-Днестровского междуречья входили в Галицкое княжество, срединные земли зависели от него, а низовья временами занимали половцы. Историческая Берладь помещалась в низовьях междуречья Сирета и Прута (с центром город Бырлад на реке Бырлад, приток Сирета, Румыния). Правобережная Берладь нижнего Дуная принадлежала Византии, с 1187г. - Болгарии. На гербе Галича была черная птица. Считается, что это 'галка', - отсюда имя Галиция.
   Как я уже писал в статье "Вятская Библия", галиджийцы после потери Елабуги ушли через Каму на Вятку в Никулицкую волость. Вполне вероятно, что их соплеменники, бежавшие от напавших на Аркоч булгар в Ветлужские леса, обосновались на Моломе. Так появились два района расселения первых славян на Вятке. После освобождением князя Кочубея часть их могла вернуться на Волгу. Выходит, легенда о заселении Вятки новгородскими беглецами произошла от неверного перевода этнического имени 'галич', а само сообщение об этом событии могло быть взято из булгарских летописей, которые наверняка были вывезены в Москву после взятия Казани в 1552г. Допуск к ним был явно ограничен, но автор 'Сказания о Вятчанах' (из канцелярии митрополита?) его имел. Правда, по какой-то причине название городка Аламир-Султан (Елабуга) было опущено, скорее всего, для маскировки источника.
  
   В бассейне Сирета и нижнего Дуная встречаются славянские топонимы и гидронимы (Бистрица, Яломица, Олтеница, Бродина). Гидроним Быстрица встречается в славянских регионах расселения от области Вел. Новгорода до Днестра, Словении и Польши. В России только один крупный приток Вятки носит это имя. Ойконимы также в основном на Украине и Белоруси. Микулинцы, город в Тернопольской области. В городе, на левом берегу реки Сирета, следы городища - остатки древнерусского Микулина, впервые упомянутого в летописи под 1144 г. Сравним с Вятским древним городом Микулицын. Меньшее количество славяноидной керамики в Микулинской волости объясняется приходом сюда в 14в. выходцев с Русского севера.
   "Движение славян с запада на восток прослеживается и по распространению таких старых славянских гидронимических суффиксов, как ец, ац, которых чрезвычайно много (местами почти до трети всех названий населенных пунктов) в топонимии Южной Польши, Чехословакии, Сербии и Хорватии. В нашей стране названия с суффиксом ец тем гуще, чем древней славянское заселение. Так, в западных областях Украины Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой - названия с этим суффиксом составляют более 3 %. В Винницкой и Хмельницкой - 1,5%, тогда как в южных областях - Днепропетровской, Кировоградской, Одесской, Николаевской - лишь какие-то доли процента. В Херсонской подобных названий совсем нет. Та же закономерность наблюдается и среди гидронимов. В верховьях Прута и Серета насчитывается 12% названий рек с суффиксом ец, в бассейне верхнего Днестра уже только 5%, в бассейне Северного Донца -2,5%, в Приазовье - меньше 1 %. Ту же картину дает распространение форманта ица. В Словении этим суффиксом образована почти четверть всех гидронимов, на Украине в бассейнах Прута, Серета и в верховьях Донца - меньше 2%. Южнее острова Хортицы по Днепру они отсутствуют совершенно". http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000115/st006.shtml
   "Речные названия на ец-ица составляют 6,5% всех русских гидронимов Вятки. Распространены они по территории области неравномерно. Все реки с названиями на -ица расположены на севере и в центральной части области, в основном, в бассейнах Моломы, Чепцы, Белой Холуницы и Юга. Южнее линии Котельнич - Верхошижемье не встретилось ни одного наименования с исходом ец-ица. Из 130 гидронимов бывшего Яранского уезда /юг области/ нет ни одного с суффиксом ец-ица, зато на территории Слободского уезда (центр и северо-восток области) из 149 рек 22 носят названия на ец-ица, это составляет 14,3% всех гидронимов. Северная и центральная части вятских земель заселялись тогда, когда продуктивность суффикса ец-ица была высока, он часто использовался при создании названий водных объектов". http://cheloveknauka.com/russkaya-gidronimiya-kirovskiy-oblasti
   К данному можно добавить мнение историка Луппова П. Н. "В переписных книгах Вятской земли XVII века мы не встречаем ни одного новгородского наименования XII, XIII или XIV веков, и в то же время в эти книги занесены географические наименования: нижегородско-суздальские, галицкие, северо-двинские". Приведенные цитаты подтверждают приход на Вятку в домонгольские времена крупной группы населения из региона раннего расселения славян - Галицкой земли. К этому добавлю следующее. На юго-западе Кировской области вблизи границы с Мари-Эл в Санчурском р-оне есть село Галицкое. Есть Вятская фамилия Галицких.
   Результаты раскопок на Горно-марийских городищах близки к некоторым Вятским. Например, археолог Михеева А. И. пишет: "По материалу кресты с Важнангерского городища делятся на каменные и бронзовые. Аналогий данным изделиям не обнаружено, но по технике оформления концов и пропорциям они близки находкам с Никулицына городища (Макаров Л. Д. 2001)". - Насколько я понял, кресты делали на месте в технике общей с Вятской. Есть схожесть в конструкции жилищ и укреплений, ну, и, конечно, "славяноидная" керамика. По матерям Горные мари были марийцами-черемисами. Вятские потомки галичан по матерям были вотяками. Славянских женщин на Вятке до второй половины 15в. было мало.
  

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Размещаю здесь свою работу 2013г., вызвавшую наибольший интерес.

Аватар пользователя дядя Женя

Покста-2 какое отношение имеет к Лебяжско-Уржумской волости, а Подрелье - к Пижемской? Покста находится на Пижме в Тужинском районе. А Подрелье - это что? Жерновогорье, что возле Советска?

Аватар пользователя skygrad

Аватар пользователя skygrad

Уржумская волость была выделена последнее время, насколько это верно пока трудно сказать. 

Выписка из перечня благочиний и церквей Вятской епархии за 1912 г.: ... Орловский уезд. Введенская церковь села Подрелье. Село расположено на правом крутом берегу реки Вятки. В селе три школы: церк.-прих. и земские мужская и женская: в приходе: земские смешанные в деревнях Саламатовской в 10 вер., Боярской в 6 вер., Калиничи в 5 вер., министерская смешанная в деревне Епиховской в 8 вер. и братская школа Святителя и Чудотворца Николая в деревне Поваринской в 8 вер. Главное занятие жителей земледелие, но малоземелье заставляет большую половину мужского населения прихода удаляться из дома на заработки в разные места и города. Летом многие из Подрельских прихожан служат на пароходах, занимая разные должности от командира до кочегара. На зиму мужское население отправляется на заработки в Сибирь, часть прихожан живет в Екатеринбурге и занимается здесь извозным промыслом. Живущие на берегу реки Вятки летом занимаются рыболовством. Женщины зимой вяжут в большом количестве сети. В селе волост. правл. Подрельское и фельдшер, а докторский медиц. пунк. в г. Орлове и в селе Великая Река в 25 вер., парох. прист. Гольцы в 5 вер.; ст. ж. д. Медянка в 24 вер.

В 1½ вер. от села в 1906 г. устроена старообрядческая молельня со старообрядческой школой...

Андрей Александрович, в том то и дело, что все в курсе, где находится Подрелье.

Автор почему-то отнес Подрельское городище к Пижемской волости, которая была в округе соверменного г. Советска.

Причем не понятно, то ли это его личное мнение, то ли так написано у археолога Л.Д. Макарова.

Может лучше прочитать работы Л.Д. Макарова не в пересказе, а в подлиннике.

Хотя бы здесь: http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=225

Спасибо! Но тогда надо узнать разъяснение по этому вопросу автора блога - от Подрелья до Кукарки далековато.

Аватар пользователя skygrad

Убрал спорные места о городищах. В оригинале статьи их нет. Позже попали откуда-то.

http://nabludatel.online/2013/04/29/vyatke-kto-oni/

Аватар пользователя skygrad

Подрельское городище и Подрельское селище это разные обьекты. Вообще, археологические памятники подвергаются разрушению, поэтому об их местоположении последние годы стараются умалчивать.

В работе Л.Д. Макарова речь идет именно о "городище Подрелье". Никакое "Подрельское селище" там и не упоминается.

Аватар пользователя skygrad

Категории селище и городище часто условные, например, Родионовское селище после обнаружения у него следов укреплений может называться городищем. Тут номенклатура официальная часто устаревает. Подрельское городище в Орловском районе ныне имеет наименование Подрельское 2.  Есть и Подрельское селище.

В работах Макарова упоминается два Подрелья. Но на его же схеме в доступной книге они не указаны. Возможно тут желание скрыть местоположение.

Аватар пользователя Эльвира Н.

Спасибо за статью!

Аватар пользователя skygrad

Благодарю за отзыв!