с Жерновогорье

4 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
crek
Аватар пользователя crek
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 23 часа назад
Регистрация: 15.02.2014 - 13:26

К описанию села Жерновогорье можно добавить:

"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначаль­но под названием "Пустыни Жерновых гор" в одной версте от слободы Кукарки...".

Д. Трапицын. 1851 год.

Наименование села произошло от названия местности "Жерновая Гора", из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и назы­вались "пустынями"), то поселения здесь еще не было. Время построения "пустыни..." можно отнести ко времени служе­ния архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г). Насто­ятели монастырей назывались "строителями".

Первым строителем "Пустыни Жерновых Гор" был Мака-рий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предте-ченским.

В окружении черемисских поселенки монастырь неоднок­ратно подвергался нападению и разорению. Уничтожались

 

"грамоты" на землю. В 1609 году при нападении на монас­тырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения со­вершались в 1650 и в 1660-х годах.

Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.

Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время веш­ними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монас­тырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сто­рону горы, что от монастыря не осталось и признаков.

При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, ко­торая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.

Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уло­жением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устро­ены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обру­шились, кроме четырех под часовней. По рассказам стари­ков, в обрушившихся могилах было много человеческих кос­тей и остатков деревянных срубов. К этой часовне издревле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й не­деле по Пасхе".

После перевода монастыря в слободу Кукарку, около ча­совни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в кукарские монастыри, а после их уп­разднения — в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники служ­бой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надпи­си с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые).

Спасская часовня (вторая) — деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предте­чи, В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.

 

К Воскресенской часовне (третьей) совершался крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церкви. Она располага­лась недалеко от Спасской часовни.

Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селе­ния— "Жерновая Гора", "Жерновогорское", "Гора", "Нагорс-кое", "Жерновогорье" (местное название — "Корынь", кото­рое никем не объяснено и доныне).

Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.

12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на
котором было решено организовать свой приход. 29 июля
1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в
Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860
года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Ала­-
бин способствовал открытию села и прихода в нём.

В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года пе­реосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Бо­жьей Матери с одним приделом.

На приходском сходе было решено строить каменную цер­ковь, был готов проект, но деятельный и энергичный свя­щенник А. Г Попов решил возвести грандиозный собор. За­ручившись поддержкой своего дяди, отставного подполков­ника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священ­ник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернс­кому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.

13  ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местно­
го духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным.

Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый — Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.

В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опоч-

 

ном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанны­ми глазурованными голубыми шарами. Самый большой ко­локол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Ель-кин.

Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опо­ки производила артель местных каменщиков во главе с мас­тером Т. М. Тюриным.

Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал свя­щенник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в дру­гое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Ель-кина, который кредитовал свои средства без процентов. Так­же использовался доход от перевоза через р. Вятку и от арен­ды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Нико­лай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.

Прихожане, не имевшие возможности внести деньги, без­возмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски...

Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Иль­ин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада цер­кви.

День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:

"Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать вели­чественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримеча­тельностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения дости­гала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.

В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, лью­щийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших ба­рабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто свет­ской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в вит­ринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечер­ние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители ел. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предло­жена в его доме трапеза для

души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани "Советск". Железную крышу разделили по предпри­ятиям г. Советска: в роно -- 250 листов, дом инвалидов -20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.

На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, — танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

А.С. Репин.

+ фото церкви. [URL=http://shot.qip.ru/00jMf8-512aR7ixQQ/][IMG]http://f5.s.qip.ru/12aR7ixQQ....

Отредактировано: ru-danko 11.10.2015 - 13:38
Я интересуюсь фамилиями:
Скулкин Онучин Шишкин
Селенга
Аватар пользователя Селенга

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 27.02.2015 - 11:51

Уникальная красота - творение наших предков!

Я интересуюсь фамилиями:
Позмогов
Сергей Николаевич

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.11.2013 - 14:58

Выдержка из статьи: Самый большой ко­локол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Елькин....

У меня вопрос: Может быть кто-то знает, кто такой Старостин?

Я интересуюсь фамилиями:
Михеев Старостин Кузнецов Скрипин
Сергей Николаевич

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.11.2013 - 14:58

Может быть у кого-то есть информация о Михееве Павле Николаевиче, он до войны 1941г. возглавлял лесосплав по Пижме-Вятке и жил в Жерновогорье или Печонкино....?

Я интересуюсь фамилиями:
Михеев Старостин Кузнецов Скрипин