Пророчинская религиозная община, монастырь

Тип: [другой]
Статус: ныне не существует

Яранский Пророчицкий мужской монастырь

В 1909 году в Вятской епархии действовало 6 мужских и 7 женских монастырей. Среди них числятся Яранский Пророчицкий мужской и Яранский Знаменско-Мариинский женский монастыри. О женском монастыре вы можете прочесть в краеведческом сборнике «Наш край» за 2001 год. Сейчас же, благодаря помощи Н.В. Редозубова, П.А. Богдана, Л.В. Куклиной и учеников Рождественской школы, Яранский краеведческий музей располагает некоторыми материалами и о мужском Пророчицком монастыре и его основателе отце Ниле. Некоторые факты основываются только на воспоминаниях и требуют уточнения. Просим всех, кто располагает какой-либо информацией, сообщить об этом в музей. Наш телефон: +7 (83367) 2-14-50, адрес: Яранск, ул. Кирова, 9.

— Отец Нил, помнишь ли, я когда-то говорил тебе, что одна купеческая вдова из Яранска, умирая в 1895 году, завещала на устройство мужского монастыря около 115 тысяч десятин земли в Яранском уезде?  — говорил владыка Алексий, беседуя с отцом Нилом.

— Да. Помню, владыка... Вы тогда высказали, что вас сильно заботит и беспокоит...

— Вот именно, именно... — прервал владыка, — заботит и беспокоит, что до сих пор еще не приступлено к исполнению воли завещательницы Анны Дмитриевны Беляевой, царство ей небесное, — и владыка благоговейно перекрестился. — Не было в виду человека, которому можно было бы вверить это большое дело... Ну, а теперь Господь мне указал этого человека, и человек этот — ты, отец Нил...

Отец Нил.

Как громом пораженный, сидел отец Нил и первую минуту не мог сказать ни одного слова. Но вскоре оправился и дрожащим от волнения голосом проговорил, поклонившись владыке:

— Ваше преосвященство, благодарю, прежде всего, за оказанную мне, недостойному, честь, а затем я чувствую себя совершенно неспособным для такого важного и ответственного дела. У меня нет никаких знаний по строительному делу, нет опытности, и вообще это дело не по моим силам... Ради Господа, прошу вас, освободите меня от такой тяжелой обязанности...

— Нет, отец Нил, — уже серьезно заговорил владыка, — я верю в твою неподкупную честность, бескорыстие и трудолюбие, не имею других людей, на кого мог бы я положиться, и потому я настоятельно прошу тебя принять мое предложение. Если же ты все-таки продолжаешь отказываться, то я, пользуясь властью, данною мне от Бога, возлагаемую на тебя обязанность строителя монастыря вменяю тебе в послушание.

... — Да будет во всем воля Божия! — с глубоким смирением произнес отец Нил, перекрестившись.

— Отец Нил, ты не смущайся и не бойся приступать к делу. Господь не посрамит уповающего на Него и благословит твои труды во славу Свою. Я же дам тебе в помощь человека, сведущего по строительной части. С его помощью ты найдешь рабочих людей, заготовишь необходимый материал, а, прежде всего, конечно, осмотришь местность, где должен созидаться монастырь. Все документы и планы, какие нужны будут по этому делу, я вскоре тебе передам. Разрешение на постройку храма и зданий монастырских мною уже получено. Медлить нечего. Помолимся, и с Богом, отец Нил, в путь-дорогу, — закончил владыка, вставая.

Прошло всего несколько дней, и отец Нил, напутствуемый благословением и благими пожеланиями успеха владыки Алексия, пустился на лошадях в дальний путь.

Весна была в самом разгаре. Везде все распустилось, зазеленело и зацвело. Долго ехал отец Нил и много испытал разных дорожных неудобств, пока, наконец, он добрался до города Яранска. Маленький захолустный городок, скорее похожий на небольшое село с населением около 5 тысяч человек, находился в 225 верстах от Вятки.

А.Д. Беляева.

По приезде в Яранск отец Нил тотчас же начал свои хождения по делу устроения новой обители. Везде, где только нужно было, побывал он с рекомендательными письмами от владыки. Недолго пришлось отцу Нилу разыскивать нужных людей и хлопотать самому, чтобы начать работы. В самом Яранске нашлись сочувствующие устроению новой обители, готовые помочь и советами, и материальной помощью.

Участок земли, на котором предполагалось положить основание монастырю, расположен был в девяти верстах от города, между двумя трактами, Кукарским и Котельничским, с хорошими лесными угодьями, покосом и пахотью.

Нашелся и подрядчик, которому сдана была работа. Он, по условию, должен был выстроить деревянный храм и два корпусных здания к сентябрю. Быстро закипела работа, и не видел отец Нил в трудах и заботах, как прошло лето и подошел сентябрь. Постройки благополучно закончились, и 25 сентября 1899 года торжественно был освящен новый монастырский храм во имя святой Анны Пророчицы, в память жертвовательницы по завещанию, Анны Беляевой.

Еще задолго до окончания работ к отцу Нилу стали некоторые являться и просить принять их в число будущей братии монастыря, и он никому не отказывал, всех принимал. Не было отказа ни малым, ни старым, ни нищим, ни даже убогим. Ко дню освящения братии набралось около 25 человек с разнообразными знаниями. Составился свой хор певчих, который был подготовлен под руководством неутомимого отца Нила. Масса богомольцев с разных окрестных сел и деревень и даже из Яранска заполнили храм и монастырский двор, слушая первую божественную литургию. У всех молящихся на лицах читалась неподдельная радость по поводу свершающегося торжества.

Но радостнее и счастливее всех был отец Нил.

Так дивно, по неисповедимому промыслу Божию, в далекой глуши возникла и устроилась пустынная... обитель, и отец Нил был назначен первым ее настоятелем. Он всю энергию своей души положил на эту обитель. Ежеминутно заботился о ее благоустроении как внешнем, так и внутреннем. Ввел отправление богослужений по образцу других строгих пустынных монастырей. Постоянно сам посещая все церковные службы, требовал того же от всей братии. Беспрестанно трудился и всем назначал должностные послушания. Был необыкновенно добр ко всем, случалось, отдавал последнее что имел, и вообще отказа ни в чем никому от него не было.

О. Матфей.

Народ близлежащих селений сильно полюбил отца Нила и усердно посещал монастырский храм, всегда с большим вниманием слушая на богослужениях произносимые им проповеди, отличающиеся искренней задушевностью и простотою изложения. Каждое его слово запечатлевалось в сердце богомольцев, иногда даже плакавших во время проповедей...

Отец Нил, в миру Александр Савельевич Пиляков, родился в 1866 году в деревне недалеко от города Торжка. После окончания городского училища поступил в 1882 году в Тверскую Губернскую Земскую Управу сначала писарем в земскую типографию, затем бухгалтером в бухгалтерское отделение. Много читал, хотел заняться самообразованием по всем наукам, но появилась тяга к духовной литературе. Долго и мучительно крепло решение уйти в монастырь. Работая, он помогал деньгами больным отцу, брату и двум незамужним сестрам. После посещения многих монастырей, где обращался за советом к почитаемым в России священникам, попросил разрешения у отца на уход в монастырь. Разрешение было получено, Александр Савельевич оставил службу и 28 мая 1894 года приехал в Печерский Вознесенский монастырь около Нижнего Новгорода. Первый постриг принял в 1896-ом. Вскоре после этого события викарий Нижегородской епархии владыка Алексий, принимавший большое участие в судьбе А.С. Пилякова, был назначен епископом в Вятку и предложил Александру Савельевичу поехать с ним. Но врачи советовали ему поселиться в южных губерниях. Попытка перейти в мужской монастырь в Тамбовской губернии окончилась неудачей. Тогда и приехал Александр Савельевич в Вятку. 9 декабря 1896 года состоялось пострижение А.С. Пилякова в иеродиаконы с наречением имени Нила, — в память преподобного Нила Столобенского. Посвящение в иеромонахи состоялось 12 февраля 1897 года на 32 году его жизни. Приписан отец Нил был к братии Слободского Крестовоздвиженского монастыря. В короткое время он снискал себе любовь и уважение среди жителей города Вятки. Простой народ скоро понял, что в лице отца Нила он имел отца и благодетеля, и шел к нему за советом и утешением...

О. Иоасаф. Фото 1957 года.

План Яранского Пророчицкого монастыря

Выполнил Н. Редозубов.

1. Храм святой Анны Пророчицы. 2. Кельи. 3. Кирпичный дом. 4. Святой колодец. 5. Монастырское кладбище. 6. Кладбище мирян. 7. Трапезная, канцелярия. 8. Хлебопекарня. 9. Церковно-приходская школа. 10. Метеоплощадка. 11. Часовня. 12. Дома. 13. Кедровая роща. 14. Башенки. 15. Гостиница. 16. Иконописная мастерская, гостиница, просвирня. 17. Кузница, столярная мастерская. 18. Конный двор. 19. Баня. 20. Пасечный домик. 21. Святое озеро. 22. Ферма.

Весной 1899 года епископом Вятским Алексием иеромонах отец Нил был благословлен на основание монастыря возле Яранска.

За короткое время пустынный уголок яранской земли неузнаваемо преобразился. Обитель обнесли оградой. С западной стороны ограду сложили из красного кирпича, с двумя башенками по краям. Металлические ворота на ночь закрывались. Через них в монастырь от Котельничского тракта шла дорога, до сих пор называемая Савватеевкой. Она вела прямо к монастырскому храму. Остальные три стены ограды были деревянными. Пятиглавый деревянный храм во имя святой Анны Пророчицы с колокольней стоял в центре монастырского комплекса.

Кельи монахов размещались в доме, что располагался на северо-запад от храма. Наличники, фронтоны здания украсили резьбой. Нижний край крыши оформили декоративными фронтонами. По второму этажу шел балкон. Предположительно в одной из келий первого этажа жил отец Матфей. По воспоминаниям Л.В. Куклиной, в его келье в полу было выпилено отверстие, через которое в землю уходило основание деревянного креста, стоял аналой.

Подпол под зданием очень высокий: там размещались склады. Закрывался подвал с восточной стороны дубовыми растворами. Ныне это жилой дом, и местные называют его «куклинским». С него сейчас осыпается резьба, нет балкона и декоративных фронтонов на крыше.

Неподалеку от этого дома на восток стоит здание из красного кирпича. К моменту закрытия монастыря строители подвели его под крышу. Полы стелили и вставляли рамы уже при совхозе. Сейчас здание принадлежит школе, и к нему пристроен современный корпус.

На восток от храма — монастырское кладбище. Когда-то здесь стояли надгробные памятники из белого камня. В начале сороковых, по приказу директора эвакуированного детского дома, их разбили и вывезли к Темному лесу. Тогда же впервые пытались раскопать могилу отца Геннадия (второго настоятеля монастыря), что повторилось в семидесятые годы.

Вот какую историю рассказала Людмила Васильевна Куклина: «Шуре Перемитиной понадобился гнеток для соленой капусты. Ну и принесла она камень — осколок памятника, что лежали разбитыми возле Темного леса. Гнеток подошел как тут. Только три ночи кряду приходил к ней монах и говорил: «Отнеси обратно камень». Женщина так и сделала».

В наше время только на могиле отца Нила есть крест и оградка. Известна могила отца Геннадия: ее узнают по яме, оставшейся после раскапывания.

К югу от монастырского кладбища хоронили мирян, пожелавших покоиться в святой обители. В 40-е годы кладбище мирян не тронули, но сейчас его нет.

На юго-восток от храма в двухэтажном деревянном здании имелись трапезная — на первом этаже, канцелярия — на втором, и, возможно, именно здесь, в южной части второго этажа, жил отец Нил. Сейчас уже нет балкона и крошится резьба, украшавшая когда-то его фасад. Ныне этот жилой дом называют «желтым», так как он покрашен желтой краской.

К югу от храма стоял еще один двухэтажный деревянный дом, который тоже исчез, как и маленький домик, где размещалась пекарня. Зато «сохранился» святой колодец. Есть и сруб, и колесо, и крытик. Колодцем пользовались еще в 70-е годы. А потом стали бросать туда мусор. Когда к колодцу зачастили любопытные ребятишки, его заколотили. А раньше, говорят, вода в нем была очень близко, чистая-чистая и вкусная. На дне будто бы лежала серебряная решетка.

Хозяева обители заботились не только о своем благоустройстве. При монастыре работала двухклассная церковно-приходская школа, где учились дети из окрестных деревень. (Возможно, и жили при школе). Бедным ученикам давались бесплатные обеды и ужины. Размещалась школа в двухэтажном деревянном доме, что стоял на северо-западном углу ограды.

Книгами из монастырской библиотеки пользовались монахи, послушники и миряне. В книжном складе можно было купить иконы, книги, картины и прочее. Иконы на заказ писались в живописной мастерской.

Монахи вели наблюдения за погодой. В небольшом домишке, что стоял возле кирпичного дома, помещалась метеостанция. Рядом устроили метеоплощадку с флюгером, термометром и осадкомером.

На территории монастыря было очень красиво, потому что кругом росли деревья, кустарники и цветы. Вдоль ограды с севера были посажены липы, с запада — лиственницы, с юга — березы, тополя, ветлы. Между домом, где помещались кельи, и кирпичным зданием подрастала кедровая рощица (она погибла лет 30 назад). Кедры и лиственницы завезли из Сибири. В своем орешнике монахи собирали орехи, в вишневом саду — вишню. Выращивали малину, смородину, ухаживали за кустами сирени и жасмина. И повсюду — цветы. Под кедрами ранней весной расцветала поляна подснежников.

В засушливую пору насаждения поливались: черпали воду из святого колодца и лили ее в лотки, проложенные по канавам во всех направлениях. Вдоль тропинок стояли скамеечки для отдыха — можно было посидеть и полюбоваться окружающей красотой. Везде монахи поддерживали чистоту и порядок.

За монастырскими стенами располагалось множество различных служб. Справа от ворот перед монастырской стеной стояли два здания, где размещались гостиницы для мирян, приходивших в обитель издалека. Богомольцы получали здесь постель и еду. Всегда было горячее. В постный день кормили гороховицей, грибовницей или картовником, в скоромный — молочным супом, кашей или яичницей. Делали очень вкусный квас, наливали его в четверти, ставили на стол: кто хочет — тот и пей. Одно из этих зданий сохранилось, в нем сейчас метеостанция. По рассказам Л.В. Куклиной, половину этого дома занимала иконописная мастерская.

Недалеко от современной метеостанции стоит двухэтажный дом с кирпичным низом и деревянным верхом. Это тоже монастырское здание. Первый этаж занимали столярка и кузница.

К югу от монастыря располагались конный двор, огороды, амбары, баня, ферма, пасека. Коровье стадо, говорят, было племенным, недаром после закрытия монастыря коров угнали в Вятку. В большом предбаннике кирпичной бани отгородили место, где сушили зерно, которое потом мололи на мельницах в Бусыгино и Осинках. Баней до сих пор пользуются 

Здание мужской гимназии, арендуемое у Пророчицкого монастыря.

За амбарами было озеро. По народным преданиям, когда-то здесь били ключи. Монахи углубили и расширили это место, сделав пруд (в народе его называют «святым озером»). По одним версиям, на дно положили плиты, на которых разноцветными камушками выложили лики святых. По рассказам Л.В. Куклиной, лики были нарисованы на гладких камнях размером 3–5 сантиметров. Озеро чистили каждый год, спуская его в реку Шошму. Сквозь прозрачную воду на дне проступали образа. Л.В. Куклина помнит лик Николая Святителя. В конце 60-х годов прорыли новое русло реки Шошмы, пустив его через озеро.

Еще южнее когда-то рос лиственный лес, называемый Светлым. От него на восток находилось болото, где росло много черники. А далее шел Темный — хвойный лес (второе его название Монашеский).

«В лесу что те в парке», — говорят старожилы, желая подчеркнуть, что и в лесу монахи поддерживали порядок. Лес был оканавлен. Для прогона скота на луга по болоту сделали насыпь.

Кроме всего перечисленного, при монастыре имелись фотография, сапожная и швейная мастерские, небольшое производство кирпича.

Вот такой воистину райский уголок был создан стараниями монахов и послушников.

В 1909 году в обители числилось 18 монахов, 57 послушников. Доходы обители складывались из доходов самого монастыря от требоисполнений и хозяйства, процентов с капитала А.Д. Беляевой, завещавшей деньги на основание монастыря, и с квартирного дохода. Дом купеческой вдовы Беляевой в Яранске был передан монастырю под заезжий двор. В 1909 году его арендовали под частное мужское учебное заведение, ставшее через год мужской гимназией. Сейчас здание принадлежит средней школе №2.

Датой закрытия монастыря считается 1921 год. Но в 1919-ом на его базе уже был создан совхоз(!?). Скорее всего, к этому году монахов уже разогнали, а в 1921 — закрыли обитель официально. Итак: 1919-й — совхоз им. Карла Маркса, 1924 — научно-исследовательское учреждение «Сельскохозяйственное опытное поле», с 1958-го — колхоз «Путь Ленина».

В середине 30-х годов с церкви сняли кресты. Какое-то время в ней держали арестантов. Была здесь и начальная школа. 9 мая 1945 года церковь обрушилась.

Грустно говорить обо всем созданном монахами в прошедшем времени.

Давайте лучше снова вспомним о. Нила — устроителя монастыря. В ноябре 2002 года исполнилось 100 лет со дня его кончины. 22 июля 1902 года (по старому стилю) о. Нил был утвержден настоятелем монастыря с возведением в сан игумена. А 18 августа того же года распоряжением Синода «настоятель Яранского Пророчицкого монастыря игумен Нил, согласно прошению, вследствие болезненного состояния, уволен от занимаемой должности, а на сию должность назначен иеромонах Вятского Успенского Трифонова монастыря Геннадий, с возведением его в сан игумена», — сообщали в 1902 году «Вятские епархиальные ведомости». В ночь на 7 ноября на 37 году жизни о. Нил скончался от чахотки.

Братия монастыря.
Во втором ряду третий слева — о. Нил, четвертый слева — о. Матфей.
Сентябрь 1902 г.

Всего три года о. Нил был настоятелем монастыря. Но, судя по некрологу, к моменту его кончины обитель практически была обустроена: возведены храм и семь зданий, работали школа, живописная, швейная, сапожная, столярная мастерские. Монастырь содержал себя сам, о. Нил был «врагом всякого сбора и никогда никого не отпускал за сбором, хотя братия иногда и предлагала ему этот способ содержания». Он создавал общину — заводил порядки, руководил, обучал братию, «набранную из самых серых мужичков».

Призванный в строители новоучреждаемого монастыря преосвященным Алексием, на первых годах своего иеромонашества молодой монах оправдал доверие своего Владыки и вложил всю душу в устроение монастыря.

В некрологе несколько раз подчеркивается, что о. Нил был «замечательным человеком, талантливой личностью... от природы обладал богатыми задатками ума и сердечности». И несмотря на то, что длительные годы изживалась даже память о Пророчицком монастыре, отца Нила помнят, говорят о его доброте и особенной любви к детям. Люди приезжают, приходят на его пока еще не очень обустроенную могилу. Мир праху его!

Елена Дождикова

Краеведческий сборник «Наш край» — № 7, 2004 год, г. Яранск Кировской области.

Местоположение:

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
9-12-258мон.Пророчинская религиозная община, монастырьЯранский уезд,
Яранская волость
Ивановский11 км1113417

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.