Желтые

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Варианты названия: Желтые, Желтых Песков, Желтопесковское.

По переписи 1710 года: Починок Семена Злыгостева, Желтые Пески.

 

В 1795 году в д. Желтые пески числится 26 дворов, в которых проживало 115 чел. муж. пола и 119 чел. жен. пола.

ГАКО Ф.237. О.71. Д.513.

 

В настоящее время:

С. Желтые- Верхошижемский район, Угорское сельское поселение.

ВПН 2010: 20 жителей (М- 9; Ж- 11).

Местоположение:
Церковь с. Желтые. 1958г.
Церковь с. Желтые. 1958г.

Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, типПоложениеУезд и станТерриторияОт уезд. города, в.От стан. кварт., в.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейПримечание
9814Желтых Песков (Желтые), д. каз.при ключе Желтых ПесковОрловский уезд,
Стан 1
По правую сторону Старо-Яранской коммерческой дороги, от с. Верхошижемского до границы уезда Яранскаго651254172183355Церковь православная 1. Торжок.

Книга Вятских родов

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Реестр селений и жителей на 1891 год
Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
12244село Желтые; Желтых ПесковВятская губерния, Орловский уезд,
Желтопесковская волость, Желтопесковское общество
с. Желто-Песковское, Богородицкая ц.
(церковь в этом селении)
Сырда → Ивкина49388рогожник; красильщик
Рода, число семей:
Примечания:
Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.Проч. нацмен.
8-01-091селоЖелтые, ЖелтопесковскоеХалтуринский уезд,
Верхошижемская волость
Желтопесковский14 км653095187201388

Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

ТипНазваниеРайонСельсовет
70803с.ЖелтыеВерхошижемский районЖелтопесковский сельсовет

Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

ТипНазваниеРайонСельсовет
80801д.ЖелтыеВерхошижемский районЖелтопесковский сельсовет

Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
6120селоЖелтыеВерхошижемский районУгорский сельсовет10

Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
6079селоЖелтыеВерхошижемский районУгорский сельский округ10

Всероссийская перепись населения 2010 года

Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
33208840003селоЖелтыеКировская областьВерхошижемский муниципальный районУгорское сельское поселение91120сельское

Государственный каталог географических названий (АГКГН)

Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
28172селоЖелтыеЖелтых Песков (Желтые)Верхошижемский район

Комментарии

Аватар пользователя tatiana1-51

По Реестру 2010 года: № 28172.

Аватар пользователя tatiana1-51

Уникальные снимки церквей Верхошижемского района сделаны фотографом быткомбината Б. И. Татариновым по заданию райкома партии в 1958 году. С какой целью были сфотографированы церкви, сейчас установить невозможно, а негативы Борис Иванович увез с собой в Геленджик. В 2009 году дочь Генриха Сергеева отдыхала там, и жена фотографа послала с ней сохранившуюся пленку. После сканирования и обращения в позитив эти изображения церквей дают представление о том, в каком состоянии они были полвека назад. (http://www.shizhma.ru/history/temples.html).

Аватар пользователя tatiana1-51

Добавила данные Реестра 1891 года

Аватар пользователя Ник.

В Реестр 1891 г. можно добавить фамилии: Решетниковы- 2 с, Вылегжаниновы- 1 с, Куликовы- 1 с, Клобуковы- 8 с.

В 1795 году в д. Желтые пески числится 26 дворов, в которых проживало 115 чел. муж. пола и 119 чел. жен. пола.

   ГАКО Ф.237. О.71. Д.513.

Аватар пользователя tatiana1-51

Добавила данные Реестра 1891г и 1795 года.

Аватар пользователя allaburdina

По Реестру 1891 г. в с.Желтые пески проживало 6 семей Россохиных.

Аватар пользователя tatiana1-51

Спасибо. Добавила.

Аватар пользователя tatiana1-51

ССНМ 1950: Кировская область,  Верхошижемский р-н, Желтопесковский с/с, Д. Желтые

Аватар пользователя Ник.

Почему по ССНМ 1950 Желтые записаны деревней. Это село.

Аватар пользователя tatiana1-51

Думала, что я ошиблась при добавлении, проверила, так написано в СНМ, видимо писарь ошибся. 

Аватар пользователя Lex

Газета "Верховья Шижмы" публикация от 24.09.2012

Никто из старожилов этого села Желтые не знает историю возникновения его названия. А произошло оно от его предыдущего названия - Жёлтые пески. Самым старым его жителем был Тихон Тимофеевич Решетников, родившийся в 1886 году. Его изба была также самая древняя, ещё рубленная топором. Он участвовал в империалистической войне, был в плену в Германии. По его воспоминаниям, в селе на четырех улицах имелось 77 домов, крытых соломой. В некоторых из них окна были затянуты шкурами, дым от печей выходил через дыру в потолке или в стене. В избах содержали скот.

Интересно узнать и о местной церкви, в которой крестился мой отец. По просьбе населения Желтопесковского прихода помещица Ермолина из Чурканов, куда мы всегда ездили на сенокос, кулаки Шишкин и Порошин из деревень Клин и Песок стали ходатайствовать о разрешении возведения каменной церкви, До этого была деревянная, её перевезли в д. Тюмени. Все местные жители, даже женщины, привлекались на сооружение храма, начавшееся в 1900 году. Труд был примитивный, ручной. Кирпич делали у Красной горы, в 500 метрах от церкви. Её строительство, которое велось лет шесть-семь, помнили жители села Решетников и Вычужанин. В ней отмечались три престольных праздника - День Святых Петра и Павла, Пречистой Пресвятой Богородицы и Рождество. Народу собиралось много: ходили по селу с иконами, устраивали ярмарки.

Помещица Ермолина, кулаки Шишкин и Порошин на строительство церкви пожертвовали большие средства. По их же инициативе под горой, где бьют ключи, соорудили пруд и назвали его Светлым. В религиозный праздник- Крещение - устраивались Богомоления. Приходил поп, чтобы освятить воду, которая после этого считалась целебной.

В 1869 году открылось народное училище, а в 1897 - трёхклассная церковно- приходская школа. В каменном здании обучались мальчики, а в деревянном - девочки. Помимо грамотности преподавался закон Божий. Далее открылась семилетняя школа. Следует отметить Михаила Фёдоровича (он был директором) и Клавдию Николаевну Обуховых. Всю свою трудовую деятельность они посвятили Желтопесковской школе. В тридцатые годы прошлого столетия ими произведена большая работа по ликвидации неграмотности. Михаил Фёдорович - участник Великой Отечественной войны, долгое время возглавлял партийную организацию. Умер он в феврале 1968 года.

В 1932 году в селе появился первый колёсный трактор. Посмотреть на него сбежались все. Первым трактористом был А. В. Злыгостев. В 1942 году он погиб на фронте. В дальнейшем в селе открылась изба-читальня, которую разместили в здании Желтопесковской волости. Там же находились сельский Совет и почтовое отделение. Наша знаменитость - Иван Николаевич Федосимов, совершивший подвиг в годы Великой Отечественной войны. В его честь когда-то было названо сельхозпредприятие, а потом и одна из улиц в посёлке Верхошижемье.

1976 год для Желтых «знаменит» тем, что село покинули многие семьи, и численность населения резко уменьшилась. Покажу это на числе учащихся школы. В 1974 году обучались 56 ребят, в 1976 - 35, в 1977 - 25, в 1983 году - только 4 ученика.

По материалам Верхошижемского краеведческого музея статью подготовила

Надежда БЕЗРУКОВА

п. Верхошижемье

Места молодости

Ничто так не вспоминается, как место своей молодости. Приехала я в Желтые в 1965 году. Вначале работала в интернате воспитателем, потом в школе вела биологию и химию. Тогда в ней обучались около 150 ребят, половина из них проживали в интернате. Семьи тогда были большие, и в каждой дети совершенно разные. К примеру, Валентин Гребенев - вечный замарашка в чернилах, а его брат Толя - аккуратист.

Верующей я не была, но крещёная. От бабушки научились просить помощи и спасения у Бога. Последние годы моя мама, Татьяна Никифоровна Костина, ветеран Великой Отечественной войны, жила в Оричах. Но до последних минут своей жизни считала село Желтые своим домом.

Тамара ПАРАХИНА

с. Оричи

С энтузиазмом - во всём

- Я из Кикнурского района. Приехала по распределению 19-летней девчонкой в 1973 году и начала вести уроки в Желтопесковской школе. Привыкла быстро. В селе тогда было много молодёжи, и в школе нас - пять молодых учителей. Мой предмет - математика. Подготовка всех концертов держалась на нас. В одном здании находились почта, клуб, медпункт и библиотека. В Желтых я и замуж вышла. Потом учить стало некого, семьи уезжали из села. В 1979 году и нам пришлось переехать. Но навещали село часто, так как в нём оставались родители мужа.

Таисия КОСТИНА

с. Коршик

Воздух родины…

- Моя бабушка Пелагея Максимовна Клобукова полгода ходила в церковно-приходскую школу. В Желтых родилась и я. Церковь была белая, высокая. Сейчас кажется низкой из-за отсутствия куполов. Разрушили её в тридцатые годы. При моей жизни в селе в ней был зерносклад. Бабушки разобрали иконы по домам. На иконостасе ещё оставалась позолота. Тогда был такой период, что и на кладбище запрещали ходить.

Несмотря на то, что мама была по специальности медик и на местном медпункте отработала более двадцати лет, я выбрала профессию учителя. В молодости хотелось стать всем: от доярки до балерины. Но по какой-то традиции все сельские девочки поступали в педучилище. Вот и я туда же. В Желтопесковской школе отработала с 1970 по 1978 год. Тогда в ней обучались 76 человек. Куда бы я ни уезжала, домой всегда возвращалась, как на крыльях. Ведь не зря же поётся: «Воздух родины - он особенный, не надышишься им».

Людмила ИОВДИЙ

Аватар пользователя tatiana1-51

Спасибо за комментарии! Читала на одном дыхании, как будто я оттуда родом. 

Аватар пользователя Lex

Таких воспоминаний по районным газетам тьма. И все от первого лица. Кстати когда читал начало статьи сразу понял, что писала его бывшая активистка. :) Термин кулак получил своё развитие лишь в 20-е годы прошлого столетия. А "помещица" из Чурканов......... это как то совсем фантастика, помещики ну те самые потомственные феодалы были только в южных уездах губернии, а в обыкновенном вятском починке, которым без сомнения являлись Чурканы, могла быть какая то бывшая горожанка, разделявшая взгляды народовольцев и воспринявшая призыв "идти в народ" купившая у крестьян землю и поселившаяся в деревне, ближе к тому самому народу, который её потом в "помещицы" записал. :)))

Аватар пользователя Ник.

Эти статьи написаны не "активистами", а просто людьми, знающими историю своего села только по легендам и рассказам старожилов. Документально многое не подтверждается. Я знаю всех этих людей, обычные хорошие люди, но далекие от краеведения. Написано, что никто из старожилов села не знает историю его названия, хотя название пошло от деревни, возле которой оно было основано, а деревня числится по переписи 1710 года, притом единственная в округе. Что касается "помещицы", то Ермолины в Чуркиных не проживали. Эта фамилия была основной в деревне Савичи, а сама "помещица" была из крестьян. Просто каким-то способом она разбогатела и скупила порядочно земли. В основном она проживала в Вятке, изредка приезжая в деревню. На земле работали наемные крестьяне, которым по сведениям, она хорошо платила. Прошение на построение каменной церкви подавали не кулаки Шишкин и Порошин, а крестьяне Иван Тимофеевич Чуркин и церковный староста Кирилл Яковлевич Россохин.

Аватар пользователя Lex

Вот она правда!!!! Николай Леонидович, я только предполагал. Мне "резанули" глаза слова кулаки и помещица, вот поэтому и написал. Если бы вы со своей стороны уточнили бы раньше, то правда была бы правдой и ничем иным. :) Ваши заметки в "Верховьях Шижмы" я тоже видел, но не позволяю себе их "копипастить", раз автор здесь на сайте присутствует и может сделать это сам, если сочтёт нужным.
p/s А интересно на чём Ермолина разбогатела? Насколько знаю быстро в конце 19 века крестьяне "поднимались" на поставках шпал.

Аватар пользователя Ник.

Алексей! Я тебя ни в чем и не виню. Ты написал то, что напечатано в газете. Появились эти статьи на страничке "К истокам" в районной газете, после состоявшейся в с.Желтые встрече бывших жителей села. Про Ермолину мне самому интересно найти какие нибудь сведения, но пока о ней ничего не встретилось. Звали ее Евгения Николаевна, а на чем разбогатела сказать не могу. На поставках шпал богатели наверное по маршруту строительства железной дороги, там своего леса хватало. А от Желтых до ближайшей ж/д станции Оричи даже напрямую, по старой оричевской дороге, километров 50-60 будет.

Аватар пользователя Lex

Лично меня немного озадачивает имя бывшей крестьянки - Евгения Николаевна. Ну Николай имя среди крестьян очень распространённое, а вот Евгения.... хотя, ну не сильно на слуху как то. Может крестьяне были какие то передовые? Меня вот имя Милица меньше бы удивило наверное.

Аватар пользователя Ник.

Каким бы крестьянин не был - бедным или богатым, грамотным или нет, не он давал имена своим детям. Имя давалось священником при крещении ребенка. На день какого святого выпадало рождение ребенка, то имя он и получал. По этой причине в семьях иногда бывало по 2-3 Ивана, Петра или Анны.

Аватар пользователя Lex

На каждый день не у одного святого память празднуется, выбор всегда есть. Например взять день только сегодняшний: Марк, Кирилл, Иоанн, Евстафий, Марк и Иона. А ведь разрешается именами нарекать без точной привязки день в день. Точно не помню, но вроде в неделю можно выбирать имя. Кстати, даже монахам при пострижении дозволяется некий выбор.

Аватар пользователя Ник.

В наше время при выборе имени ребенку и не вспоминают про святых. Я просто обратил внимание на записи в МК 18-19 веков. Если в начале дня начали записывать одно имя, то в течении дня оно пишется у всех младенцев этого пола. Может и были исключения, я на это не обращал внимания.

Аватар пользователя татива

А я имя Евгения встречала несколько раз в метриках 19 века.   В  вятской глубинке встречаются ТАКИЕ имена, что  удивление берет!  Моя знакомая собирает редкие имена, я ей из своих родословных "подкидываю"...

Аватар пользователя vbob

Также встречал Евгений и Евгения, правда достаточно редко: Два раза в год именины Евгении – 6 января и 1 августа.

Аватар пользователя vbob

а вот пример - когда в течение недели давали девочкам одно имя,т.е. не обязательно давали имя в день ангела

Аватар пользователя Lex

Я для себя в "вятских" именах открыл имя Милица. Оно сейчас можно сказать забыто, а ведь какое красивое имя для девочки.

Аватар пользователя татива

А мне очень нравится Домника, не Домна ( или католическое ДомЕника), а имено ДОМНИКА! Почему-то оно забыто...

А про то, что вся страница, а то и не одна с двумя именами, мужским и женским, я наблюдала в пермских метриках. Большой заводской поселок, а имен- ну десятка два-три в год... Иван, Петр, Николай, Михаил, Дарья, Марья, Евдокия...Не заморачивались священнослужители! А если попадалось " из ряда вон"- значит или из семьи заводского начальства или церковной! И когда начала смотреть в нашем архиве метрики, то была просто поражена ! Вятская глубинка и какая фантазия у священнослужителей! В тех же святцах имена находили...

Аватар пользователя Ник.

В каждом поколении были свои, "любимые", имена. Сейчас многие называют детей именами, которые лет 50 назад казались древними. В документах 18 века встречается немало имен, которые нам кажутся слишком старинными. Например, в родных для тебя Алексей деревнях Гребени упоминаются имена Меркурия, Анкидина, Галактиона Бажиных, Абросима Гребенева, в д. Кокуево упоминается Ферапонт Гогаринов и твой дальний предок Арефа Махнев. У меня бабушку по отцовой линии звали Устинья Дементьевна, а ее отца звали Дементий Архипович. Пройдет 50-100 лет и возможно что и эти имена "войдут в моду".

Аватар пользователя Lex

В сердце родина. Опубликовано в газете "Верховья шижмы"  03.02.2016 15:33

Почти пять лет назад Михаил Васильевич и Галина Васильевна Лузянины переехали из села Желтые в Верхошижемье. Купили на тихой улочке небольшой домик, сделали к нему пристрой. Засадили огород кустарниками, яблоньками, привезли с собой живность и стали потихоньку привыкать к новой жизни.

В посёлке им нравится, да и сын с семьёй рядом. Он и уговорил родителей перебраться из приходящего в упадок села. Но сердце неустанно зовёт их на родину, где каждый пригорочек и даже ямка на дороге имеют для них свою ценность.

Галина Васильевна родилась и выросла в Желтых. Только однажды отлучалась из дома надолго, когда училась в Уржумском ветеринарном техникуме. А Михаил Васильевич в этом селе окончил  семилетку.  И, получив в Халтуринской школе механизации профессию  тракториста-машиниста  широкого  профиля, трудоустроился  здесь же.

До выхода на заслуженный отдых супруги работали в совхозе «Угорский». Он пахал и сеял, боронил и убирал урожай. Управлялся с дизелем, трактором Т-150, комбайном. Она на фермах с. Желтые и округи выполняла работу ветврача. Делала животным уколы, прививки, проводила лечебные мероприятия, необходимые исследования. Зимой приходилось женщине и на лыжах, и на лошади добираться до ферм, расположенных вдали от села. А деревень в округе в то время было много. Это Чурканы, Лена, Кряжи, Долгачи, Фадинцы, Глинное, Савичи, Захаровщина, Чумное, Филинское. И почти в каждой из них располагались животноводческие объекты, были также четыре конюшни. Так что Галине Васильевне без дела сидеть не приходилось. Да ещё и в те времена у каждой семьи было своё большое подсобное хозяйство, и ветеринара приглашали к бурёнкам в любое время суток. Ферма в Желтых не раз завоёвывала по надоям и санитарным показателям первое место в районе.

С  теплом вспоминают супруги свою жизнь в родном селе. «В старые времена, - говорят они, - в нашем селе было больше 60 домов. Работали школа, медпункт, Дом культуры... Большой пруд, на дне которого били ключи, был всегда ухожен. Несмотря на тяжёлый труд, жили весело. Отмечали вместе праздники, участвовали в художественной самодеятельности. Собирались и организованно выезжали на культурные мероприятия в областной центр. Посещали филармонию, театр, возили детей в цирк.

Ни о чём в жизни не жалеем, только не заживает на сердце рана, что село наше умерло. Когда приезжаем в Желтые, больно смотреть на то, что от него осталось. Всего 3 жилых дома, у большинства других провалились крыши. Дорога с обеих сторон заросла кустарником. На крыше величавой когда-то церкви пустили свои корни деревья. Лес вблизи села вырубают, а после себя оставляют неприбранные делянки. Не осталось и вековых сосен, которые были посажены в Чурканах ещё при жившей там в царские времена помещице. А как мы ими любовались! Если бы только возродились наши Желтые, вернулись бы обратно!»

Воспоминания о молодости греют сердце Галины Васильевны и Михаила Васильевича. «Когда приходит районная газета, - говорит хозяйка, - в первую очередь ищу заметки про Угор». Но жизнь идёт своим чередом. Теперь герои мой статьи успели полюбить и Верхошижемье. Летом ходят в окрестные леса по грибы и ягоды. Зимой любуются из окна заснеженным пейзажем. На подворье у них есть кролики и куры-несушки (одна из них приехала с хозяевами из Желтых). Большую часть времени отнимают хлопоты по хозяйству.

Не забывают Лузянины и бывших односельчан, часто с ними созваниваются, иногда встречаются. Духом не падают. Михаил Васильевич и Галина Васильевна вместе уже 42 года и в горе, и в радости. А с трудностями, поделенными на двоих, всегда легче справиться.

Светлана ШУШКАНОВА

добавлю парочку фотографий деревни Желтые от группы "Мой верхошижемский район" в ВК