Анкушино (Трехключинское)

Тип: село
Статус: ныне не существует

Анкушинский починок упоминается в 1781 году в приходе села Загарье (с. Загарье, Юрьянского района), на починке жило 10 человек.
Село стояло на бойком проселке, на зимние ярмарки и праздники сюда приезжало много народа из Загарья, Совья, Бобино, Вятки и Слободского.

К 1860 году Загарский приход сильно увеличился и крестьяне из деревень, тяготеющих к Анкушино, подают челобитную об организации самостоятельного прихода. 15 сентября 1860 года резолюцией вятского епископа Агафангела, дозволено в селении Анкушинском открыть село под назваением "Крестовоздвиженского", по наименованию церкви, с одним священником и двумя причетниками на первый раз.
Место для нового села было выбрано исключительно удачно, хорошие пахотные земли, прекрасные луговые угодья, и главное три ключа с прекрасной питьевой водой. Эти три ключа и дали новое название селу "Трехключинское", так село и стало именоваться в духовной переписке и учете
К концу 1860 года был образован новый Анкушинский приход из деревень села Загарского.
В начале в селе был устроен деревянный молитвенный дом, который вскоре был перестроек в деревянную церковь. Небольшая деревянная Крестовоздвиженская церковь была освящена 19 марта 1861 года.
В 1879 году анкушинские умельцы начинают строить каменную церковь на собственные деньги местных крестьян. Каменная кладка здания церкви была закончена в 1884 году, далее началась штукатурка и внутренняя отделка. 10 ноября 1886 года новая каменная церковь в селе Анкушино-Трехключинское была освящена. В 1896 году началось расширение каменной церкви еще на одинпридел, который был закончен, и 22 февраля 1898 года освящен в честь святой Троицы.

После революции церковь не была разрушена. Большой вклад в спасение церкви внесла Копанева Анисья Афанасьевна. На время Великой Отечественной Войны церковь закрывали, но после войны Анисья Афанасьевна добилась её повторного открытия. Для этого нужно было собрать подписи девяти коммунистов, и она совершила этот воистину героический поступок.
К концу 1964 г. службы в храме прекратились по причине малого дохода. Крестовождвиженская церковь села Анкушино была закрыта в 1965 г. по приказу епископа Иоанна Кировского.
После закрытия церкви, внутри был сделан загон для коров, которые вытерли фрески на стенах, на уровне полутора метров.
Село постепенно опустело, и к концу 60-х годов из него уехали последние жители.

По материалам разных авторов.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      former_settlement
      с. Анкушино
      old_photo
      Строительство церкви 1884 г. Это фотокопия фотографии, которая находилась при входе в церковь и была там вплоть до закрытия церкви в 1965 году.
      photo
      Фотография предоставлена Николаем Глухих
      former_settlement
      с. Анкушино. Крестовоздвиженская церковь 2014 г.
      former_settlement
      с. Анкушино. Крестовоздвиженская церковь 2014 г.
      former_settlement
      с. Анкушино. Крестовоздвиженская церковь 2014 г.
      map_fragment
      с. Анкушино
      plan
      с. Анкушино

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Дорога Фомичи - Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Дорога Фомичи - Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Анкушино от старой дороги на Фомичи (Дмитрий Зонов)
      Анкушино от старой дороги на Фомичи (Дмитрий Зонов)
      Где-то тут стояла школа (Дмитрий Зонов)
      Где-то тут стояла школа (Дмитрий Зонов)
      Среди берёзовых джунглей (Дмитрий Зонов)
      Среди берёзовых джунглей (Дмитрий Зонов)
      Церковь в Анкушино Июль 2009 г. (cyxou)
      Церковь в Анкушино Июль 2009 г. (cyxou)
      Лесная низинка (Дмитрий Зонов)
      Лесная низинка (Дмитрий Зонов)
      Свидетели с. Анкушино (bokax)
      Свидетели с. Анкушино (bokax)
      Ур. Анкушино, Церковь Воздвижения Креста Господня (Юрий Зыкин)
      Ур. Анкушино, Церковь Воздвижения Креста Господня (Юрий Зыкин)
      Ручей из Святого источника (Дмитрий Зонов)
      Ручей из Святого источника (Дмитрий Зонов)
      Церковь в Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Церковь в Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Остатки домов в Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Остатки домов в Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Крестовоздвиженская церковь (Дмитрий Зонов)
      Крестовоздвиженская церковь (Дмитрий Зонов)
      Крестовоздвиженская церковь с северо-запада (Дмитрий Зонов)
      Крестовоздвиженская церковь с северо-запада (Дмитрий Зонов)
      Под сводами храма (Дмитрий Зонов)
      Под сводами храма (Дмитрий Зонов)
      И тишина... (Дмитрий Зонов)
      И тишина... (Дмитрий Зонов)
      Купола Крестовоздвиженской церкви, Анкушино (Дмитрий Зонов)
      Купола Крестовоздвиженской церкви, Анкушино (Дмитрий Зонов)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3899, 1762—1769 г.
      610237вновь росчисном починке ОнкушинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездВеликорецкий стан, Великорецкий оброчный стан, Загарская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 10 ♀ 8527—527об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3930, 1762—1764 г.
      770187вновь росчисном полчинке ОнкушинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездВеликорецкий стан, Великорецкий оброчный стан, Загарская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 10 ♀ 81-119—1-119об

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0903018п.ОнкушинскойСлободская округаЗагарская волостьчерносошных2251, л. 252
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      13529Анкушинскойпоч. каз.при колодцахСлободской уезд,
      Стан 1
      По проселочным дорогам, лежащим между Ношульской торговой дорогой и границей Слободского уезда с Орловским4343154654100

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      15856село Трехключинское; АнкушиноВятская губерния, Слободской уезд,
      Анкушинская волость, Соковинское № 2 общество
      с. Анкушино, Воздвиженская ц.
      (церковь в этом селении)
      Горниха → Вая23120извоз; пильщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      09010301селоТрехключинское (Анкушино)Слободской уездАнкушинская волость, Соковинское № 2-й общество205466120[-]1, с. 2—9
      Сословие (разряд)
      Народность
      205466120
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11. Слободской уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1896.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      090320селоТрехключинское (Анкушино)Слободской уездАнкушинская волость2061821431, л. 689 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/9.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      284001деревняАнкушинскаяСлободской уезд
      1-й благочиннический округ
      с. Трехключинское, Крестовоздвиженская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      1-03-004селоАнкушино, ТрехключинскоеВятский уезд,
      Загарская волость
      Анкушинский13 км28204869122191

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1416201001селоАнкушиноКировская областьКировский районАнкушинский с/с (ц.)3345155143298[-]
      Источники: [1, л. 176 ↗; 4, л. 12 об. ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 4. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      270101селоАнкушиноМедянский районАнкушинский сельсовет105183В т.ч. колх.: 22 хоз-ва и 65 чел., раб./сл. и врем. прож.: 83 хоз-ва и 118 чел.1, л. 499
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Крестовоздвиженская церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село ТрехключинскоеКрестовоздвиженская церковьСлободской уезд2-й благочиннический округ
      №5, с. 152-153

      68. Крестовоздвиженская в селе Трехключинском.

      Построена в 1860 г. и освящена 19 марта 1861 г., зданием деревянная с такою же колокольнею. Престол в ней один в честь Воздвижения Честного Креста Христова.

      При церкви состоят священник, диакон на дьяческой вакансии и пономарь. Священник и пономарь имеют квартиры в церковном доме. На содержание духовенству, при открытии прихода, положена прихожанами руга: священнику пуд ржи и пуд овса с дома, диакону по 25 ф., причетнику по 17½ ф. того и другого жита. Земли усадебной 3 дес., пахатной и сенокосной нет.

      В приходе 35 деревень, из которых 34 в Слободском уезде и 1 д. в Орловском; приход простирается на 9 в. от церкви; прихожан 720 м. п. и 845 ж. п.; раскольников в приходе 14 м. и и 20 ж. п.

      Ближайшия села: к востоку Совье в 16 в., к югу Загарье в 12 в., к юго-западу Медяна в 20 в., к западу Монастырское Орловского уезда в 16 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Трехключинская - Крестовоздвиженская, церковь приходскаяСлободской уезд1-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 1298, жен.п.: 2449. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1860.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      Трехключинское (Анкушино)КрестовоздвиженскаяСлободской уездГородское благочиние и 1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село Трехключинское (Анкушино)Крестовоздвиженская церковьСлободской уезд1-й благочиннический округ

      7) Село Трехключинское (Анкушино) – Крестовоздвиженская церковь, каменная, построена в 1886 году; расстоянием от г. Вятки, от уездного города и от благоч. в 37 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 1 д. 600 с., перелогу 20 д. 1368 с., сен. 10 д. 486 с., неудобн. 1986 с., братский денежный доход в 1907 г.: св. 686 р. 39 к., диак. 457 р. 59 к., псал. 228 р. 80 к.; руги соб. на весь причт но 200 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: правосл. рус. 1788 м. п., 1871 ж. п., старообр. 45 м. п., 56 ж. п.; приход состоит из 46 селений, расст. 1 – 10 вер.

      Село расположено на возвышенной местности в 1 вер. от реки Лекмы; близ села протекают три ключа. При селе открыты школы женская церк.-прих. и мужская земская, в приходе при селении Большое Бузаново земская мужская школа. Прихожане земледельцы. Вол. прав, и фельдшерекий пункт при селе. Пар. прист. Медянская в 35 вер.; ст. ж. д. Медянка в 14 вер. Село стоит на проселке.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. ТрехключинскоеКрестовоздвиженская церковьСлободской уезд1-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 47 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя КАВ

        Анкушино. Троица. Праздник села, которого нет...
        Вновь еду по старому Юрьянскому тракту, вновь листаю страницы прошлого.Шалыга, Сустигалово, Харюшинцы, Свинки, Чичерино, Фефилицы, Шалабаны, Ульяново, Кунгур, Трушичи, Копалки, Сеня Севастьян... Сколько деревень было в округе - больших, малых, и везде жили люди.
        А потом кто-то ушел на войну и не вернулся, кто-то умер от надсады, голода или старости, кто-то уехал искать призрачного счастья в иных приглянувшихся зазывных местах. И не стало деревень - только тополя кое-где еще стоят, скорбно свидетельствуя разор, черемуха буйствует по весне белым цветом да крапива скрывает зеленым ковром трухлявые останки нижних домовых венцов. А чаще перед глазами - голое поле, давно не паханное, давно не сеянное. Некому делать эту вековечную крестьянскую работу...
        И сел окрестных печальна участь. Анкушино - куда еще мой отец бегал босоногим мальцом - полвека скоро, как оставлено последними жителями, исключено из всех современных справочников и карт.
        - Самый печальный день в жизни, наверное, это был у меня. Жаль было уезжать. И сейчас вспомню - такая ностальгия по сердцу, - замечает Леонид Никифорович Горохов, последний житель села Анкушино. - Все было брошено, но часто еще туда ходили. Тянуло очень... Перед нами уехал Вожегов Павел Кузьмич - в Пестерово. Там дом купил... А мы уже по осени, по снегу. Отец, мать, я и три сестры. Трактор пришел с санями. Все имущество на них сгрузили, перевезли. В Кривошеино. А на доме даже окна не забили, просто прикрыли дверь, и всё. Потом его на дрова разобрали... Сейчас на нашем подворье - остов телеги, по нему и узнаю родное место... Сколько лет прошло, но до сих пор Анкушино снится: и школа, и кедры, и храм. А вот к Кривошеино душа не легла...
        Фотографии ли старые поперебираешь или послушаешь воспоминания бывших анкушинцев - к одному мнению непременно придешь: красивое было село, зеленое. Посреди - аллея, по одну и по другую сторону - тополя. И такая мощная - во все небо! - раскинулась у них крона, что дождь пройдет, а под деревьями непременно сухо... За церковной оградой - три кедра, к которым отношение особое, бережное. Под ними хоронили священников и уважаемых людей. А если захочется кедровых шишек, никогда не самовольничали: шли за разрешением к батюшке - только по его благословению вооружались палками и жердями.
        Словно предчувствуя скорую скорбную участь Крестовоздвиженского храма, один из кедров накануне закрытия неожиданно засох и до сих пор маячит мертвым стволом и голыми черными ветками. Позже уже по человеческой дикости и шальной дурости жестоко казнили второй: обвязав ствол многожильным тросом, грузовой машиной разорвали его пополам. Лишь последний зеленый богатырь, несмотря на серьезный возраст, неизменно на своем вековом посту и как может оберегает брошенный, порушенный и загаженный неразумным людом святой Божий дом.
        Три кедра было в Анкушине, а еще три знаменитых хрустальных ключа. На них, выполняя нехитрые гидротехнические работы, сооружали пруды. И каждому предписывалось определенное хозяйственное назначение. Один - с особо чистой водой, без тины, без ряски, без водорослей и прочей сорной растительности, - использовали исключительно для питьевых нужд. На берегу второго стояла колода для полоскания белья, в третьем поили возвращавшийся с пастбища скот, в четвертом, принадлежавшем одной из семей, водилась рыба. А еще за селом, где ключи дружно сливались воедино, силами старшеклассников закладывали школьный пруд, в котором многие местные ребятишки учились плавать, купали вернувшихся из ночного лошадей...
        Как подбирается место для первого поселения, что есть основа выбора: какая мысль? какой посыл? - непременно загадка, разрешить которую непросто. Но сметливый мужичок Анкуша, по имени которого и прозвали изначально этот починок, явно не прогадал: почесав затылок, свой новоселок расположил на возвышенности, на плодородной земле, в округе раздольных луговых угодий. Да плюсом сыскалось для всегдашних нужд еще три ключа - чем не жизнь?! Строгие архивные документы официально засвидетельствовали, что жизнь на выселке, основанном на трех чистых ключах, как на трех китах, действительно скоро забила ключом.
        Первое упоминание об Анкушинском починке в приходе села Загарье относится к 1781 году. Население - 10 человек... Тридцать пять лет спустя, по ревизским сказкам 1816 года, здесь значится уже 8 дворов и соответственно 28 мужчин и 39 женщин... В середине XIX века дворов уже 14, а жителей больше сотни... Наконец, в советское время, в 1926 году, Анкушино состояло из полусотни дворов, в которых числилось двести жителей. И позже село народом не бедствовало, если бы не война, сеявшая скупые и страшные похоронки - “погиб в бою” - или такие же горькие по сути, но оставлявшие хотя бы призрак надежды на возвращение казенные слова “пропал без вести”.
        Герасимов Геннадий Михайлович, 1920 г. р., из с. Анкушино Ложкарского с/с, сержант, разведчик 40 гв. сп., 31 января 1945 года погиб в бою, захоронен в Калининградской области, г. Гусев... Герасимов Михаил Григорьевич, 1903 г. р., из с. Анкушино, сержант, пулеметчик, 3 мая 1943 года умер от болезни в ЭГ-3763, захоронен в Челябинской области, г. Аша, городское кладбище... Костин Александр Семенович, 1897 г. р., красноармеец, в декабре 1942 года пропал без вести... Костин Василий Степанович, 1900 г. р., красноармеец, 4 августа 1943 года погиб в бою, захоронен в Орловской области... Караваев Михаил Федорович, 1913 г. р., красноармеец, в июле 1942 года пропал без вести... Перевощиков Александр Васильевич, 1913 г. р., красноармеец, стрелок 101 сп. 326 сд., 26 октября 1943 года умер от ран в МСБ 410, захоронен в Псковской области, Невельский район, дер. Окунявичи... Кибардин Геннадий Александрович, 1912 г.р., красноармеец, в 1942 году пропал без вести... Гладышев Степан Васильевич, 1913 г. р., красноармеец, пом. командира взвода 157 гв. сп. 53 гв. сд., 17 сентября 1941 года погиб в бою, захоронен в Московской области, Красногорский район, д. Федоровка...
        Долго еще можно делать выписки об анкушинских односельчанах из Книги Памяти, из поименных списков погибших воинов Юрьянского района. Вечная им благодарность и Вечная слава!..
        Зинаида Афанасьевна Мышкина в Анкушино приехала с мамой уже после войны, в пятидесятом году, и прожила до середины шестидесятых, долгое время занимая должность фельдшера-акушерки.
        - На одном конце села была школа - двухэтажное деревянное здание: классы просторные, окна большие. Тут я окончила семилетку... Помню: только услышим, что венчаться молодые едут, так мы с уроков убежим смотреть. Интересно же. Назавтра в дневник непременно поставят за поведение “неуд”, но нам-то что?! И на Пасху бегали на крестный ход вокруг церкви любопытствовать...
        Церковь - она на другом конце села располагалась, рядом с ней библиотека, изба-читальня, контора колхоза, ветучасток, медпункт, где я и проработала семь лет. И весь народ из ближайших деревень Кильмезь, Пестерово, Лифановы, Свинки, Чирухи, Светлица, Ярки, Ларинцы, Козлово, Фомичи... - все ко мне. Порой надо патронаж делать, на обход отправляться, а я вырваться не могу... Как-то на Благовещение приехал за мной на санях мужчина - жена у него рожала. И мы всю ночь с ней промучились, поутру только родила. Свекровь ее и заявляет: “Не отпустим тебя, пока оладьями не накормим...” Испекли оладьи, угостили по случаю двойного праздника, молодой отец меня обратно скоро отвез. Приехала я на медпункт - а там народу! Бабки с округи в церковь уже сходили, прочие дела переделали и теперь меня ждут. У одной одно: “Ой, матушка, так уж у меня голова болит, так болит...” - это она признаки гипертонии объясняет, другую иная хворь преследует, тревожит непрестанно. А кому-то просто надо лекарства прикупить на запас да на всякий случай...
        Тогда уже специальное постановление было вынесено, вступило в закон, что надо рожать цивилизованно, в родильных отделениях, а не по темным углам, деревням и починкам. Да куда там! У нас самое близкое родовое - в Загарской больнице: а это аж 18 километров отрезочек. Путь неблизкий, непростой и в лучшие дни, а случись непогода, тогда как? К тому же порой осмотришь роженицу - нельзя ее вовсе трогать, куда-то отправлять: схватки вот-вот начнутся... Все вспоминаю, как свекровь одну такую девку на печь загнала - пусть, мол, кости распарятся. И до того она там раскисла - никакой силы нет. Пришлось срочно спускать ее вниз, устраивать на скамейку. А скамеечка узенькая, вторую рядом приставили, а она другой высоты. С трудом нашли что подложить...
        За всех болящих я нервничала-переживала, порой пуще, чем родная мать. Вот одна родила двойню. И заболели дети. Да и как им не захворать, когда женщина стряпает - двери нараспашку, холодно, дует. А ни полатей, ничего - младенцы прямо на голом полу... У них уж никакого дыхания нет, задыхаются. И я чуть не упрашиваю: “Тася, миленькая, поезжай скорей в больницу. Помрут ведь...” А она в ответ почти с вызовом: “Ты с ума сошла! Куда я поеду с ребенками, когда корова должна растелиться. За ней кто присмотрит?..” Горчичники - и те не соизволила ставить, так я уж сама к двойняшкам спешу: редьки натру - и на тряпку, еще меду немножко добавлю. Надо же как-то выхаживать...
        Когда в Мурыгино с мужем перебрались, я еще долго по ночам просыпалась, вздрагивала - все казалось, что стучат, что за мной приехали...
        Праздник на Троицу
        Вновь обратимся к документам и прочтем неспешно, раздумно: своей резолюцией от 15 сентября 1860 года преосвященный Агафангел, епископ Вятский и Слободской, дозволил в селении Анкушинском открыть село под названием Крестовоздвиженское, по наименованию церкви, с одним священником и двумя причетниками на первый раз. И потому поначалу устраивается здесь молитвенный дом, полгода спустя превращенный в церковь, которую освятили 19 марта 1861 года.
        Два десятилетия служила анкушинцам деревянная церковь Во имя Воздвижения Креста Господня, двадцать лет крестили на ее потертых половицах крикливых новорожденных младенцев, венчали на долгую совместную жизнь парней и девушек, отпевали усопших. А сколько сокровенных молитв в ее стенах было сотворено смиренным православным крестьянством, скольким исповедям она безмолвно вни¬мала...
        Но проходит время, задумываются прихожане о каменном храме. И в течение пяти лет (с 1879 по 1884 г.) местные умельцы ведут кладку, а затем еще пара годков отводится на основательную штукатурку, устройство резного иконостаса и окончательную отделку.
        10 ноября 1886 года состоялось освящение новой анкушинской церкви. Престолов в ней было три: средний - во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, правый - в честь Святой Троицы (осв. 22 февраля 1898 года) - и левый - в честь св. Василия Великого.
        В рукописной Настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год значится, что священником в Крестовоздвиженском храме служил в эту пору Петр Замятин (здесь, за церковной оградой, и найдет батюшка со временем свое упокоение), приход объединял 46 деревень, удаленных на расстояние от 1 до 10 верст, и проживало в них православных общим числом более трех тысяч - 1788 мужского и 1871 женского пола...
        В свое время владыка Агафангел повелел назвать село Крестовоздвиженским, но пошла скоро большая неразбериха и полная путаница. О чем конкретно речь - о храме или же о починке, порой голову сломаешь, но не сразу разберешь. Потому настоятельно просили прихожане впредь именовать поселение Трехключинским. Разумное предложение было услышано: так и стали его называть в учетных бумагах и духовной переписке. Но полвека спустя, уже при советской власти, при переписи населения 1926 года вернули всё на круги своя - село Анкушино: просто, привычно, красиво...
        - Откуда бы ни подходил к селу - со стороны Пестерова, Шабурова или Тиминцев, церковь издалека видна, - вспоминает Леонид Никифорович Горохов. - И везде на въезде ворота. Когда еще в школе учился, бегали с ребятами, распахивали створки для машин. С одной стороны запустишь - и бегом на другой конец села, - расстояние, наверное, с километр. Там ворота отворяешь... Дома были сплошь деревянные, только два полукаменных, в два этажа. И школа тоже двухэтажная. На первом - раздевалка, столовая, спортзал, интернат, туалет у мальчиков. На второй, где уроки шли, вела широкая лестница, по перилам которой на переменах катались. Первый и третий классы, так же как второй и четвертый, вместе учились, в одном помещении. А с пятого - уже отдельно. Когда я в первый класс пошел - это конец пятидесятых годов, около десятка первоклассников было. И постарше ребят в классах примерно столько же...
        Дом наш метрах в двухстах от церкви стоял - три окна выходили на улицу. Восемь человек в нем жили: нас пятеро детей - я средний, две сестры старше и две сестры младше, бабушка и родители... На усадьбе калина, за огородом лог и пруд. И пока мать, бывало, оладьи пекет, сбегаешь туда - землянички насобираешь. Стакан-два. А потом со сметаной, с блинами. Вкусно...
        По весне по первым вытайкам в лапту играли. А потом и по всей деревне - от ворот до ворот - носимся... На прудах на плотах катались... Батюшка на колокольню пускал - ух, высоко, аж до Загарья все видно...
        Запомнился случай, когда самолет прилетал. Санитарный “кукурузник”... Тракторист тогда здорово покалечился. Заезжал по пьяному делу на тракторе без кабины в конюшню и не пригнулся. И ему позвоночник переломило. Вот его и забирали в город, а мы бегали смотрели. Впервые тогда близко самолет увидели - он прямо на поле садился... Еще по зиме как-то вертолет сел возле церкви, так что даже крест покосился. А когда взлетал, тяжело-тяжело выходил из снега, с надсадом...
        Праздник села - он и раньше был, и теперь остался - на Троицу. После Пасхи через пятьдесят дней... Со всех деревень собирались, родителей поминали. Сначала на кладбище сходят, потом в церковь, потом пляшут, потом, случается, и подерутся... У церкви, на ровной зеленой площадке, - колодец. Вот около него и играл гармонист, и плясала молодежь. Пляшут-пляшут, а тут кому-то что-то не понравится - и пошла потасовка. Кто бутылкой, кто кирпичом. Или шабуровские колья выломают и давай гнать тиминских. А то тиминские одолевают шабуровских и преследуют до выездных ворот... Дело, понятно, молодое, силы много. Потешатся да успокоятся...
        Весело, словом, было, надежда была какая-то на лучшее, что-то впереди светило. А потом все рухнуло...
        Без любви, без труда и постоянного пригляда запустение приходит очень быстро. Это непреложное правило, и исключений, к сожалению, нет. В 1968 году Анкушино покинули последние жители, три года спустя село официально исключили из списка населенных пунктов. Резная чугунная ограда на широком каменном основании, идущая кругом Крестовоздвиженской церкви, скоро была варварски срезана сваркой и спешно установлена на ложкарской нефтебазе. Да и сам Божий храм превращен в загон для телят и взрослой скотины, вытершей до кирпича изумительные стеновые росписи и загадившей пол метровым слоем навоза. Но и этого разорения кому-то показалось мало. Вдобавок ко всем прежним бедам-печалям в середине девяностых рьяные чиновники из крутых кабинетов на полном серьезе предлагали устроить на месте старинного вятского села Анкушино областную свалку отходов, но, к счастью, эта безумная идея так и не нашла реального воплощения. Поговорили, поспорили и забыли. Хорошо бы навсегда...
        А сами анкушинцы село помнят и по-прежнему собираются там родным кругом на Троицу. И снова звучит по соседству с несгибаемым кедром под удалую гармошку знакомая всем частушка: “Все Анкушино на славе, колокольня белая. Анкушинская молодежь веселая и смелая...”
        Как знать, не выпадет ли однажды в эти призывные места дорога и мне, потому как и повод имеется: на старом сельском кладбище, случалось, хоронили жителей и кокинской округи. Может, лежит там кто-то из отцовского рода...
        В Анкушино - по бездорожьюНе загадывал особо, не тешил настойчивую мысль непременно побывать в скором времени в Анкушине - как и когда это случится, так пусть и случится, но на деле все сложилось самым спешным и удивительно удачным образом. Позвонил одиннадцатого июня, накануне Троицы, Анатолий Иванович Мышкин, полвека назад, еще совсем молодым, заведовал он анкушинской избой-читальней. Одно только спросил: “Готов?..” “Готов...” - несколько неожиданно даже для себя ответил я, хотя был абсолютно не готов: сбитые под Медянами в Великорецком крестном ходе ноги еще болезненно ныли, каждый шаг оттоптанных и намозоленных ступней давался с трудом, а завтра вновь предстоял пеший переход в пять-шесть километров - от шоссейной трассы до бывшего села проезжей дороги нет. В иное время это, конечно, не расстояние, не серьезное препятствие: пробежишь - не заметишь, но когда за плечами крестоходство до Великой и обратно, завершившееся всего пару-тройку дней назад, да неудачно подобранные, не по размеру сапоги - тут уж совсем иной разговор и весьма основательные вольные-невольные сомнения.
        Но ежели дал согласие, слово надо держать...
        Собираться вместе, обмениваться первыми приветствиями и новостями анкушинцы начали уже на старом Юрьянском тракте - на повертке на Загарье. А когда миновали Ложкари, спустились по правую сторону с асфальта на проселок по крутому ямистому съезду и подкатили к небольшому лиственному подлеску - глазам предстал достаточно внушительный числом, под десяток единиц техники, и весьма разнообразный по модельному ряду импортно-отечественный автопром, разумно отправленный на стоянку перед разбитыми лесовозами и тракторами ярко-красными глинистыми колеями. Дальше следовало идти пешком. Ну да за разговорами и воспоминаниями время летит быстро.
        - Вот Караваев был, теперь уж покойный... На день села он с Медянки приходил. Это 17 километров до Анкушина. И гармонь с собой непременно волокет, еды волокет, еще что-то для веселья... И потом обратно этим же путем ему надо возвращаться... - рассказывает Анатолий Иванович Мышкин. - И сейчас, когда приезжаем в Анкушино, организатором и главным объединителем по-прежнему является гармонь. Кто бы ее ни взял...
        Внимаю рассказам, поспешаю за провожатыми, бухая сапогами по примятой траве петлистой дорожки, огибающей очередное топкое место. А вот уж проселок - весь в метелках молодой кисленки да ромашках - выбежал из леса на лужок, пошел на взгорок.
        - Меня в Анкушине крестили, когда я в 5 классе учился, бабушка привела... - продолжает Мышкин. - А когда направили работать избачом, ездил на велосипеде. От своей деревни - от Малых Баранцей - это 8 километров. И так ежедневно: взад-вперед... Ни дорог, ничего - просто лесная тропинка... Порой едешь по лесу - слышно колокол. Сейчас бы остановился, слез, перекрестился, а тогда что... Одно на уме: надо “кочегарить” вперед, на работу... Моя обязанность была - ходить по деревням, развешивать плакаты: “Да здравствует 1 Мая!” или “Доярка Иванова получила рекордное количество молока. Равняйтесь на нее!” Или что-то подобное. Агитировать, словом, тормошить народ... А я уже на гармони играть умел. Потом трехмесячные курсы баянистов закончил - ходили по деревням с концертами. В Шабурово, Забегаево, Тиминцы... Потом и кино показывал - работал киномехаником...
        Помолчал немного и добавил с грустинкой:
        - Не знаю, чем приворожило меня Анкушино, но точно скажу - приворожило. Может, народ там не такой, как в других местах... не знаю. Хотя народ наш вятский вроде везде одинаковый... А может, просто потому, что молодость там прошла...
        Идут анкушинцы размеренным шагом - ни тихо, ни быстро, переговариваются вполголоса. А я, прислушиваясь к разговору, стараюсь вспомнить, да не могу отыскать в памяти, есть ли еще где на Вятке Крестовоздвиженский храм. Вроде, кроме г. Слободского, как и нет больше. А вот история праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - это в памяти незабвенно. Напомню и вам.
        Как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, крест, послуживший орудием казни Спасителя, был скоро утерян. А в 70 году пришла новая беда - римские войска полностью испепелили Иерусалим, предав забвению святые места, связанные с земной жизнью Господа.
        Минуло немногим более двух веков. В 311 году византийскому императору Константину предстояло сражение с его злостным недругом Максентием. В силу и непобедимость своего войска император не особо верил, не доверял и воле случая, потому искал поддержки и помощи свыше. Тогда и увидел он в небе сияющий крест и слова “Сим победиши”. А ночью во сне явился ему Христос и повелел изготовить воинское знамя с изображением небесного креста. Константин незамедлительно выполнил все указания и скоро одержал убедительную победу. Потому, исполненный бесконечной благодарности, он первым из римских императоров принял христианство, а позже отменил казнь через распятие на кресте...
        Мать императора Константина Великого, св. равноапостольная царица Елена, очень сокрушалась по утерянным величайшим христианским святыням. Уже в весьма преклонном, восьмидесятилетнем возрасте отправилась она паломницей на Святую землю. Но даже прибыв в Иерусалим, никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень: место, где совершилась казнь Христа, было осквернено и забыто - на нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а рядом груды мусора. Помог престарелый иудей по имени Иуда: он и подсказал, где нужно копать. Храм Венеры по приказу царицы тут же сравняли с землей и вскоре обнаружили Лобное место, а недалеко от него - три креста: один из найденных был орудием мученической смерти Спасителя, два других принадлежали распятым вместе с ним разбойникам.
        Истинный Крест Христов явил себя скоро через совершившееся чудо. Иерусалимский патриарх Макарий, всячески помогавший царице Елене в ее многотрудных праведных поисках, предложил простое испытание. На место обретения святыни принесли находившуюся при смерти женщину, по очереди приложили к ней все три обнаруженных креста. И после прикосновения к третьему больная полностью исцелилась!
        Что же в итоге послужило причиной установления праздника Крестовоздвижения? По одному из предположений, обретение величайшей христианской реликвии привлекло множество народу. И чтобы поклониться честному древу Христова Креста могли все, патриарх Макарий взошел на возвышенное место и поднял (воздвиг) Крест над своей головой. Именно это действие легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви 14 сентября (27 сентября по новому стилю).
        Кстати, судьба обретенного святой равноапостольной царицей Еленой Креста Христова сложилась так, что уже в ранние времена святыня была раздроблена на множество мелких частей, разошедшихся по всему миру. Большая часть древа Креста хранилась в ковчеге храма Воскресения в Иерусалиме, еще одна - в драгоценном кресте-реликварии в Константинополе. Но ныне местонахождение этих святынь неизвестно. А вот чин Воздвижения Креста совершается в праздник Крестовоздвижения в кафедральных храмах примерно по тем же правилам и установлениям, что и во времена раннего христианства в окрестностях Иерусалима. Епископ или священник пять раз при пении “Господи помилуй” совершает воздвижение креста на четыре стороны света: на восток, на запад, на юг, на север - и в последний раз - на восток. Затем все молящиеся целуют крест и помазываются святым елеем. Такое вот церковное действо...
        Родину спасти
        До села еще не дошли - хотя и нет давно в нем ни одного строения, ни одного домового остова, и сколько ни высматривал по ближайшей округе внимательно, пытливо, но даже колоколенку не углядел, - свернули с большака налево, на тропу, поросшую папоротником. За последние годы это привычный для анкушинцев маршрут - сначала на кладбище. На могилках прибраться, оградки покрасить, родных помянуть. Даже специальный указатель на развилке поставлен с железной остроносой стрелкой - не заплутаешь. И только потом - до околицы бывшего села, до Крестовоздвиженской церкви или до своей бывшей одворицы, едва угадываемой в низинке в буйном разнотравье.
        Когда впервые приходишь в Анкушино, храм открывается как-то вдруг, внезапно: закончился небольшой перелесок - и ах! вот оно, церковное строение, на другой стороне небольшого лужка. Стоит пряменько колокольня, а главное здание несколько затенено разросшейся кучерявой березкой. Не присмотришься внимательно, можно сразу и не заметить.
        Это действительно чудо-храм. Почти полвека прошло с его закрытия - и ломали его на кирпич, но где там, разве разберешь кладку старых мастеров, ни лому, ни кувалде она не под силу, и домашнюю животину загоняли сюда на постой, и гадила она прямо на половые плиты, истертые подошвами и коленями многих поколений анкушинцев, и царапали по изумительным по красоте стеновым фрескам гвоздем, острой веткой или кирпичным обломком бездумные Сережи, Юры, Вадимы, Павлы, Жени свои инициалы да названия своих деревень, - а он, и смертельно раненный, и донельзя униженный и оскорбленный, до сих пор поражает внутренним величием и поразительной красотой. И сегодня, стоя около разбитого алтаря, около окаменевших куч многослойного навоза и строительного мусора, можно с восхищением рассматривать живописные сцены Священного Писания в купольной части храма, изображения Богоматери с Младенцем, евангелиста Иоанна на стенах...
        Стою на обломанных, затянутых мхом ступенях паперти, осеняю себя крестным знамением, а справа от входа шумит, играет на ветру зелеными ветвями раскидис¬тый кедр, вырвавшийся из цепких объятий молодой черемуховой и сиреневой поросли. И вспоминаются, и повторяются раз за разом стихотворные строчки моего товарища, вятского писателя Алексея Смоленцева:
        ...Значит, рано нам сдаваться ночи,
        Да и дел-то соберешь в горсти -
        Возродить живой воды источник,
        Храм расчистить, Родину спасти...
        И верно: прийти бы сюда вновь 27 сентября, в престольный праздник Крестовоздвижения. Да не просто так прийти, а преодолеть эти пять-шесть километров от трассы по лесному проселку крестным ходом, с батюшкой во главе, с иконами, хоругвями и молитвенным песнопением, отслужить в церкви панихиду по всем родным и близким, друзьям и приятелям, кто упокоился на сельском погосте в разное время под крестами и звездами, а потом потрудничать - вынести строительный лом, выгрести слежавшиеся нечистоты из Божьего дома, сколько осилится на первый раз, прилегающую территорию обиходить от дурного кустарника и крапивного захвата. Негоже, не по-христиански из года в год наблюдать такой постыдный разор. А после забот праведных можно и могилки проведать, посидеть в уединенном молчании. А под занавес общее поминальное застолье накрыть - всем вместе, всем сельским миром...
        Может, когда и сладится такое спасение родной стороны...
        №113 от 26.07.2011 «Вятский край» Виктор БАКИН

        Аватар пользователя Perol

        Метрическая книга Иоанно-Предтеченской церкви села Култаево Пермского уезда Пермской губернии за 1909 год. (ГАПК. Ф.719.Оп.1.Д.488. Л.30об.-31).

        О родившихся.

        5/7 июля 1909 г. Ольга.

        Вятской губернии Слободского уезда села Трехключинского, сын псаломщика Михаил Алексиев Пасынков и его законная жена Евдокия Михаилова, оба православные.

        Восприемница: Родителю родная сестра Надежда.

        http://bit.ly/2CUucZC

        Аватар пользователя КАВ

        Анкушино Вчера, сегодня, завтра. https://youtu.be/mRRhd-eoy1o