Всехсвятское (Сырьяно-Всесвятское)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

История села Всехсвятского

Село Всехсвятское (в прошлом Сырьяно–Всесвятское) – одно из древних сёл на территории Белохолуницкого района. К началу своего существования  оно входило в Сырьянский стан Слободского уезда. О древнем происхождении села свидетельствует «Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской Епархии» В.И. Шабалина. В ней, на с. 471, читаем: «с. Сырьяно–Всесвятское, приход древний, основание его относится ко второй половине XVI ст. По переписи Доможирова, составленной в 1629 г., а равно и по другой переписи, произведённой писцом  Карауловым в 1654 г. этот приход уже значился».

Сырьянский стан в конце ХVI - начале ХVII в. был в основном заселен удмуртами, но в это же время идёт бурное заселение северных земель русскими, которые основали поселения вначале на берегах Вятки, а в дальнейшем по её притокам. Таким поселением стал небольшой починок Мишки Головкина на речке Осётровке рядом с большой удмуртской деревней Передняя Муина в 1581 г., который и вырос потом  в село Всехсвятское. Починок этот был односторонок, то есть дома располагались по одной стороне. Тогда же была построена первая деревянная церковь во имя Всех Святых. Первыми жителями были 3 или 4 семьи Анфилатовых и Поповых, судя по фамилиям,  выходцы из города Слободского.

Через 20 лет первая церковь сгорела от молнии. «И в 1603 г. в селе над речкой Осётровкой построили новую большую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и теплый придел во имя Всех Святых. Старая деревянная церковь, стоявшая в селе 175 лет, была разобрана в 1778 г.

В 1629 г. в селе имелось 5 дворов церковников (в их числе и попа Василия Юрьева) и 16 дворов бобыльских.

В 1640-1650 годах через село Сырьяно-Всесвятское пролегла большая дорога, шедшая из Москвы через Хлынов, Слободской на Кай, Верхотурье в Сибирь. В селе устроили постоялый двор для обозов и ямскую станцию. Местные крестьяне получили возможность в зимнюю пору на своих лошадях зарабатывать на перевозке грузов: хлыновский хле6 - в Тобольск, а мороженое молоко и мясо - в Москву.

В 1678 г. во Всехсвятском насчитывалось 7 дворов церковников и 20 дворов оброчных бобыльских, в которых проживали 87 человек. Старинные документы сохранили их имена: поп Петр Котевин с работником Ваской Котеговым, диакон Иван Городилов, дьячок Гришка Попов, просфирница Марийца Полудницына, бобыли Васка Селиванов и его работник Мишка Кочергин, Конашка Романов, Никитка Трапезников и другие» [6].

В 1695 г. в городе Слободском известный мастер колоколитейного дела Трифон Каркин изготовил колокол для церкви Всех Святых.

С ростом населения церковь становилась тесной. И в 1765 г. было принято решение  построить в селе каменную церковь.

В ГАКО хранится отпуск в деле Вятской Духовной консистории 1765 г.  №13: «По благодати, дару и власти всесвятого и животворящего Духа, данной нам от самого великого архиерея господа нашего Иисуса Христа через святые и священные Его апостолы и их наместники и приемники. Благословили мы и дали сию храмозданную грамоту Епархии нашей, села Сырьянско–Всесвятской церкви священно–церковнослужителям и старосте церковному с приходскими людьми, по прошению оных, вместо обветшавшей деревянной Всесвятской, сооружить вновь каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Всех Святых церковь, и когда сооружены будут, тогда убрать те церкви иконостасами и святыми иконами и прочим церковным благолепием.

Май 28 дня 1765 г. № 769

Подлинная грамота подписана Его преосвященством тако: Божиею милостию Смиренный Варфоломей Епископ Вятский и Великопермский.

Подлинная грамота подписана иереем Феоктистом» [3].

О выборе места для неё бытует такое предание. Будто бы прибывший из Вятки архиерей со свитой для выбора места и закладки церкви, определил это место на вершине увала. Оттуда сам по себе открывался широкий вид на окрестные просторы, а с колокольни он расширился бы вдвое. Но головкинцам это место не понравилось. Далековато от селения и от речки, да и трудновато туда подниматься пожилым людям по крутому склону увала. Ночью кто-то из них перенёс крест и икону, поставленную архиереем на вершине, вниз – на берег Осётровки, в центр деревни. Утром объявили, что место для церкви на горе не угодно Богу, и он сам послал архангела, чтобы перенести крест с иконой на другое место. В действительности, человеком, который перенёс крест на берег Осётровки, был обычный мужик Василий Попов, которого впоследствии прозвали Василий-архангел. Так и освятили это место у речки на высоком берегу приезжие священники для новой церкви. Решили посвятить её Всем Святым и назвать село Всехсвятское. На молебен и закладку церкви собралось множество людей со всего прихода.

Строилась церковь на губернские средства по линии духовенства, а также были пожертвования с прихожан. Так что строили её всем миром. Кирпич изготовляли на месте. Под деревней Байгозята, в 3 км. от села, копали красную глину, там же в дощатых сараях лепили кирпичи и складывали их в специальные ямы. В этих ямах шел обжиг кирпичей, для чего использовали дрова. Для промази использовали раствор, содержащий  белую глину и известняк, которые добывали в другом месте. Для получения известкового теста известь заливали водой.  «Железо закупили на ярмарках в Ирбите и Кунгуре. Начался усиленный ежемесячный подворный сбор денег. На строительство церкви прихожане несли не только деньги, а и жито, куделю, мясо, масло, мед, рогожи, кадки… Церковнослужители все тщательно учитывали и с максимальной выгодой продавали на ярмарках в Слободском и Хлынове, а также в Казани, Нижнем Новгороде и даже в Москве» [6].

Северный тёплый придел был построен артелью каменных дел мастера Григория Тебенькова в 1765-1768 гг. 9 января 1768 г. придел во имя Всех Святых освятили, и в нем начались службы. Расписан он был в 1775 г. и тогда же в нем обновили иконостас.

В церкви служили два священника, один дьякон, два псаломщика, одна просвирня, два сторожа (дневной и ночной), церковный староста.

В 1769-1773 гг. построили холодную церковь с главным престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Она  освящена была 7 сентября 1777 г. В 1778 г. иконописец Тимофей Плотников расписал её стены. В.И. Шабалин пишет: «Крестьянин ведомства государственной коллегии экономики Екатерининской вотчины, житель села Екатерининского, Тимофей Плотников в 1777 году находящимся при доме Его преосвященства определенным смотрителем иеродиаконом Климентом Чаховским свидетельствован и потому дозволено было им иеродиаконом ему Плотникову в селе Сырьянском, Всехсвятском  писать святые образа, где и ныне оную работу исправляет, а кроме того подрядов при церквах, а также билета не читает» [5].  

Продолжением холодного храма стала тёплая трапезная с приделом Филиппа митрополита Московского. Этот придел был освящён 11 июля 1772 г., а  в 1830 г. упразднён.

Завершив строительство храма, на колокольню подняли 3 больших колокола весом по 30-55 пудов и 9 маленьких колокольцев. Последний, самый большой колокол был поднят на колокольню в 1864 г., на нём был выбит точный вес: 102 пуда 3 фунта. Отлили его слободские колоколитейщики Бакулевы. Поднимали его на канатах через верхние блоки, растянув канаты в разные стороны. Перед завершением подъема колокола один канат оборвался, подъем приостановили. Мастера стали совещаться: опустить колокол на землю или дотягивать. Решили дотянуть. Он был подвешен в центре звонницы, а все остальные в проёмах её окон. Четыре больших колокола были соединены одним канатом, и ими звонил один звонарь. Остальными девятью колокольцами в такт большим звонил второй. Звонарь стоял спиной на восток, лицом к юбке колокола. Петлю двух колоколов он надевал на живот. Правую ногу ставил на доску-педаль, правой рукой брал канат языка большого колокола, а левой брал за канат второго колокола, таким образом, удар большого колокола производил правой ногой вместе с правой рукой. Левой рукой производил удар второго колокола, остальные два колокола животом. В Пасхальную неделю подняться на колокольню и позвонить в колокола разрешалось всем.

В таком виде Всехсвятская церковь простояла до 1893 г. «В 1893 г. храм расширен. В 1904 г. храм обращен в теплохолодный, причем правый придел упразднён. Ныне в храме два придела (престола). Главный – Рождество Богородицы и придел Всесвятский» [4. С. 471].

Кроме основной церкви в с. Всехсвятское имелись приписанные к ней  часовни.  В самом селе находились две: Фроловская и Ильинская. В деревне Середневская находилась Егорьевская часовня, построенная из пропитанной противогниющим составом древесины без зауголков, без единого гвоздя и строительной скобы. Низ часовни был четырехугольный, середина – восьмиугольная, верх – круглый. Праздником там считалась Недостовская (первое воскресенье после Петрова дня).  Разрушили часовню после Великой Отечественной войны.

Из «Клировой ведомости» 1914 г., с. 150 известно, что ещё одна часовня находилась  у д. Шихалеевской в двух верстах от храма. Это была деревянная, очень древняя часовня, которая много раз перестраивалась.  В первый раз она была устроена вновь окрестившимися удмуртскими семьями, ещё до постройки в приходе деревянной церкви. Она имела следующие размеры: в ширину  4 сажени, в высоту с куполом 8 саженей, покрыта железом, венчающий её железный крест был окрашен краской. В часовне отмечалось два празднества: 23 апреля в честь Великомученика Георгия Победоносца, и в честь святого Модеста – архиепископа Иерусалимского – в первое воскресенье после первого октября.

Была часовня и в д. Кезвинской  в 15 верстах от церкви. Она была  построена по плану, освящена в 1907 г.   Эта часовня была  10 саженей в вышину с куполом и железным крестом, украшенным зеркальными стёклами,  в длину и ширину по 5 саженей. Часовня была прочна, обшита тёсом; крыша и купол покрыты железом. В часовне установлен иконостас деревянный, перенесённый из местной церкви Всесвятской, из упразднённого придела Святого Филиппа Митрополита Московского. Иконостас был в два яруса с живописными иконами. В Кезвинской  часовне почитались  празднества  в восьмую неделю после Пасхи во имя Святой Троицы и первого сентября Святого преподобного Симеона Столпника [1].

 Ко Всехсвятской церкви была приписана также однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня в деревне Ракаловской, которая просуществовала всего 10 лет, с 1901 по 1911 гг. Она сгорела из-за неосторожной топки печей 31 марта 1911 г. В ней служили Всехсвятские священники и дьяки.

За годы существования церкви Всех Святых в ней служило множество лиц духовного звания [2].

С изменением церкви  менялся облик села. Само село начиналось с церковной площади треугольной формы, откуда расходились три улицы. Площадь окружали дома церковников и зажиточных людей. Три из них были двухэтажные. Один полукаменный занимал священник, другой деревянный – его помощник, а третьим владел местный богатей Колесников. В его доме нижний этаж был занят под столярную мастерскую, где обучались мастерству и работали на хозяина сельские парни. Ещё два–три одноэтажных дома на площади занимали купеческие лавки и жили служители церкви.

Расходящиеся три улицы просто назывались концами. Нижний конец спускался к плотине пруда к мельнице, построенной за околицей села. Верхний конец поднимался в гору. Там, на вершине, где предполагалось строить церковь, в 1903 г.  построили пятиклассную школу, по тем временам замечательную, просторную и светлую с общежитием для младших школьников издалека.

Большой конец тянулся вдоль пруда, где на пути встречаются два пологих оврага. Между ними на возвышенности было построено обширное здание волостного правления с флигелем для его сотрудников. Когда–то здесь же рядом стояла церковно-приходская школа, а с другой стороны пожарный сарай с ручной пожарной машиной.

На окраине села за мостом стояли выездные ворота из села. От них расходились две дороги: одна вела вдоль речки Осётровки через Ракалово в Белую Холуницу. Это был основной тракт, а за прудом туда же вела другая дорога – вспомогательная.

В 1882 г. было открыто церковно-приходское попечительство. «С 1 января 1914 г. председателем попечительства состоит крестьянин д. Заднинской Сергей Венедиктович Новосёлов. Членами – крестьяне прихода сей церкви: д. Залоговской Николай Алексеевич Попов, д. Середнинской Иван Никифорович Шитов, д. Раневской Фрол Григорьевич Глазырин, д. Владычной Георгий Игнатьевич Мякишев, д. Шуплецовской Василий Михайлович Шуплецов, д. Зеленинской Дмитрий Георгиевич Трапезников.

Церковно-приходское попечительство заботится о благоустройстве храма. Содержит церковно–приходскую школу, доставляет отопление, освещение, сторожа и ремонтирует школьное здание. Вырабатывает красный кирпич для продажи и ремонта печей церкви, училища и причтовых домов» [2].

После революции  в октябре 1917 г. изменилось и  село. Был выслан предприниматель Колесников, а его мастерская и дом были реквизированы. В поповском доме на первом этаже открылся медпункт с квартирой фельдшера Батенькова Ивана Ивановича. На втором этаже молодёжь оборудовала клуб и библиотеку.   

Из воспоминаний Попова П.А. следует, что церковь была закрыта 4 февраля 1930 г. решением схода прихожан по докладу председателя райисполкома Мордвинцева. Вместо неё жители села ходатайствовали об открытии школы повышенного типа. Однако старожилы села утверждают, что ещё в 1936 г. в церкви шла служба, так как у одной из жительниц села Всехсвятское Исуповой М. П. 30 октября 1936 г. в этой церкви отпевали мать. Мария Павловна вспоминала, что в войну церковь уже не работала, туда ссыпали зерно. По ее мнению церковь начали рушить в 1938 г. После войны в церкви были склад и мельница.

В 1982 г. в селе шло строительство нового школьного здания. Во время проведения земляных работ был обнаружен клад: глиняная корчага с медными монетами. По датировке монеты совпадают со временем постройки церкви. Есть предположение, что кто-то воспользовался народными пожертвованиями.

К настоящему времени церковь стремительно рушится. Этому способствуют и люди, и природа. В конце мая 2007 г. по селу прошёл ураган, который разрушил главу храма и кровлю трапезной. В XXI веке этот памятник истории и архитектуры может исчезнуть совсем.

 

 

Список использованных источников  и литературы по теме исследования

 

Источники:

  1. ГАКО. Ф. 237 Оп. 74 Д. 3397 1896 г. с. 84
  2. ГАКО. Ф. 237 Оп. 70 Д. 1346. Клировая ведомость 1914 г.
  3. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской Епархии. Вятка 1914 г. № 101.
  4. Шабалин В. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской Епархии составлена в 1909 г.
  5. Шабалин В.И. Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия.

Литература:

  1. Виноградов О. Всехсвятское – Холуницкие зори, 2 июня 1999.

Надежда Бардыш

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      photo
      Всехсвятское. Церковь Всех Святых. Руины. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всесвятское . Панорама. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Церковь Всех Святых. Руины. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Церковь Всех Святых. Руины. Август 2017 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Памятник. Август 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Август 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Панорама. Август 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Церковь Всех Святых. Руины. Август 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Всехсвятское. Церковь Всех Святых. Колокольня. Август 2021 г. Фото Е. Чудиновских
      old_photo
      Общий вид с. Всехсвятское (Сырьяно-Всехсвятское) Белохолуницкого района Кировской области. 1966 г. На фото видны (без куполов) Всехсвятская церковь и колокольня.
      plan
      Схема застройки с. Всехсвятского. 1-Церковь, 2-колокольня, 3-церковно-приходская школа
      old_photo
      Колокольня
      photo
      школа Фото 2003г.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      с.Всехсвятское (Юрий Зыкин)
      с.Всехсвятское (Юрий Зыкин)
      с.Всехсвятское (Юрий Зыкин)
      с.Всехсвятское (Юрий Зыкин)
      Всехсвятское (ankro)
      Всехсвятское (ankro)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1628-1629, РГАДА 1209-1-89, 1628—1629 г.
      4331131[Да в Сырьянском же стану стал новой погост над речкою Осетреем на диком лесу, а на погосте церков Рожество Пречистые Богородицы да предел Всех Святых][+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан618
      4331132↑ да на погосте ж дворы церковных причетников и бобылские нетяглые[+]21619об
      Перепись 1646, РГАДА 137-1Орлов-1, 1646 г.
      4111523В Сырьянском ж стану погост над речкою Осетровкою, а на погосте церковь во имя рожества пресвятей Богородиццы и всех святых[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, погост над речкою Осетровкою28946об
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-339, 1678 г.
      3540662Погост Всесвятцкой над речкою Осетровкою, а на погосте церковь во имя Рожества Пресвятыя Богородицы и Всех Святых[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан11411об
      3540663↑ На том же погосте бобыльские дворы[+]16414
      Перепись 1706, РГАДА 1209-1-1079, 1705—1706 г.
      3460665Того ж Сырьянского оброчного стану на Всесвятцком погосте, что над речкою Осетровкою бобыльские дворы[+]Российское царство, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан4280
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-72, 1709—1710 г.
      3381211На погосте Сесвятцком[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан3Σ 7397
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-73, 1709—1711 г.
      3812814На Всесвятцком погосте над рекою Осетровкою[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан643
      3812815↑ На том же погосте бобыльские дворы и места[+]643
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1034, 1710 г.
      1381190Погост Всесвятцкой над рекою Островкою, а на погосте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и Всех Святых, а у той церкви[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан4Σ 13457об.
      1381191↑ На том же погосте бобыльские дворы[+]6Σ 21458
      1381197На погосте Всесвятцком[+]Сибирская губерния, Вятка, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан3Σ 16460об.
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3815, 1719 г.
      1932731Всесвятцкого погоста[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Сырьянской оброчной стан♂ 52915
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г.
      2020993В том же стану у церкви Всех Святых[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стану♂ 19518об
      2021068В том же стану у церкви Всех Святых[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский тяглый стан♂ 3559
      1‑я ревизия (1719‑21), ЦГАКО 237-76-3, 1720 г.
      4270491В том же стану у церкви Всех СвятыхСибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стануцерковнослужители256—256об
      Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820
      4270536в том же стану у церкви Всех СвятыхСибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистриктСырьянский стан, Сырьянский оброчный станцерковнослужители287—287об
      Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820
      Сказки священнослужителей 1736, ГАСО (Екатеринбург) 24-1-577а, 1735 г.
      4420050Села Сырьянского Всесвятской церкви[+]Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинцияСлободского уезда♂ 6266об
      2‑я ревизия, ЦГАКО 237-74-69, 1744—1745 г.
      4210104в Сырьянех церкви Рожества Пресвятыя БогородицыКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездсвященнослужители70об—71
      4210480села Сырьянского Всесвятской церквиКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезднедействительные церковнослужители229
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3189, 1747 г.
      10809в селе ВсесвятскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные крестьяне♂ 4910435—10483725—728 об.
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3191, 1747 г.
      541329в селе ВсесвятскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные♂ 5610897—10952679—681
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3206, 1762—1764 г.
      1340163в селе ВсесвятскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездСырьянский стан, Сырьянский оброчный стангосударственные черносошные крестьяне♂ 56 ♀ 41187—190

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0924001с.ВсесвятскоеСлободская округаВсесвятская волостьчерносошных15251, л. 281
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      14615Всесвятское (Сырьянско-Всесвятское)с. каз.при рч. ОсетровкеСлободской уезд,
      Стан 3
      По левую сторону Кайского тракта559612414081Церковь православная 1.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      17132село ВсесвятскоеВятская губерния, Слободской уезд,
      Ракаловская волость, Всесвятское общество
      с. Сырьяны, Всесвятская ц.Осетровка → Вятка2192работник на лошади; поденщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      09140101селоВсесвятскоеСлободской уездРакаловская волость, Всесвятское общество15504292[-]1, с. 186—193
      Сословие (разряд)
      Народность
      15504292
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 11. Слободской уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1896.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      092092селоВсесвятское (Сыр[ь]яно-Всесвятское)Слободской уездРакаловская волость421361372731, л. 745
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/9.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.
      6-08-038селоВсехсвятское, Головинская, ЦелеевскийСлободской уезд,
      Федосеевская волость
      Всехсвятский30 км514495208182390

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1402206007селоВсехсвятскоеКировская областьБелохолуницкий районВсехсвятский с/с (ц.)2282414691-2. скотный двор и мельница[-]
      Источники: [1, л. 14 ↗; 2, л. 27 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      020605ВсехсвятскоеБелохолуницкий районВсехсвятский сельсовет61238В т.ч. служащие: 25 хоз-в и 66 чел.1, л. 26
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      3019селоВсехсвятскоеБелохолуницкий районВсехсвятский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 32 км.
      Центральная усадьба: совхоз Суворовский

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      080601селоВсехсвятскоеБелохолуницкий районВсехсвятский сельсовет (ц.)419192227429208221сельское1, с. 39
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      3014селоВсехсвятскоеБелохолуницкий районВсехсвятский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 3 км

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33205820001селоВсехсвятскоеКировская областьБелохолуницкий районВсехсвятский сельский округ (ц.)417181236русские: 97 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33205820001селоВсехсвятскоеКировская областьБелохолуницкий муниципальный районВсехсвятское сельское поселение (ц.)373185188сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      20176селоВсехсвятскоеВсесвятское, Всесвятское (Сыр-Янско- Всесвятское), ВсехвсятскоеБелохолуницкий район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Всесвятская церковь

      Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      1011765Грамота Преосвященного Варфоломея на построение в с. Сырьяно-Всесвятском, Слободск. у, вместо ветхой деревянной Всесвятской церкви, вновь каменного храма во имя Рождества Пресвятые Богородицы с приделом в честь Всех Святых 1765 г. 28 Мая.

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село Сырьянско-ВсесвятскоеВсесвятская церковьСлободской уезд5-й благочиннический округ
      №6, с. 192

      100. Всесвятская в селе Сырьянско-Всесвятском.

      Построена в 1765 г., каменная. Престолов три: в холодном храме во имя Рождества Пресвятые Богородицы; в теплом на правой стороне во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского, на левой - во имя Всех Святых.

      При церкви состоят два священника, диакон и три дьячка. Один из священников и диакон имеют квартиры в церковном доме. Причт пользуется 30 дес. пахатной и сенокосной земли.

      Приход простирается на 20 в. от церкви; деревень в приходе 65; прихожан м. п. 1772, ж. п. 2068.

      Ближайшия села: к востоку Иванцовское в 12 в., к югу Кинчино в 25 в., к западу Сырьянско-Николаевское в 7 в., к северу Вобловицкое в 17 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Сырьянская - Всесвятская, церковь приходскаяСлободской уезд4-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 2329, жен.п.: 2644. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 2 пол. 16 в..

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СырьянскоеВсесвятскаяСлободской уезд4-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СырьянскоеВсесвятская церковьСлободской уезд4-й благочиннический округ

      9) Село Сырьянское – Всесвятская церковь, каменная, построена в 1765 г.; расстоянием от г. Вятки в 85 вер., от уездного города в 55 вер.; приписная Вознесенская церковь в деревне Ракаловской, освящена в 1906 г., часовни: 2 сельския, Шихалеевская и Кезвинская, постр. в 1906 г.; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., пах. 22 д., сенок. 11 д.; в 1831 г. нарезано 165 д.; в 1895 г. за цер-ковию признано право на владение 8 д. 941 с.; духовенство пользуется только 33 д., а остальною пользуются крестьяне; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 369 р., диак. 246 р., псал. 123 р.; по частной кружке: свящ. 183 р., диак. 122 р., пс. 61 р.; руги собир. на весь причт до 100 п. ржи, 130 иуд. овса и 60 п. ячменя; прихожан: правосл. рус. 3341 м. п., 3457 ж. п.; приход состоит из 71 селения, расстоянием 1 – 22 вер.

      Село расположено при речке Осетровке. В приходе пять школь, из коих в селе министерская двухклассная и церк.-прих. одноклассная, в деревне Горбуновской министерская одноклассная и две земские в деревнях Ракаловской и Юдинской. Занятие прихожан хлебопашество. Село стоит на проселочной дороге.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. Сырьяно-ВсехсвятскоеВсехсвятская церковьСлободской уезд4-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 71 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      114с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1854—1855Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4029
      № в Госкаталоге: 22053739
      115с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1856—1858Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4030
      № в Госкаталоге: 22053738
      116с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1859—1862Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4031
      № в Госкаталоге: 22053737
      117с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1863—1865Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4032
      № в Госкаталоге: 22053736
      118с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1866—1868Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4033
      № в Госкаталоге: 22053735
      119с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1869—1871Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4034
      № в Госкаталоге: 22053734
      120с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1872—1874Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4035
      № в Госкаталоге: 22053733
      121с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1875—1877Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4036
      № в Госкаталоге: 22053732
      122с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1878—1880Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4037
      № в Госкаталоге: 22053731
      123с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1881—1882Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4038
      № в Госкаталоге: 22053730
      124с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1883—1884Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4039
      № в Госкаталоге: 22053729
      125с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1895—1896Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4040
      № в Госкаталоге: 22053728
      126с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1897Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4041
      № в Госкаталоге: 22053727
      127с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1898Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4042
      № в Госкаталоге: 22053726
      128с. Сырьяно-Всехсвятское
      [Слободской уезд]
      ц. Всехсвятская1899Р? Б? С?Белохолуницкий КМФ.ОФ Ед.хр.4043
      № в Госкаталоге: 22053725

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Что касается даты закрытия церкви.

        Вполне возможно, что оба источника правы, т.к. церкви закрывались неоднократно. Сначала временно, но при этом местные власти, всячески пытались обойти законную процедуру, использовали надуманные предлоги: эпидемии скарлатины, кори и сыпного тифа, а в 1935-36 годах по хозяйственной необходимости церкви отбираются под колхозные зернохранилища. Но все эти незаконные меры после жалоб верующих в вышестоящие инстанции, пришлось отменить. Службы возобновились.

        Позднее в конце 1930-тых церкви закрыли окончательно, уже по закону.

        В соответствие с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», предусматривалась следующая процедура. Сначала местные активисты должны были собрать подписи и организовать ходатайство большинства жителей прихода (я видел эти списки с подписями жителей деревень в ГАКО в делах о закрытии церквей). Затем на основании этого ходатайства принимается соответствующее решение райисполкома о закрытии церкви. И окончательное решение принимал уже Президиум Облисполкома. Иногда, когда жалобы верующих доходили до Москвы (в СНК СССР, ЦК ВКП(б), лично Сталину, М.И. Калинину, в Верховный Совет СССР), вопрос рассматривался и там, как в порядке надзора. Но, если законная процедура закрытия храма была соблюдена, то решение о закрытии оставляли в силе.

         

        А вот по дате основания села, Nadinka, есть вопрос.

        ... Через 20 лет первая церковь сгорела от молнии. «И в 1603 г. в селе над речкой Осётровкой построили новую большую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и теплый придел во имя Всех Святых.  - Откуда у Вас эта цитата про 1603 год?

        Дело в том, что в рукописи П.Н. Луппова, которая была издана в ЭЗВ под названием "История Вятских сел", написано, что село основано между  1615 и 1629 гг. Свой вывод Луппов сделал после анализа дозорных книг 1615 и 1629 гг.

         

        Аватар пользователя Василий1955

         vikt0r, не подскажете фонд, дело о закрытии церквей?

        Василий, конкретно по церквам Фалёнского района: фонд Р-2169 - опись 44.

        Но, как я понимаю, буква Р в начале означает, что это районный фонд. Значит по другим районам фонды будут другие.

        В основном, это решения райисполкома о закрытии. Но в делах встречаются и решения собраний колхозников и дела о рассмотрении жалоб общин (двадцаток) верующих. В некоторых делах так же видел планы или описания зданий церквей. А в одном я нашел даже самодельную карту района (Бельского) за 1936 г.

        По данным В.А. Любимова, Всехсвятские священники Широкшины - предки писателя А.С. Грина.

        Источник: http://sloblib.narod.ru/grin/popravka3.htm