О книгах Серкина С.П. (2 часть)

  2. Под баликом Нукрат Серкин видит Чуршинское (Подчуршинское) городище, действительно уникальное для Вятки. Считая его изначальным в регионе укреплённым городком, он полагает, что указанная фраза из ДТ говорит об основании Слободского города, так как это самое близкое к Чурше поселение. Однако далее он идентифицирует Колын уже с Хлыновым, снова игнорируя Ковровское городище и его стратегическую роль на главном Вятском (Нукратском) пути с юга на север. На карте-схеме Серкина кроме Моломского указал путь вверх по Вятке мимо вятских городищ 12-15 веков (Орловское, Хлыновское, Чуршинское, Слободское и Микулицкое) не описанный в ДТ или ещё где-либо. Этим путем, вероятно, пользовались после перехвата новгородцами и суздальцами  Сев. Двины и Сухоны, но в таком случае Камский путь ничем не хуже. С учетом булгарских артефактов на Обве и Чердыни, именно он стал важнейшим для их продвижения на север. Впрочем, после прихода монголов торговля со скандинавами окончательно заглохла, а занимавшиеся ею биармы остались жить в северной Норвегии. На Вятке сами булгары далее Колына не добирались, всю северную торговлю вели купцы Вису. Можно полагать, что в устье Моломы заходили волжские торговые суда, а с севера сюда прибывали небольшие струги новгородцев и торговцев Вису (биармов-пермян).
    []
   Карта-схема "Биармия 12 века". Вартхаус - пограничная норвежская крепость (Дом Утар), отсюда морские корабли шли к побережью Биармии, заходили в Сев. Двину. Позже пунктом торговли с биармами стал городок Артан на Оби, от него прямой путь на юг по Каме мимо Чердыни и Каргадана, опорных пунктов булгар. Путь по Вычегде использовался русскими и булгарами с 12 века, в 14 веке на нем появилась Усть Вымь (Пермь Великая). До середины 14 века важное торговое значение имел городок Иднакар с группой других поселений на Чепце. С 15 века его роль переняло Карино (Кара-юрт). Крепость Гледен (Гусман) существовала с 10-го до 15 века, после ее разгрома вятчанами появился город Устюг. Крепость Колын в устье Моломы построен булгарами в середине 12 века рядом с более древним городком Нукрат-Вятка. Холога - старый Слободской город, Родионовское городище 10-15 веков напротив устья Б. Холуницы. Чурша - Подчуршинское городище 10-14 веков. Ниже его на Вятке встречаются каменистые перекаты и пороги, затрудняющие плавание. Розовым цветом обозначены территории распространения смешанной славяно-вотской (славяноидной) керамики 12-15 веков: в горномарийском (30-40%), нижнекамском (от 1 до 25%), усть-моломском (более 40%) регионах, а также на верхней Пижме и Чуршинском городке и соседних с ним городищах (до 20 %). Ее можно связать с появлением в Прикамье воинственных славян берладников, присвоивших местных женщин.
  
   Вот отрывок из арабского описания Золотой Орды (царства Кипчаков) о Камском торговом пути:
   'Купцы наших стран, говорил Нусман, не забираются дальше города Булгара; и купцы булгарские ездят до страны Джулман, и купцы джулманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера. Позади их (булгар) нет поселений, кроме большой башни, построенной Искандером на образец высокого маяка'.
   Под 'башней построенной Искандером' можно понимать Елабужское городище с круглой каменной башней на вершине берегового холма. Дествительно, выше Елабуги на пути купцов вверх по Каме-Чулману в ту пору уже не было заметных городов. Чулманские Камские купцы могли жить в Чердыне, на крайнем севере Камы. Помимо булгар Югрой интересовались новгородцы.
    []
   Карта торговых путей 9-10 веков. Указан Волжский и Днепровский, а также пути из Булгар на север по Вятке и Каме, и сухопутный в Среднюю Азию. Перемещение товаров по этим путям носило транзитный характер, в определенных перевалочных пунктах (городах, пристанях) шла перегрузка и перепродажа товаров от одних купцов другим. Арабские, булгарские, новгородские, камские, вятские, скандинавские купцы, сменяя друг друга, осуществляли международную торговлю на великом Волжском пути.
  
   Отождествление 'балика Нукрат' с Чуршинским городищем не вполне соответствует значению этой важнейшей (исходя из археологии и топографии) на Вятке в 12-13 веках крепости. Балик по словарю публикаторов ДТ:
   1) небольшая крепость, острог, форт;
   2) небольшой город;
   3) укрепленные пригород, посад, район крупного города.
   Серкин выбирает из этого списка первое значение. Чуршинское городище действительно невелико (0,4 га) и вроде бы подходит под описание (небольшая крепость), но оно гораздо более неприступно, чем любое другое на Вятке той поры; к тому же расположено вдали от шумных путей и более походит на замок князей, чем пограничную крепость. Серкин далее, как раз, справедливо полагает, что на нем жили Арские князья, хотя в ДТ об этом ничего не говорится. Мною обнаружено сходство Подчуршинского городища с пограничной Галицкой крепостью 12-13 веков городищем Мерешевка на Десне. Исходя из этого, можно предположить, что на Чурше обосновался потомок князя Ивана Берладника или его воевода. Запустение городища в 15 веке, можно связать с появлением на Вятке ушкуйников.
    []
   Балик Нукрат после записи 1150 года в ДТ более не упоминается, но говорится, что в 13-14 веках Колын был переименован в Нукрат. Но скорее, это свидетельствует об утрате булгарами контроля за Колыном и переносе центра местной булгарской власти на восток Вятки в Карино-Нукрат.
  
   Как я уже говорил, из анализа событий изложенных в ДТ становится ясно, что Колын расположен в устье Моломы (русские часто нападали на Колын со стороны Устюга). Одновременное существование здесь двух близкорасположенных городищ, одно из которых вполне могло быть основано Новгородцами (Нукрат), а второе - булгарами (Колын), напоминает пограничную ситуацию. Поэтому более предпочтительно отождествить балик Нукрат и город Колын с находящимися в непосредственной близости (несколько сот метров) Шабалинским и Ковровским городищами. В ДТ упомянут острог, расположенный возле города-крепости Колына, который был населён новгородцами купца Садко-Садыка. Чем не балик Нукрат (укрепленный пригород)? - Это название многие, но не Серкин, переводят ныне как 'Новгород' Шабалинское городище больше Ковровского, но земляной вал имеет только с севера (оттуда приходили устюжане и московиты). В ДТ как раз говорится, что булгары запретили строить новгородцам укрепления со стороны Колына!
    []
  
   Чуршинское же городище и расположенный в 7 км от него город Слободской не столь близки. В ДТ они, возможно, присутствуют. Речь идёт о другой важнейшей для нас цитате.
   'В 1278 году хан Манкай (Мунке) велел галиджийцам захватить северные земли Булгара в обмен на утроение ими кыпчакской дани. Тогда галиджийцы, пользуясь тяжкими бедствиями, обрушившимися на Державу нашу, а также переселением в Галидж с других русских земель 500 тысяч ульчийцев (славян), захватили западную часть провинции Бийсу (вероятно, Сев. Двину) и воздвигли там свои остроги. Опираясь на эти разбойничьи гнезда, галиджийцы стали врываться и в другие области Булгарского Севера. Для лучшего противодействия вражеским захватам эмиру Галимбеку пришлось образовать новую провинцию из южных земель Бийсу (Вису) - Нукрат с центром в Колын-Кале.
   Улугбекскую власть в ее западной части - с самим Колыном - эмир передал в руки потомков Садыка и его булгарских ульчийцев, иначе бы Манкай силой заставил Державу передать Нукрат русским. Галиджийцы пожаловались хану на это, утверждая, что эмир надул его. Однако когда ханский посол-христианин проехал в Колын, то город встретил его колокольным звоном и хлебом-солью сына Садыка Ар-Буги - почтенного белобородого старца с крестом на шее, храбро совравшего прямо в лицо Татарину о его полной независимости от Булгара. Галиджийские доносители были обвинены во лжи и казнены к удовольствию Ар-Буги, ибо они были его личными врагами и в 1278 году отбили у него Джукетун (Устюг), присоединенный к Державе в 1237 году. Правда, посол возложил на Колын дань, как будто на отдельное владение, но она не была очень уж велика и обременительна для нукратцев, ибо эмир уменьшил на ее размер дань Колына Булгару. На самом деле тюрэ Колына продолжали подчиняться булгарскому улугбеку Нукрата, сидевшему в Ар-Балике, но назначались самими эмирами'.
   По моему мнению, учитывая вероятную неточность перевода, в этом отрывке под городом Колын-Кала просматривается некий город на востоке Вятской области. Название Колын-Кала похоже на бесерменское название Слободского - Коллога. Кроме того, в разговорной речи Каринцы часто называют его просто Кала (Город). Таким образом, речь в данном отрывке идёт о делении Вятской земли на два анклава: западный христианский 'с самим Колыном' (в устье Моломы), управляемый потомками новгородца Садыка (Садко); и восточным - с центром в Слободском городе - Колын-Кале.
   По мнению археолога Макарова Л. Д. Слободской город был построен на пустом месте примерно в середине 13 века. В его первоначальных древоземляных укреплениях, помимо внутривальных жилых клетей характерных для юго-запада Киевской Руси, есть редкое сходство (крюки) с Москвой-Кучковым 12 века. Булгаро-русские князья Кучковичи после утраты ими владений в земле Волго-Окских вятичей обитали где-то к северу от Булгарии, вполне возможно, как раз на Вятке в Слободском или Чуршинском городище. Косвенно об этом говорит местная фамилия Кучков или Кушков. Мною также было высказано предположение, что в домосковское время Слободской имел другое название - Кошкаров. Этому есть кое-какие основания. Поэтому не могу согласиться с совершенно надуманным мнением Серкина, что здесь находился первоначальный город Вятка-Нукрат. Вот что пишет исследователь Трусов С. В. на основании булгарской хроники:
   "В 930 году на землях вятичей возникло государство, во главе которого встала династия Кучковичей (ветвь булгарской династии Мардуан-Дуло). Все время своего существования это государство вело борьбу с русскими княжествами, отрывающими от него все новые и новые территории. В конце 11 века князь вятичей Хаддад (в русских источниках Ходота) укрыл на своей территории беглого хана Волжской Булгарии Ахада. Ахад на выделенной ему земле в 1088 году построил Москву. В 1112 году Владимир Мономах сжег столицу вятичей город Кордень за то, что там укрывался половецкий хан Шарукан.
   Москва стала столицей Кучковичей. В ней выросли последние князья государства вятичей и сын Ахада Колын. Колын, оказавшийся в дальнейшем в Волжской Булгарии, в 1120 году стал всемогущим эмиром этого государства, разделив власть с официальными ханами. В это время государство Кучковичей доживало последние дни, раздираемое более сильными русскими княжествами. Колын помог братьям Степана Ивановича Кучки (последнего князя вятичей) перебраться со своими людьми в Булгарию. Им отвели земли на реке Вятке, названной так по имени поселенцев.
   Согласно летописи Гази-Бараджа, булгары в 1150 году заложили на реке Вятке, которую они называли Нукрат-су, столицу своей северной провинции Бийсу. Назвали они её в честь всемогущего эмира - Колын (Колынов, Хлынов)...
   В 1193 году Верхняя Вятка была отдана в удел Садыку, новгородскому купцу, перешедшему на службу к ханам Волжской Булгарии. Здесь, возле Колына и севернее него стали селиться также вятичи, переселявшиеся с земель Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества".
   Автор отождествляет Колын с Хлыновым (Киров), что ошибочно. По всем признакам, это Ковровское городище с довольно многочисленными булгарскими артефактами. Город новгородца Садко-Садыка располагался на Шабалинском городище. Местные топонимы косвенно говорят об этом: многочисленные деревни с окончанием -щина, характерным для новгородско-псковской территории; речка Черненица, приток Моломы (девица Чернава в былине о Садко). Кучковичи могли в 12 веке проживать в Колыне, но позже могли перебраться вверх по Вятке. Нельзя согласиться и с трактовкой происхождения имени Вятка от окских вятичей. Оно более древнее.
  
   По ДТ булгары, контролировали Колынскую волость через своего представителя в Ар-балике, под которым можно узнать городок Арск, центр Арской даруги Казанского царства. Присутствие булгар и татар на Ковровском городище археологически заметно. Характер управления восточной частью "Нукратской провинции" не прояснен, а ведь здесь имеются значительные городища 13-15 веков преимущественно с русскими находками: Никульчинское, Подчуршинское, Родионовское, Кривоборское и Слободское. Серкин ничего этого не видит, и отождествляет Колын-Калу с 'городом Колын' (в данном случае, по его мнению, это уже не Слободской, а Хлынов-Киров); более того, он трактует это сообщение ДТ как источник слуха о существовании независимой Вятской земли. Опровергать это мнение я не стану, так как считаю достаточно обоснованными приведённые в моих работах аргументы и размышления. Замечу, что из многостраничных грамот Московских митрополитов 15 века на Вятку он приводит всего одну фразу - "с поганством соединяетесь", - опуская все остальные интересные подробности. А ведь это важнейший и достоверный документ, способный пролить свет на обстоятельства независимой от Москвы и ее митрополита жизни вятчан той поры. Вот начало послания Московского митрополита 1452г. Всего их сохранилось 5 штук.
   "От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Путьину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
   Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем христиане, а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, ...своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич... ".
    []
   Игнорирует он и сообщения другой весьма интересной булгарской хроники Нариман Тарихы, где прямо говорится о существовании уже в 13 веке Нукратской (Вятской) республики с выборными воеводами в двух отдельных волостях, очевидно, Колынской и Микулицкой:
    []
   В этом отрывке говорится о событиях второй половины 13 века. Благодаря сотрудничеству с монголами, Казань и Вятка избежали первого и самого опасного периода монголо-татарских завоеваний. Когда основные силы монгол ушли домой, новому Сарайскому кипчакскому государству оказалось невозможно совладать с закамскими землями, где в 1240-х г. скопилось много булгар и русских. Началась многолетняя война на переправах через Каму, которая закончилась в 1257г. миром и появлением независимых Булгарских княжеств в Приказанье и Вятской республики. Эта война упоминается в Путешествии в Восточные страны Вильгельма де Рубрука 1253г. Вятская земля получила полное самоуправление, наблюдение за лояльностью Булгарам и Орде осуществлял особый посол (баскак?) русского княжеского происхождения Кичи Микаиль (младший Михаил). По булгарской хронике это был Козельский князь. По нашей летописи малолетний князь Василий пропал при взятии города Козельска монголами. Разница имен обьяснима: первое имя давали при рождении, второе получали при крещении. Так что князей-изгоев на Вятке было достаточно помимо булгарских и татарских. Напомню, на Вятке могли находиться потомки князя Ивана Берладника, Кучковичи и Козельские князья. Все они имели связи с булгарами, некоторые могли принять Ислам. Вятские князья с усилением русского и республиканского влияния были неизбежно оттеснены на восток в Арскую землю с центром Карино.
   Заметим также, что на Вятке был свой митрополит; если верить Нариман Тарихы, вятичи той поры были греко-католиками (!). После разгрома Казани в 1278 году русскими и татарами Вятка попадает под протекторат Новгорода, а позже, при Калите, - Москвы. Однако во второй половине 14-го века с началом "великой замятни", разгрома Сарайской орды Тимуром и деятельности ушкуйников внешнее давление на Вятскую землю слабеет. В дальнейшем чехарда смены "хозяев" продолжалась до окончательного разгрома Казани в 16 веке.
    []
   3. Из работы историка Н. Хан СТРАНА ВИСУ: ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ, в которой отождествяется Биармия и Вису с Вятской землей.
   "Путь арабского серебра в IX в. шел по Вятке, где в районе впадения Моломы в Вятку разделялся - одни вел на север в верховья Сев.Двины, другой - на Чепцу. Чердыньский клад Х в. (246 монет), топографически также совпадающий со вторым после глазовского района распространения шейных гривен, свидетельствует о пути булгарских купцов благодаря Каме на Печору и Югру. Все клады с куфическими монетами в бассейне Вятки и Камы IX-Х вв. выпали в полосе 57-60R с.ш. Топография кладов восточных монет великолепно коррелирует с находками стеклянных бус с металлической прокладкой. Сопоставление дат младших монет кладов IX в. позволяет высказать предварительное предположение о становлении денежного обращения в стране Вису(Ису), расположенной в Моломо-Вятско-Камском междуречье, между 833 и 845 г.
   Топоним Bjarmaland встречается только в скандинавских источниках и локализуется на западном Беломорье, а также в районах Подвинья. Русское слово 'пермь' имеет прибалтийско-финское происхождение, означающее 'земля за рубежом', 'окраина', а также 'бродячих торговцев', встречается с 967 г. Вису/Ису представлена только в арабо-персидской литературе Х-XIII вв. Последнее впрочем не означает, что новгородцы не знали о торговых интересах Булгара в стране Йюра-Югра. Б.А. Рыбаков, коми-историки Л.Н. Жеребцов, Э.А. Савельева и кировский историк В.В. Низов локализуют Пермь XIV в. в границах рек Вычегда, Молома-Вятка, Кама. Первое уникальное сообщение Вычегодско-Вымской летописи под 1212 г. гласит: 'Князь ростовский Костентин Всеволодыч заложил град Устюг Великый /.../ брат ево Юрии и свою властию отимал земли по Двине и по Вычегде и по Сухоне и по Юге и пермские дани себе взял'. Под пермскими данями разумеется территория, расположенная южнее Вычегды. Из чего следует, что в географических представлениях Древней Руси означенная земля называлась 'Пермью'.
   Таким образом, страна Вису располагалось в полосе между 57-60 параллелями в бассейнах рек Вятки и Камы, население которой платило, о чем сообщал Ахмед Ибн Фадлан, налоги Волжской Булгарии. Иван Калита в 1330-х годах захватил Вычегду и Печору, и ... переключил направление торгово-экономических связей, оттеснив булгарских купцов на Югру, заставляя конкурировать их с Новгородом. Средняя Вятка и Кама (бывшая страна Вису) были контактной зоной между зависимыми от русских княжеств северных территорий и Золотой Ордой (Волжской Булгарией), спорадически попадая, вероятно, под политико-экономическое влияние той или иной силы".
  

Комментарии

Аватар пользователя Мокеров Сергей

"Благодаря сотрудничеству с монголами, Казань и Вятка избежали первого и самого опасного периода монголо-татарских завоеваний."
Ну сколько можно повторять эту заезженную польскую фантазию...на фоне стольких материалов это звучит более чем странно

Аватар пользователя skygrad

Какие материалы вы имеете в виду? Мне известно следующее. Археология свидетельствует, что монголы не перешли Каму и не разрушили поселений на правом ее берегу. Более того, во второй половине 13 века наблюдается рост населения в Приказаньи и на Вятке. Европейские источники описывающие вторжение татар в 1240-42 годах перечисляют следующие союзные с ними народы: половцы, булгары, русские и бродники. Последние сотрудничали с монголами еще в первый их поход 1223г. По моим разысканиям, в конце 12в. на Волге в горномарийском районе и на Вятке поселились берладники - западные бродники. Именно они могли участвовать в западном походе монголо-татар. По булгарской хронике эти воины-казаки были набраны в гвардию булгарского эмира Гази Бараджа, который однако не смог удержать власть и бежал к монголам Батыя, с которыми вернулся в 1236г. для завоевания Булгарии, за что и получил от них власть. Бродники-берладники жившие за Камой (включая Вятку) как преданные ему люди избежали погрома.

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Вы уж определитесь-то ли монголы, то ли татары, то ли два в одном. А в своих заззысканиях не натыкались на выдумки поляков про этих сам ых монголо-татар? Бродники наверное могли, а вот монголы едва ли...Ну хватит уже верить всем европейским источникам...

Аватар пользователя skygrad

Источники нужно рассматривать все имеющиеся, и западные и восточные, но относиться критически, проверять и сравнивать. Монголы составляли высший аппарат власти и элитные военные формирования, основная масса была из разноплеменных татар, отчасти добровольцы, отчасти мобилизованные. Поэтому в исторической литературе применяется термин монголо-татары. 

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Да,  с критикой пока всё плохо. Ну сколько можно повторять этот бред про монголов?! Да ещё про добровольцев -надоело чабану баранов пасти, дай -думает -пойду в пейнтбол поиграю с русскими, авось книжку про меня напишут в интернете.

Аватар пользователя skygrad

Видимо, вы начитались современных сочинений в духе Фоменко. Я вслед за историками прошлого и настоящего придерживаюсь традиционного мнения: империя монголов была, правда, существовала относительно недолго, примерно как СССР. Пассионарные активные монголы ради создания империи покину родину, в результате нынешние монголы - это тихие скотоводы, живущие на пустынной земле. Нечто подобное произошло с Вятской республикой, часть вятчан по разным причинам покинула свою малую родину, кто погиб, кто бежал в казаки, кого выслали. Процесс продолжается и поныне. Не потому ли несведующие потешаются над нашей отсталостью и не верят в наше славное прошлое? Не на этом ли представлении основаны книги Серкина?

Все имеющиеся немногочисленные упоминания о бродники и берладниках свидетельствуют, что жили они в причерноморских, приазовских и прикаспийских степях, низовьях Дуная, Днепра, Дона. На север, в зону влияния Волжско-Камской Болгарии их бы булгары не пустили. В монгольских походах они участвовали и дань монголам платили. Но при чем тут Вятка?

А Серкин в своих книгах тоже про бродников на Вятке пишет?

Аватар пользователя skygrad

Серкин про бродников не пишет. Есть у меня доказательства прибытия на Вятку берладников именно с заднепровья с Галицкого княжества выходцев. Бродники долго воевали с киевскими князьями, поэтому как буфер на границе булгар и русских они вполне подходили.

Я думал, что Вы пересказываете нам работы Серкина.

А Вы свое видение еще добавляете. А с какой целью?

Аватар пользователя skygrad

Последняя книга Серкина есть в сети (см. ссылку), а потому в пересказе не нуждается. Я кратко излагаю основные положения с которыми не согласен и даю свое обоснование, свое видение истории, кстати, достаточно традиционное, но дополненное некоторыми важными подробностями.

Здесь- мое мнение по этому вопросу. http://rodnaya-vyatka.ru/blog/515/110039