Вису и Биармия, Артания и Вятка

 В книге Ровинского 'Русские народные картинки' 1900г. есть лубочная картинка 'на которой представлена комическая баталия, которую имели некие Варты против выброшенного на берег чудища'. Картинка называется 'О баталии Вятцкой', она изображает людей, ополчившихся против лежащего на берегу чудовища, похожего на хамелеона. Над картинкой надпись:
   'У иноземцев в Вартах описуют, подобно как в Вятках повествуют - аки бы в старые годы во правду некогда бывало, что вятское гражданство противу Серпа воевало, сице ополчаюся против изверженной морем рыбы-скоты жители некого города Варты, люди видом тела быть малой породы и к тому ж еще знатно дураки и уроды'.
   В этом пояснении речь идет о сравнении вятчан с жителями иностранного города Варта, воевавших с морским чудовищем по имени Серпа (искажение от слова "нерпа" - северный тюлень). Вероятно, такой анекдот возник на основе существовавшего в 18в. Вятского предания с упоминанием далекого заморского города Варта. Это предание явно перекликается с рассказами арабов о промысле морских животных на крайнем севере.
  
    []
  
   Ибн Фадлан (был на Волге в 922г.) передает рассказ царя Волжских булгар о великане с севера: 'Я перевез его в свое местопребывание и написал к людям Вису, - а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, - спрашивая их о нем. Они же написали ко мне, извещая меня, что этот человек (муж) из (числа) Яджудж и Маджудж, а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, между нами и ими помещается море, на берегу которого действительно они (находятся), и они, подобно скотам, совокупляются друг с другом. Аллах могучий и великий выводит для них каждый день рыбу из моря, и вот, приходит каждый из них, и с ним (имеется) нож, и отрезывает себе от нее столько, сколько достаточно ему и достаточно для его семьи. Если же он возьмет сверх того (количества), которое их удовлетворяет, то заболит живот у него, и также у его семьи заболят животы, а иногда он умирает и умирают они все. Когда же они возьмут от нее (рыбы) то, что им нужно, она поворачивается и уходит в море. Итак, они каждый день этим живут. А между нами и ими море, (которое находится у них) с одной стороны, а горы, окружающие их, с других сторон, и преграда (стена) также поместилась между ними и воротами, из которых они обычно выходили'.
   Расстояние в три месяца пути (около 2000км) упоминается дважды: сначала - от Булгар до Вису, а затем - от Вису до страны Яджудж и Маджудж, под которой арабы понимали отдаленные северные местности, Скандинавию. От Булгара по Вятке и С.Двине до границы Норвегии как раз 2000 км. Столько же от Булгара до устья Печоры (Артан - Ортинское городище). От него до Варангера с учетом плавания вдоль берега примерно столько же. Поэтому реальные расстояния близки к упомянутым, если текст понимать так: три месяца пути в первом случае - это протяженность всего пути купцов от Булгара до пределов досягаемости людей Вису. Итак, народ великанов жил на крайнем северо-востоке Скандинавии и занимался промыслом крупных морских животных (что известно из саг). Описанное местоположение точно соответствует п-ову Варангер: с одной стороны море, с другой - горы, а приходят они (в С. Двину и далее в Биармию-Вису) через 'ворота' - узкую часть Белого моря. У арабов описан также случай выброса на берег крупной 'рыбы' и ее оприходование местным населением. В лубке необычная для обывателей срединной России 18в. ситуация превратилась в сатирическую насмешку, а великаны - в карликов-уродов. Обратим внимание на небольшую крепость в верхнем правом углу картинки: это и есть городок Варта с замком Вартахаус. Именно с его стороны подходят к морскому чудовищу воины вооруженные мечами, копьями и огнестрельным оружием. Остальные люди более похожи на селян с вилами, ухватами и мапригодными для "баталии" предметами быта. Впрочем, воевать с выброшенным на отмель животным не требовалось, поэтому шли с подручными орудиями.
    []
   Городок Вартхаус по рисунку 16в.
  
   Другой араб Гарнати (сер. 12в.) добавляет подробности: 'А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море. Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю'.
   Здесь говорится о покупке жителями страны Йура (на побережье океана) гарпунов для охоты на китов и других морских животных. Торговцы Вису поставляли им железные изделия, а получали взамен меха и рабов. Оплата пленными-рабами говорит об этническом (и социальном) отличии хозяев Югры от соседнего населения. Описана ситуация, когда животное, преследуемое хищником (касаткой), выбрасывается на берег и становится легкой добычей, что как раз соответствует сюжету лубка. Торговлю с Югрой осуществляли купцы страны Вису, 'где водятся бобры'. Это замечание подтверждает наше отождествление Вису с Вяткой, так как по финно-угорски (удмуртски) бобр зовется 'ват', а Вятка произносится как 'Ватка' - то есть, Бобровая река. От вятчан-вису и были записаны арабские сообщения о северных странах. Фадлан был издан на русском в 19в., а Гарнати - только в 20-ом. Поэтому заимствование из арабских текстов сюжета в лубочном издании 18в. невозможно.
   Гарнати также приводит такой факт: 'И привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль'. Тут неправильный перевод или пересказ. Речь идет о костях животных (бивней мамонтов и китовом усе), продаваемых для поделок, вероятно, скандинавам, вывозившим с севера в Европу эти косные останки. Гарнати дает описание внешнего вида купцов Вису.
   'Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета (лица), с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед".
   Летом (на судах) в Булгар купцам Вису было запрещено входить по двум причинам: из опасения неожиданного нападения и для пресечения прямой торговли с арабами. Внешность и привычки пить ячменный самогон (водку), ходить на лыжах и носить льняные одежды, еще более сближают вису с северными народами, и особенно с вятчанами. Обратим внимание на следующие моменты. У народа Вису была переписка с булгарами уже в нач. 10в. и, следовательно, доставка корреспонденции, вероятно, через торговые караваны. Фадлан повторяет одинаковый рефрен о 'грязных тварях Аллаха' и прочем в отношении и русов и великанов Яджудж и Маджудж, но не отождествляет их между собой, а также с Вису. Правда, только русов он видел лично и потому описал подробно. Их внешность довольно хорошо совпадает с описанием Гарнати купцов Вису (спустя 200 лет). Вообще, характер внешности и деятельности Вису близок к русам. Гарнати прямо указывает, что лучшие собольи меха вывозят с севера купцы Вису, а именно торговлей соболями отличались русы-артанцы. Поэтому можно еще раз уверенно отождествить торговых людей Вису с особыми Вятско-Камскими русами. Вису также привозили с севера рабов, что еще более сближает их с русами.
    []
   Ибн-Хаукаль и другие арабские географы упоминают три вида Руси, один из них - Арсания или Артания: 'Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо они убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово и некоторое число рабов'. - Историк Н. Хан помещает Арсу в бассейн верхней Вятки и Вычегды, то есть отождествляет ее с Великой Пермью.
   Итак, народ Вису - это особые северные русы, артанцы у арабов и биармы у скандов. Имя Арта может происходить от Варта (тюрки не произносят звук В). У Гарнати есть Ару, но не Арта. Правда, он писал позже других арабов, к 12в. ситуация могла измениться: южная часть Артании к этому времени вошла в сферу влияния булгар, сохранив за собой отголосок прежнего имени.
   'Между ними (Вису) и Булгаром месяц пути. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров'.
   Месяц пути - это около 600 км, что с учетом трассы (переправа через Каму была возле Елабуги) указывает как раз на Вятские городища в устье Моломы. В приведённом выше отрывке Гарнати сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди пьющие напиток из ячменя едят мясо белок и бобров. Исходя из этого сопоставления, становится ясно, Вису и Ару расположены в близком соседстве, точнее, в бассейне одной реки Вятки. С некоторыми основаниями можно конкретно отождествить Ару с Чепецкой арх. культурой. Множество костей бобров на ее городищах говорит об охоте на этих животных и использовании их в пищу. Вятская Кочергинская культура 9-12в. была близка к дочерней Чепецкой.
    []
   Макет городища Иднакар на Чепце.
  
    []
   Карта арабского географа Идриси 12в. Здесь юг вверху, запад справа. Обратим внимание на две страны "баджнак". Одна "страна Баджнак" в верховьях Камы, другая "тюркская" - в верховьях Чепцы с городом Табуни (Сабаны, городище Иднакар). Это точно соответствует Ломоватовской и Чепецкой арх. культурам, связываемым с южными удмуртами-арами и с северными удмуртами-вотяками. На Каме два городка Масра и Касра, вероятно, Родановские городища на Обве. Волго-Вятское междуречье обозначено как "горная страна", западнее ее стоит надпись "государство Русия". Вблизи устья Камы два города - Артан и Аклиба (белая башня), их можно соотнести с городищами Казани и Елабуги. Эти города расположены в пограничной зоне между булгарами и русскими и явно принадлежат "горной стране". Река Вятка обозначена как "река Шалуй" (Холун). Замечу, что реку Молому на этой карте нужно понимать как водный путь с Вятки на северо-запад по Сухоне в Русию, - Ростов и Суздаль, Белоозеро и Новгород. Таким образом "горную страну" можно отождествить с археологически просматриваемым ареалом проживания Булгарских русов в низовьях Камы и Вятки.
  
   Пару слов об этнической принадлежности биармов-Вису и Югры (под Югрой обычно понимают территорию между Печорой и Обью). По изучению названий и археологии городищ ученые не пришли к определенному мнению по этому вопросу. Недавно были открыты городища на нижней Оби 11-13в., которые оказались очень близки к пермским (коми-пермяцким и Прикамским) того периода. Можно полагать, что некий народ вел освоение края в направлении из Прикамья на восток через Печору к Оби. Судя по археологии, это были люди не только финноугорского и пермского происхождения, но также северо-европейского.
   В тексте Гарнати говорится, что булгарские купцы сами возят товары к Вису, очевидно, это происходило летом. Булгарские купцы доходили только до середины Вятки, это место можно считать южной границей Вису. Артефакты ограниченного проживания булгар на севере обнаружены на Ковровском городище в устье Моломы (город Колын-Вятка), на Солдырском городище на верхней Чепце (Иднакар) и на Вятском городище в Чердыни (верхняя Кама). Более основательное поселение с мусульманским могильником - Рождественское городище на р.Обве (Каргадан в Джагфар Тарихы). Таким образом, названные городки входили в страну Вису, точнее, располагались вдоль ее южной границы. При этом, между ними и булгарами существовала буферная зона - территория протоудмуртов и протомари.
  
   Интересно, что в фольклоре обских угров (ханты-манси) есть предание о людях приходивших к ним с запада: "Это были русые и рыжие, черноволосые люди с бородами, серыми, карими и черными глазами", занимавшиеся скотоводством и земледелием, а на севере - оленеводством. Они походили на Мось-нэ (своих), но отличались от них языком. Мис-махум (Коровьи люди) занимались торговлей: ходили торговать на Нижнюю Волгу, где были "царские города", и привозили на Обь шелк, шлемы, щиты и стрелы'.
   Джагфар Тарихы дает некоторые интересные подробности о провинции Вису-Бийсу. Скандинавской торговлей занимались потомки конунга Отара (Рерик, Олег Вещий, Хум), совершившего первое плавание в Биармию в конце 9в.:
   'Из этого дома (семьи) вышло немало славных салчибашей (моряков), хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара - самый север Садума - Урман (Нурман)... На свои деньги Сып (внук Олега) возвел крепость Гусман на реке Джук (Юг), ставшей главной на Нукратском пути на север. Из Болгара плыли по Агидели (Каме) и Нукрат-су (Вятке), а затем проходили к крепости Гусман, где соединялись дороги из Джира (Ростов, Суздаль) и Болгара. А из Гусман-Катау по Джуку и Туну (С. Двине) выходили к реке Бишек (Вычегда), по ней добирались до притока Бий-су Ошмы и по Ошме проходили к Бийсу (Печора). Ответвление Нукратской дороги, шедшей из Болгара по Агидели и Чулману (нижней и верхней Каме) в Бийсу, называлось Чулманской дорогой'. (Е. Х. - Камский путь на север был более трудным ввиду сильного встречного течения, в 2-3 раза больше, чем у Вятки).
   В 12в. "галиджийцы (новгородцы) стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су, куда заходили садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племен Туная (Севера). Артан основал болгарский купец Туймас, торговавший с Артаном (Балтикой), в то время, когда Угыр Башту (Киевский князь Игорь, ум. 945г.) закрыл Артанский путь через Галидж (Ладогу). Охрану острога нес шудский (чудской) род куян".
   В 1150г. булгары потеряли Гусман, поэтому для противодействия русским построили на средней Вятке крепость Колын (Ковровское городище в устье Моломы). Вероятно, с этого времени для прохода на север стал использоватся другой путь. Интересно, что булгарское наименование Слободского города - Колога - напоминает название северной области Норвегии - Холога-ленд.
  

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Русских

Картографы в ту пору были ещё те выдумщики. Вот например карта где два города Вятка и Котельнич с Орловым на востоке от города Вятка, Шестаков на западе, а Кайгород посредине двух городов Вятка.

Аватар пользователя skygrad

Иностранцы собирали географические сведения о России из различных источников, обычно разновременных. Поэтому на картах присутствовали устаревшие данные о городах прошлых веков. Российские карты были засекречены, ими пользовался только царь для разработки военных походов и контроля за сбором налогов. Такая точная карта 16 века не сохранилась, но есть подробное описание. Кстати, в нем упомянуты вятские города, там есть Хлынов и Вятка. Город Вятка был в устье Моломы, на вашей карте так и указано. Вятка на притоке Камы в верху карты - это начальная Чердынь, ее зовут Вятское городище, примерно 13-15 веков, раскопки проводились недавно, пока нет результатов в сети.