Слободской город (4 часть)

   4. Новые времена
  
   В 60-х годах началось массовое переселение в город селян получивших паспорта и ставших полноправными советскими гражданами. Многие переезжали целыми семьями вместе с разобранными избами. У города появились пригороды похожие на большие деревни. Здесь привычные к скотине люди держали коров, коз и птицу. В 70-х началось строительство благоустроенного жилья для работников производства. К счастью эта реконструкция почти не затронула исторический центр. Город прирастал в основном в южном направлении, и, наконец, вобрал в себя древнее Чуршинское городище, став законным его продолжением. Исторический центр вокруг бывшей Красной площади (ныне всё ещё площадь Революции) в народе называют просто Город. С севера и с юга от него старые районы, - Светлица и уже забытая ныне Кузница. Ещё южнее вдоль берега Вятки за Стадионом, Старым Кладбищем, Городским садом и Домом Культуры, - слобода Демьянка, ставшая промышленным районом города, а далее Поселок Меховщиков, Бетонный и БАМ (квартал временных как наша жизнь щитовых бараков).
  
    []
   Игрища вятских богатырей-реконструкторов.
  
   Во все века Город втягивал в себя из окрестных сёл и деревень активное население. 90 % русские, большинство - потомки обитателей бывшего Слободского уезда (ныне это территория Слободского, Нагорского, Белохолуницкого, Омутнинского, частично Афанасьевского, Зуевского и Фалёнского районов Кировской области, а также удмуртский Глазов). У коренных слобожан заметный и оригинальный, ни на что не похожий вятский диалект, несколько отличный от кировского.
   В свою очередь одаренная слободская молодежь в поисках счастья навсегда покидала его. Впрочем, некоторые неудачники возвращались домой зализать раны. И раньше других осознали, что мифическое счастье не в ускользающей голубой дали, а на тощей земле, где ты родился, в которой лежат забытые тобой предки и по которой всё еще бродят знакомые проходимцы. Сделавшие карьеру и, как им всю жизнь казалось, удачно пристроившиеся в далёких тёплых краях, ныне как привидения посещают город своего детства. Ищут чего-то, но не находят. Всю жизнь они трудились для себя и для других. Строили заводы и здания, растили детей, сажали деревья, писали книги и кандидатские, стояли в очередях, наживали добро. Но всё это осталось там, на далёкой чужой земле. Вот и болтаются в конце своей жизни эти уважаемые 'земляки' туда-сюда как г... в проруби. Потерянное поколение моих сверстников (послевоенное поколение бэби-бума) не сумевших вписаться в новую реальность заполнило до предела городское кладбище, где ещё недавно во весь Троицын день ими устраивались поминальные пикники похожие на языческие тризны. Нам посчастливилось избежать сталинской закалки и ещё в раннем детстве, когда старшие вполголоса обсуждали 'Ивана Денисовича' и 'Горькие травы', а в домашний рупор читали 'Василия Теркина на Том свете', получить прививку хрущевской оттепели. Нам довелось вкусить лживую беззаботность и пустозвонство, казалось, почти бесконечного брежневского застоя, чтобы затем, снисходительно поддержав горбачевские потуги с человеческим лицом, увидеть крушение Советской Империи, короткий праздник демократического переворота и торжество частнособственнических страстей. Нам открылся скучный смысл нашего существования: быть удобрением на чужой грядке. Мы не верим ничему и не хотим ничего. Нас ещё достаточно много для того чтобы обрушить нынешнюю Пенсионную систему.
   В бесбашенном августе 1991 года кто-то из наших пытался сдвинуть верхнюю часть статуи Ленина на площади, но спустя несколько дней её вернули на место, а щель замазали раствором. В эти несколько дней полной растерянности старой власти , когда в Москве железный Феликс, вздёрнутый за шею краном плыл над ликующей толпой, ортодоксы стрелялись и бросались с верхних этажей, а слободские партбоссы утирали слёзы и дрожали в ожидании арестов, - было возможно ВСЁ. Например, взобраться на крышу Серого Дома и сорвать красный флаг. Но шанс на окончательную и бесповоротную демократизацию был упущен, и Россия, взбрыкнув пару раз, вернулась в своё привычное стойло.
  
    []
    []
   Бигбен с Бронзовой птицей при въезде на Машстройзавод. Слава Труду и Капиталу!
  
   Вслед за всей страной жизнь в нашем городе понемногу изменилась: открылись четыре из уцелевших церквей, в кинотеатрах начали торговать и веселиться, школы с хорошими педагогами и приличными детьми переименовали в гимназию и лицей, новорусские слобожане строят особняки, вместо одной меховой фабрики десяток фирм. Из уже знаменитой деревянной часовни убрали трактор. Через город вновь прошла трасса Петербург - Дальний Восток.
   ВЯТЛАГ (исключая уголовную часть) окончательно ликвидировался только после августа 1991 года, когда членам семей врагов народа (в основном это были дети репрессированных, мои сверстники) наконец-то вернули все права граждан государства. До того им было запрещено покидать территорию спецпоселения, - рабочего поселка в глухом лесу.
   Кости Г. П. Булатова после недолгих сомнений местные власти 'подняли на щит', то есть торжественно с представителями духовенства перенесли из тихого заросшего лесом уголка кладбища на простор всеобщего обозрения при главном входе. Вскоре на потревоженной старой могиле случилось маленькое происшествие: здесь появился крест с венками и табличка с нужной фамилией. Неизвестный, но еще не утративший бдительности товарищ сообщил куда надо (а именно, в газету "Слободские Куранты", бывший "Ленинский Путь"), и надпись с венками разметали по сторонам, объяснив происшедшее недосмотром коммунальных служб. Однако провалившаяся могила сохраняется, на ней лежат старые венки и приткнут крест. Без надписи.
   Забитый до смерти в 40-х годах ходячий проповедник и юродивый монашек Власушка под именем инока Анания причислен к общероссийскому сонму новомучеников. Его могила на старом кладбище, слава Богу, цела и благоустроена. За свои невероятные предсказания и мученическую смерть Власушка достоин всяческого почитания и святости. Но отчего-то в нашем городе о нём мало кто знает. Во истину, нет пророка в своём отечестве! Остается только ожидать чудесных исцелений от мощей блаженного. Аминь.
    []
   Могила Власушки возле Троицкой церкви на старом кладбище.
  
   Уже в наши православные времена, в обезглавленном Никольском соборе продолжали беситься подрастающие даровитые спортсмены. Лишь в 2006 году здание спортивной школы передано церкви, и началась реконструкция. Над Христорождественским монастырём вознёсся Византийский крест и новый купол.
   Не могу удержаться от критики, видя как старый город медленно, но верно уходит. Исчезло с центральной улицы оригинальное по архитектуре здание гостиницы. Построено оно было 100 лет назад в качестве доходного дома, в годы Советской власти в нём работала городская электростанция, а затем гостиница. Лет 20 назад её закрыли на ремонт, но разбой 90-х похоронил благие намерения. Остов без крыши красовавшийся в центре города был, в конце концов, отдан местному предпринимателю, и с большим трудом разобран. Стены оказались неимоверно прочные и простояли бы ещё лет двести. Десять лет ждём, когда на этом месте построят новомодный сарай для увеселений.
   Не менее оригинальное здание по соседству вследствие варварской эксплуатации развалилось само. Его восстановили, но получился картонный домик, раскрашенный под старину.
   Настоящим бедствием для города и его жителей стали пожары в многоквартирных коммунальных домах. Часть из них - явно умышленные поджоги. Подобное 'баловство' водилось у нас во все века. 'Вечный огонь' в целях экономии горит теперь только по большим праздникам. В 90-е годы по ночам у огонька грелись бомжи, а несоюзная молодёжь жарила на дармовом костре мясо.
   В 2005 году город праздновал 500-летие. В целом дело благое и весёлое. Подновили фасады в центре и кое-где асфальт, Колокольня предстала в полной красе, фанерщики отвалили городу в качестве подарка шикарный по нашим меркам Фонтан. Что ни говори, местечко появилось приятное, посидеть и полюбоваться можно.
    []
  
   Надо сказать, что не было на 500-летнем юбилее той восхитительной атмосферы свободы и разгула, что наметилась несколько лет назад, когда в дни города и соседствующие с ними дни молодёжи наш Бродвей превращался в подобие Московского Арбата. С запретом публичного распития пива эти 'тусовки' в центре города стали не столь колоритны. Демократия уже не та, - второй свежести. К тому же исчезло продаваемое на всех углах знаменитое издавна Слободское пиво. Только наш пивзавод оправился от напастей перестройки и, отчистив бродильные чаны от прокислого смрада развитого социализма, стал производить качественный напиток, - как получил нокаут под дых. И теперь стоит разграблен подчистую словно бандитами.
    []
   А ведь он по мощности был больше Кировского. Ходят слухи, что через подставных лиц его скупили и обанкротили. Сюда в 1999-ом бежала известная кировская пивоварка Елена, вот и пришли за ней следом, чтобы не было конкурента "Вятичу". Подобная ситуация повторилась со спиртзаводом.
    []
  
   Поэтому ничего удивительного в нынешнем запустении города нет. Многие предприятия стоят или работают не в полной мере, другие вообще исчезли. К тому же Слободской бюджет живет на малый процент от собираемых налогов, львиная доля уходит в Киров и Москву.
    []
   Открытие мемориала участникам войн в Афганистане и Чечне. В 80-х гробы с убитыми привозили на родину тайно, говорить об этом не разрешалось.
  
    []
   Здание музея на площади возвратили церкви, музейщики перебрались в Дом детского творчества (бывший горком КПСС), а для молодежи в 2016 году построили новый дворец "Паруса" с кинозалом.
  
   Вопрос о нашей исторической памяти остаётся актуальным. Прошло более 10 лет со времени публикации в 'СКАТ-ИНФО' ставшей уже местной классикой сатирического жанра статьи автора 'Под сенью Ильича', отшумело 500-летие, а воз и ныне там. В городе не появилось ни одного приличного монумента. Булатову поставили памятник, но только на кладбище. Зато 'наши Ильичи' продолжают красоваться во всю длину улицы Советской, при этом старший из них всё так же тянет руку в большевицком приветствии.
    []
  Впрочем, в 2015 году один день он простоял без руки и головы. Они отвалились, когда подвыпивший молодец попытался взабраться на Истукана ради скандальной фотки.
   Слободское городище и берег реки возле него заросли кустами так, что с любимого места отдыха и прогулок слобожан не видно другого берега. А ведь ещё лет 40 назад за исключением десятка деревьев здесь почти не было растительности. Многие даже не подозревают о существовании древнего оборонительного рва, ныне совершенно заросшего, а местами превращённого в ближнюю свалку. Рядом с ним, где когда-то стояла Афанасьевская церковь, на костях древних жителей города и жертв террора советского прошлого новый вятский человек построил симпатичный особняк, правда, жить там не смог, отдал под офисы.
  
    []
   В общем, жизнь идет как и везде в послеельцинской России: купцы наживают, чиновники воруют, попы служат, бандиты грабят, народ ворчит и надеется. Как говорится, Надежда - мать дураков! Несколько веселее было на Вятке в годы пребывания либерал-губернатора Никиты Белых со товарищами, но всё растаяло как дым, остались одни воспоминания и долги.
  
    []
   Когда-нибудь улице Советской вернут прежнее название, а на Слободской Красной площади появится бронзовый купец Анфилатов. А пока пусть Ильич как Верный Руслан сторожит место. Пусть медленно, но верно ветшает и разрушается, становясь немым напоминанием о бренности земной славы и величия. Забвение и осмеяние - удел всех рукотворных идолов.
   И, все-таки, Город худо-бедно живёт, пусть и окрестили его в областной газете мертвым за грязные разбитые транзитными лесовозами улицы, обветшалые дома и высокий процент старушек. Но бывают минуты, когда под розовато-золотым лучом редкого январского солнца или зелёным предзакатным сентябрьского, он вдруг чудесно преображается и сквозь тусклую реальность проступает тот Город, который все мы, пусть нечасто, видим в своих снах - Град Небесный Слободской.
  
    []
   Установка куполов на Никольский собор в октябре 2016 года.
  
   Евг. Харин, 2003-2016
  
  
   Приложение
  
   История пивзавода http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/slobodskoy.html

Комментарии

Аватар пользователя Родыгина Анна

Фильм ТРК "Вятка" "Слободской" (1977) из серии "Города Кировской области" - https://www.youtube.com/watch?v=za1v06Q2z3c

 

Аватар пользователя skygrad

Атмосфера конца 1970-х, знакомые лица! К сожалению, таких фильмов очень мало. В Слободском тогда были крупные производства: меховое, фанерное, мебельное, пивное, спиртовое, бетонное.