Родина казачества (1 часть)

 "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и ряд других селений (Кошкаров и Мукулин). Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238-41 гг.
   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами" (жили в Карино).
   (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
   Это цитата из 2 тома булгарской хроники Джагфар Тарихы, из которой следует, что первый казачий корпус был сформирован опальным правителем булгар Гази Бараджем в качестве своей гвардии из заказанских язычников-гарачцев, в которых легко видеть потомков берладников (западных бродников, выходцев из галичан) поселившихся на Волге в пограничье русских и булгар в конце 12 века (горные мари). С помощью этих наемников в 1229г. он захватил власть в Булгаре, но был обвинен в симпатиях к христианам, свергнут и бежал за помощью к подступившим к Булгарии монголам. Гарачцы же поселились на Вятке и участвовали в походах монголо-татар и булгар на Русь и западные страны. По иностранным источникам войско монгол в западном походе 1242г. состояло из русских, булгар, половцев и бродников. Именно воины-наемники, бродники, поселились на Вятке в ту пору. Учитывая дальнейшее существование Вятской республики, роль Вятки в происхождении русского казачества очень важна. О происхождении Яикского Уральского казачества от Нукратских гарачцев прямо говорит тот же цитированный Ахметзян Култаси. Однако комментатор ДТ дает такую трактовку происхождения казачества:
   "В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, Булгарский царь Гази-Барадж предложил своему Монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из Булгарских кочевников Украины (анчийцы и коубийцы) - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу 'казак' (трезубец) и имя 'казаки'. Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим Булгаро-Монгольским командованием до середины 14 в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из Булгар-Xристиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды Чиркесов.
   Еще в 10 в. Булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников Булгары называли 'чиркес', что по-Булгарски значит 'бродящий, вольный (чир) человек (кеше)'. Русинцы переводили это слово, как 'бродник'. Большинство Чиркесов были Украинцами-Xристианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), Чиркесы поступили на службу Монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, Чиркесы остались на Монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, Монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, Украинцев-Казаков. Постепенно для Чиркесов название Казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а Казацкий 'трезубец' - гербом. Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, Украинские Казаки-Чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого Украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. С этого времени Булгаро-Казацкий трезубец вновь возвращается к Украинскому народу в качестве все-Украинского символа".
   Это текст Ф.Нурутдинова, его трактовка сообщений булгарских хроник во многом повторяет гипотезу о формировании казачества в недрах Ордынского государства на основе бродников и северо-кавказских черкесов. Однако он игнорирует некоторые упомянутые выше сообщения самой ДТ, поэтому полностью принимать на веру сказанное им нельзя. Хотя бы потому, что он не располагал всеми доступными ныне археологическими фактами по Вятке и соседним землям. Начнем с важнейших для нас имен - козаки и черкасцы, именно так они звучали в 15-16 веках. Инострацы побывавшие на Днепре в 17 веке описали изначальных козаков как членов некого рыцарского ордена, традиции которого к тому времени были уже отчасти утрачены ввиду массового притока новобранцев. При этом они отмечали приверженность козаков к "русской вере", навыки мореплавания и судостроения, храбрость, но недостаточную уверенность в конном бою. Имя козак географ Боплан обьясняет как производное от слова "коза". В этом можно видеть косвенное подтверждение сообщения ДТ о трезубце, как символе козаков. Трезуб, и особенно его вариант двузуб, напоминают рогатую голову козы. Другое дело, когда и при каких обстоятельствах этот символ появился у козаков. Из текста Нурутдинова следует, что первые ордынские казаки и "чиркесы" были христианами. Народ черкеслар жил еще недавно на территории Татарстана вблизи низовий Вятки, так звали татар-христиан, крешенов. Кроме того, известно, что кавказские черкесы также поначалу были христианами. Из этого мною было сделано предположение, что слово черкасцы означает "церковники", люди церкви, сторонники христиаской веры. Так могли звать всех не великоросских приверженцев восточноевропейского христианства. Козаки в пограничье леса и степи как раз соответствовали этому пониманию. В этническом плане эти казаки были не вполне славянского происхождения. Общими у них с великороссами (русскими Московии) были вера и разговорный язык.
   О гербе Вятки Нурутдинов на основе текста ДТ пишет следующее:
   "Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа - князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата. До этого гербом Бийсу была старая тамга Буляра (рог изобилия), воспринимавшаяся простым народом как изображение алпа изобилия Самара. Действительно, на суровом севере булгарам так хотелось тепла и сытости юга... Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (Вятка по-русски), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб - лук со стрелой".
    []
   Вятский символ на печати Ивана 4
   Во время осады Буляра русскими в 1183г. Мер-чура со своми воинами сидел в зиндане. По сообщению ДТ из тысячи нукратцев взятых в плен в ходе карательной акции против них, выжило три сотни. Они были освобождены восставшими жителями столицы и участвовали в обороне города. Интересно, что в это же время в плену находились и аркочцы-берладники, против которых также был карательный поход. В самом тексте 1 тома ДТ (летописи Гази Бараджа) аркочцев нет, их там называют гарачцы, часть которых по сообщению Култаси перебралась в 13 веке на Вятку. Связь или даже тождество аркочцев, колынцев-нукратцев и гарачцев явно прослеживается. Поэтому Вятский герб с натянутым луком может быть связан с аркочцами - галицкими берладниками. Особенно если вспомнить о божестве западных славян с острова Аркона - Свентавит с изогнутым луком.
   Гербом хонов рода Дуло (гунских и булгарских правителей, Атилла, Кубрат, Алмуш и др.) был символ балтавар, топор-лук, напоминающий по виду трезубец или натянутый лук-арбалет: "некоторые видели в знаке Балтавар изображение лука и стрелы или сокола". Вятский герб (натянутый и наклоненный лук) в первоначальном виде более схож с арбалетом, старое название которого, - роженцы (рожки, концы натянутого изогутого лука назывались "рога"). Древний герб Киева очень близок к Вятскому. Обьяснение этому может быть разное. Но учитывая сообщение ДТ о казацком трезубце, можно полагать, что казаки бежавшие с Вятки в конце 15 века вернули на Днепр древний символ.
    []
   Обратим внимание на то, что основные цвета Вятского герба совпадают с цветами Украинского флага, которые связывают с Галицкой землей. Напомню, что вятские ватаманы носили полосатые желто-синие шаровары. Появление галицких символов можно обьяснить прибытием в конце 12 века в Волго-Вятский регион галицких бродников. В ДТ говорится также что символом восставших против властей в ту пору было изображение грача, как и галка, птицы из вороновых, - символа галичан. Первых казаков поселившихся на Вятке в ДТ называют гарачцы, от слова гарач, грач, Кар или Гар - ворон на многих языках (от характерного "карканья" этих птиц). Грачами в ДТ названы восставшие в Булгаре сторонники братства Эль Хум, на знамени которых была эта птица. Само братство пошло от мечети, построенной в Биляре по завещанию конунга Хума после похода волжских русов 943-944 г. на кавказских мусульман. В дальнейшем братство базировалось в Елабужской крепости. Вероятно, это была разновидность суфизма, мистического течения в исламе известного своими замкнутыми братствами, чем-то схожими с западно-христианскими рыцарскими орденами. Гарачцы же (галиджийцы, галичане, галлы) были западно-славянскими язычниками, а позже мусульманами и христианами. Общим для всех этих групп была древнерусская дружиннкя культура и территориальные интересы (Волго-Вятское междуречье и торговые пути по северным рекам).
  
    []
   Казацкое надгробие 18в. на Украине (Трахтемиров). Подобный символ (сочетание креста и полумесяца) был на знаменах казачих полков, позже полумесяц заменяли подковой или луком. Схожий символ был также у казахов (потомков ордынских казаков). По ДТ провинция Тубджак (Сев. Казахстан) имела герб булгарского рода Дуло - балтавар, который по виду схож с Вятским гербом - натянутым луком.
    []
   Казахский орнамент "кошкар муйиз" - бараньи рога.      
    []
   Каменные кресты - качкары в Армении. Просматривается сочетание креста и полумесяца (круга).
        http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/index.html Книга про качкары. http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/illustrations-1.html Илл. ранних качкаров.
  
    []
   http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/ukraine/cosaccos.htm Знамя Богдана Хмельницкого
  
      Большое знамя (хоругвь - корогвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой - белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею".'Абданк' - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры 'W'. C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем. http://www.vexillographia.ru/ukraine/cosaccos.htm
    []
    []
      Из этого видно, что символика и религиозные пристрастия казаков были очень близки к Вятским. Те же святые: Николай-Микола и Михаил архангел; лук-арбалет (потом его заменил новый вид грозного оружия - мушкет, ручница); лапчатый крест. Кошкаром (рога барана или козы) звали вариации герба рода Дуло. На части русских, казачих и вятских церквей этот символ до сих пор - сочетание креста и полумесяца. Думаю, границы распространения этой символики совпадают с территорией влияния булгар. Очень схожий с армянскими качкарами символ - Процветший крест - был связан в Византии с культом св.Николая Мирликийского, часто трактуемый как якорь.
         []
   Однако сам символ имеет очень древнее происхождение и связан с культом плодородия, мужского и женского начал.

Комментарии

Аватар пользователя bookreader

Ничему верить нельзя. 

Например, нашли клад в 1822 году - сразу ясно стало, что это 1237 год, и сразу видно, что они были христиане и православные, а что бы никто не сомневался - еще и эмалевые медальоны с изображением святых?   

А ведь фальсификацией истории занимались  профессионалы - на уровне государства.  

 

https://pikabu.ru/story/pervyiy_staroryazanskiy_klad_1822_g_quotryazansk...

"Первый старорязанский клад (и самый богатый) был обнаружен в 1822 году случайно: крестьяне помещика Шестакова из села Старая Рязань Устин Ефимов с сыном и Яков Петров при ремонте дороги близ городских валов обнаружили кожаную суму с драгоценностями весом 6 фунтов (2,5 кг): кресты яшмовые в золотой оправе, золотые пуговицы для кафтана, золотые кольца, серьги и перстни, зарукавья, подвески и цепочки. Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях - медальонов разной величины, усыпанных драгоценными каменьями, украшенных образами святых в технике финифти (живопись по эмали). Пять блях были парными, а три непарными.

Надписи были на древнерусском языке, что позволило примерно определить их изготовление XII - началом XIII веков.​

Аватар пользователя skygrad

Верить на слово нельзя никому. Нужно анализировать разные источники чтобы сложилась какая-то логически стройная картина исторических событий. 

Клады с ценными древнерусскими  вещами находили в большом числе в слое пожаров 13 века. Что логически связывают с нашествием монголо-татар в 1237 году. Недавно читал статью на эту тему, там автор сообщает, что степень разгрома городов была меньше, чем ранее считалось. Примерно треть русских городов той поры, действительно, прекратили существование. Это касается небольших крепостей и княжеских центров, оказавших сопротивление. Но многие, включая Ст. Рязань, вскоре были восстановлены и существовали еще несколько десятилетий. Запустение их произошло от изменения политической и экономической ситуации.

Вообще, на мой взгляд, события середины 13 века более похожи на революционную гражданскую войну. Монголы и другие пришлые народы играли в ней ту же роль, что большевики-интернационалисты в 20 веке (латыши, китайцы и др.), из них состояла гвардия и карательные части. Бродники и берладники в таком раскладе - это самовольные Кронштадские матросы)).

Аватар пользователя bookreader

Про бродников и берладников никогда не слышал.  Новые "сущности"?

 "Запустение их произошло от изменения политической и экономической ситуации".  

Снова историю будут переписывать?   Рязань просто вырезали - это всем известно. 

Рязань - имя нарицательное,  "вырезали всех" как бы.    Думаю, город назывался иначе.  

 

По кладу в Рязани вспомнилось, как кто то в Вятской губернии нашел несколько монет серебрянных, его стразу  на допрос:  "Где украл? Кто сообщники?" - запытали досмерти.     А тут такой ценный клад - и даже никто не спросил - "Где украл?".  Не верю...

В реальностьи должно было быть так: первым узнал помещик (это 1822 год) - он посылает "крепких парней", которые обычно с холопов дань собирают, и они бы первым делом "вытрясли" признательное показание что холоп украл все это в местной церкви. Допустим, помещик был глуп и заявил все это "по инстанции" - приехали "крепкие парни из царской охранки" (инквизиции)  и "выпотрошили" бы всех - начиная помещиком и заканчивая всей деревней.  А мы что видим?   Ваууу...  Еще и денег дали 10000 рублей?    И это когда холоп в среднем стоил  10-20 рулей?     Это просто  - "чудо"!  :) 

 

С одной стороны в Новгороде было "вече", а с другой стороны был князь.  Мы все знаем, что у казаков все должности были выборные.  Выборность не подразумевает княжеские привелегии (наличие холопов).   

Как такое возможно, что одновременно две взаимоисключающие формы правления существуют  в Новгороде?    Нижний Новгород был построен Иваном 3?   Скорее всего и Новгород тоже.   Из самих названий это следует. Кстати, Новгород - это Карфаген на латыни.  Разрушили какой то другой город - название которое "вытерли из истории".  

 

http://www.allmonarchs.net/russia/ryurik.html

  Как бы то ни было, из "Повести временных лет" известно, что в 862 г. среди славян, живших на берегах озера Ильмень, начались нестроения. Чтобы покончить с усобицами, они решили поискать себе князя среди варягов из племени русь и отправили посольство за море. На призыв откликнулись трое братьев – Рюрик, Синеус и Трувор. Придя со своим родом и дружиною в землю славян, они стали там княжитьСинеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Рюрик же то ли сразу сел в Новгороде, то ли сначала княжил в Ладоге, а два года спустя срубил Новгород над Волховом и перенес столицу туда. Когда же около 864 г. Синеус и Трувор умерли, Рюрик занял их владения, а также послал своих людей в другие города, в частности, в Ростов, Муром и Полоцк.

 

Это все явное вранье - и что с этим всем делать? 

 

Аватар пользователя skygrad

Берладники и бродники давно известные группы русских, самовольно живших где-то в низовьях Днепра и Дона. От них многие выводят начало казачеств. Я придерживаюсь такой же точки зрения с некоторыми уточнениями: во времена Золотой Орды потомки берладников и бродников укрылись на Вятке. 

Насчет названия Рязани есть другое мнение.  ДТ описывает, как несколько сотен русских попали в плен к булгарам и были обрезаны ради сохраения жизни. Их прозвали резанцы, как у русских звали мусульман. Но вопрос этот темный.

Клады разных веков и народов находили и находят повсеместно. Существовало и существует поощрение за сданые находки, и ответственность за их утаение. Состоятельные люди часто скупали найденные сокровища, далее использовали по разному. Много находок пропало безвозвратно.

Новгород как крупный торговый город был на особом положении, самоуправлении. Князь выполнял в основном военные и фискальные  функции. На Вятке князей не было (если не считать Каринских, Серкин тоже думает, если были князья, то они должны быть полновластные, но это не так, на Вятке свои порядки!). Здесь была республика, воевод (гражданского и военного) выбирали ежегодно. Были свои выборные судебные, церковные и прочие лица. Конечно, зажиточные семьи постепенно складывались и у нас. Как и в Новгороде они становились влиятельны, из них выбирали воевод.

Татарское название Вятского региона Нукрат или Ноград. Тут тоже проступает некий "Новый город". Отсюда, вероятно, путаница вятчан с новгородцами в некоторых источниках. С Великим или Нижним Новгородами название Ноград не связано, скорее от угорского племени Оногуры - Хунноугры (Нукарды). На их тюркском языке означает тоже "новый город". Эти угры жили в Прикамье в 5-9 веках и оставили некоторый след. Но не стерпев усилившихся булгар, откочевали на юго-запад, став хунгарами-мадьярами (венграми).

Аватар пользователя bookreader

К теме "взятия Иваном Грозным Казани". 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрельцы
Стреле́ц — выборный[1] служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник (стремянной стрелец) или пехотинец, вооружённый «огненным боем».
Стрельцы в России составили первое регулярное войско. Некоторые иностранцы их называли «мушкетёрами»[2]. Стрельцы делились на:
стремянных, то есть конных (до 2 000 человек личного состава), составлявших особую стражу государя;
московских;
городовых или украинных (пограничных), то есть украинных (пограничных) городов (сторо́ж, застав, слобод и так далее), где они составляли гарнизоны совместно с городовыми казаками, пушкарями и так далее. При Иоанне Васильевиче «Грозном», их было (в начальный период) до 12 000 человек личного состава, из которых около 5 000 человек жили в Москве и его уезде. Во время походов (кампаний) входили в состав полевых войск вооружённых сил России (не все).

http://www.comgun.ru/gun/1580-yeto-strannoe-slovo-pishhal.html
На Руси кремневые замки «шнапханы», а точнее оружие с ними, называли самопалами. Слово как нельзя лучше отражает суть пищали с кремневым замком — «сама стреляет». Действительно, заряженный самопал может сам выстрелить, если курок случайно сорвется с боевого взвода. Впервые слово «самопал» зафиксировала летопись 1581 года, которая описывает осаду русского города Пскова войсками польского короля Стефана Батория.  Это же слово обнаружили в словаре французских моряков, посетивших устье Северной Двины в 1586 г., который они составили для общения с местными жителями.

Изготовление оружия в России всегда было «государевым делом».
В первую неделю после праздника Пасхи существовала традиция представлять к царскому двору лучшие изделия мастеров. Если вещи нравились, мастеров Оружейной палаты ждали награды — пожалования сукном, тафтой, другим товаром или деньгами. В документах Оружейной палаты (Расходной книге 1625 г.) сохранилась запись о том, как один из лучших мастеров Оружейного приказа Тимофей Лучанинов по возвращении из Персии был пожалован отрезами венецианской тафты и английского сукна за то, что был послан туда «для наученья пищального и сабельного дела».
Находясь в Персии, Лучанинов воочию увидел лучшие работы придворных оружейников шаха Аббаса I. Наверняка русский мастер дотошно изучил все — стволы пищалей, декор лож и замков, холодное оружие, технические приемы и инструменты. После поездки в Персию Тимофей Лучанинов сработал дивной красоты кремневую пищаль. 

 

В 1625 году  была "сработана" первая русская "пищаль", после обучения при дворе Персидского шаха.  

А чем  были вооружены 12000  мушкетеров (стрельцов)   "Ивана Грозного в 1550 году"?   Вот это интересный вопрос...  :) 

Аватар пользователя skygrad

Вятские стрельцы упоминаются в походах 15-16 веков. Их брали на суда помимо речников-матросов. 

Оружие изготовляли на Вятке во все века, пока в 17 веке это не было запрещено царем. Ковали неплохие клинки, делали самострелы, вероятно, также и огнестрельное оружие в виде небольших пищалей с прикладами и длиной ствола от 40 см, аналог ружей и пистолетов. Пищали применяли при обороне и нападении. На судах и на стенах городов их собирали в батареи по 10-20 стволов. Поджигали заряд от специальной походной жаровни. В детстве делали такие стреляющие игрушки из медных трубок, называли поджигами.

 

Аватар пользователя bookreader

Поджига в детстве - это круто...

Когда говорят кто (и когда)  в Европе сделал первое  стрелковое оружие,  порох, селитру - указывают, город, фамилию мастера - эта вся история и технология расписана по  часам и шагам - буквально.  А Вы так запросто - на Вятке изготавливалось  во все века...    И все  мы должны верить "на слово"?

 У меня просто нет слов...  :) 

 

По телевизору один "наш местный"  академик рассказывал в аудитории, что марийцы в древние времена были воинственные (много кого победили - москалей и т.д.).  Приблизительно такой диалог получился:

Его спрашивают - "А оружие где брали?" 

Он отвечает - "Сами делали".

- "А почему сейчас ничего не делают?" 

- "Нам русский царь запретил кузнецов иметь, а потом уже разучились".  

- "Хорошо, а где руду брали для выплавки железа?" 

- "Какую руду?"      

 

Как то нужно подтверждать свои "утверждения" - ну хоть ссылками в википедии...  :))

Аватар пользователя skygrad

Находки оружия на Вятских городищах были, некоторые упомянуты в справочнике Медведева "Древнерусское оружие". Это наконечники копий и стрел. Находили также ножи и мечи, пластинчатый доспех. В Слободском музее есть кольчуга 13 века в хорошем состоянии. На Подчуршинском городище нашли небольшую пищаль (утрачена в 90х). Похожая есть в Кировском музее. 

Железо издревле добывали из местной болотной руды, вплоть до начала 20 века работали Белохолуницкий и Омутнинский заводы, крупнейшие в России того времени. Также и медь. В наших недрах на небольшой глубине попадаются разные полезные ископаемы, включая золото и нефть. Вятские увалы являются отрогами Уральских гор. Правда, в настоящее время разработка этих залежей не выгодна, слишком малы обьемы.

 

Аватар пользователя skygrad

 []

Это находки 12-15 веков в книге археолога Макарова Л.Д. Более древние не указаны. Обратим внимание: оружие с территории Хлынова-Кирова отсутствует!

http://samlib.ru/u/ustinow_b_g/varheolog.shtml

Аватар пользователя bookreader

Тут есть даже шпоры...    И в чем проблема?   Нашли же в Аркаиме до-греческое оружие, так называемой Милетской культуры - технология и место изготовления известно, соответственно все они переселились из Древней Греции на Урал.  Единственно, может не 3 тысячи лет назад это было, а всего тысячу - "отечественные ученые  же"  не могут нарушить хронологию принятую в Европе.

По любому предмету есть классификаторы - в какой стране придумано, в каком веке.  Те же шпоры, например. Если для "вятских археологов" это проблема, то в Европе это давно все классифицировано.  По испанским, французским, германским  каталогам пробовали смотреть?  Какой культуре принадлежат эти предметы?   Только не надо думать, что  одни и те же технологии (и предметы)  могут появиться в разных частях света несвязанно.  Это не возможно в принципе. Технология - это как отпечаток пальца руки (неповторяется никогда).  

Сам подход, что  "вятчане" вполне случайно могли "изобрести" полностью совпадающие  изделия с произведенныеми в других странах - это неправильно.    Кстати, анализ металлов дает точное место выплавки руды - там есть так называемые  "маркеры" из разных редких элементов, по которым это делается легко.  

Если вы пойдете в Оружейную палату в Москве, то рядом с шапкой Мономаха (справа), лежит оружие первых "русских" московских князей.  Клинки как на памятнике "казаков Екатерины 2", типа, ятаганы.   Изготовлены все в городе Каир (это Египет), на каждом стоит клеймо мастера (Имя).  Это забавно.  

Так то вся эта археология давно все уже выяснила кто, откуда, и зачем "приехал".   Откуда взялись "казаки" и "вятчане" давно им известно.  

Почему это не публикуют?   Ответ очевиден.  :)

 

Аватар пользователя skygrad

Археологи относят приведенные находки (в основном) к славяно-русским (Восточно-Европейским) того же периода, по ним и классифицируют. (Справочник Медведева и т.п.) Более ранние предметы отличаются, в них сходство с западно-славянскими, прибалтийскими). 

Золотая Орда поддерживала торговые отношения с Египтом, а Московские князья всегда дружили с ордынскими ханами (если не сказать более), вот откуда в Кремле образцы княжеского оружия.

Появление на Вятке технологии трехслойного пакета мы уже когда-то здесь обсуждали. Руда по хим. анализу местная, но некоторые особо качественные клинки могли делать из привозного металла (Польша, например).

Что касается датировок вятских находок, то, в виду недостаточной изученности и некоторого местного своеобразия, могут быть ошибки, но, думаю, не более чем сто-двести лет. Всё-таки, датировки делают на комплексном анализе результатов раскопок, а не только путем сравнения с аналогами из других более хорошо изученных памятников археологии. В частности, окончание городской жизни на городище Никульчино можно надежно  связать с походом московского войска на Вятку в 1489 году.  А от него уже вглубь проследить до первых русских назодок керамики начала 13 века. Еще глубже там есть дорусская чисто местная культура.

Некоторое умолчание результатов раскопок имеется. Связано оно с неприятным для кировчан отсутствием артефактов "древнего Хлынова")). В последние годы к этому добавилось негативное отношение к Украине и даже всему что с нею связано в далеком прошлом. Многим не по душе мои выкладки о прибытии на Вятку берладников, (заднепровских бродников). Хотя никакой политики тут нет, данная мысль была высказана еще весной 2013 года.

Первые славяне на Вятке (Евгений Харин) / Проза.ру

https://www.proza.ru › 2013/04/29

29 апр. 2013 г. · По археологическим свидетельствам славяне на Вятке появились в конце 12в. Как было сказано ранее, это далеко не первые обитатели на нашей земле, но, всё-таки, интересно знать, ...

Первые славяне на Вятке. Кто они? — Вятский наблюдатель

https://nabludatel.ru › vyatke-kto-oni


29 апр. 2013 г. · По археологическим свидетельствам славяне на Вятке появились в конце 12в. Как было сказано ранее, это далеко не первые обитатели на нашей земле, но, всё-таки, интересно знать, ...

Аватар пользователя bookreader

Все же железо получали не из болота.  Это  железная руда. Она находится в земле.   И эта руда не находится где попало - т.е. не в любом и каждом болоте.   Это очень важно.   :)

 

https://funtofil.livejournal.com/63689.html

Наличие железной руды («корчажника») и сведущего в горном деле населения создавало благодатную почву для появления в Омутнинских землях железоделательных заводов. Произошло же это в XVIII веке, когда на Вятку стало поступать передель-ное железо с уральских заводов. В 1729 году на пути уральского железа, которое шло в Слободской и Вятку через Кай, встал Кирсинский завод.
Основал его хлыновский купец гостиной сотни Григорий Михайлович Вяземский вместе со своим сыном Карпом. Спустя 30 лет его примеру последовали казанские купцы Келарев и Ляпины, основавшие Пудемский завод (1759). Красноглинские земли, принадлежавшие монастырю, долгое время оставались лакомым, но недосягаемым для заводчиков куском. Руду в них добывали, а вот железоделательное производство налажено не было. Только в 60-е гг. XVIII века, когда монастырские земли перешли в фонд государства, а крестьяне перешли из монастырских в разряд государственных (экономических), перед заводчиками открылось долгожданное поле деятельности. В наиболее предпочтительным положении оказались люди тульского купца заводчика Максима Мосалова, обосновавшиеся после отвода рудников на реке Залазна (приток Белой). Разведку и добычу здешних руд они начали еще в 1747 году. Не отставал от Мосалова и новый владелец Кирсинского завода - купец первой гильдии из Великого Устюга Иван Курочкин. По его указанию крестьянин с починка Холуйного Устин Москвин начал расчистку места на правом притоке Вятки - речке Песковке. Строящаяся домна значительно приближала кирсинцев к рудникам. Тог-да же, в 1760-е гг., строительство крупнейшего завода на Белой Холунице и Климковке развернул екатерининский вельможа - генерал-прокурор Александр Иванович Глебов, который, не считаясь ни с кем, всерьез намеревался прибрать к рукам залежи руд в верховьях Белой Холуницы и Черной Холуницы. Владельцу почти десяти уральских заводов Ивану Осокину втиснуться в эту компанию было не просто. Но и ему удалось обосноваться на реке Омутной, правда, путем покупки Пудемского завода. В конце XVIII века в связи с образованием Глазовского уезда только четыре завода - Залазнинский, Песковский, Омутнинский и Пудемский - вошли в него. Остальные - три Холуницких и Кирсинский - остались в Слободском уезде. По своему местоположению ведущим среди первых был Залазнинский завод. Его основателем считается тульский купец Антип Максимович Мосалов. Мастеровые - преимущественно из подмосковных губерний с «акающим» говором: Гусевы, Головановы, Журавлевы, Карачаровы, Киреевы, Курковы, Курушины, Медведевы, Портновы, Пшеничниковы, Рудаковы, Соболевы, Толкачевы, Филатовы, Черепенниковы, Ченцовы и другие. Датой пуска завода считается 1772 год.

Аватар пользователя skygrad

Уверяю вас, железо добывали из болотной руды, это такие округлые камни, внутри  концентрат солей металла. С появлением больших объемов добычи уральской руды местные вятские производства стали шириться и рости. Но этого бы не случилось, если бы на Вятке задолго до того не было производства металлов на местном сырье. Кайское болото очень большое. Не случайно там первый завод: "Руду в них добывали..." Красноглинье - это от цвета железняка.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Болотная_руда

Аватар пользователя bookreader

По  железным изделиям академика Макарова:  очень сомневаюсь что предметы из железа в захоронениях могут так долго  сохраняться.  То что там говорится по 15 век (не говоря уже про 12) - это просто нереальная фантастика.  В воде обычно бывает растворен кислород - рыбы им дышат вполне себе замечательно.  Когда идет дождь капли воды насыщаются в атмосфере кислородом, затем эта вода попадает в грунт (весной и осенью). Этот кислород в воде реагирует с железом в захоронениях и железо снова превращается в ту "болотную руду".  А при большем времени полностью растворяется - даже пятна ржавого не остается. 

Откуда могли взяться эти предметы?  Допустим, даже в ВОВ основа Красной Армии была конница.  Стандартное вооружение конника - пика (копье), сабля, кинжал, нож - это все мы и видим на рисунках.  Как мы помним в начале ВОВ даже винтовок на всех не хватало - писали  ветераны, было по одной винтовке на троих бойцов.  А что же говорить про гражданскую войну 1918 года?  Тогда вот и "пищали" могли изготовить деревенские кузнецы, хотя бы для того, что бы враги подумали что у них есть настоящие пушки (имитация - т.е. военная хитрость). После войны большевики конфисковали у населения все охотничье оружие. Вполне разумно, что кто то из крестьян мог изготовить наконечники стрел. Обычное дело:  пошел подстрелил из лука тетерева - покушели всей семьей, подстрелил лисицу - сдал мех, купил - муки.  А что делать было?  Голодное время было... 

Обратите внимание что на рис. 48 - меч то был "подрисован".   Мечей то не нашли?  :)

Аватар пользователя skygrad

Железные предметы плохо сохраняются в сырой земле, но оружие делают из стали, а она гораздо устойчивее к коррозии. Хотя, конечно, хорошие образцы откопать не всегда удается, чаще попадают фрагменты. Археология точная наука, отличить 20 век от 15 не трудно:))

Аватар пользователя skygrad

 Евгр. Савельев в своем труде пишет:

"Во второй половине XVI в. донская казачья община усиливалась тем же элементом, т.е. переселенцами с Днепра и Северской области; с севера надвигалось и постепенно заселяло земли по Хопру, Бузулуку и Медведице казачество рязанское. В этих местах оно и раньше имело свои сторожевые посты, крайним из которых считался Урюпин. В писцовых книгах 1615-1626 гг. казацких городков и станов южной части бывшего Рязанского княжества - Воронежа, Валуйков и других мы находим много характерных фамилий-прозвищ, и доселе встречающихся на Дону, как например: Степанко, Губарь, Ермачко, Ушаков, Овчинников, Черенков, Князев, Филатов, Ларин, Гончаров, Дураков, Уразов, Рындин, Кокорев, Малахов, Собырев, Суровцов, Кобозев, Панфилов, Гудков, Ветров, Мишутин, Ероха, Терехов, Некрасов, Блохин, Ногайцев, Грибеников, Копылов, Попов, Крюков, Беляев, Щербак, Белоусов, Трубченинов, Милованов, Сухарев, Татаринов, Мещеряк, Мигулин, Титов, Кондратьев, Струков, Короткий, Резанцов, Соплин, Пронин, Савин, Мешков, Зубков, Кривой, Болдырь, Косой, Усан и Усарь, Кленка, Слепой, Нагибин, Носов, Чеботарев и др. Что особенно поражает в этих списках, так это уменьшительные и уничижительные собственные имена казаков, которые трудно произвести от какого-либо христианского имени: Тива Гарзин, Дароня Гребеньков, Поздняк Конюхов, Кленка Черенков, Куча Мамин, Ушалко Пронин, Ратка Тепцов, Воинко Иванов, Суланка Каменев, Русинко Ненашов, Перша Сысоев, Замятня Омельянов, Мастюга Степанов, Томилко и Тамило Солыковской, Ермачко Моклоков, Худячко Добросоцкой, Гуляй Стюрин, Милованко Лукьянов, Курбатко Дорофеев, Томило Храпун, Путило Кирилов, Дружина Дьяков, Ганка Киреев, Панка Шубин, Милован Петров, Янко Шубин, Сазонко Гундин, Ломашко Филипьев, Дубровка Долгой, Третьяк Струков, Насонко Кузнецов, Покидка Горожавка, Ортюшко Карпов, Первой Ондреев, Нечай Даншин, Юшка Родионов, Горяинко Караманов, Несвойко Климов, Беляй Проскурнин, Долмат Семенов, Парша Лысков, Ганка Волкучин, Суханка Иванов, Севрюк Лютов, Замятня Омельянов, Жданка Ромаков, Суданка Каменев, Фатка Лоскутов, Безсонко Некрылов, Щербак Пердунов, Ортюха Кобелев, Докучка Шваров, Несмеян Донской, Познячко Лунин, Ариско Тарасов, Подидка Лосков, Первушка Мертелов, Муратко Офанасьев, Третьяк Струков, Гарх Гребенков, Мелех Кобыляков, Гуляй Башкирцев, Незнайко Студеникин, Нехорошко Дьяков, Кленка Смагин и др.212). Все приведенные имена или прозвища бывших рязанских казаков, занимавших своими сторожевыми постами земли нынешней Воронежской губернии, входившими раньше в состав Рязанской области, ничего общего с великорусскими не имеют".

Из приведенных фамилий Рязанских казаков половина встречается и на Вятке. Что не удивительно, после 1489 года на южную границу Московии переселили порядка трех тысяч вятчан. Торговый и дипломатический путь вниз по Дону был им наверняка известен, по нему  подростающая молодежь устремилась в поисках казачьей вольности.

Аватар пользователя bookreader

Что не удивительно, после 1489 года на южную границу Московии переселили порядка трех тысяч вятчан.

Новгородцев или Хлыновцев? 

Вроде как, что была Вятка еще до Хлынова, пока недоказанное предположение, т.е. "лингвистическая гипотеза"?

 

PS

Современные казаки тоже нелогично назвать "вятскими".  Логично бы - "кировские казаки", говорить. 

Город то Киров? Тот то и оно...  :)

Аватар пользователя skygrad

Людей живущих на Вятке (в бассейне реки) в документах 15 века однозначно называют Вятчанами. Жили они в разных городках той поры, а также, вероятно, в селах и деревнях. По происхождению они были потомки берладников (галичан и половцев), ушкуйников (частью новгородцев) и местных финноугорских народов. Хлыновцами их в ту пору (15 век) не звали, возможно, хлынами. Но город Хлынов построен лишь в 16 веке. Город Вятка точно был уже в 14 веке, упомянут в "списке русских городов ближних и дальних".

 

Аватар пользователя skygrad
Наблюдается поразительное сходство характерных вятских фамилий с фамилиями в областях южнее Москвы, там где были расселены вятчане, выведенные в 1489г. А.С. Верещагин: "покоритель Вятки знал, где эти "кроволитые" сведенцы пригоднее и нужнее, и расселил их по аванпостам тогдашней оборонительной линии от набегов татар, именно - на реке Луже, впадающей в Протву, - в Кременске (ныне село Калужской губ., в 15 верстах к северу от г. Медыни), на реке Протве, впадающей в Оку - в Олексине на Оке".
    []
   Речь идёт о вятчанах, переселённых в Боровск, Кременск, Алексин и Козельск во время 'развода' Вятки. Данные города на протяжении XV-XVI веков были важными форпостами западного участка 'Берега' - оборонительной системы, созданной вдоль течения Оки от Коломны до Калуги. Алексин был разорен ханом Ахматом в 1472г., а потому нуждался в жителях. Аналогично - основанный в 1480г. Кременск (в год стояния на Угре). В таком пограничном расселении на самых опасных участках наблюдается использование вятчан в качестве казачества. Любопытно, что данная местность являлась центральной территорией проживания племени вятичей в 9-11 веках. Так как границы Московии расширялись, то ныне потомки вятских "сведенцов" проживают несколько южнее и шире первоначальных мест.
    []
   Кроме приведенных выше фамилий рязанских казаков из книги Савельева, мною обнаружено сходство примерно 160 фамилий тульских Дедиловских казаков конца 16-го - начала 17 веков с вятскими жителями по описям той же поры.
Таким образом, процесс перехода вятчан в казачество Дона наглядно доказан. 
***
Кратко изложу факты о времени основания русскими поселений на средней Вятке по работе археолога Макарова Л. Д. 2010г.
   Никульчино городище. В домонгольский период славяне поначалу селились здесь в небольшом финноугорском городке. Во второй половине 13-го - начале 14 века поселение расширяется до 1 га, ограждение в виде частокола, жилища полуземлянки вдоль берега реки. В целом, это типичный славяно-русский городок на береговом мысу. В конце 14 века происходит перепланировка: появляются стены в виде срубных клетей, наземные жилища в ряд параллельно напольной стороне в 4-5 улиц, три посада. Город запустел на рубеже 15-16 веков.
   Ковровское городище. Поселение 13 века площадью 1 га огражденное частоколом. В 14-ом и до середины 15 века стены в виде жилых срубов с башнями, в начале 16 века жизнь прекращается. Примерно то же можно сказать о соседнем Шабалинском городище, но расположено оно выше на береговом холме, его площадь больше втрое, но укрепления не столь значительны (вал только с севера, ров-овраг неполной длины). Внизу под ним на невысокой пойме Моломы селище-посад.
   Котельнич появляется как поселение площадью 1,5 га в 13 веке (полуземлянки, частокол), мощные укрепления приобретает в конце 15 века. Макаров считает, что тогда же он перенял у Ковровского городища статус центра волости.
   Орлов изучен слабо, ранние находки конца 12-нач.13 веков на городище 0,6 га. В 14 веке приобретает черты города-крепости. В 16 веке городище уже не заселено.
   Слободское городище площадью 1,5 га, стены изначально в виде жилых (и хозяйственных) срубов построены в 13-14 веке, в 15-16 веках на их месте насыпан земляной вал, очевидно, с деревянными стенами на нем. В конце 14 или в 15 веке рядом с ним появляется отдельный огражденный (с башнями) посад (окольный город, острог) площадью до 3 га. "Жилые стены" (казармы воинов) характерные для пограничной юго-западной Руси обнаружены и на других вятских городищах: Ковровском, Шабалинском, Никульчино и Подчуршинском.
   Шестаковское городище площадью около 2 га имело две линии валов, не изучалось, находки и упоминания с 16 века, но возможно и более раннее поселение.
   Ситуация с древним Хлыновым остается неясной. Раннее поселение (селище) с находками 12-13 веков располагалось на небольшой площади мыса оврага Засора. Следов границ его укреплений неизвестно. Время появления кремля площадью 4 га остается спорным, на его территории находок ранее 16 века не обнаружено.
Аватар пользователя bookreader

"Никульчино городище. В домонгольский период славяне поначалу селились здесь в небольшом финноугорском городке".

А зачем этим "кроволитным"   было нужно селиться в финноугорских городках?   Что за надобность такая была?   

Или эта фраза должна подчеркнуть, что они были "оккупантами" на этих землях?   А почему про "каменный век" ничего не сказано?  А почему не рассказывают как до этого финноугры  (или кто то до них)   селились в  городах  населенных   питекантропами?   Питекантропы то точно "коренные неароды"  были?  Города питекантропов назывались "стоянки"...  :))   

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Доктрина_открытия

Доктрина открытия (англ. Discovery Doctrine) — концепция, сформулированная Верховным судом США в серии решений, наиболее известным из которых было решение по делу «Джонсон против Макинтоша» (en:Johnson v. M'Intosh) в 1823 году. На основании данной доктрины председатель Верховного суда Джон Маршалл объяснял претензии колониальных властей на открытые ими земли в эпоху великих географических открытий. Согласно данной доктрине, право собственности на вновь открытые земли находится в распоряжении правительства, чьи подданные открыли эту территорию. Доктрина использовалась с целью лишения аборигенного населения (в данном случае индейцев) права собственности на землю, которая согласно доктрине считалась «ничейной», в пользу колониальных или постколониальных правительств.

Джон Маршалл не выражал полной поддержки данной доктрины, хотя использовал её для оправдания судебных решений. Он считал, что данная доктрина является обычным фактом, поскольку переход земель в руки белых поселенцев имел место, а значит, этот процесс следовало признать как реальность. Доктрина основывалась на якобы более низком уровне развития коренного населения, чьи права для Маршалла имели второстепенный характер по сравнению с правами белого населения.

Справедливости ради следует отметить, что доктрина открытия базируется в какой-то мере на доктрине завоевания, то есть на древнем праве завоевателя присоединять завоёванные территории к уже имеющимся у завоевателя территориям и праве самостоятельно, без оглядки на правовую систему, ранее действовавшей на завоёванной территории, определять вещные права (собственности, держания, владения, пользования, распоряжения и т. д.) конкретных субъектов владения земельными участками — от полного признания прав конкретных землевладельцев до полного лишения (отторжения) этих прав по усмотрению завоевателя в пользу его собственных подданных, государства или самого правителя. При этом более низкий уровень общественного развития завоёванных хотя и имеет существенное значение для лишения их каких-либо прав на завоёванные земли, но при желании завоевателя отобрать или перераспределить любые права на присоединённые территории вследствие аннексии соседнего государства целиком или частично ничто формально не препятствовало завоевателю так и поступить. Независимо от того, является ли такое государство по отношению к государству завоевателя равным по степени общественно-политического развития или даже превосходит государство завоевателя по данному критерию (например, завоевания кочевыми народами городов с оседлым населением).​

 

У казаков в 1917  году было в общинной собственности около 60 миллионов гектаров плодородных земель и 4.5 миллиона населения.   

Мы тут все про лингвистику... 

Хорошая  эта  "лженаука"  лингвистика... 

Аватар пользователя skygrad

Современные гуманные и либеральные нормы поведения и отношений между народами мало пригодны к средневековым временам становления и выживания человечества. Да, и ныне с этим не всё прекрасно. 

Почему первые славяне селились в городках аборигенов? Можно предположить, что они были белые и пушистые и их встретили с объятиями и хлебом солью. Могло быть такое. Могло быть и другое. Пришли и стали жить, мужчин поубивали, а женщин себе прибрали. Археология не всегда может определить вариант поведения.

Аватар пользователя bookreader

Почему первые славяне селились в городках аборигенов? Можно предположить, что они были белые и пушистые и их встретили с объятиями и хлебом солью. Могло быть такое. Могло быть и другое. Пришли и стали жить, мужчин поубивали, а женщин себе прибрали. Археология не всегда может определить вариант поведения.

 

1. Откуда известно, что  финноугры в древние времена строили города?  Если у них уклад был как у племен Сибири - во главе племени стоял шаман (жрец), то такие племена никогда не строили городов.  А если у них была "республика" (вечевая) или "княжество", то нужны доказательства.   

2. Кто такие славяне?    На основе какой классификации вы приобщаете людей к этой "расе"?  Лингвистический анализ?   Предки казаков это германские племена 1000 лет назад жившие в Италии - это утверждают сами казаки, почему нельзя просто им верить "на слово"?  Если сами казаки хотят быть потомками германцев - почему "лингвисты" против?   Что это за "настырность" такая? 

Вам то что - "жалко"?  :)) 

У Плутарха написано приблизительно так:   На совете в городе Спарта, старейшины обсуждают записку колторую им прислал  Александр Македонский, в которой он требовал признать его Богом.   Старейшины посовещались и приняли решение: "Александр хочет быть Богом. Пусть будет".  

Тут тоже такая же ситуация.  Нужно просто сказать: "Казаки хотят быть германцами. Пусть будут". 

И все...     

Зачем все эти "фантазии" про каких то славян, финноугров и прочее?  

Аватар пользователя skygrad

Археологи оперируют понятиями "такая-то культура". Ее определяют на основании добытого при раскопках материала (керамика, предметы, остатки строений). Историки более или менее надежно идентифицируют археологические культуры с известными по писменным источникам народами и государствами. Иногда это не просто сделать. Но есть признанные славянские артефакты, если их находят на каком-то городище или могильнике, то говорят, что здесь жили славяне. Основным славянским маркером является характерная керамика. На Вятке она появляется в 12 веке, правда, глина здесь замешана была по финноугорской технологии. Из этого делают вывод о совместном проживании славян и аборигенов. Есть и другое свидетельство этому: женские украшения попадаются  более финноугорские, а вот орудия труда - славянские. Из этого был сделан вывод, что прибывшие на Вятку мужчины жили с местными женщинами. Вятские женщины до сих пор заметно отличаются от мужчин, у них более выражены финноугорские черты внешности: округлые лица, немного суженные веки. Мужчины же имеют более продолговатые черепа и схожи с белорусами и северными русскими  (домонгольские Киевские русы). 

Что касается дославянского населения Вятки, то вопрос это непростой, однозначно причислить его к предкам каких-то ныне существующих этносов нельзя (удмуртам, марийцам или пермякам). Правильнее будет говорить о существовании особого правятского населения, с чертами финноугорскими, но специфического и отличного от других известных финноугров.  Более того, по моему мнению, есть основания считать этих правятчан особым видом древних русов, известных арабам под именем Артан, а скандинавам как биармы.

Каждый человек имеет право причислять себя к той национальности, которую он считает близкой. Однако, происхождение казачества или какого-либо народа вообще  не может быть поставлено на валюнтаризм голосования, это дело научного разбирательства. 

На уровне современной генетики в казаках мною лично было усмотрено кое-что германское (точнее, скандинавское), но публикаций на эту тему не видел, правда, генетикой казаков я занимался лет 6 назад, может что новое появилось. Кстати, у донских казачек я тогда нашел некоторое  сходство с удмуртками. Что не удивительно в свете всего выше сказанного.

 

Аватар пользователя bookreader

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5...

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV векеи продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты

 

Юридические основания приобретения в собственность новых земель и всех людей там проживающих понятна?    :)

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

На сайте Троице Сергиеврой лавры есть книга Фонд 173.I. №97. «О начале проименования козаков, откуду казаки наречены и от коего племены и рода» [«Дополнения». С. 29. № 97.].

Аватар пользователя skygrad

Посмотрел начало, читал когда-то, там известное предание о происхождении Днепровских козаков от козар-хазар. Оно ничем не подтверждено ныне. Хазары как народ теряются после разгрома их царства в 10 веке. По археологии по черепам козаки схожи с булгарами и половцами, хазары близко где-то должны быть, но о них ничего толком не известно. В общем, между хазарами, булгарами, половцами и первыми козаками пустота в несколько веков истории и археологии. 

Страницы