Опубликовано ср, 11/03/2020 - 16:04 пользователем skygrad
- Статья в газете "Слободские Куранты"
- Чертёж города Слободского
- Автор СЕРГЕЙ НАГОВИЦИН · 11.11.2015
- Каким был наш город в XVIII веке? На этот очень интересный вопрос ответ дает пристальный взгляд на ставший недавно достоянием краеведческой аудитории 'Чертеж города Слободского'. Журналисту 'СК' представилась уникальная возможность стать одним из первых в городе чтецом этого доселе никем толком не изученного артефакта из нашей достославной истории.
- К предыстории вопроса
- 18 марта 2015 года на территории слободского машиностроительного завода прошла научная конференция по истории города Слободского. Здесь с докладом выступил доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета Л.Д. Макаров. В ходе его повествования на слайдах промелькнул известный в краеведческой среде 'Чертеж города Слободского'. Он был опубликован в издании Г.В.Алферовой 'РУССКИЕ ГОРОДА XVI-XVII ВЕКОВ' в 1989 году. Но данный чертеж был плохого качества и почти не читался, так что практической пользы краеведческой братией от его наличия извлечено не было. А тот 'Чертеж', который привез в Слободской профессор Макаров, имел четкие очертания, и уже можно было предпринять попытку его прочтения. Чем, собственно говоря, мы и занялись на досуге.
- Как удалось выяснить, кандидат искусствоведения И.В. Берова передала четкую копию 'Чертежа' Л.Д. Макарову. Сам же чертеж был обнаружен в 1989 году исследователем Г.Б. Талантовым. Оригинал этого любопытнейшего для всех слобожан документа находится в Российской библиотеке академии наук в Санкт-Петербурге.
- О дате составления чертежа На чертеже нет даты. Однако можно предположить о времени его появления на свет. Историк Макаров указывает на первую половину XVIII века. Попытаемся втиснуть чертеж в более конкретные временные рамки. Так, в документе под пунктом восемь обозначено здание 'магистрата и таможни о два партамента' (партамент - помещение - прим. автора). Как известно, городовые магистраты появились в России в 1724 году. Можно прикинуть и крайнюю дату составления чертежа: новый план Слободского был разработан в 1780 году Иваном Лемма, а претворение его в жизнь было положено вятским губернским архитектором Ф.М. Росляковым в 1794 году. Исходя из этих данных, можно догадаться, что чертеж появился между 1724 и 1780 годами.
- Краткое описание чертежа
- Так что же мы видим на чертеже Слободского XVIII века? Попробуем немного структурировать, по нашему мнению, самые важные моменты. Итак:
- 1. Улицы
- Только лишь у четырех улиц есть названия. Вот они: Московская, Николаевская, Петропавловская и Кунгурская. Как вы, наверное, догадались, сегодня у нас не сохранилось ни одного из вышеперечисленных названий. Эти улицы никак не накладываются на карту современного Слободского. Этому существует объяснение: город после составления чертежа перестраивался, причем уже по абсолютно другой системе.
- Основная дорога - тракт заходил в город с южной стороны. Эта дорога делится на два рукава: улицу Московскую, видимо, названную так по аналогии с Московским трактом, и улицу Николаевскую. Эти улицы сначала как бы разбегаются, но потом сходятся на площади. Кунгурская улица шла параллельно Вятке и уходила опять же на юг. Это есть не что иное, как начало Кунгурского (Глазовского) тракта.
- 2. Заставы
- Всего на чертеже обозначены 6 (!) застав: Московская, Кунгурская, Петропавловская, Сибирская, Зязевская и Шестаковская. Все заставы располагались очень грамотно - на входе и выходе из города со всех сторон, как говорится, и мышь не проскочит! А охранять в нашем городе, оказывается, было что, но об этом чуть позже.
- 3. Культовые православные постройки
- Сказать, что их было в Слободском достаточно - ничего не сказать. Судите сами. Два монастыря: Богоявленский, в котором состоит три церкви, и Спасо-Новодевичий. Пять церквей: Вознесения Господня, Преображения Господа, теплая Соборная церковь, Афанасия и Кириллы Александрийских и Николая Чудотворца, две из которых с 'колокольницами'. Большинство культовых учреждений находились в центральной части города. На чертеже обозначены и две часовни: одна состоит на Зязевском поле (где-то в районе пересечения современных улиц Красноармейская и Первомайская), а вторая - за го родом на другом берегу реки (предположительно, в районе современных Охотничьих домиков).
- 4. Огороженные стеной строения или группы строений
- Таковых на чертеже мне удалось разглядеть три территории. Первая и самая обширная - Богоявленский монастырь. Часть уцелевшего ансамбля находится сегодня на этом же месте. Помимо трех церквей, на этой территории здесь насчитывается еще 11 построек.
- А вот две другие обособленные территории, от которых на сегодня не осталось и следа. Первая из них обозначена на чертеже как 'наместо проезжий двор', но под объектом сделана приписка 'канцелярия'. Вторая - полковой двор, в котором и местная канцелярия (на этом месте сейчас возвышается пятиэтажка на стыке улиц Набережная и Первомайская).
- 5. Торговые объекты и амбары
- Из чертежа ясно, что уже в те стародавние времена в нашем славном городе процветала торговля. Что имеем по этой тематике? Итак: торговые лавки; погреб холодный, в котором пиво и мед продается; пивная, в которой бывает продажа зимним временем того пива; амбар о два партамента, в котором соль продается; погреб, в котором продают летнею порою пиво и мед; новопостроенная, в которой продавали вино; место, где ведется местная винная продажа денно и ношно (да, не стали бы заезжие купцы ждать десяти часов утра, чтобы принять на грудь чарку другую). Итого: семь торговых помещений. Даже больше, чем церквей!
- 6. Разное
- Под цифрой 1 толкования чисел значится 'городской кремль мерой около 240 сажен'. Думается, что для местных любителей истории это ценная информация.
- Что еще было в Слободском в то время? Не обошлось и без 'богадельни мужского и женского полу'. Указано место, откуда берут начало ключи речки Козульки. А подле городского кремля был пруд.
- Чертеж подписал коллежский асессор Зиллинин (или Зиминин, написано неразборчиво, прим. автора), а также он утвержден слободской канцелярией.
- Делаем выводы
- Каким же предстает Слободской перед любопытствующим читателем чертежа? Наш город был городом церквей, застав и ...винной торговли. Для меня стало настоящим открытием, что именно тема алкоголя в нашем городе была на первых ролях. Неудивительно, что впоследствии у нас получили такое бурное развитие виноделие и пивоварение. Этому были исторические предпосылки.
- Удивительно, но на чертеже не обозначено ни одного производства. Либо все было отдано на откуп мелким кустарям и просто не могло поместиться на чертеж, либо эта информация умышленно не появилась на 'генплане', чтобы скрыть от возможного супостата истинный потенциал города.
- Толкование чисел 'Чертежа города Слободского' (частичная 'расшифровка' от 'СК', не претендующая на истину в последней инстанции). (Далее пояснения в скобках и примечания - Е.Х.):
- 1. Городской кремль мерой около 240 сажень (в описи 17 века 275 сажень - 600 метров).
- 2. Церковь о том кремле городском Вознесения господня*.
- 3. Оной церкви колокольница.
- 4. Площадь.
- 5. На той площади церковь Преображения господа и колокольница ее соборная (в одном строении).
- 6. Теплая Соборная церковь**.
- 7. Церковь Афонасия и Кирилы Александрийских (примерно Володарского 52).
- 8. Магистрат*** и таможня о два партамента (примерно Вятская 1, на рисунке видны два этажа).
- 9. Торговые лавки (рядом на площади).
- 10. Церковь Николая Чудотворца (нынешняя Никольская церковь).
- 11. Наместо проезжий двор (?)
- 12. Погреб холодный, в котором пиво и мед продается (на площади).
- 13. ... пивная, в которой бывает продажа зимним временем того пива.
- 14. Спасо Новодевичий монастырь (вверх от Никольской огороженный квартал с церковью).
- 15. Застава Московская**** (на ул. Московской, въезд с юго-запада со стороны Хлынова).
- 16. Застава Кунгурская (въезд с юга).
- 17. Омбар о два партамента, в котором соль, ..... продается (примерно квадратная ротонда на берегу).
- 18. Часовня, которая состоит за городом (на другом берегу).
- 19. Застава Петропавловская (въезд с запада).
- 20. Откуда ключи течи речки Козульки (по речке западная граница города).
- 21. Богадельня мужеско и женского полу (справа на площади?).
- 22. Застава Сибирская, которая состоит под горой о проезжая взвозе (на пристани у переправы через Вятку).
- 23. Погреб, в котором продают летнею порою пиво и мед (примерно Набережная 25).
- 24. Новопостроенная, в которой продавали вино (там же рядом).
- 25. ... и местная винная продажа денно и ношно (где-то там же).
- 26. Застава Зязевская (въезд с севера).
- 27. Застава Шестаковская (там же).
- 28. Полковой двор, в котором и местная канцелярия (военный городок, примерно Набережная 13).
- 29. Богоявленский (мужской) монастырь, в котором состоит три церкви.
- 30. Часовня, которая состоит на Зязевском поле.
- 31. Простое место .... (примерно здание полиции)
- 32. Пруд подле кремля города (рядом правее).
- Коллежской асессор Зиминин
- ... Михаил .....
- Слободская канцелярия
- Примечание*. Вознесенская и Екатерининская церкви были единым комплексом, обе упомянуты в описи 1615г. В 1629 году, по книге Доможирова 'церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою". В 1699 году было получено разрешение на строительство "каменного храма Вознесения и Екатерины". Когда было закончено строительство - не известно.
- Примечание**. В описи 1710 года упомянута одна соборная церковь на площади без колокольни.
- "Пригородок Слободской а в нем церковь соборная Преображения Господня деревянная...
- Да в той же осыпи (за валом городка) церковь теплая во имя великомученицы Екатерины древянная.
- Да в той же осыпи вновь строитца каменная церковь во имя великомученицы Екатерины...
- Церковь Афонасия Великого...
- Церковь во имя Николая чюдотворца...
- В том же посаде монастырь девичей а в монастыре церковь во имя нерукотворенного образа Спасова.
- В Слоботцком же за посадом монастырь Богоявления господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа..."
- Примечание***. Магистраты как органы местного самоуправления с функцией суда существовали два периода 1724-1727 и 1743-1778 годы (в промежутке между ними звались ратушами). Поэтому дата составления чертежа должна укладываться в указанные рамки. В 1753 году при Екатерининском храме была пристроена холодная каменная большая церковь Вознесения Господня. На чертеже ее нет, следовательно, он датируется не позднее 1753 года.
- В работе "Часы геодезиста Евреинова" Слободской краевед С. Пленкин приводит следующие факты. И. Евреинов (1694-1724 г., из пленных шведов) вместе с другим геодезистом Лужиным были посланы Петром в Сибирь и Камчатку для составления точных карт. Обследовали в основном Куриллы. По возвращении в 1723 году Евреинов выполнял картирование Вятских городов, умер здесь же в феврале 1724 года. Плёнкин полагает, что Евреинов оставил в Слободском потомство (есть могилы на нашем старом кладбище). Так же он относит к личным вещам геодезиста хранящиеся в Слободском краеведческом музее "солнечные часы" - точный угломерный инструмент петровских времен для определения положения Солнца в градусной мере (по нему определяли направление север-юг и широту данного места). Перечисленные факты дают основание полагать, что Чертеж Слободского выполнен Евреиновым зимой 1723-24 годов. Видимо, геодезист успел сделал лишь черновую работу, по которой позже местные умельцы выполнили сам чертеж, от чего на нем нет фамилии геодезиста, но заметна рука не профессионала.
- Данный угломерный инструмент называют также астролябией, их производство было налажено в России в начале 18 века. Пленкин указывает на жесткую фиксацию ползунка на линейке с визирами на дате "17 марта" и полагает, что она связана со смертью геодезиста. На мой взгляд (автор учился на геодезиста), отверстие в ползунке приходится точно по центру окружности с градусной мерой, что позволяет использовать прибор в качестве кипрегеля при мензульной съемке местности, в частности, для производства измерений при подготовке данного чертежа.
- Примечание****. Заставы на въездах в город не только для задержания подозрительных лиц, но и для взимания пошлин и налогов с подвод и саней с грузом. Здесь производили опись товара, по которой после распродажи платили налог таможне (в центре города).
- Часовня на Зязевском поле, полковой двор, мужской монастырь и пруды с мельницами на Спировке, сверху ее приток Козулька.
- На северной окраине в районе ул. Первомайской было "Зязевское поле" с часовней на нем. Стояла она в районе остановки автобусов "Светлицы", где еще в 1950-х посреди улицы была круглая пивная, вероятно, в помещении этой самой часовни (по аналогии с пивной-часовней на южной оконечности города возле старого кладбища).
- На чертеже отсутствует известная по описи начала 17 века церковь Петра и Павла. В пользу ее существования в прошлом свидетельствует название улицы Петропавловская (ныне ей соответствует ул. Вятская). Вопрос об идентификации легендарной часовни Стефана Пермского в Слободском остается открытым.
К сожалению, до сих пор нет у нас копии этого плана хорошего качества. Очень бы хотелось прочитать надписи на самом плане.
Я немного подкорректировал текст описания, которое дано под чертежом:
Чертеж города Слободского
Толкование чисел
1. Город кремль мерою оной 240 сажен
2. Церковь в том кремлю городе Вознесения Господня
3. Оной церкви колокольница
4. Площадь
5. На той площади церковь Преображения Господня и с колокольницею соборная
6. Теплая соборная ж церковь
7. Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских
8. Магистрат и таможня о два партамента
9. Торговые лавки
10. Церковь Николая чудотворца
11. Каменной кружечный двор
12. Погреб холодней, в котором пиво и мед продают
13. Изба пивная, в которой бывает продажа зимним времянем того ж пива
14. Спасов Новодевичь монастырь
15. Застава Московская
16. Застава Кунгурская
17. Онбар о два партамента, в которых соль казенную продают
18. Часовня, которая состоит за городом при дороге Кунгурской
19. Застава Петропавловская
20. Откуду начась течи речка Козулка
21. Богаделни мужеска и женска полу
22. Застава Сибирская, которая состоит под горою о проезжем звозе
23. Погреб, в котором продают летнею порою пиво и мед
24. Новопостроенная, в которой продают вино
25. Австерия, в которой имеется винная продажа денно и ношно (об австерии см. Википедию)
26. Застава Зезевская
27. Застава Шестаковская
28. Полковой двор, в которой имеется канцелярия
29. Богоявленский монастырь, в котором состоят три церкви
30. Часовня, которая состоит на Зезевском поле
31. Простое место воевотского двора
32. Пруд подле кремль город
калежской асесор Иван Зимнинской
в нижнем правом углу подписи:
чертил Михайло Любимов
канцелярист Федор Каркин
Благодарю за уточнения. Расхождение в пункте 11. Двор проезжий или кружечный? Строение вроде солидное изображено, скорее, каменное, но при чем тут кружечный? На мой взгляд уместнее было держать постоялый двор для приезжих чинов. Тем более, что воеводский двор отсутствует - пустое место.
под п.11 уверенно читается "Кружечной"
Евгений, Иван, в принципе, уже ответил. Там ведь и сказано, что он каменный, этот кружечный двор.
А роль постоялого двора выполняла австерия - в России при Петре Великом ресторация, питейный дом, гостиница и почти клуб для иноземцев и русской знати.
Меня лично удивляет вообще большое количество питейных заведений. Вероятно, один из основных источников поступления гос.доходов в это время.
Алексей, где эта австерия располагалась, судя по номеру или вблизи 23 и 24 или 26, но на чертеже не нашел ее номер.
Я, честно говоря, тоже не смог найти (
Видно, что город уже утрачивает оборонное значение, зато экономическое значение его возросло, в первую очередь - фискальное. Государство пополняло бюджет посредством монополий на торговлю вином и солью. Кстати, по наличию "Онбара о два партамента, в которых соль казенную продают", возможно, эта карта составлена уже после указа 1731 г. о гос.монополии на торговлю солью. Хотя монополию на соль водил ранее и Петр I.
Еще заинтересовала Кунгурская дорога. Мы когда обсуждали с П. Пестриковым дороги, проложенные через Вятскую землю, Кунгурскую не называли: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2444/84416
Хотя тот же П.Пестриков выложил отрывок из Записок Ивана Лепехина, в котором Кунгурская дорога упоминается: "Пределы Слободского уезду по Кунгурскому тракту простираются на 300 верст, а по Сибирскому через Кай городок на 310, по Яренскому на 325, а по Вятскому на 10 верст."
Причем, это не тот тракт, что был проложен в 18 веке из Кунгура в Казань, т.к. он шел не через Слободской, а по территории современной Удмуртии через с. Дебессы, в Малмыж и в Казань. Сейчас в Кунгур надо ехать через Омутнинск и Афанасьево, а где тогда проходила эта дорога?
Таможни - с той же фискальной целью, брать налоги с проезжающих купцов. О слободских купцах И. Лепехин в Записках 1771 г. приводит довольно внушительную цифру: "Купечества в городе 1017 душ" - сомнительно что-то.
Вероятно, к этому купечеству были причислены все купцы Слободского уезда. Кунгурская улица позже звалась Глазовская. Отсюда можно положить, что дорога эта выходила из города на юг (влево на чертеже) и шла вдоль берега Вятки до Каринской переправы чуть ниже устья Белой Холуницы. Далее она шла в Глазов. Другая переправа под берегом у города выводила на Кай. Здесь стоит на чертеже Сибирская застава, Сибирский тракт, значит. Вероятно, у Мусихина она неверно прочитана как Кунгурская дорога. Две переправы были нужны чтобы избежать дополнительного препятствия - Белой Холуницы, в низовьях довольно широкой и глубокой с отвесными берегами.
Прочитано всё верно. Если что, Иван Худяков проверял мой текст.
Тогда надо полагать так. Есть Кунгурская застава (и улица) на южной окраине города. Есть Сибирская застава в центре под берегом и есть "18. Часовня, которая состоит за городом при дороге Кунгурской". В районе последней еще недавно росли цепочкой на восток старые березы, их по преданию во времена Екатерины второй посадили вдоль Сибирского тракта. Реально есть два пути от Слободского в Сибирь: на северо-восток через Кай и на восток через Глазов. Видимо, в рассматриваемый период они звались Сибирский и Кунгурский. От упомянутой часовни шел отвод на Кунгурскую дорогу и выходил на нее где-то в районе Карино.
Если Вы правы, тогда Кунгурская дорога - та дорога в Сибирь, которая в будущем станет называться Екатерининским трактом.
Наверно так.
По третьей ревизии в конце 1763 г. в г. Слободском купечества числилось 1004 человека м.п. и 1372 человека ж.п. В это число входили все члены семей местных купцов, в том числе и дети. (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3192. Л. 451об.). Так что Лепехин ничуть не преувеличивал, называя такую цифру.
Меня удивило явное избыточное количество людей, занятых в торговле. Теперь ясно, очевидно, Лепехин приводил данные ревизии, т.е. под купечеством имел ввиду то же, что и фиксировали переписчики - принадлежность к купеческому сословию, а не их экономическую деятельность. Из этой тысячи купцов купеческой деятельностью занималась лишь малая часть. Остальные, как пишет Лепехин: "Бедное купечество, которое большую часть составляет, питается наймом и хлебопашеством". Числятся купцами, но мало чем отличаются от крестьян.
Не соглашусь так же с выводом автора статьи Сергея Наговицына в том, что город Слободской был "городом ...винной торговли и что именно тема алкоголя в нашем городе была на первых ролях". Вряд ли стоит делать такой вывод из анализа только одного источника. Да, удивительно, что в городе 5 или 6 питейных заведений. Но это на весь уезд. А сколько сейчас там винных магазинов? В разы больше.
Лепехин писал, что основной главный промысел слободских купцов "состоит в хлебном торге, который они отпускают к Архангельскому порту. Есть также у них мыльные и кожевенные заводы". Так же торговали медом, салом и разной рухлядью (изделиями народных промыслов) местного производсва, которые скупали и вывозили на Ирбитскую и Макарьвскую ярмарки, в другие города.
Торговля спиртным была гос. монополией, а потому концентрировалась в городах. При посещении городов селяне пили при наличии средств и закупали здесь вино впрок. Поэтому множество винных заведений на все вкусы и кошельки.