Ахмоличи (Немдымучакш)

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

На 1915г. деревня Немдыжмучаш входит в приход Покровской церкви села Лом Яранского уезда. Тайной для краеведов является Домнушкин Крестовоздвиженский монастырь, возникший рядом с деревней Ахмоличи в начале 20века, а также судьба настоятельницы монастыря - Домны. Официального подтверждения о существовании монастыря не имеется, тем не менее, есть много воспоминаний о нём местных жителей, фотографии монахинь, в селе Шешурга Тужинского района до сих пор стоят два дома-пятистенка, перевезённые из монастыря, у некоторых старожилов есть предметы из монастыря. Известно и само место, где располагался монастырь, монастырское кладбище.

Из истории Воздвиженского (Домнушкина) монастыря

В.А. Толстогузова, учитель краеведения   МОУ ООСШ м. Знаменка, филиал ООШ    с. Лом

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин  иметь Отечество»

Н.М. Карамзин

   В истории предков очень много таинственного, неразгаданного. Много тайн хранит наше  село Лом, в прошлом Предтечинское, одно из стариннейших сёл Яранского района, жизненный отсчёт которого ведётся  с 1695 года.  Чтобы закрасить белые пятна в истории округа, в 2005 году был создан клуб «Поиск» при Ломовской школе. 

   Члены клуба  заинтересовались разговорами о Домнушкином монастыре, который был расположен в 2 км от  марийской деревни Ахмоличи. Поиски в архиве и местном краеведческом музее результатов почти не дали, мало того, нам просто не поверили, поставили существование монастыря как вымысел, народную байку. Мы решили восстановить эту страницу в истории округа.

Наша работа началась с походов сначала по Ломовскому округу, затем продолжилась походами в Васькино, Шешургу, Михайловское Тужинского района, в Кикнур, Беляево Кикнурского района.

По крупицам мы собираем материал об истории монастыря.    На месте монастыря сейчас дремучий лес с поваленными деревьями, полусгнившими брёвнами и разросшимися повсюду ёлками. Ничто не напоминает   о монастыре, только глубокие ямы, заполненные водой, указывают на присутствие домов, когда-то здесь стоявших. Ям было много. Они были расположены на две стороны. Значит, дома стояли на 2 стороны,   а посередине была дорога. Она тоже вся заросла.

   Проводник Владимир Романович Шамаев, единственный житель деревни Ахмоличи, показал нам монастырское кладбище. Оно расположилось в метрах пятистах от построек. Оно  довольно большое, могилы  расположены в 3 ряда. Холмики  очень аккуратные, несмотря на давность лет, но ни на одной могиле нет  крестов. От давности времени они сгнили, а на месте их выросли деревья. Проводник нам сказал, что на некоторых берёзах выцарапаны имена похороненных. Мы решили  в следующий раз обязательно разыскать надписи.  В середине кладбища одна могила была разрыта, вероятно, кто-то их охотников лёгкой наживы  в поисках сокровищ монастыря разрыл её, а, может быть, искали могилу Домны. Тайна, которая навсегда останется тайной.

   Ещё мы искали  каменный крест, выложенный прямо на земле, по другим сведениям это была плита с надписью, но не нашли ничего. Владимир Романович рассказал, что до сих пор люди посещают монастырское кладбище. Идут из Яранска, Шешурги, Беляева, Кикнура.

  Мы убедились: монастырь действительно был. Рассказы старожилов, проживающих в Яранском, Тужинском, Кикнурском районах дали первоначальное представление о монастыре. В народе сохранилось название монастыря по имени его настоятельницы Домны – Домнушкин монастырь. Сейчас мы доподлинно знаем, что монастырь назывался Воздвиженским. 

 Домна – уроженка деревни Кошканур Тужинского района. Имела фамилию Ахмолина. С детства Домна была очень набожной. Став взрослой, она пожелала постричься в монахини. Отец её дал на обустройство монастыря горшок золота. Домна выбрала место для монастыря в 2-х километрах от деревни Ахмоличи, где жили её родственники. Это было живописное место на берегу тихой речки Чернушки. Под руководством Домны был вырублен лес для монастыря. До сих пор в лесу за Ахмоличами участок, где вырубали лес, называют Домниной полосой. 

 Монастырь был деревянный. Он состоял из монастырских построек: монастырской церкви, монастырской школы, домов для монашек и многочисленных хозяйственных построек: амбаров, конюшен, хлевов. Сейчас на месте построек остались только ямы. В монастыре занимались многими ремёслами. Точно известно, что там была сапожная мастерская, мастерская по выделке шкур. Свои изделия монахини продавали на ярмарках.

Монастырская школа предназначалась для обучения мальчиков. В школе обучались ребята из всех окрестных деревень: дети вдов, потерявших мужей в русско-японской и империалистической войнах. Обучение было бесплатное, детям монастырь обеспечивал ещё бесплатное питание и проживание. Родители приезжали за детьми недели через 2-3, забирали их на выходные, а в понедельник привозили обратно.

Учили в монастыре хорошо: дети бегло читали по–славянски и по- русски, получали прочные математические знания, поэтому многие выпускники школы работали впоследствии счетоводами, бухгалтерами. Например, Кожинов Дмитрий Иванович с 1913 года учился в монастырской школе. Всю жизнь проработал бухгалтером в колхозе «Ломовской». Его дети вспоминают, что он свободно разбирался в программе семилетней школы, помогая им выполнять домашние задания по предметам.

    Рыжаков Александр Петрович из деревни Березята Ломовского округа также учился в монастырской школе, долгое время до слияния колхозов в 1968 году работал в д. Рыжаково бухгалтером в конторе. Сохранилась фотография учеников монастырской школы, которую мы ищем. Филиных Вера Александровна 1928 года рождения вспоминала: «Мой отец Филиных Александр Васильевич с 1903г.р. учился в школе в монастыре всего одну зиму, но хорошо читал, писал и считал. Домой приходил редко, хотя жил всего в 3км. от монастыря. Ученики школы                   по воскресеньем участвовали в богослужении в церкви».

   Поиски в ГАКО подтвердили, что в 1914 году открыта миссионерская школа в Ахмоличах. В Клировых ведомостях за 1914 год  сообщается: «В 1914 году открыта миссионерская школа в деревне Ахмоличи».  Также в Клировых ведомостях за 1915 год записано  « имеется в приходе инородческая миссионерская школа в деревне Ахмоличи (Лист 831)

 В православный праздник Воздвиженье в монастыре проходили ярмарки, куда съезжались с товарами подводы из всех окрестных деревень, в том числе из села Беляево Кикнурского района.  Старожил села Лобова Таисья Ильинична 1915г.р. рассказывала: «Я помню свою поездку   в монастырь в Воздвиженье. До сих пор помню берёзовые аллеи по дороге  к монастырю и много подвод с разными товарами. В Воздвиженье здесь была ярмарка».

Мы старались разыскать документальные источники, подтверждающее существование монастыря. Немного рассказали нам о монастыре подшивки газет «Деревенская жизнь».

Из газеты «Деревенская жизнь от 28 августа 1925 года: «Нижегородской волостной милицией 8 июня сего года был произведён обыск у религиозного крестьянина с. Лом Якова Феофановича Коновалова, подозреваемого в хищении имущества из Домнушкиного монастыря.   В результате обыска найдены свечи восковые 5 пудов, 6 риз, несколько мантий шелковых и другое имущество. Всего приобретено на сумму 1500 рублей».

От 23 октября 1925 года статья «И Ломок на новом пути»: «Весною нынешнего года крестьяне деревни Ломок выделили земельный участок в 1,5 десятины и бесплатно перевезли для постройки школы все материалы из бывшего Домнушкиного монастыря». Последний разговор с заведующим отделом научно-просветительской работы местного музея М.Ю.  Кожиновым ещё на немного приоткрыл завесу тайны.

В газете от 30 сентября 1927 года в заметке «Контрреволюция под флагом веры..» читаем: «Органами ГПУ в с. Лому Шешургской волости раскрыта контрреволюционная монархическая организация, которая работала под флагом религии и веры с 1923г. Во главе этой группы стояли 2 иеромонаха бывшего Домнушкиного монастыря и священник села Лом Голохвастов».

Последняя поисковая поездка в село Кикнур в октябре этого года дала хорошие результаты. В Кикнурском краеведческом музее мы нашли рукописные воспоминания Андрея Ивановича Козлова, 1900г.р., уроженца д. Рыжаково Ломовского округа. Он очевидец событий, связанных     с уничтожением монастыря. В своих воспоминаниях он пишет: « В 1922 году здание церкви решено было перевести в село Шешургу под клуб.  В ту же ночь церковь подожгли». Старожилы уточнили: поджёг церковь Ахмолин Николай Васильевич, родственник Домны.

 Андрей Иванович Козлов  лично был знаком как с отцом Матфеем, так и с Домной – настоятельницей монастыря. Его воспоминания пролили свет на некоторые волнующие нас вопросы о монастыре. Он пишет, что на землях, принадлежавших крестьянской общине   д. Ахмоличи был построен монастырь Домной, которая проживала в деревне Ахмоличи. В Ахмоличах она свой дом первоначально превратила  в молитвенный дом. После смерти мужа Фёдора она часто стала посещать мужской Пророчицкий монастырь. Как пишет Козлов «вскоре завоевала авторитет у монаха монастыря Матфея. Мимо нашей д. Рыжаково он часто навещал Домну, снабжал её религиозной литературой, иконами». В народе Домна прослыла прозорливой. К ней стали ходить за советом верующие люди. Созинова Раиса Дмитревна, проживающая в селе Лом вспоминает, что её мать, после известия о без вести пропавшем муже, ходила к Домне за советом: жив ли её муж. Домна ответила иносказательно, но дала понять, что муж не вернётся. Так и случилось.

   Настоятели мужского Прорчицкого монастыря помогли Домне построить женский монастырь, который стал за короткое время очень посещаем. Она стала его настоятельницей. Была построена деревянная церковь, а также около 7 больших корпусов, в которых жили до 100 человек. Монастырь закрыт в 1922 году, то есть просуществовал около 8 лет.

   Овеяна драмой судьба Домны. По одним сведениям она сбежала из монастыря, похоронив за себя монашку. Проживала в городе Звенигово. По сведения А.И. Козлова   Домна повесилась на вечевом колоколе на паперти церкви. Конечно, эта версия несостоятельна, так как глубоко верующий человек никогда не наложит на себя руки. А вот версия, что Домна скрылась, имеет под собой основания. Действительно, в пору гонения на церковь, Домна могла тайно уехать. Действительно, поиски жизненного пути привели в Казань, где в одном из казанских монастырей продолжала служить Домна.

В книге «Преподобный Александр. Житие» имеется фото Александра   с дарственной памятью: «В молитвенную память дорогой старице Домнушке от инока рабочего Александра. 29 июня 1952 года».  В этой же книге приводится письмо Преподобного Александра к своему духовному другу, союзнику и сотаиннику иеромонаху Серафиму  от 25 августа 1958 года: «Я вам посылаю подрясник, носите его на доброе здоровье, также ряску, пару белья, грибов, сушёной малины, солоду для квасу. Пейте на доброе здоровье. Просфору Вам, Домнушке и Марии. Шлю благословение Божие – прощальное – Вам и прочим духовным чадам нашим Домнушке, Марии…». Письмо написано иеромонаху Серафиму в один из монастырей Казани.

Итак, следы жизненного пути Домны находятся в Казани. Поиск    о старице Домнушке можно продолжать. В своих воспоминаниях А.И. Козлов также пишет о последней встрече с отцом Матфеем: «Последний раз я встретил отца Матфея в 1925 году. Тогда я работал в лесхозе. Мы переходили в другой квартал через хутор Ершовский. На хуторе мы увидели отца Матфея, который сидел на брёвнах, вёл проповедь к народу, который приходил к нему из дальних деревень».

   Осенью этого года мы вновь совершили  поездку на место Домнушкиного монастыря: 27 сентября в праздник Воздвиженья. Совпадение или подсказка свыше, которая подвигла нас посетить святое место именно в этот день. Мы тогда и не предполагали, что монастырь называется Воздвиженский. От часовни в деревне Ахмоличи с иконой мы совершили маленький крестный ход на место бывшего монастыря. Возглавлял нашу группу гость из Москвы, уроженец этих мест Николай Михайлович Самутин, врач-хирург, подполковник федеральной службы безопасности, заслуженный врач России, который старается в каждый свой приезд посетить место монастыря. Нет монастыря, но стоят 2 дома в селе Шешурга, которые до сих пор служат людям, выделясь крепким сложением и чернотой брёвен. Нет монастыря, но служат людям вещи из монастыря. У жительницы  д. Рыжаково Агнии Афанасьевны Козловой имеется медный бак из монастыря, которым она пользуется до сих пор. Нет монастыря, но живы легенды, связанные с ним, поэтому поиск сведений продолжается.

Оригинал http://biblioteka-67.ucoz.ru/index/iz_istorii_vozdvizhenskogo_monastyrja...

В селе Шешурга Тужинского района сохранились два дома-пятистенка, перевезённые из бывшего Домнушкиного монастыря. Прилагается их фото.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0407022д.НемдымушскаяЯранская округаКугушергская волостьясашных32111, л. 159 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      17004Немдымучакш (Акмоличи)поч. каз.при рч. ОхмаскеЯранский уезд,
      Стан 1
      На проселочных и волостных дорогах, вправо от Царевококшайской коммерческой дороги до границы стана с Уржумским уездом2570164859107

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      22184Ахмолин; АкмеличиВятская губерния, Яранский уезд,
      Шешургская волость, Золотаревское общество
      с. Лом, Покровская ц.Охмаска → Немдеж27184поденщик; извоз
      Рода, число семей:
      Нет — 27 
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      11270502деревняНемда-Мучакш (Акмоличи)Яранский уездШешургская волость, Золоторевское общество309391184[-]1, отд. I, с. 490—497
      Сословие (разряд)
      Народность
      309391184
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      110171починокНемдемучаж (Ахмоличи)Яранский уездШешургская волость371041052091, л. 891 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      457016деревняНемдыжмучашЯранский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Лом, Покровская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-10-009дер.Ахмоличи, Немда-МучакшЯранский уезд,
      Шешургская волость
      Русиновский5,5 км4848102111213204

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1414222002деревняАхмоличиКировская областьКикнурский районРусиновский с/с991242231. изба у конного двора; 2. сторожка при ветряной мельнице[-]
      Источники: [1, л. 164 ↗; 2, л. 322 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      151805АкмоличиКикнурский районРусиновский сельсовет381091, л. 287
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      39133деревняАхмоличиЯранский районЛомовский сельсовет9

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      440902деревняАхмоличиЯранский районЛомовский Сельсовет514716сельское1, с. 230
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      39076деревняАхмоличиЯранский районЛомовский сельский округ10

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33250828002деревняАхмоличиКировская областьЯранский районЛомовский сельский округ211мари: 100 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33250824018деревняАхмоличиКировская областьЯранский муниципальный районКугальское сельское поселение211сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      233716деревняАхмоличиЯранский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.