Елабужский уезд, 1891 г., 3 версты

Год: 1891
Категория карты: Уезд
HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Карта Елабужского уезда Вятской губернии, изданная в 1891 году Вятским губернским земским статистическим отделением

Масштаб: в 1 Английском Дюйме 3 версты

На территории Елабужского уезда в границах 1891 года в настоящее время находятся полностью или частично современные районы Республики Татарстан: Елабужский, Менделеевский, Агрызский; Удмуртской Республики: Можгинский, Кизнерский, Малопургинский, Киясовский, Кизнерский, Граховский.

Географическую привязку карты выполнил Виктор Щербань

Комментарии

Аватар пользователя Виктор_В

Несмотря на хороший масштаб, карта имеет ряд неточностей:

  • Село Макан-Пельгинское не существовало, на его месте было село Васильевское, в 1892 волостное правление было переведено из деревни Макан-Пельга в село Васильевское и волость соотвественно тоже переименована. Скорей всего ошибка связана с этим событием.
  • Удельный лес восточнее Елабуги слишком огромный, если сравнивать с современной картой его восточная окраина находится на другом берегу Камы.
  • Могу ошибаться, но одновременно церковь в Бемыже и Кваки не было. На протяжении XIX века, Кваки упоминается как бывшее село. Сам Бемышевский завод очень сильно смещен, при этом соседние деревни указаны точно.
  • Деревня Варзино-Алексеевская Терсинской волости отмечена дважды.
  • Так же множество неточностей в расположении других населенных пунктов...

В XIX веке не было ни аэрофотосъемки, ни GPS, ожидать высокой точности от карт того времени не стоит. Точные астрономические координаты вычислялись только для колоколен или высоких курганов, все остальное - замеры от этих контрольных точек. Соответственно там где не было прямой видимости от контрольной точки (например лес или холмистостость местности), погрешность была очень высокой.

Аватар пользователя ru-danko

Виктор, вроде села Макан-Пельгинского на карте нет. Села обозначаются кружочком с крестиком. А Макан-Пельгинское (написано капителью) - это волостное правление. Судя по карте, оно было в деревне Умяк-Пельга.

Аватар пользователя Виктор_В

Тогда двойная ошибка: неправильное название у места расположения волостного правления и неправильный статус: "Приход села Васильевское открыт по определению епархиального начальства от 10-18 мая 1884 г. ..."

Update: Умяк-Пельга - это белый кружок рядом. На карте под Макан-Пельгинское подписано Чекурча, это удмуртское название села.

 

Аватар пользователя ru-danko

Тогда кружок стоит на своём месте, но село не подписано, подписано только волостное правление. На картах этой серии почему-то встречаются пропущенные села, например, Круглово в Слободском уезде. Причём такие же пропуски присутствуют и в Материалах по статистике. Возможно, это связано с тем, что в селе жили только священноцерковнослужители, а  крестьянских хозяйств не было, соответственно по земской статистике оно было не интересно.

Аватар пользователя Виктор_В

В.А. Старостин http://rodnaya-vyatka.ru/places/90272 , в 1891 году - 90 семей и 469 жителей.

P.S. В 1858 году http://rodnaya-vyatka.ru/snm1859/page/188 - 53 двора.

P.P.S. Умяк-Пельга, Чекурча и Васильевское, где-то описывают как два разных населенных пункта, где-то как один. Может и не ошибка, а особенность...

Аватар пользователя ru-danko

В.А. Старостин http://rodnaya-vyatka.ru/places/90272 , в 1891 году - 90 семей и 469 жителей.

Тут как раз села как отдельного НП нет, объединено с деревней Умяк-Пельга.

Аватар пользователя Виктор_В

Да, я полность текст не дочитал ))

Аватар пользователя ru-danko

Конкретно по этому селу не знаю, надо искать информацию, но в целом у нас на сайте этот вопрос периодически всплывает. Села часто (не всегда) числились отдельными населенными пунктами, даже если практически не отделялись от соседней деревни. К селу относилась церковь и дома причта. Уже потом, в советское время, происходило объединение. Чаще деревня входила в состав села (хотя и село было гораздо меньше её), но были и исключения, когда село присоединяли к деревне. 

Добрый день! Хотелось бы узнать, сохранилось ли что-нибудь на месте поселка Альнецкий, Можгинского района, откуда в конце 19 века мой прадед Шушков Ипат Николаевич переселился в г.Троицк Челябинской области. Прочитал, что в Альнецком жило 35 семей Шушковых, хотелось бы узнать что-нибудь об их жизни.