село Беляево, Кикнурский район, Кировская область, Россия

Просьба ко всем дать какую-либо информацию по этому населённому пункту, его истории, современному положению.

Может рассказы о людях, чем живут и дышат, особенно про архимандрита Гавриила интересно узнать.

Спасибо!

chudo1909@gmail.com

Миша Масленников

Архимандрит

01. Архимандрит

Не скрываемая улыбка

02. Нескрываемая улыбка

На кухне

03. На кухне

Утро на Шарданьской запруде

04. Утро на Шарданьской запруде

Армейский дух

05. Армейский дух

У калитки

06. У калитки

Кошкин дом

07. Кошкин дом

Отец Гавриил

08. Отец Гавриил

Запруда в Беляево

09. Запруда в Беляево

 

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

КОМПЛЕКСНОЕ ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ
НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА БЕЛЯЕВО
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шангина Т. В., Кривошеина Н. В.
г. Киров (Вятка)

В рамках подготовки к празднованию 350-летия Вятской епархии проводится сбор сведений о храмах и монастырях епархии с введением их в научный оборот. В связи этим, в июле 2007 года на территории Кикнурского благочинного округа проходила экспедиция, организованная Вятским государственным университетом совместно с епархией. Цель экспедиции: искусствоведческое выявление наиболее значимых памятников действующих храмов Кикнурского района. В ходе проведения экспедиции были исследованы следующие храмы благочиния:

1. Село Беляево, Кикнурский р-он: церковь Николая Чудотворца (деревянная) 1893г.
2. Село Кокшага, Кикнурский р-он: церковь Троицы 1856 г.
3. Село Падерино, Кикнурский р-он: церковь Покрова Богоматери 1863г.
4. Село Потняк, Кикнурский р-он: церковь Воздвижения Креста (деревянная) 1898г.
5. Село Русские Краи, Кикнурский р-он: церковь Троицы 1863 г.
6. Село Улеш, Кикнурский р-он: церковь Петра и Павла 1822 г.
7. Село Шапта Кикнурский р-он: церковь Владимирской Богоматери 1913г.

Одним из наиболее интересных храмов данного списка является деревянная церковь святителя Николая Чудотворца села Беляево 1893 года, связанная традицией с почитанием местночтимого святого преподобного Матфея Яранского Чудотворца.

Книга «Вятская епархия», изданная в Вятке в 1912 году, приводит следующие данные: «Село Беляево расположено в 250 верстах от города Вятки, в 30-ти – от уездного Яранска и в 15-ти от благочинного, в селе Кикнур».1

Село Беляево было основано по желанию жителей близлежащих деревень в конце XIX столетия. 17 августа 1889 года прибывшие на собрание при починке Исаковском домохозяйства «имели суждение об открытии вновь прихода <…> по причине дальнего расстояния церквей».2 С общего согласия было решено построить деревянный храм на землях, пожертвованных в пользу церкви В. И. Беляевым, память о котором сохранилась в названии села. Беляев Василий Иванович (? – ок.1891) – это благотворитель, яранский купец-лесопромышленник, выделивший средства на постройку храма. Он умер вскоре после закладки храма. После смерти благотворителя храм достраивала его вдова Беляева Анна Дмитриевна. Здесь же на собрании для строительства и приобретения церковной утвари был сделан общий взнос в размере 600 рублей.

Официальный указ об открытии прихода был издан Святейшим Синодом 14 июня 1891 года.3 В 1892 году от крестьянина деревни Шардани Григория Безрукова, избранного старостой нового прихода, на имя епископа Вятского и Слободского Сергия последовало прошение о разрешении приступить к постройке храма по уже составленному проекту.

На сегодняшний день автор проекта не установлен. Возможно, им был губернский инженер Андреев, который отводил место под Беляевский храм и одворцы для духовенства, вел архитектурный надзор за его строительством.4 К числу наиболее известных построек А. С. Андреева, выполненных по его проектам в городе Вятке, относятся: здание 2-й полицейской и пожарной части, «съезжий дом» с наблюдательной вышкой 1868 года по адресу: улица Свободы, дом 113; дом купца Я. А. Прозорова 1871 года по улице Ленина, дом 104; корпус Спасо-Преображенского монастыря, ныне действующий, с домовой церковью в честь иконы Божьей Матери «Утоли скорбь и печали» 1877 года, занимающий Динамовский проезд.

26 декабря 1892 года общие строительные работы были закончены. Освящение храма во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского состоялось позже – 9 марта 1894 года. Приход в то время состоял из 13 селений, 2114 прихожан.5 Почетным членом прихода была Яранская купчиха А. Д. Беляева, которая принесла в дар церкви святые сосуды, ковчег, Евангелие и крест.

В 1939 году храм был закрыт. Семь лет его здание использовалось совхозом имени Мичурина под склад для хранения зерна. 1 апреля 1946 года по ходатайству общины Беляевского прихода Николаевскую церковь вновь открыли для богослужения.

25 июля 1993 года в селе Беляево состоялось торжественное богослужение в честь столетия храма, которое возглавил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф.

Первым настоятелем церкви стал протоиерей отец Варсанофий Карпов. Он служил в храме с 1893 по 1919 год. С 6 августа 1919 года по 6 декабря 1923 года священником был отец Алексий Стефанов, с 1924 по 1928 год – отец Василий Изергин, с 1928 года – отец Иоанн Хорошавин, который вскоре скончался и его место занял отец Иоанн Задворных.

Осенью 1937 года был арестован и вскоре расстрелян настоятель храма – отец Александр. В 1938 году недолго в церкви служили отец Федор, а затем иеромонах Алексий, арестованные в 1939 году. Церковь тогда же была закрыта.

Службы в церкви были возобновлены с 1946 года. Настоятелем храма стал вернувшийся из ссылки игумен Иосаф, в миру Иван Васильевич Сычев. Как опытный художник, он лично участвовал в реставрации внутренней росписи храма. Скончался игумен в 1958 году.

Далее настоятелями Николаевской церкви были: в 1958 - 1969 годах – протоиерей отец Дмитрий (Ожиганов), в 1969 - 1989 годах – игумен Гавриил (в миру Дмитрий Николаевич Кислицин), в 1989 - 1997 годах – протоиерей отец Александр (Коновалов).6 С ноября 1997 года и по сей день настоятелем Николаевской церкви снова является архимандрит Гавриил (Кислицин).7

Храм Святого Николая Чудотворца деревянный, однопрестольный. Он расположен в центре села, обнесен невысокой штакетной оградой с воротами и калиткой. Высота храма – 18 метров, колокольни – 26 метров.

Сруб храма в селе Беляево поставлен на кирпичный цоколь, закрыт горизонтальной облицовкой и вертикальными планками по углам. Покрытие кровли и кресты – металлические.

Стилевая трактовка памятника эклектична. Его своеобразный облик стилизован, по мнению специалистов, в основном под старорусские формы, присущие каменным храмам. Вместе с тем, здесь встречаются элементы модерна и детали, характерные для народной деревянной архитектуры.8

Объемно-планировочная компоновка церкви выполнена по принципу продольно-осевого размещения составляющих ее частей, получившая название «корабля» - наиболее распространенного среди приходских храмов. Двухъярусный четверик с фронтонами по центру фасадов увенчан декоративным пятиглавием. Луковичные главки помещены на постаменты, украшенные рядами кокошников, прямоугольная в плане трапезная соединяет основной храмовый объем с четырехъярусной шатровой колокольней. Пятигранная апсида, равная нижнему ярусу четверика, примыкающие с севера и юга к основанию колокольни небольшие палатки дополняют объемное построение церкви. Перед дверными проемами, западным (главным), южным и северным, устроены крыльца с лестницами, двумя четырехгранными столпами на постаментах и двухскатными кровлями. Два нижних яруса колокольни несут невысокий, переходный к восьмирику звона, объем со скошенными углами. Диагональные грани верхнего яруса глухие. Проемы звонов, ориентированные по сторонам света, акцентированы треугольными фронтончиками. Композицию храма завершает невысокий шатер, переходящий в восьмиричек, который несет луковичную главку с ажурным крестом на тонкой шейке.9

Пилястры, каннелированные по первому ярусу, членят фасады храма на три прясла. Поля боковых прясел разделены карнизами. Широкий двухчастный фриз из пропильной резьбы, наложенной на стены напоминает подзоры. В тимпаны фронтонов по центру фасадов вписаны декоративные кресты. Резные «солнца», «шахматный» узор и стилизованные «балясинки» украшают пилястры второго яруса. Окна имеют рамочные обрамления, повторяющие граненые очертания проемов верхнего яруса. Декоративное оформление фасадов памятника построено на удачном сочетании различных по масштабу элементов «щипцового» мотива. В этой манере выполнены сандрики наличников окон алтаря, трапезной, нижнего яруса холодного храма и зонты крылец нижнего яруса; фронтоны, подчеркивающие центральное прясло четверика; завершения сторон граненых шеек у глав и окон центральной световой главы. На колокольне этот остроконечный рисунок подхвачен щипцами яруса звона и слуховым фронтонным пояском в основании главы. Тимпаны оконных сандриков заполнены декоративными крестами. Треугольные очертания имеют оконные проемы, расположенные по центру, северного и южного фасада холодного храма. Филенки и «ширинки» заполняют свободные грани восьмирика звона.

Убранство стен церкви дополняют каннелированные пилястры, фризы, украшенные накладной пропильной резьбой, филенки, «ширинки» и другие детали.

В основном храмовом объеме свод лотковый с ленточными гранями. Во всех остальных помещениях плоские перекрытия. Четыре колонны поддерживают хоры, расположенные в западной части холодной церкви.10, 11

Росписи интерьеров храма и иконостас с иконами относятся к началу XX столетия. Программа росписи интерьера следующая. Иконостас барочный, трехъярусный, дошел до настоящего времени без реставрации и поновления. В зените купола помещено изображение Саваофа, благословляющего двумя руками. На четырех лотках свода расположены композиции: «Тайная вечеря», «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Христос – Утешитель». Узкие грани занимают изображения евангелистов, на парусах размещены изображения серафимов.

Стены холодного храма расписаны в два яруса. Нижний ярус занимают изображения отцов Церкви, верхний – сюжеты Ветхого завета и избранные святые. Сюжеты росписи на южной стене: «Снятие с креста» и «Николай Чудотворец», в простенках между окнами в тондо «Святой Серафим Саровский» и «Святая Мария со святым Варсонофием».

Северную стену занимают сюжеты: «Иисус Христос у Марфы и Марии», в верхнем регистре – «Беседа Иисуса Христа с самарянами», между ярусами помещены сюжеты «Воскресение Лазаря» и «Святой Феодосий». На стене-перегородке, отделяющей четверик от трапезной – композиция «Бегство в Египет».

Каждое клеймо помещено в декоративную раму, которая имитирует лепнину. Свободные участки стен заполнены орнаментами из стилизованных растительных мотивов, помещенных на бирюзовый фон.

Стены трапезной заполнены сюжетами на библейские и евангельские темы. Северную стену с востока на запад занимают сюжеты: «День субботний», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о блудном сыне» и «Притча о мытаре и фарисее»; южную – «Воскресение дочери Иаира», «Динарий кесаря» и «Несение креста». На западной стене над входом изображен благословляющий Спаситель, на фронтоне – два ангела.12

Авторство живописи на сегодняшний день установить не удалось.

 1 Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. - Вятка, 1912. - С. 452.
 2 ГАКО. Ф. 237. Оп. 192. ед. хр. 897. Об открытии нового самостоятельного прихода при сельце Покровском Яранского уезда под названием Беляевское. 1889 – 1901 гг. л. 1.
 3 ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д. 5. (1909). Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенства Вятской епархии / Рукопись, 1909. л. 5.
 4 ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д. 5. (1909). Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенства Вятской епархии / Рукопись, 1909. л. 12.
 5 Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. - 1999. - С. 71.
 6 ВЕА Ф. 1. Оп. 7. Д. 1. Предварительные работы по памятнику архитектуры 1892 года деревянному храму Николая Чудотворца в с. Беляево. л. 5.
 7 Шарыгин В. А. Николаевская церковь. Вятский епархиальный вестник. – Киров, 1994. - №8. – С. 5.
 8 Село Беляево и его окресности // Сельские огни. – Кикнур, 2003. - № 88. – С. 3.
 9 Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. - 1999. - С. 41.
 10 ВЕА Ф. 1. Оп. 7. Д. 1. Предварительные работы по памятнику архитектуры 1892 года деревянному храму Николая Чудотворца в с. Беляево. л.5.
 11 Берова И. В., Скопин Е. Л. Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. - 1999. - С. 41.
 12 Шарыгин В. А. Николаевская церковь // Вятский епарх. вестник. – Киров, 1994. - №8. – С.5.
 13 ВЕА Ф. 1. Оп. 7. Д. 1. Предварительные работы по памятнику архитектуры 1892 года деревянному храму Николая Чудотворца в с. Беляево. л. 7.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=iinI7UIcMTQ

Вырезки из статьи о Матфее Яранском

...После закрытия монастыря в 1921 году о. Матфей переселился в село Беляево на монастырскую пасеку. Когда власти добрались и сюда, крестьяне соседней деревни Ершово выстроили ему на своей земле маленькую избушку.
Местные жители вспоминают, что это был благообразный старец, роста ниже среднего, несмотря на постоянную бледность и худобу, лицо его и в старости не утратило былой привлекательности. Волосы были длинные, курчавые и седые. Борода и усы – черные, позднее с проседью. Глаза умные, проницательные.

...По словам православных о. Матфей помогает людям и сейчас. Но все меньше остается людей, кто помнит о нем, по воспоминаниям родителей, отцов и матерей. От жителей с. Беляево Ожигановых Владимира Александровича и Нины Сергеевны ребята услышали следующее: «Семья приехала издалека, из Ленинграда к отцу Матфею. Отец военный на руках принес сына. Мальчик ночевал на могилке, а утром пошел к родителям на своих ногах. Молились родители всю ночь за своего сына. И отец Матфей им помог».

...В настоящее время Верующие имеют свободный доступ к могиле святого в городе Яранске, Беляевской церкви, где он молился и часовни, на месте д. Ершово, где он жил в последнее время… 

...Деревянная часовня на месте последнего земного пристанища яранского чудотворца отца Матфея в д. Ершово Кикнурского района) – построена на пожертвования прихожан и открыта весной 2002 года. Часовня находится недалеко от трассы Кикнур – Беляево, видна с дороги. В солнечном свете досочки с искусной резьбой словно отливают золотом. К часовне ведет дорожка. Резное крылечко. Вокруг часовни местность благоустроена. Здесь есть колодец. Школьники посадили вокруг часовни елочки, цветы. Рядом с часовней могилка и крест, куда тоже ставят свечи паломники. Внутри места немного. Скамейки вдоль стен, подсвечник. Иконостас расписан художником Шушалыковым Николаем Николаевичем. Шушалыков Н. Н. , родом из д. Исаковские, что рядом с с. Беляево. В настоящее время он живет в городе Екатеринбурге. Это профессиональный художник, его благословили на роспись церквей и реставрации икон. Его прадед был управляющим у помещика В. И. Беляева, участвовал при строительстве церкви в с. Беляево и похоронен Сергей Гордеевич у церкви (1849-1903). Часовня не закрывается на замок, так что в любое время можно сюда прийти, приехать. Здесь постоянно народ. По последнему пути о. Матфея Яранского вот уже второй год проходит крестный ход. В этом году он был посвящен великому празднику – 80-летию  со дня памяти преподобного Матфея.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Газета "Сельские огини" Кикнурский р-н

- Есть люди, которые несут в себе свет Божиего Царства. Это и Преподобный Матфей Яранский, и отец Макарий (Коробейников), бывший в 90-х годах прошлого века настоятелем Успенского Собора в Яранске, и нынешний настоятель Никольской церкви в Беляеве архимандрит Гавриил (Кислицын).

Общество Матфея Яранского [ссылка].

Церкви Николая чудотворца 120 лет ["Сельские огни"].

Еще где-то читал легенду о том, что двое воров пытались обокрасть церковь и когда при помощи лестницы стали взбираться на нее, то у видели пожар и в ужасе убежали.

Рассказывают, что в Беляевской церкви фотоаппаратура не работает.

На сайте имеется возможность добавления населенных пунктов. Добавляйте, если его нет, изучите списки населенных мест и описание приходов Вятской епархии ВЕ-1912, это все есть.

Спасибо. Теперь буду искать материалы о жизни сегодняшнего дня.

Кадр с Архимандритом Гаврииолом сделан в пространстве храма. 

В Беляееве с 1928г. служил отец Иоанн Хорошавин. Хотелось бы узнать, где он служил до этого? Может кто знает. Предположительно, с 1920 он служил в Серафимовской церкви с.Богородское Яранского уезда (ныне с.Соболи Тужинского района). В общем, недалеко от Беляево. Документов соболинской церкви за этот период не сохранилось, кроме ведомости о денежных средствах,  в которой указывается некий священник Иоанн, фамилия неразорчивая, но вроде бы Хорошавин (Хорошин, Хорошеев, но таких священников в Вятской епархии вообще не встечается).