Юкаменское восстание 1930 года в судьбе священника Ф.А. Тукмачева

 

Юкаменское восстание 1930 года в судьбе священника Ф.А. Тукмачева

Трагические события 1930-х гг. вошли в историю как время богоборчества, противостояния и стали первой волной репрессий, ударившей по сельским священникам. В их числе судьба Тукмачева Федора Алексеевича священника Троицкой церкви с. Юкаменского Удмуртской республики, пострадавшего во время гонений на Русскую Православную Церковь.

Ф. А. Тукмачев родился 14 сентября 1870 г. в с. Спасо-Подчуршинском Слободского уезда, в семье священника. В 1890 г. он окончил Вятскую Духовную семинарию и начал службу дьяконом в с. Пышкет Глазовского уезда, затем священником в с. Ухтым, позднее рукоположен в сан иерея. По назначению Епархиального начальства, о. Федор проходил должности учителя, законоучителя, заведующего школой в Пышкете, с. Ухтым, в д. Плосской. Вместе с ним по жизни шла его жена, Антонина Алексеевна, дочь Юкаменского священника Алексея Алексеевича Васнецова (1843-1913).

   

В 1905г. о. Васнецов вышел за штат и на вакантное место был переведен священник Тукмачев. Семья Тукмачева переехала в Юкаменское и поселились в доме Васнецовых. Отец Федор принял безвозмездное заведывание Унинской Миссионерской школой и должность законоучителя в ней. А позднее преподавал Закон Божий в Юкаменской и Пажминской, в Сымиурской (Подрешурской), Одинцовской и Эшмаковской церковноприходских школах.

           

В то время в селе Юкаменское, было всего 10 домов, в которых проживало священство со своими семьями общей численностью 60 человек и временно проживающие, которые своих домов в селе не имели. Штат Троицкой церкви состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Отец Федор окормлял более 3-х тысяч прихожан, из которых русские и бесермяне составляли небольшую часть. Большинство верующих составляли вотяки, и о. Федору пришлось выучить удмуртский язык.

За время службы в духовном ведомстве отмечалось отличное поведение священника Федора Тукмачева. Он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, а затем посвящен в почетный сан протоиерея. Местные жители отмечали доброту и отзывчивость о. Федора, и скромность членов его семьи.

По воспоминаниям местных старожилов, Тукмачевы «имели прекрасный сад, который со стороны реки был защищен сосновой посадкой и липовыми аллеями. В центре сада был небольшой домик, в котором стояло пианино. Под горой имелся пруд-садок. В нем водилось много рыбы».

В феврале 1918 г. в Юкаменской волости было объявлено об установлении Советской власти. Служители религиозного культа и члены их семей были лишены избирательных прав и стали называться «лишенцами». В конце февраля доходы юкаменского духовенства были обложены налогом, а летом у них отобрали церковную сенокосную землю.

Несмотря на изменившиеся внешние обстоятельства священник Тукмачев по-прежнему оставался духовным пастырем. Отец Федор исполнял свой долг и во время Гражданской войны, и в страшные периоды разрухи, голода и эпидемий, когда население особенно нуждалось в поддержке.

В 1929 г. протоиерей Ф.А. Тукмачев был осужден на один год лишения свободы. За время заключения о. Федора в Юкаменском произошли события, последствия которых трагически отразились в его дальнейшей судьбе. Как следует из материалов Юкаменского волостного исполкома, семью священника выселили из дома, имущество подлежало продаже и было сложено под лабазом.

Наступивший 1930-й г. начался в районе с антирелигиозной Рождественской компании, целью которой было устранение влияния духовенства на население. 6 января на районном съезде безбожников единогласно проголосовали «за отобрание церкви с. Юкаменского» у верующих. Президиум ВЦИК утвердил решение Ёрос исполкома о закрытии Троицкой церкви.  2 февраля 1930 г. было получено решение «об изъятии церкви с. Юкаменск и расторжение договора с общиной верующих».

Затем началась ликвидация кулачества как класса. К непомерно большим налогам добавился план обязательных лесозаготовок. Для каждого трудоспособного – 50 кубометров, а для населения, отнесенного к кулацкой части и лишенцев – 100.

К 18 февраля задолженность духовенства по налогам увеличилась на столько, что на заседании Юкаменского Ёрос исполкома было принято решение «за неуплату налогов изъять дома и постройки у дьякона Лекомцева Андрея Корниловича, священников Кострова Алексея Николаевича и Ясницкого Алексея Алексеевича в пользу государства и выселить их семьи в течении 48 часов». Вслед за священнослужителями последовало выселение кулаков из деревень.

26 марта 1930 г. св. Тукмачев, отбыв наказание приехал в д. Чупино по месту жительства своей жены. К этому времени, грубый произвол местной власти, ломка традиционного жизненного уклада сельских жителей, запрет на религиозные потребности, непомерно высокие налоги – привели к недовольству населения, вызывая протест и нарастание напряженности.

Разрядка наступила 29 марта в день ежегодных общих поминок. Лишенные возможности традиционным образом почтить память близких, около 600 человек ворвались в церковь, оборудованную под клуб. Под крики "Ура!" разъяренные женщины «смяли и избили постового милиционера, вступившегося за него бригадира, а также библиотекаря и секретаря райкома комсомола.6

Последовали аресты. По воспоминаниям очевидцев, для усмирения бунта была организована дружина из коммунистов, комсомольцев и руководящих работников района. «В течение четырех часов на базарной площади собравшимся настойчиво разъясняли задачи партии по коллективизации и разоблачали гнусную роль организаторов мятежа, несмотря на угрозы, оскорбления и даже удары камнями».

В тот же день 29 марта была получена директива обкома ВКП(б) о «немедленном открытии в двух дневный срок всех церквей повсеместно». Незамедлительно для расследования произошедшего был выслан сотрудник ГПУ, размещен следственный участок в бывшем доме дьякона Яшина И.П. и оборудовано арестное помещение. Местная власть спустя неделю объявила о начале очередной антирелигиозной Пасхальной компании.

Верующие встав на защиту православного храма, продолжали требовать открытие церкви и беспорядки повторились на Пасху. 20 мая женщины ворвавшись в клуб, с требованием открыть церковь, «начали выбрасывать скамейки и срывать со стен богохульные коммунистические плакаты».

23 мая последовал арест священника Тукмачева. Его признали руководителем и организатором народного восстания. В обвинительном заключении массовые выступления в с. Юкаменское были расценены как "репетиция (29 марта) с целью организации восстания и свержение (20 мая) Советской власти".

 

Решением особой тройки при ОГПУ Нижкрая от 17 августа 1930 г. Тукмачев Федор Алексеевич, был приговорен к расстрелу. В отношении священника Тукмачева уголовное дело не возбуждалось, обвинение не предъявлялось, «данных о приведении приговора в исполнение и о месте захоронения в деле нет».

Вместе с Тукмачевым Ф.А. приговорили к расстрелу «кулака» Василия Алексеевича Болтачева. Дьякон Лекомцев А.К. получил 10 лет концлагеря. Просвирня Трушкова Анна Ивановна была выслана в Северный Край на 3 года. Церковный староста Малых Михаил Иванович по делу не привлекался. Остальные обвиняемые получили срок от 5 до 10 лет концлагеря или высылке на 3 года в Северный Край. "Тройка" ОГПУ действовала как всегда стремительно и жестоко.

Дело священника Тукмачева и дьякона Лекомцева было пересмотрено прокурором Удмуртской республики и 26 апреля 1989 г. вынесено заключение о их реабилитации. На момент реабилитации данные о родственниках не установлены.

Из сорока лет службы, двадцать пять лет, протоиерей Федор Алексеевич Тукмачев прослужил в Юкаменском, и до конца дней «руководился чисто религиозными положениями и основанием в эту деятельность полагал один основной принцип – невмешательства гражданских и политических дел».

                                                                             

В настоящее время в с. Юкаменское вновь отстроен храм, освященный во имя Святой Троицы. В сохранившемся доме Васнецовых открыт краеведческий музей, один из залов которого посвящен трагической судьбе скромного сельского православного священника, протоиерея Федора Алексеевича Тукмачева.

Комментарии

Спасибо за информацию. Теперь мне понятен документ, по которому мой прадед Бушуев Т.П. числится в списке учредителей общины села Порели.

Аватар пользователя SV Vyatka

Два уточняющих вопроса:
1) "В 1929 г. протоиерей Ф.А. Тукмачев был осужден на один год лишения свободы".
Статья, обстоятельства ареста, место заключения/ отбывания наказания?

2) Второй арест. А где подробности его "подвигов" на ниве "восстания"? Желательны б более обширные выдержки из обвинительного заключения, какое количество свидетелей было привлечено? На чём строилось обвинение? Какова судьба двадцатки верующих? Распалась? Тогда почему не пишите? Есть ли связь между первым и вторым уголовными делами? По набору статей УК есть также сомнения в объективности Ваших плаканий.

И пара отступлений. Священникам в период весенне-посевной кампании 1930 года и массовой коллективизации нередко вменялась в вину агитация против колхозного строительства. Проводилась она, как следует из материалов тех же с/с дел,  в среде женщин-крестьянок. И почему "восстание"? Это событие имело массовый характер, либо спустя десятилетия можно классифицировать как выступление против государственной власти немногочисленной группы местных жителей? Юкаменский "бабий бунт"? Фигурируют ли в стихийных собраниях по избам мужики, мужья, отцы, братья? За юбки прятались? Разуверовались? Или Иначе своих жен думали, не поддались мольбам причта и кулаков заступиться за веру, выступить против богохульников? То-то.
Есть ли в показаниях свидетелей о событиях 29 марта  и 20 мая упоминания о времени суток и состоянии выступающих? Наличии в их среде подогретых с поминок кумышкой и бражкой? 
Чтить родственников находили силы и здоровье наши предки по-разному... Что же до стихийных волнений, то в пьяной толпе гулящего люда, на то достаточно пары криков провокаторов. А чем заканчивались ярмарки и церковные праздники до 1917 года в своих отчетах сами батюшки и отцы-благочинные ежегодно писали...
Подобные выступления 1930 года, как и расследования ГПУ, отнюдь, не редкость. На память, события в Арбажской Шембети. Когда от стихийной "самоорганизации" женской половины села и наиболее ревностных поклонников веры страдали бывшие причетники... Одним в исповедях и причастиях требовалось наставлять к смирению, как того требует Вера христианская, другим - смиряться. Сохранили б жизни священникам.
Приведу Ваши же строки: "В тот же день 29 марта была получена директива обкома ВКП(б) о «немедленном открытии в двух дневный срок всех церквей повсеместно»".  Значит, пошла оголделая советская власть на уступки? 

Вместо заключения. Зачем прошлое десятый раз пинать. А в биографиях святых и неприкаянных, как и нас грешных, полно изъянов. Тут как дела сохранились, и как на них присмотреться:

ГАКО. Ф. 237. Оп. 197. Д. 749 О священнике с. Юкаменья Глазовского уезда Алексие Васнецове, обвиняемом в притеснениях прихожан при сборе руги и получених за требы. 1895 г. 34 л. etc.
 
Стоит теперь в Юкаменье церковь-красавица. Какие купола! Радует. Лишь б в современных юкаменских прихожанах и их семьях не было такого разлада и грызни. С Богом в душе или без него. Suum cuique!

Получена первая рецензия на статью.  

Двадцатка верующих - это церковный совет, инициативная группа верующих, согласно советскому законодательству, берущая на себя ответственность за содержание и обслуживание здания храма. Именно на двадцатке, а не на священнике, в 1920-1930-е годы лежала вся ответственность за финансовую и хозяйственную деятельность приходской общины. Если церковная двадцатка распадалась, то храм оказывался юридически бесхозным и власти тогда получали законный повод для его ликвидации. А церковный староста и являлся фактически председателем церковного совета. 

На данный момент установлено: «Церковный староста Малых Михаил Иванович по делу не привлекался.»

А если не известно, кто был членом совета, тогда лучше о совете и промолчать.

Но вообще-то в статье речь идет не о судьбе совета и или храма, а о священнике. 

Татьяна, на сколько я понимаю, храм не был бесхозным. Он считался общенародной собственностью. И распоряжались им местные советы.

В соответствии с принятым 23 января 1918 года декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», все церковное имущество становилось народным достоянием. Местные советы заключают договоры о передаче в бесплатное пользование церковным общинам храмов с богослужебными предметами.

Есть у меня такой договор (переписан в ГАКО) на храм в с. Святица от 1919 г.

Кстати, закрытие храма по причине распада 20-тки - типичная причина, по которой закрывали храмы в 1930-тые годы.

Смотрели, кто записан в договоре о пользовании храмом. Потом выяснялось, что кто-то из них за это время умер, раскулачен и выслан. И выносили решение. Т.к. нет двадцатки, то и храм по решению собраний жителей закрыть.

Аватар пользователя SV Vyatka

"На данный момент установлено: «Церковный староста Малых Михаил Иванович по делу не привлекался.»"

Кем установлено? Татьяной Мельм, священником А. Малых или следствием в 1930-м году? Означает ли это, что церковный староста, члены приходского совета (двадцатки), кулаки, другие причетники не могли принимать участия в нагнетании обстановки, приведшей к "разрядке" и закономерным репрессиям в их адрес? Кто же был в числе 16-ти обвиняемых по делу №4256?
Состав преступления:
ст. 58-11 (Контрреволюционные преступления. Организационная деятельность).
ст. 59-2 (Массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, разрушением железнодорожных путей или иных средств сообщения и связи, убийствами, поджогами и другими подобными действиями).

В целом, Вы не ответили ни на один заданный выше вопрос.

Никто не отрицает фактов гонений на лиц духовного сословия в 1930-е гг., классово-чуждых новому строю элементов. Вы же, вслед за Шумиловым, Казаковым, другим краеведами пытаетесь в статье подвести "юкаменским восстанием" итог жизни Тукмачева как праведника, пострадавшего за веру в период гонений на РПЦ. Используете материалы группового судебно-следственного дела, рисуете Вашу версию событий, не раскрывая несколько важных моментов (первая судимость, статус Тукмачева к началу событий весны 1930 года, двадцатка и её легетимные действия/бездействие по возвращению храма и имущества, роль героя статьи в волнениях).

На что и было обращено внимание. Церковь - это не только имущество, здание, лампдки, воздуха и требники. Это, в первую очередь, люди. Иерархия и субординация. Община и пастырь, штатные и выборные органы духовного контроля отношений между ними. Благочинный, владыка, епархиальное управление, церковный суд.
До 1917 г., - староста а также церковно-приходское попечительство, после - совет общины, двадцатка и председатель. 

"А если не известно, кто был членом совета, тогда лучше о совете и промолчать. Но вообще-то в статье речь идет не о судьбе совета и или храма, а о священнике.

Бесспорно. ​И мы с уважаемым Виктором о том же.
За что сидел первый срок Тукмачев? Вероятно, налоги? Или нечто иное? Предположим, налоги.
Муниципализация церковных строений, служб (домов причта), амбаров, каменных лавок,  до 1917 года отдававшихся местным торговцам в аренду, вполне очевидно, прошла в 1920-м году. Местные советы взяли их содержание на свой баланс.
1929 год. Бывший "васнецовский" дом, находившийся в собственности у дочери-наследницы и её супруга был реквизирован в счет погашения недоимки перед государством. Семья сидельца ютилась на съемных квартирах, либо пригрета кем-то из прихожан. Верно? 
На этом важно остановиться. Возможно, сохранилась переписка по назначению в 1929 году на временное вакантное место другого священника, разделению доходов между причетниками. А не обделили ли пожилую жену? Какие отношения были между ними? А причтом и двадцаткой? Не писала ли Антонина Алексеевна жалобы и прошения благочинному, владыке? В местную участковую налоговую комиссию на сложение с ее семьи обременений? Что предпринимали члены двадцадки до распада?

1) На момент освобождения из мест лишения свободы гражданин Тумачев имел статус лица "без определенного рода занятий", "без определенного места жительства". Приход был закрыт, другая часть причта - выселена. Бывший престарелый пастырь потерял постоянный источник существования. Резонно предположить, что его навещали женщины-прихожанки для исполнения треб на дому. Почему Вам и был задан вопрос на предмет наличия в деле показаний свидетелей и других обвиняемых, что такие контакты были. В этом случае какие у него мотивы к участию в организации контрреволюционного мятежа? По изложенному Вами - есть разные варианты.
Если б только призывал не вступать в колхоз, вел агитацию против власти, получил "58-10" и в статусе уголовника-рецидивиста отправился в ИТЛ на более длительный срок. 

2) "Спрос" на веру, требы и старый уклад на 1930-й год. 
Согласно ведомости о приходе на 1915 год в составе прихода Троицкой церкви с. Юкаменского находилось до 1772 хозяйств и до 14 000 прихожан в селениях на 14 верст округи. Основную часть жителей (около 2/3) составляли крещеные удмурты, татары и бессермяне. Подчеркну, русских - около 1/3.
Основу содержания причта составляло жалование и кружечные доходы, частью руга. Другими источниками были добровольные пожертвования прихожан, которые сами церковнослужители считали скорее обременительными для причта и паствы.
В частности, в ведомости о церкви за тот же год сообщается, что "дары и приношения <...> для членов причта унизительны, озлобляющие обе стороны, особенно неудобные среди инородцев, точному учету не поддаются" (см. приведенное дело церковного суда из фонда духовной консистории о тесте А. Васнецове).
Надельная земля вследствие ее низкого плодородия и высоких цен на наемную рабочую силу также не приносила прибытка, сенокосные угодья, по указанию причетников, позволяли прокормить только собственный скот, без возможности сдачи в аренду. 
Таким образом, изъятие церковных наделов волостным земельным отделом в 1918 году не могло нанести значительного удара по хозяйствам юкаменских священников и диакона. Кое-какое домашнее подворье, как и личные накопления в звонкой монете могли уйти в счет уплаты чрезвычайного, индивидуального и прочих налогов. С 1915 по 1929 гг. резких изменений в составе причта не произошло, разве за естественной убылью штата:
1915 г.: св. А. А. Ясницкий  52 л.; св. Ф. А. Тукмачев 45 л.; св. В. В. Попов 46 л.; диак. И. П. Яшин 48 л.диак. на вак. пс. А. Н. Костров 42 лет; диак. А. П. Попов 43 л.; пс. А. К. Лекомцев 38 л. Следовательно не душегубствовали в Гражданскую в Юкаменье красные комиссары, не проводило замен и епархиальное начальство. 

Итак, спрос и доходы.
Оставалось жить причту на казавшиеся еще вчера "унизительными", мiрские подношения, главным образом, натурой за совершение треб для прокормления себя и членов семей ("яицком-куроцкой"). До 1929 года, стало быть, являлись "захребетниками" наиболее активных и сердобольных прихожан.
Как и в других приходах, основные же нужды общины тянули торговцы и мелкие ремесленники, члены кооперативов и потребительских обществ. Кулаки по своему статусу. Это люди, на селе  чуть ли не единственные обладавшие крупными суммами, оборотными наличными деньгами для проведения торговых операций, посреднических сделок, ссуживавшие под процент денежные средства и зерно односельчанам, практиковавшие аренду, применение наемного труда и систему сезонных отработок. Успешно  конкурировавшие с советскими объединениями во многих направлениях народно-хозяйственной деятельности. В практическом отношении - главные выгодоприобретатели продолжения новой экономической политики на селе.
Что могло быть и в случае с Юкаменьем, отнюдь не самым богатым, а скорее, наоборот, весьма бедным удмуртским приходом. Местные кулаки должны были стать чуть ли не единственной финансовой опорой в жизнедеятельности общины и причта, когда основная масса коренного удмуртского населения отшатнулась от православия.  

Здесь напрашивается от части справедливая параллель с нашими днями, когда текущий ремонт, закупка стройматериалов, оплата отопления, освещения в храмах, обслуживание текущих счетов приходской казны производится из кармана спонсоров. В вятских и удмуртских селах, как и почти столетие назад, - кающихся предпринимателей и торговцев. 
Отсюда, вполне очевидно, что в переписке и делах облисполкома и райисполкома, райпрокуратуры и общины верующих по закрытию церкви вряд ли будут фигурировать фамилии и имена кулаков. Более ожидаемо - в числе двадцатки. Следует уточнить поименно "список 16-ти" из следственного дела,  а также ФИО из материалов допросов обвиняемых, показаний свидетелей.
Кто проходил как обвиняемый, как свидетель, кто скрылся.
Для полноты картины - отобрать списки лишенцев по волости за 1926-1929 гг., отлистать оперсводки уполномоченных ОГПУ по уезду за период нэпа, сведения о проишествиях волмилиции, протоколы местной партийной ячейки, комсомола, союза безбожников, уездного отдела народного образования, местные газеты.
Выявить поименно благодетелей, источники содержания прихода и причетников.

3) Кукольники и марионетки. Стихийно-анархический элемент.
Наконец, повторно изучив материалы судебно-селственного дела №4256 УФСБ по УР, что желательно и других, выделенных в особое делопроизводство по ст. 58-10 УК по юкаменским кулакам, Вы сможете ответить на ранее поставленные вопросы по Тукмачеву. Исполнил ли он до конца пастырский долг, будучи лишенным дома и прихода. Скованный обстоятельствами, не пошел ли на поводу корыстным умыслам кулаков, подверг ложным соблазнам паству (крестьянок), забыл о смирении, исполнении воли почившего Патриарха Тихона, преклонении перед светской властью и законом, единоличным правом государства на насилие.

Неменее интерсно и другое. Какова все-таки в юкаменском местячковом "бабьем бунте" роль кумышки, а то и оброненного кем-то матерка в сторону подвыпившего комсомольца, выходящего в камилавке из "народного дома".
Слишком невразумителен итог для восстания в 600 человек: два побитых, два помятых, пара сорванных плакатов. Здесь что-то иное. Нужны факты, факты, факты.

На плач многочисленных ярославн-современниц по страстотерпцам, истинным и ложным, ответить более нечем.

Аватар пользователя Александр Рашковский

Замечательный материал, Татьяна! Посылаю Вам ссылку на интересную публикацию по сходной теме. Думаю, что Вам пригодится. А. Рашковский

http://newrezume.org/news/2016-10-27-17169?utm_source=email

 

 

Согласно спискам жертв политических репрессий, на территории современной Глазовской епархии только в 1930-1936 годах было арестовано 39 служителей церкви и церковных активистов. Трудно представить сколько потребуется времени, чтобы восстановить действительную картину событий согласно тем требованиям, которые здесь предъявляются.  И кто этим будет заниматься?

Напомню: Информация о Юкаменске-1930 и священнике Тукмачеве, была опубликована Шумиловым Е. Ф. двадцать лет назад, в 1996 году.

Обобщать события до регионального масштаба, на примере одной судьбы, считаю здесь неуместно. Это краеведческая работа и изложены факты, которые встретились в архивных изысканиях.

В селе Юкаменском есть свои историки, научные работники, есть свой архив. Хочется надеяться, что местные краеведы не останутся в стороне и работа будет продолжена.

Направления этой работы подробно изложены в комментариях и приняты с благодарностью.