Подвижник культуры в Нолинске А.Переверзев (начало 20 века)

Анатолий Андреевич Переверзев - герой книги Бориса Петровича Чиркова "Азорские острова".

Вениамин Иванович Изместьев, краевед из пгт.Суна Кировской области. 

Из книги "Вятская книга в Год литературы 2015" (Издательский дом "Герценка", Киров, 2016).


Перелистав ряд Памятных книжек Вятской губернии (далее ПКВГ), хранящихся в фондах отдела краеведческой литературы Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, попытался установить данные о времени приезда из Санкт-Петербурга в Нолинск Анатолия Андреевича Переверзева и начале его деятельности в должности учителя пения Нолинского реального училища (ныне ул. Ленина, дом 13; с памятной доской: «В этом здании учился в 1911–1919 гг. народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Б. П. Чирков». – В. И.).

В указателе имён (глава «Городские и уездные учреждения. Город Нолинск и Нолинский уезд. Уездное земство») на 1913 г. откроем запись о том, что учителем пения Нолинского реального училища значится Анатолий Андреевич Переверзев (1). Подобные записи имеют место в ПКВГ на 1914, 1915 и 1916г.г. (2).

Борис Петрович Чирков (1901–1982) в первых главах книги «Азорские острова» («Городок Нолинск на реке Вое», «НРУ», «Первый театр», «Дороги», «Начала») рассказывает о детстве и юности в Нолинске, близких, родных, друзьях по реальному училищу, жителях Нолинска периода 1908–1921 гг., в числе которых оказался столичный житель Анатолий Андреевич Переверзев (род. около 1890 г.). Именно он заметил талант певца в юном Борисе Чиркове, ученике Нолинского реального училища.

Б. П. Чирков, 115-летие со дня рождения которого будет отмечаться 13 августа 2016 г., так писал о А.А.Переверзеве в «Азорских островах»:

 «У меня возникло неожиданное обстоятельство. Приехал из СанктПетербурга учитель пения. Столичный житель – усы закручены, узкие брюки, ботинки с широким вытянутым носом – прямо маленькие крокодилы. В класс приходил со скрипкой и проверял, у кого есть музыкальный слух. Я заслужил его одобрение. После этого он принялся выяснять, а есть ли голос. И, в общем, я попал в новый школьный хор. Надо было приходить в училище в неурочное время и в компании со старшеклассниками распевать незнакомые песни. Занимались мы с увлечением. Бывало даже, что пропускали очередное катанье на коньках.

Как только хор сладился, Анатолий Андреевич принялся разучивать с ним церковные напевы, сначала, чтобы петь общую для училища утреннюю молитву. А потом принялись за сложные музыкальные сочинения Архангельского, Бортнянского. И уж совсем неожиданно на одной из спевок появилась группа гимназисток (учениц Нолинской женской гимназии. – В. И.) и объединилась с нашим хором» (3).

Вскоре по строго установленному правилу, как сообщает далее Борис Петрович Чирков, все ученики Нолинского реального училища и все ученицы Нолинского женской гимназии по задумке музыкального руководителя А. А. Переверзева обязаны были по воскресеньям приходить в Успенскую церковь и слушать обедню. Шли дни. И с соизволения директора реального училища и начальницы женской гимназии законоучитель отец Михаил (Люперсольский. – В. И.) стал служить обедню только для учеников, а на клиросе в эти дни пел объединённый хор учеников училища и гимназии (4).

«Церковные эти службы и обряды были для меня театром, который и будоражил мои чувства, и приучал к лицедейству», – отмечал Б. П. Чирков (5).

 Музыкальный руководитель Анатолий Андреевич Переверзев получил разрешение директора училища устроить концерт в большом зале реального училища. Быстро соорудили подмостки, повесили занавес, расставили стулья для почётных гостей и скамейки для прочей публики.

На концерте был, говоря современным языком, полный аншлаг. Много и успешно пел хор. Несколько пьес сыграл струнный оркестр. Этот оркестр, как с восторгом отмечал Б. П. Чирков, создал опять же А.А.Переверзев.

Наконец, ведущий концерт объявил: «Романс Шуберта “Форель” споёт ученик третьего класса Борис Чирков».

Продолжая от своего лица, Б. П. Чирков пишет:

«Я вышел на подмостки, волнуясь не больше, чем в классе, когда учитель вызывает к доске. Но трогательный и наивный романс мне нравился, я жалел неопытную рыбку и не любил хитрого рыбака, обманувшего бедняжку.И, вероятно, в силу моего возраста переживания мои были искренними и трогательными. Я кончил петь, рояль замолчал, я повернулся, чтобы уйти со сцены, как вдруг раздались аплодисменты…

Я почувствовал, что нынче необыкновенный день моей жизни.

…Он же оказался и вершиной моей певческой карьеры. И не выпало больше случая мне так отличиться…» (6).

Далее Б. П. Чирков с огорчением пишет, что «…начал ломаться голос, и из сильного дисканта получился не то баритон, не то тенор». Правда, загадывая вперёд, юный Борис Чирков мечтал: «Поеду учиться в консерваторию и стану оперным певцом» (7).

На этой, казалось бы, немного грустной ноте автор книги «Азорские острова» Б. П. Чирков вынужден был оборвать воспоминания о дорогом для него учителе пения А. А. Переверзеве. Тут уж читатель, если ему интересна судьба Анатолия Андреевича, обязан сам найти ответы на вопрос: долго ли ещё после 1913–1916 гг. продолжал работать в Нолинске А. А. Переверзев?

Получив для просмотра подшивку газеты «Известия» Нолинского уездного исполнительного комитета совета крестьянских, рабочих и армейских депутатов за 1919 г. (из фондов краеведческого отдела Герценки), начинаю вчитываться в каждую строку. Не попадётся ли вдруг малознакомая для Вятской губернии фамилия Переверзев? И, наконец, удача. Так, С. Петров сообщал в корреспонденции «Добрый почин»:

«12 июня в помещении местной коммуны города Нолинска состоялось совещание из представителей от партии большевиков, отдела народного образования, профессионального союза и делегированных от школ первой и второй ступени преподавателей по вопросу о предоставлении гражданам разумных развлечений.

Постановлено усилить местную любительскую группу приглашением нескольких иногородних профессиональных артистов и устраивать на открытой сцене в городском саду и временами в бывшем реальном училище спектакли. Руководство драматической частью поручено товарищам Небогатикову и Уральскому. Кроме того, будет организован народный хор, а музыкальная часть выразится в участии духового и струнного оркестров. Организация народного хора поручается товарищу Переверзеву, а руководство музыкальной частью – товарищу Саульскому» (8).

В следующем сообщении газеты «Известия» рассказывалось о том, что 15 июня прошло открытие Нолинского городского сада. Хор (под руководством А. А. Переверзева. – В. И.), духовой и струнный оркестры (под руководством Саульского. – В. И.) в выступлениях чередовались между собою (9).

Безусловно, музыкальный руководитель детских и взрослых хоров города Нолинска Анатолий Андреевич Переверзев оказал большое влияние на художественное развитие одного из уголков Вятской губернии первой четверти двадцатого века. Новые и более широкие исследования, которыми предстоит заняться краеведам, надо полагать, откроют полузабытые факты из биографии талантливого подвижника. Краеведы, без сомнения, на мой взгляд, смогут отыскать известных родственников А. А. Переверзева – учителя пения, прибывшего в 1913 г. в Нолинск по приглашению уездной земской управы для работы с юными дарованиями, в числе которых оказался будущий актёр театра и кино, театральный педагог и исполнитель песен в кинофильмах Борис Петрович Чирков.

Примечания.

1  Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1913 г. Вятка, 1913. С. 144.
2  Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1914 г. Вятка, 1914. С. 170 ;
   Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1915 г. Вятка, 1915. С. 165 ; Па-
   мятная книжка и календарь Вятской губернии на 1916 г. Вятка, 1916. С. 184.
3  Чирков Б. П. Азорские острова. М. : Советская Россия. 1982. С. 30–31.
4 Там же. С. 31.
5 Там же. С. 32.
6 Там же. С. 33–34.
7 Там же. С. 35.
8 Известия : газ. Нолинск, 1919. 18 июня (№ 69). С. 4.
9 Там же.

   
Нолинск. Реальное училище.    Нолинск. Бывшее реальное училище. Здание до ремонта в 2015г.    Нолинск. Бывшее реальное училище. Здание после ремонта. 2016г.

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.