Пользователи, интересующиеся фамилией Пьянков
| Пользователь | Дата регистрации | Родина фамилии |
|---|---|---|
| Людмила | 13.06.2012 | село Шурма Уржумкого р-на |
| Buranov | 11.09.2014 | село Мишкино, Шарканский район, Удмуртская Республика |
| Пестриков Павел | 13.12.2014 | деревня Пьянковка, Верхнекамский район, Кировская область |
| Алексей Улютичев | 22.02.2017 | деревня Пьянковка, Верхнекамский район, Кировская область |
| tutsi | 05.12.2018 | Очер |
| uspenie | 04.06.2021 | |
| Julias190 | 23.08.2022 | деревня Соловьиха (Истоминская), Белохолуницкий район, Кировская область |
| artemon.a2012@ | 20.01.2024 | |
| Сашка1994 | 17.02.2024 | деревня Костоваты, Воткинский район, Удмуртская Республика |
| Ксения37 | 27.05.2024 | Починок Ильинское |
| Пьянков Сергей | 30.07.2024 | село Июльское (Березово), Воткинский район, Удмуртская Республика |
| Семенова Светлана Алексеевна | 07.07.2025 | Купчик |
| shutkin | 02.01.2012 | деревня Пьянковцы (Кулига, Протасовская), Белохолуницкий район, Кировская область |
| Aleks2483 | 27.11.2025 | Воткинск |
Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина
Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)Пьянков
Родовое прозвище - пьянко (общ) - пьяница, пропойца, кто упивается вином.
Ивановский (Шуя) род с 1562 г.
Ранние упоминания на Вятке:
Род известен на Вятке с XVII века: 7 семей - 1621 год - 2 - Сар.; 1629 год - 1 - Слб.; 1646 год - 4 - г. Млж.;
Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:
Памятная книжка за 1860 год
Информацию о распространенности фамилии Пьянков на Вятке и в России смотрите здесь.
Описание фамилии
Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.


Фамилия Пьянков фино-угорского происхождения. Фамилия произошла от слова Пиан и переводится как сын. В Воткинск (точнее в место Неумоино (сейчас Камское) Пьянковы попали с Арской дороги и были из ясачных крестьян (удмурты ю). Мне про это рассказывал прадед, а ему его дед. Недавно сдал генетический анализ, который показал фино - угорское происхождение (гаплогруппа N1C1A1A1A), так же оплатил генеалогическое исследование однофамильцам и у них те же данные. Генеологи компании Генотек представили данные до начала 17-го века. Имеется в наличии все метрики и ревизские сказки. Уберите пожалуйста информацию, где сказано, что фамилия Пьянков произошла от образа жизни и отношение к алкоголю. Есть точные данные от куда произошла фамилия.
Mетрики и ревизские сказки известны со 2-го десятилетия 18 века. Откуда сведения о происхождении фамилии до начала 17 века? Укажите самое раннее упоминание.
Имена, в том числе и прозвищные, давали при рождении. Конечно, ребёнка пьяницей не назовут. Вероятно, это прозвище-оберег, несущее обратную информацию. Аналогично: Нечай, Некрас, Злоба и т.п.
ПК 1620 г. Сольвычегодский уезд Антропьева слобода. д. Пьянков прислон: в. Ондрюшка Нечаев (Сергеев) сын Пьянков.
ПК 1625 г. Сольвычегодский уезд Ратмеровский стан д. Загарье: в. Федка Яковлев сын Плешков з братом с Шестачком (Емельяном) да с сыном со Пьянком.
В Сольвычегодске был купеческий род Пьянковых.
Считать, что в 17м веке (а то и раньше) человек всю жизнь использовал то имя, которое ему дали в детстве - смелое упрощение.
Разумеется, в течении жизни, человека в разных ситуациях, разных местах и разные группы людей могли звать по-разному. А о том, как его назвали родители или нарёк поп, в те неспокойные годы человек мог просто не знать.
Но согласен с Вами в том, что речь, очевидно, о прозвище, а не имени. Фамилия может и не связана с удмуртами, а может удмуртское происхождение идёт параллельно с русским и по сути это разные фамилии.
"Удмуртская версия", на мой взгляд достаточно правдоподобна, но, конечно же, не является единственно верной.
Любопытно, сколько лет сыну?
Удмуртскую версию я не отрицаю. У разных народов фамилии могут иметь разное значение.
Мы имеем дело с писцовыми книгами, а это документ. Если человек поменял имя, то это подозрительно: скрывается. Я имел в виду не конкретно прозвище, которое могли дать и взрослому человеку, а мирское имя, данное при рождении, которое существовало всю жизнь наряду с крестильным. В данном случае - это имя-оберег. Из Википедии: "Охранное (апотропеическое, защитное) имя — на Древней Руси было принято называть младенцев именами с отрицательным содержанием для защиты детей, отпугивания злых сил либо для обратного действия имени. Тот же смысл вкладывается в обычай ругать сдающих экзамен или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Неустрой вырастет благополучным, Злоб добрым, а Голод всегда будет сытым и т. д." Аналогично: Пьянко никогда не станет пьяницей.
Сын, скорее всего, взрослый, может быть, и женатый, но живёт одним хозяйством с отцом и дядей. В этой писцовой книге несовершеннолетние сыновья не записаны. Но даже если человек любит выпить, неужели в писцовой книге о нём запишут: "пьяница"?
В том то и дело, что это не имя, а прозвище, которое человек получал от окружающих. А в народе тогда с этим не церемонились, - если любит часто выпить, то – Пьянок, и дети его, соответственно, Пьянковы дети. А писцы пишут то, что им сообщают староста, сотники, десятники и выборные мирские люди.
Версия о параллельном существовании одинаковых фамилий с корнями из разных языков имеет право быть. Жаль, что автор удмуртской идеи ограничился лозунгами и не привел ни одного примера формирования этой фамилии. Кстати, он не настаивает, что фамилия Пьянков произошла от личного имени. Да и несуразно было бы называть сына именем Пиан (Сын). Это как кота назвать именем Кот. Можно предположить, что русские писцы в процессе переписи слышали в какой-то местности часто повторяющееся слово на незнакомом языке «пиан» (ведь кроме личного имени указывали чей он сын). Отсюда созвучие «пьян», ну и приписывали всем подряд, за неимением фамилии, уже известную русскую фамилию Пьянков. Вот и получилось локальное скопление Пьянковых в районе Воткинска (см. карту). Для любопытства посмотрел поиск на РВ по слову «пиан». Есть только одно упоминание: Логин Пианчин, Ситминская вол. (1721 г.)
Очевидно, что удмуртская версия не имеет отношения к обычно приводимым в литературе примерам:
Пьяница Федор Федорович Вельяминов, XV в.
Пьяный Иван Иванович Житов (1524 г.)
Пьянко Мартемьянов, г. Шуя (1562 г.)
Пьянко Легасов, царский конюх (1573 г.)
Пьянко Волков, волость Волочок Словенской (1577 г.)
Так что корректировать В.А. Старостина в этом случае не надо, пока не будет веских доказательств для других версий.
Пьянко – это имя, а не прозвище. Писцовая книга – официальный документ, и в нём записывали только по имени – крестильному или мирскому, а не абы как. Несмотря на все вольности того времени. Как, например, человек мог доказать право владения на свою собственность, если ни купчей нет, ни свидетелей не осталось? Деревенскую кличку, как говорится, к делу не пришьёшь. Личное прозвище могли записать, в редких случаях, но лишь как дополнение к имени, чтобы отличить от другого тёзки. Например, Ермолко Васильев сын Гаврилова прозвище Токмак (токмак – драчун, задира: так могли прозвать и взрослого человека, такое же мирское имя могли дать ребёнку). Этот Ермола-Токмак является родоначальником всех верхнелальских Токмаковых, хотя такая же фамилия существовала и в других регионах России. Даже был князь Юрий Иванович Токмаков-Ноздроватый.
Имя «Пьянко» могло иметь разные значения, и не обязательно «пьяница». Да и сам термин «пьяница», «пьяный» в старину мог означать не буквально «алкоголик», «пропойца», а иметь другой смысл, в том числе и противоположный. Достаточно погуглить, формулировка В.А.Старостина – не самая приоритетная. Приведённые из литературы примеры желательно было бы посмотреть в контексте.
Человек мог не знать своего имени, данного при рождении, лишь в случаях, если он сирота-подкидыш или потерял память; таких записывали: «не помнящий родства». Но поменять имя – это слишком серьёзно. Если человек отказывается от крестильного имени, то он не сможет молиться за себя и его не смогут нормально проводить в мир иной. Мирское имя тоже имело сакральное значение, и, отказываясь от него, человек кардинально менял уготованную ему судьбу, а это тоже большой грех. Если уж человек назвался другим именем, то он либо скрывается от правосудия, что уже подозрительно, либо самозванец. В нашем же случае мы имеем дело с добропорядочной семьёй.
ПК 1645 г. деревня Загарье: «д. пуст Федки Яковлева Плешкова с сыном с Пьянком, сошли на Вятку во рм(140=1631/32)м году, а братья ево Шестачко да Васка Яковлевы живут в половье в той же волости.» Возможно, этот Пьянко Фёдоров сын Плешков – родоначальник одной из ветвей вятских Пьянковых. Фамилия с русскими корнями вполне могла быть и у других народов. Например, моя фамилия – самая что ни на есть русская – тоже существует среди удмуртов и даже этнических якутов.
Не пойму, зачем мешать все в одну кучу. Примеры других фамилий в данном случае не имеют никакого значения. Читайте серьезную литературу, а не Гугл. Ни в одном надежном ономастиконе нет имени Пьянко. Нужны конкретные примеры формирования фамилии, а не личные домыслы. У меня есть пример вятской фамилии Пьянков: РГАДА ф.1209 д.1032, 1623 г. "Стан Сырьянской. Двор на погосте у Николы в Сырьянех на церковной земле нищего Васки Савина сына Пьянка". В дальнейшем - это род Пьянковых, единственный на начало 17 века. Есть и другой пример: РГАДА 1209-1-519, 1646 г. "Деревня Верхочепецкие волости Балезина Погоста над Чепцою рекою - (в) отяк Асылко Лукин сын сын Пьяного, Асылко женат". Где здесь имена? Да и "Пиан" не клеется.
Кто мешает в одну кучу? Во-первых, я не связываю фамилию Пьянков с удмуртским именем Пиан. Во-вторых, вы сами привели пример крестильного имени в сочетании с мирским: Васка-Пьянко. Я лишь не согласен с тем, что Пьянко - это алкоголик. "Погуглить" - из современного сленга. Введите в поисковик: "Пьянков фамилия" и сеть выдаст множество объяснений. Не нужно зацикливаться на одном.
В Сольвычегодском уезде тоже был обширный род Пьянковых, и фамилия значится уже в ПК 1620 г.
Ни в одном надежном ономастиконе нет имени Пьянко.
А примеры "из литературы" - это не из Ономастикона С.Б.Веселовского? Только объяснения этим прозвищам в нём нет. Откуда известно, что все эти люди - алкоголики или потомки алкоголиков?
Пьянко - это прозвище. Оно могло заменять как личное имя, так и родовую фамилию. В русском языке все однозначно по отношению к человеку - корень "пьян" обозначает выпивающего злачный напиток. Читайте Даля. В данном случае В.А. Старостин абсолютно прав.
Даль ономастикой не занимался. Выше я писал об апотропеических (охранных, защитных) именах. Изучите эту тему. Впрочем, какое мне дело? У меня ни среди родственников, ни среди предков Пьянковых нет. Если вам хочется вести свою родословную от алкоголика, то никто этого права не отнимает. Только не судите за всех обладателей этой фамилии.
Защитные имена никакого отношения к прозвищу Пьянко не имеют. Не надо придумывать сказки для облагораживания фамилий. Надо ценить своих предков такими, какими они были, только за то, что они дали вам жизнь.
Я про Фому, а вы про Ерёму. С вами дискутировать - только зря время терять. Кому надо, разберутся сами, как ценить память предков.
Коллеги, попробую выступить третейским судьёй. Пьяный > Пьянко, м.л.и. от “склонный к пьянству, пропойца”. Ссылки на Словарь Даля В.И. и Глушко Е.А., Медведев Ю.М. "Словарь фамилий", Н. Новгород, 1997. [В.М. Воробьев. Тверской топонимический словарь. М. 2005].
С принятием христианства русские имена становятся прозвищем. [В. К. Чичагов “Из истории русских имён, отчеств и фамилий”, М. 1959].
Имя-оберег. В данном случае подразумевалось обратное действие имени.