Древний Хлынов: чудеса без чудес

1 сообщение / 0 новое
Александр Барышников
Аватар пользователя Александр Барышников

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 6 дней назад
Регистрация: 07.05.2019 - 10:01

В «Повести о стране Вятской» описывается удивительный случай, который произошёл в ночь перед началом строительства Хлынов-града. «В назначенное время единодушно сошлись на этой горе множество новгородцев и начали готовить место к созданию города и заготовлять лес, располагая его так, как нужно для строительства. Однако, встав рано утром, вдруг обнаружили, что все заготовленное ими необъяснимым Божиим промыслом перенесено вниз по течению реки Вятки на высокое и еще более пространное место – к широкому полю, которое в те времена называлось Болясковым». Исследователи по-разному объясняли это чудо, лично мне наиболее правдоподобным казалось объяснение архитектора Тинского. Смысл: первоначально город построили на Кикиморской горе, но со временем река отдалилась от коренного берега, и пришлось переносить город на Балясково поле. Постепенно причина переноса забылась, и возникла легенда о чудесном переносе строительных материалов. Версия вполне убедительная, но, тем не менее, осмелюсь предложить свой вариант. Толчком к его возникновению послужила брошюра «Легенды Кирово-Чепецкого района» (Кирово-Чепецк, 2015). В первой части брошюры приводятся легенды о строительстве храмов. Вот одна из них: «Первоначально строительство Знаменско-Богородицкой церкви было задумано в деревне Головизнинцы, которая находилась в 2 километрах от села Пасегово. Были завезены материалы для строительства церкви, но трижды, в одну ночь эти материалы оказывались в центре села. Жители решили, что это знамение Богородицы, и построили храм там, где Богородица указывала место». Остальные легенды о строительстве чепецких храмов можно прочитать, но только для того, чтобы убедиться: все церкви были построены не там, где первоначально хотели люди; везде и всегда заготовленные материалы (или найденные чудотворные иконы) чудесным образом переносились на другое место. Мне и прежде встречались похожие легенды, но, собранные воедино, они невольно наталкивают на определённые мысли. Например: проявление Божьего промысла придавало храму солидности, освящало его в сознании прихожан, выделяло из ряда других построек. Создание подобной легенды – своего рода PR-акция, призванная повысить авторитет нового храма. Легенды относятся к народному творчеству, поэтому, вполне возможно, рождались они в сознании т. н. простых людей, которые искренне любили свою родную землю и радовались появлению на ней новых православных святынь. Впрочем, священнослужители также являются частью народа, и нельзя полностью исключать их участие в процессе народного творчества. Вы спросите: а при чём здесь Хлынов-град? «Повесть о стране Вятской» написана в конце 17-го или начале 18 веков. То есть, в эпоху развитого православия. Сдаётся мне, что сообщение нашей «древней» летописи о чудесном перенесении стройматериалов имеет ту же основу, что и легенды о строительстве храмов. Но создатели ПВЛ пошли дальше и решили пропиарить не отдельную церковь, а целый город. Они ведь тоже искренне любили родной край…