ID: 79115
Варианты названия: Верхняя Турунья (до 1977 г.), Вылыс Турунъю (на коми), Парманка (по названию ж/д станции)
Посёлок в верхнем течение р. Турунья (приток р. Ныдыб, бассейн Северной Двины), в составе Нижнетуруньюского сельского поселения Койгородского района Республики Коми.
Верхний Турунъю основан в 1952 году как 29-й лагпункт (29 ОЛП) Вятского ИТЛ [2 с.90] на 104-м километре ведомственной Гайно-Кайской железной дороги [3].
Несмотря на то, что посёлок был создан на территории Коми АССР, изначально он, а также ряд других посёлков-лагпунктов Вятлага, расположенных в этом районе, был административно подчинен Кировской области. 28 декабря 1959 г. по предложению Кировского облисполкома Президиум Верховного Совета Коми АССР принял в административное обслуживание Койгородского района поселки Верхняя Турунья, Висляны, Кажимка, Нижняя Турунья, Песчаный, Рябиновка, Турунья, Холмский и железнодорожные станций Лель, Нюль и включил их во вновь образованный Верхнетуруньинский сельсовет [4,5].
В Верхнем Турунъю была расположена железнодорожная станция Парманка [9]. От неё начиналась ветка железной дороги в западном направлении, на которой были расположены станция Нюль, посёлок Песчаный (35-й лагпункт) и посёлок Кажым (с 1972 года) [10].
Основным предприятием посёлка был лагпункт, с конца 1960-х – исправительно-трудовая колония №29 – строгий режим. Охрану колонии осуществляла воинская часть [11].
Осужденные трудоиспользовались на лесозаготовках. Сначала применялась конная вывозка леса по лежневым дорогам (имелся конпарк) [11], позже – автовывозка с территории водораздела рек Парманка, Парок, Лен. В промышленной зоне посёлка имелись два портальных крана, которыми осуществлялась погрузка леса в вагоны [12].
В 1960-е годы был открыт небольшой кирпичный завод, но он просуществовал недолго [11].
В 1975 году ИТК-29 была закрыта, вместо неё открыта исправительно-трудовая колония-поселение №47 (ИКТП-47) [11]. Поселенцы, отбывающие здесь наказание, были трудоустроены на железной дороге – обслуживали участок ГКЖД от ст. Мень до ст. Черная. При станции Парманка было построено небольшое депо для ремонта мотовозов и дрезин [11,12].
В связи с ликвидацией ИТК-29 её персонал был переведен в другие места, закрыта воинская часть, сократилось население, закрылась школа[11]. Вследствие этого 28 марта 1978 центр сельского совета был перенесен в пос. Нижний Турунъю [1].
С конца 1960-х в посёлке действовала перевалочная база Усть-Черновского леспромхоза, связанная автодорогой с пос. Усть-Черная Коми-Пермяцкого АО (ныне Пермский край). На базе были склады продуктов, стройматериалов, ГСМ. Снабжение велось по ГКЖД, доставка до пос. Усть-Черная – по автодороге. С нижнего склада Усть-Черновского ЛПХ везли лес и пиломатериалы – на перевалочной базе в Верхнем Турунъю была погрузочная площадка с железнодорожным тупиком и козловым краном, которым продукцию леспромхоза перегружали в вагоны и отправляли потребителям по железной дороге. На базе работали рабочие Усть-Черновского ЛПХ, для которых были построены бараки. С начала 1990-х гг. работы постепенно начали сворачиваться. [11,12]
В 1997 году колония-поселения №47 в п. Верхнем Турунъю была реорганизована в участок колонии-поселения №30 (Нижний Турунъю) [7].
В результате закрытия колонии-поселения была остановлена дизель-электростанция, принадлежащая УФСИН. Электроснабжение посёлка было восстановлено только спустя три года, когда сюда подвели линию электропередач из пос. Кажым [11].
Приблизительно в 2010-2011 гг. ГКЖД в районе В. Турунъю была разобрана [9]. Тем не менее, посёлок имеет надежное транспортное сообщение с внешним миром, поскольку находится на автодороге Сыктывкар – Визинга – Кажым – Усть-Черная – Гайны – Пермь [12].
Численность населения посёлка изменялась следующим образом: в 1963 г. – 441 чел., в 1970 г. – 451 чел., в 1979 г. – 258 чел., в 1989 – 212, в 2000 – 84 [1], в 2010 – 52 [8].
Источники
1. Жеребцов И. Л. Где ты живешь. Населенные пункты Республики Коми: Историко-демографический справочник. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2000.
2. Белых Н.Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.). Москва, 2011
3. Рассчитано по карте
4. МО МР "Койгородский". Историческая справка // http://www.agiks.ru/patterns/PP-7/current/kojgorodskij.htm
5. Посёлок Верхний Турунъю Койгородского Района Республики Коми. // http://www.koigorodok.ru/main/poselki/verhni_turuniu
6. Структура Вятского УЛИТУ в 1980 г. http://www.vyatlag.ru/forum/6-247-2867-16-1340876951
7. Приказ МВД РФ от 5.03.1997 № 120. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=355221
8. Результаты ВПН-2010 по Республике Коми. // http://komi.gks.ru
9. С. Болашенко. Гайно-Кайская железная дорога // http://infojd.ru/28/viatlag.html
10. Информация от жителя пос. Кажым Владимира Виноградова, получена 12.11.2014
11. Информация от жителя пос. В.Турунъю Юрия Исакова, получена 04.12.2014
12. Сведения по истории Вятлага, собранные Л.Т. Филимоновым
Денис Шабалин
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
посёлок | Верхний Турунъю | Республика Коми | Койгородский район | Нижнетурунъюский сельсовет | 87 | русские: 74 % | сельское | 1 |
Сделал описание.
По воспоминаниям Р.М. Сокова (со слов знакомых), здесь в 1950-е гг. отбывал наказание футболист Эдуард Стрельцов