Наш портал и сайт «Вятлаг» ведут работу над картой Вятлага

Вятлаг

На сайте «Родная Вятка» создается карта Гайно-Кайской железной дороги и населенных пунктов «Вятлага». Работа над картой ведется совместно с сайтом «Вятлаг» (www.vyatlag.ru), который на протяжении нескольких лет занимается сбором сведений по этой теме. Цель создания карты - обобщение информации о географии Вятлага. Проект карты опубликован на нашем сайте.

Просим иметь в виду, что на карте имеются неточности. Открытой информации по этой теме очень мало, поэтому приходится использовать любые имеющиеся в нашем распоряжении источники. Приглашаем всех, кто располагает какими-либо данными, поучаствовать в обсуждении карты. Это можно сделать у нас в комментариях к карте или на форуме сайта Вятлаг. Ваши замечания будут учтены.

Небольшая историческая справка.

В 1937-38 гг. в Кировской области был создан Вятский исправительно-трудовой лагерь, известный как «Вятлаг» - часть системы «ГУЛаг». В течение нескольких последующих лет в Кайском (ныне Верхнекамском) районе Кировской области были основаны десятки посёлков и поселений, жителями которых стали заключённые и персонал ИТЛ. Среди заключенных Вятлага было немало невинно осужденных жертв политических репрессий.

Далеко на север была проложена т.н. Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД), которая связывала «острова» Вятлага между собой и с внешним миром. Вскоре она пересекла границу Кировской области и прошла по территории Коми АССР и Коми-Пермяцкого округа. В 1960-е годы помимо «лагерных» на железной дороге появились и «гражданские» посёлки. Жители всех посёлков занимались лесозаготовками.

Подробнее об истории «Вятлага» читайте на сайте www.vyatlag.ru.

Чтобы легче было представить масштаб и значимость этих населенных пунктов, приведем численность населения самых крупных из них:

(данные сайта «Верхнекамье»)

(данные из книги «Где ты живешь: населенные пункты Республики Коми : историко-демографический справочник». Коми книжное изд-во, 2000)

Часть посёлков Вятлага административно были подчинены Кировской области, часть – другим регионам, но жизнь всех их зависела от функционирования учреждения К-231 (одно из названий Вятлага) с центром в посёлке Лесной Верхнекамского района. Поэтому история всех этих населенных пунктов – часть истории Вятского края.

В настоящее время большая часть поселений «Вятлага» ликвидирована, а ГКЖД практически полностью разобрана на металлолом. Остались функционирующими только некоторые самые южные посёлки, находящиеся в Верхнекамском районе Кировской области и участок железной дороги Верхнекамская-Лесная. 

Денис Шабалин

P.S. Карта создается с использованием сервиса «Пользовательские карты». Каждый зарегистрированный пользователь сайта «Родная Вятка» может создавать подобные карты.

Гайно-Кайская железная дорога и населенные пункты Вятлага

Автор карты: ru-danko

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Комментарии

Надо брать шире, отделения Вятлага были и в других районах. Например, в Фаленском р-не поселок совхоз №4, он же поселок Первомайский. В начале Великой Отечественой войны лагерь для немцев поволжья, с 1943 г. - лагерь военнопленных, позднее до 1953 г. лагерь для простых советских заключеных.

Ссылки на материал о пос. Первомайском:

http://www.falenki.ru/story/neobychnaya-istoriya

http://www.falenki.ru/story/pervomaiskii-fap

 

 

Аватар пользователя ru-danko

Да, спасибо, информацию об этом посёлке я находил. Добавлю его на карту чуть позже.

Аватар пользователя xanych

Не уверен, что к месту, но все же решил поделиться.
"Лойнская [н.п. Лойно (Широта: 59.7331 Долгота: 52.6538)] деревообрабатывающая артель заключила 12 марта 1945 года с лагерем военнопленных №101 договор, согласно которого лагерь был обязан открыть при артели отделение с контингентом до 500 человек". Источник.

Аватар пользователя Rage171

Денис, добрый день!

Можно добавить поселок Октябрьский Зуевского района, где в 1931 году был организован совхоз имени Я .А .Яковлева, как специализированное льноводческое хозяйство.

В 1938 году совхоз был "передан в ведение НКВД – МВД, как подсобное хозяйство Вятлага. Сюда стали направлять осужденных, для которых началось строительство бараков, выстроили контору, столовую, баню. До войны были построены две фермы молочного направления, одна свиноферма, складское хозяйство"  (http://zuevskie.ru/forum/8-16-1).

По документах Вятлага совхоз именовался как "Зуевский с/х".

По состоянию на 15.07.1941 года число заключенных в "Зуевском с/х" составляло 1414 человек (833 мужчины, 581 женщина), из которых 298 человек являлось инвалидами.

Белых Н.Ю. в своей диссертации указывает, что "Зуевский «совхоз» с 1 декабря 1943 г. передан в ведение Кировского областного управления НКВД".

В 1949 году совхоз уже представлял из себя крепкое хозяйство с развитым животноводством, и был переименован в племсвиносовхоз «Мухинский» по разведению племенных свиней уржумской породы, с переводом хозяйства в подчинение племглавка Министерства совхозов СССР.

 

Аватар пользователя ru-danko

Обязательно добавлю, спасибо. 

На карте Вятлага с большой вероятностью определено местонахождение :32,33,36 ОЛП и 12 ЛЗО,а так же !* глубинного,7го глубинного и 2го глубинного ОЛПов.

Аватар пользователя ru-danko

Леонид Тимофеевич, рад приветствовать вас!

Поясните, пожалуйста.

Про 32, 33, 36 ОЛП. На нашей карте они пока не отмечены. У вас появилась какая-то новая информация?

1-й глубинный и 7-й глубинный - что вы имеете в виду?

2-й глубинный это тот который у нас отмечен как Глубинка (близ Груздевки)?

Про 12-й ЛЗО и его подкомандировки мы с вами обсуждали, там есть неопределенности.

Прелюдия:Совершенно случайно удалось выйти на людей,живших на 29 ОЛП в 50г.Один из них Мурашко В,И проживет в Екатеринбурге в "Вятлаговском Доме"( в конце 50г для уволенных работников Вятлага на средства МВД был построен такой дом в Свердловске-егоь и сейчас называют дом ветнеранов вятлага).Удалось связаться с ним. Вот что он сообщил.В 51-53г на ГКЖД было развернуто комплексное строительство в р-не Кажимка-нижняя-Турунья.Для этого на Верхней Турунье Сформировано Строительное лаготделение.Было несколько замыслов.Один из них-повернуть трассу жд в район :Усть -Черная -Гайны .Одновременно строитбь две ветки :в Сторону Кажима и в сторону :Кажимка -Север.Удалоь построить полотно тлько до разьезда Лен(Там сформировали временный лагпункт_ Но скоро это строительство свернули и силы перебросили на 2 оставшиеся ветки и лагпункты.Условия строительства были благоприятные-кухая почва ,обилие песка.Поэтому параллельно строилиь лагпункты:30,32(в р-не ст Ноль),33(Уже упоминавшийся Лен )и ветка от Кажимки на Северо-восток(36 ОЛП на 7-8км ветки).Мурашко возглавлял Участок ОКСа,строивший ст Ноль и ее лагпункт и 33 ОЛП.По его словам у них были очень подробные топокарты и стройпланы на их основе.На месте строительства находились проектанты поселков из Ленинграда(институт "ГИпроленпроект).Лагпункт на Нуле распологался в окрестностях станции на месте заброшеного лесоучастка Коми.он уехал в 1958г.По его словам в это же время закрыли ОЛпы Лен и Ноль в связи сразвернутым строительством 31-34 ОЛП,ветки на место будущих поселков Лель и пелес и вахтовых отрядо в р-не будущих горельников и бБадьи,где готовил плацдарм для развертывания ОЛП. От Пелеса и даллее жд силами Вятлага уже не строилась -прибыла Мехколонна и Строительно монтажный поезд из Свердловска_это резко ускорило темпы строительства-а значит потребовались силы на одновременное строительство Горельников и Бадьи ,а так же развертывающихся Леспромхозов на Пелесе и ЧерноЙ!!.ОН сказал мне -если удастся найти топокарты 1:50 000,1:25ооо то там остатки ОЛП  в р-не Ноль_Лен есть!1 Яих нашел!!!!!

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за развернутый комментарий!

Итак, если я вас правильно понял:

ОЛП-32 находился в районе станции Нюль (с буквой Ю). Там рядышком Песчаный-35, а на станции Нюль до 1972 года располагалась перевалочная станция Кажимского леспромхоза. Получается, этот населённый пункт основан как 33-й лагпункт примерно в середине 1950-х, причём на месте заброшенного лесоучастка, и просуществовал как лагпункт до 1958 г. (к слову, примерно в 1958-1960 было закрыто достаточно много лагпунктов). Эту информацию можно считать с высокой степенью достоверной, поскольку Мурашко сам участвовал в строительстве станции и лагпункта.

ОЛП-33 находился на железнодорожном разъезде Лен недостроенной ветки Верхняя Турунья (29) — Усть-Черная (если я правильно понимаю, то сейчас по этой ветке проходит автомобильная дорога Кажым-Усть Черная).

ОЛП-36 на ветке от Кажимки на северо-восток 7 км. В этом месте виднеется какая-то поляна в лесу, может быть это оно и есть. Правда, потом есть ещё одно подозрительное место через 3 километра.

Вопросы:

1. Всё-таки Нюль - 32 или 33. Вы написали в двух местах по-разному.

2. По поводу разъезда Лен. Меня тут смущает тот факт, что в этом месте происходит излом дороги - так не бывает, разъезды строятся на прямых участках железной дороги...

3. Уточните, пожалуйста, все факты в этом комментарии - рассказ Мурашко, или частично - ваши выводы? В частности, знал ли он точно про нумерацию строящихся лагпунктов?

4. Поделитесь, пожалуйста, картами, которые вам удалось найти - очень интересно посмотреть.

карту Нюля М1:50 000 нашел в Интернете.К сожалению-не задокументировал,так как решал другие задачи(и была мысль к этому времени с Вятлагом больше "не связыватся") но -Увы!!!!!!!!!!!! А участок ветки вправо от кажимки буквально "напрашивается на размещение 1-2 ОЛПов-не правда ли-линию электопередач просто так не тянут-возьмите пример 31го и 34ОЛПов!!

По Фаленскому району. Местные жители из д. Малахи вспоминают, что в соседней деревне Фофанёнки так же было какое-то подразделение Вятлага. Можно поставить метку. Там же находился летний пионерлагерь для детей вольнонаемных работников Вятлага: http://www.falenki.ru/story/legendy-i-byli-rodnoi-storony

В окрестностях этой деревни действительно был пионерский лагерь-я там отдыхал в 58г.Купалист на р Светлица-в окрестностях ланеря!!!!!

Да, река Светица там близко. Я уже встречал, в воспоминаниях, что в фаленский пионерлагерь привозили детей не только работников Первомайского, но и детей всех вольнонаемных Вятлага.

Об этом же есть упоминание в книжке П.А. Фалько "Вятлаг, 1944-55 гг. История одной семьи": http://www.vyatlag.ru/_ld/0/52_Falko_Vyatlag_I.pdf

О детстве, проведенном в пос. Лесном.

Аватар пользователя ru-danko

Добавил Фофанёнки на карту.

Покопался по картам и выяснил, что пионерлагерь располагался не в самой д. Фофанёнки, а юго-западнее, на речке Крупенице. Примерно 1,5 км. к западу от д. Малахи, но дорога к нему вела не из Малахов, а из Фофаненок. На топокарте генштаба 050k--o39-068-1 пионерлагерь нанесен и подписан. Поэтому метку пионерлагеря можно поставить отдельно.

А про саму деревню нашел воспоминания, записанные в книге "Откуда мы родом. Фаленский район. История, события, люди": Деревня Фофанёнки располагалась... Раньше на этом месте находилась тюрьма бывшей зоны Вятлага, домов в деревне было 5, в них жили охраники и другие сотрудники тюрьмы. Дети учились в Бараниковской школе, клуба не было..."

Насчет тюрьмы, я конечно сомневавюсь, но какой-то объект Вятлага там был, я слышал это не раз и от разных людей.

Аватар пользователя ru-danko

Указал пионерлагерь. Временные рамки его существования не знаете?

Судя, по воспоминаниям Фалько П.А. Фалько "Вятлаг, 1944-55 гг. История одной семьи": http://www.vyatlag.ru/_ld/0/52_Falko_Vyatlag_I.pdf

лагерь уже функционировал в конце 1940-х - начале 50-тых.

В районе краеведы собирали данные об этом лагере. Материалы хранятся в районной библиотеке и еще ученица Малаховской школы Ю. Ушакова писала исследовательскую работу «История Фофанёнского спецлагеря».

Ссылки на упоминание: http://www.falenki.ru/story/legendy-i-byli-rodnoi-storony

http://www.falenki.ru/story/ob-itogah-svoey-issledovatelskoy-raboty-za-u...

Если найду, то напишу подробнее.

По поводу Глубинных ОЛП .В докментах дислокации Вятлага упоминаются 18,2,7 глубинные лагпункты но в разных интерпретациях:глубинный,подкомандировка ,ЛП головного ОЛПа,Волнушки......итд.Сопоставив все имеющиеся документы решил что :Лагпункт Волнушка-это глуиинный ЛП второго ОЛПа.18 глубинный-станция Пашняк ,О которой один из старожилов приехавший на место будущего Борового,говорил что там были остатки зоны. а глубинному ЛП 7го ОЛпа я отдал место в истоке р Пашняк где помечены развалины на картахДумаю что в связи с постоянными реформами место 7 мог занять 2 итд.Но глубинный 18 в 60 г видимо был закрыт-началось развертывание краснореченского ЛПХ(Боровой. По 12ЛЗО-думаю,сопоставив все факты и документы что он был в р-не ст ИМа в месте где начиналась 15 ветка на Сосновкя(внимательно прочтите Бердинских и Белых.Первому лагпункту этого ЛЗО отношу Кирпичный завод -он не мог быть отдельным поселком,На карте там кстати обозначена зона.Подкомандировки 12 Л.ЗО находились на 7км 15ой ветки примерно в месте ее пересечения с новой веткой на Сосновку.Это одна из подкомандировок.Вторая повидимому была либо на 14 ЛЗО либо на 9 ЛЗО,которые к началу 44г были закрыты как и 15 ЛЗО.Трудоармейцы сконцентрированы на 12 а остальные вывезены-это есть в документах.!! Накрнец та ветка о которой говорит Засухин называя ее 15-по моему просто ус для снабжения 1ЛП 12 ЛЗО(кирпичного завода) дровами . Одноввременно с 12 ЛЗо на Име распологалось отделение 101 лагеря .До 45г В конце 45г в связи с реформированием 101 лагеря все военопленных сосредо.оточили на Мурисе,(К этому есть документ в книге Белых,А на месте немецкого лесопункта на Име развернули 17 ОЛП..К тому времени поток З/к после войны стал нарастать-требовались новые лагпункты.Другми словами после 45г на Име было расположено до 51г два лагпункта-17 и 12.Наконец на месте существовавших некоторое время одновременно 3ОЛПА и101 лагеря переданогоь Вятлагу до начала 50 годов было сформировано отделение Вятлага-ненадолго так ка  с 50 г началось развертывание Нырмычской УЖД и ее ОЛПов-Нырмычей А также Лагпунктов по Кайской ветке (на запад от Заречного) на картах там обозначены поселки(Читай ОЛПы) №1,2,3-принявшие одновременное название ьбывших одноименных ОЛпов

Комментарий к 18 и его глубинному.У Бердинского в документах упоминается УЖД 18 ОЛПа-я ее и привязал к глубинному(Пашняку)

Аватар пользователя ru-danko

Леонид Тимофеевич, старайтесь, пожалуйста, разбивать текст на абзацы, будет легче читать!

Волнушка - Глубинный 2-го ОЛП. Какого именно 2-го? Сорда, или что имеете в виду?

18-й глубинный - Пашняк, на текущий момент у нас на карте так и отмечено: см. Боровой

7-й глубинный - "в истоке р. Пашняк", т.е. "Глубинка". Пока что мы предполагали, что это 2-й глубинный Пашнянского лаготделения. Поясните.

12-й ЛЗО - головной на ст. Има, подразделения на Кирпичном заводе, на ветке на Сосновку, на 14-м или 9-м. Возможно, но пока это предположения. Возможность сосуществования 12-го ЛЗО и 17-го ОЛП на станции Има - вполне может быть! Я тоже склоняюсь к этой версии.

Заречный - Кайская ветка? Интересно, почему так. 

Комментирую:1 Есть понятие ОЛп ,А есть ЛП .Сорда-это 2ой ЛП.  а 2ой ОЛП-на карте поселок №2 по кайской ветке(от 8 ОЛП-Заречный_поселок №1..)на восток-думаю разберетесь.То есть Волнушка-подкомандировка 2го ОЛП-туда от нег есть дорога.А то что мы с вами ранее определили как 2ой глубинный(в истоке р Пашняк)это Глубинный 7го ЛП. Ну а Пашняк-получается 18ый Глубинный.

Теперь о 12м ЛЗО.Находился на ст Има в месте ,откуда шла ветка на Сосновку.К концу 43г он имел: а)1ЛП(Кирпичный завод с отходящей от него веткой 2-3км вправо.Повидимому оттуда вывозили лес,с того места который Засухин считает 12м ОЛПом-думаю ошибочно.).В это же время на ст Има (На вьезде справо распологалось 3 л.о 101го лагеря(с 1945г будущий 17ый ОЛП).Далее:2я подкомандировка-20чел думаю находилась на месте 14го ЛЗО,ликвидированого от трудоармейцев к тому времени.3я подкомандировка находилась на 6-7км ветки на Сосновку.На карте там есть"Разв". При всем при этом на Име в это время распологались;Трудоармейцы-примерно 2500ч,военнопленные 101го лагеря ,з/к-примерно 12оо чел и мобилизованые на зиму колхозники кайского р-на -примерно 200чел.Всех их куда-то надо было размещать.Т такому выводу я пришел изучив док-ты из книг Бердинского:Вятлаг  и Спецпоселенцы-политическая ссылка народов России.Плюс книга Белых.Очень подробно о трудоармейцах 12-13ЛЗО в книге:"Спецпоселенцы-......"

Аватар пользователя ru-danko

Поясните термин "Кайская ветка". На топографической карте ок 1960 г. на 2-й посёлок отмечена УЖД, на 3-й посёлок только обычная дорога. Но по спутниковым снимкам видно, что была разветвленная дорога с радиусами поворотов, характерными для железной дороги. Думаю, что ж/д там была однозначно, только непонятно 1520 или 750 мм. Какие у вас мысли на этот счёт?

Если 7-й глубинный в истоке реки Пашняк, непонятно, как он был связан с 7-м лагпунктом! Дороги нет, дорога только до 2-го посёлка и до Груздевки-18. Предыдущая наша версия более логична, он мог быть создан как позразделение 2-го посёлка, а затем быть переданным в Пашнянское лаготделение.

Ну и в вашей версии непонятно, почему 2-й глубинный в Пашнянском лаготделении в 1954 году. Если это Волнушка, то выходит далековато.

К слову, как вы считаете, где в списках 1954 г. посёлки Заречный, № 2, № 3.  

Думаю что в списках 54 г-это лагпункты Нового         созимского отд№2(стр120 Белых.)К этому времени 3ОЛП со всеми подкомандировками и плюс то что осталось от 101го лагеря было ликвидировано.Вновь возникли:1ое-Нырмычское ЛО и 2е-Созимское ЛО.(стр 120-121Белых). Поселок №1-1ый ОЛп.поселок №2-"ой ОЛП,поселок №3-третий ОЛП:это новые ОЛПы и сюда же вошли сохранившиеся 4ОЛП и ?ой ЛП!!-все это Созимское ЛО!!!

Аватар пользователя ru-danko

Насчёт Кайской ветки вас понял, нашёл упоминание у Бердинских.

Итак, получается, Созимское лаготделение:

1. Всё-таки в последнем сильно сомневаюсь, так как Глубинка ближе к другим лагпунктам Пашнянского лаготделения. По-моему, вопрос открыт... Мы с вами ещё рассматривали т.н. "поля 7-го". 

2.  Меня смущает, что первым в списке Созимского лаготделения стоит 3-й лагпункт. Может быть, это не 3-й посёлок, а ст. Малый Созим (тогда логично, что лаготделение Созимское), а 3-й посёлок ещё не был построен?

думаю что поселок №3-3 ОЛп это не тот 3ий ОЛП с которым мы в свое время ломали голову..... Этот 3ий ОЛп думаю стал лагпунктом Лесозаводским 1го Нырмычского отделения.Кстати мы его с вами тогда и поместили на заподную часть Созимского после его "Раздела" со 101м лагерем-сдесь все логично.К этому времени уже расформирован и 3ий ОЛП и 1о1 лагерь(период 54г

 

Аватар пользователя ru-danko

Насчёт 3-го лагпункта не уверен. Поясняю.

У Бердинских приводятся акты проверки состояния кладбищ лагеря № 101 от 29 сентября 1950 года и от 30 сентября 1950 года. Там написано: 

Кладбище 1-го лаготделения лагеря военнопленных N 101 МВД (в данное время расположен 3 ОЛП Вятлаг'а) находится на 24 клм. ст.М.Созим, Гайно-Кайской железной дороги, на расстоянии 1400 метров от зоны ОЛП, в северо-восточном направлении.

Из этого делаю вывод, что по состоянию на 1950-й год 3-й ОЛП был на ст. Малый Созим.

У Белых в списке подразделений на 01.01.1953 г. указано Поразделение № 3. Год ввода в эксплуатацию - 1938. Средняя численность ППП - 1565, в том числе вольнаемных - 99. 

Можно, предположить, что на 1954-й год 3-й ОЛП на ст. Малый Созим ещё существовал, но вскоре был закрыт.

3ий ОЛП был закрыт в 1951г.а данные о составе созимского Л.О взяты из табл 17 стр 120 Н Белых (На 1954г)Думаю что эти поселки Созимского отделения создавалсь в период с 51 по 54г. Другими словами 3ий ОЛп 2го Созимского отделения возние после ликвидации 3го Олп и подчиненого ему с 45г 101 лагеря.На его месте стал ОЛП Лесозаводской а поселок №3 стал 3им олпом(Вообще поселки №......) это несекретное название ОЛПов на несекретных картахНе пойму чо Вас сдесь смущает??

Данных на 1 01 53 у Белых я не нашел!!

Аватар пользователя ru-danko

Страница 86. 

 

Страницы