Наш портал и сайт «Вятлаг» ведут работу над картой Вятлага

Вятлаг

На сайте «Родная Вятка» создается карта Гайно-Кайской железной дороги и населенных пунктов «Вятлага». Работа над картой ведется совместно с сайтом «Вятлаг» (www.vyatlag.ru), который на протяжении нескольких лет занимается сбором сведений по этой теме. Цель создания карты - обобщение информации о географии Вятлага. Проект карты опубликован на нашем сайте.

Просим иметь в виду, что на карте имеются неточности. Открытой информации по этой теме очень мало, поэтому приходится использовать любые имеющиеся в нашем распоряжении источники. Приглашаем всех, кто располагает какими-либо данными, поучаствовать в обсуждении карты. Это можно сделать у нас в комментариях к карте или на форуме сайта Вятлаг. Ваши замечания будут учтены.

Небольшая историческая справка.

В 1937-38 гг. в Кировской области был создан Вятский исправительно-трудовой лагерь, известный как «Вятлаг» - часть системы «ГУЛаг». В течение нескольких последующих лет в Кайском (ныне Верхнекамском) районе Кировской области были основаны десятки посёлков и поселений, жителями которых стали заключённые и персонал ИТЛ. Среди заключенных Вятлага было немало невинно осужденных жертв политических репрессий.

Далеко на север была проложена т.н. Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД), которая связывала «острова» Вятлага между собой и с внешним миром. Вскоре она пересекла границу Кировской области и прошла по территории Коми АССР и Коми-Пермяцкого округа. В 1960-е годы помимо «лагерных» на железной дороге появились и «гражданские» посёлки. Жители всех посёлков занимались лесозаготовками.

Подробнее об истории «Вятлага» читайте на сайте www.vyatlag.ru.

Чтобы легче было представить масштаб и значимость этих населенных пунктов, приведем численность населения самых крупных из них:

(данные сайта «Верхнекамье»)

(данные из книги «Где ты живешь: населенные пункты Республики Коми : историко-демографический справочник». Коми книжное изд-во, 2000)

Часть посёлков Вятлага административно были подчинены Кировской области, часть – другим регионам, но жизнь всех их зависела от функционирования учреждения К-231 (одно из названий Вятлага) с центром в посёлке Лесной Верхнекамского района. Поэтому история всех этих населенных пунктов – часть истории Вятского края.

В настоящее время большая часть поселений «Вятлага» ликвидирована, а ГКЖД практически полностью разобрана на металлолом. Остались функционирующими только некоторые самые южные посёлки, находящиеся в Верхнекамском районе Кировской области и участок железной дороги Верхнекамская-Лесная. 

Денис Шабалин

P.S. Карта создается с использованием сервиса «Пользовательские карты». Каждый зарегистрированный пользователь сайта «Родная Вятка» может создавать подобные карты.

Гайно-Кайская железная дорога и населенные пункты Вятлага

Автор карты: ru-danko

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Комментарии

Надо брать шире, отделения Вятлага были и в других районах. Например, в Фаленском р-не поселок совхоз №4, он же поселок Первомайский. В начале Великой Отечественой войны лагерь для немцев поволжья, с 1943 г. - лагерь военнопленных, позднее до 1953 г. лагерь для простых советских заключеных.

Ссылки на материал о пос. Первомайском:

http://www.falenki.ru/story/neobychnaya-istoriya

http://www.falenki.ru/story/pervomaiskii-fap

 

 

Аватар пользователя ru-danko

Да, спасибо, информацию об этом посёлке я находил. Добавлю его на карту чуть позже.

Аватар пользователя xanych

Не уверен, что к месту, но все же решил поделиться.
"Лойнская [н.п. Лойно (Широта: 59.7331 Долгота: 52.6538)] деревообрабатывающая артель заключила 12 марта 1945 года с лагерем военнопленных №101 договор, согласно которого лагерь был обязан открыть при артели отделение с контингентом до 500 человек". Источник.

Аватар пользователя Rage171

Денис, добрый день!

Можно добавить поселок Октябрьский Зуевского района, где в 1931 году был организован совхоз имени Я .А .Яковлева, как специализированное льноводческое хозяйство.

В 1938 году совхоз был "передан в ведение НКВД – МВД, как подсобное хозяйство Вятлага. Сюда стали направлять осужденных, для которых началось строительство бараков, выстроили контору, столовую, баню. До войны были построены две фермы молочного направления, одна свиноферма, складское хозяйство"  (http://zuevskie.ru/forum/8-16-1).

По документах Вятлага совхоз именовался как "Зуевский с/х".

По состоянию на 15.07.1941 года число заключенных в "Зуевском с/х" составляло 1414 человек (833 мужчины, 581 женщина), из которых 298 человек являлось инвалидами.

Белых Н.Ю. в своей диссертации указывает, что "Зуевский «совхоз» с 1 декабря 1943 г. передан в ведение Кировского областного управления НКВД".

В 1949 году совхоз уже представлял из себя крепкое хозяйство с развитым животноводством, и был переименован в племсвиносовхоз «Мухинский» по разведению племенных свиней уржумской породы, с переводом хозяйства в подчинение племглавка Министерства совхозов СССР.

 

Аватар пользователя ru-danko

Обязательно добавлю, спасибо. 

На карте Вятлага с большой вероятностью определено местонахождение :32,33,36 ОЛП и 12 ЛЗО,а так же !* глубинного,7го глубинного и 2го глубинного ОЛПов.

Аватар пользователя ru-danko

Леонид Тимофеевич, рад приветствовать вас!

Поясните, пожалуйста.

Про 32, 33, 36 ОЛП. На нашей карте они пока не отмечены. У вас появилась какая-то новая информация?

1-й глубинный и 7-й глубинный - что вы имеете в виду?

2-й глубинный это тот который у нас отмечен как Глубинка (близ Груздевки)?

Про 12-й ЛЗО и его подкомандировки мы с вами обсуждали, там есть неопределенности.

Прелюдия:Совершенно случайно удалось выйти на людей,живших на 29 ОЛП в 50г.Один из них Мурашко В,И проживет в Екатеринбурге в "Вятлаговском Доме"( в конце 50г для уволенных работников Вятлага на средства МВД был построен такой дом в Свердловске-егоь и сейчас называют дом ветнеранов вятлага).Удалось связаться с ним. Вот что он сообщил.В 51-53г на ГКЖД было развернуто комплексное строительство в р-не Кажимка-нижняя-Турунья.Для этого на Верхней Турунье Сформировано Строительное лаготделение.Было несколько замыслов.Один из них-повернуть трассу жд в район :Усть -Черная -Гайны .Одновременно строитбь две ветки :в Сторону Кажима и в сторону :Кажимка -Север.Удалоь построить полотно тлько до разьезда Лен(Там сформировали временный лагпункт_ Но скоро это строительство свернули и силы перебросили на 2 оставшиеся ветки и лагпункты.Условия строительства были благоприятные-кухая почва ,обилие песка.Поэтому параллельно строилиь лагпункты:30,32(в р-не ст Ноль),33(Уже упоминавшийся Лен )и ветка от Кажимки на Северо-восток(36 ОЛП на 7-8км ветки).Мурашко возглавлял Участок ОКСа,строивший ст Ноль и ее лагпункт и 33 ОЛП.По его словам у них были очень подробные топокарты и стройпланы на их основе.На месте строительства находились проектанты поселков из Ленинграда(институт "ГИпроленпроект).Лагпункт на Нуле распологался в окрестностях станции на месте заброшеного лесоучастка Коми.он уехал в 1958г.По его словам в это же время закрыли ОЛпы Лен и Ноль в связи сразвернутым строительством 31-34 ОЛП,ветки на место будущих поселков Лель и пелес и вахтовых отрядо в р-не будущих горельников и бБадьи,где готовил плацдарм для развертывания ОЛП. От Пелеса и даллее жд силами Вятлага уже не строилась -прибыла Мехколонна и Строительно монтажный поезд из Свердловска_это резко ускорило темпы строительства-а значит потребовались силы на одновременное строительство Горельников и Бадьи ,а так же развертывающихся Леспромхозов на Пелесе и ЧерноЙ!!.ОН сказал мне -если удастся найти топокарты 1:50 000,1:25ооо то там остатки ОЛП  в р-не Ноль_Лен есть!1 Яих нашел!!!!!

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за развернутый комментарий!

Итак, если я вас правильно понял:

ОЛП-32 находился в районе станции Нюль (с буквой Ю). Там рядышком Песчаный-35, а на станции Нюль до 1972 года располагалась перевалочная станция Кажимского леспромхоза. Получается, этот населённый пункт основан как 33-й лагпункт примерно в середине 1950-х, причём на месте заброшенного лесоучастка, и просуществовал как лагпункт до 1958 г. (к слову, примерно в 1958-1960 было закрыто достаточно много лагпунктов). Эту информацию можно считать с высокой степенью достоверной, поскольку Мурашко сам участвовал в строительстве станции и лагпункта.

ОЛП-33 находился на железнодорожном разъезде Лен недостроенной ветки Верхняя Турунья (29) — Усть-Черная (если я правильно понимаю, то сейчас по этой ветке проходит автомобильная дорога Кажым-Усть Черная).

ОЛП-36 на ветке от Кажимки на северо-восток 7 км. В этом месте виднеется какая-то поляна в лесу, может быть это оно и есть. Правда, потом есть ещё одно подозрительное место через 3 километра.

Вопросы:

1. Всё-таки Нюль - 32 или 33. Вы написали в двух местах по-разному.

2. По поводу разъезда Лен. Меня тут смущает тот факт, что в этом месте происходит излом дороги - так не бывает, разъезды строятся на прямых участках железной дороги...

3. Уточните, пожалуйста, все факты в этом комментарии - рассказ Мурашко, или частично - ваши выводы? В частности, знал ли он точно про нумерацию строящихся лагпунктов?

4. Поделитесь, пожалуйста, картами, которые вам удалось найти - очень интересно посмотреть.

карту Нюля М1:50 000 нашел в Интернете.К сожалению-не задокументировал,так как решал другие задачи(и была мысль к этому времени с Вятлагом больше "не связыватся") но -Увы!!!!!!!!!!!! А участок ветки вправо от кажимки буквально "напрашивается на размещение 1-2 ОЛПов-не правда ли-линию электопередач просто так не тянут-возьмите пример 31го и 34ОЛПов!!

По Фаленскому району. Местные жители из д. Малахи вспоминают, что в соседней деревне Фофанёнки так же было какое-то подразделение Вятлага. Можно поставить метку. Там же находился летний пионерлагерь для детей вольнонаемных работников Вятлага: http://www.falenki.ru/story/legendy-i-byli-rodnoi-storony

В окрестностях этой деревни действительно был пионерский лагерь-я там отдыхал в 58г.Купалист на р Светлица-в окрестностях ланеря!!!!!

Да, река Светица там близко. Я уже встречал, в воспоминаниях, что в фаленский пионерлагерь привозили детей не только работников Первомайского, но и детей всех вольнонаемных Вятлага.

Об этом же есть упоминание в книжке П.А. Фалько "Вятлаг, 1944-55 гг. История одной семьи": http://www.vyatlag.ru/_ld/0/52_Falko_Vyatlag_I.pdf

О детстве, проведенном в пос. Лесном.

Аватар пользователя ru-danko

Добавил Фофанёнки на карту.

Покопался по картам и выяснил, что пионерлагерь располагался не в самой д. Фофанёнки, а юго-западнее, на речке Крупенице. Примерно 1,5 км. к западу от д. Малахи, но дорога к нему вела не из Малахов, а из Фофаненок. На топокарте генштаба 050k--o39-068-1 пионерлагерь нанесен и подписан. Поэтому метку пионерлагеря можно поставить отдельно.

А про саму деревню нашел воспоминания, записанные в книге "Откуда мы родом. Фаленский район. История, события, люди": Деревня Фофанёнки располагалась... Раньше на этом месте находилась тюрьма бывшей зоны Вятлага, домов в деревне было 5, в них жили охраники и другие сотрудники тюрьмы. Дети учились в Бараниковской школе, клуба не было..."

Насчет тюрьмы, я конечно сомневавюсь, но какой-то объект Вятлага там был, я слышал это не раз и от разных людей.

Аватар пользователя ru-danko

Указал пионерлагерь. Временные рамки его существования не знаете?

Судя, по воспоминаниям Фалько П.А. Фалько "Вятлаг, 1944-55 гг. История одной семьи": http://www.vyatlag.ru/_ld/0/52_Falko_Vyatlag_I.pdf

лагерь уже функционировал в конце 1940-х - начале 50-тых.

В районе краеведы собирали данные об этом лагере. Материалы хранятся в районной библиотеке и еще ученица Малаховской школы Ю. Ушакова писала исследовательскую работу «История Фофанёнского спецлагеря».

Ссылки на упоминание: http://www.falenki.ru/story/legendy-i-byli-rodnoi-storony

http://www.falenki.ru/story/ob-itogah-svoey-issledovatelskoy-raboty-za-u...

Если найду, то напишу подробнее.

Аватар пользователя Иволга

Уважаемый ru-danko, я отдыхала в этом пионерском лагере летом 1966, 1967, 1968г.г.   После этого пионерский лагерь был перенесен в п. Октябрьский Фаленского района. Путевки для меня в пионерский лагерь получала мама, работница Фаленского сельпо. Следовательно, в указанные годы пионерский лагерь уже не был в ведении силовых структур. Однако датой окончательной ликвидации пионерского лагеря можно уверенно считать период: 1968год (после окончания летнего сезона)-1969год.

Несколько слов о пионерском быте в лагере. Был он оборудован, по всем меркам того времени, просто отлично: располагался в сосновом бору, из построек были 7 дощатых домиков, которые мы звали "палатами". В каждом домике - отряд. Пприблизительно в отряде было по 20 человек, т.е. "палата" вмещала около 20 кроватей. Домики были побелены снаружи, пол внутри крашеный (помню, потому что мы мыли его сами по очерди - было организовано дежурство). Домики были вытянутой формы, с двумя входными дверьми, через которые можно было пройти насквозь. В домиках стояли кровати в два ряда с широким центральным проходом. Освещались "палаты" только светом из окон - электричества не было.  В домиках мы только спали, и хотя я ездила в лагерь всегда во вторую смену,т.е. в июле, отсутсвие электричества никогда не казалось нам неудобством.

В центре лагеря стояло большое здание столовой, рядом домик вожатых (тоже побеленные) и место, где проходили утренние и вечерние линейки. Там стоял флагшток, ежедневно поднимался лагерный флаг (красное полотнище). Право поднять флаг на утренней линейке  или спустить на вечерней    было большой честью для детей. Поодаль была открытая танцевальная площадка, здесь после ужина до отбоя проходили лагерные мероприятия, а также многочисленные концерты, в том числе для родителей в родительские дни. 

Днем нас отпускали в лес, который начинался прямо за домиками, где мы наслаждались густым сосновым ароматом и собирали немногочисленные ягоды земляники, нанизывая их на травинки, как бусы.

Периодически по ночам вокруг лагеря жгли дымовые шашки для уничтожения комаров.  Питание в лагере и мероприятия были на очень хорошем уровне. Видимо, одним из позитивных результатов работы лагеря считась прибавка воспитанников в весе за время пребывания в лагере: нас взвешивали по прибытии и перед отъездом. Меня всегда ругали, что я не прибавила в весе...

Вожатыми были девушки из педучилища (какого? - не помню). 

Лагерь этот я просто обожала и горевала, когда в очередное лето пришлось ехать в п. Октябрьский.

Рада, если в чем-то смогла Вам помочь.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо, что поделились воспоминаниями!

По поводу Глубинных ОЛП .В докментах дислокации Вятлага упоминаются 18,2,7 глубинные лагпункты но в разных интерпретациях:глубинный,подкомандировка ,ЛП головного ОЛПа,Волнушки......итд.Сопоставив все имеющиеся документы решил что :Лагпункт Волнушка-это глуиинный ЛП второго ОЛПа.18 глубинный-станция Пашняк ,О которой один из старожилов приехавший на место будущего Борового,говорил что там были остатки зоны. а глубинному ЛП 7го ОЛпа я отдал место в истоке р Пашняк где помечены развалины на картахДумаю что в связи с постоянными реформами место 7 мог занять 2 итд.Но глубинный 18 в 60 г видимо был закрыт-началось развертывание краснореченского ЛПХ(Боровой. По 12ЛЗО-думаю,сопоставив все факты и документы что он был в р-не ст ИМа в месте где начиналась 15 ветка на Сосновкя(внимательно прочтите Бердинских и Белых.Первому лагпункту этого ЛЗО отношу Кирпичный завод -он не мог быть отдельным поселком,На карте там кстати обозначена зона.Подкомандировки 12 Л.ЗО находились на 7км 15ой ветки примерно в месте ее пересечения с новой веткой на Сосновку.Это одна из подкомандировок.Вторая повидимому была либо на 14 ЛЗО либо на 9 ЛЗО,которые к началу 44г были закрыты как и 15 ЛЗО.Трудоармейцы сконцентрированы на 12 а остальные вывезены-это есть в документах.!! Накрнец та ветка о которой говорит Засухин называя ее 15-по моему просто ус для снабжения 1ЛП 12 ЛЗО(кирпичного завода) дровами . Одноввременно с 12 ЛЗо на Име распологалось отделение 101 лагеря .До 45г В конце 45г в связи с реформированием 101 лагеря все военопленных сосредо.оточили на Мурисе,(К этому есть документ в книге Белых,А на месте немецкого лесопункта на Име развернули 17 ОЛП..К тому времени поток З/к после войны стал нарастать-требовались новые лагпункты.Другми словами после 45г на Име было расположено до 51г два лагпункта-17 и 12.Наконец на месте существовавших некоторое время одновременно 3ОЛПА и101 лагеря переданогоь Вятлагу до начала 50 годов было сформировано отделение Вятлага-ненадолго так ка  с 50 г началось развертывание Нырмычской УЖД и ее ОЛПов-Нырмычей А также Лагпунктов по Кайской ветке (на запад от Заречного) на картах там обозначены поселки(Читай ОЛПы) №1,2,3-принявшие одновременное название ьбывших одноименных ОЛпов

Комментарий к 18 и его глубинному.У Бердинского в документах упоминается УЖД 18 ОЛПа-я ее и привязал к глубинному(Пашняку)

Аватар пользователя ru-danko

Леонид Тимофеевич, старайтесь, пожалуйста, разбивать текст на абзацы, будет легче читать!

Волнушка - Глубинный 2-го ОЛП. Какого именно 2-го? Сорда, или что имеете в виду?

18-й глубинный - Пашняк, на текущий момент у нас на карте так и отмечено: см. Боровой

7-й глубинный - "в истоке р. Пашняк", т.е. "Глубинка". Пока что мы предполагали, что это 2-й глубинный Пашнянского лаготделения. Поясните.

12-й ЛЗО - головной на ст. Има, подразделения на Кирпичном заводе, на ветке на Сосновку, на 14-м или 9-м. Возможно, но пока это предположения. Возможность сосуществования 12-го ЛЗО и 17-го ОЛП на станции Има - вполне может быть! Я тоже склоняюсь к этой версии.

Заречный - Кайская ветка? Интересно, почему так. 

Комментирую:1 Есть понятие ОЛп ,А есть ЛП .Сорда-это 2ой ЛП.  а 2ой ОЛП-на карте поселок №2 по кайской ветке(от 8 ОЛП-Заречный_поселок №1..)на восток-думаю разберетесь.То есть Волнушка-подкомандировка 2го ОЛП-туда от нег есть дорога.А то что мы с вами ранее определили как 2ой глубинный(в истоке р Пашняк)это Глубинный 7го ЛП. Ну а Пашняк-получается 18ый Глубинный.

Теперь о 12м ЛЗО.Находился на ст Има в месте ,откуда шла ветка на Сосновку.К концу 43г он имел: а)1ЛП(Кирпичный завод с отходящей от него веткой 2-3км вправо.Повидимому оттуда вывозили лес,с того места который Засухин считает 12м ОЛПом-думаю ошибочно.).В это же время на ст Има (На вьезде справо распологалось 3 л.о 101го лагеря(с 1945г будущий 17ый ОЛП).Далее:2я подкомандировка-20чел думаю находилась на месте 14го ЛЗО,ликвидированого от трудоармейцев к тому времени.3я подкомандировка находилась на 6-7км ветки на Сосновку.На карте там есть"Разв". При всем при этом на Име в это время распологались;Трудоармейцы-примерно 2500ч,военнопленные 101го лагеря ,з/к-примерно 12оо чел и мобилизованые на зиму колхозники кайского р-на -примерно 200чел.Всех их куда-то надо было размещать.Т такому выводу я пришел изучив док-ты из книг Бердинского:Вятлаг  и Спецпоселенцы-политическая ссылка народов России.Плюс книга Белых.Очень подробно о трудоармейцах 12-13ЛЗО в книге:"Спецпоселенцы-......"

Аватар пользователя ru-danko

Поясните термин "Кайская ветка". На топографической карте ок 1960 г. на 2-й посёлок отмечена УЖД, на 3-й посёлок только обычная дорога. Но по спутниковым снимкам видно, что была разветвленная дорога с радиусами поворотов, характерными для железной дороги. Думаю, что ж/д там была однозначно, только непонятно 1520 или 750 мм. Какие у вас мысли на этот счёт?

Если 7-й глубинный в истоке реки Пашняк, непонятно, как он был связан с 7-м лагпунктом! Дороги нет, дорога только до 2-го посёлка и до Груздевки-18. Предыдущая наша версия более логична, он мог быть создан как позразделение 2-го посёлка, а затем быть переданным в Пашнянское лаготделение.

Ну и в вашей версии непонятно, почему 2-й глубинный в Пашнянском лаготделении в 1954 году. Если это Волнушка, то выходит далековато.

К слову, как вы считаете, где в списках 1954 г. посёлки Заречный, № 2, № 3.  

Думаю что в списках 54 г-это лагпункты Нового         созимского отд№2(стр120 Белых.)К этому времени 3ОЛП со всеми подкомандировками и плюс то что осталось от 101го лагеря было ликвидировано.Вновь возникли:1ое-Нырмычское ЛО и 2е-Созимское ЛО.(стр 120-121Белых). Поселок №1-1ый ОЛп.поселок №2-"ой ОЛП,поселок №3-третий ОЛП:это новые ОЛПы и сюда же вошли сохранившиеся 4ОЛП и ?ой ЛП!!-все это Созимское ЛО!!!

Аватар пользователя ru-danko

Насчёт Кайской ветки вас понял, нашёл упоминание у Бердинских.

Итак, получается, Созимское лаготделение:

1. Всё-таки в последнем сильно сомневаюсь, так как Глубинка ближе к другим лагпунктам Пашнянского лаготделения. По-моему, вопрос открыт... Мы с вами ещё рассматривали т.н. "поля 7-го". 

2.  Меня смущает, что первым в списке Созимского лаготделения стоит 3-й лагпункт. Может быть, это не 3-й посёлок, а ст. Малый Созим (тогда логично, что лаготделение Созимское), а 3-й посёлок ещё не был построен?

думаю что поселок №3-3 ОЛп это не тот 3ий ОЛП с которым мы в свое время ломали голову..... Этот 3ий ОЛп думаю стал лагпунктом Лесозаводским 1го Нырмычского отделения.Кстати мы его с вами тогда и поместили на заподную часть Созимского после его "Раздела" со 101м лагерем-сдесь все логично.К этому времени уже расформирован и 3ий ОЛП и 1о1 лагерь(период 54г

 

Аватар пользователя ru-danko

Насчёт 3-го лагпункта не уверен. Поясняю.

У Бердинских приводятся акты проверки состояния кладбищ лагеря № 101 от 29 сентября 1950 года и от 30 сентября 1950 года. Там написано: 

Кладбище 1-го лаготделения лагеря военнопленных N 101 МВД (в данное время расположен 3 ОЛП Вятлаг'а) находится на 24 клм. ст.М.Созим, Гайно-Кайской железной дороги, на расстоянии 1400 метров от зоны ОЛП, в северо-восточном направлении.

Из этого делаю вывод, что по состоянию на 1950-й год 3-й ОЛП был на ст. Малый Созим.

У Белых в списке подразделений на 01.01.1953 г. указано Поразделение № 3. Год ввода в эксплуатацию - 1938. Средняя численность ППП - 1565, в том числе вольнаемных - 99. 

Можно, предположить, что на 1954-й год 3-й ОЛП на ст. Малый Созим ещё существовал, но вскоре был закрыт.

3ий ОЛП был закрыт в 1951г.а данные о составе созимского Л.О взяты из табл 17 стр 120 Н Белых (На 1954г)Думаю что эти поселки Созимского отделения создавалсь в период с 51 по 54г. Другими словами 3ий ОЛп 2го Созимского отделения возние после ликвидации 3го Олп и подчиненого ему с 45г 101 лагеря.На его месте стал ОЛП Лесозаводской а поселок №3 стал 3им олпом(Вообще поселки №......) это несекретное название ОЛПов на несекретных картахНе пойму чо Вас сдесь смущает??

Страницы