Описание приходов Вятской епархии за 1912 г.

Сарапульский уезд

2-й благочиннический округ

[ Вернуться к списку благочиннических округов ]

Благочинный священник: Благочинный священнк Покровской церкви г. Сарапула Николай Васильевич Анисимов.

 

Населённый пункт Церковь Описание села и прихода
Село Бураново Троицкая церковь

1) Село Бураново – Троицкая церковь, каменная, построена в 1865 – 1869 г.; расстоянием от г. Вятки 450 вер., оть уездного города и от благоч. в 30 вер., часовня деревянная, при деревне Яган-Докве, постр. в 1865 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; у священника и псаломщика квартиры казенные; земли: усад. 4 д. 1200 с., пах. 49 д., часть земли отдается в аренду за 120 – 150 р.; братский денежный доход по кружке 309 р. 93 к., а всего доходу 461 р. 93 к. на причт; руги нет, а мелких сборов до 50 п. ржи и 75 п. овса; прихожан: правосл. рус. 282 м. п., 259 ж. п., крещен. вотяк. 1934 м. п., 1945 ж. п., старообр. 7 м. п., 11 ж. п.; приход состоит из 11 селений, расст. 2 – 15 вер.

Село расположено на ровном месте, третья же часть села стоит на возвышенном месте; село окружено холмами или горами, в которых добывается известковый камень; почва каменистая и малоплодородная; при сем протекает мутная безрыбистая речка Сарапулка; верстах в 10 от села протекает рыбистая река Иж с озерами по сторонам и казенными лесами. В приходе пять школ, из коих четыре земские в селениях Буранове, Буйкузине, Среднем-Кечеве, Сундукове и школа грамоты в деревне Ягане; в этих школах обучается мальчиков 260 и девоч. 44. Прихожане русские и вотяки занимаются земледелием. В селе наход. фельдшер; волостное правление тоже при селе; парох. прист. в 30 вер. в г. Сарапуле; ж.-д. ст. Чепца в 180 вер.; село стоит па проселочной дороге между Сарапулом и Ижевским заводом.

Оригинал
Село Выезд Покровская церковь

2) Село Выезд – Покровская церковь, каменная, построена в 1845 г.; расстоянием от г. Вятки в 512 вер., от уездного города и от благоч. в 28 в.; часовни деревянные, при починках: Оскинском, Пироговском и в деревне Юринской; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 1 псал.; при церкви три казенных дома, в одном из которых живет свящ. Томилов, во втором никто не живет, а в третьем живет диакон на вакансии псаломщика; земли: пах. 51 д. 500 с., сенок. 14 д. 1400 с., неуд. 2 д. 1407 с.; земля сдается в аренду; братский денежный доход 580 р.; руги собир. на весь причт 15 п. ржи и 30 п. овса; прихожан: правосл. рус. 1864 м. п., 1996 ж. п., старообр. 13 м. п., 18 ж. п.; приход состоит из 14 селений, расст. 2 – 7 вер.

Село расположено на низменности, по средине села протекает небольшая речка Богряш, местность безлесная. В приходе три школы: церк.-прих. в дер. Юриной в 4½ вер., земская в селе и земская же в дер. Мымриной Бобровке в 4 вер. Прихожане занимаются хлебопашеством; ремесл никаких нет. Уч. мед. пункт и волост. правл. в деревне Юриной в 4½ вер. от села; парох. прист. в 28 вер.; ст. ж. д. около 200 вер.; село стоит на трактовой дороге, идущей из г. Сарапула в г. Елабугу.

Оригинал
Село Данилово Спасская церковь

3) Село Данилово – Спасская церковь, каменная, построена вь 1812 г.; расстоянием от гор. Вятки в 500 вер., от уездного города и от благочинного в 50 вер.; приписная Покровская Тимеевская деревянная церковь построена Елабужским купцом Новокшеновым в имении покойной Елабужской купчихи Бородавкиной; церковь освящена 7 января 1888 г.; часовни: деревянные на кладбище, постр. в 1853 г., и в деревне Атабаевской, постр. в 1864 г.; причта по штату положено: 3 свящ., 1 диак., 3 псал.; квартиры для причта казенные, кроме священника Вдовина и псаломщика Замятина, которые проживают при приписной Тимеевской церкви в квартирах помещика Новокшенова; земли усадеб. 4 д., пах. 133 дес. 2050 с., сен. 10 д. 1200 с., под церковию 350 саж.; братский денежный доход: свящ. 240 р., диак. 160 р., псал. 80 р ; руги собир. на весь причт до 200 пуд. ржи и 300 и. овса; прихожан: правосл. рус. 3599 м. п., 2637 ж. п., крещен. вотяк. 932 м. п., 891 ж. п.; приход состоит из 12 селений, расст. 2 – 12 вер.

В приходе пять школ, из них две церковно-приходские в деревнях Атабаеве в 2 вер. и Аксариной в 7 вер.: три земския: в селе, в дер. Тимееве в 8 вер. и в дер. Коробейниках в 5 вер. Главное занятие прихожан хлебопашсгво, особенно в вотских деревнях, а в деревнях с русским населением есть ремесленники: плотники, кузнецы, колесники, коробщики и др. В селе ни больницы, ни волостного правления нет. Ближайшая парох. прист. в 50 вер. в г. Сарапуле, а ст. ж. д. в 200 вер.

Из археологических предметов замечательно изображение Иисуса Христа в седящем положении, в шелковой одежде с терновым венком на голове. Находится в часовне на закрытом кладбище.

Оригинал
Село Ильдибаиха Богородская церковь

4) Село Ильдибаиха – Богородская церковь, каменная, построена в 1828 – 1842 г.; расстоянием от г. Вятки в 561 вер., от уездного города и от благочинного в 45 вер.; часовни деревянные: Колошурская, постр. в 1861 г.. и Сабанчинская; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; дома казенные для священников и одного псаломщика, а для диакона и другого псаломщика нет; земли: усад. 4 д. 300 с., пах. 91 д. 120 с., сен. 7 д. 1200 с., пахотною землею пользуются крестьяне за ругу (о братских доходах сведений нет); руги собир. на весь нричт до 220 п. ржи; прихожан: правосл. рус. 1788 м. п., 1789 ж. п., крещ. вотяк. 236 м. п., 201 ж. п.; приход состоит из 8 селений, расст. 4 – 8 вер.

Село расположено на высокой горе совершенно отдельно от крестьянских строений, раскинувшихся под горой на низменной местности, рассеченой небольшой речкой Ильдибаихой, носящей еще название Киасовки – по селу Киасову, где она берет свое начало. Село состоит из 5 домов, принадлежащих церкви и духовенству, а крестьянское селение из 90 домов. В 1½ вер. от села, на южной стороне, находится удельный лес, преимущественно сосновый, который тянется длинной полосой по реке Кыкмасу. На восток, запад и север на несколько десятков верст идет почти совершенно пустынная, безлесная местность. В приходе четыре земскихь школы – одна в селе, другая в деревне Чувашайке в 3 вер., третья в деревне Лутохе в 5 вер., четвертая вь д. Сабанчине в 9 вер. Прихожане занимаются исключительно землепашеством. Фельд. медиц. пункт в деревне Юриной в 12 вер., в этой же деревне находится и волостное правление. Парох. прист в Сарапуле, Каракузине и Пьяном-Боре почти соверщенно на одинаковом расстоянии от села; ж.-д. ст. Чепца в 200 вер. Село стоит на проселочной дороге, в 12 верстах от Елабужского тракта.

В церкви никаких археологических предметов не имеется. В приходе же в 1908 г. в деревне Лутохе весенней водой размыло в логу на глубине 3 – 4 аршин мамонтов клык – бивень, длиной 3 арш. 2 вер., весом 2 пуд 10 фун. В той же деревне у крестьянина оказался найденным в реке Шихостанке, в которую впадает Лутохинский Ключ, верстах в четырех ниже Лутохи, отломок лодыжки, шириной 4½ вер., весом 9 фун. Эти две находки местный священник Николай Трапицын купил для Сарапульского музея.

Оригинал
Село Киасово Архангельская церковь

5) Село Киасово – Архангельская церковь, каменная, построена в 1878 г.; расстоянием от г. Вятки в 500 вер., от уездного города и от благоч. в 50 в.; часовни деревянные: в починках Игровском. Малиновском и Малиновском (при ключе), построен. в 1867 г.; причта по штату положено: 1 св., 1 д., 1 п.; квартиры для причта казенные; земли: усад. и под церковн. площ. 4 д., пах. 49 д. 1200 с., пахотной землею пользуются крестьяне за ругу; братский денежный доход за 1907 г. 545 р.; руги собир. на весь причт до 200 п. ржи и 100 п. овса; прихожан правосл. рус. 1489 м. п., 1513 ж. н., крещ. вотяк. 220 м. п., 183 ж. п., языч. вотяк. 53 м. п., 46 ж. п.; приход состоит из 5 селений, расст. 2½ – 5 вер.

Церковь построена на южном склоне отлогой горы, посредине села протекает небольшая речка, местность безлесная. В приходе две земские школы – одна в селе, а другая в дер. за 5 вер. от церкви. Занятие прихожан хлебопашество. В селе фельдшерский пункт и волостное правление; пар. пристань в 50 вер.; дорога проселочная.

Оригинал
Село Кигбаево Архангельская церковь

6) Село Кигбаево – Архангельская церковь, каменная, построена в 1794 г.; расстоянием от г. Вятки в 564 в., от уездного города и от благоч. в 17 в.; часовни деревянные: вь деревнях Глуховской, постр. в 1862 г., Борисовской, постр. в 1809 г., Старо-Бобровской, построены в 1800 году, Шадринской. постр. в 1820 г., и в деревне Шадриной молитвенный дом; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псаломщиков, которые проживают на частных квартирах; земли: усад. 1 дес. 290 сен., пах. 60 д., сен. 6 дес. и под молитвенным домом и школою в деревне Шадриной 2 д.; братский денежный доход за последнее пятилетие до 800 р.; мерной руги нет; прихожан: правосл. русск. 2665 м. п., 2683 ж. п., старообр. 38 м. п., 29 ж. п.; приход состоит из 10 селений.

Село расположено на низменности, при небольшой речке, именуемой Малая Сарапулка, в безлесной местности, если не считать находящихся вблизи села неболыпих перелесков. В приходе три школы: две земских, из коих одна в селе, а другая в дер. Митрошиной в 3 вер., третья церк.-пр. школа в дер. Шадриной в 9 вер. Прихожане занимаются исключительно хлебопашеством. Уч. мед. пункт в 45 вер. в селе Каракулине; волостное правление в 10 вер. в с. Мостовом; пар. пр. в 17 вер. в гор. Сарапуле. Село на трактовой дороге из Сарапула в г. Елабугу.

Оригинал
Село Козлово Христорождественская церковь

7) Село Козлово – Христорождественская церковь, каменная, построена в 1787 г., а в 1827 г. перестроена; расстоянием от г. Вягки в 470 вер., от уездного города и от благоч. в 20 вер.; часовни деревянные: кладбищенская, постр. в 1875 г., и Паркачевская; в Паркачевской деревне строится деревянная церковь; причта по штату положено 3 св., 1 д., 3 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псалом. Ливатова, который живет на частной квартире; земли: усад. 8 д. 2225 с., пах. 33 д., неудобн. 1320 с.; братский денежный доход: содержание от казны 1323 руб. на весь причт, раздел по общей кружке: св. 99 р., диак. 66 р., пс. 33 р.; по частной кружке: 1 св. 243 р. 45 к., диак. 54 р. 10 к., пс. 81 р. 15 к.; 2 св. 135 р. 18 к., диак. 30 р. 4 к., пс. 45 р. 6 к,, 3 св. 243 р. 45 к., диак. 54 р. 10 к., пс. 81 р. 15 к.; руги нег; прихожан: правосл. рус. 3163 м. п., 3236 ж. п., крещ. вотяк. 618 м. п., 654 ж. п., и старообр. 163 м. п., 201 ж. п; приходь состоит из 19 селений, расст. 2 – 12 вер.

Местность села гористая, безлесная и безводная. Школ в приходе шесть, из коих пять земских: 1 в селе, 2 в дер. Паркачевой в 10 вер., 3 в д. Становке в 12 вер., 4 в д. Бугрыше в 5 вер., 5 в вотской деревне Можге в 4 вер. и одна церковно-приходская в д. Грязнухе в 5 вер. Прихожане занимаются нсключительно земледелием. Уч. медиц. пункт в 20 вер. в г. Сарапуле; пар. прист. в 20 вер.; ж.-д. ст. в 120 в. По селу проходит большая дорога из Сарапула в Ижевской завод, что дает жителям села небольшой заработок при перевозке различного груза.

Оригинал
Село Косьмодамианское (Бабиха) Косьмодамианская церковь

8) Село Косьмодамианское (Бабиха) – Косьмодамианская церковь, каменная, построена вь 1895 г., расстоянием от г. Вятки в 500 вер., от уездного города и от благоч. в 30 вер.; часовня деревянная в починке Девятовом, постр. в 1908 г.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 пс.; у священника дом казенный, у диакона дом свой, а псаломщик дома не имеет; земли усад. 3 д. 800 с.; братский денежный доход 517 р. 94 к. и содержание от казны 539 р. на причт; руги собирают на весь причт до 100 пуд. ржи и 150 п. овса; прихожан: правосл. рус. 601 м. п., 621 ж. п., крещ. вотяк. 1174 м. п., 1261 ж. п ; старообр. 7 м. п., 6 ж. п.; приход состоит из 12 селений; расст. 2 – 8 вер.

Село расположено на низком болотистом месте по берегу реки Ожмоса, которая впадает в реку Каму выше г. Сарапула; вода реки Ожмоса почти негодна к употреблению, так как она загрязняется вымачиванием мочала в большом количестве; около села мелкий лес, а строевой лес верстах в 15-ти. В селе земское смешанное училище при 60 – 70 учащихся русских и вотяков, а в приходе одна церк.-пр. школа в дер. Сапаровой, при 40 – 50 учащихся мальчиков и девочек вотяков, в 4 вер. Прихожане занимаются исключитезьно земледелием. Уч. врач. пункт от села в 20 вер. в с. Гольянах, а фельдшерский пункт и волостное правление в селе Буранове в 12 вер. Пар. прист. в 20 вер. в с. Гольянах; ж.-д. ст. Чепца около 180 в. Село от трактовой дороги в стороне.

Оригинал
Село Нечкино Богоявленская церковь

9) Село Нечкино – Богоявленская церковь, каменная, построена в 1807 г.; расстоянием от г. Вятки в 500 в., от уездного города и от благоч. в 20 вер.; приписные церкви в деревнях Лагуновской и Дуванаке; часовни деревянные в деревнях: Горбуновской, Дуванакинской, Лагуновской, Макаровской и Чепаниховской; причта по штату положено: 2 св., 1 д., 2 пс.. квартиры для причта казенные; земли: усад. 1 д. 2225 с., пах. 30 д., неудобн. 3 д. 175 с.; братский денежный доход 907 р.; руги собир. на весь причт до 120 п. ржи и 80 п. овса, прихожан: правосл. рус. 3052 м. п., 3036 ж. п.; старообр. 54 м. п., 46 ж. п.; приход состоит из 15 селений, расст. 3 – 12 вер.

Село расположено на правом берегу реки Камы. Берег этот возвышенный и покрыт узкой полосой хвойного леса, а далее простираются поля. На противоположной стороне Камы обширные лесные пространства, составляющия собственность Воткинского казенного лесничества. В приходе шесть школ, из них церк.-прих. в деревне Лагунове в 10 вер., а прочия земские – одна в селе, а четыре в разных еелениях на расстоянии 4, 7 и 10 вер. Прихожане занимаются исключительно земледелием, но вследствие незначительного земельного надела (4 дес. на душу) в большинстве бедствутют. Медиц. пункт в 12 в., в селе Гольянах: волостное правление в селе Нечкине; пар. прис. в Гольянах. Село стоит на тракту, имеющем направление от г. Сарапула на Ижевской завод. Из предметов древности при церкви сохранились царские врата, бывшия в употреблении еце в деревянном храме с. Нечкина и имеющия столетнюю древность; врата совершенно простой столярной работы.

Оригинал
Село Чекалка Казанско-Богородицкая церковь

10) Село Чекалка – Казанско-Богородицкая церковь, деревянная, построена в 1852 г.; расстоянием от г. Вятки в 450 вер., от уездного города и от благоч. в 30 вер.; часовня Пентеговская; причта по штату положено: 1 св., 1 д., 1 пс.; квартиры для иричта казенные; земли: усад. 2110 с., пах. 41 д. 1590 с., сен. 7 д. 2010 с., неуд. 1845 с.; братский денежный доход: 288 р.; содержание от казны: свящ. 294 руб., псал. 98 руб.; руги собир. на весь причт до 15 п. ржи и муки, 20 п. овса, гречи 15 и., гороху 20 п.; прихожан: правосл. рус. 1039 м. п., 1091 ж. п.; приход состоит из 4 селений, расст. 2 – 3 вер.

Чекалка – село небольшое, всего домов сто; расположено оно на высокой местности, кругом тянутся бесконечные поля, изрезанные логами; лугов по близости совершенно нет; лес в 4 вер. – удельный и казенный, крестьянских же лесов нет; около села очень маленькая речка – ключик. В приходе одна школа и та в самом селе. Прихожане занимаются земледелием. Участ. фельд. пункт в 15 вер. в с. Мостовом, а докторский в 40 вер. в с. Каракулине. Пар. прист. в г. Сарапуле, ж.-д. стан. Чепца в 215 вер. Село лежит на стороне от почтового и проселочного тракта.

Оригинал
Село Яжбахтино Косьмодамианская церковь

11) Село Яжбахтино – Косьмодамианская церковь, деревянная, построена в 1887 – 1893 г.; расстоянием от г. Вятки в 440 в., от уездного города и от благоч. в 42 в.; часовни деревянные: Косолаповская. Медведская, Петрицкая; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад: 1 д. 1034 с., пах. 42 д. 1140 с., сен. 8 д. 2976 с., под церк, площ. 1 д. 1510 с.; братский денежный доход 350 р.; руги собирается на 200 рублей; прихожан: правосл. рус. 1097 м. п., 1120 ж. п.; крещ. вотяк. 99 м. п., 92 ж. п.; приход состоит из 4 селений, расст. 2 – 6 вер.

Село расположено в долине по правому берегу неболыпой речки Яжбахтинки, которая около села впадает в реку Шехостинку. Против села, по левому берегу реки Яжбахтинки, по горе и по склону горы тянется небольшой еловый бор. Школ в приходе три: церков.-прих. в селе, другая-церк. пр. же в дер. Медвежьей в 4 вер. и третья земская в поч. Косолаповом в 5 в. Прихожане занимаются исключительно хлебопашеством. Фельдш. пункт и волостное правление в деревне Юриной в 8 вер.; пар. прист. в г. Сарапуле, ж.-д. ст. в 160 вер.

Оригинал
Село Яромаска Успенская церковь

12) Село Яромаска – Успенская церковь, каменная, построена в 1834 г.; расстоянием от г. Вятки в 480 вер., от уездного города и от благоч. в 5 вер.; часовни деревянные: кладбищенская, постр. в 1903 г., Дулесовская, постр. в 1890 г., Девятовская, постр. в 1882 г., Гаринская, постр. в 1885 г.; причта по штату положено: 1 св., 1 д., 1 пс.; квартиры для причта казенные, кроме священника, имеющего свой дом; земли: усад. 1 д. 905 с., пах. 30 д., сен. 3 д., пахотною землею пользуются крестьяне бесплатно: братский денежный доход 742 р. 27 к. и содержание от казны 539 р. на причт; руги собир. на весь причт до 60 п. ржи и 30 п. овса; прихожан: православных рус. 1707 м. п., 1666 ж. п., старообр. 9 м. п., 10 ж. п.; приход состоит из 13 селений, расст. 1 – 14 вер.

Село расположено на возвышенности, в одной версте от реки Камы. Пространство от села до реки покрыто песком, который тянется до трех верст по течению реки. С южной стороны подле села протекает небольшая речка Яромаска, с северной – Черепаниха; кь северу же, в версте, по косогорам тянется еловый и пихтовый молодой лес. Школ в приходе четыре, из них в селе земская, в которой обучается до 60 мальчиков и девочек, земская в дер. Девятове, в 10 вер., с 55 учениками, земская в дер. Макшаках в 8 вер., с 30 учениками, и церк.-прих. школа грамоты в дер. Дулесове в 5 вер., с 25 учениками. Прихожане занимаются преимущественно хлебопашеством; малоземельные же крестьяне занимаются и ремеслами, так, в д. Дулесове катанием валенок, в д. Смолине мочальной пряжей, в д. Сполоховой плетением корзин и коробьев. Уч. медиц. пункт в г. Сарапуле, пар. прис. тоже в Сарапуле; трактовая дорога в версте. В церкви сохранились четыре древния иконы: 1) Успения Божией Матери из бывшего до открытия села Успенского монастыря, 2) Св. Николая Мирликийского, лик которого вкладной; Святитель изображен с мечем и церковию, а по сторонам изображены чудеса его; икона эта тоже монастырская; 3) старинный образ Спаса Верукотворенного, монастырский же, и 4) икона Успения Б. Матери, копия с храмовой иконы, писана дьячком Швецовым 1765 г.

Оригинал