Начальник строительства Каринстроя Попков А.Л.

Каринстрой в годы войны

      Суровые требования предъявила Великая Отечественная война и строителям Каринстроя. По решению Государственного Комитета Обороны уже в первые месяцы войны началось форсированное возведение Каринского торфопредприятия. Министерство электростанций поставило перед предприятием задачу – в 1942 году начать добычу кускового торфа. Из  Москвы в Каринторф эвакуировали весь аппарат треста «Торфострой». Задача перед руководством стояла не из лёгких. Все усилия были направлены в первую очередь на подготовку полей добычи, переброску экскаваторных машин, локомобилей, тракторов и другого оборудования, эвакуированного в Кировскую область с торфопредприятия Пальцо Брянской области. Из воспоминаний Артемия Логиновича Попкова: «Всё нужное оборудование было перевезено на предприятие зимой 1941-1942 годов на тракторах со станций Слободской и Бумкомбинат, смонтировано и пущено с начала сезона в работу. Уже летом 1942 года были добыты первые 13,4 тысячи тонн кускового и 1,3 тысячи тонн фрезерного торфа. Первыми трактористами на перевозке оборудования, подготовке полей и добыче торфа были Филон Николай Григорьевич, Губанова Екатерина Михайловна, Ощепкова Екатерина Петровна...»

     На Каринстрой Артемий Логинович Попков прибыл в декабре 1942 года по эвакуации из Калининской области. К тому времени за его плечами был Московский торфяной институт и работа в торфяной  промышленности в системе «Глафторфа».

     В июне 1942 года Попкова назначили начальником строительства Каринтофостроя. Под его руководством было закончено возведение моста через реку Чепца. При этом новому начальнику пришлось проявить характер и решительность.  Из воспоминаний А.Г.Попкова: «Чтобы не задерживать строительство моста было решено прорезать стенку ряжа до воды, что позволяло освободить и поставить сваи по центру опоры и продолжить сборку пролётов, а зимой малыми взрывами разрушить ряж и построить новый. Это решение было принято мной как начальником строительства и инженером Голубевым Александром Александровичем вопреки запретам руководства треста «Торфострой» проводить взрывы вблизи опорных свай. Всё это, разумеется, нужно было сделать до ледохода 1943 года, иначе опору моста, а следовательно и мост снесло бы. По специальной телеграмме первого секретаря Кировского обкома партии Лукьянова было отгружено 300 кубометров камня. Когда бросали последние камни в опору моста, лёд пошёл. Мост был спасён!»

 

Мост через Чепцу сдали в эксплуатацию  24 октября 1942 года. Однако узкоколейка к Каринским тофоразработкам оставалась незаконченной из-за недостатка оборудования. Этот вопрос рассматривался 9 декабря 1942 год на бюро обкома партии. В решении было записано: «...Закончить строительство железнодорожных путей... 15 декабря с.г., а с 25 декабря начать регулярною подачу топлива на ТЭЦ...»

     С постройкой узкоколейки уложились в срок. 14 декабря по ней прошёл на ТЭЦ первый поезд с торфом. Вели его машинисты А.Кравчук и А.Елькин.

А двумя месяцами раньше, 2 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок каринских торфоразработок был отнесён к категории рабочих посёлков с наименованием Каринторф, включая посёлки №№ 1, 2 и 3.

 24 ноября решением исполкома Слободского райсовета создаётся поселковый Совет «Каринторф», местом расположения которого устанавливается центральный посёлок. Ровно через два месяца уже другой исполком – Просницкий, принимает решение, в котором констатирует: «В целях концентрации руководства деятельностью предприятий рабочих посёлков Кирово-Чепецкого и Каринского, расположенных в разных административных  районах, но органически связанных между собой в своей хозяйственной деятельности по обеспечению топливом ТЭЦ, признать целесообразным перечисление Каринского рабочего посёлка из состава Слободского района в Просницкий». Здесь же следует обращение к исполкому Облсовета «поднять этот вопрос перед Президиумом Верховного совета РСФСР...»

     А тем временем жизнь на Каринстрое шла своим чередом. Весной 1943 года в Кировскую область были доставлены мобилизованные из Средней Азии.  Всего прибыло 2170 человек. Сезонных рабочих распределили по строительным организациям области. 666 трудоармейцев отправили на Каринторфстрой.  

    Как свидетельствуют документы, рабочие жили в ужасающих условиях.  Совершенно не хватало жилой площади, а та, которая имелась, находилась в антисанитарном состоянии. В общежитиях и землянках не велась подготовка к зиме, вместо постельного белья имелись грязные подушки и матрацы, на которых спали, обычно, в верхней одежде. Кипятка в общежитиях не было, поэтому пили сырую воду. Дополняли картину тараканы и клопы, с которыми не велось никакой борьбы. Такое положение стало главной причиной ухода и дезертирства рабочих с Каринстроя и Каринторфа.

Постепенно усилиями руководства строящегося предприятия обстановка на строительстве стала  выправляться.  Значительно увеличилось количество сезонных рабочих.  Для них возвели несколько бараков с двухэтажными нарами. 400 девушек, прибывших из Тамбовской области, разместили в построенной половине поселковой школы, установив там трёхэтажные нары. Вместе со строительством жилья началось обустройство поселковой жизни. На Центральном посёлке построили продовольственный магазин, пекарню. столовую, детсад, два 12-квартирных дома; на Первом – каркасно-засыпной клуб, на Втором – каменную баню, амбулаторию и два 12-квартирных дома, на Третьем – водопроводную башню, столовую, четыре 2-этажных общежития. Весной 1944 года завершилось возведение первой секции паровозного депо.  А 27 июля, по воспоминаниям А.Л.Попкова, здесь выступила народная артистка СССР Любовь Орлова. Концерт для торфяников был в числе её выступлений в госпиталях Слободского района.

 

Медленно, но улучшалось снабжение рабочих Каринского торфопредприятия продовольствием. Этому способствовало  создание в посёлке подсобного хозяйства. С 1 декабря 1944 года грузчикам торфа и рабочим, занятым на переноске временных путей, стали выдавать сверх нормы 100 граммов крупы в день. Следует отметить, что обеспеченность рабочей силой по прежнему оставалась для торфяников главной проблемой.  Для уборки торфа руководству предприятия приходилось привлекать  местных жителей. Вот строки из распоряжения по Каринскому торфопредприятию от  октября 1945 года: «С целью ускорения сушки и уборки торфа... дирекция предприятия приглашает всех домохозяек, служащих, школьников в свободное от работы время, работать на сушке, уборке торфа; за указанную работу предприятие оплачивает каждому трудящемуся стоимость выполненной работы по существующему тарифу, кроме того, за каждую выработанную норму выдаётся талон на право приобретения одного метра мануфактуры в любое время по желанию владельца талона».   

     До окончания войны оставалось чуть больше полгода. Вопрос с перечислением посёлка Каринторф в Просницкий район всё ещё не был решён. Произойдёт это уже после войны.

Источник:  МАУК  "Музейно-выставочный центр"  г. Кирово-Чепецка Кировской области  http://gmvc.ru

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.