Селезенев Василий Трофимофич из Котельнического уезда д. Бобры (Пономарёвский)

   

  Род наш Селезеневы, хотя позже у некоторых представителей этого обширного рода буква «Е» поменялась на букву «Ё», а одна буква Е выпала, таким образом,  многие (но не все) носят сейчас  фамилию СелезнЁвы.  

Наш прадед, Василий Трофимович Селезенев родился в деревне (починке) Бобры Медведевской волости Котельнического уезда 11 декабря 1872 г. Деревня Бобры имела и другие названия - Пономаревский или Бобровский и в советское время относилась к Свечинскому  району, Кировская области. Ныне деревня не существует.

* Была ли семья старообрядческой или нет мы пока не знаем. Если нет, то деревня Бобры (Пономаревский) относилась на 1891 год к приходу - 1-й благочиннический округ, с. Ацвеж, Казанская церковь, Вятская губерния, Котельнический уезд, т.е. метрики рождения и смерти наших предков надо искать в метрических книгах данной церкви.

Отца нашего прадеда звали Трофим Семёнович, имя матери нам пока не известно. У нашего прадеда были братья: Иван, Михаил, Козьма, Трофим и две сестры: Мавринья (1880-1953 г.г.). Имя второй пока неизвестно. 

Сестра, Мавринья (Шабалина) после замужества жила в д. Ключи, Котельнического уезда. Её мужа звали Кирилл Семёнович (1873-1953). У них было шесть детей: Иван, Александра, Григорий, Николай, Лидия, Василий. После раскулачивания семья переехала  в Глазов. На новом месте семья заново построила дом на ул. Первомайской. Сейчас многочисленные потомки сестры нашего прадеда, Мавриньи, живут в разных городах нашей страны: в Ижевске, Москве, Тюмени Санкт-Петербурге, Глазове и др.

О других братьях и сёстрах Василия Трофимовича пока информации нет.

Но вернёмся к нашему прадеду. Женился Василий Трофимович на Ульяне Левонтьевне Барановой (05.12.1876 - 1956). Неизвестно точно в какой деревне она родилась. То ли в д. Барановы (ская) Котельнический уезд, то ли в Троцкой волости деревне Чулановский (Барановы),

 

Вятская губерния, Котельнический уезд, Петровская волость, Никитинское общество.

Была она стройна, с хорошей фигурой, с большими светлыми глазами. Очень работящая. Память имела отличную, читала внукам стихи, заученные во втором классе церковно-приходской школы. Кто-то из родственников Ульяны Левонтьевны был священником.

Ульяна Левонтьевна имела награду за "За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897", за безвозмездную работу счетчиком, т.е. имела достаточно образования, чтобы её взяли на эту работу.

 Василий Трофимович  служил в царской армии и дослужился до чина фельдфебеля. На старой фотографии на груди у  прадеда две медали: первая - пока не определена, вторая медаль "Красный крест, Русско-Японская война". Василий Трофимович, был награждён данной медалью за спасение раненых товарищей, которых вынес из под огня с поля боя. Со слов прадеда в Русско-Японской войне его подразделение обороняло береговую линию, фортификационные артиллерийские сооружения, которые предназначались для стрельбы по кораблям противника. Как позже он пишет в своём прошении к властям "Прослужил на царских войнах двенадцать лет."

В 1920 г. Василий Трофимович из-за малоземелья в д. Бобры переезжает в г. Глазов. Он добровольно отказался от имевшейся у него в деревне земли, а все остатки хлеба сдал государству. В Глазове приобретает патент 3 разряда на торговлю молочными продуктами и мануфактурными товарами. Его сыновья Павел и Николай тоже взяли патенты, но уже на изготовление колбас.

В годы Нэпа наш Василий Трофимович, будучи от природы предприимчивым и деятельным человеком, пройдя специальные курсы, открыл со старшими сыновьями небольшое производство, а точнее мастерскую по изготовлению колбасы.   Посредине большого двора стояло приспособление (большая мясорубка) для перемолки мяса. В движение этот механизм приводила лошадь, которая ходила по кругу. Перемолотое мясо через трубу поступало в амбар, где расфасовывалась на колбасы. Были свои поставщики мяса и покупатели колбасы.

Вот как раз за эту деятельность в 1925 г. Василия Трофимовича и лишили прав гражданственности, т.е. избирательных прав, лишили дома, части имущества, коровы, но малолетних детей надо было как-то поднимать ... В уже преклонном возрасте он вынужден был работать на распиле дров при горсовете, на электростанции, на пекарне, коммунальных банях, торговал на базаре личными вещами и вещами взятыми в долг. Он многократно писал письма в органы власти о восcтановлении его в правах, но тщетно ... Один из ответов был: "На основании ст.38 инструкции о выборах Советов" как не проявившему лояльность к Советской Власти в ходатайстве отказать". Дети не могли поступить в вузы, не могли работать в органах власти. Лишенцам не выдавались продуктовые карточки, введённые в 1928 году, либо же выдавались по самой низшей категории.   В 1930 г., как мне стало известно из архивных документов: "...за Сезеленевым В.Т. не числилось ни недвижимости, ни земельного участка".

Несмотря на все лишения выпавшие на его долю, Василий Трофимович никогда не терял чувство юмора и оптимизма. Зла на Советскую власть не держал. Он даже написал письмо  Калинину с предложением внедрить проект своей чудо печки в широкое производство, правда ответа не получил.

 Дети Василия Трофимовича Селезенева: Павел, Раиса, Николай, Анатолий, Алексей, Александра, Василий, Валентина.

Составлено по материалам Ижевского Госархива: фонд Р-14, ОПИСЬ 2, дело № 506.

Комментарии

Надежда, рад твоему описанию жизни семьи Селезеневых. Букву е в фамилии никогда не теряли. Гордо храним память о своих предках. Кто стал седезнёвым - просто устал бороться с упрощением в разговорном русском... Как говорил мой отец: - в слове Селезень есть буква Е, это тоже самое что называть Лебедевых - Лебдевыми... Нет такого, Ну значить и Селезеневы это как фундамент, а остальноеупрощение...