Нераспознанных слов немного - там многоточия. В круглых скобочках подставлены буквы для замены, чтобы понятнее было слово, расположено всё в хронологическом порядке и в длинных рапортах и отчетах обозначены номера страниц. на современный язык не переведено - должно быть понятно. Благодарю за помощь в расшифровке Жданову Татьяну.
1
Слушано 20 мая 790 года
По сообщению Вятской Духовной Консистории в поступлении по Законам с крестьянами Уржумской округи Епимахом Черезовым, якобы за совращение правоверных ея раскольничещся заблуждения.
№324
20 мая.
Из Вятской Духовной Консистории В Вятское наместническое правление Присланным в духовную консисторию июня 19 дня 1787 года
Из Нолинского Духовного правления рапортом представлено;
Полученным же в правление июня 15-го дня оного 787-го года села Ситмы Афанасьевской Церкви от священника села Макарова с причетныки доношением объявлено; 1-е, с прошлого 782-го года приходу их неправоверных христиан с пути православной веры совратились в раскольническое заблуждение разных округов, а какие имянно, о том ниже показано будет, о коих в том 782 году и после того о совращении их в Кукарское духовное правление представливано было, а имянно Уржумской округи Ситминской Экономической вотчине деревни Верхопольской прежде бывший до 782-го года мирской писарь, а по раскольническому их мнению считавшейся ученым человеком Епимах Терентьев сын Черезов, деревни Горлинской вдова Параскева Евфимова, дочь Иванова, жена Негановых со всем семейством, Нолинской округи, Ситминской экономической же вотчины крестьяне деревни Жа(у)равлевской Кирило Иванов Горошников, починка Патракевского Осип Автономов сын Безносиков, Петр Иванов Горбунов, Артемей Ефремов Безносиков, починка Крутой Веретеи Василей, Исай? Епимаховы дети, Лямин, деревни Дымовской Трофим Ефимов Горошников, Афанасей Тимофеев Колупаев, который в 783 году помре, со всеми семействами их на которое их представление из выше показанного духовного правления для увещания показано раскольников ноября от 6-го под № 553-м, 783года прислан был указ, по коему указу умы священно церковному жителями исполнение чинено было, и в том же году в предписанное духовное правление рапортовано. 2-е, а как вышесписанныя оныя раскольники по многим и их бесценного писания увещания оставшия неправоверию непреклонными, то опасение имеем, что видя правоверных их приходу крестьяна
2
не отваживались совратится. К таковому же раскольническом их душе вредному пути, без чего и к св.церкви Божией на молитвословие ходить бы не перестали, 3-е, из вышеписанных же совратившихся в раскольничество Епимах Черезов делает народу немалое в правоверии соблазнение и прелесть к совращению душ вредного их мудрования и раскольнических ересей, о чем 787-го года апреля 21-го дня Уржумской округи ясашной Красноярской волости мирской начальник Кузьма Федотов сын Полушин уведомлял их священно- и церковнослужителей писменно, что по… оным начальником волости ево, а их приходу деревни Хмелевской крестьянина Тимофея Тимофеева сына Богданова и с семейством ево ко исповеди и к столу Причастия, то оный Богданов ему объявил, что он в правоверии быть не хочет, на исповедь и к столу причастия как сам он Богданов и жена его Анна, да две дочери Мелания да Анна, и прочих таинств церковных приобщатся не желают, а желают быть в расколе в поморском, что Феодосиевского толку, а как оный Богданов вышепрописанному Епимаху Черезову родственник и у оного Черезова на прельщение простому народу имеется как писмяннея так и старопечатныя книги, то оной Богданов с прописанным ево семейством частся времянно в воскресные и праздничныя дни оставя церковь к Черезову присоежают? и наслушиваются душевредного их учения, а из того явственно примечается, что он Богданов с семейством возвратились не почему инодумия - единственно по прельщению Епимаха Черезова, который имя св. слова божия, хотя и у вещателя были неоднократно однак не токмо со их священно- церковнослужителей увещания слушать и приимать во уразумение истинныя христианския веры не хотят, но и гледеть? на их не хочут, а остатся силятся в таком же заблуждения, в каком лжеучитель их Епимах Черезов; просили несоблаговолено ли будет о запрещении прописанному Черезову чинения правоверным раскольнического соблазна так же и о неимении оных на прельщение простому народу как писанных так и старопечатных книг из обращения к правоверию прописанного
3
Богданова с семейством в силу законов? Куда надлежит представить, о чем и учинить резолюцию, и потому управление определено, с прописанием сего донесения предоставить в духовную Консисторию рапортом на разсмотрение, а устава благочиния в пунктах изображено:242-м буде кто иноверы совратит православного со православия или уговорит перейтить в иную веру да содастся? под страху и отошлется в суд и дана кажется по мере преступления им учиненного как в законе написано 243-м годе (?) кто православной перейдет в данную веру да содастся под стражу и отошлется в суд, да накажется, как в законе написано; и по Ея Императорского Величества Указу с утверждения Его Преосвященства в Вятской духовной консистории определено в Вятское наместническое правление сообщить с тем, дабы оное благоволило о вышеписанном крестьянине Черезове совратителе со православия в раскол правоверных учинить разсмотрение и определение и что учинено будет Консисторию уведомить, мая 15 дня 1790 года.
Троицкий … иерей Иоанн
Секретарь Михайло Павлов
Подканцелярист Василий Протопопов
----------------------------
Из Вятской Духовной Консистории в Вятское Наместическое Правление
№985
На сообщение Вятской Духовной Консистории под №985. В наместническом правлении в резолюции занесено мая 20 дня 1790 года.
Копия.
С прописанием сообщения сего в Уржумский нижний земской суд послать указ с повелением, чтоб оной сыскав с того крестьянина Черезова и за совращения им правоверных в раскольническую ересь по изследовании и ежели он в том сперается, отослан был и в поступлению по законам в тамошнюю расправу и сему правлению рапортовать к сведению о сем той расправе равно и духовной консистории дать знать надлежащими отписаниями. Подлинную подписали Федот Желтухин, Иван Есиков,Федор Степанов Секретарь Петр Сычугов. Резолюциею чит… …
Исполнено 9 июля….
--------------------------
№192
30 июля 1790 года.
В Вятское наместническое правление из Уржумской нижней расправы.
Рапорт о получении Указа Ея Императоского Величества Указу из оного правления от 9 –го сего июля под №12317-м о поступлении по законам, когда прислан будет из здешняго нижнего Земского суда Уржумской округи Ситминской Экономической вотчины деревни Верхополской бывшем мирским пищ(сч)иком Епимах Терентьев сын Черезов за совращение им правоверных в раскольническую ересь сего же июля 18-го числа в Уржумской нижней расправе получен. И по оному Ея Императорского Величества Указу определено орегиналной Указ приобщить к протчим и по получении онаго в Вятское наместническое правление отрапортовать и когда сказанной крестьянин Черезов за совращение правоверных в раскольническую ересь из здешняго земского суда в сию расправу прислан будет, то и поступить с ним по законам. Расправный судья Трофим Забелин.
Секретарь Иван Кукарин.
Июля, 20-го дня, 1790-го года, Канцелярист Трофим Сырчин(?)
-------------------------
1
№759
30 июля 1790 года. В Вятское наместническое правление из Уржумского нижнего земского суда рапорт о получении Указа. Ея Императорского Величества Указ из оного наместнического правления от 9 июля под №12318-м о сыску в здешней земской суд в Уржумской округе Ситминской экономической вотчины деревни Верхополской прежде бывшаго до 787 года мирского пищ(сч)ика совратившагося, по их мнению ученым человеком, Епимаха Терентьева сына Черезова, и о учинении за совращение им ясашной Красноярской волости деревни Хмелевской крестьянина Тимофея Богданова с семейством по имеющим у него Черезова как письменным и так и старопечатным книгам в раскольническую ересь, и по изследовании ежели он в том докажется, об отсылке ево и поступлению по законам в здешнюю расправу и потом правление о репортовании сего июля 18 числа в Уржумском нижнем земском суде буде получено. И по оному Ея Императорскаго Величества Указу определено оной указ записав сообщить и протчим в стол по исполучении в наместническое правление отрепортовать, а земскому суду, помянутой вотчины в деревню
2
Верхополскую отправится немедленно, куда по прибытии, вопервых, обоскав у того Черезова в доме точно ль имеется писменныя и старопечатныя касателныя на прельщения простаго народу и расколнических ерести инех, и буде найдутся, взяв их в суд и запечатав казенною печатью, а потом оного Черезова введе в присудствие во всем прописанное в указе наместническаго правления относящем до того Черезова противозаконном поступке допросить и что по тому откроится доложить . Земской Исправник Григорий Левшин
---------------------------------
1
9 августа 1790 года
По сообщениям в Вятской духовной Консистории о поступаемых по закону с крестьянами Нолинской округи Иваном Мироновым с товарищами?
На 30 листах.
№62782
Слушано 9 августа.
№1460
Из Вятской духовной консистории В Вятское наместническое правление Сего 790-го года июля 24-го присланным к его преосвященству из Нолинского духовного правления доношением представлено; сего де года июня 30-го числа поданным в правление ведомства онаго села Ясашной Лудяне Богородской церкви священной церковнослужителя репортом представя:
Прошлаго де 789-го года февраля дня Нолинской округи Ясашной Лудянской вотчины разные крестьяне пошедшия в раскол, во-первых починка Брюхановского крестьянин Мокей Семёнов сын Фофанов купно и с женою своею Марфою Естефеевою дочерью, которые и перекрестилися сего 790-го года, и дано имя ему Парфен, а жене ево Мария, потом починка против Зыкова Аверкий Евстафиев сын Решетников, который сего года, во святую Четыредесятницу у исповеди был ноч посвятую? Святую Четыредесятницу святых тайн не приобщался, но как уделался болен, то его из означенных освещенной церковнослужителей иерей Симеон Тимофеев Казанов сего года апреля 4 дня в доме его исповедовал и святых тайн приобщал, и елеом помазал, сверх сего наченши он болеть марта с первых чисел и болел мая до 22-го дня, в котором числе и помер, а погребен мая 24-го числа, но только пред скончанием своим до смерти за шесть дней перекрещен и дано имя
2
ему Константин, а слухом уверяются, что выше писанные люди перекрещены Нолинской округи , Ботлинской вотчины, деревни Зубаревской крестьянами Иваном Мироновым сыном, деревни Сухаревской Кондратием Постниковым, да Уржумской округи Ситминской вотчины Епимахом Черезовым с товарищи, а особливо сии тримужники называются попами: Иван Миронов, Кодря Постников, Епимах Черезов, которой и мертвое тело в доме у Решетникова отпевал при котором погребении и были люди починка Зыкова, починка против Хомова?, иных прочих починков нонавя? их они не взирая худое разсуждение, вышепомянутое мертвое тело при их Богородской церкви, по чиноположению церковному предали христианскому погребению; сверх же показанных крестьян починка по Болшему Логу вдова Устиния Евдокимова дочь Скрябиных ушла в раскол с сыном своим Димитрием и с женою ево Евдокиею Петровою и детьми их Матроною, Венедиктом и Екатериною - всего шесть душ ныняшнего года великим постом. Семь правоверных делают великий соблазн и развращение в правоверии умовредное, просили о представлении, куда надлежит и поступлении с перекрещиванцами и перекрещивателями в прекращение могущей впредь открываться подобных сему пагубных для христианства приключений, для того в Нолинском духовном правлении и определено с прописанием вышеписанного репорта представить к его преосвященству на рассмотрение доношением-
3
почему оным и представлено, и по Ея Императорскаго Величества Указу с утверждения Его Преосвященства светской духовной Консистории определено, для надлежащаго разсмотрения и поступления с показанными крестьянами по законам сообществ в Вятское наместническое правление, а в Нолинское духовное правление послать и стослан указ коим велено, как онаго правления присудствующим во время объезду для осмотру по церквам благочиния, так и выше писанного села Лудянского Богородской церкви священнослужителем -стараться оных совратившихся от правоверия в раскольническое заблуждение крестьян здесь, благопристойности места и время, дозволит на строгостие и принуждением, но апостольским учением и увещанием и усердным настоянием со всякою кротостью долготерпением и пастырскою любовию с доводами из священного писания от их де мудреннаго заблуждения отвращать и к присоединению православной вере и церкви христовой приводить, а для большаго побуждения и успевания старатся им, священнослужителям, вести свою жизнь непорочную и добродетелную и быть примером благочестия, в случае же их упорства и несклонности не толко насилия и притеснения, паче же истязания не чинить, но и видов грубых погорчения, кои могут вместо приобретения навести болшее им отвращение, отнюдь неподказывать,
4
а оставлять таковых времяни памятуя, что дело и звание священническое состоит в преподаянии здраваго и внятнаго учения, а обращение сердец человеческих есть дело Божие.
Августа 11 дня 1790-го года.
Троицкий Ключарь Иерей Иоанн. З… Коллегский регистратор Тимофей …
Канцелярист Василий Протопопов.
------------------------
На сообщение сие в Вятском наместническом правлении августа 9-го дня резолюцией велено
Копия
В Нолинской нижней земской суд послать указ и велеть земскому исправнику разведать, подлинно ль означенныя крестьяна перекрещены называещимися попами, а из них Черезов чинил над мертвым телом отпевание и буде поразведание сие откроется, то над теми лживыми попами учинить изследование и буде они окажутся виновными в том или разврате от правоверия, то оных отослать к поступлению по законам в тамошнею расправу, причем земскому суду на примечание включить в указе означенныя предписания духовному с стороны консистории правила для увещания отпадших от правоверия с тем, чтоб земской суд внушил таковымся заблудшимся, что когда они будут от священно-церковнослужителей увещеваемы ко обращению, то б ни под каким видом грубостей невежества, а тем менее какого либо злословия и они не оказывали, а выслушивали б увещевания с терпением и кротостию, ибо познав увещание, следовали б гласу истинны, а посему самому и не должно быть предполагаемое увещание слышателями принято с раздражением и ежели кто в том окажется грубияном, со оным поступлено будет по законам, о чем для ведома и в духовную консисторию сообщить. Подлинной по(д)писали Фёдор Желтухин, Федор Степанов, Николай Карахтанской, скрепил секретарь Петр Сычугов
Исполнено 23 августа.
----------------------------
1
Слушали 26 августа №866
Из Вятской духовной консистории В Вятское наместническое правление №1937
В Вятское наместническое правление Из Уржумскаго нижняго земского суда
Репорт
Сего августа 21 дня в сем земском суде слушав дело наченшееся по указу Вятскаго наместничесткаго правления о изследовани Уржумской округи, Ситминской экономической вотчины, деревни Верхополской, надпрежде бывшем до 782 года мирским пищиком, совратившимся в раскол и считающимся по их мнению ученым человеком – Епимахом Терентьевым сыном Черезовым. За совращение им ясашной Красноярской волости, починка Ситмы, а не Хмелевки, крестьянина Тимофея Богданова с семейством по имеющим у него Черезова как письменным, так и старопечатным книгам в расколническую ересь! Ежели он в том докажется, об отсылке ево и поступлению по законам в (з) дешнюю расправу и потом правлению о репортовани, по которому и в сходствие учиненной в земском суде резолюции в означенную деревню Верхополскую суд здешней отправляется, куда по прибытии реченого Черезова в доме точно имеются письменныя и старопечатныя касателныя на прелщение простаго народу и расколнической ереси книги обыск учинен, но по обыску
2
у нево Черезова: кроме одной Псалтыри, одного Часовника, и однои выписи ис книги Кормчеи - ни каковых книг не оказалось; на спрашивание их он Черезов и Тимофей Богданов с семействами своими показали: Черезов с семейством, что означеннаго Богданова и с семейством ево, да и других никого никогда из правоверия в расколническое заблуждение и ересь не совращал, а от ково они таковое совращение поняли, неизвестно и к совращению чево в таковое прелщение расколническое старописаниях книг никаких: кроме вышеписанных Псалтыри, Часовника и выписи ис Кормчеи книги не имеется; Богданов и с семейством же: в расколе де они в называемой Поморской вере состоят назат точно лет сем понаслышке, не от показаннаго крестьянина Епимаха Черезова, а от находящегося при строении их же… при починке Миколове подле Вятки реки хлебных анбаров, назад тому лет з десять Кеникемского? уезда помещичьяго крестьянина Алексея Семенова: которой уже умре; в правоверие не обращаются, до окончания жизни своей, помянутой же Епимах Черезов никогда их к расколнической вере не прелщал, того раза всем земском суде определено: как ис показаней оных Черезова и Богданова с семействами видно, что Черезов Богданова с семейством и никого и никогда в расколническое заблуждение не прелщал, да и Богданов
3
с семействоим показывает, что он в раскол вступил понаслышке – не от Черезова, а вышереченнаго помещичьяго крестьянина Алексея Семенова :/которой уже умре:/, а Черезов никогда ево в раскол не совращал, почему он виновным в оном и не состоит, в рассуждении чего их Черезова и Богданова отпустить в жителства и притом Черезова, что он впредь никого в расколническое заблуждение не совращал и не держал у себя в доме никаких старопечатных книг, обязать: и обязан в здешням суде накрепко подпискою, которая и приобщена к делу, отобранные же у Черезова книги, Псалтырь, Часовник и выпись ис Кормчея книги, противу законными они или нет, к разсмотрению отослать: и отослав в здешнее Уржумское духовное правление при сообщении, с требованием оных, что окажется здешней Земской суд уведомить письменно и обо всем оном наместническому правлению донесть рапортом. Дворянский заседатель Кузьма Моесхин?
Секретарь Ефим Худербин
Август 22 дня 1790 года.
Канцелярист Ион Стефанов
-----------------------
На репорт сей в Вятском наместническом правлении августа 26-го дня резолюциею велено
Копия
В сем правлении оказалось, что о учинении об оных расколниках изследования суду земскому предписываемо было по требованию Вятской духовной консистории и для того приказали со изъяснением сего оной консистории дать знать сообщением с тем, чтоб она благоволила приказать: отобранные книги ежели в их разврату в правоверии не окажется, возвратить крестьянину Черезову. Но егда противное сему усмотрено будет, благоволить поступить по законам, и по последующем сие правление уведомить. Подлинной подписали Федор Желтухин, Федор Степанов, Николай Карахтанской, скрепил секретарь Петр Сычугов.
Исполнено 3 октября
Сообщен. Под № 17731
-----------------
На сообщении сии в Вятском наместническом правлении сентября 11-го дня резолюциею велено
Копия
По содержанию прописанных сообщений соответственно требование их в разсуждении часто явшихся? Законов по силе прописанного указа коими старообращами дана полная в вере свобода, а по таковому положению выписав експедитору а(о)ной, а равно и сенатцкой указ, которой по делу расколникам вине наместническое правление последовал и доложить присутствию особо.
Подлинную подписали Федор Желтухин, Иван Юшков, Федор Степанов.
Скрепил секретарь Петр Сычугов.
--------------------------
1
23 сентября 1790
В Вятское наместническое правление из Нолинского нижнего земского суда Рапорт о получении Указа Ея Императоскаго Величества Указ из Вятского наместническаго правления от 23 августа под №14534-м о разведании земскому исправнику: подлинно ль здешней округе крестьяне совратившиеся от правоверия в раскол перекрещены здешней же округи Сотьминской волости крестьянами, называющимися попами: Иваном Мироновым, Кондратьем Поспеловым да Уржумской округи Епимахом Черезовым, ис коих Черезов чинил над мертвыми телами отпевание, и что по разведанию откроется о поступлении с таковыми лживыми попами по законам и о прочих, значущимся в том указе: сего сентября 12 –го числа получен и по оному определено о получении указа в Вятское Наместническое правление отрапортовать, а дабы Господин Земской Исправник об оном был сведом, то его непременному исполнению в присудствии суда сего оной указ ему объявить, а равно и к таковому же исполнению с прописанием оного всех Нолинской округи
2
волостей мирским начальникам предписать Указа с тем, дабы они во всем против сего наивсегда чинили непременное исполнение.
За отсутствием земского исправника по должности в округе сельской заседатель Петр Швецов.
Секретарь Дмитрей Крашихинов
Сентября 14 дня 1790 года
Канцелярист Лаврентий Петров
-----------------------
1
Слушано 11 октября
№3569 11 октября 1790
Из Вятской духовной консистории
В Вятское наместническое правление
Сего октября 4-го дня присланным в консисторию из онаго наместническаго правления сообщением знать дано; в правлении де наместническом по репорту Уржумскаго нижняго земскаго суда коим на указ наместническаго правления о изследовании Уржумской округи Ситминской волости на бывшим до 782-го года мирским пищиком, совратившимся в раскол и считающимся по их мнению ученым человеком Епимахом Черезовым, за совращение им ясашной Красноярской волости крестьянина Тимофея Богданова с семейством, по имеющимся у него Черезова письменным и старопечатным книгам в расколническую ересь, ежели он в том докажется, об отсылке ево к поступлению по закону в тамошнюю расправу, доносит, что Черезов Богданова с семейством и никого никогда в расколническое заблуждение не прелщал, да и Богданов в раскол вступил по наслышке, не от Черезова, а от помещичеяго крестьянина Алексея Семенова, который уже помре, почему он виновным в том и не состоит, а дабы он Черезов впредь никого в расколническое заблуждение не совращал, и не держал бы у себя в доме никаких старопечатных книг обязан в том накрепко подпискою, и отобранные у него Черезова книги Псалтырь, Часовник и в тех из Кормчей книги - противозаконныя ли они или нет, отосланы к разсмотрению в Уржумское духовное правление, а как по справке в наместническом правлении оказываются; что о учинении об оных расколниках изследования оному суду предписываемо было по требованию Вятской духовной консистории и для того в наместническом правлении определено соизъяснением
2
вышеписанного духовной консистории дать знать сообщением с тем, что она благоволила приказать отобранные книги, ежели в иных разврату в правоверии не оказывается, возвратить крестьянину Черезову, но сведают противное ему - усмотрено будет, благоволить поступить по закону и о последующем наместническое правление уведомить, и по Ея Императорскаго Величества Указу с утверждения Его Преосвященства в духовной консистории определено. Как Уржумское духовное правление состоит под ведением не Вятской, а Казанской духовной консистории, почему здешней консистории оному правлению , касательно разсмотрения означенных отобранных от крестьянина Черезова книг и по разсмотрении о возвращении оных тому Черезову, надлежащего предписания учинить и неможно, для того о сем Вятскому наместническому правлению и дать знать сообщением с тем, дабы оное благоволило означенные отобранныя от Черезова книги обратя из Уржумского духовного правления, прислать для разсмотрения в здешнюю консисторию.
Октября 10 дня 1790 года.
Дмитрий Игумен Крестовоздвиженский
За секретаря коллегской регистратор Тимофей Юферов
Канцелярист Василий Протопопов.
--------------------------------
На сообщение сие в Вятском наместническом правлении октября 11-го дня резолюциею велено
Копия
Оказалось, минувшего июня 25-го дня Вятская духовная консистория сообщением изъясняла, что тот раскольник Черезов з детьми, многих крестьян изъясненных в том сообщении, совращать в расколническое заблуждение, а потому и требовала зделать им в том строжайшее воспрещение/:посему сообщение послан в Уржумский земской суд указ, коим велено обозначенных расколниках, совращавших других от правоверия изследовать и буде окажутся в том виновными, отослать суд на оное. Земской суд рапортовал, что Черезов с семейством своим никого и никогда в раскол не прельщал, найденныя у него старопечатныя книги: Псалтырь, Часослов и выпись ис Кормчей книги - отобраны на противозаконныя они или нет, отосланы к рассмотрению ис того суда в Уржумское духовное правление, почему и сообщено было в здешнею консисторию, что б благоволила приказать те книги - ежели в них разврату в правоверии не окажется, возвратить крестьянину Черезову, а егда усмотрено будет сему противное, в таком случае поступить по законам. Приказали в Уржумской нижний земской суд послать указ и велеть те отобранные от расколника Черезова книги вытребует из Уржумского духовнаго правления и для доставления в Вятскую духовную консисторию прислать в сие правление при рапорте, а для чего оной суд не имея ниоткуда повеления отослал те книги в помянутое духовное правление. Сам особо о том прислал в те правления ответ по получении коего и доложить присутствию особо.
Подлинную подписали: Федор Желтухин, Иван Юшков,
Федор Степанов. Скрепил секретарь Петр Сычугов.
Исполнено 19-го октября
--------------------------
30декабря 1790
В Вятское наместническое Правление из Уржумскаго нижняго земскаго суда репорт о получении указа Ея Императорскаго Величества Указ из онаго наместническаго правления от 19 минувшаго ноября под №21895-м, о востребовании отобранных здешним судом Уржумской округи Ситминской вотчины, деревни Заполской (Верхопольская) от расколника Епимаха Черезова книг Псалтырь, Часовник и выписи ис Кормчей книги отосланных к расмотрениюв Уржумское духовное правление из него и о присылке и доставления в Вятскую духовную консисторию в оное наместническое правление при репорте сего декабря 19 числа в Уржумскиом нижнем земском суде получен.
И по оному Ея Императорскаго Величества Указу определено: оной указ записав сообщить к протчим в столп? по получении в наместническое правление отрепортовать, а о присылке отосланных к рассмотрению оных книг всех (в) суд в Уржумское духовное правление, сообщить и что потому уведомления окажется (в)наместническом правление со обстоятелством донесть репортом:/ дворянской заседатель Матвей Самабирлов?.
№1319
Секретарь Иван Кукарин Декабря
21 дня 1790 года
Канцелярист Иона Стефанов.
------------------------------
1791год
На оной репорт в наместническое правление резолюциею заключено
Копия
А по справке всем правлении с делом оказалось, что обозначенныя книги отобранные были от онаго раскольника Черезова и отданы в тамож(ш)ние духовное правление к разсмотрению, нет ли чего в них противнаго во время производимого над тем раскольником в прельщении им из православных людей в раскольническое заблуждение оным же Земским Судом; но по решении сего дела будучи о сем известна Вятская Духовная Консистория присланным от 10-го октября 790 года Сообщением требовали об отобрании от Уржумского правления тех книг чрез оной Уржумский суд по присылке в нее и разсмотрение, а прямо от того правления требовать ей было тогда не можна по случаю, что то правление было под ведением Казанской духовной консистории; ныне же оное состоит уже в ведомстве ее. Приказали: в здешнюю консисторию послать сообщение в коем изъясни, как то правление ныне уже состоит под ведением её, то тех книг и протчаго благоволит оная требовать собое (себе?). Подлинная за подписанием господ присудствующих и заскрепоя за секретаря регистратора Алексея Иванова.
Сообщено 19 июля под №9741
----------------------------
На репорт сей в Вятском наместническом правлении августа 26-го дня резолюциею велено:
Копия
В сем правлении оказалось, что о учинении об оных расколниках изследования суду земскому предписываемо было по требованию Вятской духовной конситории и для того приказали со изяснением сего оной консистории дать знать сообщением с тем, чтоб она благоволила приказать отобранные книги, ежели с их разврату в правоверии не окажется возвратить крестьянину Черезову, когда противное сему усмотрено будет, благоволить поступить по законам и о последующем сие правление уведомить.
Подлинной подписали Федор Желтухин, Федор Степанов, Николай Карахтанской
Скрепил секретарь Петр Сычугов.
Исполнено 3 октября Сообщение под №17731.
------------------------
1
№3339
11 сентября 1791
Из Вятской духовной Консистории В Вятское наместническое правление По Указу Ея Императорскаго Величества консистория слушав экстракт учиненной во оной из следственного дела произведеннаго по доношении по данному к его Преосвященству июня 26 дня сего 791-го года Вятскаго наместничества Нолинской округи Луданской экономической волости Карповскаго займища от крестьянина Сергея Лукианова сына Кулетина . 1-е -одержании села Лудяны Тресвяцкой церкви дьяконом Мокеем Ивановым сыном Лошкиным бежавшей от него Кулетина из дому дочери ево родной девки Ирины с снесщей (унёсшей) с собою холста шести концов, да денег шести рублев в доме своем и на требование им Кулетиным оной своей дочери, о ругательстве ево оным дьяконом всякой скверною матерною бранию, и о взятии с него Кулетина им дьяконом за отпуск из дому своего дочери ево означенной девки денег 1 рубля, да на вино десяти копеек и о насильном отнятии у него Кулетина им же дьяконом двух ременных плетей, стоющих пятидесяти копеек, и о намерении ево, Кулетина, за требование дочери своей, бить, 2-е : о битии жены онаго Кулетина Варвары мирским начальником Никитой Кондаковым пред домом показаннаго села Лудянскаво. Священника Иоанна Лошкина по научеию онаго священника за спрос бежавшей ево, Кулетина дочери, под окном дому ево священника, палкою и кулаками, и потом о посажении оной ево жены в мирском доме в колоду чрез диру, и по выпущении из оной о наказании той, ево Кулетина жены, по прозьбе же онаго священника Иоанна Лошкина лозами дважды так сильно, что ис места едва встать могла .
2
На основании прописанных в Экстракте узаконений с утверждения Его Преосвященства определили: как последствии открылось 1-е) что означенного крестьянина Сергея Кулетина дочь девка Ирина из дому отца своево бежала не хотя быть обще с ним в расколнической их ереси и во-первых пришла той же Лудянской вотчины деревни Вильней ко крестьянину Лариону Стяшкину, коего упросила чтоб он Стяшкин взял ее Ирину за своего сына Власа в жену, с коим они и согласились оную Ирину взять, а потому он Стяшкин и послал ее со своим сыном в село Лудянское к отцу своему духовному иерею Иоанну Лошкину для бракосочетания, но как показанной отец оной девки крестьянин Кулетин в скором времени в том селе ту свою дочь взял к себе, то оной крестьянский сын Влас и остался без бракосочетания, о чем точно как сама девица так и крестьянин Стяшкин показали, почему оная девица Ирина в дом дьякона Мокея Лошкина пришедшая по означенному случаю обще с женкою деревни Ентальской Матроною Никифоровой, была весма короткое время и с ней - в то время показуемаго просителем ни холста, ни денег не было, а оставляла оное девка у показанной женки Матроны Никифоровой, от коей проситель все оное получил обратно, о чем и сам проситель Кулетин в раследствии показал, дьякон же Лошкин в ругателстве ево Кулетина при взятии из его дому показанной девки и в намерении ево бить, а при том и во взятии за отпуск той девки с него Кулетина денег рубля, да на вино десяти копеек и в отнятии двух ременных плетей не признался, и притом показал, что оной Кулетин по требованию ево дьякона хотя денег один рубль ему дьякону и дал, но единственно за недачу им Кулетиновым ему дьякону чрез многие
3
годы Руси петровскаго и осенняго (подати), плети же одну в то время , а другую - в другое, и то старые, сам он Кулетин ему дьякону давал и потом обратно оные к себе взял, чему согласно к оной Кулетин при следствии показал, а в ругательства ево Кулетина же намерении бить, якобы во взятии точно за отпуск ево дочери рубля да на вино десять копеек - ничем точно ево дьякона он Кулетин не доказал. Указом же 722-го года февраля 28-го дня по 23-ему пункту с раскольников приходским священно-церковнослужителем по гривне с души в год на содержание свое брать позволяется, следовательно означенный дьякон Мокей Ложкин, яко ни в чем по сему делу в винности не изобличенный и неподлежащий никакому штрафу для того. Его дьякона по силе воинских процессов 2-й части 1-й главы 2-го пункта и от суда освободить, 2-е а как по сему делу открылось, что означенной крестьянин Кулетин состоит в расколническом заблуждении, почему единственно и дочь ево Ирина не желала с ним обще в оном заблуждении быть из дому ево бежала для того - сообщить в Вятское наместническое правление с тем, дабы оное благоволило, чрез кого надлежит объявленнаго крестьянина в силу указу 722-го года июля 16 дня 7-го пункта о непривлекании им в свое заблуждение не только посторонних, но и в одном доме живущих и детей и родственников обязать строгою подпиской и в том мирским начальникам повелеть над ним Кулетиным накрепко наблюдать, 3-е, а хотя онаго крестьянина Кулетина жена Варвара по прозбе священника Иоанна Лошкина мирским начальником в мирской двор сведена и во оном в колоду посажена и наказывана точно и была, но сие или учинено за ее пред священниковым домом крик и священника называние вором, о чем точно как оной мирской начальник, так и крестьяне Анкидин Реткин
4
и Никита Питиримов засвидетельствовали, посему священник Иоанн Лошкин не только не подлежит никакому взысканию и штрафу, но следовало бы еще ему с означенной женки Варвары взыскать за бесчестье и ругательство. Мирским начальником по прозьбе священника в удовольствие ево обиды уже наказаны, то оному священнику Лошкину и быть тем довольну, к производства по сему делу более не чинится и о том для ведома и объявления просителю в Нолинское духовное правление послать и послан указ сентября 4-го дня 1791-го года. Спаский протоиерей Агафонник
За секретаря коллегской регистратор Тимофей …
Канцелярист Василий Протопопов.
----------------------------
№3340 11 сентября 1791
1
№1539 слушано 11 сентября
Из Вятской духовной консистории В Вятское наместническое правление
Присланный к Его Преосвященству прошлого 789 –го года октября 17-го числа Сунскаго Заказа села Кырчанскаго Богоявленской церкви священно-церковнослужителей доношением объявя: Нолинской де округи Кырчаскаго приходу деревни Кисаревской Михайло Артамонов Ветошкин, заразившись раскольническою ересью хульные произносил на бога слова, говоря таким образом: бог человека не спасает, противу хульных на бога слов села Кырчанского житель отставной сержант Иван Матвеев Долматов спросил ево Ветошкина: да кто же человека спасает когда не бог, тогда оному сержанту в ответ Ветошкин сказал, я сам себя спасу, и опять повторил слова сии,- бог человека не спасает. На прелщение и соблазн мало просвещенным християном деревни Плюснинской Петр Кутергин жену свою Мавру привязывал к столбу и жестоко наказывал для того, чтобы она с ним вместе раскольничала, сверх сего сей Кутергин в той деревне Плюснинской живущих християн, разсказывая им свою раскольническую ересь возмущает к отступлению от святой церкви, почему оный Ветошкин в богохулении, а Кутергин жену свою Мавру побоями принуждает быть в расколе - для надлежащего обращения оным в веру Християнскаго благочестия увещания при депутате в консистории
2
требованы были от Вятского наместническаго правления, которым 783-го июня 7-го по присылке из этого правления по довольном им увещании при определенном от Вятскаго наместническаго правления депутате Вятской верхней расправы сельском заседателе Иване Князеве допросами показали: Михайло Ветошкин, от роду ему сорок пять лет, предки ево родные отец Артамон и мачеха Татьяна Лукоянова дочь [кои находятся в живых] так же и он Михайло и с женой своею Татьяною и с детми сыном Андреем двадцати лет, ево женою Федосьею Ивановой, дочерми Матроною семнатцати, Акилиною шести лет состояли в правоверии и крещены они православными того Кырчанского села прежде бывшими священниками в церковь святую и на исповедь он Михайло прежде сего того села к священникам ходил, а у причастия только один раз будучи в болезни священником Иоакимом Дьяконовым приобщен, грамоте не учен, крестился он Михайло, инне кресть на себе соображает двуперстным сложением по научению родителей своих, в штрафах и наказаниях ни за что ни по каким судебным местам не бывал, в раскольническое заблуждение он Михайло впал с того , что назад тому годов с шесть для моления в Соловецкий монастырь от города Архангельскаго плоучи (плывя) на карбасе у бывшего тогда того карбаса хозяина старовера а как ево зовут ихних прозванием неупомнит, наслышился от читания им старопечатных книг, что де
3
крестное знамение воображать должно двуперстным сложением и в церковь ходить не для чего и ныне де в церквах крестят и свадбы венчают не по старому, а хородение при крещении младенцов и при венчании браков имеют против солнца, а при том и на просфорах крест печатают четвероконечной, а не осьмоконечной, ибо де крест осьмиконечной называл тот карбащик царем славы, так же таким крестом и должно на просфорах печатать, а ежели де кто двуперстным крестом крестится не будет, тот де и спасен быть не может, почему и он Михайло в церковь святую на славословие божие и на исповедь и к святому причастию ходить не стал, и не хочет, как и прочия староверы и раскольники, а желает быть в расколе как он Михайло с женою и с детьми, а особливо [: и потому, что Лудяской волости выборным к записке в раскол Еремеем Перминовым с прочими таковыми раскольниками в Вятской казенной палате записаны:] прочих же из правоверных христиан[кроме жены и детей] в раскольническое заблуждение никого не совращал и не склонял, прошлого 789-го года августа 14 дня ехал он Михайло из города Нолей и будучи в Кырчанском селе близ церкви на площади, где усмотрев ево Михайла мирской староста Фома Якимовых с прочими крестьяны, стоя спросил, что, куда он Михайло ездил, напротив чего он в ответ ему сказал, что он ездил
4
в город Нолинск для продажи пшеницы, куда в тогдашнее время пришед священник Петр , а чьих прозванием не знает, старосте выговорил, что де он Михайло Ветошников в церковь не ходит и раскольничает, и для чего де о нем никуда не репортует, напротив того он Михайло выговорил такими речами что де хотя и в церковь он Михайло ходить перестал, но везде есть церковь: и в доме, и есть ли де богу хотя бы где молиться не станеш, спасен не будеш. А таковых речей бывшему притом отставному сержанту Ивану Долматову, что бог человека не спасает, и я – де Михайло сам себя спасу не говаривал и сержанту не повторял, на коего сержанта так же и бывших притом показанного старосту Фому Якимовых и крестьян Фому Максимова, Анисима Швецова Павла Максимова, Висариона Акимова, Николая Мальцоваи шлется безотводно Петр Кутергин. От роду ему пятьдеся лет же, знать грамоты не учен, во штрафах и наказаниях не бывал, предки ево родныя отец Прокопий и мать Ирина[кои померли] состояли в правоверии и крещен он Петр православным священником, а каким именно не знает, потому что от родителей своих не слыхал, и состоял он Петр в правоверии и в церковь святую к слушанию церковного пения с домашними своими приходил, и на исповедь к приходскому священнику села Кырчанского Петру , а чьих прозвание не упомнит, назад тому годов семь был
5
однажды, а у причастия будучи в болезни был только один раз, крестное знамение на себе воображал прежде триперстным сложением, а двуперстным сложением крестится с того, что будучи он в пути для моления назад тому годов с двадцать архангелогородской губернии в селе Яренском у жительствующаго в оном селе старовера а как ево зовут и чьих прозванием не знает, наслышался от читания им старопечатных книг, что де крестное знамение воображать должно двуперстным сложением и в церковь ходить не для чего, ибо де в церквях младенцов крестят и свадьбы венчают не потому, а хородение при крещении младенцов и при венчании свадеб имеют против солнца, почему и он Петр в церковь святую на славословие божие и на исповедь и к святому причастию ходить перестал и не хочет, как и прочия староверы и раскольники, а желает быть в расколе, а особливо и потому, что Кырчанской волости выборным из черносошников крестьян Демидом Чулаиным с прочими таковыми же раскольниками в Вятской казенной палате с женой ево Петровою Маврою Григорьевою и детьми Лукою и ево женою Лукерьею, Фаддеем, Иваном, дочерьми Афанасиею, Параскевою по прозьбе ево Петровой записанных в раскол, прочих же из правоверных християн /:кроме детей своих в раскольническое свое суеверие, как живущих в той их деревне Плюснинской там и нигде никого не совращал и не склонял а жену свою Мавру привязывал к столбу не для того, чтоб она вместе с ним раскольничала, а для того, что она неведома с чего пришед
6
от соседей ношным временем в дом пьяная и сошедши с ума необычно бранясь хотела от него неведомо куда убежать, и по привязывании в том её безумии к столбу тогда же тоя Плюснинской деревни деревенскому старосте Андрею Буторину и брату своему родному Григорию Кутергину, да деревни Скородумовской крестьянину Авраму Шиляеву о том её безумии и привязывании к столбу объявлял, которые по приходе оную жену ево Мавру в таком состоянии точно видели в чем он Петр на них и ссылку имеет. А как оныя Ветошкин и Кутергин по довольном увещании оказалися к обращению себя в правоверие непреклонными, а остатся хотят в своем раскольническом заблуждении, потому что в поданных в Вятскую казенную палату с прочими таковыми раскольниками ведомостях уже записаны и поелику из оных Михайло Ветошкин в проговаривании им, что бог человека не спасает, а он Ветошкин сам себя спасет а Кутергин в привязывании жены своей к столбу и чтоб она вместе с ним раскольничала , и в битии ее , во всем том учинили они запирательство, то по утверженному Его Преосвященством духовной Консистории определило в силу прописанных в оном святом Евангелии от Матфея, главы 18 зачала 75го Кормчей книги правил поместного собора иже… 5-го 6-го Василия Великого 45-го духовного регламента о мирянех пунктов 2-го 3-го прибавления, 20-го военного артикула главы 1-й-3-й указов 722-го февраля 28-го 12-го пункта апреля 29, июля 16-го – 5-го – 7-го –пунктов – 775-го, мая от 22-го устава благочиния242-го,243-го,и 271-го пунктов же велено
7
помянутых раскольников Михайла Ветошкина и Петра Кутергина в консистории обязать под наижесточайшим в Светском суде штрафом подпискою, что они никого в раскольническое свое заблуждение не склоняли и не совращали и обязаны и для препровождения в их жительство отослать их при сообщении в Вятское наместническое правление и отосланы с тем, дабы благоволено было при отпуске их Ветошкина и Кутергина о несовращении ими из из правоверн никого в раскол обязать их строжайшею подписью о допросе же по их Ветошкина и Кутергина ссылке свидетелей учиняя в консистории вопросные пункты, отослать в наместническое правление и посланы с тем, дабы благоволено было по допросе те пункты с ответами прислать в консисторию, которыя ответы октября 19-го из онаго наместническаго правления при сообщении в консисторию присланы в коих написано 783-го года августа 22-го Нолинской округи села села Кырчанского житель отставной сержант Иван Матвеев Долматов с протчими крестьяны в присудствии Нолинскаго нижняго земскаго суда по приведении к присяге показали, сержант Долматов, прошлого 789 –го года, а которого месяца и числа не упомнит, вышепомянутой экономический крестьянин совратившейся в раскол Михайло Артамонов Ветошкин едучи из города Нолей и будучи в том Кырчанском селе близ церкви на площади при мирском старосте Фоме Максимовых и крестьянех Анисиме Швецове, Висарионе Якимове, Николае Мальцове
8
и Павле Максимове подлинно Ветошкин говорил, что бог человека не спасает, то оной сержант Долматове во Ветошкина за то называл непотребным бездельником, и притом говорил, что кроме бога никто человека не спасает, а тот еще Ветошкин ему Долматову сказал, что де я сам себя спасу, и он Ветошкин повторял, что бог человека не спасает, а ему Долматов об оном проговаривании им Ветошкиным вышеписанные староста Максимов и крестьянин Швецов стоварищи и священник Петр Лепяцких подлинно те речи слышили Мирской староста Фома Максимов. Экономические крестьяне Анисим Егоров, Висарион Анисимов и Павел Максимов показали тож, что и сержант Долматов; а Павел Максимов ещё припольнил, что произносимшя богохульные им Ветошкиным слова означенные крестьяне слышали и сам слышал и действительно утверждает, крестьяне Адриан Кирсанов Буторин совратившейся в раскол Петр Кутергин жену свою Мавру Григорьевну привязывал к столбу и ничем при нем не называл и об оном села Кырчанского священно-церковнослужителем объявлял и тот Кутергин деревни Плюскиной живущих крестьян в в раскольническую ересь и чтоб отступить от святой церкви возмущал ли или нет, того он Буторин не знает. Иван Васильев Горячих, Моисей Кирилов Фоминых деревенской да староста Адреян Буторин объявлял священнику Петру Липяцких, что
9
совратившейся в раскол Петр Кутергин жену свою Мавру - Григорьеву дочь привязывал к столбу, принуждал ее быть в в расколе, а бил ли её или нет того они не знают, прошлого дней мирской начальник Фома Максимовых, староста Андреян Буторин - как совратившийся в раскол Петр Кутергин жену свою Мавру привязывал к столбу. Священно- церковнослужителем объявлял при нем Максимове, а о наказании Кутергиным жену свою, привязанную равно им Кутергиным о совращении в раскольническую ересь православных деревни Плюскиной крестьян не слыхал, деревенсой староста Адреян Буторин :совратившейся де в раскол Петр Кутергин жену свою Мавру привязывал к столбу не за принуждение к расколу, якобы за то , что она пришла от соседей ношным временем к нему, Кутергину в дом пьяная и сошедши с ума бранясь хотела от него Кутергина неведомо куда бежать, об оном ему Буторину он Кутергин не объявлял, а только объявил он Кутергин, что де возмите ли жену ево на поруки, а ежели де не возмите, то продержи ее привязанную у столба до свету, почему он Буторин к нему Кутергину с ним вместе пришед, отвязал ее от столба и взял к себе на поруки, но чтоб она жена ево с ума сошла не приметил, да и ничего не видал и от него Кутергина пошёл в дом свой, а жена ево осталась у него Кутергина в доме, крестьяне Григорей Прокопьев Кутергин и Абрам Шиляев показали то же, что и Адриян Буторин:/ вышеписаннаго раскольника Петра Кутергина жена Мавра Григорьева дочь показала, что де муж ее
10
Петр Кутергин привязывал ее к столбу за то, что она пришла от соседей ношным временем в безумии пьяная, и от оного мужа ее Кутергина хотела бежать опять к соседям для пития пива, куда муж ее и не отпустил. Того ради по Ея Императорскаго Величества Указу и по утвержденному Его Преосвященством Духовной Консистории определено по силе прописанных в оном духовнаго Регламента о мирянах 3-го пункта указов: 1-го - 722-го марта 6-го, 2-го – того же 722-го апреля 12-го, 3-го - оного же апреля 29-го числа - устава благочиния237-го и 275-го пунктов узаконении, велено: хотя по свидетельским показаниям точно и открылось, что крестьянин Михайло Ветошкин таковые слова: бог де человека не спасает, а я де сам себя спасу, подлинно говорил, но как оныя слова прямо богохульные, кроме одново ево, только простолюдинам с родного невежества не заключают; крестьянин же Петр Кутергин о совращении жены своей в раскольническое заблуждение, хотя он ею в доме своем ко столбу привязывал, но как видно, сие он над нею учинил единственно в удержании ея от пьянства, для истрезвления и дабы она для онаго паки из дому своего не ушла, точно недоказазан, для того не чиня более по сему делу производства, сообщить в Вятское наместническое правление с тем, дабы оное благоволило чрез кого следует мирским начальникам о наблюдении над означенными Ветошкиным и Кутергиным, чтоб они ни под каким видом никого не только сторонников но и ближних
11
своих и родственников православных церкви Христовой людей в свое заблуждение не склоняли и подобных вышеописанным в соблазн простейшему крестьянству поступков и несмысленных и неосновательных по невежеству своему разглагольствии отнюдь не чинили, накрепко подтвердить, а ву Нолиноское духовное правление послать и послан указ коим велено всем священно-церковнослужителям строжайше подтвердить с подпискою, дабы они ни под каким видом в слова простолюдинов, а паче находящихся в заблуждении невежестве крестьян ничего к себе кроме одного невежества и глупости крестьянской не означающие отнюдь не вступались и ни малейшеих к тому прицепок не делали, а единственно б только старались во всякое удобное время где благопристойность места позволить впадших в заблуждение невежества крестьян не строгостью и принуждением, но апостольским учением и усердным настоянием со всякою кротостью, долготерпением и пастырскою любовию с явными доводами из священного писания от их суемудреннаго размышления отвращать, и ко присоединению православной вере и церкви Христовой приводить, а для большаго побуждения их вести жизнь свою непорочную и добродетельную и быть примером благочестия, в случае их упорства и несклонности не токмо насилия и притеснения , паче же истязания не чинить, но и видов грубых и огорчений кои могут вместо приобретения
12
навести большее им отвращение отнюдь не показывать, а оставлять таковых времяни, памятуя, что дело и звание священническое состоит в преподавании здраваго и внятнаго учения, а обращение сердец человеческих есть дело божие. Сентября 6-го дня 1791-го года
Спаский протоиерей Агафонник
Регистратор Тимофей Юферев
-----------------------------
1
№3340 11 сентября 1791
Слушано 11 сентября за №1539-м.
Из Вятской Духовной Консистории в Вятское наместническое правление
Июля 16 дня сего года по данным в духовную консисторию Вятского Наместничества Нолинской округи Ботылинской волости ясашной крестьянин Иван Миронов сын Шмаков доношением объява, как де небезизвестно оной консистории, что находился он Шмаков по производившемуся раскольническому делу еще в прошлом 782 году, по коему не дождав решения в 783 году по некоторым обстоятельствам отлучав в город Санкт-Петербург, где пробыл во первых до 787 года, а во оном возвратясь в свое селение для свидания с домашними своими и поправления дому, в коем прожил с два года с лишком без всякого и ни от кого притеснения, а потом в 790-м году и вторично по надобности во оной город Санкт-Петербург уехал, где и пробыл до сего 791-го , а сего года в июне месяце явясь он Шмаков в дом свой, а по явке уведомлен что дело об нем Шмакове в консистории ещё не решено, ибо он требуется присылкою указами правления наместническаго и верхней расправы, чрез земской суд для отсылки в оную консисторию, просил производившееся об нем Шмакове дело решить и по решении ево учинить свободным резолюции, а по справке в консистории оказалось присланным во оную села Кырчанского Богоявленской церкви от священно- церковнослужителей доношениями представлено: 1-м 781-го июня 28 находящиеся де во оном Богоявленском приходе
2
Нолинской округи, деревни Кисаревской крестьяне Емельян Макаров сын Чулкин и Филимон Артамонов сын Ветошкин наваждены будучи раскольническими бреднями той же округи Сретенской волости, деревни Зубаревой ясашнаго крестьянина Иоанна Миронова в горшее пришли заблуждение тако, что не стали ходить на славословие божие, целовать крест господен, руки священнической удаляся и явно оказывать отступничество от церкви, от чего отвратить их им священно-церковнослужителям стало невозможно; 2-м 732-го апреля 18-го находящаяся в означенном Кырчанском Богоявленском приходе деревни Кисаревской умершаго черносошного крестьянина Аники Чулкина жена Евдокия Васильева дочь, на спрос их священно-церковнослужителей письменно показала, как означенной ее муж Аника 788-го года марта с первых чисел заболел, то зараз свекор ее Емельян Чулкин по раскольнической своей прелести призывал в дом свой Нолинской округи деревни Зубаревской Ивана Миронова для того единственно чтобы ево Анику по своему расколу при смерти перекрестить, почему оной Иван Миронов перекрестить ево и усиливался, однак он по их прелести не перекрестился, после чего в скорости и умер; 3-м – 782-гох годов октября 17-го числ, означеннаго де Кырчанскаго Богоявленскаго прихода многия из приходских людей крестьяне совратились от правоверия в раскольническое заблуждение, а главная оному расколу между теми прихожанами причина –
3
Вятскаго наместничества Нолинской округи Сретенской волости деревни Зубаревской ясашной крестьянин Иван Миронов, которой разъезжая тайно Кырчанского прихода по деревням разсевает раскольническое учение, дает очистительные родильницам молитвы, нарекает младенцам имяна, перекрещивает болных и прочие исправляят требы по которым доношениям по силе утвержденных Его Преосвященством Духовной Консистории определениев о присылке означеннаго состоящаго в раскольническом заблуждении крестьянина Иоанна Миронова для увещевания и взятия от него надлежащего допросу при депутате, в Вятское наместническое правление сентября 28-го, ноября 6-го, октября31-го и ноября от 16 числ 782-го года сообщено, но оной Миронов и поныне из наместнического правления присылан не был, то ныне по утвержденному Его Преосвященством Духовной Консистории определению вышеписанному крестьянину Ивану Миронову сыну Шмакову, как он в консисторию сам явился, при определенной со стороны светской депутат Вятской верхней Расправы 1-го Департамента сельском заседателе Захаре Овчинникове Консистории в присудствии и обращении ево на путь правый с доводами из священнаго писания довольное чинено было увещание, но он Шмаков нимало невзирая на оное остался при прежнем своем заблуждении вовсе непреклонным, а против выше писанных доношениев оной Шмаков допросом показал: отроду ему Ивану 45 лет, в штрафах
4
пороках и подозрениях не бывал, наперед сего он Иван в приходе состоял села Ботылинского Иоанновской церкви, у исповеди и святаго причастия от рождения своего ни одного разу не бывал родные ево Ивана отец и мать были правоверные [кои уже помре], а он Иван в 770-м году вступил по самопроизвольному своему желанию в старообрядство, будучи в разных низовых городах от чтения старопечатных разных книг, и ныне он Иван от старообрядства отстать не желает, и остается в оном навсегда, в 781-м году находящихся в Кырчанском Богоявленском приходе Нолинской округи деревни Кисаревской крестьян Емельяна Макарова сына Чулкина и Филимона Артамонова сына Ветошкина он Иван раскольническими бреднями не навождал, в 782-м году означенный Емельян Чулкин для перекрещивания сына своего родного Анику бывшего в болезни в доме к себе ево Ивана не призывал и сам собой он Иван к нему Емельяну для того перекрещивания не бывал, и к перекрещиванию означенного Анику он Иван не усиливался, того же 782-го года вышеписаннаго Кырчанского Богоявленнаго прихода по деревням тайно он иван не разъезжал, очистительных родильницам молитв не давывал вновь рожденным младенцам имян никогда не нарекал
5
больных не перекрещивал, и прочих по раскольническому обряду треб не исправлял, того ради по Ея Императорскаго Величества Указу с утверждения Его Преосвященства в Духовной Консистории определено: как означенной состоящей в раскольническом заблуждении крестьянин Иван Миронов сын Шмаков по учиненном в консистории увещевании остался при прежнем своем заблуждении вовсе непреклонным, а против вышеписанных представлений ни в чем он Шмаков признания не учинил, для того на основании Указов 722-го июля 16-го – 7 –го пункта и 765-го годов декабря 27го числ, по сему Делу не чиня в консистории производства сообщить в Вятское наместническое правление с тем, дабы оное благоволило чрез кого следует мирским начальникам о наблюдении над означенным Шмаковым. Чтоб он ни под каким видом никого не только сторонних, но и ближних своих и родственников от православной церкви Христовой в свое заблуждение отнюдь не склонял
6
и неосновательных по невежеству своему и суемудренных разглагольствий простому крестьянству не чинил, о том накрепко подтвердить сентября 6-го дня 1791 года Спасский Протоиерей Агафонник.
Колегской регистратор Тимофей Юферев.
Василей Протопопов.
-------------------------
1
6 октября 1791
В Вятское наместническое правление,
Из Нолинского нижнего земского суда Рапорт.
Нолинского нижнего земского суда присутствующие слушав дело наченшееся с присланного из Вятского наместнического правления указа по поводу полученного в него из Вятской духовной консистории сообщения с представлением Нолинского духовного правления, а во оное с дошедшаго села Ясашной Лудяны Богородской церкви от священно-церковнослужителей рапорту изъясняющему о совратившихся от правоверия крестьянах починка Брюхановского Мокее Семенове Фофанове, с женою Марфою и дочерью которые перекрещены в нынешнем 790 году и дано имя ему Парфен а жене Марья, еще починка против Зыкова Аверий Евстафиев Решетников которай был в староверии и мая 24 числа помер от … дней за шесть также перекрещен и дано имя Константин, слухом те священно-церковнослужители уверяются .
2
Уверяются, что оные люди перекрещены Нолинской округи Батылинской волости деревни Кутаревской крестьянами Иваном Мироновым, деревни Сухаревской Кондратием Постниковым, да Уржумской округи Ситминской волости Епимахом Черезовым стоварищи, ис коих оные трое называются попами и Черезов над мертвым телом в доме Решетникова отпевал, причём были люди починка Зыкова, а другова - против Зыкова и других починков, а сверх их ещё совратили от правоверия починка по Большому Логу вдову Устинью с сыном Дмитрием и с детьми Матроной, Венедиктом и Катериной, почему повелено: во-первых, здешнему Нолинскому земскому исправнику разведать, подлинно ль означенные крестьяне перекрещены теми, называющими попами, и из них Черезов чинил над мертвым телом отпевание и буде по разведыванию сие откроется, то над теми лживыми попами учинить изследование и буде они окажутся виновными в том или в разврате правоверия, то оных отослать к к поступлению по законам в расправу, а потом
3
судом внушить таковым заблудшимся, что когда они будут от священно-церковнослужителей увещеваемы по обращению, то б ни под каким видом грубостей, невежества, а тем менее каково либо злословия не оказывали, а выслушивали б увещевания с терпением и радостию, по которому указу для выше изъясненного разведывания земской исправник в подлежащие места и от правления, откуда возвратясь в данном суду предложении изъявил, что в выше изъясненной аше оных опомянутых совратившихся из правоверия в раскол и совратителях во оный также и во отпевании над мертвым телом Решетниковым разведывание чинить; но чтоб Фофанов з женою и Решетников от правоверия совращены и перекрещиваны, выше писали, были крестьянами Мироновым, Постниковым, Черезовым, того не открылось, а только показали Ясашной Лудянской волости крестьяне Степан, Гаврило, Мартын Решетниковы, Степан Зыкин , жена Нефеда Решетникова, жена Марфа Нестерова, Родиона Решетникова жена Анна Семенова, Семена Гноева? жена Евдокия Кириллова , Федора Решетникова
4
жена Катерина Козмина дочь, что по смерти Аверкия Решетникова вышеписанной Епимах Черезов в доме ево был и над мертвым телом молеся в землю. При возжении восковых свеч и раздаче оных хозяйским сыном всем в доме бывшим молитву отче наш читал седия? чего они не знают; а потому и предлагал, чтоб показанного Черезова от Уржумского суда земского вытребовать к себе и по присылке учинить по показанию вышеписанных крестьян в чтений над мертвым телом и не чинил ли еще чего, более незаконного нам оснований и изследование и по изследований, ежели кто окажется виновным отослать куда надлежит к законному суждению по коему предложению Нолинской округи Ясашной Лудянской волости крестьяне , а совратившихся в раскол раскольников соседей Степан, Гаврило, Мартын Решетниковы, Степан Зыкин, жена Нефеда Решетникова, жена Марфа Нестерова, Родиона Решетникова, жена Анна Семенова, Семена Гноева жена Евдокия Кирилова, Федора Решетникова жена Катерина - Козмина дочери, по христианской совести опрашиваемы, то показали: что перекрещиваемы починка Брюхановского крестьянин Мокей Фофанов з женою ,
5
еще починка против Зыкова Аверкия Решетникова крестьянами Ботылинской волости Иваном Мироновым, Кондратием Постниковым, Уржумской округи Епимахом Черезовым ими не перекрещиваемы, они не знают и ни от ково о том не слыхали, толко по умершем показанного крестьянина Аверкия Решетникова в доме ево Епимах Черезов был и молясь в землю над мертвым телом того Аверкия, привозжел восковых свеч и раздал оных хозяйским сынам, всем в дому бывшим молитву отче наш читать, а для чего они не знают, сверх онаго пения никакого не было, а присланной из Уржумского земского суда по сообщении на требование суда сего упоминаемый расколник Епимах Черезов допрашиваем и показал, 780 года Нолинской церкви Лудянской вотчины крестьянина Аверкия Решетникова равно и никого он не перекрещивал и в раскол не совращал и в доме над мертвым телом того Решетникова не отпевал и свеч бывшим в то время никому не роздавал, а только будучи он в доме у оного Решетникова для пол(к)утчеи – был(к)ов, по приходе в избу прочитал молитву отче наш, простился с помянутым Решетниковым,
6
где побыв недолго и уехал в свой дом, чего в достоуверение , а равно и отобранного засим исправником показания совратившихся ис правоверия в раскол раскольников соседи Степан, Гаврило, Мартын Решетниковы, жена Нефеда Решетникова, жена Марфа Нефедова, Радиона Решетникова жена Анна Семенова, Семена Гноева жена Евдокия Кирилова, Федора Решетникова жена Катерина - Козмина дочери, по приведении к присяге спрашиваемы и показали перекрещиваными починка Брюхановского крестьянином Мокей Фофанов з женою, еще починка против Зыкова Аверкий Решетников, крестьянами Ботылинской волости Иваном Мироновым и Кондратием Постниковым, Уржумской округи Епимахом Черезовым - или неперекрещиваемы они не знают и ни от кого о том не слыхали, толко по смертви показанного крестьянина Аверкия Решетникова в доме ево Епимах Черезов был и молился в землю над мертвым телом того Аверкия при возжжении восковых свеч крестьян оных
7
хозяйским сыном, в сем дому бывшим молитву отче наш читал, а для чего они не знают и сверх того пения никакого не было, а показанного умершаго расколника Аверкия Решетникова сын ево родной Аверий Решетников перекрещиван никем не был и по смерти ево над мертвым телом никто не пел песен, а толко был в доме у него Уржумской округи крестьянин Епимах Черезов и молился в землю над мёртвым телом при возжении, когда повезли в село Лудяное для погребения, отче наш читал и оной Решетников севшим свечи раздавал и никакого пения не происходило. Кондратей Постников и Иван Шмаков при допросах в суде допрашиваемы и показали 790 года здешней Нолинской округи Ясашной Лудянской волости починка Брюхановского Мокея Фофанова с женою Маврою и дочерью не перекрещивали и имя Мокеево Парфеном , а Мавре –Марьей не давали, также и починка против Зыкова состоящего в правоверии мая 24 числа за 6 дней перед смертью Аверкия Решетникова не перекрещивали, имя
8
Константином не давывали или то перекрещивали , а имя давали - не видали и не знают. В повальных же обысках о вышеписанных расколниках Постникове, Яшманове от петидесети двух человек сказано, что они о штрафах знали и наказанием не бывали и ис правоверия в раскол никого не совращали, и раскол нического учения никому не преподавали и с тем никого к ереси не привлекали. Определено: хотя упоминаемые села Ясашной Лудяны, Богородской церкви священно и церковнослужители рапортом своим и доносили Нолинскому духовному правлению и оной духовной консистории , консистория от наместничнского правления требовала изследования от выше изъяснений всех совратившихся из правоверия в раскол крестьянах Мокее Фофанове сотоварищи по проискам и прелщению крестьян состоящих в расколе: Ивана Миронова сына Шмакова, Кондратия Постникова и Епимаха Черезова также и в перекрещивании
9
их оными расколниками и во отпевании над мертвым телом Аверкия Решетникова Черезовым, которое и произведено судом сим, но чтоб оныя Шмаков, Постников и Черезов, значушихся тех в сем деле крестьян, действително ис правоверия в раскол обратили или перекрещивали, также и над мертвым телом Решетникова делал отпевание Черезов не открылось нимало и по следствию виновными не найдены и для того их после воинских процессов 2-й части 5-й главы 9-го и 10-го - и всемилостивейшаго Ея Императорскаго Величества 763 года февраля 10 дня манифеста - 3-го пунктов ис под следствия освободить, и оставить их в своем жителстве, которые и оставлены, чего для ведома и мирским началникам тех волостей предписать и предписано указами. А о Черезове по состоянию ево в Уржумской округе тамошнему земскому суду дать и дано знать (в) сообщениях, а что б расколники когда бывают
10
от священно и церковнослужителей увещеваемы к обращению из раскола в правоверие что б, слушали оное со вниманием терпением и радостию, а не злословием. Всех ва(о)ла(о)стей мирским начальникам предписать указами и спрашивать всего дела. Вятскому наместническому правлению представить в рассмотрение рапортом, о чем сей суд и представился.
Сентября 26 дня 1791 года
-------------------------------
1791-го года октября 27 дня по указу Ея Императорскаго Величества в Вятском наместническом правлении по трем сообщениям Вятской духовной консистории коими изъясняя в разсуждении расколников Нолинской округи 1- Кырчанского приходу деревни Кисаревской о Михаиле Ветошкине и деревни Плеснинской Петре Кутергине, 2- Лудянской экономической волости Карповскаго Займища о Сергее Кулетине, 3- Ботылинской волости о Иване Шмакове в разсевании ими расколнического своего учения между правоверными требуется от наместнического правления, чтоб благоволило подтвердить мирским начальникам дабы они наблюдали над означенными раскольниками, чтоб они ни под каким видом никого не только сторонних, но и ближних своих родственников от православной церкви христовой в тое заблуждение отнедь не склоняли и не основателных по невежеству своему и суемудренных разглагольствий простому крестьянству не чинили. Приказали: как по случаю нахождения Нолинской округи разных расколников за недачу родившихся у них детей покрещению и в неотпускании детей же в церковь на молитву, к исповеди, к святому причастию, а одним Филимоном Ветошниковым в разсевании расколнического учения между правовенными в вятской Уголовного Суда Палате под следствием в полученном Господином здешним Генералом Губернатором и ковалером ? Указе из правителствующаго сената от 9 июля 1787 года с котораго в наместническое правление от Его Сиятельства при предложении препровождена копия, предписано: как по силе изъясненных во оном указе высочайших указов такого рода люди долженствуют в принятых ими правилах и обрядах остатся в полной свободе то оныя и освобождены от следствия без всякого наказания. Ав разсуждении Ветошкина повелено дабы он впредь расколнических при правоверных чрез что может иногда произвести между ими собразн и восполедовать? Санное? Развращение не чинил обязать ево подпискою с тем что естли он впредь в таковых обстоятелствах доказанбудет то поступится с ним как с неисполнителем закона почему в ходствие? требования духовной консисториикак оное есть законно предписать по ведомству означенных расколников Нолинскому нижнему земскому суду указом с сказанием чтоб оной подтвердилозначенным расколникам Ветошкину, Кутергину, Кулепину, Шмакову с подпискою наистрожайщей чтоб они ни под каким видом никово ис правоверных в раскол не совращали в чем приказало в суде земском смотрение мирскими их началниками и притом бы внушили тем расколникам что ежели они засим изъявят себя в разглашении учения своего между правоверными, то отданы будут к суждению за по силе закона о чем к сведению духовной консистории и дать знать надлежащим отписыванием. Подлинной подписали Федор Желтухин, Федор Степанов
Скрепил секретарь Петр Сычугов.
Исполнено 31 октября Указ послан под № 21892-м
Сообщено под №21893-м
-----------------------------------
17 ноября 1791
В Вятское наместническое правление,
Из Нолинского нижняго земского суда,
Рапорт о получении Указа Ея Императорскаго Величества Указ
Из Вятского наместнического правления от 31 октября под №21892-м о подтверждении раскольниками Нолинской округи Кырчанской Михаилу Ветошкину, Петру Кутергину, Лудянской Экономической Сергею Кулетину, Ботылинской волостей Ивану Шмакову с подпиской наистрожайще, что они ни под каким видом никово из правоверных в раскол не совращали и о приказании мирским их начальникам наистрожайще иметь за ними смотрение по внушении тем расколникам, что ежели они и засим изъявят себя в разглашении учения своего между правоверными, то отданы будут пот суждение. Зато по силе законов в сем суде сего ноября 6 числа полученых и по оным определено: о получении Указа в Вятское наместническое правление отрапортовать, а о подтверждении вышеписанными расколниками о не совращении из правоверных в раскол ни под каким видом с подпиской и о смотрении за ними тех волостей мирскими начальниками наистрожайще предписать Указами.
Исправник Федор Студени…
Сельский заседатель Петр Швецов
№ 1116
Ноября 7 дня 1791 года
Секретарь Дмитрий Крашихин
Канцелярис Сидор Загаре…
---------------------------------
№3139 12 июля 1792
В Вятское наместническое правление Из Уржумского нижняго земскаго суда Репорт о получении указа.
Ея Императорскаго Величества дубликатной указ из онаго наместнического правления от 16 июня под №7871-м о вытребовании отобранных здешним судом Уржумской округи Ситминской волости деревни Заполской от расколника Епимаха Черезова книг: Псалтыри, Часовника, и выписи ис Кормчеи книги отосланных к рассмотрению в Уржумское духовное правление из онаго правления и о присылке в оное наместническое правление при репорте сего июня 24-го числа в Уржумском нижнем земском суде получен, а по справке в сем земском суде , что по постановленной на прежде полученной из онаго наместнического правления от 19 ноября 1790 года под №21895 Указ резолюция о присылке отосланных к рассмотрению оных книг в сей суд в Уржумское духовное правление было сообщено, но на оное и поныне от онаго духовнаго правления тех книг в присылке в сем суде не имеется. И по оному Ея Императорскаго Величества Указу определено оной указ записав сообщить и протчим в столп и о получении в наместническое правление с прописанием оной справки отрепортовать, а о присылке отосланнх и рассмотрение оных книг в сей суд еще вторично в УУржумское духовное правление сообщить и что потом уведомление окажется наместническом правление со обстоятелством дость репортом.
Дворянской заседатель Матвей Самар…
В секретарион…
Канцелярист Иона Стефанов.
Июня 26 дня 1792 года.
-------------------------

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.