Бездомовые крестьяне в Яранском уезде

upd 08.02.2026: добавлены сведения из росписи 1804 и метрик 1764-1787

Разбирая фамилию Коряко́вых из деревни Поповка Яранского уезда, я обнаружил семьи, которые хаотично перемещались по исповедным росписям, исчезали из них, а потом снова возникали. Они могли быть записаны в своем хозяйстве, а позже в составе чужого. Две таких семьи со временем оказались бездомовыми, и в росписях их учитывали в конце, отдельно от всех деревень. Судя по всему, изначально свое хозяйство у них было, но затем они его лишились и, видимо, впали в нищету. Не имея своего дома, какое-то время они жили в другой семье. Если же они записаны как бездомовые, то понять из документа их реальное пристанище невозможно. 

Одна семья происходила от Алексея Мартьянова Корякова. Его дочь Варвара родилась в 1738 году, еще до переезда семьи из деревни Янбаева в Поповку. Примерно в 1760 она вышла замуж за Евдокима Алексеева Рыжакова и перебралась в деревню Округа. В 1766 она, муж и двое детей записаны как самостоятельное домохозяйство. Однако, уже в 1770 они числятся у Семена – старшего брата Евдокима. В 1780 этой семьи нет ни у брата, ни вообще в росписи деревни. В 1790 их (на тот момент 10 человек) можно обнаружить в перечне бездомовых крестьян деревни Округа. Через 5 лет овдовевшая Варвара с детьми оказалась среди бездомовых крестьян Ваштрангского винокуренного завода. Деревня Ваштранга относилась к Кикнурской волости и от нее до Округи примерно 35 километров на северо-восток. Но реальным местом жительства была другая деревня, т.к. в ревизии 1811 года про Евдокимова внука Василия Наумова сказано, что по указу Вятской казенной палаты он переселен в деревню Подашеву. Сейчас это часть села Кикнур рядом с Ваштрангой. Сведения о месте жительства есть только для Василия, т.к. другие мужчины из семьи Евдокима к тому моменту умерли, а женщин в этой ревизии нет. Но, очевидно, Василий был переселен не один, а в составе семьи. В 1825 году среди "в Ваштранском винокурном заводе живущих економических крестьян" находим Василея Наумова Рыжакова 35 лет, семьи нет. 

Еще одна бездомовая семья была у Григория Григорьева из второй ветви Коряковых. Григорий перебрался в Поповку из деревни Володинской до 1748 года. Как и Рыжаковы в Округе, в 1766 его семья записана отдельным домохозяйством. Но в 1770 эти же люди значатся у Прокопея Ульянова Коновалова, хотя в Поповке живет Григорьев родной брат Роман. Почему они там оказались? В доме Прокопея также живет и его брат Афонасей с женой Ириной Григорьевой. В первой версии этого текста я предположил, что, судя по отчеству, Ирина может быть сестрой Роману и Григорию. Но позже выяснилось, что она происходит из деревни Шешурга и к Володинским Коряковыми отношения не имеет. Поэтому причину, почему Коряковы жили у Коноваловых, назвать не могу. В 1780 Григорьева семья числиться уже отдельно, среди бездомовых. К 1795 году, как и Рыжаковы, они все (12 человек) были переселены на работу в Ваштрангский винокуренный завод. В ревизии 1811 года сведения есть лишь о сыне Григория Алексее и внуке Тимофее, и сказано, что по решению Вятской казенной палаты они переселены в деревню Ваштрангу. К 1825 году от семьи Григория там остался лишь внук Тимофей Иванов с женой и дочерью. Возможно, в этой семье были и другие дети, т.к. в 1891 году в Ваштранге записаны две семьи с фамилией Корякин. Может быть это измененное написание исходной фамилии Коряков. 

Не слишком удачно сложилась жизнь и в семье Григорьева брата Романа. K 1780 Роман умирает, и его вдова Евдокия с детьми живет своим хозяйством. Затем, в 1795, старший сын Романа Данил записан отдельно от матери. В 1800 году Евдокия с семьей младшего сына Никифора проживает у Никиты Дмитриева Репакова. Получается, что у Данила есть свое хозяйство, но его мать и младший брат живут в той же деревне, но в чужом доме. Как и 30 лет назад, повторяется история семьи Григория. Почему так получилось? Думаю, что из-за бедности. В доме Данила просто не было места, а небольшое хозяйство могло прокормить лишь одну семью, и поэтому его близкие родственники вынужденно скитались по чужим углам. Однако, если посмотреть на семью Никиты Репакова, то можно предположить, что он и Никифор Коряков были не чужие люди. Жену Никиты звали Параскева Стефанова, а жену Никифора – Фекла Стефанова. Может они сестры? Смущает разница в их возрасте – 58 и 35 (в 1800 году), но, возраст 58 лет может быть и завышен. Вскоре Никифор и его жена умерли, а их дети (как минимум двое) оказались в других семьях, одного сына забрали в рекруты. 

Обращает на себя внимание система учета прихожан. И Рыжаковы, и Коряковы, переселенные в Кикнурскую волость, продолжали числиться в исповедных росписях родной церкви села Лом, хотя Ваштранга и Подашева относились к другому приходу. Более того, они переселились в новое место до 1795 года, но в росписи 1800 Варвара с семьей числится не в Ваштранском заводе, а среди "не имеющих домов крестьян деревни Округи", Коряковы же – деревни Поповки. В 1804 обе семьи снова записаны как "в Ваштранском винокуренном заводе живущие". Сомнительно, что они туда-сюда переезжали. Скорее всего, составитель росписи имел в виду не реальное место нахождения, а деревню, откуда они происходили и прихожанами какой церкви оставались. 

В ревизии 1811 года дети Евдокима Рыжакова Андрей и Наум записаны как умершие в 1805 и 1808 годах, соответственно. При этом, за период с 1803 по 1810 таких записей о смерти в метриках Ломовской церкви нет. В росписи 1804 у Андрея и Наума значатся вторые жены, но записей об этих браках в период 1800-1804 в метриках Ломовской церкви также нет. Следовательно, в исповедных росписях их учитывали в одной церкви, а факты смерти и брака зафиксировали в метриках другой. Подтвердить это не могу, т.к. документов из Ваштранги у меня нет. 

Позднее Ваштрангские Коряковы и Рыжаковы из росписей Ломовской церкви исчезают, и в 1837 и 1843 их там нет.

Схема ветви Варвары и Евдокима Рыжаковых:

- Мартьян Никифоров? Проскуряков? (...<1716)
    1- Алексей Мартьянов Коряков (1713...10.08.1784) + Мария Кирилова (д. Ивановы 1703...>1766<1770) (1744 д. Янбаева >> д. Поповка)
        2- Варвара (1738... нет в 1804) (д. Поповка >> д. Округа) + Евдоким Алексеев Рыжаков (1738...<1795) в 1770 и позже бездомовые >> д. Подашева
            3- Андрей Рыжаков (1760...1805) + Екатерина Михайлова (1761... нет в 1804) + Анисья Флорова (1776... нетв 1825)
                4- Павел (1782... нет в 1795)
                4- Параскева (1783... нет в 1804)
                4- Ефросинья (1785... нет в 1804)
                4- Акилина (1798... нет в 1825)
                4- Евдокия (1803... нет в 1825)
            3- Митрофан Рыжаков (1762... нет в 1770)
            3- Наум Рыжаков (1765...1808) + Евдокия Андреева/Кондратьева (1768... нет в 1804) + Гликерия Петрова (1772... нет в 1825)
                4- Василей (1792...)
            3- Иван Рыжаков (1770... нет в 1795)

Схему семей Григория и Романа Коряковых см. здесь. Там же перечислены обозначения и использованные документы. 

Комментарии

Аватар пользователя Елена Азизова

а вот интересно, меня по одной ветка, которая исследована, в семье на протяжении дай бог лет десяти проживала семья, и в деревне таких фамилий как  них не бло никогда.... это тоже могут быть бездомные?Котельнический уезд

То, что семьи были бездомовыми - это не мое предположение, а сведения из росписи. Они были названы так составителем и учтены отдельно от всех. Примеров того, как разные семьи записаны в одном домохозяйстве, гораздо больше, а позже они разделялись, но в категорию бездомовых не попадали. Думаю, что по-настоящему бездомовых было совсем мало. У меня на две деревни нашлись всего две таких семьи. Если семьи не названы так в документе, то я бы не стал причислять их к бездомовым. А то, что разные семьи живут вместе, говорит скорее о том, что они могут быть какими-то родственниками. 

Аватар пользователя Елена Азизова

спасибо за пояснения

Мне приходилось в своем приходе в исповедных росписях конца 18 в. встречать похожую категорию, в конце росписей записанных под заголовком "Неймущие междворные". Причем там в списке необязательно только вдовы или бобыли, а встречаются полные семьи. Первоначально я думал, что это только что переселившиеся откуда-то, но пока не получившие от Казенной палаты указ на обзаведение домохозяйством. Иногда их записывали при мельнице (возможно, как бобыли, работали на ней). Позднее многие из них оказывались в соседних деревнях в своих дворах записанные.

В ревизских сказках междворные также встречаются. Например, в 1 ревизии:

"в ней живут бобыли междворные кормятца черною работою": 2020370

"ныне в тех наших в монастырских деревнях и при мельницах явились Вятцкого ж уезду междворные люди, которые своих поместей и пашен не имеют, а живут переходя ис стану в стан и из деревни в деревню, а какого звания иные перехожие люди и скольки лет о том при сей скаске объявлено ниже сего": 2020908

И в конце ревизии: 

4475056   [Итого]

"Итого умерших 10, беглых 23, всего 33 души, // за оных подушных денег имеетца взять на год семигривенных 23 рубли 10 копеек, четырегривенных 13 рублев 20 копеек, а таких денег с 724-го году и поныне платежа не бывало и платить за них некому понеж разночинцов мало счисло, и те люди неимущие скудные бездомовные ис токмо за них платить нам оставшим за себя за нищетою исям для того что от посаду выключены за нищетою особливо".

Как я понял из этой записи, их приписывали к общине и община обязана была платить за них подать.

 

Аватар пользователя Елена Азизова

получается искать надо по женским линиям,со стороны жен