Вишкильская вотчина первой половины XVIII века

Административным центром всей Вишкильской округи в начале XVIII века было село Богородское (позднее стало именоваться с. Вишкиль). Согласно территориальному делению того периода, с. Богородское со всеми близлежащими деревнями и починками именовалось «Вишкильской вотчиной». Вотчина – это наследственное земельное владение. В данном случае она принадлежала Успенскому Трифонову монастырю.

По поводу даты основания с. Богородского существует две версии. Первая версия – в 1634 г.[1], вторая – в 1711 г. Однако подтверждающих данных той или иной версии найти не удалось. Исходя из совокупности фактов таких, как отсутствие упоминания села Богородского в Переписной книге 1678 г. Михаила Петровича Воейкова и подъячего Федора Прокофьева, Переписи 1710 г., а также фактическое проживание ряда жителей Вишкильской вотчины на 1678 г. и на 1710 г. в других населенных пунктах (Орловской уезд, Слободской уезд, Юрьевская волость Котельничского уезда), можно сделать вывод, что заселение Вишкильской вотчины происходило примерно в 1700 - 1710-х гг.

На 1722 год в Вишкильской вотчине насчитывалось 321 житель мужского пола, которые проживали в 23 дворах[2]. Столь небольшое количество дворов на такое количество жителей обусловлено тем, что в этот период очень частым явлением были так называемые «половники» (издольщики), т.е. крестьяне, которые не имели своей земли и за пользование землей других землевладельцев несли повинности (доля урожая от половины до двух третей, полевые и строительные работы, деньги и др.). Половниками становились в большинстве своем малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Примерно в этот период времени они юридически сливаются с черносошными крестьянами (о чём свидетельствуют материалы ревизий следующего периода), но у своих временных хозяев оставались на положении крепостных. Помимо половников, нередко встречались и наёмные работники. Так, в 1722 году в Вишкильской вотчине проживало 13 половников и 10 срочных работников.

Всего же в этот период Вишкильская вотчина состояла из с. Богородского и 13 населенных пунктов[3]:

  1. Деревня, что была починком Глушковых (д. Глушковская, Харичи)
  2. Починок Курбатовского Пахомья (поч. 1-й Курбатовский, Пасынковы (?))
  3. Починок Займище Недуговых (поч. 1-й Недуговский, Мишотины)
  4. Починок Ивана Спирова (поч. 1-й Спировский, Лебеди)
  5. Починок Бажгалинской (д. Бажгалинская, Гороховы)
  6. Починок Шеболтыховской (поч. 1-й Шеболтыховский, Шалагиновы)
  7. Деревня Смирновых (поч. 1-й Смирновский, Анисименки)
  8. Починок Глушковской (поч. 1-й Глушковский, Рогожники, Баераки)
  9. Починок над речкой Березовской (д. Березовская, Бобровы)
  10. Починок Челноковской (поч. 1-й Челноковский, Смирновы)
  11. Починок Лоскутовых (д. Хазовы, Хазовщина, Хазы)
  12. Починок на устье Вишкиля речки (?)
  13. Мельница над речкою Вишкиль Церковная (д. Церковная (?))

Самым населенным из вышеперечисленных починков в 1722 г. был Починок над Речкой Березовкой (насчитывал 60 душ мужского пола), на втором месте – починок Лоскутовых (46 душ м.п.), на третьем – Деревня, что была починком Глушковых (43 души м.п.) и только на четвертом месте само село Богородское, в котором проживало 36 душ мужского пола. Надо понимать, что первая ревизия 1722-1727 гг. фиксировала лишь мужчин, таким образом фактическое население того или иного починка было примерно в два раза больше.

Можно однозначно утверждать, что названия таких населенных пунктов, как Деревня, что была починком Глушковых, Починок Курбатовского Пахомья, Починок Ивана Спирова, деревня Смирновых, Починок Глушковской и починок Лоскутовых были образованы от фамилий их основателей, в то время как починок Березовский – от названия географического объекта.

И последнее. Фамилии, появившиеся в начале XVIII в. в вишкильской округе в большинстве своём здесь закрепились (Вершинин, Пасынков, Минин, Рогожников, Евдокимовых, Лучинин, Глушков, Стариков, Валов, Мамаев, Шадрин, Липатников, Вохмянин, Ендаков, Спиров, Горохов, Смирнов, Росляков, Бобров, Суслов, Анофриев, Михалицын, Лоскутов, Гурьянов, Моколдин, Брагин, Гурдин, Захаров и др.), но некоторые уже к 1760-м годам навсегда исчезли из этой местности (Курбатов, Кобелев, Муралев, Тутубалин, Белокопытов, Тефяков, Ситников, Бушев и др.). К этому же периоду появляется новый починок – Грехневский (будущая д. Наговицыны), - основателем которого стал Трофим Грехнев.

Таким образом, как можно обратить внимание, очень многих ныне известных населенных пунктов ещё не значится. Например, починки 1-й и 2-й Морозовский (Конёвы и Морозовы), Матюгинский (Захаровы) образуются лишь в период между 1762 и 1782 гг. К тому же, исследуя историю конкретных фамилий, таких как Лучинин и Брагин, можно сделать вывод, что часть из них была не котельничского происхождения (например, фамилия Брагин сюда пришла, скорее всего, из Слободского уезда, а Лучинин – из Орловского уезда). В это же время фамилия Глушков была одной из самых распространённых в Котельничском уезде ещё в XVII в., а основатели д. Глушковы и д. Рогожники были уроженцами Юрьевской волости.

 

[1] Вишкиль (Богородское) [Электронный ресурс] / Родная Вятка. – Режим доступа: https://rodnaya-vyatka.ru/places/78109%20/. (Дата обращения: 06.09.2018 г.)

[2] РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1538, л. 222.

[3] РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1538, лл. 222 – 227 об.

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Ульяна, вы можете укарасить свой блог пользовательской картой с отмеченными на ней НП. Вам нужно пройти по ссылке "Добавить на сайт -> Пользовательская карта".

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Хорошо, я чуть попозже сделаю привязку

Аватар пользователя дядя Женя

Починок Курбатовский позднее назывался Вершинята.

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Евгений, 3-й Курбатовский - Вершинята, а 1-ый Курбатовский - всё же думаю Пасынковы. Точнее уверена. 

Аватар пользователя SV Vyatka

 

1. "Вотчина – это наследственное земельное владение"...

2. "она принадлежала Успенскому Трифонову монастырю".

1. Вотчина была дарована, находилась в управленческом владении вятского архиерея (принадлежала не лично архиерею, а архиерейскому дому).
2. К УТМ отношения не имела.

 

По началу XVIII века вполне органично в обзорном очерке поместить сведения из ЦПЛ с. Вишкиля, составленной священником М. Зубаревым и дополненной другими причетниками. Опубликована с купюрами на страницах ВЕВ (1911, №№ 22-23), в подлиннике не сохранилась. Там и про местные легенды и предания об основании села,  об убитом разбойниками священнике и проч. Большим подспорьем будут также "Грамоты и Акты Вятского архиерейского дома...".

Заселение пространств вотчины проходило вдоль по берегу р. Вятки крестьянами как подгородних котельничских деревень, так и переселенцами из Орловского уезда. По документам  учета населения 1 половины XVIII в. Кукарский и Яранский компоненты почти не прослеживаются. Семьи переселенцев по-долгу "не засиживались" на одном месте, переселялись в соседние архиерейские Соврижскую и Васильковскую вотчины, участвовали с середины XVIII века в расчистке так называемых Арбажских, Шембетских, Верхошуванских и Чистопольских починков. Движением вверх по течению правых притоков р. Моломы. Третья и пятая ревизии дают представление о генеалогических связях крестьян по жёнам, географии "сватовства", когда в дом приводилась нетолько невестка-мать будущих внуков, но и работница, плод союза крестьян-переселенцев из разных волостей, вотчин, уездов. Вспоминается сразу узость брачного круга среднестатистической крестьянской семьи начала ХХ века. А тут, порой, такая удалённость от родины суженной. Не романтика, чаще ситуационно - производственная необходимость:) В век крестьянской вольницы до проведения границ дач (генерального межевания), фактического объявления вне закона подсеки (оформление лесоохранительного законодательства в нач. XIX века, создания системы контроля за незаконными порубками в казенных дачах)...

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Сергей, пп. 1-2 принимаю, отредактирую.

По поводу статьи в ВЕВ: да мне её тоже подсказали. О таком источнике, как "Грамоты..." - не в курсе, обращу внимание. Спасибо за информацию. 

Ульяна, огромное спасибо за статью. Вы большая молодец!

 

Ульяна , спасибо Вам за статью .У меня несколько семей из этой волости .

Аватар пользователя дядя Женя

В переписи архиерейской Вишкильской вотчины 1722 - 1727 гг. 350-2-1538 в починке Курбатовском записан Федот Михеев сын Вершинин - 50 лет, у него сын Карп - 8 лет (л.197) (ок. 1714 г.р.) Около 1725 г. у Федота родился сын Яков. Его потомки переселились в поч. Долговской (Агафоновской). Павла Карповича сын Дмитрий и его потомки переселились в поч. Ванеевской (Заировской), оттуда - в Долговской и 2-й Забоковской (Вершинята). (ГАКО, ф. 237, оп. 71, д. 312 а). Эти населённые пункты в районе Козловажа (близ станции Ежихи). Из 2-го Забоковского (Вершинят) Михаил и Фёдор Ефимовичи переехали на самый юг Котельничского уезда в поч. при р. Лунгуже (Крапивинцы) прихода Караванской Николаевской церкви (ныне территория Тужинского района). Афанасий и Иван Карповичи жили во 2-м Курбатовском. Их потомки - в 3-м Курбатовском (Вершинятах) и Шабалинском. А предок, поселившийся в начале 18 века в Вишкильской архиерейской вотчине, Федот Михеев - это Мишка (Михей) Никитин сын Вершинин, который в 1705 году "с Вятки збёг безвестно". Родом он из деревни Никифора Вершинина Шалеговской волости. Брат его прапрадеда Ишуты Марко Вершинин ещё в 1602 году был одним из ходоков в Москву к патриару Иову за храмозданной грамотой на строительство Покровской Шалеговской церкви. Отец Марка и Ишуты Тит Мартьянов родился в деревне Мартьяновской, что на реке Моломе, в 2-3 км выше устья, известен тем, что за "нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы" получил от Ивана Грозного в 1551 году жалованную грамоту на Шабуровский остров между Вяткою и Моломою. Тит вместе со старшим братом Кашей Мартьяным (он также получил по жалованной грамоте Ивана Грозного в 1551 году луг ниже г. Котельнича) были сподвижниками вятского воеводы Бахтеяра Зюзина. Прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник), которое Тит Мартьянов получил после участия во взятии Казани и походов с Вятским полком на Астраханское ханство, и дало его потомкам ветвь Вершининых от рода Мартьяновых. (Грамоты и акты Вятского архиерейского дома, №№ 1 и 2).

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Евгений, я, конечно, не углублялась в историю рода Вершининых и не могу отрицать, что они пришли из Орловского уезда (скорее всего, где сейчас территориально расположен Оричевский район), но меня смутил тот факт, что Вы приравниваете имя Михаил и Михей. Если не ошибаюсь, то это совершенно разные имена... А то, что Тит Мартьянов стал Вершининым, это где-то зафиксировано в источнике?

Ещё момент: Вы обратили внимание, что первым в с. Богородском на 1722 - 1727 гг. упоминается поп Матвеей Вершинин? Возможно, вместе с ним и пришли Ваши Вершинины? Предполагаю, что именно он же упоминается в д. Что был поч. Иволгин Истобенского ТС на 1678 г. Вы не прослеживали их родственную связь?

Аватар пользователя дядя Женя

Что род Вершининых идёт от Тита Мартьянова, в этом нет сомнения. В грамотах и актах архиерейского дома есть более поздние документы по наследованию Шабуровского острова. В частности,под № 50 - "Деловая роспись Михаила Вершинина, Худяка и Алексея Мартьяновых о разделе по третям Шабуровскаго острова в Котельничском уезде, 7161 (1652) года ноября 17":

"Се яз Михайло Иванов сын Вершинин да яз Худяк Данилов сын Мартьянов, да яз Алексей Борисов сын Мартьянов розделили есми и росписали по своей любве, по государственной оброчной грамоте Шабуровский остров, рыбные ловли и сенные покосы, и бортное угодье на трое по третям...". В переписи Василия Отяева 1646 года все наследники Шабуровского острова фигурируют в деревнях Мартьяновской (родовом гнезде Мартьяновых) и Кириловской. При этом род Ивановичей записан: Михайло Иванов сын Мартьянов с детьми..., Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин с детьми, Васка Иванов сын Вершинин. Очевидно, каждый из братьев мог сообщить писцу своё прозвание (официально фамилии тогда не существовали) по прозванию предка. В данном случае выбор был за родовым прозванием: Мартьянов от имени Титова отца Мартьяна или Вершинин по прозвищу Тита (Вершина). Что Тит Мартьянов по статусу был Вершиной (вышестоящим, военачальником) сомневаться тоже не приходится. Ещё А.С.Верещагин писал о братьях Тите и Каше Мартьяновых в статье "Замечательные, но забытые вятчане" (есть в ТВУАК и "Памятной книжке и адрес-календаре Вятской губернии" за 1895 г. (отдел 4, исторические сведения, стр. 295 - 297). (Об истории рода можно прочитать в книге "Мы Вершинины потомки", отмеченной дипломом "Вятская книга года - 2015", есть в Герценке).
Надо отметить, что в очередных документах о наследовании острова Михайло Иванов сын Вершинин стал Мартьяновым. Это не удивительно, он был правнуком Тита Мартьянова, как тот был записан в жалованной грамоте, Тит на то время ещё не был Вершиной - взятие Казани и походы на Астраханское ханство были ещё впереди - но успел поучаствовать с вятским воеводой Бахтеяром Зюзиным в разгроме отряда крымских татар, которые бежали с Казани Отряд из 300 крымских татар был разбит, а высокопоставленные лица были взяты в плен и отправлены в Москву к Ивану Грозному (Никоновская и Львовская летописи). Сопровождал пленных Каша Мартьянов. Он и ходатайствовал о жалованных грамотах на Шабуровский остров для Тита и луг ниже Котельнича - для себя. Причём луг уже был на оброке за другими людьми. Иван Грозный удовлетворил просьбы Каши. А в его жалованной грамоте была приписка: "А наперёд того, сего же году, в генваре, дана была Каше на тот луг моя, царя и великого князя грамота жалованная такова ж, и ту дей у него грамоту взяли Казанская Черемиса за Устюгом на Кае реке, тогды как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным".
В переписи 1615 г. в деревне Мартьяновской живут Бориско и Ивашко Федотовы, в деревне Кириловской - Ивашка Федотова половник. Ветвь Гришки Федотова Вершинина - в Подрелье. Фомка Иванов (Вершинин) - в Котельниче, Мишка Иванов (Мартьянов) - в Мартьяновской.
По поводу Мишки - Михея. Нет под рукой переписей 1706 и 1710 гг., но, помнится, что Михей, сын Никитки Фролова, "с Вятки збёг безвестно" в 1705 году. А в 1678 г. у Микитки Фролова сын Мишка, у Мишки сын Гришка. В разных документах имена могли писаться по-разному. В Тужинском районе была деревня Вахренино. Основатель её Варфоломей Жданов, в простонародье - Вахреня.
Поп Матвей Петров сын Вершинин (1676) упоминается переписи священно-церковнослужителей 1720 г., у него сын Феоктист. Феоктистова дочь Домна, которая вышла замуж за Афанасья Васильева сына Спицына - прабабушка археолога, историка Александра Андреевича Спицына (В,Любимов). Лучка Феоктистов (1742), видимо тот самый дьячок, что был убит на Ижевском заводе Пугачёвым. От сыновей Якова Матвеева сына идут многочисленные ветви священно-церковнослужителей и не только. Из этого рода академик, основатель российской фармакологии, профессор Томского университета Николай Васильевич Вершинин. В селе Ацвеж династия служит 200 лет. А идет она от слободского "городового прикащика" Семейки Олексеева Вершинина, чей сын Иван Семёнов был дьяконом в Орлове и вернулся в Слободской, а его сын Дмитрий Иванов - подъячим в Хлынове. вишкильский поп Матвей Петров Вершинин - племянник дьякона Ивана Семёнова, позднее служил в Котельниче в девичьем монастыре. По куринским церковникам достоверно судить не могу, но то, что просвирницей там была вдова, Петровская жена, можно предполагать, что она жена Петра Семёнова, брата дьякона Ивана Семёнова. Ранее 1615 г. нет документов. Основные ветви (ещё В.Любимов собирал по метрическим книгам) прослежены. Все Вершинины этой династии сводятся к одному роду, в том числе и те, что вышли в дворянкское (казанское) сословие.

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Теперь всё более понятно. Евгений, спасибо за информацию!

Про Матвея тоже очень интересно. 

Спасибо большое Евгений Аркадьевич , за такой полный ответ по Вершининым ! Так как в своем родовом дереве дошел только до Федота Михеева Вершинина из поч. Курбатовского .

И еще я посмотрел в книге А. Угрюмова " Русские имена " . Так Михаил и Михей - могучий, умный , красивый . Это одно имя получается.

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Олег, спасибо за пояснение. Так постепенно и узнаем о всех первых жителях Вишкильской округи (имею ввиду, откуда именно пришли). 

Спасибо Вам Ульяна , что подняли эту тему !

Аватар пользователя дядя Женя

О Михее Вершинине. РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 1016, л. 137 об. - Починок Никифора Вершинина. " двор и пашенная земля впусте Михея Никити{на} сына Вершинина, а по скаске тех же целовальника и зборщиков и выборных людей старожилов, он Михей в прошлом 705 году с Вятки збёг безвесно".

Аватар пользователя Alexender

Евгений  Аркадьевич, добрый день! а точно дело 1016?! это Козловский уезд 1650 года в описи написано

То было дело 1209_1_1060.

Аватар пользователя Alexender

хорошо, спасибо!

Аватар пользователя дядя Женя

Да, действительно, с номером дела промахнулся, не проверил - спасибо Ивану, поправил.

В РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 1538, л. 171 об. упоминается Вишкильская волость (перечислены Котельницкого Предтеченского монастыря вотчины), но следующие далее населенные пункты довольно далеко от реки Вишкиль. Интересно, в чем тут дело?

Аватар пользователя Ульяна Бокова

А где Вы видите упоминание на этом листе Вишкильской волости? (несколько раз пересмотрела (и по старой нумерации, и по новой) - найти почему-то не могу.

У меня другой вопрос возник: судя по данным дела 350-2-1541, ревизия 1722 - 1727 гг. проходила по Вишкильской вотчине в 1722 - 1723 гг. Согласно дел 350-2-3816 и 350-2-3820, в Вишкильской вотчине было всего 4 населенных пункта (включая погост), а за следующие 2-3 года их стало 14. Но ввиду того, что много было утаенных, это объяснимо. Но вот что за поч. Шестаковский числится в Вишкильской вотчине (выходцами из которого буквально через пару лет основано сразу несколько населенных пунктов)? Если это Шестаковы, то они были хоть и на пути к Вишкилю, но довольно далеко, да и на первую ревизию 1722-1727 гг. там не числится ни одного из тех, что был указан в 1719 г. 

Аватар пользователя ru-danko

Ульяна, думаю, не совсем корректно будет говорить "ревизия 1722-1727 проходила", т.к. т.н. "1-я ревизия" проходила в несколько этапов, а в разделе "переписи и ревизии" мы разделили документы на 2 периода (1719-1721 и 1722-1727) для большего удобства работы с ними, т.к. они имеют разный формат данных (ранняя - текст, без указания числа дворов в итогах по н.м., поздняя - таблицы, с указанием числа дворов в итогах по н.м.). С более точной периодизацией этой переписи нужно разбираться.

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Денис, поняла, да не совсем точно выразилась. По датировке 1722 - 1727 гг. у меня вот такая логика: возраст одного из моих предков указан 78 лет, а в выбывших после первой ревизии стоит дата смерти 1724 г в возрасте 80 лет, т.е. скорее всего это был 1722 г. Ещё не помню по какому роду, но обратила внимание, что данные 1719-1720 дублируются в 1722-1727 гг.: возраст у всех один и тот же...А по Вишкильской вотчине такого не было, да и населенные пункты отчасти другие. 

Аватар пользователя ru-danko

Похоже, что в 1719 году была первая подушная перепись, потом подача ряда дополнительных сказок по тем людям, кого не переписали в первый раз, а в 1722 году была полная повторная перепись, возможно что именно эта перепись строго говоря является первой "ревизией" (т.е. пересмотром итогов предыдущей переписи). И после 1722 были ещё повторные ревизии, в частности в 1727 году. И видимо в РГАДА сохранилось не всё, есть пробелы. (Но это всё лишь мои наблюдения, может быть было как-то иначе).

Вот тут https://cloud.mail.ru/public/8UU7/k5Tp158CV/1722-1727%20350-2-1538%20173%20(148).JPG

Получается 171 об., правая сторона, 10 чтрочка снизу. 

Вот разбивка https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/7/1040

Странно, что все мельницы относятся к ней же (на карте отмечена одна из них, но останльные н.п. совсер рядом)

Аватар пользователя Ульяна Бокова

Да, действительно странно. Пробежалась по фамилиям - не вишкильские фамилии (кроме одного Глушкова, но они проживали во многих нп). 

Здравствуйте! Подскажите, а известно почему д.Смирновы изначально называлась - 1-ЧелноковскИЙ/ЧеСноковский/ЧелПановский/ЧелноковскОЙ починок? Встречала 4 варианта написания.

Аватар пользователя Ульяна Бокова

583 – 600 – 630/3 Ведомость о селениях Котельничской округи (1782 г.)

Л. 401

Вишкильская волость

  1. С. Вишкильское Богородское то ж поселено на берегу р. Вятки

Черносошных 34

Экономических 7

  1. Деревня что был починок Глушковской поселена при речке Шестакове

Черносошных 72

  1. Поч. Курбатовской поселение при речке Хмелевке

Черносошных 12

Экономических 13

  1. Поч. Недуговской поселен на берегу р. Вятки

Черносошных 37

  1. Поч. Спировской поселен на ровном месте

Черносошных 20

  1. Поч. Бажгалинской поселен в приточине

Черносошных 18

  1. Поч. Первой Шеболтыховской поселен при р. Вишкиле

Черносошных 17

Л. 401 об

  1. Д. Смирновская поселен при р. Вишкиле

Экономических 9

  1. Д. Церковная поселен на бер р. Вятки

Черносошных 1

  1. Дер. Смирновская поселена на горе

Черносошных 2

  1. Поч. Глушковской поселен на ровном месте

Черносошных 18

  1.  Поч. Березовской пос. при речке Березовке

Черносошных 91

  1. Поч. Челноковской поселение при р. Челноковке

Черносошных 14

Экономических 14

  1. Поч. Первой Грехневской поселен на бер р. Вятки

Черносошных 7

Прдетеченского монастыря черносошных 5

  1. Поч. Лоскутовский поселен приимо (?)

Черносошных 63

Экономических 14

  1. Поч. на устье Вишкиля речки

Черносошных 3

Итого черносошных 414

Экономических 57

Предтеченского монастыря 5

Страницы