Блог пользователя Mikeros

Кошель времён Смуты: какие монеты звенели в карманах наших предков в годину великих потрясений?

В настоящем очерке, написанном на стыке краеведения и нумизматики предпринята попытка описания денежного обращения на территории города Хлынова начала XVII века. Дан обзор цен и характеристики монет эпохи Смутного времени, а также проанализировано имущественное положение некоторых горожан по данным дозорных и оброчных книг начала XVII века.

Жизнь и смерть в селе Порез. Часть 1.

Полтора года назад, мною был опубликован очерк «Жизнь и смерть в Пихтовом мысе», посвященный анализу социально-демографических характеристик населения прихода Троицкой церкви села Пихтовый мыс (Святополье) в 1791-1840 гг., на основе данных метрических книг и исповедных росписей. Тогда же было дано обещание в лучшее время вернуться к изучению данного вопроса и продолжить исследование аналогичных показателей прихода села Порез Глазовского уезда периода 1846-1862 гг. Наконец, необходимый материал обработан, проанализирован и готов быть представлен публике.

К вопросу о ранних браках среди крестьян

Тема брачности и минимального возраста вступления в брак наших предков регулярно становится предметом обсуждения краеведов и генеалогов, в том числе среди гостей и участников портала «Родная Вятка». В настоящем очерке мы предприняли попытку рассмотреть проблематику ранних крестьянских браков во 2-й пол. XVIII века на примере сведений метрических книг Екатерининского прихода села Курчум Курчумской вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря.

Храмы юго-востока Кировской области на рисунках Т.П. Дедовой.

На рисунках Т.П. Дедовой живыми и яркими красками запечатлены села и храмы Вятской губернии в период их расцвета. Татьяна Павловна посвятила этой работе более 40 лет, сегодня в её творческом багаже около 800 уникальных изображений памятников архитектуры и панорам Кировской области. В этом очерке я предлагаю полюбоваться на изображения храмов, расположенных в юго-восточной части Кировской области, там, где проходила жизнь моих вятских предков.

Новая жизнь старой подковы.

Эта история лишь мельком касается тематики генеалогических исследований, гораздо больше в ней повествования о том, как старая и, в общем, не нужная вещь, может заиграть новыми красками, стать изюминкой вашего интерьера, сохранив воспоминание о предках. Нечаянная находка и творческий порыв последних дней, позволили мне обзавестись в своем доме оригинальным артефактом. О том, как я нашел прадедову подкову и что случилось дальше – узнаете в этом очерке.

Мои прадеды-фронтовики: к 110-й годовщине со дня рождения. Часть 2.

В прошлом очерке я рассказал о судьбе моего прадеда Зелюкова Михаила Ильича (1913 – 1996 гг.), участника Великой Отечественной войны, побывавшего в немецком плену, но благополучно вернувшегося с фронта домой. Теперь пришло время для еще одной истории – другого моего прадеда, отца моей бабушки по отцу, Капитонова Петра Алексеевича (1913 – 1943 гг.). Практически в те же дни, когда один из них попал в плен около станицы Лозовой под Харьковом, второй сложил голову в боях на Малой земле.

Мои прадеды-фронтовики: к 110-й годовщине со дня рождения. Часть 1.

Великая Отечественная война, годовщину победы в которой совсем скоро мы все будем праздновать, коснулась подавляющего большинства семей советских граждан. Два моих прадеда – Зелюков Михаил Ильич (1913 – 1996 гг.) и Капитонов Петр Алексеевич (1913 – 1943 гг.) стали участниками этой войны. Один из них благополучно вернулся домой и прожил долгую жизнь, а другой погиб в расцвете сил зимой 1943 года в боях на Малой земле. Их истории заслуживают того, чтобы быть рассказанными, не только для сохранения памяти, но и из чувства долга перед самоотверженным поколением ветеранов, вынесших на себе всю тяжесть и муки военного времени.

Мои мордовские корни (часть 2)

Настоящий очерк представляет собой попытку генеалогического исследования «мордовско-мокшанской» линии моих предков. Место действия находится далеко от Вятки – на берегах реки Волги, на Самарской Луке, где в начале XVIII века уже прочно пустила корни мордва. В середине XVIII века, во время христианизации, они утратили свои традиционные имена, а фамилии обрели только в конце XIX века. Параллельно этот процесс сопровождался миграцией и постепенным переходом от традиционных занятий: бортничества и охоты к земледелию. Этот очерк будет особенно интересен тем, кто специализируется на исследовании родов финно-угорской языковой семьи.

Дело о раскольниках Лобанской и Порезской волостей 1804-1809 гг.

В начале XIX века число старообрядцев в приходе Троицкой церкви села Святополье - Пихтовый мыс необъяснимо увеличилось в несколько раз. Вдруг, почти четверть прихожан оказались записаны "раскольниками". Удивительные подробности этой истории сообщает нам архивное дело "Об отпавших из православия в раскол Глазовской округи крестьянах Лобанского и Порезского волостных правлений", по мотивам материалов которого написан данный очерк.

События этого разбирательства стали важной вехой становления старообрядческой общины на Унинской земле. В этой истории есть все, что нужно для хорошего детектива: жадные и распущенные священники, запомнившиеся более своим аморальным поведением, чем пастырским служением, смиренные старообрядцы, высокое губернское начальство, ссоры, суды, обвинения и отпирательства, которые, как кажется, закончились вполне справедливым итогом.

Страницы