Почти все письменные артефакты, созданные вятчанами и/или относящиеся к истории Вятского края до конца XVI века известны только в позднейших списках. Сохранилось совсем небольшое количество автографов, принадлежащих руке вятчан, бывших свидетелями и участниками событий бурного века объединения удельных княжеств вокруг Москвы и начала Русского царства. Еще меньше таковых, когда мы говорим о вятчанах, появившихся на свет в период существования Вятской вечевой республики, до 1489 года.
В настоящем очерке речь вновь пойдет о моих предках по материнской линии из старинного пермского рода Пепеляевых. От истоков его возникновения до сер. XIX века, о происхождении, расселении и быте его представителей.
Среди моих пермских предков встречаются помещичьи крестьяне княгини Шаховской (Полье, Бутеро-Родали) – Палкины, которые в 1820-40-е гг. оказались участниками многолетнего конфликта со своей помещицей по вопросу законности их обращения в рабство. Истории этого разбирательства посвящен настоящий очерк.
В прошлом очерке я рассказывал о предках моего деда – Пепеляева Василия Авдеевича (1939 – 2018 гг.) – раскулаченных крестьянах Пепеляевых и Рыжковых, сосланных в начале 1930-х гг. на спецпоселение в пос. Скопкортная Молотовской области. Поскольку эта линия была и остается наиболее сложной для изучения, в последнее время я предпринял усилия для получения о них дополнительной информации и получил из Пермского архива МВД недостающие документы.
Занимаясь генеалогией более 15 лет, я могу не без гордости заметить, что в нашей семейной истории почти не осталось белых пятен. «Почти», потому, что одна из ветвей моих предков все еще хранит свои тайны и до конца не разгадана. Речь пойдет о семье моего деда по матери – Пепеляева Василия Авдеевича (1939 – 2018 гг.).
Тему 650-летия города Кирова невозможно раскрыть полноценно без экскурса в его раннюю историю, а последнюю преподнести наглядно без иллюстраций Т.П. Дедовой. В её багаже несколько десятков рисунков по которым, как по страницам учебника, можно проследить развитие города от небольшого деревянного городища, построенного первопоселенцами, до Хлыновского кремля с просторным посадом, и, наконец, величественной панорамы города, где доминантой выступают златоглавые храмы и стройные колокольни.
Предлагаю вместе пройтись по этим страницам истории Хлынова-Вятки-Кирова и взглянуть на нее через призму художественных образов Т.П. Дедовой.
Должностные знаки стали непременным атрибутом чиновников и служащих местного самоуправления после реформ Александра II. Среди них встречаются и такие, на которых изображен герб Вятской губернии. В этом очерке рассмотрим какие знаки с вятским гербом существовали в конце XIX – начале XX вв. и что они значили.
В настоящем очерке, написанном на стыке краеведения и нумизматики предпринята попытка описания денежного обращения на территории города Хлынова начала XVII века. Дан обзор цен и характеристики монет эпохи Смутного времени, а также проанализировано имущественное положение некоторых горожан по данным дозорных и оброчных книг начала XVII века.
Полтора года назад, мною был опубликован очерк «Жизнь и смерть в Пихтовом мысе», посвященный анализу социально-демографических характеристик населения прихода Троицкой церкви села Пихтовый мыс (Святополье) в 1791-1840 гг., на основе данных метрических книг и исповедных росписей. Тогда же было дано обещание в лучшее время вернуться к изучению данного вопроса и продолжить исследование аналогичных показателей прихода села Порез Глазовского уезда периода 1846-1862 гг. Наконец, необходимый материал обработан, проанализирован и готов быть представлен публике.