Мои предки по линии матери принадлежат к роду Пепеляевых – старинной русской фамилии жителей Пермского края, которые в прошлые времена были помещичьими крестьянами Строгановых и их наследников. Основной ареал расселения этого рода был очерчен правым берегом реки Кама и её притоками – реками Обва и Сюзьва, а в административном плане регион занимал северо-восточную часть Оханского и северо-западную часть Пермского уездов Пермской губернии.
Еще в XVI веке Пермские земли были пожалованы царями Иваном IV Грозным и Федором Иоанновичем – семейству Строгановых для освоения и устройства соляных промыслов. Благодаря этому и другим пожалованиям, Строгановым удалось к концу XVII века застолбить за собой право на крупнейшую в Русском царстве вотчину, чья площадь (около 113,5 тыс. км²) была сопоставима с площадью королевства Пруссии в нач. XVIII века (118,9 тыс. км²).
За исключением представителей коренных народов, эти земли в XVI – первой половине XVII вв. русским населением были заселены довольно слабо. По данным первой из дошедших до наших дней переписи - Книги сошнаго письма Пермские-Чердынские и Чердынскаго уезду письма и меры писца Ивана Игнатьевича Яхонтова (сохранилась в списке нач. XIX века) во всем Соликамском уезде насчитывалось 197 пашенных и 155 непашенных дворов, в которых взрослого мужского населения 406 чел., а в Чердынском уезде стоял 1131 пашенный двор и 362 двора непашенных, с 1700 человек взрослого мужского населения. Всего же в двух уездах насчитывалось 1845 дворов, в которых проживали 2160 взрослых мужчин. Общее население Перми Великой в 1579 году, с учетом женщин и детей, могло составлять около 10 000 человек. Но среди них были родоначальники практически всех распространенных в среднем Прикамье фамилий.

Рис. 1. Вотчина Строгановых на карте из атласа Российской империи 1745 г. Выделены села Ильинское и Паинское.
Строгановы активно привлекали переселенцев из Чердынского и Соликамского уездов, а также лежащих к западу и северо-западу земель: Сольвычегодска, Вятки, Великого Устюга, Двины и других областей. В обмен крестьянам сулили обилие свободной земли (хотя и не лучшего качества), льготы по уплате тягла и оброка на несколько лет, а с 1660-х гг. – негласную защиту для ревнителей старой веры, которые массово уходили на Урал, опасаясь репрессий. По переписи Федора Бельского 1678 года в вотчине зарегистрировано 176 деревень и 153 починка, 2855 дворов и 9462 чел. мужского пола[1]. К моменту переписи 1710/1711 гг. крестьянское население вотчины выросло до 42455 чел. (обоих полов), проживавших в 3247 дворах в 802 населенных пунктах[2].
Приведенная статистика свидетельствует, что за 130 лет, прошедших со времени переписи Яхонтова, численность населения и степень освоения земель на средней Каме значительно (в десятки раз) увеличились. Менялся и состав населения – традиционное население Перми Великой постоянно пополнялось выходцами из сопредельных уездов, что фиксирует каждая перепись, начиная с 1579 года. При этом внутри Пермских уездов и вотчины Строгановых население было в высокой степени мобильно, постепенно переселяясь на юг и юго-восток.
Обратимся теперь к истории интересующего нас рода Пепеляевых, обретающегося на Пермских землях с незапамятных времен. Фамилия Пепеляев известна с 1-й четверти XVII века. В писцовой книге Михаила Кайсарова 1623/24 гг. в дер. Нижней Шакшер на погосте Лимеше Чердынского уезда проживал черносошный крестьянин Артюшка Епифанов сын Пепеляев[3]. Интересно, что за четыре столетия, фамилия не претерпела изменений, и сохранилась в той же форме. По мнению автора Словаря Пермских фамилий – профессора кафедры общего и славянского языкознания ПГУ Елены Николаевны Поляковой, фамилия «Пепеляев» образована от некалендарного имени-прозвища Пепеляй[4], наследники которого начали именоваться фамилией в форме «сын Пепеляев» еще в начале XVII века. В свою очередь трактовку самого имени-прозвища «Пепеляй» Е.Н. Полякова определяет «…из слова «пепел» - серая или черная масса, остающаяся от чего-нибудь сгоревшего. Прозвище могли дать человеку по цвету волос»[5].
Интересно, что в Словаре Тупикова Н.М. имя «Пепеляй» не встречается, ближайшие сходные с ним – «Пепелыш» и фамилия «Пепелев», известные с конца XV века[6].
В вышеупомянутой переписи Яхонтова 1579 года действительно есть упоминание о жителе деревни Кондратьевой на погосте Рядикор Чердынского уезда – Пепеляе Тимофееве[7]:
«Деревня Кондратьева на реке Вишере
Андрюшка Кондратьев, да сын его Митко, Завьянко Дементьев, Пепелей Тимофеев да сын его Савка, Пашко Иванов, Богдашко Иванов, Сергейко Яковлев, Басарыга Оксенов, Иванко Ильин, Екимко Федоров, Якуш Юшин.
Пашни шестьдесят пять чети, да перелогу двенатцать чети в поле, а в дву потомуж, земля середняя, сена на реке на Вишере сто дватцать копен.»
Отрывок писцовой книги дает богатый материал для анализа и дополнительную информацию к размышлению. В первую очередь о самом населенном пункте. Здесь, как и на Вятке, починком называли поселение новое, возникшее после предыдущей переписи, а деревней – поселение более старое, уже существовавшее в прежнюю перепись. Такой предыдущей переписью, видимо, является не дошедшая до нас Писцовая книга Перми Великой Ивана Боброва, составленная в 1530-м году. То есть, деревня Кондратьева должна была существовать уже в начале XVI века. Также, благодаря упоминанию этого населенного пункта в переписи Яхонтова «на Вишере», и в более поздних переписях, удается локализовать местонахождение деревни на месте современного урочища Кондратьево на излучине рек Вишера и Кама. Деревня была жилой еще в начале 1980-х гг., но позже совсем запустела.
Второй заслуживающий внимания аспект – численность дворов в деревне – 10. Это довольно большое поселение, ведь 60% упомянутых в писцовой книге населенных пунктов имели от 2 до 5 дворов, что служит дополнительным аргументов в пользу отнесения дер. Кондратьевой к числу старопоселенных. При этом в деревне преобладает русское население, среди которых встречаются носители как церковных (календарных), так и некалендарных имен. К числу последних относятся Пепелей Тимофеев, Завьянко Дементьев и Басарыга Оксенов.
О состоянии хозяйства говорит завершающая часть отрывка писцовой книги, из которого следует, что пахотная земля относится к категории «средней», то есть не очень урожайной и удобной для возделывания. Под пашню отведено 65 четей (≈35,5 га), под перелоги 12 четей (≈6,5 га). А всего, с учетом трехпольной системы земледелия, за деревней и её жителями было около 126 га земли. Но главное их богатство составляло сено, травы, для заготовления которого в прибрежной речной пойме произрастали в изобилии. Сена набиралось целых 120 копен, что означало площадь, занятую под сенокосы примерно равную 12 десятинам (≈13,1 га). Очевидно, имея такой надел, жители дер. Кондратьевой могли не только прокормить себя, но и производить хлеб и сено на продажу, а также содержать необходимый скот: лошадей, коров, овец, коз и свиней.
В следующей по хронологии переписи – писцовой книге Михаила Кайсарова 1623/24 гг. мы встречаем уже первого носителя фамилии Пепеляев, упомянутого выше Артюшку Епифанова сына Пепеляева, который жил в дер. Нижний Шакшер, на правом берегу Камы. По прямой до дер. Кондратьевой чуть более 8 км, совсем рядом по уральским меркам, несмотря на речную преграду. Учитывая временной промежуток межу переписями (45 лет), этот Артюшка мог быть сыном, либо внуком Пепеляя Тимофеева.
В деревне же Кондратьевой[8] по-прежнему проживают потомки её самых первых жителей:
«Деревня Кондратьева на реке на Вишере, а в ней крестьян
Еремка Минеев сын Завьялов, Ондрюшка Осипов сын Новиков, Селиванко Ондреев сын Кондратьев, Филипко Дмитриев сын Епифанов, Ивашко Михайлов сын Кондратьев, да брат его Ларка, Федка Иванов, Овдокимко Анфилоев сын Оншаков, Ивашко Офонасьев сын Григорьева, Игнашко Яковлев сын Чепышев, Онтипка Ермолин сын Борсагин, Филка Наумов сын Якимов, да брат его Киприянко, Фетка Семенов сын Копнин, да Ларка Григорьев сын Якимова.
Пашни паханные земли середние сорок три чети, да перелогу дватцать девять чети, а в дву потомуж, сена на реке на Вишере сто дватцать копен.»
Мы видим, что численность населения деревни выросла за полвека незначительно: с 10 до 13 дворов, с 12 до 15 взрослых мужчин. Притом, что в Чердынском уезде в целом население выросло в два раза и по переписи Кайсарова в уезде насчитывалось уже 2700 - 2992 крестьянских дворов[9]. Обратим внимание и на тот факт, что размер пахотной земли сократился с 65 четей до 43, а размер перелогов, то есть земли не обрабатываемой, заброшенной на отдых на многие годы, напротив, вырос с 12 до 29 четей. Выходит, рост населения сдерживался производительностью почвы, она уже не давала прежних урожаев и требовала все больше отдыха, из трехпольного севооборота продолжалось выбытие земли, по причине все возрастающей «худости». Результатом этого процесса стало постепенное выселение жителей на новые места. Артюшка Епифанов сын Пепеляев ушел в Нижний Шакшер, тогда как его племянник – Филипко Дмитриев сын Епифанов остался на прежнем месте. Но, были ли другие потомки Пепеляя, известны в переписи Кайсарова?
Обратимся к другому району. Значительно южнее, на правом берегу реки Обвы, раскинулось старинное село Ильинское, известное в переписи 1579 года как погост Обва на реке Обве, где в это время уже стояла церковь пророка Ильи, давшая название самому селу. В переписи Кайсарова на Ильинском погосте появляется деревня Пипеляева[10]. Присмотримся к её жителям подробнее:
«Деревня Пипеляева на речке на Домжи, а в ней
Гришка Епифанов с детьми с Обросимком да с Олешкой, Сергушка Григорьев.
Пашни паханые середние земли десять чети с осминой, сена по реке по Ванже тритцать пять копен.»
В названии деревни прослеживается связь с фамилией её основателя – Пепеляева. Хотя жители еще перечислены без фамилий, только с отчествами, мы можем утверждать, что в деревне проживали отец семейства Григорий (Гришка) Епифанов и три его взрослых сына – Абрам (Обросимко), Алексей (Олешка) и Сергей (Сергушка) Григорьевы дети Пепеляевы. Сопоставив эти данные, с данными о других представителях рода из Лимешского погоста, Артюшка Епифанов сын Пепеляев приходится родным братом Григорию Епифанову, а Филипко Дмитриев сын Епифанов – их племянником.
Но возникает вопрос, кем им всем приходился Пепеляй Тимофеев? Тождественен ли он Епифану, отцу Артемия и Григория? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся с следующей по хронологии переписи - Переписным книгам воеводы Прокопья Козмича Елизарова 7155 (1647) г. и той информации, что она доносит об уже известных Пепеляевых.
В интересующей нас дер. Кондратьевой на реке Вишере уже нет ни Пепеляевых, ни их потомков (бобыль Сергейко Филиппов оказался сыном Филки Наумова сына Якимова из переписи Кайсарова 1623/24 гг.). В дер. Нижний Шакшер на Каме присутствует только сын Артюшки Епифанова – Трофимко Артемьев сын Пепеляев[11] (линия его потомков надежно прослеживается в этих местах вплоть до РС3, 1762 г.), а основой локацией проживания Пепеляевых становиться дер. Пепеляева, что на Ильинском погосте на реке Обве[12]:
«Деревня Пепеляева. А в ней крестьян.
Во дворе Сергушко Григорьев сын Пепеляев. У него дети: Васка да Митка. У Васки дети: Еремка да Савка да Емелка.
Во дворе Ивашко Сергеев сын Пепеляев.
Во дворе Афонка да Лазарко Сергеевы дети Пепеляевы. У них подворник Баженко Тимофеев. У Баженка сын Ромашко.
Во дворе Меркушко Сергеев сын Пепеляев. У него дети: Коземка да Фетка.
Во дворе Еремка Яковлев сын Пепеляев. У него дети: Филка да Фетка.
Во дворе Алешка Григорьев сын Пепеляев. У него дети: Ивашко да Кирилко да Панкрашка. У Ивашка сын Степанко.
Во дворе Левка Григорьев сын Пепеляев. У него дети: Климко да Гаврилко, Петрушка да Олександрик да Кирилко. У Климка сын Аничка.
Во дворе Аврамко Григорьев. У него дети: Изотко да Елфимко, Тимошка да Ивашко да Емелка. У Изотка сын Елисейко.
Во дворе Якунка Григорьев сын Пепеляев. У него дети: Никонко да Демка, Фетка да Мишка да Хрисанфейко. У Никонка сын Ивашко.
Во дворе Ивашко Дорофеев сын Поспелов. У него дети: Трофимко да Демка да Ярафейко.
Во дворе Игнашка да Ивашко, Гришка да Юрка Дорофеевы дети Поспеловы.
Во дворе Ивашко Иванов сын Косолапова. У него дети: Софонко да Ондрюшка да Степанко.
Во дворе Микитка Григорьев сын Ершев. У него дети: Ивашко да Спиридонко да Васка.
Во дворе Калинка Титов сын Пономарев. У него сын Пронка.»
Мы отмечаем, какой существенный рост претерпела деревня и сам род Пепеляевых за 23 года, разделяющие переписи Кайсарова и Елизарова. Теперь здесь 14 дворов (9 из них занимают семьи Пепеляевых) и 59 крестьян мужского пола. Переписчик застает многолюдную и бурно развивающуюся деревню. Помимо Пепеляевых к числу её жителей присоединились новые семьи крестьян – Поспеловых, Косолаповых, Ершовых и Пономаревых, а также подворник – Баженко Тимофеев. Это была одна из самых больших деревень на Ильинском погосте в переписи 1647 года. Она сохранилась до наших дней – в 3 км на юго-запад от исторического центра села Ильинского, за рекой Чолвой и сегодня стоит деревня Пепеляева, возникновение которой следует отнести к периоду до 1615/17 гг.
К 1647 году Гришка Епифанов умер, но в живых остались все его дети, упомянутые в переписи 1623/24 гг.: Серешка, Аврамко, Алешка, а также те, что в предыдущую перепись не попали: Левка (Леонтий) и Якунка (Яков). Все они уже имеют внуков в этой переписи, то есть относятся к числу старших по возрасту членов рода. Если проанализировать сообщения переписей, то можно предположить, что старшим их них был Сергушка Григорьев (ок. 1595 – после 1647 гг.), он единственный из братьев имел отдельный двор в 1623/24 гг., далее следуют Аврамко (Обросимко, ок. 1600 – после 1647 гг.) и Алешка (ок. 1603 – после 1647 гг.), за ними идут дети, недостаточно взрослые или не женатые на момент переписи 1623/24 гг. – Якунка (ок. 1605 – после 1647 гг., пра (12 раз) дед) и Левка по прозвищу Шадра (ок. 1608 – 1647 гг.). На основании этих данных можно предположить примерные годы жизни Григория Епифанова в диапазоне 1570/80 – после 1624 гг. В этом случае он подходит по возрасту в сыновья Пепеляя Тимофеева, а церковным именем последнего следует признать имя Епифан.
Вместе с тем, у Епифана/Пепеляя были и другие дети. Помимо упомянутого выше Артюшки Епифанова сына Пепеляева, мы может утверждать наличие сына Дмитрия (Митки), умершего до 1623/24 гг., а также двух других сыновей – Алешки (Алексея) и Тихона Епифановых. В Усольском уезде, в поч. на Кинжанке в 1647 году проживали Алешка Епифанов сын Пепеляев и его племянник Власко Тихонов Пепеляев с сыновьями Фетком и Ивашком[13]. При этом перепись указывает, что по происхождению они Чердынцы, как и другие Пепеляевы, и вышли оттуда после 1623/24. Позже потомки этой ветви неизвестны, возможно, в результате обретения новой фамилии их потомками.
Наличие у Пепеляя взрослого сына Савки в переписи Яхонтова 1579 года, предполагает дату рождения последнего на рубеже 1550-60-х гг., а младший из сыновей – Алешка, должно быть появился на свет не ранее 1590 года. Следует предположить, что старшие дети – Савка, Гришка, возможно, Митка – были рождены от первой жены, а младшие – Артюшка, Алешка и Тихонко – от второй. Косвенно это подтверждают и письменные источники – потомки Гришки и Митки долгое время проживали вместе (потомки Савки неизвестны), и их пути с потомками младших братьев больше не пересекались. В этом случае годы жизни самого Епифана/Пепеляя Тимофеева следует определить в рамках ок. 1540 – после 1590 гг., что делает его одним из старейших известных мне предков в 16-м колене (пра (14 раз) дед).

Рис. 2. Схема древа предков моего прадеда Пепеляева Авдея Патракеевича. Заметен пример редукции предков: Еремей Еремеев Пепеляев (1670 - 1727 гг.) одновременно пра (6 раз) дед и пра (7 раз) дед Авдея.
Возможно нам удастся копнуть глубже и получить информацию о предках Епифана/Пепеляя Тимофеева. Преображенский А.А. в книге Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в. упоминает раздельную запись крестьян Редикорского погоста Перми Великой братьев Максимовых, датируемую 15 ноября 1573 г.[14], в ней крестьянин Тимофей Максимов отделяется от остальных четырех братьев Федора, Константина, Филиппа и Артемия «полюбовна и по своей по охоте». Родственники на будущее условились, что с выделившимся Тимофеем «вперед нам опять не делитца и ссудою бескабальна не ссужатца… и поклажея братоу брата без опаси не класти, и в том нам межу собою каверз не чинить никоторых». Если кто из братьев «взотчнет опять делитца, и на том пеннаго 30 рублев денег». Учитывая, что цитируемый автором акт на сегодняшний день хранится в РГАДА[15], оперативно ознакомиться с полным его содержанием пока не удалось.
Отметим, что погост Редикор по переписи Яхонтова 1579 г. был небольшим, всего 86 дворов, из которых 32 двора на самом погосте и 54 двора расположены в 8 деревнях и 4 починках. Федко и Костя Максимовы[16], проживающие на погосте Редикоре наверняка и есть два из четырех братьев Тимофея, а вот крестьян с именем Тимошка/Тимофей на погосте и в приписанных к нему населенных пунктах нет. Есть только Пепеляй Тимофеев в дер. Кондратьева на Вишере и Софронко Тимофеев в дер. Урол Сухой[17]. Но это пока лишь привлекательная гипотеза, требующая дальнейшей проработки.
В историческом промежутке между переписью Елизарова 1647 года и следующей за ней переписью князя Бельского 1678 года, мы наблюдаем интересный процесс дальнейшего расселения рода Пепеляевых по новым починкам и деревням, и образование внутри самого рода ветвей - носителей других отыменных фамилий.
На территории Ильинского погоста к 1678 году Пепеляевы проживают уже в 6 населенных пунктах: дер. Пепеляевой, дер. вверх Челвы речки, дер. Сергиевых на речке Чихманке, в поч. Шадрине, поч. Пепеляева и в дер. Меговской, а количество членов рода мужского пола, включая детей, возрастет до 95 чел. Еще одна небольшая группа присутствует в Чердынском уезде на Лимешском погосте в дер. Курянова Кулига (рядом с дер. Нижний Шакшер), числом 6 человек, все потомки Артюшки Епифанова. В основной популяции Пепеляевых обнаруживается начало процесса разделения рода на ветви. Фамилию Пепеляев сохраняют потомки Аврамко, Алешки и Якунки Григорьевых Пепеляевых. Дети и внуки старшего из сыновей – Серешки Григорьева уже именуются по фамилии Сергиевых/Сергеевы, а потомки младшего из братьев – Левки/Шадры – становятся носителями фамилии Шадрин. Этот процесс находит отражение в названиях населенных пунктов, где они поселились: дер. Сергиевых на речке Чихманке и поч. Шадрин. Фамилии закрепляются за всеми потомками этих братьев и уже больше не изменяются, насколько это можно проследить, вплоть до 10-й ревизии 1858 года.
Несколько позже, среди потомков сына Аврамко Григорьева Пепеляева – Зотко (Зотия) Абрамова (ок. 1625 – 1681 гг.) получает распространение фамилия Зотиев/Зотин, но она закрепляется не за всеми из них, другая часть его внуков продолжает носить фамилию Пепеляев, а некоторые возвращаются к ней во 2-й пол. XVIII века. С именем Зотко Абрамова связано появление таких деревень в Ильинском погосте Зотина и Малая Зотина.
Моя ветвь Пепеляевых к 1678 году переселяется из дер. Пепеляевой в дер. вверх Челвы речки[18]. Данная деревня известна уже по переписи Елизарова 1647 года, но Пепеляевы в ней не проживали. В 1678 году в деревне насчитывается 8 дворов и 46 чел. мужского пола, из которых 4 двора Пепеляевых и 1 двор Шадриных/Пепеляевых. Некоторые жители деревни являются переселенцами из других областей, так во дворе моего пра (11 раз) деда Еремки (Еремея) Яковлева сына Пепеляева (ок. 1629 – 1691 гг.) проживает подворник, вятчанин Ивашко Васильев сын Злобин, поселившийся в 1673 году. В деревне также живут чердынец Андрюшка Анисимов сын Пермяков и устюжанин Стенка Григорьев сын Рябов с семействами. Мой предок Еремка Яковлев сын Пепеляев проживает вместе с сыновьями Давыдком, Сенкой и Еремкой и внуками, давыдовыми сыновьями, Хрисанфком 6 лет и Мишкой полугода. Другой мой предок – Емельян Фадеев Стряпунин (ок. 1655 – 1725 гг., пра (10 раз) дед) пришел с братом с Тотьмы в 1670 году и поселился в соседней деревне Сергиевых на речке Чихмане[19].
Это была последняя перепись, которая фиксирует Пепеляевых в свободном, черносошном состоянии. Хотя некоторые из ветвей остались черносошными, а другие даже вошли в число монастырских крестьян и сословие священнослужителей, большая часть представителей рода Пепеляевых в начале XVIII века подверглась закрепощению Строгановыми. В 1702 году царь Петр Алексеевич особой жалованной грамотой передал Григорию Дмитриевичу Строганову земли по рекам Иньве, Обве и Косьве с селами, деревнями, крестьянами и разными угодьями в вечное и потомственное владение. Таким образом, Ильинский погост целиком оказался в составе Строгановской вотчины и позже стал его административным центром, а население – попало в крепостную зависимость. Данная мера не могла не вызвать крестьянского недовольства. Перепись 1710/1711 гг. дьяка Алексея Никеева фиксирует значительное количество запустевших, после прежней переписи дворов. Всего в вотчине Строгановых жилых крестьянских дворов насчитывалось 3247, пустых дворов 1306 (28,7% от общего числа крестьянских дворов). Отдельно на Ильинском погосте жилых дворов 188, пустых 108 (36,5% от общего числа крестьянских дворов)[20]. Эти дворы запустели не в силу войны или эпидемии, причина крылась в закрепощении крестьян и в росте их экономической эксплуатации. Так в упомянутой переписи Строгановских вотчин 1710/11 гг. дьяка Алексея Никеева[21] формулировка «бежал/збежал» встречается 173 раза, «сшел» безвестно или в другие уезды – 63 раза, «сошел безвестно» - 75 раз. То есть параллельно процессу прироста населения в результате рождаемости и иммиграции в вотчину, шел процесс оттока, бегства коренного населения от закрепощения, в первую очередь, в Сибирь.
Среди покинувших родные дома были и мои прямые предки. В переписи 1710/11 гг. в дер. вверх Челвы: «Двор Еремея Яковлева сына Пепеляева с подворником Иваном Васильевым Злобиным и во 189-м году Еремей и подворник Иван Злобин съехал на Кунгур»[22]. В другой книге этой переписи сообщается и о судьбе детей Еремея Яковлева: «…в той деревне живет с 700-го году живет он Василей во дворе Еремея Яковлева сына Пепеляева з детьми Давыдом да Елисеем да Еремеем и Давыдовых детей Хрисанфа да Михаила и во 199-м году Еремей Пепеляев умре а дети ево Давыд да Елисей съехав живут в деревне Гаревой с 204-го году а Еремей живет в деревне Загорье своим двором а Семен живет в деревне Келве (!) своим двором»[23]. Семью Пепеляевых разбросало по разным уголкам Обвинской округи, а на их место заехал уроженец деревни Дюдиной Василий Феофанов сын Лобанов с семейством. Доподлинно неизвестно, что побудило их к переселению, ведь закрепление этой земли за Строгановыми произошло в 1702 году, а представители нашей ветви Пепеляевых покинули деревню в 1681-1696 гг.
Мой предок, Еремей Еремеев Пепеляев (ок. 1670 – 1727 гг., пра (10 раз) дед), перешел жить во вновь поселенный поч. Загарье на Сретенском погосте, что была деревня Вотчина:
«Починок Загарье, а в нем
Во дворе Семен 63 Давыд 62 вдов Еремей 40 лет Еремеевы дети Пепеляевы (л.260) у Семена жена Арина Феофанова дочь 65 лет у него сын Степан 20 лет да дочь девка Прасковья 19 лет у Степана жена Варвара Ермолаева дочь 23 лет у негож две дочери девки Алена 2 лет Федосья году у Давыда детей Крисанф 45 Дмитрей 30 Александр 25 Леонтей 20 лет у Хрисанфа жена Варвара Авдеева дочь 50 лет у Дмитрия жена Агрофена Григорьева дочь 22 лет у него дочь девка Авдотья году у Александра жена Марья Дмитриева дочь 20 лет у него сын Карп 2 недель да дочь девка Арина 2 лет у Еремея жена Марья Иванова дочь 50 лет у него детей Ермолай 30 Зот 25 Иев 20 Анисим 15 лет да дочь девка Прасковья 25 лет у Ермолая жена Авдотья Софонова дочь 30 лет у него детей Федор 15 Павел 5 лет да две дочери девки Марья 6 Агрофена 6 лет у Зота жена Марья Иванова дочь 23 лет у него дочь девка Ульяна году у Иева жена Марья Борисова дочь 20 лет (л.260об.) уроженец деревни Лобановой в починке живет с 700-го году оброку платит на год по 2 рубли с полтиною»[24].
Интересно, что в приведённом отрывке указана дата поселения Пепеляевых в поч. Загарье – 1700 год (в ранее процитированном фрагменте указана дата 1696 год), а также то, что прежде они (или только Семен Еремеев) жили в дер. Лобановой на речке Челве (Келве). Мы вновь наблюдаем большую семью, состоящую из трех братьев, их детей и внуков, проживающих в одном дворе, общим числом 33 человека, в том числе 15 мужчин и 18 женщин. Данная перепись хронологически первая, в которой указываются женщины и девочки, благодаря чему нам становится известно имя старейшей «бабушки» из рода Пепеляевых – жены Еремея Еремеева – Марьи Ивановой Пепеляевой (ок. 1660 – после 1716 гг., пра (10 раз) бабушка).
Обратим внимание и на размер оброка – 2 рубля с полтиной. Для одного двора это очень большой оброк, однако если принять во внимание число землепашцев, взрослых мужчин, каковых в 1710/11 гг. было 11 человек, то он выглядит не столь обременительно. Для сравнения, в 1716 году, другие мои предки, Астраханцевы из Лобанской волости Арской дороги Казанского уезда, платили ясак в размере 10 рублей с полтиной с 4-х дворов[25].
В Ландратской переписи 1716/17 гг. нужная нам семья Пепеляевых проживает в дер. Большое Загарье. Видимо, за это время произошло объединение починка с одноименной деревней поблизости, и теперь она вновь отнесена к селу Ильинскому[26]:
«Деревня Загарье Большее против Рышковы деревни
…
Во дворе Еремей Еремеев сын Пепеляев штидесят четырех лет у него жена Марья Иванова штидесят четырех лет, у него дети Ермола сорока четырех, Зотей тритцати осми, Иев дватцати девяти, Анисим дватцати, Кирило шеснатцати, Прасковья тритцати четырех лет. У Ермолы жена Елена Софонова дочь тритцати четырех лет, дети Федот шеснатцати, Павел девяти, Агрипина одинатцати, Фекла десяти, Елена осми, Гликерия семи лет. У Зотея жена Марья Иванова осмнатцати лет, дочь Ульяна семи лет. У Иева жена Пелагея Борисова дватцати четырех лет, дочь Елена шти лет».
Как видим, переписчик «щедро добавляет» годов старшим членам семьи, вместо прошедших с прошлой переписи 5-6 лет, Еремею Еремееву добавили 24 года, его жене Марье Ивановой – 14 лет, Ермолаю – 14 лет, Зоту – 13 лет и так далее. Это явление «состаривания» крестьян распространено именно между переписями 1710/11 и 1716/17 гг., не только в Перми, но и на Вятке. Внятного объяснения этому феномену нет. Как правило, его списывают на переход с летосчисления от сотворения мира на летосчисление от рождества Христова в 7208/1700 гг., из-за которого, якобы, люди получили дополнительные 8 лет. Но эта версия не выдерживает критики. Во-первых, переход произошел в 1700 году и в 1710/11 гг. все уже привыкли вести счет лет по-новому, если бы ошибка объяснялась так, она была бы заметна уже в этой переписи. Во-вторых, не стоит считать переписчиков глупыми и недалекими людьми, которые повсеместно, в разных уездах, не могли переводить счет лет по-старому и новому стилю.
Примечательно, что Еремей Еремеев Пепеляев и Марья Иванова Пепеляева являются моими предками дважды: через сына Кирилла, по линии Пепеляевых и через сына Анисима (ок. 1694 – 1760 гг.) по линии крестьян Палкиных. В последнем случае родство даже ближе на одно поколение (Кирилл мой пра (9 раз) дед, а Анисим пра (8 раз) дед). Именно в Ландратской переписи впервые упоминается следующий мой предок – Кирило Еремеев Пепеляев (ок. 1699 – 1761 гг., пра (9 раз) дед), пока еще не женатый, молодой человек 16-ти лет. Следующие полтора столетия в истории рода Пепеляевых определялись тенденцией к расселению вглубь и вширь Строгановской вотчины по деревням и починкам в приходах сел Ильинское, Богородское, Васильевское, Сретенское, Паинское и других. Процесс этот в целом замедлился в XIX веке, однако отдельные переселения имели место и позже.
Первая ревизия застает наших Пепеляевых уже в новом месте – поч. на Ласьве речке, в том же селе Ильинском в вотчине Строгановых. Произошло их переселение дальше на юг, верховья речки Ласьвы находятся в 25 км южнее села Ильинского. Это был очень большой починок, со 174 жителями мужского пола. Вероятно, был заведен Строгановыми и использовался в качестве транзитного пункта при освоении южной части Камско-Обвинского междуречья, либо под именем этого починка понималась некая местность, округа, с общим числом дворов. В этом месте Пепеляевы обосновались на несколько поколений, их следующее переселение произошло лишь накануне 4-й ревизии 1782 г.
Здесь Кирилл Еремеев жениться на неизвестной и у него рождаются сыновья Федор (ок. 1719 – 1728 гг.), Павел (ок. 1728 – после 1786 гг.), Харитон (ок. 1730 – после 1786 гг., пра (8 раз) дед), Иван (ок. 1736 – 1752 гг.), Терентий (ок. 1745 – после 1762 гг.) и дочери Марфа (ок. 1737 – после 1762 гг.) и Федора (ок. 1742 – после 1762 гг.). Имя жены Кирилла Еремеева не сохранилось, так как она умерла до ревизии 1762 г. Сын Кирилла – Харитон (пра (7 раз) дед) около 1747 года сочетается браком с крестьянкой из прихода села Паинского Марьей Еремеевой (ок. 1727 – после 1777 гг.), у пары появляются на свет сыновья Демид/Денис (пра (6 раз) дед, ок. 1754 – после 1785 гг.), Яким (ок. 1758 г.р.), Федор (ок. 1760 г.р.), Юда (Иуда, ок. 1764 – 1838 гг.) и Матвей (ок. 1772 – 1822 гг.), а также дочери Пелагея (ок. 1747 – после 1762 гг.) и Васса (ок. 1777 – после 1786 гг.)[27].
К недостаткам 3-й ревизии по указанной местности следует отнести два значимых обстоятельства:
1. Для крестьянских жен указано только название села, из волости которого она взята, без фамилии отца и названия населенного пункта;
2. Большая часть дочерей, выданных в замужество, просто пропущена в переписи. Например, для всей волости села Паинского в РС1762 содержится лишь немногим больше десятка упоминаний о выдаче дочерей в замужество, с указанием места и имени супруга.
В промежутке времени между 1762 и 1786 гг. происходит дальнейшее движение семьи Пепеляевых: из поч. на Ласьве речке, потомки Кирилла Еремеева расселяются в дер. Ананьина, Тимина (Тимшина) и Чащенки. Мои предки оказываются в числе переселившихся в дер. Чащенки, также именуемую дер. «у Чашенковых». В дополнение к ревизским сказкам, информацию о составе семей и хозяйства нам дает нам «Отказная книга на село Паинское, имение княгини Варвары Александровны Шаховской»[28], датированная 1786 годом. В числе деревень и крестьян, перечисленных за княгиней В.А. Шаховской, урожд. Строгановой (1748 – 1823 гг.), описана и дер. «у Чашенковых» с моими предками:
«Деревню у Чашенковых состоящую над ключом на Гаре, а в ней живущих крестьян
- Харитона Кириллова Пепеляева (54), детей Матвея (14), Вассу (9), Юду Харитонова Пепеляева (21), у него жену Дарью Федосиеву (22). Дом с пристроем, новошными огородами, под оным земли пол десятины, пашенной земли в трех местах десять три четверти десятин, сенных покосов в четырех местах три десятины, три четверти;
- Ефима Денисова Пепеляева (13), братьев его Марка (11), Климонта (1), сестер Харитину (10), Пелагею (8), Харитину (2). Дом с пристроем, новошными огородами, под оными земли три осмых десятины, пашенной земли в трех местах восемь десятин, сенных покосов в четырех местах три десятины семь осьмых.
У них же для измолоту хлеба гумно, под оным земли осьма десятины, в оной деревне скотного выгода три десятины».

Рис. 3. Фрагмент Отказной грамоты В.П. Шаховской, с описанием деревни Чащенки. ГАПК. Ф. 177. Оп. 3. №104. Л. 15.
Из процитированного отрывка следует, что в деревне было два двора, где проживали члены одной семьи – дед Харитон Кириллов с младшими детьми, и двор его внуков, детей умершего или отданного в рекруты сына Демида (Дениса) Харитонова, общим числом 6 мужчин и 5 женщин, из которых взрослыми можно считать только трех мужчин и одну женщину. Примечательно, что во дворе внуков не указана даже их мать, хотя младшему из детей - Климонту всего год от роду. Возможно оба родителя умерли скоропостижно незадолго до составления отказной.
Интересно, каким образом даны характеристики земель и землепользования. Земля подразделяется на 5 категории, в зависимости от вида использования: 1. Земля под домом и огородами, 2. Пашенная земля, 3. Сенокосы, 4. Пастбища, 5. Земля под гумно «для измолота хлеба» - расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна. Для определения площади наделов используются десятины и их дробные части (в основном «осьмины», то есть доли в 1/8 десятины). Распределение по видам землепользования было следующим:
- Общая площадь всех земель – 30,375 дес. (33,2 га) – 100%,
- Земля под домами и огородами – 0,875 дес. (0,96 га) – 2,9%;
- Пашенная земля – 18,75 дес. (20,5 га) – 61,7%;
- Сенокосы – 7,625 дес. (8,33 га) – 25,1%;
- Пастбища – 3 дес. (3,3 га) – 9,9%;
- Земля под гумно – 0,125 дес. (0,14 га) – 0,4%;
Основная часть земельных угодий была занята под пашню, и использовалась для возделывания зерновых культур - ржи, овса, возможно пшеницы и некоторых бобовых культур. Неизвестно дана ли площадь пашенной земли с учетом трехпольного севооборота или целиком. Скорее всего целиком, так как есть указание на наличие пашни «в трех местах». Второй по площади – были сенокосы, занимавшие около четверти всего надела, так как долгая зима в этих краях требовала создавать запасы сена значительно большие, чем в южных губерниях России. Судя по тому, что сенокосы располагались «в четырех местах», они имели разную производительность. При средней урожайности сенокосов дикорастущих трав в Оханском уезде от 60 до 120 пудов с десятины[29], такой участок позволял создать на зиму запас сена 10-11 тонн, что давало возможность прокормить одну корову, одну лошадь и несколько голов коз, овец или телят.
Лакуну в отсутствии в фондах ГАПК ревизских сказок 5-8 ревизий позволяют восполнить метрические книги приходов Входо-Иерусалимской, Николаевской церквей села Паинского (с 1800 по 1833 гг.), Богородице-Казанской церкви села Ново-Паинского (открытой взамен сгоревшей летом 1833 года Николаевской церкви) и Михайло-Архангельской церкви села Ситниковского (с 1844 года). В последнем случае церковь была учреждена в качестве единоверческой. К особенностям ведения метрических книг в указанных приходах следует отнести наличие записей о рождении, венчании и смерти раскольников, с указанием об этом особого примечания, ведение отдельного реестра венчаний раскольников в МК ряда лет, что было обусловлено значительным числом старообрядцев в исследуемой местности. По данным на 1837 год всего при селе Паинском во владениях Бутеро-Родали и Лазаревых насчитывалось 514 крестьянских дворов и 1837 душ мужского пола, из которых 1006 чел. (54,8%) были православными, 534 чел. (29%) – единоверцами и 297 чел. (16,2%) – старообрядцами[30].
В указанных приходах нередки были случаи венчания пар православный+раскольник, православный+единоверец, единоверец+раскольник. При этом метрические книги не охватывают весь массив событий в жизни старообрядцев, часть из которых уклонялись от церковно-приходского учета. В записях также содержится указание на принадлежность крестьян определенному владельцу, например, крестьянин княгини Бутеро или крестьянин господ Лазаревых, которое сохраняется вплоть до 1870-х гг., несмотря на отмену крепостного права.
Ранние метрические книги (1800-1812 гг.) не содержат информации о делении крестьян на православных, раскольников и единоверцев. Подобное разделение начинает фиксироваться с 1813 года, когда в метрических книгах после раздела о венчании появляется подраздел «Браки, венчавшиеся в старообрядчестве»[31]. Поэтому брак моего пра (5 раз) деда Пепеляева Анания Маркова (ок. 1794 – 1844 гг., пра (5 раз) дед) и Батуровой Аграфены (Анны) Матвеевой (ок. 1794 – 1858 гг.), венчанный 11 февраля 1810 года[32] – записан как обычный брак, а венчание вторым браком его отца – Пепеляева Марка Денисова (ок. 1774 – после 1850 гг.) и Пепеляевой Матроны Леонтьевой (ок. 1784 – 1825 гг.) 14.02.1813 года[33] – записано уже в разделе браков, венчанных в старообрядчестве. Записи метрических книг позволяют судить, что наша ветвь Пепеляевых находилась в расколе уже в начале XIX века, а в 1840-е гг. стала принадлежать к единоверцам. Что, впрочем, не помешало им в 1870-е гг. вновь уклониться из единоверия в старообрядчество. Такой гибкий подход в вопросах выбора веры и церковного учета делает сложнее работу исследователя, так как приводит к неполноте данных в записях метрических книг, наличия хронологических пробелов и, де-факто, утраченных данных о происхождении невест в тех случаях, когда запись о браке не была сделана.

Рис. 4. Фрагмент Метрической книги Николаевской церкви села Паинского за 1810 год с записью о венчании Пепеляева Анания Маркова и Батуровой Аграфены Матвеевой. ГАПК. Ф. 37. Оп. 2. №25, Л. 128-об.
Об истории построения Михайло-Архангельской единоверческой церкви в селе Ситниковском и открытии прихода повествует обширное дело из фондов ГАПК «Дело о постройке деревянной единоверческой церкви в селе Паинское»[34]. В нем в частности содержатся эскизы и план не сохранившейся до наших дней церкви, выполненный архитектором Шаповаловым, а также вся переписка, предшествовавшая выбору места, согласованию его между владельцами и крестьянским сходом, определению расходов на строительство, выбору подрядчиков, закупки утвари и других. Процесс оказался долгим и затянулся почти на 8 лет (с 1836 по 1844 год). Освящение храма в итоге состоялось только 22 января 1844 года. Первым его настоятелем по прошению местных единоверцев и с благословения Пермского епископа стал священник Гавриил Васильев Попов (ок. 1792 – 03.09.1862 гг. ст.)[35], ранее служивший в единоверческой церкви в селе Воробьевском.

Рис. 5. Проект Михайло-Архангельской церкви с селе Ситниковском архитектора Шаповалова, 1837 г. ГАПК. Ф. 280. Оп. 1. №677, Л. 8.
Именно Михайло-Архангельская единоверческая церковь в селе Ситниковском была храмом, который посещали мои предки в 1840-1870-е гг. Здесь были крещены все дети Зотия Ананьева Пепеляева (ок. 1828 – после 1867 гг., пра (4 раза) дед) и его жены Федосьи Семеновой (в дев. Палкиной, ок. 1821 – после 1867 гг., пра (4 раза) бабушка), венчались браком его сыновья, в том числе Артемий Зотов Пепеляев (1855 – после 1874 гг., пра (3 раза) дед) и Стефанида Нифантова Трухина (1851 – после 1874 гг., пра (3 раза) бабушка).
К ревизии 1850 года в дер. Чащенки насчитывалось 3 двора, в которых проживали 19 мужчин и 23 женщины, все члены семей Пепеляевых. Наши предки записаны во дворе под номером 355[36]. Глава семьи Марко Демидов (Денисов) Пепеляев 81 года, его сын Ананий, умерший в 1844 году, сноха, Ананьева жена Аграфена Матвеева (Оботурова), внук Зотий Ананьев 21 года (пра (4 раза) дед, ок. 1823 – после 1867 гг.), его жена Федосья Семенова (ок. 1821 – после 1867 гг.), их дети (правнуки Марко) Аввакум (Абакум) 1 года и Александра 5 лет, второй сын Марко – Абрам Марков Пепеляев 38 лет, его жена Анна Матвеева 41 года, их дети Прокопий 8 лет, Ховронья 16 лет и Анна 15 лет. А кроме того дочь Ананья, девка Варвара 30 лет и ее незаконнорожденная дочь Евдокия 6 лет.
Такой состав семьи примечателен тем, что одновременно зафиксировано совместное проживание 4 поколений, от прадеда до правнуков, что было достаточно редким явлением в силу невысокой продолжительности жизни крестьян в середине XIX века. Однако именно в роду Пепеляевых мы встречаем немало верифицированных долгожителей. Так брат Марко – Ефим Демидов (Денисов) Пепеляев прожил более 70 лет, их дядя – Юда Харитонов (ок. 1764 – 1836 гг.) – 72 года, Пепеляевы Андрей Петров (ок. 1751 – 1835 гг.) и Петр Михайлов (ок. 1732 – 1818 гг.) из дер. Оренкиной, прожили соответственно 84 и 86 лет, также застав при жизни своих правнуков, Трофим Семенов Пепеляев – 89 лет. Подчеркну, что речь идет именно о верифицированных долгожителях, а не тех, у которых в записи о смерти в метрической книге написано 90 или 100 лет. На деле такие записи всегда оказывались неверны, а возраст покойных значительно завышен.
Благодаря просмотру дела о строительстве единоверческой церкви, мне удалось получить информацию, что многие крестьяне, по отсутствию соответствующего храма, были вынуждены совершать длительные паломничества (по 30-40 верст) до ближайших единоверческих церквей в селах Воробьевском или Ильинском. Именно там, в метрической книге Введенской церкви села Воробьевского обнаружена искомая запись о венчании 30.01.1842 г. Зотия Ананьева Пепеляева 19 лет и Федосьи Семеновой Палкиной 21 года, оба указаны православного (!) исповедания[37]. Выявлено 6 записей о рождении у Зотия и Федосьи детей, все в метрических книгах прихода Михайло-Архангельской единоверческой церкви села Ситниковского: помимо Александры (16.03.1845 г. ст. – после 1850 гг.), Ирина (15.05.1847 г. ст, умерла во младенчестве), Аввакум (01.12.1849 г. ст. – после 1873 гг.), Иван (01.06.1851 г. ст. – после 1873 гг.), Артемий (13.10.1855 г. ст. – после 1874 гг.), Семен (01.02.1857 г. ст. – 01.04.1857 г. ст). во всех случаях родители записаны единоверцами, а восприемниками при крещении детей выступали родственники: двоюродные и троюродные братья и сестры отца.

Рис. 6. Фрагмент Метрической книги Введенской церкви села Воробьевского за 1842 год с записью о венчании Пепеляева Зотия Ананьева и Палкиной Федосьи Семеновой. ГАПК. Ф. 37. Оп. 3. №5, Л. 350-об.
Дальнейшую судьбу этого семейства мы рассмотрели в предыдущем очерке. Благодаря найденной и проанализированной информации, в изучении истории рода Пепеляевых можно поставить если не точку, то запятую и обобщить ключевые, полученные в ходе исследования, выводы:
1. Род Пепеляевых относится к числу древнейших, русских по происхождению, пермских родов. Его представители зафиксированы в старейшей Пермской переписи – писцовой книге Ивана Яхонтова 1579 года в погосте Рядикоре.
2. Фамилия «Пепеляев» сформировалась не позднее 1-й четверти XVII века, и продолжила существовать в этой форме до наших дней, не претерпев изменений. По своему виду относится к числу отыменных фамилий и образована от некалендарного имени первого документально установленного представителя рода – Пепеляя (Епифана) Тимофеева (ок. 1540 – после 1590 гг.).
3. В процессе увеличения численности представителей рода Пепеляевых во 2-й пол. XVII – начале XVIII вв. от него обособились новые рода – носители самостоятельных фамилий: от Сергея (Сергушки) Григорьева Пепеляева (ок. 1595 – после 1647 гг.) – Сергиевых/Сергеевы, от Льва (Левки) Григорьева по прозвищу Шадра (ок. 1608 – после 1647 гг.) – Шадрины, от Зота (Изотко) Абрамова Пепеляева (ок. 1625 – после 1681 гг.) – Зотины/Зотиевы.
4. Основным очагом проживания представителей рода Пепеляевых, после их переселения с Рядикора на рубеже XVI – XVII вв., становится регион по реке Обве и местность к югу от нее, очерченная с востока и юга течением реки Камы. В административном делении сер. XIX в. эта местность составляла северо-восточную оконечность Оханского и северо-западную часть Пермского уездов Пермской губернии.
5. По мере передачи указанных выше земель Строгановым род Пепеляевых в основной своей массе уже к началу XVIII века оказался в крепостной зависимости и пребывал в ней до отмены крепостного права в 1861 году. Отдельные линии, например, Пепеляевы из Шерьинской волости, перешли в это же время в сословие монастырских, а позже – экономических крестьян.
6. В религиозном отношении, Пепеляевы Ново-Паинской и Стряпунинской волостей уже к началу XIX века являлись, в основном, старообрядцами, с тенденцией перехода в единоверие после открытия соответствующих храмов в селе Воробьевском (1835 г.), Ситниковском (1844 г.) и Стряпунинском (1854 г.). Лишь небольшая их часть оставалась в числе православного населения.
7. Брачно-семейные отношения Пепеляевых Ново-Паинской и Стряпунинской волостей характеризуются тенденцией к заключению венчанных в единоверческих церквях браках, а также «раскольничьих» не венчанных браков. При выборе женихов и невест в ˃90% случаев Пепеляевы ограничивались теми парами, что происходили из крепостных крестьян княгини Шаховской (Бутеро-Родали) или господ Лазаревых. Браки между крестьянами указанных помещиков совершались свободно.
В заключении необходимо выделить предстоящие задачи по изучению указанного рода. В первую очередь – это более подробный анализ содержания метрических книг 1870-1920-х гг. по Оханскому уезду, который позволит дополнить сведения о представителях рода, проживавших накануне революции и их конфессиональной принадлежности. Во-вторых – предстоит организовать ДНК-тестирование представителя Пепеляевых по мужской линии для определения Y-хромосомной гаплогруппы. В-третьих – предпринять попытку обнаружения предков родоначальника Пепеляя (Епифана) Тимофеева в актовых материалах 2-й пол. XVI века и установления фамилий, которые стали носить представители других ветвей этого рода, отделившихся до переписи 1579 года.
#генеалогия #история #Пермь #Оханский #Пепеляевы #крепостные #Строгановы #Лазаревы #старообрядцы
[1] Чагин. Г.Н. Размещение и численность населения в Пермской вотчине Строгановых
во второй половине XVI – начале XVIII века // Историческая демография (Научный журнал), №2 (16), Сыктывкар, 2015. С. 5.
[2] Чагин Г.Н., там же, С. 7-8.
[3] Отдел рукописей РГБ. Ф. 256. №308, л. 93.
[4] Полякова Е.Н. Формирование Пермских отыменных фамилий в XVII – XVIII веках // Вестник Пермского университета, 2010. Вып. 3(9)., С. 12.
[5] Полякова Е.Н. Словарь Пермских фамилий. Пермь, 2005., С. 287.
[6] Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен / Труд Н.М. Тупикова; [Предисл.: А. Соболевский]. - Санкт-Петербург : тип. И.Н. Скороходова, 1903., С. 298, 688.
[7] Отдел рукописей РГБ. Ф. 256. №308, л. 37.
[8] Там же, л. 94-об. – 95.
[9] Климанов С.А. Расширение источниковой базы и новые результаты в изучении писцовых книг Перми Великой 1579 г. и 1623-24 гг. Часть II // Гуманитарные исследования. История и филология. Электронный научный рецензируемый журнал. 2023. № 10. С. 19.
[10] Отдел рукописей РГБ. Ф. 256. №308, л. 139.
[11] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. №361, л. 164 – 164-об.
[12] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. №489, л. 149-об. – 150-об.
[13] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. №489, л. 238-об.
[14] Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в., М.: Наука, 1972., С. 197-198.
[15] РГАДА. Ф. 1455. Оп. 3. IV – Соликамские акты. №68.
[16] Отдел рукописей РГБ. Ф. 256. №308, л. 36.
[17] Там же, л. 37.
[18] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. №442, л. 372-об. – 373.
[19] Там же, л. 379.
[20] Чагин. Г.Н., там же, С. 8-9.
[21] РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. №1497.
[22] Там же, л. 251-об.
[23] РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. №2175, л. 196-об.
[24] РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. №2175, л. 259-об. – 260-об.
[26] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. №376., л. 420 – 420-об.
[27] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. №1642, Л. 553-об. 554.
[28] ГАПК. Ф. 177. Оп. 3. №104., Л. 15.
[29] Материалы к оценке земель Пермской губернии / Стат. бюро Пермск. губ. земства. - Пермь : Губ. тип., 1898 - 1906. Т. 1 : Оханский уезд. - 1898. Отд. II, С. 89 – 107.
[30] ГАПК. Ф. 280. Оп. 1. №677, Л. 16.
[31] ГАПК. Ф. 37. Оп. 2. №33, Л. 104.
[32] ГАПК. Ф. 37. Оп. 2. №25, Л. 128-об.
[33] ГАПК. Ф. 37. Оп. 2. №33, Л. 104.
[34] ГАПК. Ф. 280. Оп. 1. №677.
[35] ГАПК. Ф. 37. Оп. 2. №206, Л. 248-об. – 249.
[36] ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. №2133, Л. 171-об. – 173.
[37] ГАПК. Ф. 37. Оп. 3. №5, Л. 350-об. – 351.

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.