Марийские мои праматери носили и передавали вот такой гаплотип.
Одна из первых гаплогрупп Европы, найдена у фатьяновцев, у воинов сражавшихся в битве при Толлензе, у новгородской знати, да и у викингов, хватает и в Карпатах у тамошних аборигенов.
Битвой в долине реки Толлензе называют столкновение, произошедшее в бронзовом веке на берегах реки Толлензе (Долен) в Мекленбурге — Передней Померании. Это первое известное нам сражение в европейской истории[1]. Радиоуглеродный анализ показал, что сражение произошло (приблизительно) между 1300 и 1200 годами до н. э.[2] Иногда рассматривается в контексте общей катастрофы бронзового века (при широком её понимании).
У марийцев пока не встречал её. Возможное появление это набеги черемис на Север Руси описанные в Житие Варнавы Ветлужского - который и сам был пленником черемис. Хотя у нас в Царёвококшайске поляки в ссылке ещё были , но вряд ли среди них были женщины.
Сайт Yfull пишет что 750 лет назад наша общая праматерь могла жить прямая , с поляками , финнами и прочими европейцами, но этих больше всего.

Благодарю Ярослава Григорьева, который продвинул меня по знаниям предков по линии матери. Благодаря ресурсу https://yandex.ru/archive/catalog/6f0090a5-6642-4101-..
Бабушка оказалось родом из Туруново.
Набросал древо небольшое. Дошел до имён прапрапрадедушек и фамилию Константинов у предков нашёл.
Буков много, смысла мало...похоже на бред...тщательнее надо бы...
Третья по численности группа (первая и вторая это финки и полячки) с нашим гаплотипом это Север России от Карелии до Устюга. и есть вот такая интересная история.
Преподобный Варнава Ветлужский – священник, осветивший своими подвигами ветлужскую сторону, прибыл в безлюдное Поветлужье из города Великого Устюга в 1417 году. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельском или Иоанно-Предтеческом. Из его жития следует, что он был «саном иерей» в местном приходе, где крестил язычников и татар. При пострижении преподобный получил новое монашеское имя – Варнава, в честь святого Апостола Варнавы. В это время бассейн реки Ветлуга представлял собой глухой край, населённый марийцами.
Тогда, в начале XV века земли городов Устюга и Галича вошли в состав Московского княжества. Не желая усиления Москвы, Нижегородский и Вятский князья пошли войной на «московитов». К ним присоединились татары и черемисы. В 1417 году хан Дервиш и черемисский князь Кельдибек с Ветлуги вместе с вятичами совершили большой набег на Великий Устюг. Город был разорён, многие попали в плен. По преданию, марийцы увели тогда местного священника Варнаву на Ветлугу, где он и поселился, получив свободу.
Согласно летописи, собранной краеведом начала XX века Д.П.Дементьевым в его «Историческом очерке Пыщугской волости Ветлужского уезда с древнейших времён», пленника привезли в г. Якшан (ныне село Кажирово) на Ветлуге. Князь Кельдибек даровал Варнаве свободу и позволил ему священнослужение в церкви в честь Святителя Николая.
Из Якшана священник отправился вниз по Ветлуге на плотах. В местах его остановок были основаны станы. Это сёла Воздвиженское (ныне Притыкино), Богородское, Рождественское, город Ветлуга.
Последним пунктом путешествия в нижнем течении реки Ветлуга, где поселился подвижник, стала Красная гора. На высоком берегу священник срубил скит, рядом с которым поставил маленькую часовню. Овладев языком местных жителей, преподобный отец начал проповедовать на берегах Ветлуги Слово Божие. Большое влияние на народ оказывали образ подвижнической жизни святого, его любовь, воистину преображавшая его мир. Варнава лечил людей травами и добрым словом. Очевидно, знание трав и житейская мудрость и дали ему имя «Преподобного». Даже лютые звери при нём смирели, а путники приходили к нему за советом, получали благословление. За высокие подвиги Преподобного отца глубоко уважали. Так, в постах и молитвах Преподобный Варнава прожил в своей келье на Красной горе 28 лет, собрав вокруг себя небольшую колонию русских монахов и земледельцев.сленности.
https://nplus1.ru/news/2023/06/06/population-from-medieval-novgorod
Генетики прочитали ДНК трех средневековых новгородцев из найденного в Юрьевом монастыре саркофага
Останки принадлежали людям, жившим в XII или XIII веке
В дальнейшем они сосредоточились на изучении митохондриальных геномов, которые указали на то, что эти люди не были родственниками по материнской линии, поскольку все они оказались носителями разных гаплогрупп. Так, взрослая женщина принадлежала к гаплогруппе I1a1a1, которая сегодня встречается в Европе, на Ближнем Востоке и в некоторых районах Африки. Однако больше всего она распространена в Иране и Турции (около 9,8 процента населения) и среди русинов из западной части Карпат (11,3 процента). Кроме того, эта гаплогруппа часто встречалась у скандинавов эпохи викингов.
Изучив другие древние митохондриальные геномы, исследователи нашли три последовательности, которые отличаются не более чем на одну—три замены. Носителями этих вариантов оказались индивид из древнерусского кургана, раскопанного в Вологодской области; человек, живший около 3200 лет назад, останки которого нашли на месте битвы у реки Толлензе; индивид эпохи викингов, останки которого раскопали на Готланде; человек, кости которого обнаружили в коллективном погребении XIII века в Ярославле. Исходя из этого, ученые предположили, что гаплогруппа I1a1a1, видимо, была распространена на территории Древней Руси.
Об имени деревни моих праматерей.
Название деревни Туруново привлекло внимание ученых-языковедов. Доктор филологических наук И.С.Галкин в книге "Тайны марийской топонимики" дает такое толкование: "Название это собирательное, объединяющее четыре марийские деревни: Ведесола (Федоскино), Ямисола (Яметкино), Янсола (Никиткино), Алексисола (Богданово). По-марийски Туруново называется Какшамарий или Турун Какшамарий, т.е. Кокшайские мари или Туруновские кокшайские мари. Топоним Турун (Туруново) возник из языческого собственного имени мари - основателя деревни, ставшего затем собирательным. Собственное языческое имя Турун, Торун существовало у марийцев еще в XVIII-XIX вв., которое восходит к булгарскому турун - "князь". В 1649 г. существовала Турунова волость. Это тоже говорит об антропонимной системе топонима.